наблюдать за чем либо в естественных условиях

Наблюдения в естественных условиях

Как предполагает сам термин, наблюдения в естественных условиях – это «полевые» исследования, основанные на наблюдениях за испытуемыми в естественных условиях. Как правило, исследователь не пытается изменить окружающие условия для оценки влияния той или иной независимой переменной, но вместо этого сами социальные условия и испытуемые стимулируют события, которые становятся источниками данных. В некотором смысле все люди являются естествоиспытателями, то есть мы все наблюдаем за другими людьми в их естественной среде, будь то аэропорт, супермаркет, бар для холостяков, учебная аудитория или театр. Однако здесь следует подчеркнуть, что, поскольку объекты наблюдения находятся в естественных условиях, а не в лаборатории, методика научных наблюдений в этом случае менее точно определена.

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условияхКогда Чарльз Дарвин планировал экспедицию на Галапагосские острова в первой половине XIX века, он делал это с намерением наблюдать естественную природную жизнь, которую он там обнаружит. Он не строил планов о серии экспериментов, где были бы представлены поддающиеся изменению факторы и измерялись бы произведенные ими эффекты. Примененный Дарвином метод, наблюдение в естественных условиях (то есть наблюдение, сделанное в условиях постоянного обитания изучаемого организма), привел к появлению теории, особенно повлиявшей в то время на развитие науки.

Наблюдение в естественных условиях включает систематическую фиксацию воспринятой исследователем информации. Местом проведения такого наблюдения могут быть участки, куда не ступала нога человека, например Галапагосские острова во времена Дарвина или же такое «цивилизованное» место, как клуб здоровья в сердце Лос-Анджелеса.

Внимательный осмотр подробного описания брачных ритуалов гигантских черепах на Галапагосских островах или тщательное описание изысканных манер ухаживания постоянного клиента клуба здоровья за дамой из того же клуба – все они являются примерами естественного наблюдения. В течение долгого времени на естественное наблюдение в американской психологии налагалось табу. Недавно тем не менее оно достигло величайшей популярности и вновь рассматривается как важный метод сбора данных.

Даже в нынешних условиях ученые должны помнить, что в процессе наблюдения в естественных условиях необходимо фиксировать их объективные и систематические результаты с целью защиты от искажений информации от личностных предубеждений, чувств и склонностей.

Предположим, вас интересует проблема, много веков интригующая воображение людей – ночное поведение в полнолуние. Многочисленные легенды рассказывают (психологи-экспериментаторы очень подозрительно относятся к легендам), что в это время люди начинают испытывать беспокойство и совершают странные поступки – отсюда и происхождение слова «лунатик». Случайная информация, которая иногда становится источником различных гипотез, говорит о том, что в полнолуние люди хуже спят, видят больше снов, употребляют больше алкоголя, чем обычно.

Полиция, персонал больниц, «Скорой помощи» и другие специалисты, по работе сталкивающиеся с жертвами несчастных случаев, свидетельствуют о повышенной частоте случаев аномального поведения в период полнолуния, и некоторые исследования подтверждают такие результаты. Несколько лет тому назад один студент (страдающий фиброзом печени), по ночам дежуривший в психиатрической больнице, собирал данные о том, сколько раз больные вставали ночью в зависимости от фазы луны. Взаимосвязь оказалась положительной, но ее причина оставалась неопределенной. Возможно, причиной тому была просто лучшая, чем в другие ночи, освещенность, позволяющая больным пройти в ванную комнату, не спотыкаясь о препятствия.

Чтобы собрать надежные данные о ночной активности пациентов и ее связи с лунными фазами, важно установить операциональные критерии данного типа поведения. Поскольку количество посещений пациентом туалета может быть обусловлено просто условиями освещенности, необходимо провести более подробные наблюдения за такими особенностями, как положение тела пациента во время сна, сколько раз он переворачивается во сне, какие видит сновидения, а затем соотнести результаты наблюдений с фазами Луны. Все эти наблюдения необходимо делать предельно ненавязчиво, чтобы наблюдатель не стал невольным возмущающим фактором.

Более того, каждый фактор необходимо выражать количественно, что может потребовать наличия сложной аппаратуры (хотя следует отметить, что для многих наблюдений в естественных условиях специального оборудования не требуется). Для записи положений тела во время сна экспериментатор может фиксировать, сколько раз пациент переворачивается из одного положения (например, лицом вверх) в другое (лицом вниз) в течение ночи. Ночную активность можно эмпирически измерить, установив кровать на 4 микропереключателя, способных отмечать ее покачивания. Частоту сновидений можно измерить, прикрепив микродатчики к векам спящего для фиксации быстрых движений глаз, связанных с интенсивностью сновидений.

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условияхВ «слепом» эксперименте наблюдаемому не говорят, что главным независимым фактором эксперимента является фаза Луны. В «двойном слепом» эксперименте об основных переменных эксперимента не знают ни пациент, ни наблюдающий. «Двойной слепой» эксперимент гарантирует отсутствие сознательного или бессознательного влияния на результаты как пациента, так и наблюдателя. В этом эксперименте обязательно нужно указывать характеристики наблюдаемых.

Например, активность пожилых одиноких людей может быть менее заметной, чем у 18-летних молодоженов. Быстрые движения глаз у лиц, употребляющих психотропные препараты, могут быть более интенсивными, а подвижность в постели может быть выше у любителей кофе. Все эти независимые факторы следует обязательно учитывать, потому что они могут заметно влиять на результаты наблюдений. Таким образом, влияние лунных фаз на ночную активность может быть искажено другими, внешними, факторами.

До сих пор этот заманчивый проект не осуществлен, но многие эксперименты, в которых производились эмпирические измерения в естественных условиях, были успешно завершены. Следующий пример иллюстрирует такой случай.

Ученые-исследователи Дин, Уиллис и Хьюитт заинтересовались, на каком расстоянии держатся друг от друга люди с неравным статусом. Гипотеза, лежащая в основе их исследования, основывалась на предположении, что люди с более низким статусом стараются находиться от людей с более высоким статусом дальше, чем от людей своего статуса. Например, расстояние между студентом и его преподавателем может быть больше, чем между ним и его сокурсниками. И еще большее расстояние может быть между ним и деканом или ректором.

Для проверки этой гипотезы Дин и соавторы ненавязчиво измерили, на каком расстоянии останавливаются новобранцы, приближаясь к морским офицерам. Результаты этого исследования показали, что расстояние между военными увеличивалось пропорционально различию в их званиях. Данный пример, повествующий нам нечто о взаимовлиянии межличностного пространства и воспринимаемого статуса, основан вовсе не на традиционной экспериментальной методологии, но является хорошим образцом наблюдения в естественных условиях.

Источник

Всё о наблюдениях: классификация, виды

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях

Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…

Определение

Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.

Наблюдение-это метод исследования.

В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.

В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.

Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.

Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.

Классификация и виды наблюдения

Полевое

Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)

Лабораторное

Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.

Индивидуальное

Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.

Коллективное

Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.

Случайное

Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.

Преднамеренное

Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.

Систематическое

Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.

Нeсистeматическое

Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях

Пoлнoе

Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.

Непoлное

Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.

Сплошное

Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.

Выборочное

Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.

Кoнстатирующее

В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.

Oценивающее

Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.

Стaндaртизированное

Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.

Нестандартизированное

Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.

Oткрытое

Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.

Закрытое

Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».

Включенное

Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.

Невключенное

Рассмотрение процесса без участия специалиста.

Прямое

Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).

Косвенное

В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.

Спровоцированное и неспровоцированное

Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях

Объективное самонаблюдение

Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.

Виды наблюдений в социологии

Наблюдение как метод может быть

В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.

А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.

По форме организации:

1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы
2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных

По степени включенности:

По форме взаимоотношений с испытуемого:

По регулярности проведения:

По месту проведения

По длительности проведения, задачам и масштабу

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.

Источник

Взгляд из-под хвоста: орнитологи придумали новый способ наблюдения за птицами

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях

Орнитологи из Оксфордского университета разработали новую методику наблюдения за птицами в естественных условиях при помощи маленьких видеокамер, прикрепляемых к хвостовым перьям. Метод был успешно апробирован на новокаледонских галках, известных своим умением изготавливать и использовать простые орудия. Оказалось, что эти птицы не только извлекают насекомых из древесных стволов при помощи тонких прочных палочек, но и используют соломинки, чтобы ковыряться в рыхлой земле.

Наблюдать за поведением птиц в естественных условиях — непростая задача. В частности, орудийную деятельность новокаледонских галок (Corvus moneduloides) до сих пор удавалось наблюдать либо в неволе, либо из «засад», устраиваемых вблизи деревьев, из которых галки обычно выковыривают насекомых. Большую часть времени новокаледонская галка проводит в таких непролазных зарослях, где наблюдать за ней практически невозможно. Поэтому ученым не удавалось выяснить, используют ли дикие галки орудия для чего-нибудь еще, кроме извлечения личинок жуков из трухлявых стволов.

Технический прогресс помог наконец решить и эту научную проблему. Орнитологи разработали портативное наблюдающее устройство размером 45×20×13 мм и весом 14,5 г, которое совмещает в себе видеокамеру и два передатчика. Прибор приклеивается двумя тонкими полосками скотча к хвостовым перьям. Камера располагается таким образом, что исследователям открывается довольно необычная панорама из-под птичьего хвоста: на экране постоянно мелькают окольцованные ноги, а голова попадает в поле зрения только когда птица наклоняется. Образцы полученных видеозаписей можно посмотреть в «дополнительных материалах» к статье.

Первый передатчик в течение трех недель посылает сигнал, позволяющий следить за передвижениями птицы (это к тому же повышает шансы найти сброшенный птицей приборчик), а второй в течение 70 минут передает цветное видеоизображение. Второй передатчик снабжен таймером и включается не сразу, а через установленное время (вплоть до двух суток), чтобы птица успела привыкнуть к устройству, прилипшему к ее хвосту.

Ученые прикрепили приборы к хвостам 18 птиц и получили в общей сложности 451 минуту видеозаписи для 12 из них. В шести случаях птицы либо сразу содрали с себя устройство (из гуманных соображений видеокамеры приклеивались некрепко), либо что-то еще не заладилось.

Главная цель исследования состояла, конечно, в отработке методики, но и кое-что новое о поведении новокаледонских галок удалось выяснить. Во-первых, оказалось, что птицы проводят на земле намного больше времени, чем считали ученые. Из 12 птиц только шесть всё время наблюдения провели на деревьях, а остальные шесть от 13 до 73% времени находились на земле, где занимались активными поисками пищи. Эти поиски, впрочем, были не слишком успешны: галкам удавалось найти примерно 8 пищевых объектов в час. Все эти объекты (крошечные ящерки, насекомые, улитки) были гораздо мельче личинок жуков-усачей, которых новокаледонские галки достают из стволов деревьев при помощи орудий — аккуратно отломанных и очищенных от всего лишнего палочек.

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях

Самое любопытное открытие состояло в том, что галки, оказывается, используют орудия также и для того, чтобы ковыряться в рыхлом грунте. Для этого, судя по видеозаписями, они пользуются не палками, а значительно более тонкими предметами — скорее всего, соломинками. Поковырявшись соломинкой, птица может отложить на время свое орудие и пустить в ход клюв, а затем подобрать соломинку и продолжить работу. Некоторые соломинки (видимо, самые удачные) птицы могли долго носить с собой, перелетая с места на место с орудием в клюве.

Специальный раздел в дополнительных материалах (PDF, 4,5 Мб) к статье авторы посвятили этическим вопросам. Эксперимент, по их мнению, нисколько не повредил здоровью галок. Видеокамеры не стесняли их движений, не мешали полету и вообще, по-видимому, никак не влияли на двигательную активность. Опыты проводились накануне периода линьки, и все камеры наверняка были в итоге сброшены птицами вместе с перьями. Из четырех птиц, на которых проводились предварительные эксперименты за год до основного исследования, три избавились от своих видеокамер через 10, 14 и 22 дня соответственно; трех видели живыми и здоровыми через 9 месяцев после опыта; один самец стал счастливым отцом прямо с камерой на хвосте (вывел одного птенца), а через год, уже без камеры, обзавелся еще двумя птенцами.

Источник: Christian Rutz, Lucas A. Bluff, Alex A. S. Weir, Alex Kacelnik. Video Cameras on Wild Birds // Science. 2007. V. 318. P. 765.

Источник

Виды наблюдений для дошкольников

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условиях Ольга Черенкова
Виды наблюдений для дошкольников

1. Понятие «распознающее наблюдение«.

Цель в распознающем наблюдении – суметь ответить на задаваемые вопросы – кто это, что это, каково оно, каково его основные свойства, качества, проявления, взаимодействия с окружающим и т. д.

Распознающее наблюдение это весьма сложная познавательная деятельность, в которой неразделимы сенсорные процессы, мышление и речь. Но ведущая роль принадлежит сенсорным процессам.

Использовать это наблюдение лучше при ознакомлении с новыми для ребенка предметами и явлениями природы или перед предстоящей продуктивной деятельностью. Здесь очень важно устойчивое, произвольное внимание, сосредоточенность ребенка на объекте наблюдения. Важны исследовательские действия детей с применением различных видов восприятия, то есть ребенок может ощупать, осмотреть со всех сторон наблюдаемый объект, иногда даже задействовать слух, обоняние, и даже вкусовые анализаторы. Тогда ребенок и получает более полную информацию о наблюдаемом объекте или предмете.

Во время непосредственного восприятия решается основная задача – распознать, установить признаки и свойства. Распознающее наблюдение применяется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

2. Особенности проведения распознающих наблюдений с раздаточным материалом в ДОУ.

2.1. Структура распознающих наблюдений.

Наблюдение состоит из трех структурных компонентов, с различными функциями.

1. Начало наблюдения.

Здесь нужно задать детям вопросы репродуктивного, поискового или обобщающего характера. Если дети затрудняются с ответом педагог задает уточняющие, по-другому сформулированные вопросы, но не спешит ответить за детей. Важно похвалить за самостоятельный поиск информации, одобрение вызывает радость и воодушевит детей на продолжение наблюдений.

Можно использовать игровые, обследовательские, трудовые и поисковые действия, возможен показ образца действия, указания и разъяснения будут также к месту. Снимет напряжение кратковременная двигательная активность.

3. Завершение наблюдения.

2.2. цель распознающих наблюдений.

2.3. Особенности проведения распознающих наблюдений в разных возрастных группах.

Младшие группы. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание,прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?»

Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Можно погладить и определить, пушистая или гладкая шерсть у свинки. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам.

Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям, так малыши получают большую радость от общения с природой. В конце наблюдения можно спеть песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью.

Средняя группа Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это наблюдение с использованием раздаточного материала. Наблюдение начинается с постановки воспитателем познавательной задачи. Важно задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы. Нужно уделить внимание формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения, сравнению объектов по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать художественное слово. Можно предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. В ходе наблюдения они могут покормить рыбку (птичку, помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей формируются представления о наблюдаемом объекте, знания о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение.

Завершая наблюдение, с помощью вопросов выясняется, как дети усвоили знания. Вопросы должны быть интересны ребятам и вести к обобщению полученных знаний.

Результат наблюдения— практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы. В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями.Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой.

Старшая группа Наблюдение становится более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения. Знания, навыки и умения детей усложняются. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Устанавливаются связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи,например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать».Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы:когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше.

Широко применяют поисковые вопросы,направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов.

Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная к школе группа Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель подбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных,общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Наблюдение становится более самостоятельным. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений.Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Фомина Н. А. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка.

наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть фото наблюдать за чем либо в естественных условиях. Смотреть картинку наблюдать за чем либо в естественных условиях. Картинка про наблюдать за чем либо в естественных условиях. Фото наблюдать за чем либо в естественных условияхМастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Презентация-викторина для старших дошкольников «Зимние виды спорта» Ребята, мы с вами сегодня поговорим о зимних видах спорта. Зимний вид спорта — такой вид спорта, в который играют во время холодных зимних.

Виды наблюдений для детей раннего возраста (осень) Виды наблюдений. Сентябрь. Вид наблюдения Программное содержание словарь опыты Художествен ное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА НЕБОМ,.

Виды наблюдений для детей раннего возраста на лето Виды наблюдений. Июнь. Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художествн ное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА СОЛНЦЕМ (несколько.

Виды наблюдений для детей раннего возраста (весна) Виды наблюдений. Март. Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художествен ное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА СОСТОЯНИЕМ.

Виды наблюдений для детей раннего возраста (зима) Виды наблюдений. Декабрь. Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художественное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА ВОДОЙ (ВЫНЕСЕНУЮ.

Виды наблюдений на прогулке 1. Наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными.

Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию статью «Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников». Вопросы формирования.

Виды труда дошкольников Тема: «Виды труда дошкольника». Воспитатель Кондакова Юлия Ивановна Содержание 1. Введение 2. Виды труда дошкольников 2.1 Самообслуживание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *