нафта что это такое расшифровка
Нафта и бензин: в чем разница?
И нафта, и бензин являются нефтепродуктами со схожими свойствами. Основное различие между ними заключается в физико-химических характеристиках и в технологии получения. Нафта – это летучая форма нефти, а бензин – одна из фракций, получаемых при переработке нефтяного сырья.
Нафта
Нафта представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с характерным запахом. В составе смеси парафины, циклоалканы, ароматические соединения. Нафту производят из каменноугольной смолы, битуминозных песков, сланцевых отложений. Существует технология разрушительной перегонки древесины, которая также позволяет получать летучую углеводородную фракцию.
Существует заблуждение, что нафта – это уайт-спирит. В действительности растворитель является другим продуктом. Нафту не используют в чистом виде. Жидкость подвергают переработке на катализаторах, очистке от сернистых соединений и другим преобразованиям, позволяющим получить высокооктановые компоненты топлива.
На НПЗ нафту получают на первой стадии перегонки сырой нефти. Такое вещество называют «прямогонным». Прямогонную нафту перегоняют в диапазоне температур от 35 до 200 °С, а затем разделяют на легкую и тяжелую фракцию. В легкой форме содержатся углеводороды с 1-6 атомами углерода, а в тяжелой – макромолекулы с 6 и более звеньями. Обе фракции легковоспламеняемые и летучие.
Нафту используют в качестве топлива, растворителя, компонента технологических процессов на промышленных предприятиях. Горючее на основе нафты часто встречается в магазинах в качестве жидкости для розжига углей.
Бензин
Бензин – это одна из фракций нефти, получаемая по технологии перегонки. Жидкость представляет собой смесь углеводородов и технологических добавок, предназначенных для улучшения свойств. Продукт имеет одну модификацию, в составе которой макромолекулы из 4-12 углеродных звеньев. Бензин используют как топливо для ДВС с искровым зажиганием.
Основной характеристикой нефтепродукта является октановое число. Значение этого параметра показывает детонационную стойкость жидкости. Чем выше октановое число, тем качественнее бензин. Раньше для улучшения характеристики применяли свинец, но с ужесточением экологических требований от тяжелого металла пришлось отказаться и перейти на более безопасные технологии.
В процессе сгорания бензина в окружающую среду выделяется множество вредных веществ. Выхлопные газы вызывают смоги, глобальные изменения климата, негативно влияют на природу.
Таким образом, нафта – это одна из летучих форм нефти с широким диапазоном характеристик и большим спектром применения. Бензин – это продукт нефтепереработки, предназначенный для использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве топлива.
Для выгодной покупки бензина на АЗС используйте топливные карты.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
НАФТА
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement, ALENA, Accord de libre-échange nord-américain) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.
Содержание
Предпосылки создания
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.
В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Изначально союз замышлялся как отчасти ответ на набиравшую обороты европейскую интеграцию.
Ведущую роль в организации играет США, которое использует данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.
Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
Структура
Сравнение региональных блоков
Региональный блок 1 | Площадь (км²) | Население | ВВП (ППС) ($US) ВВП (млн.) | ВВП (ППС) ($US) ВВП на душу населения | Участники Страны участники 1 |
---|---|---|---|---|---|
ЕАСТ (EFTA) | 529,600 | 12,233,467 | 471,547 | 38,546 | 4 |
ЕС (EU) | 4,325,675 | 496,198,605 | 12,025,415 | 24,235 | 27 |
ЕврАзЭС (EurAsEC) | 20,789,100 | 208,067,618 | 1,689,137 | 8,118 | 6 |
СААРК (SAARC) | 5,136,740 | 1,467,255,669 | 4,074,031 | 2,777 | 8 |
ССАГПЗ (GCC) | 2,285,844 | 35,869,438 | 536,223 | 14,949 | 6 |
НАФТА (NAFTA) | 21,588,638 | 430,495,039 | 12,889,900 | 29,942 | 3 |
АСЕАН (ASEAN) | 4,400,000 | 553,900,000 | 2,172,000 | 4,044 | 10 |
PARTA | 528,151 | 7,810,905 | 23,074 | 2,954 | 14+2 3 |
КАРИКОМ (CARICOM) | 462,344 | 14,565,083 | 64,219 | 4,409 | 14+1 3 |
CSN | 17,339,153 | 370,158,470 | 2,868,430 | 7,749 | 10 |
CACM | 422,614 | 37,816,598 | 159,536 | 4,219 | 5 |
Agadir | 1,703,910 | 126,066,286 | 513,674 | 4,075 | 4 |
ВАС (EAC) | 1,763,777 | 97,865,428 | 104,239 | 1,065 | 3 |
COMESA | 3,779,427 | 118,950,321 | 141,962 | 1,193 | 5 |
ЭКОВАС (ECOWAS) | 5,112,903 | 251,646,263 | 342,519 | 1,361 | 15 |
ЦАВЭС (CEMAC) | 3,020,142 | 34,970,529 | 85,136 | 2,435 | 6 |
SACU | 2,693,418 | 51,055,878 | 541,433 | 10,605 | 5 |
ООН и страны для сравнения 2 | Площадь (км²) | Население | ВВП (ППС) ($US) в миллионах | ВВП (ППС) ($US) на душу населения | Число админ. единиц 4 |
---|---|---|---|---|---|
OOH | 133,178,011 | 6,411,682,270 | 55,167,630 | 8,604 | 192 |
Бразилия | 8,514,877 | 187,560,000 | 1,616,000 | 8,600 | 27 |
Германия | 357,050 | 82,438,000 | 2,585,000 | 31,400 | 16 |
Канада | 9,984,670 | 32,507,874 | 1,165,000 | 35,200 | 13 |
Китай 5 | 9,596,960 | 1,306,847,624 | 10,000,000 | 7,600 | 33 |
Индия | 3,287,590 | 1,102,600,000 | 4,042,000 | 3,700 | 35 |
Россия | 17,075,200 | 143,782,338 | 1,723,000 | 12,100 | 85 |
США | 9,631,418 | 296,900,571 | 12,980,000 | 43,500 | 50 |
Япония | 377,873 | 128,085,000 | 4,220,000 | 33,100 | 47 |
1 Включены данные только по полным членам наиболее активных блоков.
2 Наиболее крупные страны мира по площади, населению и ВВП (ППС).
3 Включая несуверенные автономные области государств.
4 Число административных единиц.
5 Данные для КНР не включают Гонконг, Макао и территории под контролем Тайваня.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «НАФТА» в других словарях:
НАФТА — НАФТА, одна из нескольких летучих жидких углеводородных смесей. В I в. слово «нафта» было упомянуто Плинием Старшим. Алхимики употребляли это слово для обозначения различных жидкостей с низкой температурой кипения. Сегодня существует несколько… … Научно-технический энциклопедический словарь
НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле образованный в 1993г. торговый блок, в который входят США, Канада, Мексика и Чили. НАФТА организован с целью свободной торговли между странами участниками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру.… … Словарь бизнес-терминов
НАФТА — жен. нефть, горное, земляное, каменное масло. Нафталин муж. смолистое нефтяное вещество. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
НАФТА — (сокр. NAFTA, North American Free Trade Area), Североамериканская зона свободной торговли. Образована в 1994. Включает США, Канаду, Мексику. Представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн человек … Энциклопедический словарь
НАФТА — (греч. naphtha). Нефть, горное или каменное масло, легко воспламеняющееся. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
нафта — сущ., кол во синонимов: 1 • зона (50) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Нафта — (также лигроин или нефтяной спирт) – вещество, получаемое при перегонке нефти и представляющее собой прозрачную желтоватую жидкость, которую используют как дизельное топливо или растворитель в лакокрасочной промышленности. Применяется также … Нефтегазовая микроэнциклопедия
нафта — Легкий дистиллят, не содержащий присадок, с пределами кипения, аналогичными бензину. [СТ РК ИСО 1998 1 2004 (ИСО 1998 1:1998, IDT)] Тематики нефтепродукты EN naphtha … Справочник технического переводчика
НАФТА — Северо американское соглашение о свободной торговле Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
нафта — ти ж. Ол. 1. Нафта. Нафта або нафтова ропа цінится дуже. 2. Гас, керосин. Налій нафти до лямпи … Словник лемківскої говірки
EREPORT.RU
мировая экономика
Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА)
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Цели НАФТА
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
Структура НАФТА
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.
Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы группой экспертов.
Двадцатая глава Североамериканского соглашения о свободной торговле установливает институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых споров, касающихся финансовых услуг.
Основываясь на Канадско-американском соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной пошлины, замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех стран. Со времени принятия НАФТА поступило уже 73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в соответствии с Главой 19 Соглашения.
Что же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры «смешанного» арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. НАФТА также требует от национальных агенств уважения к принципам справедливости и прозрачности.
На национальные секции НАФТА возложена ответственноть и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была возложена ответственность за администрирование процесса разрешения споров согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и такая же ответственность по канадско-чилийскому соглашению о свободной торговле.
Экономическая характеристика НАФТА
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.
По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%. Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.
Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.
Также стоит отметить, что внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Однако, Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:
Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.
Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.
Характеристика стран НАФТА (по состоянию на 2014 год)
Страны | Население, млн. человек | Размер реального ВВП, млрд. долларов США | Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США | Инфля- ция, % | Уровень безрабо- тицы, % | Торговый баланс, млрд. долларов США |
Канада | 34.8 | 1794.0 | 51.6 | 1.9 | 6.9 | 4.6 |
Мексика | 120.3 | 1296.0 | 10.8 | 4.0 | 4.8 | -2.1 |
США | 318.9 | 17420.0 | 54.6 | 1.6 | 6.2 | -741.0 |
В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.
О роли Мексики в НАФТА
Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.
Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.
О роли Канады в НАФТА
Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.
Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.
Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.
Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.
В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).