начальник съедает на работе что делать
Если начальник выживает с работы, что делать по закону
Моббинг и боссинг — явление старое, термины новые. Униженный работник равно плохой работник или нет?! Когда выживают, увольняться или сопротивляться.
Первый ответ, который хочется дать на вопрос статьи, плюнуть на все и уволиться. Что нервы-то трепать?! Но не все так просто.
Работа — важная часть нашей жизни. Часть, определяющая наш материальный уровень. Найти работу, на которой и зарплата хорошая, и коллектив не сволочной, и душа к ней лежит, непросто. Если она найдена, ею дорожат. И терпят, если что-то не совсем в ней устраивает.
Моббинг — это когда тебя в коллективе не любят: подсмеиваются, шушукаются за спиной, не замечают. К этому по-разному можно отнестись: плюнуть на все и жить, смотря сверху на эту ситуацию. А можно обижаться и отбиваться. Но, на главное, ради чего и ходишь на работу, на зарплату, все это никак не влияет.
Боссинг — это когда войну против тебя объявил начальник. По статистике в 55% случаях в своем увольнении сотрудник винит своего начальника.
Неприятно, когда тебе устраивают выволочку как школьнику. Но если это за дело — это рабочий момент. Перетерпел унижение, признал свою вину, работаешь дальше.
Боссинг — это иное: публично систематически унижают, за малейший промах наказывают материально, не хвалят за явный успех, дают на выполнение проекта нереальные сроки, говорят о твоей профнепригодности.
В этом случае необходимо разобраться, что движет начальником.
Начальник — элементарный самодур
Тогда ситуация будет развиваться по сюжету басни «Волк и ягненок». И не важно, какой вы работник, он всегда найдет повод для замечания. Дальнейшее зависит от вас.
Некоторые, следуя принципу: «Ты – начальник, я – дурак», — начинают молча выполнять даже несправедливые требования и терпеливо сносить травлю. Только на это требуется здоровая нервная система.
Работал один рядовой инженер под таким начальником. Долго работал и терпел: зарплата была неплохая, а лет нашему инженеру много уже было. Однажды случился корпоративный праздник в организации. Выпил наш инженер и превратился из ягненка в тигра. Взял он своего начальника за шиворот и рассказал ему, что о нем думает. Пока его к батарее не привязали, он все успокоится не мог. А наутро явился на работу и чуть ли не в ногах валялся, чтоб не уволил начальник. Не получилась у него роль тигра.
Как разобраться с самодуром
Других роль ягненка не устраивает. Бросаться в бой с кулаками или вести подковёрные игры не стоит.
Стоит выйти на откровенный разговор с начальником тет-а-тет. О чем говорить?
Важен тон этого разговора: ни лебезить, ни включать эмоции, соблюдать служебную субординацию. Такой разговор будет воспринят и понят как «меня не трогай, я не позволю». Обычно самодуру этого достаточно, чтобы перестать видеть в Вас мальчика для битья. Правда, он начнет искать другого «ягненка».
Принято решение вас уволить
Хуже, когда принято решение вас уволить, но сделать это по закону не могут, а на ваш добровольный уход нет надежды. И вас начинают выживать. Причины такой ситуации банальны:
Какие методы пустят в ход
Начнут фиксировать время прихода и ухода, обеденного перерыва, перекуров. На особый контроль поставят сроки сдачи проектов и качество вашей работы. Да мало ли еще есть моментов на работе, к которым можно прицепиться.
Через некоторое время вызовут в кадры, разложат перед вами собранное и предложат уволиться по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК). Потом будут грозить аттестацией, которую вы не пройдете.
Что делать. Выходов для вас два:
Выход первый: уволиться
Выход второй: сопротивляться
Перед принятием такого решения хорошенько подумайте, стоит ли ваше рабочее место того, чтобы потратить здоровье на его сохранение. Нервную систему вам изрядно потреплют. Начинать борьбу стоит, если вы уверены в себе как в профессионале. Победа возможна.
Солидная фирма. Хорошая зарплата. Ольгу — секретаря начальника — все устраивало. Пришел новый начальник со своим секретарем. Кадры ничего взамен не предложили, а стали выживать. Милая и интеллигентная женщина кадровик каждый день вызывала в свой кабинет и, превращаясь в монстра, стращала.
Ольга взяла больничный по уходу за ребенком, отсидела, за это время изучила ТК. После выхода вошла в кабинет кадровика в боевом настроении: с диктофоном в руках и подготовленным заявлением в Государственную инспекцию по труду. Говорили с ней уже по-другому. Сразу были предложены несколько вакансий.
Как поступить, если начальник выживает с работы: советы психолога
Через травлю проходят многие подростки — в этом возрасте мы учимся распознавать социальные роли и делим мир на «своих» и «чужих», «хороших» и «плохих». Но что делать, если вы уже давно стали взрослым человеком и вновь столкнулись с унижениями (в этот раз — на рабочем месте)? Попробуем разобраться в этой непростой ситуации.
В каких случаях бывает такое?
В большинстве ситуаций начальство начинает травлю, если хочет поставить на ваше место другого человека — протеже. Такая практика широко распространена по всему миру и удивительно живуча.
Происходит это по разным причинам: не смог проявить себя как независимую личность, не понравился коллегам с первого взгляда… Слишком умен, слишком инициативен. Словом, здесь сплетаются все отрицательные человеческие эмоции — от зависти до необоснованной ненависти.
Жить с таким грузом очень непросто, а работать — тем более. Никто не застрахован от неприятного испытания — ни признанные звезды коллектива, ни белые вороны.
Именно поэтому нужно заранее подготовить себя к противостоянию. Итак, разберем наиболее распространенные сценарии травли.
Начальница плохо относится из-за ревности
Ревность в данном случае — понятие многогранное. Ваша начальница может чувствовать, что душой коллектива являетесь вы, а она числится лидером лишь формально.
Для закомплексованного человека просто невыносимо терпеть такое положение дел. Поэтому она идет на любые уловки, чтобы довести вас до увольнения.
КСТАТИ! Ревность может быть вполне «классической»: женщина-директор ревнует к мужчине, который оказывает вам знаки внимания. Не имея иных шансов завоевать его расположение, она использует подлые приемы.
Из-за личной неприязни
Здесь можно расписывать причины до бесконечности. Так уж устроен человеческий мозг: он с раздражением реагирует на предметы и признаки, которые ранее вызвали негативные эмоции.
Может быть, вы не понравились начальству, как только переступили порог офиса. Или, напротив, ненависть разгоралась постепенно: истинный повод можете знать только вы.
Попробуйте вспомнить, не было ли у вас конфликтов, столкновений? Возможно, есть смысл спросить у коллег об этом: в суете мы часто не замечаем очевидных вещей.
Неприязнь редко основана на логических соображениях: все может начаться с вашего внешнего вида, голоса, стиля. Про этническую и религиозную принадлежность и говорить не приходится.
Другие причины травли
Руководящие должности часто занимают люди, не вполне понимающие, как они там очутились и что входит в обязанности директора. Свое высокое (в сравнении с остальными) положение они воспринимают как веселый ежедневный аттракцион, предназначенный для забавы.
Им нравится наблюдать за подчиненными и воображать себя кукловодом, властителем судеб. Такой начальник часто орет и унижает подчиненных.
ВАЖНО! Если у шефа проблемы в личной жизни или просто не хватает острых ощущений, он пытается создать вокруг себя искусственный ажиотаж, используя сотрудников в корыстных целях.
Советы психолога: как поступить?
Если вы оказались в такой ситуации на работе, то прислушайтесь к рекомендациям психолога. Вот ваши действия:
Полезное видео
Предлагаю видео про травлю на работе и советы психолога о том, что предпринять в этом случае:
В любом случае, нужно уяснить: через травлю на работе проходили многие люди, но это никак не помешало им зарабатывать деньги, заниматься любимым делом и уделять внимание личной жизни. Мир не ограничивается стенами офиса — помните об этом, когда начальник в очередной раз вызовет вас на ковер.
Гнобят на работе, начальник тиран и самодур – как быть?
Без вины виноватый
Зачастую в организациях или на предприятии возникает такая ситуация, когда работодатель формально не нарушает трудовое законодательство, но создает для не полюбившегося ему сотрудника такие условия, чтобы тот захотел уйти сам.
Вне зависимости от образования, от опыта и должности каждый может столкнуться с таким неприятным фактором.
Это может быть личная неприязнь, либо начальник хочет освободить место для какого-то «блатного», и поэтому он всячески выживает работника из организации, придирается к любой мелочи, начинает конфликт на пустом месте, и каждый день подчиненного превращается в кошмар.
Рассмотрим те ситуации, когда вариант «просто уйти» от начальника-самодура нам не подходит. Само собой, если бы работник мог безболезненно сменить место работы, тогда бы вообще из этого проблем никто делать не стал. Естественно, каждая ситуация уникальна, но надеюсь советы чем-то будут вам полезны.
Не пишите оправдания
Исходя из практики, можно сказать, что с целью избавиться от работника будут «притягивать за уши» любое нарушение трудовых дисциплин (опоздание на две минуты, перекуры, кофе-брейк, личные разговоры по телефону и т.п.).
Как бы нам этого не хотелось, но все то, что не относится к исполнению вами непосредственно функциональных обязанностей, это является нарушением трудовой дисциплины, и поэтому формально за это можно привлечь дисциплинарной ответственности.
Поэтому следует запомнить: никогда не пишите объяснительные по первому требованию руководства. Если вы напишете объяснительную, тем самым вы признаете, что совершили дисциплинарный проступок.
«Я такой-то такого-то числа отлучился на 15 минут в соседний кабинет попить чаю с коллегами, на рабочий процесс это не повлияло, обязуюсь больше так не делать».
«Я такой-то опоздал на работу 28 января 2020 года на 10 минут, поскольку отводил ребенка в детский сад, и меня задержала воспитательница, чтобы обсудить такие-то вопросы. Обязуюсь больше подобного не допускать».
Согласитесь, выглядит как унизительное оправдание.
Не пишите ничего, пусть кадровик составляет акт об отказе от дачи объяснения, его тоже подписывать не надо.
Если впоследствии вы обратитесь с жалобой в трудовую инспекцию, и когда она прибудет с проверкой, будет смотреть материалы и увидит вашу объяснительную, то станет понятно, что вы на самом деле совершили дисциплинарный проступок, оправдывались в чём-то, а потом ещё и нажаловались.
Уволить по статье не так просто
Можно даже сказать, это очень сложно. Во всяком случае это не так просто, как кажется вашему начальству. Иск в суд о восстановлении на работе никто не отменял, а в суде бремя доказывания, что вас уволили законно, ложится целиком и полностью на работодателя.
Именно работодатель должен доказать суду законность вашего увольнения, а там уже суд будет докапываться до всего, и работодатель должен будет объяснить, почему это в организации все шишки летели в одного работника.
В отношении одного работника целая стопка дисциплинарных приказов, а остальные, получается, что, белые и пушистые, неужели все остальные кристально чистые? И что это за акт об отсутствии на рабочем месте в течение 10 минут, кто его подписал, почему не по форме, утвержденной Минтрудом, где объяснительная, где описаны требования дачи объяснений, чем подтверждается, что она была вручена, и так далее.
В общем, если суд работника восстановит, то работодатель попадает в незавидное положение, особенно если он уже успел кого-то взять на это рабочее место.
Административный ресурс
Жаловаться однозначно стоит в трудовую инспекцию, это орган, который непосредственно ведает проверкой законности действий работодателей по отношению к своим работникам, рассматривает жалобы и обращения по факту нарушения трудовых прав работников.
Непосредственно этот орган ведает данными вопросами, поэтому, если нет прямого нарушения закона, не стоит пытаться прыгнуть выше головы и строчить жалобы в Следственный комитет. Та же прокуратура вашу жалобу перенаправит в трудовую инспекцию, поэтому стоит обратиться туда сразу, чтобы не тратить свое и чужое время.
В силу закона о порядке обращений граждан трудовая инспекция в любом случае обязана отреагировать.
Если она приедет с проверкой в вашу организацию, то без протокола об административном правонарушении они редко уходят. Проверять будут всё и не только по факту жалобы, могут еще что-нибудь нарыть, а штрафы за нарушение по части трудовой инспекции очень большие, и оспаривать в суде эти штрафы, как правило, бесполезно.
Если вы собираетесь подавать жалобу в трудовую инспекцию, в некоторых случаях до подачи разумно будет передать копию этой жалобу непосредственно работодателю в качестве уведомления.
Если начальник не совсем отбитый, то он посоветуется с юристом, и тот ему скажет, что «овчинка выделки не стоит», лучше быть полегче с этим работником, потому что трудовая инспекция может создать большие проблемы и нанести организации убытки.
В жалобе следует писать лишь о том, что касается нарушения ваших прав, желательно со ссылками на трудовой и административный кодексы, не стоит переходить на личности и писать, какой начальник козёл.
Вообще, чтобы грамотно составить жалобу, лучше все-таки обратиться к профильному юристу, потому что тот знает, как составить обращение в государственный орган так, чтобы этот орган не отделался отпиской.
Заручитесь поддержкой коллектива
Последний совет будет такой житейский, но без него мы не можем обойтись. Состоит он в следующем: запомните, что скандалистов никто не любит. То есть не надо козырять знанием закона и разговаривать с начальником в таком ключе, мол, «а ты попробуй меня по статье уволить, я тебе такие проблемы устрою!»
Сохраняйте спокойствие и всякий раз, когда вас хотят за что-то наказать, просто вежливо и корректно просите руководство разъяснить смысл их действий, основание, по которому вас привлекают к ответственности.
Не настраиваете против себя коллектив, вам это совершенно невыгодно, пусть все видят, что вы нормальный адекватный человек, а неправ здесь только начальник.
Даже если открыто за вас заступаться по понятным причинам никто из коллег не осмелится, но хотя бы коллеги будут на вашей стороне. Это важно, потому что, в конце концов, если вы проиграете эту схватку и уйдете с этого места работы, уже глядя на ваше пустующее место, коллеги будут между собой вспоминать вас добрым словом, а репутация потянется за вами и на новое место работы.
В период этой холодной войны с начальством параллельно продолжайте добросовестно и исправно выполнять свои трудовые обязанности, работайте, будьте пунктуальным работником, поменьше отвлекайтесь на посторонние дела и разговоры в рабочее время. Это даст понять и коллективу, и руководству, что по существу к вам претензий быть не может.
Документируйте каждый шаг и заговорите с начальником первым: бизнес-эксперты рассказали о том, как себя вести, если коллега пытается выжить вас с рабочего места
Ситуации, когда работника откровенным образом выживают из коллектива, случаются довольно часто. Неприятно. Обидно. Нужно аккумулировать все свои внутренние ресурсы и противостоять агрессорам. Воспользуйтесь советами крупных руководителей, которым приходилось в своей карьере сталкиваться с подобным поведением сотрудников. Действуйте, чтобы не потерять работу, и победите.
Молчите и работайте
Мнимый авторитет
Адвокат Риз Эверсон написала целую книгу, в которой делится своим опытом в решении проблем преследования на работе. Чаще всего в такие ситуации попадают женщины, но мужчинам тоже достается.
Неприятная ситуация может сложиться, если начальник, не обладая достаточным авторитетом, ищет среди сотрудников больше уважения, чем заслуживает. Кстати, это может быть не только начальник, но и человек, который метит в помощники руководителя. В корпоративной культуре таких людей называют ненавистниками. Если вы с таким человеком столкнулись, будьте всегда начеку и с этого момента начинайте четко следить за своими словами, делами и деловой перепиской, чтобы не сказать лишнего. Иначе это уже на следующий день обернется против вас.
Оцените врага
А вот президент Total Engagement Consulting Стэн Кимер советует не поддаваться эмоциям и действовать с холодной головой. Выясните, насколько коллега, который вас угнетает, близок с начальником. Если между ними сложились определенные отношения, вы вряд ли что можете сделать. Лучше сосредоточьтесь на поиске новой работы или переводе в другой отдел.
Если же с начальством агрессора ничего не связывает, начните вести свой небольшой дневник. Записывайте туда дату и время, когда случилось действие против вас или прозвучало оскорбление. Все документируйте, а потом, когда подвернется лучший момент, отнесите все доказательства старшему менеджеру или в отдел по работе с персоналом. Отдайте документы, а сами займитесь своей работой и постарайтесь делать ее максимально быстро и качественно.
Лицом к лицу
Эксперт в области построения карьеры Майкл Томажевски призывает немедленно начать действовать, как только вы ощущаете на себе агрессию со стороны коллег. Лучшим способом будет открыто сказать человеку, который всеми силами старается вас выжить из офиса, что вы видите и понимаете все его действия. Дайте понять, что вы такого отношения к себе не потерпите. Сказали один раз, четко и громко, и больше эту тему не поднимайте, чтобы не обострять ситуацию.
Если проблемы не прекращаются, обратитесь к высшему руководству. Коротко расскажите о ситуации, если есть, приводите письменные доказательства. Скорее всего, ваш босс поймет, в чем дело, примет меры, потому что на работе нужно работать, а стресс не способствует рабочему настрою. Скорее всего, ваш босс в этом случае станет вашим союзником. Не забывайте о том, что в сложной ситуации вы просто обязаны выдавать лучшие рабочие результаты, чтобы вас не в чем было упрекнуть.
Действуйте быстро
Коуч Роджер Мафтин говорит о том, что если вы собираетесь работать в коллективе, вы просто обязаны быть морально готовы к прессингу и огромной конкуренции, потому что рабочая среда никогда не будет состоять из радуги и леденцов. Но ревность и конкуренция тут подкрадываются незаметно, а это уже другая история, которая в конечном счете может поставить крест на вашей карьере в компании.
Если вы заметили агрессию в свою сторону, не сидите и не ждите дальнейшего развития ситуации. Записывайте все, что можно потом использовать против коллеги. Все ваши слова впоследствии должны быть подкреплены реальными доказательствами.
Есть резон подойти к человеку и в лоб задать ему вопросы, почему он настроен в вашу сторону так агрессивно. Может быть, вы когда-нибудь обидели этого человека. Не защищайтесь. Спрячьте свою гордость и оставайтесь позитивными. Всеми силами показывайте, что вы готовы решить все вопросы.
Найдите союзника
Директор консалтинговой компании Саймон Сапер говорит о том, что проблемы с коллегами на рабочем месте такие же, как и любые другие проблемы, только имеют более уникальную характеристику.
Как только вы поймете, что проблема действительно существует, а не является надуманным плодом воображения, вы поймете, что она не так страшна, как кажется. Его рекомендации следующие:
Хорошие работодатели пристально следят за атмосферой в компании и примут действия, чтобы решить сложившуюся проблему.
Мнение бизнес-консультанта Калеба Бака
Как только вы поняли, что «коллеги» всеми способами пытаются уволить вас с работы, немедленно начинайте фиксировать все случаи нападок, собирайте как можно больше доказательств. Параллельно следите и за собой: за словами, за проектами, за общей коммуникацией, чтобы неосторожно сказанное слово или неуместное действие не стало орудием в руках врагов. Вы должны быть одним из самых сильных сотрудников, с которым трудно расстаться. И вот когда соберете достаточное количество доказательств, идите к начальству. Используйте только сухие факты и ни в коем случае не поддавайтесь эмоциям. И пока начальство не убедит вас в решении проблемы, держитесь подальше от агрессивного коллеги.
Внимательно читайте контракт
Дамиан Биркель, исполнительный директор одной из крупных американских компаний, рекомендует внимательно читать контракт о приеме на работу. Не позволяйте себе подписывать шаблонный документ.
Читайте ваш контракт и вычеркивайте из него все, что вам лично не нравится или выходит за рамки вашего понимания. Особенно если ваша работа связана с созданием интеллектуального продукта. Обратите внимание на условия после увольнения, например многие компании запрещают идти к прямым конкурентам. Все это серьезные ограничения не только свободы, но и вашей карьеры. Таким образом вы сможете обезопасить себя и от негативного влияния коллег.
Идите трудным путем
4 способа, как справиться с плохим начальником или коллегой, когда уход не является вариантом
Первый ужасный начальник, с которым я когда-либо сталкивалась на работе, накричал на меня за то, что я смеялась. Это было поздно вечером в пятницу, и мы с коллегой разговаривали, и я рассмеялась над его шуткой. Через несколько секунд моя начальница подошла к моей кабинке, хлопнула ладонью по столу и крикнула: «В этом помещении смеяться нельзя!».
Итак, что же делать, когда вам приходиться мириться с плохим начальником или коллегой? Вот четыре стратегии, которые стоит добавить к вашему плану на игру.
1. Документируйте все, что вы можете
Когда вы оказываетесь лицом к лицу с плохим начальником, вам необходимо иметь как можно больше доказательств ужасающих комментариев или несправедливых ситуаций. Использование собственной памяти не будет сильной защитой, поэтому лучший способ собрать все, что происходит с вашим начальником – это документировать все это организованным образом.
Пола Брантнер, основатель PB Works Solutions, консалтинговой фирмы, которая строит системы предупреждения токсичных рабочих мест, рекомендовала приложить все усилия, чтобы все разговоры были документируемыми, особенно в том, что касается вашей работы.
Таким образом, когда вы будете готовы донести до чьего-либо внимания это поведение, у вас будет вся необходимая доказательная база, готовая к отправке.
2. Проконсультируйтесь с HR
В зависимости от размера вашей компании и отдела, у вас может быть представитель отдела персонала, с которым вы можете поговорить о том, что происходит, и получить его помощь в том, что можно сделать, чтобы исправить вашу текущую ситуацию.
Если у вас есть такая возможность, Хизер Хаббард, бывший адвкаот и основательница All Rise, порекомендовала поговорить об этом с кем-то из отдела персонала и быть максимально прозрачным в течение всего процесса.
3. Научитесь искусству не реагировать
Когда вы имеете дело с трудным боссом, вы также имеете дело с обменом эмоциями. Хотя вы хотите просто рассказать человеку длинный монолог о том, как ужасно вы себя чувствовали, порой вы понимаете, что у вас нет такой возможности. Однако вы можете научиться управлять своими реакциями, чтобы не отражать агрессивное поведение обратно в сторону своего начальника.
Хотя это кажется не самым простым вариантом, Хаббард предложила начать с практики осознанности.
4. Разоружите их, подтвердив их разочарования
Используйте мощные методы ведения переговоров, которые могут помочь направить вашего начальника в сторону понимания того, как они к вам относятся и каким запредельным является их стиль общения. Первое, что вы можете попробовать – это искусство активного слушания.
Джеймс Киллиан, лицензированный профессиональный консультант, рассказал, что использование навыков активного слушания при общении с ужасными начальниками играет решающую роль в минимизации недопонимания.
Затем попробуйте разоружить их, подтвердив их разочарование. Киллиан сказал, что может быть очень трудно продолжать сердиться или расстраиваться из-за кого-то, когда человек полностью соглашается с вашими чувствами.
Например, вы можете сказать: «Я полностью понимаю ваше разочарование. Я нисколько не виню вас за то, что вы так расстроились. Я был бы так же расстроен, если не больше». Такая валидация чувств позволяет дать человеку понять, что вы его услышали, в этом способе нет оборонительных моментов и он способен по-настоящему успокоить эмоциональный порыв, рассказал Киллиан.
Приходить каждый день на работу с чувством головной боли от ужасного начальника – это изматывающий и изнурительный опыт с эмоциональной точки зрения. Но стоит подумать о своем плане игры, будь то документирование общения и доведение его до отдела кадров, или трата времени на изучение того, как изменить положение своим поведением, чтобы человек мог сам увидеть, как он к вам относится.