над чем заставляет задуматься обломов

Сочинение «О каких вопросах задумывается И.А.Гончаров в романе «Обломов»?»

Творческая история и жанр

Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.

Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.

Гончаров не только поднимает социальную тему, но и рассуждает о философских вопросах, в том числе о смысле человеческой жизни.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847 – 1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Композиция и смысл произведения

Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:

В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:

Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.

Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.

Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.

Проходит еще немного времени и у Ильи происходит интрижка с мещанкой Пшеницыной, после чего у пары рождается мальчик. Главный герой окончательно уходит в себя, а затем погибает от сердечного приступа. Штольц женится на Ольге и они берут опеку над сыном Обломова.

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Характеристика героев

Гончаров придумал образы главных героев таким образом, что практически каждый ключевой персонаж имеет свой антипод. Например, апатичному и ленивому Илье противопоставляется хваткий и деятельный Андрей, а сильной и образованной Ольге — покорная, простая Агафья. Подробная характеристика главных героев:

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

Тематика романа

Произведение заставляет задуматься о множестве вещей. Автор подробно описывает жизнь дворян и предоставляет возможность поразмышлять на следующие темы:

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

Проблематика и смысл

Не менее обширны и проблемы, которые автор поднимает в своем произведении. Актуальны следующие вопросы:

В лице Обломова писатель изображает безразличное дворянство, в образе Штольца можно разглядеть поколение капиталистов, живущих ради денег. В своем романе автор выражает надежду на то, что Россия сможет взять из двух миров исключительно лучшие качества.

Произведение Гончарова учит читателей, что человеку жизненно необходимо трудиться, а не только думать о смысле жизни. Однако не нужно переставать мечтать, нельзя лишать себя человечности.

Мораль истории в том, что все относительно, не существует абсолютной истины и лжи, полностью хорошего и плохого. Кардинально разные личности могут быть настоящими друзьями, а искренняя любовь способна причинить вред.

Сочинение «О каких вопросах задумывается И.А.Гончаров в романе «Обломов»?»

Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры на тему: «О каких вопросах задумывается И.А. Гончаров в романе «Обломов»?»

Роман И.А. Гончарова «Обломов» по праву считается образцом классической русской литературы и великолепным примером романа критического реализма. Примечательно, что произведение, написанное во второй половине девятнадцатого века, до сих пор удивляет любого внимательного читателя глубиной своей мысли и продуманностью сюжета. Роман И.А. Гончарова «Обломов» прежде всего интересен читателю из-за своей многогранности, ведь мы можем рассматривать его и как психологический роман, и как философский, а с некоторых позиций и как социально-бытовой. Благодаря этому автор в своем романе сумел осветить множество вопросов, актуальных во все времена. И.А. Гончаров поднимает проблему «обломовщины», в своих персонажах мастерски отражает характеры основных представителей населения России того времени, поднимает нравственно-философские проблемы. На некоторых проблемах и вопросах я хотела бы остановиться подробнее.

Справедливо утверждать, что основной проблемой романа можно считать тему «обломовщины». «Обломовщина» — это социальное явление, представляющее собой распад крепостных устоев дореформенной России. Интересно, что подобное социальное явление И.А. Гончаров сумел рассмотреть с философской точки зрения. Проблему упадка русского дворянства автор рассмотрел с позиции человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Впервые с понятием «обломовщина» читатель знакомится во второй части произведения в диалоге Штольца и Обломова. Штольц, пытаясь подобрать название образу жизни Обломова, метко использует данное понятие. Если Штольц считает подобный образ жизни неправильным, то Обломов в ответ задается массой вопросов: «Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» В контексте произведения понятие «обломовщина» часто употребляется, как определение полной апатии и лени Обломова, но не стоит забывать, что «Обломов» — роман, относящийся к направлению реализма, а для реализма свойственно отображать в отдельных героях типичность, характерную для того времени. Именно поэтому справедливо утверждение о том, что «обломовщина» — это не просто характеристика образа жизни Ильи Ильича, а целое социальное явление, а сам Обломов не является единичным представителем социально угасающего дворянства, а по праву может считаться собирательным образом дворянства той эпохи, стоящего на пороге реформ и распада многовековых устоев. Автор гениально сумел перенести типичные образы представителей русского народа тех времен в героев своего романа. Особенно интересно И.А. Гончаров представляет главные мужские и главные женские образы. Главными мужскими образами романа стали Илья Обломов и Андрей Штольц, а основными женскими образами правильным будет считать Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. И мужские, и женские главные образы произведения находятся в оппозиции по отношению друг к другу, являются антиподами. Даже внешний вид героев говорит об их полной противоположности. Автор, говоря об Обломове, пишет, что «тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». При этом Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». По своей натуре Штольц активен и деятелен, в то время как Обломов не видит счастья в работе, деятельности, стремлении, считая любой успех довольно условным, ведь в понимании Обломова счастье заключается в покое и тихом течении жизни. Говоря о женских образах романа, следует отметить важную деталь, показывающую нам основное отличие между Ольгой и Агафьей Матвеевной, и деталь эта – отношение к любви, а именно чувства, испытываемые к Обломову. Даже в отношении чувств Ольга, подобно Штольцу, деятельна. Как и Андрей, она стремится изменить Обломова, подтолкнуть его к действию. Она не любит настоящего Обломова, но испытывает чувства к тому Обломову, которого хотела бы видеть, того изменившегося человека, поборовшего апатию, поставившего перед собой цели, человека, желающего двигаться вперед. Обломов прекрасно понял это, о чем говорит читателю фрагмент из его письма Ольге: «Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее». Агафья Матвеевна, являющаяся антиподом Ольги, не стремится изменить Обломова, она любит в нем каждую мелочь. Агафья готова принимать Обломова таким, какой он есть. Он будет лежать на диване в своем любимом халате, а она будет печь ему пироги. Противопоставляя Обломова Штольцу, а Олгьу Агафье, автор поднимает проблему грядущих перемен. Образы Обломова и Агафьи угасают так же, как и угасает их время. Наступает время прогресса, перемен и движения, за которым стремятся Штольц и Ольга. По этой же причине невозможным было развитие отношений Ольги и Обломова. Это люди разного времени, устоев, люди с разными жизненными ценностями.

Однако проблема «обломовщины» не единственная интересная и важная для романа проблема, поднятая автором. И.А. Гончаров поднял проблему русского национального характера. Начиная с фольклорных произведений, в русской литературе очень часто поднимается подобная проблема, и И.А. Гончаров на примере главного героя своего романа удачно выявил ее главный аспект– неоднозначность русского характера. Можно ли однозначно назвать Обломова плохим или хорошим? Я считаю, что нет. Даже его лень и апатия не вызывают отрицательные чувства к нему, ведь, зная историю Обломова, читатель находит рациональные объяснения хронической апатии Ильи Ильича. Нельзя сказать, что Обломов сразу пришел к такой жизни, ведь в прошлом он попробовал себя во многих вещах, что доказывается широким кругом его знакомых: Волков – молодой человек, предпочитающий светскую жизнь, Судьбинский – чиновник, стремящийся к карьерному росту, Пенкин – писатель, а также хитрый и жуликоватый Тарантьев и Алексеев – «безликий намек на людскую массу». В разные периоды своей жизни Обломов встречал столь разных людей, но, давая характеристику каждому, он употребляет снова и снова слово «несчастный». Обломов видит счастье в своем детстве в деревне, где жизнь текла размеренно и спокойно, где его окружали любовью и заботой, где жизнь, будто бы застыла, потерялась во сне. Примечательно, что настоящим другом Обломов считает только Штольца, с которым знакомы они как раз еще с тех самых счастливых для Обломова времен. О значимости жизни в деревне для Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова», где Илье Ильичу снится детство, счастливые моменты, греющие его душу и сердце. Детство и воспитание повлияли на всю жизнь Обломова, родители с детства гасили в нем всяческую активность, приучая к спокойствию и умиротворению, о чем в последствии Обломов и мечтал всю жизнь. Поэтому верным является утверждение о том, что образ Обломова показывает неоднозначность русского характера. Автор пишет, что это человек, у которого «душа светится». Его нельзя назвать деятельным и полезным для общества, но Обломов добрый человек со светлой душой, живущий в мечтах, ценящий духовную красоту и ощущение счастья, нежели гонку за чином или успехом. Несмотря на все светлое, излучаемое Обломовым, он все же пополнил галерею «лишних людей» русской литературы, так как в современном ему обществе, требующем движения и жизни, ему не было места, а героем своего времени, заменив Обломова, стал Андрей Штольц – пример идеала, деятеля, сочетания немецкого рационализма и русской души.

В заключение стоит отметить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» уникален своим «бессмертием» и актуален во все времена именно из-за того, что автору удалось поднять вечные для человечества и конкретно для России вопросы. Я считаю, что для современного общества наиболее актуален ряд нравственно-философских проблем, поднятых автором, проблем, связанных с моральными устоями общества и реализации себя в жизни, ведь Обломова можно считать попросту нереализованным в жизни человеком. В современном мире образовалось довольно много эволюционировавших «Обломовых», неспособных к движению и стремлению к прогрессу и развитию. Да, каждый день в мире происходят новые открытия, но за ними стоит немногочисленная часть людей, способных к творчеству. Отсутствие мотивации или неправильная мотивация, апатия и нежелание расширять свой кругозор — невероятно распространенные явления нынешнего времени, ставящие людей и общество в тупик. Тенденция отречения от какой-либо деятельности, полезной для общества, может в будущем оказаться страшной общественной проблемой. Таким образом, можно утверждать, что И.А. Гончаров сумел увековечить свое произведение в истории русской литературы, затронув широкий спектр «бессмертных» вопросов и проблем человечества.

Источник

О чём заставляет задуматься роман И.А.Гончарова «Обломов»?

О чем заставляет задуматься роман?

Роман «Обломов И. А. Гончарова один из самых интересных произведений XIX века, которое заставляет задуматься о смысле жизни человека. Задуматься, кто же такой Илья Ильич, с одной стороны он лентяй, не желающий добиться в своей жизни ничего, но с другой стороны у него прекрасный внутренний мир, честный, искренний и ценящий искусство.

Обломов бездействует, он ничего не делает, он не испытывает ни каких чувств, эмоций, он погружен в полную апатию. Он не понимает смысла человеческой жизни, всей суеты, стараний, каких-то изменений. Но жизни человека и состоит из постоянного движения, постоянного поиска чего-то нового, новых впечатлений, наслаждения, постоянного стремления что-то сделать, Да, можно сказать, что человеческая жизнь бессмысленна. Не каждый может сделать значительное открытие для всего мира, но у каждого есть возможность, сделать открытие для самого себя, разве это не счастье?

На долю каждого человека выпадает определенная необходимость справляться с повседневными делами. Без этого выполнения вся жизнь тускнеет, абсолютно утрачивая всяческий смысл.

Илья Ильич не умеет управлять своими подчиненными, но как же он сможет это сделать, если они, смотря на Обломова, видят пример, причем очень ленивый пример.

Но с другой стороны Обломов счастлив тем, что его окружает. Его это полностью устраивает и его можно назвать счастливым человеком.

Илья Ильич, в сущности, абсолютно беспомощен. Он настолько привык к своему образу жизни, что не может даже представить себя в иной ситуации. Обломов привязан к своему слуге Захару. И в этой привычке также раскрываются такие его черты, как консерватизм и нежелание что-либо менять.

Источник

«Обломов»: почему вам стоит перечитать этот роман, даже если лень это делать

Приблизительное время чтения: 10 мин.

В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит перечитать.

Книгу рекомендует заместитель декана философского факультета МГУ имени Ломоносова, кандидат философских наук Алексей Козырев

Автор

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) — писатель и литературный критик.

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

Время написания и история создания

В 1849 году в журнале «Современник» был напечатан большой фрагмент под названием «Сон Обломова», который Гончаров считал «увертюрой всего романа». Полный текст произведения был опубликован через десять лет, в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Критик Николай Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859) писал, что в романе Гончаров показал «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Содержание

Сюжетную основу романа составляет история драматической судьбы Ильи Ильича Обломова — дворянина и помещика — и его любви к Ольге Ильинской, девушке «цельного и одухотворенного характера». Их отношениям посвящены центральные вторая и третья романные части из четырех.

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

О чем роман?

Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»

Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь. Все это мертвецы, спящие люди…»

Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.

А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.

Интересные факты

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.

«Ни на ком здесь нет свежего, здорового лица. »

Отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов рассказывает своему другу Андрею Штольцу о том, каким ему представляется современное общество.

над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть фото над чем заставляет задуматься обломов. Смотреть картинку над чем заставляет задуматься обломов. Картинка про над чем заставляет задуматься обломов. Фото над чем заставляет задуматься обломов

— … Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?

— Что-нибудь да должно же занимать свет и общество, — сказал Штольц, — у всякого свои интересы. На то жизнь.

— Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?

— Это все старое, об этом тысячу раз говорили, — заметил Штольц. — Нет ли чего поновее?

— А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают». А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрос­лых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: «Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон» — настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: «вот уйди только за дверь, и тебе то же будет». Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. «У меня был такой-то, а я был у такого-то», — хвастают потом. Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку. Ты посмотри: ни на ком здесь нет свежего, здорового лица.

— Климат такой, — перебил Штольц. — Вон и у тебя лицо измято, а ты и не бегаешь, все лежишь.

— Ни у кого ясного, покойного взгляда, — продолжал Обломов, — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища. У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния. Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати.

— Ты философ, Илья! — сказал Штольц. — Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!

— …Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься? Сегодня Мехмет-Али послал корабль в Константинополь, и он ломает себе голову: зачем? Завтра не удалось Дону Карлосу — и он в ужасной тревоге. Там роют канал, тут отряд войска послали на Восток; батюшки, загорелось! лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет. Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно — не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят.

Дела-то своего нет, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А избрать скромную, трудовую тропинку и идти по ней, прорывать глубокую колею — это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пустить некому.

— Ну, мы с тобой не разбросались, Илья. Где же наша скромная, трудовая тропинка? — спросил Штольц.

Обломов вдруг смолк.

— Да вот я кончу только. план. — сказал он. — Да бог с ними! — с досадой прибавил потом. — Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку.

— Какой же это идеал, норма жизни?

Обломов не отвечал.

— Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц.

— Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?

— Как? — сказал Обломов, перевертываясь на спину и глядя в потолок. — Да как! Уехал бы в деревню.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *