на увеличение потребительских расходов влияет что

Как изменилось потребление россиян и что с этим делать бизнесу

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Выход за покупками

Как показывают данные портала «Сбериндекс», при первой возможности свободно выйти на улицу жители городов отправились за покупками. А вот какой маршрут выхода из карантина сложился у бизнеса, можно узнать, посмотрев 29 июня трансляцию беседы представителей S7, «Леруа Мерлен», Mindbox и «Яндекс.Облако» в спецпроекте РБК «Локдаун».

Качество переходит в количество

В мае участники дискуссии обсуждали, как бизнес живет и работает в условиях карантина, закрытых границ и, главное, отсутствия покупателей. Они сошлись на том, что сам карантин — это только начало сложного периода, который можно смело назвать кризисом. Ослабление карантина, выход самоизолянтов на улицу не решит в один день проблемы b2c-бизнеса. Процесс выхода будет небыстрым. Первая декада июня, когда были сняты многие ограничения на самом большом рынке страны — столичном, — показали справедливость этого предположения.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Потребительская активность в секторе универсальных магазинов в начале июня была на 31,4% выше, чем год назад. На 119% увеличилось число покупателей компьютеров — намучившиеся на удаленке с одним ноутбуком на семью люди активно обновляют парк девайсов. Сектор бытовой техники и электроники показал рост 23,4%. Странным образом на 20,7% выросла активность клиентов винных магазинов. При этом все остальное, что ассоциируется с визитами к близким — местный транспорт, такси, цветы и подарки, — в явном минусе.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

В целом же потребительская активность, несмотря на отмену большинства карантинных мер и тот факт, что перекрытые границы держат людей дома, пока остается ниже уровня прошлого года на 8%.

«Это прежде всего показатель того, насколько изменилось отношение потребителей к тому, что они могут себе позволить, — говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов. — Во время карантинов в большинстве стран и платежи по картам упали от 10 до 30%. Картина от страны к стране очень разная, но среднее число в 20% показывает, что люди стали сдерживать расходы».

Ожидать, что прежний уровень потребления вернется сразу, просто наивно: все кризисы оказывают влияние на желание людей яростно тратить, отмечает Олег Шибанов. Скорее они начнут больше складывать в копилку. По мнению психолога Станислава Шишканова, вся ситуация с эпидемией вообще сильно повлияла на мироощущение людей, которые стали больше задумываться о будущем.

По поводу сроков окончательного восстановления объемов потребительского спроса существуют разные точки зрения. Кто-то, как Morgan Stanley, прогнозирует быстрое восстановление: уже в IV квартале 2020 года все будет хорошо. Но большинство аналитиков, включая крупные государственные и негосударственные организации, прогнозируют медленное восстановление, отмечает Олег Шибанов.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Кризис всерьез и надолго

Например, статистика по США показывает, что люди становятся более осторожными. Они восприняли этот кризис всерьез, поверили, что он не пройдет через два месяца и будет иметь долгое эхо. Социологи обратили внимание на один любопытный эффект: во многих странах безработица существенно выросла, но в развивающихся экономиках работники чаще уходят в теневой сектор и продолжают трудиться, а в развитых странах, где государство решило оказать достаточно серьезную поддержку тем, кто лишился дохода, люди действительно нигде не трудятся и живут только на пособие.

«По данным исследований, люди, которые потеряли работу, приобретают новые привычки и ощущения, которые не получится быстро изменить. Если они несколько месяцев просидят на пособии, которое больше, чем их бывшая зарплата, они могут крепко задуматься, стоит ли им при первой возможности возвращаться на работу или лучше поискать себе другую, получше», — говорит Олег Шибанов. При этом потребительская активность безработных, даже получающих хорошее пособие, традиционно ниже, чем у людей, имеющих работу.

Потребление домохозяйств — основой драйвер большинства экономик. Даже в России частное потребление домохозяйств формирует около 50% ВВП. В США эта доля составляет 70% ВВП. Если этот сегмент снизит потребление даже на 10%, это будет очень серьезное снижение деловой активности и валового внутреннего продукта.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Сейчас говорить о восстановлении докризисного потребительского поведения уже не приходится. «Когда мы смотрим на данные по странам, которые начинают выходить из карантинов или самоизоляций — Китай, Новая Зеландия, европейские страны, — оказывается, что привычки имеют тенденцию сохраняться. Если говорить про потребление физических товаров, то история с доставкой сохраняется. Пока не видно, чтобы люди резко переключились на походы в магазины и полностью бросили онлайн», — говорит Олег Шибанов. Безусловно, темпы роста этого сектора сократятся, но многие люди обнаружили для себя прелести онлайн-доставки и сохранят эту привычку. Другое дело, что за свежими товарами они, конечно, будут по-прежнему ходить в магазины и на рынки.

Вряд ли в полном объеме восстановится и социальная активность — посещение концертов, выставок, фитнес-центров и т.п. Она, конечно, вырастет по сравнению с апрелем-маем, но не сможет достичь уровня, который был даже в IV квартале 2019 года. Но по по структуре это потребление сохранится.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Какие из этого следуют выводы?

Первый — потребительские привычки явно поменяются. Эмоциональных покупок станет меньше, витрины уже не будут инструментом, хорошо продающим товар. Зато скидки, купоны и промокоды — все, что создает ощущение выгодной покупки, — будет востребовано больше, чем раньше.

Второй — многие компании малого и среднего бизнеса, которые приносили маржинальность в жертву росту, будут вынуждены обанкротиться. Прибыль сейчас оказалась важнее увеличения масштаба бизнеса.

Третий — онлайн-активности, которые пришли в нашу жизнь, в ней и останутся. В каком объеме, пока можно только гадать. Из свежего опроса преподавателей российских университетов видно, что почти 40% респондентов планируют и далее активно использовать онлайн-технологии. При этом для многих из них «карантинный» опыт стал первым в сфере удаленного обучения. Еще около 20% считают, что это будет меньшей частью их деятельности, но все равно останется частью учебного процесса.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

До конца июня весь бизнес вне зависимости от размера будет анализировать текущую ситуацию, корректировать свои планы развития или, скорее, сокращения. А вот со второго полугодия стоит ждать его масштабной реструктуризации и появления новых рыночных ниш, которые освободят предприниматели, не сумевшие справиться с вирусным ударом. Как найти эту нишу и как не стать тем самым предпринимателем, освободившим место для конкурентов, будут говорить практики, представители компаний, каждая из которых выбрала свой набор инструментом для минимизации последствий эпидемии. Их откровенный разговор, который модерирует ведущий РБК, можно посмотреть 29 июня в полдень (время московское) на странице проекта.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Макроэкономическое равновесие

2.3. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса

В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос (Y), стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского подхода, состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (Хn):

Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения» и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.

Потребление как составная часть AD

Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

Модели потребительского поведения

Существуют некие усредненные модели поведения потребителей, например такие, как схемы Энгеля, по имени открывшего их статистика XIX в. Эрнеста Энгеля. Их называют также «качественными схемами поведения». В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях. Так, по мере роста доходов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых, развлечения, путешествия, растут также и сбережения.

Интерес к потребительскому поведению постоянно присутствует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С. Кузнеца, проверявшего на основе статистических материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потребительского поведения:

Итак, потребительское поведение изменяется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагаемый доход. Определим потребление как часть дохода, которая используется для приобретения товаров и услуг.

Сбережения как составная часть дохода

Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, т.е. сберегаемая часть дохода.

Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога, как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок, как в Германии. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.

Из российской практики: Склонность российского населения к сбережениям

Функции потребления и сбережения

Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения:

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения).

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Склонность к потреблению и сбережению

Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций потребления и сбережения, необходимо ознакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».

Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом.

Средняя склонность к потреблению и сбережению:

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.

Предельная склонность к потреблению и сбережению

Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода.

Предельная склонность к потреблению и сбережению:

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост потребления (DС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост сбережения (DS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению ( MPS ) для любого изменения дохода всегда равна единице:

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:

Показатели предельной склонности к сбережению ( MPS ) и предельной склонности к потреблению ( MPC ) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.

Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей MPC и MPS могут быть представлены в следующем виде.

гдесавтономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода;
MPCпредельная склонность к потреблению;
Yдоход;
Tналоговые отчисления.
гдеsавтономные сбережения;
MPSпредельная склонность к сбережению.

Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то MPC и MPS есть не что иное, как производные этих функций (DС/DY; DS/DY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения (cм. рис. 2.7, 2.8).

Инвестиции как составная часть совокупных расходов (AD)

Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:

Зависимость инвестиций от совокупного дохода можно представить графически (рис. 2.9).

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Объясняется такая зависимость тем, что рост ВВП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций.

Факторы, влияющие на инвестиции

Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента (рис. 2.10), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие:

Государственные расходы и чистый экспорт как составная часть AD

Источник

Ваша финансовая грамотность: от простого к сложному

Сезон отпусков позади, а значит, пора прибраться в своем собственном кошельке и начать вести учёт собственных финансов, если раньше вы об этом не задумались.

Как вы знаете, средства или бюджет каждого человека либо отдельно взятой семьи можно разделить на три основные категории: доходы, расходы и сбережения. Хорошо ли вы их различаете? Давайте разберёмся.

К доходам относятся все положительные финансовые потоки, например, заработная плата (по основному месту работы, по совместительству), премиальные (в том числе по итогам работы за год), проценты от вкладов и инвестиций, доход от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов.

Расходы — это все отрицательные финансовые потоки, которые можно классифицировать по разным признакам.

2. По времени возникновения:

3. По необходимости:

Следует отметить, что эта классификация очень вольная, а значит, её не стоит принимать за единственно верную, поскольку каждый может определять и учитывать свои расходы так, как ему удобно. Например, коммунальные расходы являются регулярными, ежемесячными и обязательными, а расходы на билеты в кино или театр будут скорее разовыми и добровольными.

Самое главное, чтобы все доходы и расходы чётко и систематически учитывались — это позволит проследить, как формируется бюджет (особенно если учёт ведётся несколько месяцев), а также сформировать накопления и поставить финансовые цели на будущее.

При формировании бюджета возможны три ситуации:

Стоит стремиться именно к третьей модели, но если ваши расходы больше доходов, то необходимо сначала их уравнять.

В этом вам поможет постоянный и систематический учёт своих денег, для чего подойдёт любая таблица, сделанная на компьютере или обычном листе бумаги. В одной графе учитывайте все источники своих доходов, а в другой — все источники своих расходов. Самое главное — делать это регулярно, лучше всего — каждый день.

Необходимо одновременно учитывать как доходы, так и расходы, причём самый лучший вариант — когда учитываются все возможные источники и направления.

Вы можете вести простейшую таблицу, состоящую из двух больших граф (доходы, расходы), куда будете заносить все фактически полученные и потраченные деньги.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Из этого примера видно, что доходы превышают расходы на 2 000,00 руб. Эти деньги можно потратить на незапланированную покупку, отложить на следующий месяц или вложить, например, на депозит в банке. Но при этом не видно, на что именно были потрачены деньги, какой был дополнительный доход, насколько эти суммы отличаются от запланированных.

Поэтому рекомендуется добавить суммовые столбцы «План» и «Факт», а также более подробно расписать статьи доходов и расходов.

Например, к дополнительным доходам может относиться работа по совместительству или разовому договору, продажа вещей (например, детская одежда, из которой ребёнок уже вырос), выигрыши в лотереях или конкурсах, денежные подарки. Многие забывают учитывать эти суммы либо считают их несущественными. Именно такие случаи могут исказить собственное представление о положении личных финансов. Направления расходования рекомендуется описывать максимально подробно. Например, к коммунальным платежам относится оплата воды, тепла, электроэнергии, связь может подразделяться на домашнюю, мобильную и интернет, транспортные услуги могут включать как расходы на собственный автомобиль, так и стоимость состоявшихся поездок на общественном транспорте, и так далее.

Составьте такую таблицу прямо сейчас, причём неважно, в каком формате — можно нарисовать ее от руки на листе А4, составить таблицу в обычной тетради в клеточку или электронную таблицу в MS Excel — вы сами поймете, какой вариант для вас наиболее удобен и какие статьи следует добавить.

Чем подробнее вы составите такую таблицу, тем легче вам будет проанализировать свое финансовое положение: вы сможете увидеть, насколько больше или меньше вы потратили по сравнению с запланированными суммами, скорректировать план на следующий месяц, а при ведении такого учета ежемесячно — найти возможность сократить те или иные статьи расходов.

Запомните: нам нужно стремиться к профициту бюджета, когда доходы превышают расходы.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Источник

Экономисты оценили сокращение госрасходов и последствия роста налогов

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Государство в ближайшие годы будет вынуждено искать дополнительные источники доходов бюджета на фоне стагнирующей экономики, констатировали экономисты ведущих университетов в отзывах на проект федерального бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов. Бюджет был принят в первом чтении Госдумой 28 октября.

Годы экономии

После «беспрецедентной просадки финансовых результатов» в 2020 году «правительство приступает к повышению налогов, а стимулирование потребительской и инвестиционной активности сведено к минимуму», отмечает экономический факультет МГУ.

Одновременно снизятся инвестиционные (в том числе инфраструктурные) расходы бюджета, что вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений», предупредили экономисты.

Рост бюджетных инвестиций в основной капитал замедлится: если в 2021 году их объем вырастет на 9,7% по сравнению с 2020 годом, то в 2022-м — только на 3,9%, а в 2023 году — на 1,4%. Всего за 2021–2023 годы объем инвестиций из бюджета составит менее 700 млрд руб.

Вместе с тем, по оценке президентской академии РАНХиГС, так называемые производительные расходы (те, которые работают на рост ВВП) вырастут на 1 трлн руб. к 2023 году относительно 2019 года, увеличится и доля таких расходов в общем объеме расходов федерального бюджета — с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023 году. В процентах от ВВП объем производительных расходов, наоборот, сократится с 3,6% в 2020 году до 3,1% ВВП через три года. К производительным расходам в РАНХиГС отнесли ассигнования на развитие национальной экономики (транспорт, дороги, телекоммуникации и информатика и т.д.), здравоохранение и образование, НИОКР.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

Госдолг России вырастет с 19,1% ВВП в 2020 году (по итогам прошлого года он составлял 12,3% ВВП) до 21,4% ВВП к концу 2023 года, или до 28,4 трлн руб. Около 80% госдолга составят внутренние заимствования.

Объем ФНБ достигнет 13,5 трлн руб. (10,1% ВВП) к 2023 году против 12,4 трлн руб. (11,6% ВВП) в конце 2020 года. «Мы считаем, что те резервы, которые есть в ФНБ, будут сохраняться [в ближайшие три года]», — сказал 29 октября министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу РБК.

В ФНБ учитываются не только ликвидные средства — то, что можно незамедлительно использовать, — но и различные активы, продажа которых или невозможна, или займет время. МГУ предложил отказаться от учета в ФНБ неликвидных активов, чтобы «не искажать статистику», и наметить план продажи таких активов, чтобы пополнить выручкой ликвидную часть. В настоящее время ликвидные ресурсы составляют около 68% всего объема ФНБ, остальное вложено в акции (в том числе Сбербанка), привилегированные акции госбанков, ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, следует из данных Минфина.

Последствия роста налогов

Следующий год ознаменуется ростом налоговой нагрузки для пополнения бюджета. Так, планируется изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД) и отменить неэффективные налоговые льготы в нефтяной отрасли, что суммарно должно принести около 300 млрд руб. дополнительных доходов. По оценке РАНХиГС, больше всего от этого пострадают ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и «Газпром нефть». Такую же оценку наиболее пострадавших давал вице-премьер Юрий Борисов. «Роснефть» как крупнейшая государственная нефтедобывающая компания получила возможность ежемесячного налогового вычета при добыче обезвоженной, обессоленной нефти, указала РАНХиГС.

на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть фото на увеличение потребительских расходов влияет что. Смотреть картинку на увеличение потребительских расходов влияет что. Картинка про на увеличение потребительских расходов влияет что. Фото на увеличение потребительских расходов влияет что

В целом экономисты академии одобрили изменения налогообложения нефтяников, но указали на риски заморозки добычи на убыточных месторождениях в случае неправильной настройки параметров налоговой системы.

Нефтегазовые доходы составят 32–34% всех поступлений в бюджет в 2021–2023 годах. Рост доходов будут обеспечивать в основном ненефтегазовые доходы. За счет ужесточения налогов Минфин рассчитывает увеличить доходы на 240–260 млрд руб. ежегодно.

Минфин также предложил поднять в 3,5 раза выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче металлов и сырья для удобрений, что позволит собрать около 56 млрд руб. дополнительных налогов в 2021 году. При рассмотрении законопроекта в Госдуме бизнесу удалось добиться пятилетней отсрочки на применение повышающего коэффициента для новых проектов, по которым заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специальные инвестконтракты (СПИК) и новые проекты, которые позволяют увеличить добычу на 10% и более, отметил в заключении на бюджет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы крупного бизнеса.

Возврат к докризисным налогам

РСПП призвал с 2023 года вернуться на докризисный уровень налоговой нагрузки. По его мнению, нужно продлить и наиболее востребованные антикризисные меры на время второй волны пандемии. В тройке самых эффективных РСПП назвал возможность предприятий учитывать расходы на дезинсекцию и средства защиты при определении базы по налогу на прибыль, продление сроков ответов на налоговые требования и сроков предоставления отчетности.

РСПП также предупредил о «крайне негативных последствиях» отмены с 2021 года льготной ставки НДС 10% вместо 20% на внутренние перелеты. За счет отмены льготы правительство рассчитывает дополнительно собрать 43,9 млрд руб. Рост налоговой нагрузки на авиакомпании, и так пострадавшие из-за закрытия границ, может спровоцировать банкротства и сокращения персонала, снижение доступности билетов для граждан, предупредил РСПП и предложил продлить льготу по НДС до 2025 года.

Экономисты МГУ и РАНХиГС указали на противоречия при повышении налогов для граждан. На фоне роста нагрузки на средний класс государство, по сути, вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами, отмечает РАНХиГС. Речь о том, что владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога в 13% смогут платить фиксированный платеж в 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК). Остальные россияне с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. в месяц) будут обязаны платить НДФЛ по ставке 15% вместо 13%; также появится налог на доходы с банковских вкладов выше 1 млн руб.

По мнению экономистов, нужно расширить применение налоговых вычетов по НДФЛ (в том числе для наиболее бедных) и вернуться к идее изменить правила налогового резидентства физлиц.

Утрата налогового резидентства России — одна из стратегий состоятельных бизнесменов по снижению налогов. Сейчас налоги в стране обязаны платить лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более.

Минфин предлагал сократить этот лимит вдвое, до 90 дней, и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в России меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет признан российским налоговым резидентом. Позже Минфин отказался от этой идеи.

Экономисты РАНХиГС сочли нереалистичными ожидания Минфина по росту доходов от повышения налогов на дивиденды и процентные доходы на Кипр, Мальту и Люксембург. Минфин рассчитывает дополнительно собрать 130–150 млрд руб. в год только от повышения налогов на выплаты на Кипр. «Прирост налоговых поступлений может быть существенно ниже», — считают в РАНХиГС. По мнению экономистов, повышение налогов может не возыметь заявленного эффекта без ужесточения критериев налогового резидентства физлиц и полной прозрачности офшорных структур.

Неравенство территорий

Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.

Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.

Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.

После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.

Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.

Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *