нантский эдикт год и что устанавливал

Нантский эдикт

Нантский эдикт (фр. l’édit de Nantes ) — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

Содержание

Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.

Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.

III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства. где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.

Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить. [2]

Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

При Людовике XIII

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.

В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».

Отмена

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нём, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.

Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэ называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию.

Источник

Нантский эдикт 1598 года: от шага терпимости к золотому веку в истории Франции

В последние дни всё чаще и чаще приходится наблюдать растущее непонимание между людьми, превращающееся на глазах в подлинную трагедию нравов. Так или иначе, конфликты мировоззрений, привлекающие в свидетели события прошлого и обретшие волей судьбы и обстоятельств самую неразумную — слепую и бескомпромиссную, нетерпимую — форму, проявляют себя и в стенах академических институтов, и на лестницах научных библиотек, и в кафетериях, на улицах, даже в личных разговорах близких людей. Быть может, такое обострение отношений когда-нибудь сочтут особой приметой нашего времени, но хотелось бы надеяться, что мы все-таки запомнимся потомкам чем-то иным. Прогуливаясь жарким июньским днем по старинным галереям Лувра и рассуждая о судьбах современного мира, я пытался вспомнить, было ли в давней истории место настоящей терпимости. Неужели история строилась лишь на насилии и нескончаемых конфликтах? В какой-то момент на глаза мне попались две картины, похожие друг на друга, словно отражения в зеркале. На полотнах кисти Франса Пурбуса Младшего (Frans Pourbus II) был изображен Генрих iv Наваррский — старый добрый король Анри (le bon roi Henri), как до сих пор называют его французы. И вот что показалось мне примечательным: на обоих портретах король изображен поразительно схоже, отличие лишь в цвете завесы на заднем плане и в том, что на одной из картин Генрих предстает перед зрителем в военном доспехе, а на другой — в скромном «штатском». Подобный дуализм не мог не занять моего разума, и память тут же выдала знакомую по многочисленным романам и историческим книгам формулу: «король по праву завоевания и по праву рождения, примиритель Франции». Именно это примирительное значение фигуры короля Генриха показалось мне особенно значимым в контексте той самой проявляющей сегодня себя нетерпимости, о которой я думал в то время.

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал Франс Пурбус Младший. Портрет Генриха Наваррского в доспехах. 1610 год. Лувр, Париж

Наверное, ни один профессиональный историк, да и просто человек, знакомый с историей Франции XVI века, не станет сомневаться, что роль, выпавшая на долю Генриха, была весьма непростой. Общество накалилось до предела, губительные религиозные войны между католиками и гугенотами разрывали страну, вспыхивая с новой силой то тут то там. На этом фоне известная всем трагедия Варфоломеевской ночи была лишь ярким, но непродолжительным эпизодом тех волн насилия, которые вновь и вновь захлестывали территорию некогда вполне мирной державы. Религиозный конфликт, политическая нестабильность, противостояние Католической лиги, ведомой Гизами, королевского двора и протестантов, обретших немалую силу, превратили «жемчужину Европы», как некогда отзывался о Франции Эразм Роттердамский, в вечно пылающий лагерь насилия и всеобщей вражды.

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал Нантский эдикт. Редакция документа, представленная в парламент Парижа в феврале 1599 года. Национальный архив Франции

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал Франс Пурбус Младший (1569–1622).
Портрет Генриха IV. 1610 год. Лувр, Париж

В любом случае осудить Генриха за подобную «непоследовательность» с позиции сегодняшнего дня сложно, если вспомнить, что основой его «сделки с совестью» было стремление к миру, по которому, словно по юноше, ушедшему в дальний поход, так истосковалась страна. И, конечно, новый король, успевший повоевать на стороне разных партий, понимал, что залогом мира может стать лишь терпимость и относительное равноправие.

В результате появился Нантский эдикт — замечательный исторический документ, так отличавшийся по своему стилю от всех прочих предшествовавших ему договорных примирительных соглашений. Вот уже не первое столетие его текст приковывает к себе внимание исследователей всего света. Его анализу посвятили свои работы многие именитейшие историки, социологи и религиоведы, и почти все они сходятся в одном: именно Нантский эдикт — эдикт о терпимости — положил конец кровавой эпохе религиозных войн и вновь направил страну на путь процветания.

Остальные статьи эдикта, как общей, так и секретной части его, разбирают частные вопросы. Так, католическое богослужение вводилось всюду, где оно было прекращено в результате войны, реформатская религия переставала считаться преступной, и никому не дозволялось учинять гонения на кальвинистов, где бы они ни проживали. Конечно, ошибочно полагать, что документ устанавливал полное равноправие между конфессиями. Так, реформатская религия не допускалась ко двору, запрещены были протестантские собрания, богослужения в Париже и других важных для короля землях. Но главный его мотив — свободы совести, вероисповедания и забвение прежних распрей ради грядущего мира — был, несомненно, самым важной и дорогой частью королевского волеизъявления.

Неудивительно, что изначально общество оставалось недовольным положениями изданного документа. Католиков не устраивали широкие уступки протестантам, протестанты же, напротив, видели в нем недостаточную поддержку своих прав, но главная цель — примирение нации, основанное на свободе, — им осуществлялась. И вот, по словам эдикта, подписанного в апреле 1598 года при Нанте, над Францией впервые за многие десятилетия распростерся долгожданный и благостный мир, который стал почвой для развития общества и государства.

Позднее эпоху правления Анри IV и действия Нантского эдикта французы назовут «добрым веком в истории Франции». Основой же этой эпохи можно считать согласие внутри общества, которое всегда является важнейшим элементом человеческого развития. И даже политическая драма у Ла-Рошели 1627-1628 годов воспринималась, вероятно, уже совсем по-другому, как часть чего-то совершенно чужого, непохожего на внутреннюю вражду прошлого столетия.

Фактически же действие Нантского эдикта продолжалось до времен правления Людовика XIV, бывшего ревностным и последовательным католиком. В 1661 году, когда значение его начало умаляться, в стране вновь возобновились гонения на протестантов, а с его полной отменой в 1685 году Франция потеряла за счет эмиграции несколько сотен тысяч людей, многие из которых были настоящим цветом своей страны.

И всё же память о веке спокойствия, о короле Генрихе и о том судьбоносном эдикте сохранилась до наших дней, ведь именно благодаря основам терпимости общество смогло восстановить свое положение и забыть о кошмаре внутренних распрей и войн хотя бы на один век. А потому закономерно и уже не так саркастично звучат слова старинной французской песни, прославляющей мирные времена Генриха: «Vive Henri Quatre! Vive ce roi vaillant. »

Быть может, и нашему, современному обществу предстоит когда-нибудь сделать подобный примирительный шаг, оставляющий за бортом все распри и столкновения — важнейший шаг терпимости, открывающий дорогу к эпохе подлинного общественного, цивилизационного и нравственного развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Этот день в истории: 13 апреля 1598 года король Франции Генрих IV издал Нантский эдикт

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал

13 апреля 1598 года в своем замке в Нанте французский король Генрих IV Бурбон издал эдикт, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Введение нового закона завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век».

Издание Нантского эдикта (l’édit de Nantes) было чрезвычайно смелым и дальновидным шагом со стороны Генриха IV, который, как никто другой, знал о том, насколько пагубен для государства религиозный раскол французского общества. В 18 лет, сам будучи гугенотом и королем Наварры, Генрих едва не погиб во время знаменитой Варфоломеевской ночи в Париже (24 августа 1572 года), которая случилась через несколько дней после его свадьбы с Маргаритой Валуа (королева Марго). Весь его путь к французскому престолу состоял из сплошных сражений — даже став формально королем Франции после гибели своего шурина Генриха III Валуа в 1589 году, он еще целых пять лет после этого был вынужден воевать, отстаивая свое право на престол.

Появление Нантского эдикта было бы совершенно невозможно без укрепления королевской власти, чего можно было достичь лишь силой. Другого выхода у короля не было — приняв ради французской короны католицизм, он не приобрел поддержки католиков, зато стал терять верность своих соратников-гугенотов. Шаткость нового правительства сказалась быстро — восстала Бретань, в страну вторглись испанцы, захватив Амьен. Поэтому, короновавшись и вступив в Париж в 1594 году, Генрих IV почти сразу отправляется на новую войну. Военное счастье снова не изменило королю: после четырех лет войны Бретань была покорена, а испанцы изгнаны. 13 апреля 1598 года Генрих утвердил Нантский эдикт, а 2 мая того же года был заключён Вервенский мир между Францией и Испанией. После нескольких десятилетий гражданских войн на Францию наконец снизошёл мир.

Согласно положениям Нантского эдикта, католицизм оставался господствующей религией Франции, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и некоторых других) и ряде сельских местностей. Гугеноты получили право занимать судебные, административные и военные должности. При парламентах Парижа, Бордо, Тулузы, Гренобля были созданы специальные палаты для разбора судебных дел гугенотов. Половина состава этих палат комплектовалась из числа гугенотов. Эдикт разрешал гугенотам созывать свои конференции и синоды.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб королю через его министров Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties) для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Кроме того, Нантский эдикт содержал секретные дополнительные статьи. В частности, во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь за счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главными крепостями были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Гугенотской депутации дальновидный монарх без обиняков заявил, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками.

Новый закон был враждебно воспринят католическим духовенством во главе с Римским Папой, который назвал эдикт «нечестивым». Радикально настроенные гугеноты также пытались его торпедировать, обвиняя короля в вероотступничестве и защите католицизма. Так что Генриху IV стоило больших усилий убедить парламенты областей внести эдикт в свои протоколы. Что, впрочем, ему удалось, правда за одним исключением: парламент Руана упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

Однако в мире нет ничего вечного. После войны с гугенотами 1625−1629 годов при Людовике XIII Ла-Рошель пала и секретные статьи Нантского эдикта были отменены (мирный договор в Але 1629 года). А в 1685 году король Людовик XIV Бурбон полностью отменил действие Нантского эдикта.

Источник

НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598

Нантский эдикт явил­ся пер­вой по­пыт­кой соз­да­ния сво­его ро­да дек­ла­ра­ции прав под­дан­ных французской мо­нар­хии не­за­ви­си­мо от их кон­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти. Из­дав Нантский эдикт, Ген­рих IV про­дол­жил по­ли­ти­ку ре­лигиозного при­ми­ре­ния, ко­то­рую без­ус­пеш­но пы­та­лись вес­ти по­след­ние ко­ро­ли из ди­на­стии Ва­луа (эдик­ты Кар­ла IX, Ген­ри­ха III и др.). Нантский эдикт объ­яв­лял официальной ре­ли­ги­ей ка­то­ли­цизм, воз­вра­щал ка­то­лической церк­ви кон­фи­ско­ван­ные за вре­мя вой­ны зем­ли, но вме­сте с тем пре­дос­тав­лял французским гу­ге­но­там сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. В Нантском эдикте дек­ла­ри­ро­ва­лись пра­ва про­тес­тан­тов на рас­по­ря­же­ние иму­ще­ст­вом, об­ра­зо­ва­ние, суд, медицинская по­мощь, за­ня­тие государственных долж­но­стей. В то же вре­мя Нантский эдикт ог­ра­ни­чи­вал воз­мож­но­сти от­прав­ле­ния куль­та про­тес­тан­та­ми: в круп­ных го­ро­дах, епи­скоп­ских ре­зи­ден­ци­ях и их ок­ре­ст­но­стях (Па­риж, Ту­лу­за, Ди­жон, Реймс, Шартр и др.) бо­го­слу­же­ние бы­ло за­пре­ще­но, при­чём спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­лось, что под «ок­ре­ст­но­стью» по­ни­ма­ет­ся тер­ри­то­рия от 2 до 5 лье. На про­тес­тан­тов на­ла­га­лось обя­за­тель­ст­во вы­пла­чи­вать де­ся­ти­ну в поль­зу гал­ли­кан­ской церк­ви (смотри Гал­ли­кан­ст­во), не ра­бо­тать во вре­мя ка­то­лических празд­ни­ков; слу­жи­тели про­тес­тант­ских церк­вей (как и ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­во) ос­во­бо­ж­да­лись от не­се­ния во­енной служ­бы и та­льи. Для су­деб­ных раз­би­ра­тельств по де­лам пред­ста­ви­те­лей ре­фор­ми­ро­ван­ной ре­ли­гии соз­да­ва­лись специальной па­ла­ты при пар­ла­мен­тах в Па­ри­же, Ту­лу­зе, Бор­до и Гре­ноб­ле, со­сто­яв­шие на­по­ло­ви­ну из про­тес­тан­тов. Со­глас­но Нантскому эдикту, в го­ро­дах, где бы­ло раз­ре­ше­но от­прав­ле­ние куль­та, по­зво­ля­лось от­кры­вать про­тес­тант­ские шко­лы и ака­де­мии (Мон­то­бан, Се­дан, Ним и др.). Важ­ной ча­стью эдик­та ста­ли сек­рет­ные ста­тьи, пре­ду­смат­ри­вав­шие со­хра­не­ние за гу­ге­но­та­ми за­ни­мае­мых ими со вре­мён ре­лигиозных войн го­ро­дов-кре­по­стей и ук­ре­п­лён­ных мест (Ла-Ро­шель, Мон­то­бан, Мон­пе­лье, Ним, Ньор и др.), мно­гие из ко­то­рых яв­ля­лись пор­та­ми. Это пра­во жа­ло­ва­лось на 8 лет с воз­мож­но­стью про­дле­ния.

При Лю­до­ви­ке XIII на­ча­лось на­сту­п­ле­ние на да­ро­вав­шие­ся Нантским эдиктом пра­ва гу­ге­но­тов. Эдик­том в Але (28.6.1629 года) от­ме­ня­лись сек­рет­ные ста­тьи: при со­хра­не­нии сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния про­тес­тан­там за­пре­ща­лось вла­деть го­ро­да­ми-кре­по­стя­ми. Лю­до­вик XIV окон­ча­тель­но от­ме­нил Нантский эдикт (эдикт Фон­тенб­ло от 18.10.1685 года), многие гу­ге­но­ты по­ки­ну­ли Фран­цию.

Исторические ис­точники:

Isambert F. Recueil général des an­cien­nes lois françaises. P., 1828. Vol. 15;

Нант­ский эдикт / Перевод С.Л. Плеш­ко­вой // Плеш­ко­ва С.Л. Фран­цуз­ская ре­фор­ма­ция. М., 1993;

Источник

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал

СОДЕРЖАНИЕ

Задний план

У короля Генриха IV были и личные причины поддержать указ. До вступления на престол в 1589 году он поддерживал протестантизм и оставался сочувствующим протестантскому делу. Было широко распространено мнение, что он обратился в католицизм в 1593 году только для того, чтобы обеспечить себе положение короля. Указ восстановил мир и внутреннее единство во Франции, но не удовлетворил ни одну из сторон. Католики отвергли очевидное признание протестантизма как постоянного элемента французского общества и по-прежнему надеялись обеспечить религиозное единообразие. Протестанты стремились к полному паритету с католиками, чего указ не предусматривал. «Терпимость во Франции была королевским понятием, и религиозное урегулирование зависело от постоянной поддержки короны».

Восстановление королевской власти во Франции требовало внутреннего мира, основанного на ограниченной терпимости со стороны короны. Поскольку королевские войска не могли быть повсюду, гугенотам нужно было предоставить строго ограниченные возможности самообороны.

Условия

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал

Отзыв

нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть фото нантский эдикт год и что устанавливал. Смотреть картинку нантский эдикт год и что устанавливал. Картинка про нантский эдикт год и что устанавливал. Фото нантский эдикт год и что устанавливал

В течение оставшейся части правления Людовика XIII, и особенно во время меньшинства Людовика XIV, исполнение Эдикта изменялось из года в год, озвучивалось в декларациях и приказах, а в случае принятия решений в Совете, колебалось в зависимости от тенденций внутренней политики и политики. отношения Франции с зарубежными державами.

Перевод избранных отрывков

Вот основные и наиболее важные положения указа, опубликованного в Нанте, Бретань, вероятно, 30 апреля 1598 года:

Анри, милостью Бога, король Франции и Наварры, приветствую всех, кому эти дары приходят:

Этим вечным и безотзывным указом мы установили и провозгласили и действительно устанавливаем и провозглашаем:

XIII. Мы категорически запрещаем всем тем, кто исповедует указанную религию, ее осуществление либо в отношении служения, регулирования, дисциплины или публичного обучения детей, либо иным образом в этом нашем королевстве и землях нашего владения, кроме как в разрешенных местах. и предоставлено настоящим Указом.

XXI. Книги, касающиеся указанной религии, называемой реформатской, нельзя печатать и публично продавать, за исключением городов и мест, где публичное исповедание указанной религии разрешено.

XXII. Мы постановляем, что не должно быть никаких различий или различий в отношении указанной религии при приеме учеников для обучения в университетах, колледжах и школах; ни в приеме больных и бедных в больницы, приюты и общественные благотворительные организации.

Смотрите также

Заметки

Рекомендации

Сноски

Источники

дальнейшее чтение

Внешние ссылки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *