начинающий радиолюбитель с чего начать
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ
Сразу скажу, что при обучении, нужно равномерно сочетать теорию с практикой. Как бы ни хотелось, побыстрее начать паять и собирать конкретные устройства, нужно помнить о том, что без необходимой теоретической базы в голове, вы в лучшем случае, сможете безошибочно копировать чужие устройства. Тогда как если будете знать теорию, хотя бы в минимальном объеме, то сможете изменить схему, и подогнать её под свои потребности. Есть такая фраза, думаю известная каждому радиолюбителю: “Нет ничего практичнее хорошей теории”.
В первую очередь, необходимо научиться читать принципиальные схемы. Без умения читать схемы невозможно собрать даже самое простое электронное устройство. Также впоследствии, не лишним будет освоить и самостоятельное составление принципиальных схем, в специальной программе Splan.
Пайка деталей
Также важно паять аккуратно, особенно расположенные близко выводы радиодеталей, и не навесить “соплей”, случайных замыканий. Всегда если есть сомнение, прозвоните мультиметром в режиме звуковой прозвонки подозрительное место.
Не менее важно, удалять остатки флюса с платы, особенно если вы паяете цифровую схему, либо флюсом содержащим активные добавки. Смывать нужно специальной жидкостью, либо 97 % этиловым спиртом.
Минусом печатного монтажа, является трудность изменения схемы готового устройства. Поэтому перед разводкой и травлением печатной платы, всегда, сначала нужно собирать устройство на макетной плате. Делать устройства на печатных платах, можно разными способами, здесь главное соблюдать одно важное правило: дорожки медной фольги на текстолите, не должны иметь контакта с другими дорожками, там, где это не предусмотрено по схеме.
Вообще есть разные способы сделать печатную плату, например, разъединив участки фольги – дорожки, бороздкой, прорезаемой резаком в фольге, сделанным из ножовочного полотна. Либо нанеся защитный рисунок защищающий фольгу под ним, (будущие дорожки) от стравливания с помощью перманентного маркера.
Также при самостоятельной разводке печатных плат, либо если распечатали готовую плату, необходимо умение работать с документацией на радиодеталь, с так называемыми Даташитами (Datasheet), страничками в PDF формате. В интернете есть Даташиты практически на все импортные радиодетали, исключение составляют некоторые Китайские.
На отечественные радиодетали, можно найти информацию в отсканированных справочниках, специализированных сайтах, размещающих страницы с характеристиками радиодеталей, и информационных страничках различных интернет магазинов типа Чип и Дип. Обязательно умение определять цоколевку радиодетали, также встречается название распиновка, потому что очень многие, даже двух выводные детали имеют полярность. Также необходимы практические навыки работы с мультиметром.
Мультиметр, это универсальный прибор, с помощью только его одного, можно провести диагностику, определить выводы детали, их работоспособность, наличие или отсутствие замыкания на плате. Думаю не лишним, будет напомнить, особенно молодым начинающим радиолюбителям, и о соблюдении мер электробезопасности, при отладке работы устройства.
После сборки устройства, необходимо оформить его в красивый корпус, чтобы не стыдно было показать друзьям, а это значит, необходимы навыки слесарного, если корпус из металла или пластмассы, либо столярного дела, если корпус из дерева. Рано или поздно, любой радиолюбитель приходит к тому, что ему приходится заниматься мелким ремонтом техники, сначала своей, а потом с приобретением опыта, и по знакомым. А это означает, что необходимо умение проводить диагностику неисправности, определение причины поломки, и её последующее устранение.
Часто даже опытным радиолюбителям, без наличия инструментов, трудно выпаять многовыводные детали из платы. Хорошо если детали идут под замену, тогда откусываем выводы у самого корпуса, и выпаиваем ножки по одной. Хуже и труднее, когда эта деталь нужна для сборки какого-либо другого устройства, или производится ремонт, и деталь, возможно, потребуется после впаять назад, например, при поиске короткого замыкания на плате. В таком случае нужны инструменты для демонтажа, и умение ими пользоваться, это оплетка и оловоотсос.
Использование паяльного фена не упоминаю, ввиду частого отсутствия у начинающих доступа к нему.
Вывод
Форум по обсуждению материала С ЧЕГО НАЧАТЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ
В нескольких схемах рассмотрим, можно ли параллельно включать стабилизаторы напряжения, микросхемы типа LM317 и аналогичные.
Самодельный активный предварительный усилитель с НЧ-ВЧ регулировками на ОУ TL072, для УМЗЧ.
Радиоэлектроника, или как я начал её постигать
Добрый день, уважаемое сообщество.
Меня все время удивляли люди, которые понимают в радиоэлектронике. Я всегда их считал своего рода шаманами: как можно разобраться в этом обилии элементов, дорожек и документации? Как можно только взглянуть на плату, пару раз «тыкнуть» осциллографом в только одному ему понятные места и со словами «а, понятно» взять паяльник в руки и воскресить, вроде как почившую любимую игрушку. Иначе как волшебством это не назовёшь.
Расцвет радиоэлектроники в нашей стране пришёлся на 80-е годы, когда ничего не было и все приходилось делать своими руками. С той поры прошло много лет. Сейчас у меня складывается впечатление, что вместе с поколением 70-х уходят и знания с умением. Мне не повезло: половину эпохи расцвета меня планировали родители, а вторую половину я провёл играя в кубики и прочие машинки. Когда в 12 лет я пошёл в кружок «Юный техник» — это были не самые благополучные времена, и ввиду обстоятельств через полгода пришлось с кружком «завязать», но мечта осталась.
По текущей деятельности я программист. Я осознаю, что найти ошибку в большом коде ровно тоже самое, что найти «плохой» конденсатор на плате. Сказано — сделано. Так как по натуре я люблю учиться самостоятельно — пошёл искать литературу. Попыток начать было несколько, но каждый раз при начале чтения книг я упирался в то, что не мог разобраться в базовых вещах, например, «что есть напряжение и сила тока». Запросы к великому и ужасному Гуглу также давали шаблонные ответы, скопированные из учебников. Попробовал найти место в Москве, где можно поучиться этому мастерству — поиски не закончились результатом.
Итак, добро пожаловать в кружок начинающего радиолюбителя.
Я люблю учиться и узнавать что-то новое, но просто знания мне мало. В школе мне привили навык «теорему нельзя выучить — её можно только понять» и теперь я несу это правило по жизни. Окружающие, конечно, смотрят с недоумением, когда вместо того, чтобы взять готовые решения и сложить по-быстрому их воедино я начинаю изобретать свои велосипеды. Второй довод для написания статьи — это мысль «если ты понимаешь предмет — ты можешь его с лёгкостью объяснить другому». Ну что ж, попробую сам понять и другим объяснить.
Первая моя цель, прямо как по книгам — аналоговый радиоприёмник, а там пойдем и в цифру.
Сразу хочу предупредить — статья написана дилетантом в радиоэлектронике и физике и является скорее рассуждением. Все поправки буду рад выслушать в комментариях.
Итак, чем что такое напряжение, ток и прочее сопротивление? В большинстве случаев для понимания электрических процессов приводят аналогию с водой. Мы не будем отходить от этого правила, правда с небольшими отклонениями.
Представим трубу. Для контроля некоторых показателей мы включим в неё несколько счётчиков расхода воды, манометров для измерения давления, и элементы, которые мешают току воды.
В электрическом эквиваленте схема будет выглядеть примерно так:
Напряжение
Курс физики нам говорит, что напряжение — это разность потенциалов между двумя точками. Если перекладывать определение на нашу трубу с водой, то потенциал — это давление, т. е. напряжение — это разница давлений между двумя точках. Этим и объясняется принцип его измерения вольтметром. Получается, что если попытаться измерить напряжение в двух соседних точках трубы, где нет никаких сопротивлений движению воды (отсутствуют краны и сужения, внутренним трением воды о стенки трубы мы пока пренебрежём) и давление не меняется — то разница давлений в этих двух точках будет равна нулю. Если же сопротивление присутствует, происходит снижение давления (в электрическом эквиваленте падение напряжения), то мы получим величину напряжения. Сумма напряжений на всех элементах равна напряжению на источнике. Т.е. если сложить показания всех вольтметров на нашей схеме, мы получим напряжение батареи.
Например, будем считать, что наша батарея даёт напряжение 5 вольт и резисторы имеют сопротивление 100 и 150 Ом. Тогда по закону Ома U=IR, или I=U/R, получаем, что по цепи течёт ток с силой I=5/250=20мА. Так как сила тока во всей цепи одинакова (пояснения чуть дальше), из того же закона Ома следует, что первый вольтметр покажет U=0,02*100=2В, а второй U=0,02*150=3В.
Сила тока
Из того же курса физики известно, что это количество заряда за единицу времени. В водяном эквиваленте — это сама вода, а её измеритель, амперметр — есть счётчик воды. Опять таки становится понятно, почему амперметр подключается в разрыв цепи. Если его подключить на место, например, вольтметра V1, то образуется новая цепь, из которой будет исключено сопротивление R1, а значит как минимум мы получим некорректные значения (что будет «как максимум»станет понятно чуть позже). Вернёмся к нашей водичке — подключение амперметра параллельно любому из элементов означает, что часть воды пойдёт по основной трубе, а другая часть пойдёт через счётчик — и как раз этот счётчик будет врать.
Ах, да, о цепи. В большинстве литературы что мне попадалось фраза о том, что батарейки являются лишь источником напряжения, и только сопротивления являются источником тока. Как же так? Как сопротивление может являться источником чего-то ещё, кроме как источником сопротивления (тепло пока не в счёт)? Все верно, если опираться на закон Ома I=U/R, однако сколько не прикладывай сопротивление, ток не появится, пока не будет источника напряжения и замкнутой цепи (ровно как если заткнуть справа нашу трубу пробкой что не делай — счётчики воды будут молчать)!
Сопротивление в цепи просто должно присутствовать, ведь если оно равно нулю — сила тока устремится в бесконечность. Такую ситуацию мы видим при «замыкании» — искры это и есть очень большая сила тока, а если точнее теплота, равная Q=(I^2)Rt (формула действительна при постоянной силе тока и сопротивления).
Ещё одно важное замечание — при рассмотрении расчёта напряжения и силы тока я не нашёл уточнений, что в замкнутой цепи на всех участках сила тока будет одинаковой. Т.е. все счётчики будут крутиться с одной скоростью и показывать одни и те же значения. По сути, количество тока, который прошёл по цепи аналогичен количеству «воды», вышедшей из трубы.
Сопротивление
Пожалуй, самое простое явление для объяснения. Вернувшись к нашей трубе, сопротивление — это есть все возможные сужения и краны. Согласно тому, что мы разобрали выше — при повышении сопротивления уменьшается ток во всей цепи и понижает напряжение на концах сопротивления. Или снова в водяных реалиях — закрытие нашего крана на пол оборота вызовет уменьшение расхода воды на всех счётчиках и пропорциональное (в зависимости от сопротивления) снижение давления на манометрах.
Так куда же все падает и уменьшается? Вот здесь аналогия с водой неоднозначна, так как в случае с электричеством «излишки» превращаются в тепло и рассеиваются. Количество теплоты, которое при этом выделяется, снова можно рассчитать формулой Q=(ΔI^2)Rt (снова при постоянном сопротивлении). Если поделить количество теплоты на время, получим мощность, которую нужно применить при выборе самого резистора P=Q/t=(ΔI^2)R.
С постоянным током все понятно, а переменный?
Переменный ток, как таковой в радиоэлектронике используется редко. Его как минимум делают постоянным и в большинстве случаев снижают. Видимо по этому в попадавшейся мне литературе про него практически не говорится.
В чем же его отличие? C обывательской точки зрения, в малом — направление тока в нем меняется. Здесь аналогия с трубой не совсем уместна, первое что приходит в голову — шейкер для коктейлей (жидкость при смешивании в нем гуляет туда-сюда). Нам в радиоэлектронике нужно знать, как идёт ток в нашей цепи, чтобы получить от него то, что мы хотим.
Следующее, с чем я пошёл разбираться — полупроводники. Дырки? Электроны? Ключевой режим? Каскады? Полевой транзистор, то тот, который нашли в поле? Пока ничего не понятно…
КАК СТАТЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЕМ
Высказывания о способности давать советы слышать приходилось, а вот о способности принимать их как-то не довелось. А второе поважнее первого будет. Надо только знать, какому совету следовать, а какому нет. Впрочем, это не трудно, если известно, что получишь в итоге.
Есть вещи, о которых нормальный человек не задумывается, но инстинктивно стремится к этому, например сохранение здравого смысла, как вариант его восстановление. Прикладное радиолюбительство является тем редким, а может и единственным занятием которое реализует это стремление, причём является абсолютно доступным занятием и при желании может быть совершенно малозатратным. Строй мыслей и образ мышления у любителя радиотехнического творчества, не могут быть какими угодно. Они в ходе занятий прикладной электроникой дисциплинируются, настраиваются, и если хотите, учатся подчиняться непреложным истинам – конкретным физическим законам. Как-то не доводилось встречать среди радиолюбителей дураков – людей живущих исключительно чувствами и находящихся во власти эмоций.
Итак, ты отличаешь паяльник от плойки и что-то сподвигло некоторую часть своего личного времени посвятить общению с увлекательнейшим миром электроники. Совершенно не имеет значения, что именно. Однако если «всё срастётся», ни на что другое время не останется. Известны случаи, когда люди переставали интересоваться представителями противоположного пола и даже бросали пить. Вот про курение ничего не слышал, врать не буду. Что ближе, теория или практика? Если теория, то больше будешь «висеть» на форуме и «поститься». Не возбраняется, только не переусердствуй, «голых» теоретиков недолюбливают и даже игнорируют. Постарайтесь быть интересным, умерь самолюбие, избегай конфликтов и приятное времяпровождение обеспечено. Выучить закон Ома и формулы от него производные категорически обязательно, так же необходимо знать назначение и принцип действия электронных компонентов, их виды, ассортимент и не помешает рыночную стоимость (чтобы не посоветовать применение в простейшем девайсе дорогущей детали – «потеряешь лицо») ну и почитывать какую-то соответствующую литературу, например радиотехнический журнал, на худой конец учебник физики.
Если практика, было бы хорошо сразу определится «кем будешь по жизни», «радиолюбителем» или «любителем электроники». Смысл их деятельности одинаковый – реализация творческих замыслов. Разница в степени личного творчества и способах достижения реализации замыслов. Основополагающим же отличием является формирование бюджета хобби. Радиолюбитель сидит практически на жёстком хозрасчёте, имеется в виду полная самоокупаемость увлечения. Никаких дотаций со стороны бюджета семьи нет. Почти всё, что необходимо для любимого занятия (большинство измерительных приборов, различные приспособления и порой даже паяльники) радиолюбитель изготавливает самостоятельно, своими руками. Любитель же электроники может состояться только в том случае, когда у него есть возможность всё необходимое для занятий электроникой покупать. Это немалая трата денег, причём безвозвратная. Зато полная свобода желаний, ибо они не находятся в строгой зависимости от собственных способностей. И так выбор за тобой!
С чего начинается Радио
Ну а пока всё в мятежной душе приводится к общему знаменателю, расскажу, как сам встал на путь радиолюбительства: первое воспоминание, касающееся таинственного мира радио, относится к семилетнему возрасту, ибо тогда узнал о том, что дядя Серёжа из соседнего подъезда, самый обычный простецкий дядька, умеет ремонтировать телевизоры, на фоне постоянных расстройств по поводу часто ломающегося телевизора это произвело неизгладимое впечатление.
А два года спустя отец моего приятеля, работающий начальником цеха КИПиА, изъял у нас рогатки и усадил за стол, на котором лежал ворох различных новеньких радиодеталей. Особо запомнились транзисторы, именно про них он рассказывал, что они призваны заменить стоящие в телевизорах лампы, которые вечно барахлили и не давали полноценно просматривать телепередачи. С неделю мы совместно что-то паяли (он паял, а мы смотрели), далее мой товарищ совершенно потерял к этому делу интерес и весь радио-хабар был отдан в моё безраздельное пользование. В виду отсутствия технического руководителя дальнейшее познание радиомира приостановилось, но семя радиолюбительства попало на благодатную почву и сохранилось. В последующие годы периодически пытался что-то творить на данном поприще, но за младостью лет и трудностей с радиотехнической информацией это было сложно. Но всё равно сумел собрать звуковой пробник, тестер транзисторов и радиоприёмник который заговорил на несколько минут. А однажды купил дорогущую книгу с названием «Транзисторы» и принялся изучать, даже завёл тетрадь и что-то конспектировал.
Вот если бы попалась тогда эта книга – всё было бы по-другому. Но, увы, всё было как было, сложно и абсолютно непонятно. Впрочем, без знания элементарных законов физики это было не мудрено. Вот тогда я ошибочно и сделал заключение, что раз понимание не даётся, то это всё не моё. И долгие годы смотрел на всё что связано с электроникой с большим интересом, но как-то со стороны. Пока волей судьбы не оказался на форуме сайта «Радиосхемы».
Покупка инструментов и радиодеталей
Мультиметр, паяльник с терморегулятором или недорогая паяльная станция приобретается в первую очередь, попаять всё равно захочется, ты ведь не жлоб и не понесёшь покупаемые радиоконструкторы и первичные печатные платы будущих устройств, для сборки и пайки соединительных проводов, в радиомастерскую. Если какая сложность у любителя электроники и может возникнуть так это нехватка свободного места. Идеал это отдельное помещение, где можно установить стеллажи и составлять там все, что творческий потенциал создал в воображении, а интеллект отработал обозначенные позиции и посредством доступных действий воплотил в явь. И будет этой яви не мало. Если же ты, товарищ по форуму и не чужой человек, по сути, понял про себя и выбрал быть радиолюбителем мой тебе сердечный привет и пожелание успехов. То, что тебе понадобится в первую очередь и в обязательном порядке, это хотя бы в какой-то степени научится содержать себя в уравновешенным состоянии, о полном спокойствии речь и не идёт, творчество и хладнокровие понятия несовместимые.
На первых порах часто будет казаться, что есть отдельные моменты, которые недопонимаешь и возникнет естественная потребность задавать вопросы. Пожалуйста, форум всегда поможет. Но при этом необходимо не только помнить житейскую мудрость, которая гласит – «Как аукнется, так и откликнется!», но и действовать в полном соответствии с ней. Задавай вопрос вежливо ( ибо никто ничего никому не обязан), но без излишеств (помочь человеку уважающему и себя тоже, приятней), в обязательном порядке сделай попытку разобраться с непонятным самостоятельно (ведь отрицательный результат тоже результат) и подробно опиши свои действия. Если предмет обсуждения материален фото обязательно (общий вид и неисправный узел крупным планом со всех сторон). Короче максимум информации должен добыть сам и предоставить, просить надо не сделать за тебя, а подсказать, как сделать.
От теории к практике
Форум по обсуждению материала КАК СТАТЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЕМ
Схема оригинального регулятора яркости светодиодов, на базе полевого транзистора и оптрона.
Обсудим действующие стандарты радиосвязи, узнаем чем они отличаются, и когда использовать какие из них.
Принципиальная схема гальванической развязки для 8-канального логического анализатора. Скорость передачи данных до 10 Мбит.
Радиолюбитель
Последние комментарии
Радиодетали – почтой
Начинающий радиолюбитель: школа, схемы, конструкции
Школа начинающего радиолюбителя
Начинающий радиолюбитель: школа начинающего радиолюбителя, схемы и конструкции для начинающих, литература, радиолюбительские программы
Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “ Радиолюбитель “
На сайте работает “Школа начинающего радиолюбителя“. Полный курс обучения включает в себя занятия начиная от азов радиоэлектроники и кончая практическим конструированием радиолюбительских устройств средней сложности исполнения. Каждое занятие строиться на предоставлении слушателям необходимых теоретических сведений и практических видеоматериалов, а также домашних заданий. В ходе учебы каждый обучаемый получит необходимые знания и навыки в полном цикле конструирования в домашних условиях радиоэлектронных устройств.
Для того чтобы стать слушателем школы, необходимо желание и подписка на новости сайта или через FeedBurner, или через стандартное окно подписки. Подписка необходима для своевременного получения новых уроков, видеоматериалов занятий и домашнего задания.
Только подписавшимся на курс обучения в “Школе начинающего радиолюбителя” будут доступны видеоматериалы и домашнии задания по занятиям.
Для тех, кто решил изучать радиолюбительство вместе с нами, необходимо кроме подписки, внимательно изучить подготовительные статьи:
♦ Закон Ома
♦ 10 формул, которые должен знать каждый
♦ Техника безопасности
♦ Резистор
♦ Конденсатор
♦ Диод
♦ Транзистор
Также, очень рекомендую для изучения серию статей для начинающих радиолюбителей известного автора радиолюбительских публикаций Дригалкина В.В.:
Все вопросы, пожелания и замечания Вы можете оставлять в комментариях в разделе “Начинающим”.
Второе занятие.
Лаборатория радиолюбителя. Собираем блок питания.
Часть 1:
Определяемся со схемой. Как проверить радиоэлементы.
Часть 2:
Подготовка деталей.
Расположение деталей на плате.
Изготовление платы самым простым способом.
Часть 3:
Пайка схемы.
Проверка работоспособности.
Изготовление корпуса для блока питания.
Изготовление передней панели с помощью программы “Front Designer”.
Третье занятие.
Лаборатория радиолюбителя. Собираем функциональный генератор.
Часть 1:
Определяемся со схемой и изучаем характеристики основных деталей.
Часть 2:
Проектирование печатной платы с помощью программы “Sprint Layout”.
Применение ЛУТ (лазерно-утюжной технологии) для переноса тонера на плату.
Часть 3:
Окончательный вариант платы.
Нанесение “шелкографии”.
Проверка работоспособности генератора.
Настройка генератора с помощью специальной программы “Virtins Multi-Instrument”
Четвертое занятие.
Собираем светомузыкальное устройство на светодиодах
Часть 1:
Предисловие.
Определяемся со схемой и изучаем характеристики основных деталей.
Часть 2:
Фоторезисты и их применение.
Немного о программе “Cadsoft Eagle”. Установка и русификация официальной версии.
Часть 3:
Изучаем программу Cadsoft Eagle:
– начальные настройки программы;
– создание нового проекта, новой библиотеки и нового элемента;
– создание принципиальной схемы устройства и печатной платы.
Часть 4:
Уточняем схему;
Изготавливаем печатную плату в программе Cadsoft Eagle;
Облуживаем дорожки платы сплавом “Розе”;
Собираем устройство и проверяем его работоспособность специализированной программой и генератором;
Ну и, в конце-концов, радуемся результатам.
Подведем некоторые итоги работы “Школы”:
Если вы последовательно прошли все шаги, то ваш результат должен быть следующим:
1. Мы узнали:
— что такое закон Ома и изучили 10 основных формул;
– что такое конденсатор, резистор, диод и транзистор.
2. Мы научились:
♦ изготавливать простым способом корпуса для устройств;
♦ залуживать печатные проводники простым способом;
♦ наносить “шелкографию”;
♦ изготавливать печатные платы:
– с помощью шприца и лака;
– с использованием ЛУТ (лазерно-утюжной технологии);
– с использованием текстолита с нанесенным пленочным фоторезистом.
3. Мы изучили:
— программу для создания передних панелей “Front Designer”;
– любительскую программу для налаживания различных устройств “Virtins Multi-Instrument”;
– программу для ручного проектирования печатных плат “Sprint Layout”;
– программу для автоматического проектирования печатных плат “Cadsoft Eagle”.
4. Мы изготовили:
— двухполярный лабораторный блок питания;
– функциональный генератор;
– цветомузыку на светодиодах.
Кроме того, из раздела “Практикум” мы научились:
— собирать простые устройства из подручных материалов;
– рассчитывать токоограничительные резисторы;
– рассчитывать колебательные контуры для радиоустройств;
– рассчитывать делитель напряжения;
– рассчитывать фильтры низких и верхних частот.
В дальнейшем в “Школе” планируется изготовить несложный УКВ радиоприемник и приемник радионаблюдателя. На этом скорее всего работа “Школы” будет закончена. В дальнейшем, основные статьи для начинающих будут публиковаться в разделе “Практикум”.
Кроме того, начат новый раздел по изучению и программированию микроконтроллеров AVR.
Работы начинающих радиолюбителей: