над чем заставил задуматься рассказ толстого кавказский пленник

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» — это произведение, которое содержит в себе и военно-историческую тематику, и повествует о жалости, тёплых чувствах и человеческих взаимоотношениях.

В рассказе существует несколько главных образов: Жилин — офицер, который попал в плен, Дина — татарская дочь Абдул-Мурата и Костылин — товарищ Жилина. Вокруг этих персонажей разворачивается основная сюжетная линия. Наши русские офицеры попали в плен, а татары за выкуп согласны были их отпустить. Главный герой — Жилин предстаёт перед нами очень смелым, отважным и находчивым человеком. Даже в плену ему удаётся заслужить доверие и хорошее отношение со стороны врага. Больше всего прониклась к Жилину, его способностям мастерить дочь хозяина — Дина. «…девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный». — вот так Л.Н. Толстой описывает Дину, как будто любуется ей.

Когда мной был прочитан этот рассказ, то в голову пришла мысль о том, что татары, будучи очень жестокими воинами, способны воспитать в своих детях сочувствие, доброту и жалость. Дина — милая и сопереживающая девочка, которая помогла сбежать Жилину из плена. Но почему она это сделала? Возможно, за его трепетное и доброе отношение к ней, а может она полюбила его.

Жилин — смелый офицер, он смотрит в глаза смерти, пытается бежать от татар. Не удаётся с первого раза, но он не сдаётся, предпринимает ещё попытку, принёсшую удачу. А всё благодаря Дине, которая пожалела, а может и полюбила главного героя и спасла его, дав возможность сбежать. Заплакала девочка в момент прощания с Жилиным я думаю потому, что так, как он, к ней никто не относился. Мастерил куколок и игрушки, благодарил за еду, которую тайком девочка ему носила. На фоне зла и жестокости татарского племени Дина почувствовала внимание и доброту русского офицера.

Костылин — друг Жилина, который тоже попал в плен, является явной противоположностью образа главного героя. Он спокойно и со смирением принимает все условия татар и ждёт своей участи. Жилин — хороший и преданный друг и товарищ, не бросает Костылина в трудной ситуации. Несёт его на себе, превозмогая боль и жуткую усталость. Красота человеческой души не имеет границ.

В совершенно одинаковых условиях люди ведут себя по-разному. Кто-то, как Жилин, собрав всю волю в кулак, преодолевает все препятствия, а Костылин пассивно ждёт своей неминуемой участи. Похожая ситуация у обоих героев, но какие разные судьбы.

Я считаю, что в нашем, порой жестоком мире всегда есть место для доброты, искренности и любви. Война ли это или светлое время. Рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого это ярко и наглядно доказывает. Татарская молоденькая девчонка, не боясь страшного наказания, которое её ждёт в случае, если все узнают о её помощи русскому офицеру, смело идёт ему на выручку, беспокоится за него. Даже в минуты прощания: «Ухватилась за него Дина, шарит по нём руками, ищет, куда бы ему лепёшки засунуть». А потом заплакала и убежала домой.

В современном мире мы всё меньше задумываемся о войне и страшных событиях тех лет. Порой обижаемся, грубим, не замечаем бед не только окружающих, но наших родных и близких людей. А ведь доброта и любовь правят нашим миром, они позволяют оставаться нам людьми в любых сложных ситуациях. Яркий пример — это Жилин и Дина. Главные герои рассказа Л.Н. Толстого, несмотря на жизненную ситуацию, происходящие военные действия, остались добрыми и сопереживающими людьми. Красота человеческой души — это великое неразгаданное таинство всей нашей жизни.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?» читают:

Источник

Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник Толстого

Основным приемом рассказа является контраст и противопоставление. Главные герои рассказа – два офицера русской армии Жилин и Костылин. Автор уже с фамилий готовит читателя к сопоставлениям. Жилин, человек выносливый и сильный – «жила», а вот второй – Костылин, как подпорка или даже обуза для своего спутника. При сравнении героев сразу видна симпатия писателя. Жилин – храбрый, честный и простой русский офицер, достойный подражания и симпатии. Он великодушный, порядочный, достойный уважения. Человек надежный, преданный друг, любящий сын – образец для подражания. Полная противоположность – Костылин, человек слабый, трусливый и безвольный. Контрастно обрисован даже внешний вид героев.

Автор показывает, как в одних условиях люди могут вести себя абсолютно по разному. Такие как Жилин, стараются преодолевать трудности и никогда не сдаются. Они достойный пример для подражания. Недостойно себя ведут лишь слабые люди. Автор заставляет читателя подумать о том, как от человека зависит его собственная судьба. Воспитание в себе силы духа и воли даст возможность преодолевать любые трудности, а не пасовать перед ними.

Лев Толстой заставляет читателя задуматься о многом: о выживании в любой ситуации, о настоящей дружбе, справедливости и любви. Он дает яркий пример тому, как настоящий герой должен себя вести в трудной ситуации. Несмотря на простой авторский слог и понятную сюжетную линию, рассказ таит в себе весьма глубокие идеи философского направления. Читатель поневоле задумывается, насколько велика сила духа у простого человека, что может преодолеть любые препятствия или преграды.

2 вариант

Лев Николаевич Толстой написал очень хороший рассказ под названием “Кавказский пленник”, который очень сильно полюбили многие читатели. Но Лев Толстой написал это произведение не просто так, давайте разберёмся, над чем всё – таки заставляет нас задуматься эта сильная и достаточно поучительная история?

Начнём с того, что сами по – себе персонажи являются полными противоположностями. Жилин – сильный духом казак, который будет до последнего идти к своей цели, он никогда не предаст товарищей и свою родину. Костылин – очень слабый человек и в моральном плане и физическом, на протяжении всего рассказа он стонет, а самое главное то, что из – за него Жилин тоже попал в плен к татарам. После попадания в плен, можно заметить, что Жилин просто так сидеть не собирается, он строит план по побегу, а Костылин не поддерживает товарища, а лишь боится. При первом побеге из деревни татар, Костылин говорит, что очень устал и из – за этого их замечает проезжающий мимо татар, который сообщает главарю деревни и их снова садят, только кандалы теперь одеты на них всегда. Жилин опять не отчаялся, а начал строить новый план по побегу. Костылин же вовсе отказался от данных действий. И что мы получаем в итоге? Жилину из ямы помогла выбраться Дина, девочка из деревни. Жилин сбегает, но на равнине снова встречается с татарами, но ему помогают свои и он оказывается на родине. Дальнейшая судьба Жилина складывается хорошо, благодаря его усердию и отваге, смелости и находчивости.

Давайте подведём итог нашего сочинения. Жилин сбежал с деревни татаров, попрощавшись с милой девочкой Диной из деревни, которая хорошо сдружилась с Жилином. Слабый Костылин был выкуплен из плена только через месяц за пять тысяч. Так о чём же заставляет задуматься данный рассказ? На протяжении всего рассказа мы можем заметить, как Жилин твёрдо стоит на своей цели, сбежать. Но мы замечаем и Костылина, который только стонет и предаёт товарища. Вывод получился такой, что никогда не надо сдаваться, нужно стремится к своей цели и не предавать своих друзей и товарищей, благодаря всему этому вы достигните успеха, который пойдёт вам на пользу.

Также читают:

Картинка к сочинению Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

Как многогранна и прекрасна окружающая нас природа, неотъемлемой частью который мы являемся. Порой привыкнув к местности, в которой живем

Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года.

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль

Выражение «Памятник культуры» происходит от слова «память». Мраморные статуи, изображающие человека или группу людей, создаются для того, чтобы сохранить моменты прошлого в наших воспоминаниях

Источник

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?

над чем заставил задуматься рассказ толстого кавказский пленник. Смотреть фото над чем заставил задуматься рассказ толстого кавказский пленник. Смотреть картинку над чем заставил задуматься рассказ толстого кавказский пленник. Картинка про над чем заставил задуматься рассказ толстого кавказский пленник. Фото над чем заставил задуматься рассказ толстого кавказский пленникВ произведении Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» мы знакомимся с историей жизни двух русских военных. Главные герои рассказа — офицеры Жилин и Костылин, которые оказались в одинаковых условиях, попав в плен к татарам. Однако в плену они вели себя совершенно по-разному.

Жилин имеет хороший и решительный характер, а ещё он мастер на все руки. В татарской деревне он помогает каждому человеку, чем может. Он чинит часы и даже сумел вылечить больного, не имея навыков в медицине. У владельца пленных была дочь Дина. Жилин делал для девчонки кукол из глины, а она в благодарность тайком приносила ему еду.

Костылин же был во всём противоположен Жилину. Он был трусом. Из-за чего, встретив татар, он испугался и оставил своего товарища-Жилина в беде. Невзирая на то, что татары с уважением относились к Жилину, он всё равно хотел сбежать. А вот Костылин боялся бежать и ждал, когда его, наконец, выкупят, однако всё-таки позже согласился на побег. Но из-за Коcтылина он не удался и офицеров вернули в плен. Второй побег для Жилина оказался более удачным. И помогла ему в этом татарская девочка Дина, принеся с собой длинный шест. Костылин отказался бежать и позже его выкупили в плачевном состоянии.

Произведение «Кавказский пленник» принуждает читателя задуматься о том, что такие человеческие черты характера, как добро, смелость, любовь к людям ценились во все времена. Что нужно всегда стремиться помогать людям несмотря ни на что, и на добро люди отплатят тебе тем же — добром. Я считаю, что такие, как Жилин, должны бить примером для всех.

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? (5 класс)

Прочитав рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказкий пленник», невольно задумываешься о том, что есть на свете плохие и хорошие люди вне зависимости от их национальности.

В произведении представлены два русских офицера, абсолютно непохожих друг на друга и ведущих себя абсолютно по-разному в одной и той же ситуации. Жилин добросовестный, мужественный, волевой и прямой человек. Костылин же труслив, малодушен, нерешителен и на него невозможно положиться как на товарища. В плену Жилин надеется только на себя, и даже отправляет матери письмо о выкупе, написав неверный адрес. Костылин же просто сидит и ждёт, когда его выкупят. Жилин не сидит, сложа руки, и делает подкоп для побега, Костылин же смирился со своим пленом и очень быстро пал духом.

Я считаю, это произведение заставляет нас задуматься над тем, что в любой трудной и, казалось бы, безнадёжной ситуации ни при каких условиях не нужно падать духом и опускать руки на милость победителю. Нужно быть мужественным, добросовестным, хорошим во всех смыслах и смелым человеком. Таким, как Жилин.

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?

Источник

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:

герои рассказа «кавказский пленник»характеристика
иван жилинрусский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар.
костылинсостоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы

Главная мысль

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Источник

Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник»? (Толстой Лев Н.)

В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» описана жизнь русских военных и татар на Кавказе. Главные герои рассказа — это офицеры Жилин и Костылин, которые попали в плен к татарам. В плену, находясь в одинаковых условиях, они вели себя по-разному. Жилин обладает добрым и решительным характером, а также умелыми руками. В татарской деревне он помогает всем людям чем может. Он ремонтировал часы и даже вылечил больного, даже не имея навыков в медицине. У хозяина пленных была дочь Дина. Жилин делал для девочки кукол из глины, а она, в благодарность, тайком приносила лепешки и молоко ему.

Характер у Костылина был абсолютно противоположным Жилину.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он был трусом. Из-за него, встретив татар, он испугался и бросил своего товарища Жилина. Несмотря на то, что татары уважали Жилина, он всё равно хотел сбежать. Костылин боялся бежать и ждал, когда его выкупят, но все же потом согласился на побег. После неудачной попытки побега, Дина узнала, что их хотят казнить. Она пожалела их и пришла помочь выбраться из ямы, принеся с собой длинный шест. Костылин отказался бежать, потому что он очень боялся, что ему не хватит сил на побег. Дина хотела помочь снять колодку с ноги Жилина, но у неё это никак не получилось сделать. Так и шёл Жилин с колодкой, пока его не встретил татарин. Но, к счастью, рядом оказались казаки, которые помогли ему добраться в крепость.

Рассказ «Кавказский пленник» заставляет задуматься нас о том, что такие человеческие качества, как доброта, смелость, любовь к людям ценятся во все времена. Такие, как Жилин, должны бить примером для всех.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id90494

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *