намдак сан хурал о чем
Намдак сан хурал о чем
Сахюусан (бурят.), Чой-джон (тиб.), Дхармапала (санскр.) — значит Защитник Учения.
Этот молебен посвящен богине Палден Лхамо — божеству-Защитнице, Хранительнице Дхармы от врагов. Она является покровительницей и хранительницей Дацана Гунзэчойнэй и всех его прихожан.
Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме. Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы, линии Далай-лам и школы буддизма Гелуг.
Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать. Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от болезней. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени.
Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают:
устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских,
нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил,
очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом,
способствует осуществлению планов и желаний.
«Согчен» (с тибет. «великое собрание»: «сог» — собрание, «чен» — великое), другое название «Гурбан харюулга» — «три ответа» на негативные воздействия внешних и внутренних врагов и препятствий.
Текст молебна состоит из трех сутр:
Сутра Шернин — «Праждняпарамита» (Сутра Запредельной Мудрости) — в ней излагается ключевое учение о пустоте.
Дугар — восхваления и благопожелания Белозонтичной Таре. Ее практика и мантра связана с продлением жизни, преодолением угроз и помех жизни.
Долма — восхваления и благопожелания Зеленой Таре. К ней обращаются как к воплощению всех просветленных, как к утешительнице, защитнице и спасительнице, быстро отзывающейся на просьбы о помощи. Она проявляет ко всем живым существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.
В начале этого молебна обращаются к Прибежищу, читая «Тройную Ежедневную» молитву, делают Гуру-йогу «Сто Божеств Тушиты» (Ганден Лхагьяма), благопожелание правильного пути, а также восхваление линии преемственности Хамбо-лам (читается на бурятском языке).
Действие этого молебна направлено на защиту от негативного влияния всех злокозненных людей и не-людей, способствуют продлению жизни, преодолению угрожающих жизни помех и угроз, и препятствий на пути к благим целям.
Намсарай (Намтосэ, Дзамбала, Кубера, Вайшравана) — один из мирских Защитников Учения, охраняющий мир людей, подающий богатство.
Он проявляется как хранитель одной из сторон света: Махараджа (Великий Царь) Севера. Его атрибут — мангуста, изрыгающая драгоценные камни.
За теми, кто проявляет великодушие и щедрость, Намсарай следует неотступно, как тень, и дарует богатство и процветание.
Хурал, посвященный этому божеству, направлен на улучшение благополучия, благосостояния, удачу в делах, бизнесе. Благоволит практике духовности, нравственности, способствует увеличению добродетели.
«Юроол» — бурятское слово, по-тибетски «Монлам», на санскр. «Пранидхана» — означает «благие пожелания».
Молебен — благопожелание за усопших о том, чтобы сознание, уходя из тела, нашло благую участь.
Согласно учению Будды, как только умирающий покидает этот мир, он попадает в промежуточное состояние между воплощениями — «бардо». Это состояние включает нескольких стадий, и в подавляющем большинстве переживания и опыт существа в бардо пугающи и мучительны.
Подобно путнику, отправившемуся в незнакомую и опасную местность, сознание, покинувшее своё прежнее тело, нуждается в помощи, которой для него будет являться энергия благих заслуг и благословение Пробуждённых.
Чтение особых молитв, изречённых самим Буддой, и правильное посвящение заслуг оказывают поддержку покинувшим этот мир. Особенно тем, кто пребывает в бардо в данный момент (т.е. со дня его ухода не прошло 49 дней).
Намдак сан хурал о чем
Дацан «Отошо», Улан-Удэ запись закреплена
Значение больших хуралов (ИЮНЬ 2019)
1 июня (11:00) Жёлтый Жинсрег
2 июня (15:00) Мамо Тугон
8 июня (15:00) Дапхи (Джавши)
9 июня (15:00) Намжил Цечог (Ехэ Цедуб)
Ушнишавиджая (тиб. Намжилма) является богиней долгой жизни. Садханы с Ушнишавиджаей являются практиками долгой жизни и стоят в одном ряду с ритуальными практиками, включающими медитативное созерцание Будды Амитаюса или Белой Тары. Символом долгой жизни является сосуд с нектаром бессмертия в нижней левой руке Ушнишавиджаи. Изображение Ушнишавиджаи часто помещают в ступах Победы, располагая его в центре. На этом хурале обращаются с просьбой о даровании долгой жизни, укреплении жизненных сил. Удлинению жизни способствует накапливание благих причин, в том числе таких, как спасение жизни животных, птиц, рыб. Нужно стараться не гневаться, иметь добрые мысли, устремления, пожелания, тогда жизнь будет благополучной, без особых опасностей и бедствий. На хурале совершаются ритуалы сэржэм и далга.
15 июня (15:00) Намдак сан, Даши Чарбебсан, Хий морин сан
16 июня (15:00) Ехэ Жаптуй
22 июня (15:00) Долма Юнду
У Тары есть 21 основная эманация, которые выполняют различные активности, такие как умиротворение, усиление и прочее. Различные цвета Тары соответствуют 4 различным видам пробужденной активности. Тара – это женский Будда Пробужденной Активности, которая подразделяется на 4 вида: умиротворяющая, усиливающая, подавляющая и гневная. Действие хурала заключается в устранении вредных воздействий дня, месяца и года (если в неположенное время начато дело). Исчезает вред от негативных мыслей, зависти, злонамеренности, от плохих языков женщин, от проклятий, от смерти «дахултай», порчи и сглаза. Также если человек загрязняет окружающую среду, то сабдаки и наги, насылают различные страдания – молебен дарует защиту. Прекращаются причины болезни, что способствует быстрому выздоровлению. Открываются дороги к замужеству и женитьбе, к созданию семьи, рождению детей, устранению препятствий, обретению благополучия. Можно принести ношенную майку, тесто, сэржэм и далга.
23 июня (15:00) Ехэ Дамдин Дорлиг
Читается текст «Умилостивление Чёрного Кузнеца великого защитника Дхармы, давшего самаи, называемое исполнение желаний посредством четырёх активностей». Защитник Дамдин Дорлиг – покровитель кузнечного дела и ремёсел. Хурал способствует поддержанию и защите буддийского Учения, а также достижению верующими духовных и мирских целей, для обретения благополучия, ведения бизнеса, хорошей работы, особенно в сфере ремёсел, защиты во время путешествий, На хурале совершаются ритуалы сэржэм и далга.
27 июня (10:30) Ехэ Лусад
Ритуал подношения даров хозяевам воды «Луса». Считается, что духи воды не терпят загрязнения сферы их обитания, то есть рек, озер, ключей и др. Неразумные действия людей по отношению к природе отражаются на состоянии духов, отчего те терпят ущерб и, разгневавшись, могут причинить вред людям. В частности, считается, что человек получает вред от нагов в виде различных болезней, когда он загрязняет водоемы, реки, воздух. Ритуал «Луса тахиха» предназначен для излечения от болезней, достижения каких-либо временных целей, будь то ниспослание дождя, выращивание большого урожая, предотвращение наводнений, устранение проблем, дарования счастья и мира для жителей той или иной местности. На ритуал приносить с собой молоко красной коровы или белой козы, также белую пищу. Кроме того, за день до ритуала не употреблять в пищу чеснок, лук и мясо. Во время ритуала читать мантру Манджушри «львиноголосого» «ОМ А ХРИ СИМХАНАДА ХУМ ПЕД». На хурале совершаются ритуалы сэржэм (молоко) и далга.
29 июня (15:00) Шернин Дудог
30 июня (15:00) Ехэ Отошо, Юроол
Хуралы
Большие хуралы (молебны)
проводимые в Агинском дацане
В традиции школы Гелуг в году определено шесть больших хуралов: Монлам Ченмо, Дуйнхор, Дончод, Майдари, Лхабаб Дуйсэн и Зула. В канун Нового года по лунному календарю в дацане проводят хурал Десяти Защитников и ритуал очищения Дугжууба. В первый день нового года читают хурал Цедор Лхамо. Далее в первые пятнадцать дней нового года проводится празднование Монлам Ченмо. В этой части приведено описание шести больших и других хуралов, проводящихся в дацане ради блага всех живых существ.
Дугжууба
Это особый ритуал очищения, он проводится в канун Лосара для устранения всех помех, всего плохого, для того чтобы в новом году человек обрел благополучие, счастье, здоровье. На хурале совершается поклонение и подношение Защитнику Дхармарадже (тиб. — «Чойгьял», бур. — «Чойжил-сахюусан»), также сжигается «соор», который символизирует всё негативное и отрицательное. Дугжууба проводится двадцать девятого числа последнего лунного месяца в канун Нового года.
Десять Защитников
Хурал посвящен десяти Защитникам Учения. Это Джигжед, Чагдор, Гонпо, Чойгьял, Палден Лхамо, Намсарай, Гонкар, Чамсин, Шалши, Цамба. Люди, участвующие в хурале, просят их о защите и покровительстве. Хурал проводится для восстановления обетов. На хурале призывают десять Защитников, подносят им дары и читают хвалебные гимны.
Цедор Лхамо
Хурал посвящен Защитнице Палден Лхамо. Он проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года до рассвета следующего дня является особым временем — временем Палден Лхамо. Для неё готовят и красиво расставляют подношения, читают молитвы, обращаются к ней с просьбами о даровании счастья, богатства, здоровья и всего доброго в наступающем году. В этот час она нисходит на Землю, обходит её и дарует всем обратившимся к ней своё благословение. Поэтому у верующих Новый год начинается на рассвете, когда они встречают Защитницу Палден Лхамо.
Намдаг сан, Хий мориной сан
На хурале «Намдаг сан» верующие сначала обращаются с просьбами к Учителям, Буддам, Бодхисаттвам, Защитникам буддийского Учения и уже потом к хозяевам местности.
Намдаг сан читают для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья. В день проведения молебна можно вывешивать молитвенные флажки — Лунгта (бур. — «Хий морин», рус. — «Конь ветра»).
Хурал Дуйнхор (молебен Калачакры) проводится в день, когда Будда Шакьямуни даровал Учение Калачакры в стране Шамбала. Это пятнадцатый день третьего месяца по лунному календарю. Участие в молебне дарует благо всем живым существам, гармонизирует внешний мир и внутренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих рождений, даёт верующим возможность перерождения в стране Шамбала, где можно быстро достичь Просветления.
Название хурала переводится как «Праздник тысячи подношений» и проводится пятнадцатого числа первого летнего месяца по лунному календарю. В этот особенный день произошли три важных события в земной жизни Будды Шакьямуни — Рождение, Просветление, Уход в Пари-нирвану, в ознаменование этого проводится большой хурал, на котором ламы читают сутры из Кангьюра.
Хурал посвящен Будде Грядущего — Майтрее. Он проводится четвёртого числа последнего летнего месяца. В этот день из дацана торжественно выносят статую Будды Майтреи и ставят на колесницу. В колесницу запряжён конь, украшенный зелёной попоной. Согласно текстам цвет коня Будды Майтреи зелёный. Вся праздничная процессия (ламы в ритуальных одеяниях и верующие), сопровождаемая звуками ритуальных музыкальных инструментов, торжественно обходит дацан. В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле наступит счастье и радость. Читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее».
Хурал проводится двадцать второго числа последнего осеннего месяца по лунному календарю в честь решения Будды обрести последнее земное рождение ради блага всех живых существ и открыть людям своё Учение. Его последователи возносят молитвы Учителям, читается текст «Найдан», который посвящен шестнадцати Архатам — ученикам Будды.
Астрологический прогноз
С наступлением Нового года по лунному календарю Беловатая металлическая корова вступит в свои права. Каким обещает быть 2021 год для забайкальцев, мы поинтересовались у ламы-астролога Читинского дацана Дамба Брайнбунлинг Радна-ламы.
— Добрый день. Что дает сочетание года с металлом?
— Характерной особенностью буддийского календаря является система, связанная с пятью формами проявления единой мировой энергии, пятью «элементами», или «стихиями», отождествляющими: дерево — огонь — земля — металл — вода. Стихия наступающего года — металл, символизирующий твёрдость, холодность, чистоту, справедливость, остроту. Помимо этого 2021 год, будучи нечетным, считается женским годом. Поэтому правильнее его называть годом не Быка, а Коровы. Символичный цвет наступающего года — беловатый.
— Расскажите, каким видите наступающий год?
— Корова — животное степенное, благородное, трудолюбивое, отличается надежностью, силой и решимостью, а также хозяйственностью и усердием. Но ее характеризует не только сильная воля и настойчивость в достижении цели, но также и упрямство.
Год Беловатой металлической коровы по астрологическим прогнозам для людей окажется годом противоречивым, полным неожиданных событий. 2021 год сохраняет тенденции перемен. Но по сравнению с прошедшим годом он должен пройти чуть спокойнее. Для природы, для животных, особенно домашних, год не представится трудным.
— Для кого год ожидается более благоприятным, а для кого – не очень?
— Год более щедрым и удачным окажется для людей, рожденных в год Змеи и Петуха. Можно смело браться за то, что планировали долгое время, заняться самореализацией, развитием, освоением нового.
Меньше удачи ожидает тех, кто родился в год Овцы, аккуратнее нужно быть и тем, кто встречает и свой год — год Коровы. Нужно внимательнее следить за своим здоровьем, питанием, избегать сплетен, ссор, тяжб, учиться правильно избавляться от негативной энергии, очищаться и медитировать.
В целом в этот год рекомендуется сохранять стойкость, хладнокровие во всех начинаниях, быть внимательным и терпеливым. Год достаточно активный, главное, не лениться и не предаваться бессмысленному расточительству своего времени и бездумной трате своих сил.
— А в зависимости от периода года?
— Если выражаться символично, в начале года корова может «зазевавшегося» поранить рогами, поэтому каждому следует быть осмотрительнее. Дальше все встанет на свои места. А в конце года снова нужно напрячься и минимизировать все риски, чтобы, уходя, корова ненароком «не задела вас хвостом».
— Насколько я знаю, ламы могут помочь с исправлением трудного положения у того или иного человека. Расскажите, как.
— Верно, для каждой личности существуют свои поправки, в зависимости от даты рождения, знака зодиака и других условий. Они могут ему помочь выстоять в том случае, если человек готов их принять. При этом самому следует быть, как говорится, начеку.
Чаще всего для исправления нужно развеять «коня удачи», посетить определенные хуралы (молебны), имеющие свое значение, и выполнить ряд необходимых рекомендаций.
— Ваши пожелания читателям «ЗР».
— Прежде всего хочу пожелать всем крепкого здоровья, осмотрительности, ответственности, что сейчас является самым актуальным. Даже если пандемия идет на спад, старайтесь по возможности меньше посещать общественные места и не пользоваться общественным транспортом, пользуйтесь медицинской маской, соблюдайте правила личной гигиены.
Ну и, кроме этого, я желаю забайкальцам доброго, честного и гармоничного отношения к миру, друг к другу и к себе. Не стоит тратить бесценные дни на выяснение отношений, ссоры, пустую суету, лучше заниматься тем, что приносит в вашу жизнь радость и счастье. Мудрости вам, спокойствия в душе, сердечной теплоты и заботы!
— Спасибо.
Баирма Цыренова.
ЗНАЧЕНИЕ ХУРАЛОВ
Жамсаран — хурал, посвященный Защитнику Учения, охраняет от действия негативных факторов, усмиряет противников, покровительствует военнослужащим.
Лхамо — хурал, посвященный Покровительнице Вселенной, способствует устранению препятствий и обретению благополучия.
Мандал Шива — хурал, посвященный Зеленой и Белой Таре, способствует устранению препятствий, продлению жизни, исполнению желаний, сопутствует семейной жизни, дарует детей.
Ламын Согчод — особое почитание, особое подношение Учителю.
Жадамба — оказание помощи в этой жизни, содействие хорошему перерождению.
Алтан Гэрэл/Алтан Гэрэл Далга — приумножение богатства, благополучие, успех в делах, улучшение здоровья. Защита от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.
Манла (Отошо) — хурал, посвященный Будде Медицины, способствует выздоровлению, улучшению духовного и физического состояния, увеличивает исцеляющую силу лекарств, способствует развитию сострадания и повышению уровня врачебного мастерства тех, кто занимается врачеванием.
Сундуй — сборник кармических поправок, защита от нападения злых духов.
Банзарагша — сборник молитв, направленных на защиту детей от всех негативных действий.
Зурган Юроол — специальные молитвы-благопожелания.
Ногоон Дара Эхэ — сопутствие семейному благополучию, оказание помощи в решении проблем, устранение последствий неправильных действий.
Сагаан Дара Эхэ — продление жизни, исцеление от болезней, обретение благополучия.
Намсарайн Сан, Далга — улучшение материального благополучия.
Сагаан Убгэнэй Сан, Сэржэм — приумножение количества домашнего скота, предохранение от краж.
Цэдо — продление жизни, предотвращение от болезней, защита от стихийных бедствий.
Дуншаг — покаяние перед 35 Буддами, очищение тела, речи и сознания.
Арюун Сан (Нолсан) — очищение от воздействий отрицательной энергии.
Уваа юроол — хурал за усопших, помощь душе умершего человека найти хорошее перерождение в течение 49 дней (бардо).
Гавсумба — благопожелание.
Дугар (Сагаан Шухэртэ) — устранение препятствий, возникающих из-за сплетен, злословий, излишних восхвалений.
Жамбал Цанжод — кармическая поправка для нейтрализации отрицательных последствий определяемая тибетской астрологией.
Ламадан — совершенствование умственного развития, устранение препятствий в обучении.
Найман Гэгэн — поправка к астрологическому прогнозу человека.
Санжад Монлом — улучшение кармы.
Ширавнинба — защита от негативных факторов.
Табан Харюулга — защита от воздействия различных видов отрицательных существ и устранение препятствий.
Хамчу Нагбо — сглаживание конфликтных ситуаций.
Хий Морин Сан — призвание удачи.
Намдак сан хурал о чем
๖ۣۜЕжедневные хуралы Иволгинского дацана Бурятии
В повседневной мирской жизни возникает множество различных препятствий и проблем. Это могут быть болезни, неудачи, сплетни, зависть и т.д. Для устранения всех негативных факторов и призывания благополучия как духовного так и материального проводятся хуралы (молебны). Присутствуя на хуралах, люди накапливают благую карму.
В то же время достижение результата в значительной степени зависит от стараний человека. Помощь в делах будет более ощутимой, если человек ради исполнения задуманного не только заказывает хурал, но и сам непосредственно принимает в нём участие, обращаясь с молитвой ко всем Буддам, Божествам и Защитникам Учения (сахюусанам).
๖ۣۜЦЕДОР ЛХАМО
Молебен посвящен богине Шри Деви (тиб. – «Палден Лхамо») – Хранительница Вселенной, Богиня времени и судьбы, защитница последователей Учения Будды. Проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю. Это время считается особым временем богини Шри Дэви, когда она нисходит в наш мир и дарит всем обращающимся к ней свою благодать. Поэтому верующие стараются встретить приход Нового года с утра пораньше, чтобы приготовить различные подношения, а также идут в храм молятся и совершают обряды в честь богини Шри Дэви о ниспослании ею в наступающем Новом году счастья, благополучия и удачи.
๖ۣۜНАМСАРАЙ-САХЮУСАН
Молебен посвященный Божеству богатства и добродетели, Защитнику буддийского Учения Вайшраване. На хурале верующие молятся не столько для обогащения, сколько для обретения благосостояния, которое поможет не только человеку, участвующему в хурале, так и всем окружающим. Это следует иметь в виду даже тогда, когда хурал проводится для достижения частных целей, например, для закрытия двери убытков, достижения успехов в бизнесе (открытия двери прибыли и удачи), решения других вопросов и проблем, связанных с материальными ценностями. На хурале совершаются ритуалы Сэржэм и
Далга.
๖ۣۜЯМАНТАКА
Читается «Обширная садхана Одиночного Героя Ямантаки». Ямантака (тиб. – «Дордже Джигжед») является Идамом, который дарует мощную защиту и покровительство. Помогает в реализации
конкретных дел.