начало что произошло в конце
Режиссер фильма «Начало» Кристофер Нолан: «Неважно, упадет ли волчок»
Год производства: 2010
Режиссёр: Кристофер Нолан
Актёры: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Марион Котийяр, Кэн Ватанбэ и другие
Кристофер Нолан давно слывёт чуть ли не гением режиссуры и сценаристики. «Inception» (в переводе «Внедрение» — российские локализаторы изменили название на «Начало») — одно из самых удачных его творений. До сих пор смысл фильма «Начало» является предметом бурных обсуждений в сети, причём зрителей больше всего интересует концовка.
О чём фильм: расшифровка сюжета
Экспериментируя с осознанными сновидениями, супруги провели около пятидесяти лет в так называемом лимбе — мире чистого подсознания (в реальности прошло лишь пять часов). После этого Мэл уже не могла отличить сон от реальности — прыгая с карниза, она была уверена, что находится во сне.
Кобба обвинили в смерти жены, и он не мог вернуться домой к детям. Новый заказчик бизнесмен Сайто предлагает решить эту проблему — он даёт Доминику задание: тот должен внедриться через сон в подсознание к сыну конкурента Сайто Роберту. Необходимо внушить Роберту идею, подразумевающую развал корпорации отца.
Смысл концовки
Концовка фильма, когда Кобб, вернувшийся к детям, крутит волчок, вызывает больше всего вопросов. Прежде всего, действительно ли герой находится в реальности? Может быть, Мол была права и всё, что нам показали, это сон? В интернете можно найти множество рецензий, которые как подтверждают это, так и опровергают.
Сам Нолан утверждает, что ответ на вопрос о реальности событий в конце не важен: главное, что в финале Кобб получил то, чего хотел — он воссоединился с семьёй. И в принципе для фантастического шпионского боевика, коим является «Начало», этого достаточно. Наличие скрытого смысла совсем не обязательно: герой шёл к цели — герой её достиг.
Можно было бы сказать, смысл концовки фильма «Начало» в том, что, когда мы счастливы и достигаем желаемого, мы расслабляемся и предпочитаем не вникать в детали. Ведь является ли происходящее сном или реальностью, в конце становится неважно даже для Кобба. Он уходит, не дожидаясь результата своего мини-эксперимента по вращению волчка. Это ценная мысль — её стоит запомнить и вернуться к ней при размышлении над идеей фильма.
Нужно иметь в виду: режиссёр вовсе не стремился сделать логику фильма линейной и предсказуемой. Он не просто оставил финал открытым, он разбросал по фильму множество подсказок, которые могут как подтвердить одну из версий, так и полностью запутать желающих докопаться до истины.
В фильме нам дают объяснение работы тотемов, одним из которых является волчок Кобба. Их смысл в том, чтобы люди с помощью них могли отличить сон от реальности. У таких предметов есть особенности, которые в настоящем мире уникальны. Во сне же они себя не проявляют. Так, игральная кость Артура в реальности падает определённым образом, во сне — случайным. Шахматная фигура Ариадны в обычном мире падает в определённую сторону, во сне — в случайную. Фишка Имса с грамматической ошибкой, но только в реальности.
У Кобба же волчок почему-то работает наоборот: во сне он ведёт себя уникально (вращается без конца), в реальном мире — должен упасть. Но его ли это тотем? Он принадлежал Мэл. Почему пользуется им Кобб? Зачем Кобб рассказал принцип действия тотема Ариадне? Ведь никто, кроме владельца тотема, не должен знать подробности его работы и прикасаться к нему — это режиссёр «Начала» с помощью взаимодействия персонажей дал ясно понять. А ещё тотем работает именно в чужих снах.
Есть теория, что настоящий тотем Кобба — это обручальное кольцо. Покадровый разбор показывает, что в тех сценах, которые преподносятся нам как события в реальности, у героя нет кольца на пальце, а в сценах в мире сновидений — есть. Однако сам по себе этот факт ничего не доказывает. Зная агрессивное поведение проекции своей мёртвой жены, Кобб мог демонстративно носить кольцо, будучи внедрённым в сновидения. Отсутствие кольца могло разозлить Мэл.
Или объяснение ещё проще: во сне влияние подсознания отчётливее. Там Кобб по-прежнему женат — он никак не может избавиться от мыслей о Мэл. Поэтому она и сопровождает его в качестве проекции. Подсознание там само создаёт этот элемент. В реальности Кобб, наоборот, старается жить настоящим и не носит кольцо.
Дети Кобба в концовке произносят: «Мы строим дом на утёсе». А в самом начале фильма нам как раз показывают главного героя на берегу у этого места. Именно в доме на утёсе в лимбе Сайто провёл сорок лет. Элементы подсознания того, в чьём сне находятся персонажи, работают постоянно. Так, может быть, Кобб всё ещё во сне Сайто?
Можно ещё зацепиться на некоторые элементы мира, который преподносится как реальный, в начале фильма: внезапное (будто из ниоткуда) нападение агентов, сама погоня в городе, похожем на лабиринт в духе творений Ариадны. Но здесь многое можно оправдать концепцией работы оператора (вне зависимости от мира, котором находятся персонажи), а иногда и просто ляпами. Последние, несмотря на провозглашённую гениальность режиссёра, здесь тоже возможны.
Чтобы ответить на эту загадку, стоит отвлечься от самого фильма «Начало» и обратить внимание на то, что знают по поводу реальности концовки актёры. Можно найти интервью Майкла Кейна, в котором он приводит фрагмент своего разговора с Кристофером Ноланом. На вопрос «Где здесь сон и где реальность?» режиссёр ответил: «Если вы в кадре — это реальность». А в финальной сцене герой Кейна как раз присутствует.
Идея фильма
Теперь обратим внимание на то, о чём подозревают многие поклонники «Начала» и то, на что явно намекали создатели фильма: всё происходящее — аллюзия на кинематограф.
Как работает хорошее кино? Зрителю дают захватывающее, увлекательное зрелище с продуманной драматургией, так, чтобы он был им полностью поглощён. Между тем, в основе практически каждого фильма лежит какая-либо идея, которая под соусом сюжета, актёрской игры, спецэффектов внедряется в сознание или подсознание смотрящего. Этим и занимается Кобб и компания.
Кто такой главный герой? Организатор, директор — собственно, режиссёр. Кто остальные члены его команды? Аридна занимается архитектурой сна (читаем: архитектурой фильма). Она прокладывает путь, по которому будет развиваться сюжет. Она — сценарист. Мастер перевоплощения Имс — актёр. Юсуф занимается спецэффектами. Деятельность Артура похожа на работу исполнительного продюсера.
Мол не член команды, но ставит всё под сомнение. Она — критик. Сайто, видимо, спонсор, который решил воочию убедиться, на что конкретно пошли деньги, выделенные им на «фильм». Роберт же — тот, кто поглощён событиями и «обманываться рад», тот, кому внедряют идею. Он — зритель.
Вернёмся к найденному возможному смыслу финальной сцены: Кобб так же, как Роберт, был поглощён событиями. И так же, как Роберт, он получил свой катарсис — успешное выполнение задания и встречу с детьми. Он удовлетворён развязкой, подробности для него не важны.
Но идея о развале компании, внедрённая в голову Роберта, будет прорастать и даст свои плоды, которые, может быть, разрушат его жизнь и жизни тех, кому дорого то, что создал его отец. Роберт об этом не думает: он испытывает удовлетворение, мнимое прозрение. Может быть, с Коббом происходит то же самое? Или всё закончится хорошо. Это неизвестно. Главное, что работа «киношников» (людей, которые нам показали, тайных манипуляторов или самих создателей фильма) сделана: идея внедрена.
Начало — смысл фильма и объяснение концовки
Бесспорно «Начало» или «Inception» один из самых интересных и сложных фильмов современности. В интернете есть множество обрывочной информации по различным его елементам. Ну а больше всего фанатов интересует концовка, которую режисер фильма Кристофер Нолан решил оставить открытой, так и не дав ответа на главный вопрос: «остановился ли волчок в сцене воссоединения героя с детьми или продолжил вращаться?». Эта загадка уже 10 лет не дает покоя всем тем, кто остался неравнодушный к данному фильму и испытывает острую потребность знать и понять все.
Тотем — ключ к пониманию смысла фильма Начало
Начать стоит с метода которым герои отличают сон от реальности. У Доминика Кобба, Артура и Имса есть некие «тотемы» — обыденные небольшие предметы, фишка или игральная кость к примеру, которые как индикаторы показывают находятся ли их обладатель в чужом сне или нет. Данный метод изобрела Мэл (жена Кобба) и главная суть тотема заключается в том, что он обязательно должен иметь в себе какой либо изъян, о котором знает только его владелец: смещенный центр тяжести у игральной кости, ошибка в слове на фишке и так далее.
Имея в руках такой предмет и оказавшись в чужом сне любой человек сразу поймет это, ведь тогда игральная кость будет подать на разные стороны, а на фишке не будет никакой ошибки. Говоря проще, — тотем это необыкновенная вещь, которая в чужом сне превращается в обыкновенную.
Объяснение принципа роботы волчка
Тем не менее, данный принцип роботы тотема в чужом сне противоречит принципу роботы волчка, тотема Мэл. Он (волчок) действует совершенно наоборот. Это обыкновенная вещь, которая во сне начинает вести себя необычно. Поэтому если Кобб окажется в чужом сне, то с его помощью он не сможет определить реальность это или сон. В чужом сне волчок так же остановится и упадет как и в реальности. Все же знают, что волчки падают, поэтому воссозданный в чужом сне волчок тоже будет падать.
Кольцо — настоящий тотем Кобба
Почему же у Кобба, самого опытного извлекателя, такой плохо работающий тотем? На самом деле это не его настоящий тотем. Настоящий — обручальное кольцо. Во всех сценах где главный герой находится во сне, оно всегда надето на палец. Когда герой находиться в реальном мире — кольцо всегда в кармане. О его изъяне ничего не известно, но не сложно предположить что где-то на нем находиться зазубрина, или ошибка в гравировке, если такова имеется. Именно благодаря кольцу Кобб понимает находиться он в чужом сне или нет. Но зачем ему волчок?
Самый главный страх Кобба — это перестать понимать где сон, а где реальность. Именно потому он так пугается в сцене когда Ариадна начинает строить точную копию уже существующего моста.
Итак, стандартный тотем позволяет определить находиться ли человек в своем сне, но стандартный тотем не способен показать находиться ли человек в своем собственном сне. У волчка же другой принцип роботы. Он, в отличии от стандартного тотема не может определить находиться ли человек в чужом сне, зато покажет находиться ли человек в своем собственном. Именно в своем сне Кобб может заставить вращаться волчок бесконечно. Но он не может сделать это в реальности или в чужом сне. И именно для этого у него всегда при себе целых два тотема. Кобб не боится застрять в чужом сне, он боится застрять в своем собственном, поэтому мы всегда можем наблюдать сцену как он проверяет волчок, но не проверяет кольцо.
И что намного интереснее, каждый раз проверяя волчок Кобб надеется, что тот будет вращаться безконечно. Он хочет что бы окружающий его мир оказался сном, он не верит, что Мэл погибла и надеется, что она просто вернулась в реальность
Начало (Inception) 2010 — Русский трейлер
Объяснение концовки фильма Начало
Но что произошло в конце? Кристофер Нолан достаточно прямолинейно сказал что это фильм не о снах. Майкл Кейн сказал что спрашивал у Нолана какие сцены происходят во все, а какие и в реальности, и режиссера ответил, что все сцены с ним — это реальность, в том числе и концовка. А зная принцип роботы волчка и прислушавшись к комментарию самого Нолана можно с уверенностью сказать, что волчок остановился, потому что только в своем сне Кобб может заставить его крутися вечно, а понять ему находиться ли он в чужом сне поможет кольцо.
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
«Начало». Психологический разбор фильма
Кристофер Нолан в своем фильме «Начало» размывает грань между кино и сновидениями (на сайте есть видео, где об этом подробно рассказано).
Сам Нолан как-то сравнил команду Доминика Кобба, выполнявшую внедрение, со съемочной группой фильма. Это вполне недвусмысленный намек на то, что фильм как коллективное сновидение может быть использован для внедрения определенных идей в сознание зрителя. И наверняка «Начало» не является исключением. Давайте выясним, какую идею поместил в нас режиссер.
Повествование фильма построено вокруг идеи осознанных сновидений. Осознанные сновидения действительно возможны, их особенность в том, что сновидец понимает, что находится во сне, и по своему желанию может управлять содержанием сна. По сути, это обычное фантазирование, но максимально реалистичное за счет того, что от внешней реальности сознание сновидца отключено.
К художественному вымыслу относится идея сна внутри сна с двадцатикратным замедлением времени на каждом уровне и идея совместного сновидения.
Линия Кобба
Фильм содержит две архетипических сюжетных линии – «избавление от заклятия», когда герой должен освободиться от одержимости некой злой силой и «добыча сокровища». Первую реализует герой Леонардо Ди Каприо – Доминик Кобб, вторую – Роберт Фишер, герой Киллиана Мёрфи.
Рассмотрим подробнее линию Кобба.
На протяжении фильма Кобба преследует образ его жены. Это преследование является следствием чувства вины, которое испытывает Кобб, так как он считает себя виновным в ее самоубийстве.
Насколько нам известно, Моллори жила во Франции до замужества с Коббом. Если перевести ее сокращенное имя Мол с французского, то оно означает болезнь или зло, что точно описывает, кем ее образ стал для Кобба.
В сценах, где Кобб находится во сне или в воспоминаниях, на его левой руке надето обручальное кольцо. С одной стороны, это подсказка режиссера, чтобы не запутать зрителя, с другой – кольцо имеет психологическое значение, указывающее на то, что он не может отказаться от своей роли супруга Мол, не может смириться с ее потерей, и этот факт вызывает негативные последствия в его жизни.
История Кобба
Когда-то Доминик Кобб, сделал своей будущей жене Моллори предложение и сказал, что видел сон, в котором они состарились вместе. По-видимому, эти слова пришлись по душе Моллори.
«… что мы состаримся вместе. – это еще возможно.Ты знаешь, как меня найти» 55:08
Это сцена из воспоминаний Кобба.
Фактически, Кобб задал себе программу, сценарий своей жизни, или, проще говоря, поставил перед собой обязательство, согласно которому он должен прожить с Мол до старости. Этот сценарий – «ты должен прожить с Мол до старости» — в дальнейшем станет основой внутреннего конфликта Кобба.
Кобб с женой были архитекторами и погружались в осознанные сновидения, занимаясь творчеством. Но для Мол мир фантазий стал более привлекательным, чем реальный, ведь там они были богами. После десятилетий чистого творчества Мол решила получше обустроиться в лимбе, перенеся туда объекты из воспоминаний.
«Мы строили много лет, а потом взялись за воспоминания» 01:57:07
Помимо тех домов, в которых они жили вместе с Коббом, Мол также перенесла в лимб дом из своего детства, а чтобы не беспокоиться оттого, что всё окружающее нереально, она вытеснила эту мысль в бессознательное. Это образно показано как запирание тотема в сейфе.
Лимб стал ее реальностью 01:17:24
Для Кобба жизнь во сне стала невыносима, что подтверждает отсутствие в лимбе построек из его личной жизни.
Чтобы вытащить Мол из лимба, Кобб заронил в нее идею о нереальности мира, в котором она пребывает, после чего убедил ее лечь с ним под поезд, чтобы выйти из сна. (На всякий случай поясню, что Мол вовсе не требовалось заглядывать в сейф, чтобы увидеть вращающийся волчок, ведь и сейф, и волчок – это элементы ее психики).
По словам Кобба, они пробыли в лимбе почти 50 лет и успели состариться. Режиссер подтверждает это двухсекундной сценой:
Перед самоубийством она получает свидетельства от трех психиатров о своем психическом здоровье и сообщает в полицию, что Кобб угрожал ей и она боится за свою жизнь. После этого устраивает в номере гостиницы беспорядок и спрыгивает с карниза.
После смерти Мол Кобб вынужден скрываться от полиции, так как он не смог бы доказать свою невиновность. Кобб пускается в бега, а его дети остаются жить с родителями жены.
В принципе, фильм допускает такую трактовку, но никаких явных фактов для подтверждения этой теории не даёт. Правда, психологический анализ (который я провожу в премиум-разборе) показывает, что Мол по-видимому оказывала моральное давление на Кобба, и теоретически это могло стать причиной его желания избавиться от нее. Но на мой взгляд, допущение, что Кобб злоумышленник слишком натянуто. Я думаю, что режиссер хотел донести до нас другую идею.
Борьба Кобба с проекцией
После смерти жены Кобб постоянно испытывает чувство вины, за то, что проник в ее подсознание.
Поскольку Кобб любит Мол, он хочет сохранить возможность видеть ее, для чего сооружает в пространстве сна систему воспоминаний. Это воспоминания о тех моментах, о которых он сожалеет и которые хотел бы изменить. Как заметила Ариадна, это своеобразная тюрьма, в которой Кобб хочет запереть Мол, чтобы, с одной стороны, не расставаться с ней, но с другой, чтобы она не мешала ему.
В моих снах мы всё еще вместе 56:10
Но комплекс вины в сознании Кобба обретает облик Мол и начинает преследовать его в снах.
Краеугольным камнем, на котором вырос комплекс вины Кобба, стало то самое обязательство, которое он взял на себя: «я должен состариться вместе с Мол».
Реальная Мол и проекция
Важно различать в фильме реальную Мол и ее проекцию в сознании Кобба. Неслучайно режиссер называет Мол Тенью: она не живая личность, она то, что осталось от умершей Моллори, лишь ее отражение в душе Кобба.
Поэтому проекция Мол — это часть личности Кобба. И общаясь с проекцией, он, по сути, общается с самим собой. Это значит, что если проекция Мол обвиняет Кобба в том, что он не сдержал свое обещание, то это значит, что Кобб сам себя в этом обвиняет.
Проекция Мол постоянно пытается нарушить сознательные намерения Кобба. Это типичное поведение любого психического комплекса. Чем сильнее комплекс подавляется, тем больше энергии он будет затрачивать, чтобы достичь уровня сознания. Поэтому наши комплексы проявляются в самый неподходящий момент, портя наши планы – в момент, когда сознательный контроль ослаблен.
Но главное намерение Тени Мол – затащить Кобба в лимб. В этом проявляется ее сходство с архетипом Великой Матери, которая, и обещаниями блаженства, и угрозами пытается удержать сознание в своём лоне. Также ее можно сравнить с Танатосом, олицетворением смерти в греческой мифологии (который, кстати, считался братом близнецом Гипноса, бога сна). Мол сама является тенью и пытается затащить Кобба в мир теней.
Но откуда черпает свою энергию Тень Мол? Ведь непохоже, что Кобб вытесняет чувство вины; он вполнее ее осознаёт.
Думаю, 1) убежденность в том, что он обязан выполнить своё обязательство, 2) желание искупления вины и 3) желание продлить жизнь Мол хотя бы в реальности сна подпитывают проекцию Мол и поддерживают внутренний конфликт Кобба.
Тень Мол давит именно на эти слабые места Кобба:
«Но ты можешь искупить вину, сдержать обещание» 02:05:20
В душе Кобба идет борьба за то, какую реальность принять: более удобную или более правдивую. Что выбрать: долгую жизнь с возлюбленной во сне или утрату возлюбленной в реальности? Стать воображаемым богом или реальным человеком?
Это борьба между правдой и ложью. Реальность – горька, но правдива. Сон – приятен, но ложен.
Помните, Кобб говорил:
«Подсознание стимулируется эмоциями, не разумом» — 00:50:16
Проекция Мол использует это как зацепку и апеллирует к эмоциям Кобба.
«Во что ты веришь, что ты чувствуешь?» 02:02:12
Парадоксально, но именно чувство вины оказывается тем маркером и критерием, позволяющим Коббу отличить реальность от фантазии.
«Я чувствую вину. Я знаю правду» 02:02:35
То есть: вина напоминает о поступке => поступок напоминает о реальности => следовательно, принять вину, значит принять реальность и отвергнуть иллюзию.
Поэтому в итоге Кобб всё-таки полностью осознаёт образ Мол как лишь проекцию.
«Я не могу остаться, потому что ее не существует» 02:07:50
Еще одним критерием различения фантазии и реальности стала сложность и противоречивость живого человека, которую невозможно представить в воображении.
Ты просто тень моей реальной жены. Но ты недостаточно хороша. 02:08:20
Выводы
Несмотря на то, что многие после просмотра фильма решили, что Нолан заставил нас усомниться в окружающей реальности, думаю, что в наше подсознание он внедрил совсем другую идею. А именно: что бегство от реальности может быть смертельно опасным. Я убежден, что фильм «Начало» — глубоко позитивный. И в то время как нас со всех сторон атакуют идеями об иллюзорности мира, Нолан напоминает нам о том, что наша личность формируется именно здесь, в чувственном мире.
В «Начале» Нолан показывает, что, только принимая неприятное – в первую очередь в самих себе, мы остаёмся в реальности.
Когда Кобб видит своих детей, для него уже неважно, упадет волчок или нет. Неважно не потому, что он был готов остаться во сне (мы видели, что это не так).
Его безразличие к волчку говорит о том, что он избавился от своей привязанности к Мол (ведь это был ее тотем). А также потому, что если у человека есть нечто, что придаёт смысл его жизни, и это нечто лежит за пределами его субъективности (для Кобба это дети), то вопрос о реальности мира становится псевдопроблемой.
Это еще не всё! Я подготовил для вас еще одно видео, в котором разбираю характер Моллори и особенности их с Коббом отношений, даю трактовку линии Фишера и рассказываю о нескольких интересных деталях, которые я заметил в процессе анализа фильма.
Начало что произошло в конце
Осознанные сновидения запись закреплена
Ещё одно объяснение концовки фильма «Начала». Упал ли волчёк?
Выступая перед зрителями на специальном показе фильма Кристофера Нолана «Начало», Майкл Кейн рассказал, как, по его мнению, на самом деле закончился фильм. Актер уверен, что концовка картины происходит в реальности, и ссылается на слова режиссера.
«Когда я получил сценарий „Начала“, он меня слегка озадачил, — говорит Кейн. — Я сказал Нолану: „Я не понимаю, где сон. Где сон, а где реальность?“ Он ответил: „Ну, если вы снимаетесь в сцене, то это реальность“. Вот так вот: если я есть в кадре, то это реальность. Если меня нет, то это сон».
Концовка «Начала» уже восемь лет не дает покоя фанатам картины. Главный герой Доминик Кобб (Леонардо ДиКаприо) по сюжету проверял реальность окружения с помощью небольшого металлического волчка. Если он падал, то мир вокруг реален. Если крутился без остановки — Кобб во сне.
Фильм заканчивается на кадре с крутящимся волчком, и зрители все это время не могли прийти к единому мнению: где в итоге оказывается Кобб? Слова Кейна дают четкий ответ на этот вопрос.
Режиссер Крис Нолан объяснил финал фильма «Начало» с крутящимся волчком
Режиссер «Темного рыцаря», «Интерстеллара» и других невероятно успешных фильмов Кристофер Нолан во время своей напутственной речи выпускникам Принстона 2015 года рассказал, что, по его задумке, означает последняя сцена в фильме «Начало», где волчок крутится не останавливаясь, а фильм заканчивается раньше, чем зритель успевает увидеть, упал он или продолжает вращение.
Как сообщает The Hollywood Reporter, в своей речи Нолан рассказал выпускникам о понятии реальности, которое он хотел объяснить в фильме. Он считает, что у каждого может быть своя реальность, и это нормально, если человек счастлив.
«Я считаю, что со временем мы начинаем воспринимать реальность как бедного родственника наших мечтаний, в каком-то смысле. Я же хочу подчеркнуть, что наши мечтания, наши виртуальные реальности, абстракции, которые нам нравятся и которыми мы себя окружаем, являются частью реальности. Так же, как было в конце фильма [«Начало»], где герой Леонардо ДиКаприо Кобб остался со своими детьми — в своей субъективной реальности. Ему было все равно, реально происходящее или нет, и в этом суть: быть может, все уровни реальности одинаково состоятельны. Камера перестает снимать, как только кажется, что волчок начинает колыхаться. Черный экран», — сказал Нолан.
Он заговорил о том, что в напутственным речах часто желают преследовать свои мечты, но Нолан не верит в это.
«Я хочу, чтобы вы преследовали свою реальность», — сказал он.
Режиссер рассказал, что вопрос о финале стал самым часто задаваемым за все время его работы. Он даже признался, что уходил из кинотеатра перед последней сценой, чтобы зрители не забрасывали его вопросами.
Волчок, которого запускал Кобб в фильме, должен был показать, где он находится: во сне или в реальности. Если волчок не падал, а продолжал крутиться бесконечно, герой понимал, что он спит.