Оказание услуг и правовой помощи инвалидам и маломобильным гражданам
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
Инфотека
Государственная Регистрация и Лицензирование
Регистрация уведомлений
Административная практика
Судебная практика
Организация деятельности
Планы контрольно-надзорных мероприятий
Информация о проведенных проверках
Социально-гигиенический мониторинг и научно-практическая деятельность
Ведомственные целевые программы
Информационные системы, реестры
Для предпринимателей
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ДОКУМЕНТЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
Что делать потребителю при некорректном и грубом поведении продавца
Можно ли привлечь к ответственности продавца, исполнителя работ или услуг, который проявил некорректное поведение и грубость при общении с покупателем? Может ли Роспотребнадзор наказать продавца за это? Эти вопросы интересуют многих граждан, которые обращаются с жалобами в Управление Роспотребнадзора по Амурской области.
Национальный стандарт РФ «Услуги торговли. Требования к персоналу» ГОСТ Р 51305-2009 предъявляет к персоналу торговли такие требования, как знание и соблюдение профессиональной этики, знание и соблюдение культуры торгового обслуживания покупателей. Указанный стандарт называет необходимые п рофессиональные этические нормы поведения персонала предприятий торговли: вежливость, тактичность, доброжелательность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей. Но не все продавцы знают об этих требованиях и соблюдают их.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», сотрудников предприятий торговли можно привлечь к административной ответственности за ряд нарушений, таких как: обсчет, обвес, продажу некачественного товара и т. д., однако указанный закон не предусматривает ответственности за недоброжелательное отношение продавца к покупателю. Очевидно потому, что соблюдение общих правил этикета и поведения обязательно для всех граждан современного общества.
Как же следует поступать потребителю, если его невежливо обслужили в магазине, кафе или другом предприятии сферы обслуживания?
Рекомендуем в таких случаях обратиaться к администрации магазина или кафе с письменной или устной жалобой на грубое отношение персонала. Можно потребовать книгу отзывов и предложений и сделать в ней запись. Любой владелец заведения не заинтересован в том, чтобы его сотрудники отпугивали покупателей некорректным поведением и может привлечь грубияна к дисциплинарной ответственности.
В случае если конфликт с персоналом торговой точки не удалось урегулировать административным методом, Гражданский кодекс РФ устанавливает гражданско-правовой способ защиты прав, чести и достоинства граждан – в судебном порядке.
Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?
Меня раздражает их навязчивое желание заглянуть ко мне в сумку — как при входе, так и при выходе, — только потому, что им так хочется. Якобы это регламентировано внутренней процедурой, которая обязывает меня открывать сумку и демонстрировать ее содержимое. Но это можно расценить как вторжение в личную жизнь.
Насколько я прав и как можно дать понять чоповцу, что завтра ему лучше отвернуться, когда я буду входить на территорию предприятия?
Любое действие сотрудников ЧОП регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. И далеко не всегда осмотр содержимого сумок — это превышение полномочий сотрудника охраны.
Проверьте трудовой договор
Вы пишете, что работаете на предприятии с пропускным режимом. Чтобы выяснить, превышают ли охранники свои полномочия или нет, надо смотреть не только их инструкции, но и нормативные документы, регламентирующие ваши отношения с работодателем, а именно трудовой договор. Вполне возможно, что в договоре с работодателем есть пункт, который позволяет охране каждый день контролировать содержимое вашей сумки.
Договор — дело добровольное. Если вы его подписали именно в таком виде — оснований для претензий в адрес охраны быть не может.
В условиях трудового договора, контракта, правил внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены санкции за невыполнение требований охраны. Трудовым договором нельзя обязать проходить ежедневный осмотр: это незаконно. Но за отказ можно, например, не допустить до работы или просто не пропустить на территорию предприятия. Это по закону.
Такие условия должны быть предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между вами и работодателем, либо в требованиях внутреннего трудового распорядка.
Не исключено, что действия сотрудников ЧОП связаны не с «синдромом маленького человека», а с требованиями трудового договора и их внутренними инструкциями. Но без нормативных документов перед глазами говорить об этом сложно.
Это не вторжение в личную жизнь, а защита коммерческих интересов
Просьба показывать сумки на выходе — далеко не самая экзотическая, с какой мне приходилось сталкиваться. Например, если организация работает со сведениями, содержащими государственную тайну, на входе сотрудники охраны могут предложить сдать сотовый телефон, а вернут его только после выхода из помещения. Можно отказаться, силой отбирать телефон не будут, но и в служебное помещение вас не пустят.
А в организациях, связанных с добычей и переработкой золота, могут предложить снять принадлежащую вам одежду и переодеться в рабочий комбинезон без карманов. Это допустимо — если работник дал письменное согласие соблюдать такие требования.
Это не будет считаться вторжением в личную жизнь, если в договоре между работником и работодателем прописаны подобные условия. Работодатель таким образом защищает свои коммерческие интересы. Если вы не согласны соблюдать его требования — можно отказаться от сотрудничества либо договориться с работодателем, чтобы к вам применялись другие условия труда.
Что может делать сотрудник ЧОП
По закону частный охранник, находящийся на проходной предприятия, имеет право:
В вашем случае сотрудники ЧОП ссылаются на обеспечение внутриобъектового и пропускного режима. Порядок его организации установлен статьей 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ ». Там сказано, что частные охранники могут проверять документы, дающие право на вход, проводить осмотр транспортных средств и имущества. Есть важная оговорка: правила, которые установил владелец предприятия, не должны противоречить закону.
Чем отличается осмотр от досмотра
Документальное оформление осмотра не требуется, протокол составлять не нужно.
Досмотр — это мера принуждения. Требования к ее проведению прописаны в законе. Сотрудник частного охранного предприятия не имеет права на проведение досмотра. Его может проводить только сотрудник уполномоченных государственных органов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Закон допускает досмотр без понятых, но только в одном случае: если у сотрудников полиции есть основания считать, что человек, которого они досматривают, вооружен.
По результатам досмотра в обязательном порядке составляют протокол.
Закон тут устанавливает единые требования для всех: и для сотрудников полиции, и для охранников на проходной, и для сотрудников служб безопасности в супермаркетах.
Если охранник, скажем, в магазине установит, что есть какое-то правонарушение, он может вызвать полицию. И только полицейский, если увидит на то основания, уже может провести досмотр.
А как же осмотры в метро, торговых центрах, клубах и барах? Это законно?
Законно — но только при наличии вашего согласия. У вас нет трудовых отношений с охраной клуба, метро или торгового зала. Сотрудник ЧОП не может потребовать вас вывернуть карманы или показать сумку, даже если ему показалось, что вы совершили противоправное деяние. Заставить вас он не имеет права.
Охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки или карманов. Вы имеете право отказаться — но в этом случае охрана может вызвать сотрудников полиции. Если сотрудники полиции увидят основание для досмотра или осмотра — они будут проводить его самостоятельно.
Но есть еще один момент, который следует учитывать. Если в торговом центре охрана заботится в основном о товаре на полках, то при осмотрах, например, в метро сотрудники ЧОП заботятся о безопасности всех граждан в целом. Такие меры безопасности появились не на пустом месте, а после терактов, и в этом случае, на мой взгляд, к неудобствам следует отнестись с пониманием.
Напоследок
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Несет ли продавец ответственность за травмы покупателей, полученные в торговом зале?
Продавец обязан обеспечить безопасность покупателей в торговом зале. Если кто-то из посетителей получит травму, продавца могут привлечь к административной ответственности.
Законом предусмотрено право потребителей на безопасность товаров при их использовании, хранении, при транспортировке и утилизации. По Правилам продажи отдельных видов товаров продавец обязан соблюдать требования к организации и осуществлению торговли. В частности, помещения, оборудование и инвентарь, находящиеся в распоряжении продавца, а также сами товары должны отвечать требованиям безопасности. Безопасность товаров должна быть обеспечена при приемке, хранении, подготовке к продаже, выкладке, отпуске покупателям, а также в процессе реализации.
Продавца мебели оштрафовали на 15000 рублей за то, что в принадлежащем ему торговом зале упавший шкаф причинил вред здоровью ребенка одного из покупателей. В постановлении от 20.07.2020 № 13АП-13706/2020 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о правомерности такого наказания. По мнению суда, продавец не обеспечил надлежащее крепление шкафа, что привело к его падению и причинению травмы покупателю. Доводы продавца о наличии необходимого крепежа судом были отклонены, поскольку документальных доказательств этого продавец не представил. Также суд не принял во внимание и возражение о том, что магазин был введен в эксплуатацию без замечаний к его техническому состоянию, а шкаф соответствует всем требованиям технических регламентов. Судьи отметили, что устойчивость шкафа зависит не только от технического состояния полов и наличия декларации соответствия, но и от принципа размещения товаров в торговом зале, а также от надежности используемых креплений.
Таким образом, продавец не обеспечил безопасность покупателей в торговом зале и был привлечен к ответственности правомерно.
Источник: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 N 13АП-13706/2020 по делу N А56-10477/2020
Что будет, если увезти из супермаркета рыбу и не заплатить
Дело было в Самаре на Рождество. Мужчина пришел в супермаркет закупить продукты к праздничному ужину. В рыбном отделе его внимание привлекла большая туша лосося — почти на 5 килограммов. Мужчина попросил продавца упаковать рыбу. Затем он положил ее в тележку к другим продуктам и поехал на кассу. Там он выложил на кассовую ленту все, кроме лосося, расплатился картой — и ушел домой вместе с неоплаченной рыбой.
Вечером во время инвентаризации в магазине обнаружили пропажу: по документам было продано два лосося, а оплачен только один. Сотрудники магазина посмотрели записи с камер видеонаблюдения и вычислили, кто похитил товар. Информацию передали в полицию. По данным банковской карты, которой расплатился мужчина, быстро обнаружили похитителя и возбудили уголовное дело.
Аргументы сторон
Мужчина. Я действительно взял тушу лосося и не заплатил за нее. Но не потому, что хотел ее украсть, а потому, что мне на кассе стало плохо. Меня резко затошнило, закружилась голова, потемнело в глазах. Я подумал, что у меня проблемы с сосудами, поэтому поскорее расплатился и вышел на воздух, а про эту рыбу просто забыл.
Через пару дней меня вызвал участковый. Так я узнал, что меня подозревают в краже. Я считаю, что для крупнейшей сети супермаркетов одна рыба — это ерунда. Но раз на видеозаписи все зафиксировано, то вину признаю. Я уже компенсировал магазину стоимость товара и хочу прекратить дело в связи с примирением сторон.
Представитель супермаркета. Все было совсем не так. Этот мужчина заранее задумал украсть рыбу. Он специально придвинул ее к краю тележки, а в кассовой зоне выставил бутылки с водой забором — так, чтобы закрыть кассиру обзор. Обычно покупатели не выкладывают на ленту крупногабаритный товар, вместо этого продавец встает с места и пробивает покупки. В общем, все это было сделано, чтобы спрятать украденное.
К производственным травмам относятся телесные повреждения, которые трудящиеся могут получить в ходе выполнения работ по заданиям работодателей. Это может случиться непосредственно на территории организации или за ее пределами. При этом важно, чтобы пострадавший выполнял работу, которая входит в его должностные обязанности или была поручена руководством. Например, если курьер после звонка шефа зашел в магазин купить бумагу для офисного принтера и подвернул ногу, это будет считаться производственной травмой. А если это произошло, когда он заходил в магазин за сосисками к домашнему ужину, то травма производственной считаться не будет.
Не относятся к производственным травмы, которые произошли по дороге на работу или с работы. Исключение – если трудящийся ехал в транспорте, принадлежащем предприятию, отправился в командировку или служебную поездку, направлялся на место, где будут выполняться работы, или обратно. Также не связываются с производством самоповреждения и травмы, которые произошли исключительно из-за алкогольного опьянения либо токсикологического отравления пострадавшего (если это не связано с нарушением технологических процессов на предприятии).
Чтобы правильно организовать расследование несчастных случаев необходим правильно классифицировать травмы:
2. Несчастный случай, относящийся к категории тяжелых. Тяжелый несчастный случай, это случай со 100% инвалидностью с длительностью лечения или перевода работника на другую работу. По порядку расследования, тяжелый несчастный случай приравнивается к смертельному случаю. По нему также предусмотрена уголовная ответственность.
3. Несчастный случай, относящийся к категории легких. Это несчастные случаи, которые чаще всего происходят. Когда человек что-то повредил, что-то сломал, он полечился, и последствий для здоровья для него нет. Работника, как работал по своей профессии, так и будет работать по ней. Когда происходит легкий несчастный случай, мы создаем комиссию у себя на предприятии, никого не приглашаем. Уголовная ответственность по такому случаю не предусмотрена. На практике, в организации за квартал может быть 10 несчастных случаев, а уголовной ответственности не будет.
4. Несчастные случаи, относящиеся к категории групповых. Это когда при несчастном случае одновременно травмируются 2 и более работников. Сложность расследования заключается в том, что у одних работников будут незначительные травмы, и их случай приравняют к категории «Легкие несчастные случаи», а у других — будут более серозные травмы. Соответственно их приравняют к тяжелым.
5. Микротравмы. С точки зрения юридического права понятия «микротравма» не существует. Есть понятие «Травма без потери трудоспособности». Микротравма – это когда работник травмируется и идет в медицинскую организацию, ему делаю перевязку, обрабатывают рану. При этом врачи говорят, что работать можете и никаких серьезных отклонений здоровья нет. И этот работник на следующий день выходит на работу. Одна и та-же микротравма может для одного работника быть значимой, а для другого не очень. Преподаватель порезал палец – он может продолжать свою деятельность. А вот если электрик порезал палец, его профессиональная деятельность остается под вопросом. Кстати, в Государственной Думе обсуждается законопроект, который обяжет руководителей расследовать и учитывать все микротравмы, совершенные на предприятии.
6. Скрытый несчастны случай. Например, это происходит, когда работник травмировался дома, а на работе началось кровотечении, и в результате пришлось сделать перевязку. В этом случае работник пишет заявление и этот случай не расследуется. За срытый несчастный случай предусмотрена административная ответственность.
Заключение о том, какая травма была выдает только медицинская организация. Так, с работником что-то случилось. Мы отвозим его в медицинскую организацию и запрашиваем у них заключение о степени, характере, тяжести травм. Без этого заключения мы не сможем создать комиссию.
Внимание, есть случаи, когда работник что-то себе повредил, и врачи сказали, что травма относится к категории легких. Он долгое время лечится, но не выздоравливает. В этом случае легкая травма может перейти в категорию тяжелых. А хуже всего, когда тяжелые травмы переходят в категорию смертельных.
Производственная травма: ответственность работодателя
Работодатель заинтересован в проведении качественного расследования и своевременном оформлении документов по производственным травмам не меньше трудящихся. Ему это нужно для того, чтобы:
Производственная травма на производстве: что грозит работодателю
Если на производстве фиксируется производственная травма, первое, что грозит работодателю, — это проведение спецоценки условий труда на том рабочем месте, где произошел НС, заново. Это необходимо сделать в течение 6 месяцев после того дня, в который произошла травма. Основная неприятность этого процесса для работодателя – материальные расходы и решение ряда организационных вопросов.
Сюда же можно отнести необходимость материально обеспечивать работу комиссии по расследованию НС, организовывать и финансировать мероприятия, которые ей нужны для выполнения своих функций: транспортировку членов комиссии на место происшествия, проведение исследований, испытаний, замеров, привлечение узких специалистов или профильных организаций.
Второе, что грозит работодателю, на производстве у которого была допущена производственная травма, — это связанная с ней внеплановая проверка ГИТ. Как правило, это происходит после групповых, смертельных несчастных случаев, а также случаев тяжелого травмирования (особенно когда человек надолго утратил трудоспособность либо остался инвалидом). С проверкой могут прийти и специализированные надзорные органы. Например, после несчастного случая, связанного с обслуживанием электроустановки, на проверку явятся и инспекторы Госэнергонадзора.
В список того, что грозит работодателю, на производстве у которого зафиксирована производственная травма, входят также административная и уголовная ответственность.
В случае повторного нарушения штраф может быть заменен временной приостановкой деятельности организации или индивидуального предпринимателя до устранения нарушений. Максимальный срок – 3 месяца.
Уголовная ответственность наступает в случае смерти или причинения тяжелого вреда здоровью трудящегося, если:
Это могут быть крупный штраф, исправительные, принудительные работы либо лишение свободы.
Нужно понимать, что ответственность за различные направления обеспечения безопасности производственных процессов обычно возложена на должностных лиц организации. Поэтому в случае травмирования работников административную и уголовную ответственность несут именно эти лица, а не работодатель. Если же производственная травма произошла исключительно по вине работника, никакой ответственности он за это не несет. В качестве наказания ему снижается размер выплат по этой травме (в соответствии с величиной определенного комиссией по расследованию процента вины).
Сколько времени дается на оформление документов по производственным травмам
Время, которое дается комиссии, чтобы провести расследование и оформить документы по производственной травме, зависит от степени тяжести несчастного случая. НС с легкими травмами расследуются и оформляются максимум за 3 дня, с тяжелыми – за 15 дней. Несчастные случаи, во время которых пострадавшие получили несовместимые с жизнью повреждения, расследуются также за 15 дней.
Случаи травмирования, о которых работодателю стало известно невовремя, расследуются в течение 1 месяца со дня обращения пострадавшего. Это бывает, когда несчастный случай пытаются скрыть, или же последствия травмы проявились не сразу (например, произошел надкол кости, который вначале не доставлял болевых ощущений). При этом неважно, из-за чего произошла производственная травма: по вине работника, его руководителя, других лиц. Расследование проводится в любом случае.
Производственная травма: гарантии пострадавшему
В своевременном выявлении и правильном оформлении травмы больше всех заинтересован, конечно же, пострадавший. От этого зависят:
Трудящемуся, который получил производственную травму, выплаты и компенсации полагаются следующие:
В случае смертельной производственной травмы выплаты и компенсации получают члены семьи погибшего. При этом его нетрудоспособные родственники будут получать регулярные выплаты до тех пор, пока их трудоспособность не восстановится. Например, выплата прекратится, если жена выйдет из декретного отпуска или ребенок достигнет 18 лет (при условии поступления в институт на дневное отделение – до 23 лет).
А напоследок короткое видео:
Теперь Вы можете определить и классифицировать производственные травмы. Вы узнали сколько времени дается на оформление документов по производственным травмам. Какие выплаты и компенсации за производственные травмы предоставляются работникам.Какая ответственность у работника наступает при производственных травмах на производстве и что грозит работодателю.Мотивы работодателей и работников своевременно оформлять производственные травмы.