наименование товара это что такое
Договор поставки, рекомендации по заключению договора (часть первая)
Предмет договора
Основное условие, которое необходимо согласовывать в договоре поставки при любых обстоятельствах, — это его предмет (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Предметом договора поставки являются товары, производимые или закупаемые поставщиком и приобретаемые покупателем для использования в предпринимательской деятельности и в иных целях, не связанных с личным, семейным и другим подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Товаром по договору поставки могут быть любые вещи, за исключением:
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ к нему применяются общие нормы закона о договорах купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ), если иное не установлено правилами о договорах поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). Поскольку в отношении предмета договора поставки специальными правилами не установлено иное, при согласовании данного условия сторонам договора следует руководствоваться общими положениями о договорах купли-продажи (ст. ст. 455, 465 ГК РФ).
В соответствии с указанными статьями условия договора поставки о предмете (товаре) считаются согласованными, если позволяют определить наименование и количество товара.
Если условия о наименовании и количестве товара не согласованы
В таком случае предмет договора (товар) не определен, а договор считается незаключенным, т.е. не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей (ст. ст. 432, 455, 465, 506 ГК РФ). Соответственно, поставщик не сможет потребовать от покупателя выполнения договорных обязательств или применить ответственность, установленную договором за их неисполнение. Покупатель также не вправе будет требовать от поставщика выполнения условий подписанного договора, например допоставки товара, уплаты неустойки за просрочку поставки.
Наименование товара
Согласование условия о наименовании товара
Надлежащее согласование условия о наименовании товара производится путем:
Если условие о наименовании товара не согласовано
В таком случае несогласованным считается и существенное условие договора поставки — его предмет (п. 3 ст. 455 ГК РФ), даже если при этом согласовано количество товара. Следовательно, на основании ст. 432 ГК РФ договор не является заключенным, поэтому права и обязанности сторон по нему не возникают.
Определение наименования товара
Согласно стандартной торговой терминологии товары (или продукция, являющаяся товаром) подразделяются на классы, группы, виды, разновидности в зависимости от функционального назначения, потребительских свойств и показателей, а также других характеристик (см. ГОСТ Р «Торговля. Термины и определения», Общероссийский классификатор продукции ОК Например: класс товаров — «швейные изделия», группа — «верхняя одежда», вид — «пальто», разновидность — «пальто мужское шерстяное».
Анализ судебных актов по спорам о наименовании товаров в договорах купли-продажи, поставки показывает, что в целях согласования наименования необходимо обозначить в договоре как минимум вид товара (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 10579/01, Определение ВАС РФ от 19.08.2008 N 10335/08, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2009 по делу N А43-1607/2008-4-63).
Если в договоре не указаны виды товаров
Определение в договоре наименования товара с помощью указания на его класс или группу будет недостаточным.
Так, в судебной практике наименования товаров, определяемые как алкогольная продукция, продукты питания, запасные части, горюче-смазочные материалы, товары народного потребления, медикаменты и товары медицинского назначения, нефтепродукты, отходы производства, были признаны несогласованными, а договоры — незаключенными.
Документы, которые можно использовать для определения вида и наименования товара
Если наименование определено без учета требований стандартов, технических регламентов
Конкретизация характеристик товара
Для того чтобы минимизировать риски, связанные с недостаточно точным согласованием наименования товара, в договоре поставки, помимо вида товара (см. п. 1.1.1 «Определение наименования товара» настоящего материала), целесообразно указать дополнительные признаки, характеристики товара.
Степень конкретизации характеристик товара (насколько подробно они должны быть определены в договоре) зависит от целей и намерений сторон, а также от специфики товара. Поскольку закон не устанавливает иное, товарами по договору поставки могут быть как вещи, определяемые родовыми признаками, так и индивидуально-определенные вещи.
Конкретизация характеристик товаров — родовых вещей
Вещи, определенные родовыми признаками, отличаются от вещей того же рода по количественным показателям — весу, мере, числу (например, 150 кубометров древесины, 2 тыс. тонн зерна).
Если товаром являются родовые вещи, то для конкретизации их характеристик в договоре поставки наряду с наименованием товара следует указать присущие ему признаки, которые позволят определить не только его вид, но и разновидность (см. 1.1.1 «Определение наименования товара» настоящего материала). То есть необходимо отразить категории, типы, марки, модели товаров, состав, сортность, физические свойства — плотность, жирность, материал изготовления, качественные характеристики и т.п. (например, бревна пиловочные хвойных пород, сосна, определенный сорт; зерно пшеницы мягкой определенной категории, класса, сорта).
Данные признаки можно определить с помощью таких документов, как:
Если в договоре недостаточно подробно определены родовые признаки вещей (товара)
Некоторые суды относят согласование конкретизирующих характеристик товаров — родовых вещей к условию об ассортименте, несогласование которого влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 467 ГК РФ. Так, покупатель может получить не тот товар, который планировал приобрести по договору, и будет обязан принять его (см. Риск покупателя 1.1.2). Подробнее по данному вопросу см. п. 2.1 «Ассортимент товаров» настоящего материала.
При этом сторонам следует учитывать, что если товар обозначен родовыми признаками и не конкретизирован до вида (разновидности), то наименование может быть признано несогласованным, а договор — незаключенным (ст. 432, п. 3 ст. 455 ГК РФ).
Конкретизация характеристик товаров с индивидуальными признаками
Если покупатель приобретает в качестве товара вещи, обладающие индивидуальными признаками, которые позволяют выделить их из общей массы однородных вещей (индивидуально-определенные вещи), например транспортные средства, имеющие идентификационный номер (VIN), оборудование, бытовая, компьютерная и прочая техника, а также другие товары с индивидуальными заводскими, серийными номерами, и при этом его интересует покупка конкретной вещи, с определенным номером, в определенном состоянии (например, вещь, бывшая в употреблении), то в договоре (на этапе его заключения) следует указать индивидуальные признаки этой вещи.
В зависимости от своих намерений стороны вправе определить в договоре товар, единица которого может быть индивидуально-определенной вещью, в частности технически сложный товар, и с помощью родовых признаков. В этом случае в договоре в целях конкретизации товара необходимо перечислить его основные особенности, интересующие покупателя, а индивидуальные признаки можно не указывать.
Например, если покупателя интересует приобретение трех автомобилей определенной марки и с определенными характеристиками и на стадии заключения договора для него неважно, какие именно идентификационные номера (VIN) присвоены этим автомобилям, то в этом случае для конкретизации товара и согласования наименования в договоре будет достаточно указать марку, модель, год выпуска, тип и мощность двигателя, технические параметры товара. Таким же образом стороны могут согласовать товар, если поставщик на момент заключения договора еще не закупил товар и его индивидуальные признаки сторонам неизвестны.
Внимание! Индивидуальные признаки товара должны быть в любом случае определены при его передаче поставщиком (например, в накладной или акте приема-передачи). Это необходимо для того, чтобы идентифицировать товар при предъявлении покупателем претензий по качеству и при осуществлении гарантийного обслуживания, т.е. установить, что предъявлен тот же самый товар, который и был ему продан (см. Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2008 N КГ-А40/1334-08).
Если при заключении договора и (или) передаче товара не согласованы индивидуальные признаки вещи (товара)
Если из договора следует, что покупатель намерен приобрести индивидуально-определенную вещь, но в нем не отражены ее индивидуальные признаки, суд может признать несогласованным наименование товара и предмет договора в целом (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Договор в таком случае будет являться незаключенным.
Если стороны не указали индивидуальные признаки при передаче товара, то в случае обнаружения в нем недостатков покупатель не сможет доказать, что они выявлены именно в полученном от поставщика товаре, и не вправе будет предъявить поставщику претензии по качеству товара.
Негативные последствия в такой ситуации могут последовать и для поставщика, поскольку он не сможет доказать факт передачи товара и потребовать его оплаты.
Что такое «наименование товара»?
По-моему, это понятно и без нормативного определения этого понятия (ИМХО)
«Новый словарь русского языка» (толково-словообразовательный), издательство «Русский язык», 2000 г.
НАИМЕНОВАНИЕ ср.
1. То же, что: название.
НАЗВАНИЕ ср.
1. Словесное обозначение, наименование кого-л., чего-л. // Имя, кличка.
Ой, спасибо, разъяснили непонятливой!
Не сомневаюсь, что Вы укажете все технические и прочие характеристики, чтобы максимально индивидуализировать интересующий Ваш товар.
Для этого существует такие понятия, как «модель» того или иного изделия, его марка (производитель)! Например, «DVD+VCR Samsung SV-DVD 641» – это и есть наименование товара, что его вполне будет отличать от других. Вот что будет указано в договоре купли-продажи.
Указывать все технические характеристики в этом случае нет какого-либо смысла. Велосипед изобретать в такой ситуации нет необходимости.
Согласно, статье 431 ГК «при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений». Обратите на внимание на слово «буквальное», то есть исходя из самого смысла слов и выражений русского языка (так что я выдержки из словаря не зря Вам привел).
Да, и различайте два вышеуказанных понятия (наименование и модель) с понятием «комплектация».
Данный вопрос Вы, вообще-то, только сейчас сформулировали (перечитайте свое первое сообщение)!
Для этого всего существует известный Вам Закон РФ «О защите прав потребителей» и, в частности, его 10 статья, именуемая «Информация о товарах (работах, услугах)», а также Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55.
Согласно пункту 48 указанных Правил (Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения) «образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики».
Как следует из пункта 46 Правил «вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу».
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца».
Наверное, стоило разъяснить, если у Вас появился подобный вопрос?!
Например, «DVD+VCR Samsung SV-DVD 641» – это и есть наименование товара, что его вполне будет отличать от других. Вот что будет указано в договоре купли-продажи.
И еще, когда Вы придете забирать телевизор, то увидите еще 100 покупателей, которые тоже пришли за таким же телевизором. Который из них Ваш?
Ладно, не будем более упрощать, правила розничной торговли и ЗОЗПП не подойдут, т.к. речь у нас идет о продаже партии телевизоров между юрлицами.
Данная модель в то время не производилась!
Ладно, не будем более упрощать, правила розничной торговли и ЗОЗПП не подойдут, т.к. речь у нас идет о продаже партии телевизоров между юрлицами.
А кто Вам мешает, в силу положений статей 154, 420, 421 ГК определить в договоре те характеристики партии товара, которые лично для Вашего юридического лица являются приоритетными? Учитывая при этом предписания статьи 431 ГК.
Соответствующие же нормы, регулирующие договор поставки, прописаны в параграфе 3 ГК.
В силу пункта 5 статьи 454 ГК «к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров».
Следует учесть, что имеется постановление ВАС РФ от 22 октября 1997 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки».
Не забывайте также и об обычаях делового оборота, широко применяемых в соответствующей области предпринимательской деятельности.
Для информации: посмотрите «Предмет договора поставки» (Т. Е. Кукина «Право и экономика», № 1 2001 г.) – кстати, имеется в Консультанте (в разделе «Комментарии законодательства»).
ИМХО по данному вопросу НПА нет и вряд ли он нужен.
Есть ли какие-нибудь нормативные акты, которые устанавливают обязатнельность указания в договоре купли-продажи в графе наименование товара: модели, марки, годы выпуска, заводского номера, т.е. всего того, что позволяет нам отличить один товар от аналогичного другого?
а не проще ли формулировать свой вопрос изначально четко и ясно
ЗЫ: анекдоты на пустом месте не рождаются, вопрос действительно актуален, ни одного исследования не встречал.
1. По каким основаниям общие нормы ГК о сделках не подходят к уже заключенному договору? Например, тот же параграф 2 ГК, посвященный недействительности сделок.
3. Согласно пункту 1 статьи 523 ГК «односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450)».
Вот и я говорю. что продал вам ЦВЕТНОЙ ТЕЛЕВИЗОР.
«А по барабану, что Вы говорите! в Договоре написано: телевизор! И не указано цветной он или черно-белый!» (это был продавец)
вопрос действительно актуален, ни одного исследования не встречал.
Вы ни словом не говорились о том существенном факте, что договор-то заключается между юридическими лица!
Вы ведь даже не удосужились сказать, на чьей стороне рассматриваемых правоотношений находитесь?
Оказывается, что
И причем тут односторонний отказ, если Вы, будучи Продавцом, понятия не имеет, ЧТО именно нужно поставить? Договор незаключен или ничтожен, т.к. в нем отсутствует наименование товара.
Так Вы со стороны Продавца или Покупателя? Кстати, а Ваша реплика о ничтожности сделки не относится разве к нормам ГК о недействительности сделок?
приезжайте в гости! Я Вам свой телевизор продам по письменному договору!
с каждым Вашим новым сообщением, появляются новые же факты
«Вычислительное устройство, потребляющее мало энергии и которое невозможно заразить вирусами».
Если непонятно, то это фраза из фильма «Если наступит завтра».
А товаром договора купли-продажи оказались СЧЕТЫ (АБАК).
ЗЫ: ЗОЗПП и РК-П предлагаю пока не трогать.
Простите, а что скажете насчет наименования товара «Телевизор позиция №5 прайса»?
Простите, а что скажете насчет наименования товара «Телевизор позиция №5 прайса»?
. Если договор незаключен, то кто и как это должен доказать, а также ссылки на соответствующие НПА.
При этом Dasha уверенна (и ИМХО) что таковых в природе нет и не может быть исходя из существа гражданских правоотношений.
Ваше второе предложение мне непонятно. Поясните
Цитата из Т. Е. Кукиной «Право и экономика», № 1 2001 г.:
Сейчас в практике заметна тенденция сближения этих терминов. Насколько это оправданно? Ранее, в советском законодательстве, в предмете договора отдельной строкой выделялось наименование («трактор») и номенклатура (ДТ-75, заводской номер ___).
В современных договорах термины «наименование» и «номенклатура» редко используются, а заводские номера вообще не указываются. Предмет договора упрощен. Описание товара сводится к фразе «трактора ДТ-75 в количестве ___ шт.». В то же время в ГК РФ между терминами «наименование» и «ассортимент» существует четкое различие.
Статья 512 ГК РФ указывает, что «поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящего в тот же ассортимент». Следовательно, законодатель не только разграничивает эти понятия, но и сознательно расширяет объем понятия «ассортимент».
В договоре поставки (ст. 506 ГК РФ ориентирует на предпринимательские цели) должен использоваться термин «номенклатура», что подтверждается ст. 467 ГК РФ, где ассортимент определяется как виды, модели, размеры, цвета и иные признаки товара, т.е. делается привязка к потребительским товарам.
*****************
Еще одна цитата:
«Структура договора поставки
1. Вводная часть.
2. Основная часть (описание объекта).
3. Факультативная часть.
4. Список приложений.
Как правило, на предприятиях имеются отпечатанные в типографии готовые бланки спецификаций. Спецификация представляет собой таблицу с графами «Порядковый номер», «Наименование», «Количество», «Единица измерения», «Цена за 1 шт.», «Общая цена с НДС», «Разбивка сроков поставки по кварталам». В спецификации может быть сделана отсылка к ГОСТам, ТУ, СТП, иным стандартам, каким-либо приложениям. Продукцию необходимо описывать наиболее полным образом, а также указывать изготовителя продукции.
Факультативная часть предмета (или комплекс услуг) не всегда присутствует в договоре. Чаще всего комплекс услуг обозначается во внешнеэкономических договорах. Особенно выражено это условие в смешанных договорах, при соединении договора поставки с договором подряда. Элементами (подвидами) сектора услуг, в частности, являются:
— техническое обслуживание объекта поставки;
— поставка запчастей;
— обучение специалистов;
— организация рекламной кампании и т.д.
Наименование продукта
3.5.1 Наименование продукта
3.5.1.1 Наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.
3.5.1.2 Информацию об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «копченый», «сублимированный», «пастеризованный», «стерилизованный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически модифицированный», «облученный ионизирующим излучением» или других), которую включают в наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования.
3.5.1.3 Наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.
Пищевые продукты, поступающие по импорту, могут иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам, если это не противоречит национальным стандартам Российской Федерации.
Если в национальных стандартах Российской Федерации, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает изготовитель с учетом требований, изложенных в 3.5.1.
3.5.1.4 Не допускается:
— давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав. При включении в состав продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и/или ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата);
— давать одно наименование разным пищевым продуктам.
3.5.1.5 Информация о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», «Витаминизированный», «Без консервантов», и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации.
Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается.
3.5.1.6 Наименование продукта, сформированное в соответствии с изложенными выше требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака).