налоговая нашла ошибку в декларации что делать

Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ

налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть картинку налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Картинка про налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать

Особенности подачи и заполнения уточненной декларации 3-НДФЛ

Уточненная декларация 3-НДФЛ (или иначе корректирующая) представляется в ИФНС по адресу постоянной прописки на бланке, действующем в том периоде, за который вносятся поправки (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Бланки, которые могут потребоваться для составления уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ за последние 3 года, различны.

Скачать программы по заполнению налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ за последние 3 года можно на сайте ФНС.

Как заполнить уточненную декларацию 3-НДФЛ? Так же как и первоначальную, но с правильными данными. Особенностью уточненной декларации 3-НДФЛ станет то, что на титульном листе в специально отведенном для этих целей окошке будет проставлен порядковый номер корректировки. Если уточненка подается за налоговый период впервые, то ставится цифра 1.

Как подать уточненную декларацию 3-НДФЛ? Корректирующая декларация направляется в ИФНС вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается причина ее подачи. Если в декларации, поданной за отчетный период, был допущен факт неотражения сведений (например, налогоплательщик забыл указать сумму дохода от проданного авто, которым он пользовался менее 3 лет), то вместе с уточненкой и письмом подаются также подтверждающие документы в копиях.

Можно ли подать уточненную декларацию 3-НДФЛ дистанционно? Уточненный отчет может быть заполнен налогоплательщиком и подан в налоговый орган удаленным способом. Заполнение и отправка декларации производятся на сайте ФНС через свой «Личный кабинет». Электронно-цифровую подпись налогоплательщик сможет получить там же.

Как подать корректирующую декларацию 3-НДФЛ, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

О том, как уточняют декларацию согласно правилам заполнения декларации по прибыли, читайте в статье «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

Есть ли санкции за подачу уточненки

Если налогоплательщик подает уточненную декларацию 3-НДФЛ за прошлый отчетный период после 30 апреля, но до граничного срока уплаты налога (до 15 июля в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ), то на него не накладываются санкции за недостоверно поданные данные в исходном документе. Правда, это касается случаев, если уточненка подается до того момента, как фискальное ведомство самостоятельно обнаружит ошибки, которые привели к занижению НДФЛ, или назначит выездную проверку (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Если же корректирующая декларация подается за прошедший отчетный период уже после 15 июля, тогда налогоплательщик освобождается от наложения санкций лишь в том случае, если:

Итоги

Уточненная декларация 3-НДФЛ подается налогоплательщиком-физлицом, если в исходном варианте этого документа, сданном в ИФНС, обнаружились какие-либо ошибки. Вместе с уточненкой следует подать письмо, поясняющее причины внесения изменений в декларацию. Потребуется также приложение необходимых подтверждающих документов (в копиях), если они не представлялись с первоначальным отчетом.

Корректирующая декларация подается в форме, действовавшей в том отчетном периоде, за который исправляются ошибки. Санкций за подачу уточненки можно избежать, если направить ее в ИФНС до того момента, как проверяющие нашли эти ошибки и уведомили об этом налогоплательщика. Если уточнение подается после 15 июля, то предварительно следует оплатить доначисленный по уточненной декларации налог и пени по нему.

Источник

Камеральная проверка уточненной декларации: что про нее нужно знать?

налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть картинку налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Картинка про налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать

Если компания или коммерсант выявят недочеты в представленныx ранее декларациях или расчетах, то отчетность нужно скорректировать. Уточненную декларацию следует представить на том же бланке (в электронном формате), на котором нужно было составить первичную (п. 5 ст. 81 НК РФ). Направить ее в инспекцию можно теми же методами, что и первичную декларацию — в электронном виде или на бумаге.

Камеральную проверку скорректированной деклaрации проводят по аналогичным правилам, что и проверку первичной. Это означаeт, что налоговики в рамках проверки могут проверить «уточненку» в полном объеме, а не только скорректированные данные. В нашей статье мы расскажем о нюансах подачи уточненных форм во время камеральной проверки, а также за ее пределами.

Уточненная декларация во время камеральной проверки

Если плательщик налога или взносов подает уточненные формы в период камерального контроля первичной отчетности, то фискалы не будут оформлять акт и выносить решение по ней, даже если нашли нарушения. Инспекторы сразу начнут проверять «уточненку».

Причем будут делать это в том же порядке, что и при проверке изначально представленной формы (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если «уточненку» признают непредставленной, то будет возобновлена камеральная проверка первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Срок сдачи скорректированной формы зависит от того, как налогоплательщик обнаружил огрехи в первоначальной декларации.

Если ошибки в отчетности выявила ИФНС и направила требование о подаче пояснений или уточненной декларации в рамках камеральной проверки, то сдать «уточненку» нужно в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего требования (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если же компания обнаружила ошибку самостоятельно, то конкретных сроков для подачи исправленной декларации нет. Но в этом случае важно, привела ли ошибка к недоплате налога или нет. Так, в случае занижения налоговой базы необходимо в спешном порядке подать уточненную форму. Если срок подачи отчетной формы не истек, а инспекция не нашла ошибку в первичной форме, то представление «уточненки» позволит избежать штрафа за нарушение сроков уплаты налога. При этом важно перечислить в бюджет задолженность по налогу и пени.

Если недочеты в отчетности привели к переплате налога, то подать уточненный бланк можно в любое время. При этом вернуть или перечесть переплату можно, только если с даты уплаты налога прошло не более трех лет. До подачи заявления о возврате (зачете) нужно подать уточненную декларацию, в которой исправлена ошибка.

Если компания подаст «уточненку» к декларации на возмещение НДС в заявительном порядке, то придется вернуть возмещенный налог с процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).

Уточненная декларация после акта камеральной проверки

Подача исправленной отчетности после составления акта камеральной проверки первичной формы имеет ряд особенностей. Так, по мнению налоговиков, если налогоплательщик представляет «уточненку» после составления акта, но до формирования итогового решения по камеральной проверке, то п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяется.

Налоговики считают, что в этой ситуации нет оснований для прекращения рассмотрения материалов по первичной форме. Следовательно, ИФНС должна вынести решения по «камералке» (письмо ФНС РФ от 20.11.2015 ЕД-4-15/20327). Момент завершения «камералки», по результатам которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2020 № Ф08-6880/2020 разъяснено, что подача исправленной формы после оформления акта камеральной проверки не дает оснований для завершения проверки первичной декларации. В этом случае «камералка» предыдущей декларации завершена, дата ее окончания указана в акте проверки.

Указанные доводы отражены в письмах ФНС РФ от 23.07.2012 № СА-4-7/12100, от 16.07.2013 АС-4-2/12705, а также согласуются с Определением ВАС РФ от 17.07.2013 № ВАС-8443/13, постановлениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф02-350/2018, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2019 № Ф07-4414/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2017 № Ф07-12340/2017 и др.

При этом некоторые судьи считают, что в такой ситуации решение по итогам камеральной проверки является незаконным, поскольку вынесено с нарушением п. 9.1 ст. 88 НК РФ (Определение ВАС РФ от 23.03.2011 № ВАС-247/11).

Так, Арбитражный суд Центрального округа указал, что под моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ следует понимать дату вынесения решения.

Поскольку налогоплательщик подал уточненную декларацию до вынесения оспариваемого решения, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации и начать новую. У фискалов не имелось правовых оснований для вынесения такого решения без учета исправленной декларации (Постановление от 04.07.2017 Ф10-1884/2017). Сроки камеральной проверки уточненной декларации и проведения камеральной проверки указан в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Даты начала и завершения проверки указываются в акте (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Если до истечения срока камеральной проверки организация представит уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной формы завершается и начинается новая проверка на основе уточненной отчетности.

Если исправленная декларация признана непредставленной в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ, то ее проверка прекращается и возобновляются контрольные мероприятия в отношении ранее представленной декларации. В срок проверки первичной формы не включается срок проверки, прекращенной из-за признания декларации непредставленной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Завершение «камералки» означает прекращение всех действий инспекции в отношении первичной формы. Это следует из п. 9.1 ст. 88 НК РФ.

Сколько длится камеральная проверка скорректированной отчетности? При подаче «уточненки» до завершения контрольных мероприятий срок проверки начинается заново. ИФНС прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если ИФНС признает «уточненку» непредставленной, она возобновит проверку ранее направленной в ИФНС деклaрации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.

Обратите внимание: с 1 июля инспекции могут чаще назначать повторные выездные проверки. Новое основание в скорректированной декларации: увеличена сумма НДС или акциза к возмещению.

Источник

Ошибки, выявленные при камеральной проверке

налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть картинку налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Картинка про налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать

Как проходит камеральная проверка?

● Правильно ли вы заполнили декларацию

● Правильно ли поставили ставки налога

● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

● простые арифметические ошибки;

● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Источник

Как избежать штрафа и требований от налоговой из-за уточненной декларации

Автор: Мария Зайцева, налоговый консультант ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

Рассмотрим, к чему может привести уточненка и то, как действовать прогрессивному бухгалтеру, чтобы избежать штрафа – независимо от того, какой налог правим.

С чего начинается «уточненка»

Или отчетная кампания давно прошла, отчет сдали в срок, но тут ответственный менеджер приносит первичку, по которой можно учесть новые траты.

Или контрагент исправил счет-фактуру уже после сдачи отчетности.

Или бухгалтер по своей вине отразил в отчете не те показатели.

Действуйте по-разному в зависимости от того, что происходит у вас с налогом – увеличиваете вы его или уменьшаете.

Заявляем налог к доплате

В данном случае крайне важно действовать в строго определенной последовательности. Если сделать наоборот, нарветесь на штраф и пени. Если все шаги будут верными, получится ограничиться только пенями.

Шаг 1.

Перед тем, как подать уточненку, переведите в бюджет ту часть налога, которая возникла к доплате после всех исправлений.

Помимо недоимки уплатите пени за каждый календарный день неуплаты налога.

Имейте в виду: ИП и компании считают пени по-разному. Для организаций – «расценки» в два раза строже начиная с 31 дня просрочки.

В любом случае сумма пеней не может быть больше, чем сама недоимка.

Считает пени бухгалтер. В помощь – интернет-сервисы, предусмотренные для этих целей.

Как считать пени

Кто считает

Формула (п. 4 ст. 75 НК РФ)

Пени за первые 30 календарных дней просрочки = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки

Пени за первые 30 календарных дней просрочки и далее = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки

Шаг 2.

После того, как оплатили налог и пени, сдайте исправленную декларацию.

Что делать, если сначала уточнились, а потом перевели недоимку и пени в бюджет?

Будьте готовы заплатить штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ – 20% от неоплаченной суммы налога. Основание: неправильное исчисление налога, заниженная налоговая база. Если нарушение носит умышленный характер, санкцию увеличат до 40% от неоплаченной суммы налога.

Налоговая обязана учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (ст. 112 НК РФ). Даже одно смягчающие обстоятельство уже уменьшает размер штрафа в два раза.

Нет предела, до которого налоговая вправе снизить санкцию. Это значит, что штраф даже полностью могут отменить. Например, если инспектор посчитает, что совершить нарушение вынудила совокупность обстоятельств и выбора не было.

В каждой конкретной ситуации налогоплательщик может указывать на аргументы, не поименованные ни в Кодексе, ни в судебной практике.

Смягчающие обстоятельства можно заявить в возражениях на акт камеральной проверки или в заявлении, написанном по свободной форме (ходатайстве), а также в ходе рассмотрения материалов камеральной проверки. Также налогоплательщик может представить документы, подтверждающие перечисленные доводы.

Перечень возможных обстоятельств, снижающих размер штрафа

Смягчающие обстоятельства

поименованные в НК (перечень открытый)

сформированные в судебной практике и не поименованные в НК

Тяжелые личные или семейные обстоятельства, которые повлияли на совершение нарушения

Угроза или принуждение, основанное на различного рода зависимости (материальной, служебной и т.д.)

Тяжелое материальное положение

Другие обстоятельства, которые налоговая может признать смягчающими ответственность

Нарушение совершили впервые. Тот факт, что налогоплательщик ранее не допускал ошибок, а, следовательно, не имел умысла, позволяет снизить штраф

Ошибку исправили самостоятельно, сдали уточненку. Если налогоплательщик выявил ошибку раньше, чем это сделала налоговая, это сыграет в его пользу

Нет долгов перед бюджетом или самостоятельно погасили задолженность. Это показывает, что налогоплательщик добросовестно исполняет свои обязанности, не является злостным нарушителем

На иждивении у индивидуального предпринимателя малолетние дети

У организации тяжелое финансовое положение. Это подразумевает, что у налогоплательщика нет возможности оплатить штраф в полном размере

Шпаргалка. Как отбиться от штрафа за уточненку

По итогам камеральной проверки уточненки вы получаете акт. Лично, по ТКС или Почтой России. Из акта узнаете, что налоговая привлекает к ответственности по статье 122 Налогового кодекса.

Есть 30 календарных дней, чтобы подготовить возражения на акт проверки либо ходатайство в свободной форме. Цель – перечислить обстоятельства, смягчающие ответственность, то есть размер штрафа. Желательно подкрепить свои доводы подтверждающими документами.

Декларируем налог к уменьшению

Здесь нет поводов для штрафа. Однако возможны как минимум две неприятности, которые нужно учитывать, если вы решились на уточненку.

Неприятность первая. Декларация, в которой увеличилась сумма убытка или уменьшился размер налога, – повод для инспекторов затребовать документы, подтверждающие размер убытка, первичку, аналитические регистры. Но есть ограничение: такая возможность представляется только по тем декларациям, которые сданы после двух лет со дня установленного срока подачи.

Неприятность вторая. Налоговая вправе потребовать пояснения от налогоплательщика. Придется объяснить, на каких основаниях уменьшили свои налоговые обязательства. Если пояснения не представить, грозит штраф.

Источник

Ответственность при предоставлении в налоговый орган уточненных деклараций. Корректировка налоговой отчетности

налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Смотреть картинку налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Картинка про налоговая нашла ошибку в декларации что делать. Фото налоговая нашла ошибку в декларации что делать

Специалист по налогам и налогообложению компании RUS TAX CONSULTING

специально для ГАРАНТ.РУ

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.

Обязанность представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию установлена при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Максимальных сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, ст. 81 Налогового кодекса не содержит. Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (в том числе, ранее чем за три года). Аналогичный вывод представлен в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192@, письме ФНС России от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, письме Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2014 г. № Ф05-11530/14 по делу № А40-4499/2014, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 августа 2014 г. № Ф04-8233/14 по делу № А03-18880/2013.

Однако, если НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, то в отношении возврата излишне уплаченного налога непременным условием является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно.

Уточненная декларации представляется по той же форме, которая действовала в периоде совершения ошибки, и в том же объеме (п. 5 ст. 81 НК РФ).

С 1 января 2014 года согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542). Представление декларации по НДС производится по установленному формату в электронной форме начиная с декларации за первый квартал 2014 года (письмо ФНС России от 18 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2712, письмо Минфина России от 8 октября 2013 г. № 03-07-15/41875). Уточненные декларации за налоговые периоды, предшествующие первому кварталу 2014 года, представляются в ранее действовавшем порядке (ФНС России от 15 октября 2013 г. № ЕД-4-15/18437).

Ответственность по ст. 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате.

В рамках камеральной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

То есть избежать ответственности по ст. 122 НК РФ возможно, если до момента подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени и налоговые органы при этом не выставляли требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений, связанное с обнаружение ошибки, приводящей к увеличению суммы налога к доплате.

В рамках выездной проверки:

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае (п. 4 ст. 81 НК РФ):

То есть избежать ответственности по ст. 122 НК РФ можно, если уточненная налоговая декларация подана после истечения срока уплаты налога но до момента, когда налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период (письмо Минфина России от 20 июня 2012 г. № 03-04-05/8-751) (то есть до даты ознакомления с решением руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки) недостающая сумма налога и соответствующие ей пени уплачены до момента представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Таким образом, не считаются выполненными условия освобождения в случае, когда уточненные декларации представлены в период проведения выездной налоговой проверки.

Иные обстоятельства, влияющие на привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ при подаче уточненных деклараций

Представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней в рамках выездной (камеральной) проверки могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция в свою очередь может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

На то, что подача уточненных налоговых деклараций и уплата доначисленных сумм налогов могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. № 11185/10, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 г. № Ф05-7266/15 по делу № А40-65624/2014.

Возможность освобождения от налоговой ответственности, установленной пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, предусмотрена только при соблюдении налогоплательщиком всех перечисленных указанной нормой условий. Невыполнение одного из условий (например, в случае неуплаты пеней) может послужить основанием для привлечения налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) к ответственности. На это обстоятельство обратил внимание Конституционный Суд РФ в определении от 07.12.2010 № 1572-О-О (письма Минфина России от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498, от 05.12.2016 № 03-02-08/71886, от 12.08.2013 № 03-02-07/1/32578).

Условия, освобождающие от ответственности, считаются соблюденными, если у плательщика налога на дату представления уточненной декларации имеется переплата в достаточном размере для уплаты налога.

На момент подачи уточненных деклараций у организации имелась переплата по налогу, вследствие чего налогоплательщик посчитал исполненной обязанность по его уплате за соответствующие периоды. Но поскольку налогоплательщик предоставил уточненную декларацию уже в ходе выездной проверки, инспекция сделала вывод о несоблюдении им требований пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, а следовательно, об отсутствии оснований для освобождения его от налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Налоговый орган указал: уточненные декларации поданы в связи с совершением налогоплательщиком ошибок при исчислении налога, что образует объективную сторону правонарушения, указанного в п. 1 ст. 122 НК РФ. При этом единственным обстоятельством, послужившим основанием для привлечения общества к ответственности, явилась подача уточненных деклараций, в которых сумма налога к уплате указана в большем размере, чем в предыдущих декларациях.

Однако суд не согласился с выводами налоговых органов. Как указали арбитры, налогоплательщик, представляя уточненные декларации, исполнял обязанность, установленную п. 1 ст. 81 НК РФ. Само по себе несоблюдение правил п. 4 названной статьи не образует самостоятельного состава налогового правонарушения и не освобождает инспекцию от обязанности доказывать вину налогоплательщика.

А сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, не свидетельствует о занижении налоговой базы либо об иных неправомерных действиях налогоплательщика.

Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюжетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ.

В случае представления нескольких уточненных деклараций возможность привлечения к ответственности должна исходить из сравнения первичной и последней уточненной деклараций.

Из совокупности норм пункта 1 статьи 122 и подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ следует, что привлечение к ответственности может иметь место, если проверка уточненной налоговой декларации показывает, что в первоначальной (то есть поданной до срока уплаты налога) налоговой декларации налог был продекларирован в заниженной сумме. Таким образом, при представлении нескольких уточненных налоговых деклараций вопрос привлечения к ответственности должен решаться при сопоставлении первичной декларации и последней уточненной декларации.

Для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных (с нарушением положений налогового законодательства) действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период (Постановление АС СЗО от 29 января 2016 г. по делу № А56-10090/2015, Постановление АС ЗСО от 12 марта 2015 г. № Ф04-15556/2015 по делу №А81-3299/2014).

Принимая решение, арбитражные суды руководствуются правовой позицией Пленума ВАС, изложенной в Постановлении от 30 июля 2013 г. № 57 (Постановление АС СКО от 13 апреля 2016 г. № Ф08-1462/2016 по делу № А77-162/2015 (Определением ВС РФ от 1 августа 2016 г. № 308-КГ16-8851 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра в порядке кассационного производства)).

Пленум ВАС указал (п. 19): при применении положений ст. 122 НК РФ следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени. По смыслу взаимосвязанных положений ст. 122, ст. 78-79 НК РФ занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

Отметим, если при указанных условиях размер переплаты был меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

На необходимость учета налоговыми инспекциями приведенной выше правовой позиции Пленума ВАС указывает ФНС в Письме от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-15/21472@.

Уточненная декларация в рамках камеральной налоговой проверки.

При представлении уточненной декларации камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка вновь поданной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС или акциза (п. 3.6 письма ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@).

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

В соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Что касается требования о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена, ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность

В Налоговом кодексе отсутствует специальная норма, указывающая на то, должен ли налогоплательщик представлять документы, затребованные в рамках камеральной проверки, которая была прекращена по причине представления уточненной декларации. Ранее судьи придерживались мнения об отсутствии такой обязанности (Постановления ФАС МО от 9 сентября 2010 г. № КА-А41/10459-10 по делу № А41-25996/09, Постановления ФАС МО от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2101-11 по делу № А40-22447/10-142-92).

Так, ФАС МО в Постановлении от 9 сентября 2010 г. № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2010 г. № 09-АП-28331/2010-АК).

Однако в последнее время стала складываться иная арбитражная практика.

Ни ст. 88, ни ст. 93 НК РФ не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации. Поэтому прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных документов. А вот иное толкование положений Налогового кодекса предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением сроков документы, необходимые для налоговой проверки. Судья ВС РФ в Определении от 12 ноября 2015 г. № 306-КГ15-14509 по делу № А65-23543/2014 согласился с выводами судов, отметив: «Не представив в установленный срок документы по двум требованиям инспекции, выставленным в рамках самостоятельных камеральных проверок, общество совершило два самостоятельных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 Кодекса».

Требование утрачивает свою силу и в том случае, если выставлено оно налогоплательщику по истечении трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09). Тем не менее возможность истребовать документы по истечении данного срока у налоговых органов имеется.

Если по итогам камеральной проверки будут выявлены факты налоговых правонарушений (зафиксированные в соответствующем акте), налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в рамках которых и истребовать необходимые документы. Кроме того, в силу ст. 93.1 НК РФ документы могут быть истребованы относительно конкретной сделки.

Уточненная декларация в рамках выездной налоговой проверки.

Из общего правила об ограничении выездной проверки 3 календарными годами, предшествующими году проверки, предусмотрено исключение. На основании абзаца 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Кроме того, условие об ограничении срока проверки не учитывается при повторных выездных проверках, если в представленных уточненных налоговых декларациях сумма налога корректируется в сторону уменьшения (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).Как разъясняется налоговой службой, положения абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ применимы лишь в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация. Письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792, п. 1.3.2 письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Иными словами, период проверки мог бы быть увеличен, если, к примеру, уточненные декларации были представлены в 2014 году за 2010 год. В таком случае должностные лица налогового органа, проводящие проверку, могли бы проверить еще 2010 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *