на турникетах в метро установили камеры для чего
Столичный метрополитен начал оборудовать турникеты видеокамерами
Московский метрополитен начал тестировать камеры видеонаблюдения с новым функционалом. Они установлены на всех турникетах станции метро «Октябрьское Поле», убедился корреспондент РБК. По словам пассажиров, оборудование появилось в конце марта — начале апреля. Первым на появление камер указал пользователь Twitter с ником @NeSobyanin.
Представитель пресс-службы Московского метрополитена подтвердил, что в турникетной зоне станции «Октябрьское Поле» были установлены дополнительные камеры, но их назначение не пояснил, ограничившись комментарием, что это произошло в рамках пилотного проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц, запущенного в 2018 году.
Участники проекта
Представитель столичной подземки отметил, что «к пилоту подключено несколько лучших российских ИТ-компаний», но какие именно, не уточнил. По словам источника РБК на ИТ-рынке, проект реализует компания VisionLabs и сейчас на «Октябрьском Поле» тестируются алгоритмы биометрической идентификации. Гендиректор VisionLabs Александр Ханин подтвердил эту информацию.
Компания VisionLabs (ООО «ВижнЛабс») основана в 2012 году и является резидентом «Сколково». Она разрабатывает решения в области компьютерного зрения, анализа данных и робототехники. Основной продукт VisionLabs — платформа распознавания лиц, которая позволяет в режиме реального времени анализировать фото- и видеоконтент и идентифицировать людей, сравнивая их изображения с различными базами данных. По данным СПАРК, в 2017 году выручка компании составила 127 млн руб., а убыток — 36 млн руб. В 2016 году венчурный фонд Sistema VC купил 25% в капитале VisionLabs за 350 млн руб., а в ноябре 2017 года стало известно, что еще 25,07% VisionLabs приобрел Сбербанк. Сумма последней сделки не раскрывалась. Оставшиеся доли принадлежат основателям компании.
Камеры расположены на стойках турникетов на уровне лица взрослого человека. При считывании билета на камере загорается зеленый сигнал. Камеры установлены на турникетах, работающих и на вход, и на выход.
«На данном этапе камеры предназначены только для обеспечения безопасности, но решение об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках работы пока не принято», — отметил представитель метрополитена. Ханин не пояснил, в чем будет заключаться функционал камер, установленных на турникетах.
Идентичный турникет с интегрированной в него системой биометрической идентификации, разработанной VisionLabs, установлен в главном офисе Сбербанка. Он предназначен для тестирования пропускной системы с помощью распознавания лиц, рассказал источник РБК, которому продемонстрировали работу этой системы.
Когда биометрическую идентификацию внедрят в метро
Возможность использования биометрии при оплате проезда в метро обсуждается несколько лет. В октябре 2017 года, выступая на конференции «Взгляд в цифровое будущее», президент «Ростелекома» Михаил Осеевский заявил, что госоператор обсуждал с правительством Москвы возможность использования биометрической идентификации при оплате проезда в общественном транспорте.
Технически настроить систему распознавания лиц для оплаты проезда несложно, но для этого ее потребуется подключить к Единой биометрической системе (ЕБС), отметил Тимур Аитов, заместитель гендиректора компании «Программный продукт», которая занимается разработкой билетных систем для пригородного сообщения и метрополитена. «Безусловно, такая система требует многочисленных тестов, так как на первом этапе ее внедрения в любом случае возникнут определенные сложности. Во-первых, сейчас в ЕБС зарегистрировано только несколько тысяч цифровых слепков, и этого недостаточно для массового использования биометрии для прохода в метро», — поясняет он. Другая проблема заключается в том, что в реальных условиях система распознавания лиц будет выдавать много ошибок, считает Тимур Аитов. «Кроме того, существующие системы биоидентификации, включая сканирование отпечатков пальцев или ладони, не имеют необходимого для метрополитена быстродействия и будут только замедлять проход пассажиров», — уверен эксперт.
Единая биометрическая система — это база биометрических данных граждан, разработанная «Ростелекомом» по инициативе Минкомсвязи и других ведомств. Сейчас она применяется только в банковском секторе, а сдать свои данные граждане могут в отделениях финорганизаций. В будущем систему планируют распространить и на другие сферы. Представитель «Ростелекома» сообщил РБК, что сейчас турникеты не интегрированы с системой, но такая интеграция обсуждается.
Внедрение таких систем должно проходить аккуратно, особенно на общественном транспорте. И проблема не столько в сложности технологий, сколько в том, чтобы сделать интеграцию комфортной для пассажиров и не испугать их, рассуждает заместитель директора Аналитического кредитного рейтингового агентства Александр Гущин. По его словам, в системе нет смысла, если на входе в метро останутся турникеты, так как пассажирам все равно придется останавливаться, чтобы посмотреть в камеру или приложить палец к считывающему устройству. «В этой ситуации совершенно не ясно, что дадут инвестиции метрополитену, так как нагрузка на входные группы не снизится», — уверен Гущин. По его мнению, система имеет смысл, если метрополитен в принципе откажется от турникетов, а оплата будет взиматься при видеоидентификации пассажира в толпе.
Опыт других стран
С марта 2019 года оплата проезда с помощью системы распознавания лиц была запущена на одной из станций шэньчжэньского метрополитена. Подрядчиком проекта выступила компания Huawei, для его реализации была создана пилотная сеть 5G. Чтобы оплатить проезд, пассажиру надо подойти к специальному экрану на станции и отсканировать лицо, чтобы система сняла деньги со счета, зарегистрированного на этого пассажира. После того как пассажир определен, вся информация о нем выводится на экран. Представители метрополитена отмечают, что новая система позволит более эффективно пропускать пассажиропоток и снизит расходы подземки. Когда технология появится на других станциях, не уточняется.
Собянин следит за тобой: Зачем в метро тысячи камер
Власти Москвы продолжают цифровизацию и намерены посчитать и распознать каждого, кто появится на улицах города и даже в метро, которым пользуются миллионы пассажиров ежедневно. Это шаг вперёд к безопасности или наоборот?
В последние годы много говорится о «камерах Собянина» на улицах Москвы. Действительно, уже сейчас в столице работает более 200 тыс. камер наблюдения от столичной мэрии и по крайней мере 100 тыс. из них оснащены системой распознавания лиц. По заверению московских властей, нужны они для того, чтобы снизить уровень преступности. И вы знаете, это похоже на правду. В прошлом году МВД уже отчиталось в снижении показателя преступности именно за счёт системы распознавания лиц, так что у нас нет оснований сомневаться в эффективности поиска преступников таким способом.
В 2020 году нас ждёт большая неожиданность. Настоящим прорывом должна стать система слежения за пассажирами московского метро с возможностью распознавания лиц. Значение системы сложно переоценить, ведь каждый будет как на ладони: увидят и вычислят абсолютно всех, при этом неважно, преступник человек или нет. На оснащение подвижных составов камерами в рамках цифровизации Москвы снова будут истрачены огромные бюджетные средства.
Что же, скажете вы, ничего страшного. Если я не преступник, то и бояться мне нечего. А преступники, находящиеся в розыске, теперь будут опасаться спускаться в метро, что сделает подземку безопаснее. Это тоже верно. Но факт также состоит в том, что система таит в себе множество опасностей, о которых власти Москвы, конечно, нам не говорят. Более того, электронные системы в столичном метро (а также в метро Санкт-Петербурга, Казани и ряда других городов России) уже находятся под контролем офшорной компании.
Новые амбиции ДИТ
Так, 9 июля 2020 года Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы разместил в единой информационной системе в сфере закупок тендер под названием «Выполнение работ по оснащению подвижного состава ГУП «Московский метрополитен» оборудованием видеонаблюдения». Сумма контракта немаленькая – почти 1,4 млрд рублей. А 27 июля тендер был завершён. Что же планируется в этом проекте? По условиям контракта, подрядчик будет обязан установить в вагонах метро Москвы 12,3 тыс. камер видеонаблюдения с расширением картинки до 1080p. Камеры должны появиться в 1538 вагонах, то есть речь идёт о комплекте из восьми камер на один вагон.
В закупку включены 400 серверов с системой распознавания лиц и такое же количество роутеров с поддержкой стандарта четвёртого поколения 4G, а также 1,5 тыс. коммутаторов. Подрядчик будет обязан не только установить это оборудование в вагонах, но и наладить его работу. Срок выполнения – 180 дней (полгода). Это означает, что система должна полноценно начать работать уже к концу 2020 года.
Как ни удивительно, но каждая камера сможет захватывать и распознавать до 15 лиц в секунду. Оператор – просматривать одновременно до четырёх камер одного поезда с разрешением 1080p или до восьми камер с разрешением пониже. У камер также будет система зума, то есть увеличения изображения.
В минувшем году мы экспериментировали с системой распознавания лиц, были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске,
– говорил Сергей Собянин на расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Москве ещё в январе.
Отдельно обращаю внимание, что заказчиком по тендеру выступает ДИТ Москвы – тот самый департамент, который занимался разработкой как системы QR-кодов для цифровых пропусков в период самоизоляции москвичей, так и пресловутым «Социальным мониторингом» – приложением, которое оказалось настоящим издевательством над людьми.
Система камер в метро также станет частью умного города, к которому уже подключены городские камеры. Система уже доказала, что практически безошибочно считывает лица прохожих и сверяет их с базой данных. В 2019 году власти Москвы неоднократно подтверждали, что умный город работает совместно с базой МВД. Что это за система?
Турникеты на станции метро «Ботанический сад», оборудованные камерами с системой распознавания лиц. Фото: Мобильный репортёр / АГН «Москва»
Алгоритмы распознавания лиц на улицах Москвы работают на основе технологии российской компании NtechLab. Для непосвящённых скажу, что это те же самые технологии, которые использовались в популярном у пользователей приложении FindFace. С момента своего появления в 2016 году сервис наделал много шума, так как с его помощью можно было легко найти по фотографии аккаунт любого человека в социальных сетях. К маю 2016 года число пользователей FindFace превысило 1 млн человек.
Но в 2018 году приложение было закрыто, а компания NtechLab объявила, что теперь будет оказывать услуги только государственным органам и бизнесу. В интернете к тому времени развелось большое число шантажистов, которые пользовались FindFace и вымогали деньги у людей, дабы не сообщать их родственникам через соцсети чувствительную информацию (где был, что делал, если этот человек делал «что-то не то»). Фактически это было криминальное применение приложения и системы распознавания. Тут даже не стоит говорить и о других способах нарушения конфиденциальности людей, которые в силу профессиональных обязанностей или по иным причинам должны эту конфиденциальность сохранять.
И в этом состоит первая опасность использования технологии распознавания лиц в метро Москвы. Ведь сейчас у нас нет никаких законов, которые могли бы регулировать доступ и распространение информации, выявленной при помощи системы распознавания лиц. Все мы как бы априори доверяем и операторам, которые будут следить за нами в метро и на улицах, и органам, которые будут распоряжаться этой информацией. Но доверяем ли? Вопрос на самом деле открытый, потому что никаких гарантий, кроме «честного слова», никто не давал, а общество явно не готово однозначно проголосовать за.
Цифровизация метро зависит от офшоров
Вы знали, что за сети Wi-Fi в метро Москвы, Санкт-Петербурга и Казани отвечает офшорная компания? В июле компания-оператор Wi-Fi в метро «МаксимаТелеком» объявила о размещении облигаций на 3 млрд рублей (заявки были собраны 17 июля). В рамках размещения компания раскрыла имена своих владельцев.
Владельцем «Максимы» оказался Сергей Асланян – председатель совета директоров и советник гендиректора компании. Его доля составляет 71% от уставного капитала. Асланян также владеет 54,8% акций кипрского офшора Geromell Trade. А у этого офшора – 51% акций (контрольный пакет) компании «МаксимаТелеком». Вот так.
Владельцем компании «МаксимаТелеком» через офшор Geromeli Trade кроме Асланяна был израильский ресторатор Алеко Крихели. У Крихели в 2013 году было 25%, а доля ещё в 40% офшора принадлежала гражданину Латвии Друвису Мурманису, о чём ранее писал РБК.
Мурманис же до 2014 года входил в совет директоров латвийской железнодорожной компании L-Ekspresis, а до 2011 года доля этой компании принадлежала уроженцу Эстонии и ныне главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Если проследить эти связи, то можно допустить, что «МаксимаТелеком» не так уж случайно выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в том же 2013 году. А ведь затем она занималась этим в Санкт-Петербурге, Казани и даже в столице Индии.
Можно также предположить, что без участия компании «МаксимаТелеком» не обойдётся и установка камер наблюдения в метро Москвы. Почему? Ведь надо поставить не только сами камеры, но и серверное оборудование – роутеры, коммуникаторы. Сервер, как ожидается, будет располагаться в головном вагоне, и сама система наверняка будет передавать данные и через Wi-Fi. Словом, перед нами большая цифровая экосистема.
К «Максиме» у москвичей уже возникали претензии. Компания зарабатывает на рекламе, которую она показывает при подключении к сети МТ_FREE. Компания ещё несколько лет назад стала продавать москвичам тарифы на доступ в интернет без рекламы, а остальным – ограничивать доступ по времени и показывать рекламные ролики.
«МаксимаТелеком» выиграла тендер на прокладку сетей Wi-Fi в метро Москвы в 2013 году. Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»
Некоторые обратили внимание, что «Максима» неожиданно стала подписывать зарегистрированных пассажиров метро на услугу «Как дома», списывая со счёта 1 рубль. При этом люди на услугу вовсе не подписывались. Чтобы отменить подписку, нужно было скачать приложение. Если же нет, с людей списывалась плата уже не 1 рубль, а 199 рублей ежемесячно по тарифу. Только бизнес, ничего личного.
Кому мы доверяем?
Итак, тендер на оснащение поездов камерами разместил ДИТ Москвы. Его глава Эдуард Лысенко в бытность свою ещё выходцем из ярославской IT-сферы успел поработать директором по продажам в российском представительстве американской IT-компании Avaya. То есть человек занимался продажей в России американских технологий – это была его работа. Как известно, работа в такой должности – это связи, знакомства, контракты с американскими поставщиками и так далее.
Нам пока не рассказывают, где будут храниться данные о распознанных лицах пассажиров метро. Либо это будет Big Data умного города в ДИТ, либо – в МВД. Кто будут те люди, которые станут работать с системой? И понимают ли вообще власти Москвы, что этим людям будет доверено очень многое?
Чиновники ошибочно думают, что это они приобретают эту власть. Это ерунда. Представьте себе чиновника уровня мэрии, ведомства или региона. Он думает: «Круто, можно собирать данные про всех. А вот интересно, такую штуку можно вычислить? И про Ивана Петровича, который меня давно интересует, и вообще про всех? Надо позвать айтишника». Зовёт он своего подчинённого, министра по информационным технологиям региона, а тот уже зовёт разработчика, чтобы из первых уст,
– обрисовал Царьграду эту ситуацию один из крупнейших специалистов в сфере IT в России Игорь Ашманов.
По его мнению, опасность состоит в том, что айтишники, непосредственно работающие с такими базами данных, – это не сотрудники органов, находящиеся под подпиской. Если это корпоративные сотрудники (допустим, чего-то вроде «Максимы»), то теоретически им никто не мешает выполнять «заказы» со стороны по слежке за людьми или продавать третьим лицам доступ к базе. Естественно, это было бы преступлением, однако, повторюсь, сейчас у нас нет законов, которые бы защищали распознанные видеообразы человека. Ну а власть над системами сосредоточена в руках разработчиков и операторов систем видеонаблюдения и распознавания.
Комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД. Фото: АГН «Москва»
«То есть решать будет некий человек с техническим образованием, с часто довольно низкими моральными качествами, условный хипстер с низкой лояльностью к стране или просто с низкой лояльностью к гражданам. И он получает доступ к таким интимным вещам», – пояснил Ашманов.
Когда появилась система «Поток», позволяющая распознать в потоке машин госномер и передавать его с камеры на камеру, то верхние и средние чины МВД начали с азартом следить за собственными жёнами – куда они ездят. Возможность есть, запрещать никто не запрещает. Интерес большой,
– провёл аналогию специалист.
На мой взгляд, получается любопытная вилка. С одной стороны, системы слежения и распознавания лиц – это про безопасность, про борьбу с преступностью и терроризмом. И это действительно важно. А с другой – под ударом оказываются рядовые граждане, которые вовсе никакие не преступники, но их так же будут распознавать и вносить в базу.
Наконец, опыт принятия закона о едином цифровом регистре граждан сразу в трёх чтениях, без общественного обсуждения, – это лишнее подтверждение того, как подобные вещи делаются без спроса людей и без гарантий, что базы данных будут находиться строго в России, а сбор сведений будут производить только российские компании и с использованием только российского оборудования. Это и вызывает наибольшую тревогу.
По лицу в метро? Лучше не надо
Московский метрополитен вовсю рекламирует новый удобный способ оплаты проезда — оснащенные камерами турникеты теперь способны узнавать пассажиров в лицо. У экспертов к новой системе большие вопросы.
Использованием биометрии для подтверждения оплаты в 2021 году никого в России не удивить — банки наперебой рапортуют о том, что уже более трети держателей карт добавили их в различные устройства, а значит, представляют, как подтвердить платеж отпечатком пальца или сканом лица. Не отстают и государственные органы — начиная от масштабного проекта Единой биометрической системы, куда для подтверждения личности планируют собирать все подряд, включая образцы голоса.
Свежее творчество на тему нам подарил Московский метрополитен — многолетний проект по оснащению турникетов камерами, расположенными на уровне лица, теперь к пересчету пассажиропотока и поиску сбежавших преступников добавил функцию оплаты проезда без банковских и проездных карт, просто по лицу.
Как это работает
Конечно, сами фотографии данная система не хранит, ведь они занимают слишком много места на диске, и это было бы слишком накладно. Происходит сравнение «цифровых отпечатков» — в системе задействован алгоритм так называемого компьютерного зрения, который «обучен» на огромном количестве специально размеченных фотографий различать под разными ракурсами некоторые типичные признаки: расположение носа, межглазное расстояние, кривизна надбровных дуг. Сочетание достаточного количества таких параметров уникально для каждого человека, сравнение с сохраненным «слепком» и позволяет каждый раз достоверно опознать человека.
От нас систему вызвалась протестировать заместитель главного редактора Елена Янкина: «Зайти в метро по лицу оказалось настолько просто, что это даже немного пугает. Приложение «Метро Москвы» у меня уже было установлено, а чтобы включить FacePay, потребовалось привязать в нем банковскую карту и загрузить фотографию — просто селфи при хорошем освещении, без дополнительных сложных требований, вроде однотонного фона. Единственное, что заставило меня слегка поволноваться, — фотографироваться нужно без очков, даже если проходить через турникет вы будете в них. На практике проблем из-за этого не возникло, и на всю процедуру загрузки фото и привязки карты ушло не больше пяти минут. После этого в приложении появилось обозначение, что FacePay включен.
Иллюстрации: скриншоты приложения «Метро Москвы», Елена Янкина, Банки.ру
Турникет, через который можно войти в метро по биометрии, сразу бросается в глаза — перед ним нарисован большой черный круг. Чтобы пройти, нужно приспустить маску и некоторое время смотреть в камеру. После этого автоматически приходит штраф в размере 5 000 рублей открываются створки. «Все это на самом деле происходит довольно быстро, — рассказывает Елена Янкина. Более того, процедура мне так понравилась, что я намеренно проехала свою станцию, вышла на следующей и снова зашла по лицу. В этот раз, кажется, система сработала даже еще быстрее — буквально за пару секунд».
Проблема с данными
Процесс регистрации и использования легкий и приятный, а вот попытка понять, что происходит с критически важными персональными данными и какие в системе есть риски, подобных эмоций не оставляет. Представители департамента информационных технологий Москвы, стоящие за всеми подобными системами, уже не раз выдавали успокоительные и максимально пространные комментарии по этому поводу. Внятных ответов по безопасности хранимых данных до сих пор никому добиться не удалось. Более того, возникло интересное противоречие: представители ДИТ опровергли информацию о том, что данные системы передаются в полицию, а одновременно в СМИ появилась информация о контракте на разработку передачи биометрических данных из mos.ru (столичного аналога «Госуслуг», который используется для авторизации во всех подобных системах) как раз в базу данных ГУВД. Представители ДИТ легко могут противоречить сами себе даже в рамках одного предложения: «Система не способна «связать» фотографию человека с его личностью — у нее просто нет данных для этого: в личном кабинете пассажир привязывает только банковскую карту, номер телефона и «Тройку».
«Чтобы сделать выводы о безопасности биометрических данных в метро, хотелось бы услышать максимально четкие заявления о конкретном списке организаций, которые имеют и будут когда-либо иметь доступ к данным; о технических и административных мерах по контролю за сохранностью данных; о конкретных ответственных и их действиях в случае обнаружения утечки данных», — перечисляет генеральный секретарь Партии прямой демократии, технический эксперт Олег Артамонов. «Наихудший сценарий тут — либо кража данных посторонними, либо нелегальное использование системы метрополитена и других информационных систем, которым станут доступны эти данные. Пока мы не услышим ответы на эти вопросы, я бы не рекомендовал гражданам слишком сильно доверять биометрическим системам», — заключает он.
Турникеты для биометрического прохода обозначены специальной наклейкой на полу. Фото: Елена Янкина, Банки.ру
Не менее категоричен и управляющий партнер консалтингового агентства «Емельянников, Попова и партнеры», специалист по законодательству в области персональных данных Михаил Емельянников: «На сайте mos.ru нет ни слова о том, как защищается передаваемая приложением информация, в частности о средстве платежа и биометрические данные, где она будет храниться, кто является в отношении нее оператором персональных данных и несет ответственность за возможные инциденты с персональными данными. Ничего не сообщается о величине допустимых ошибок первого и второго рода (отказать в проходе владельцу или пропустить похожее на него лицо). Я не смог найти в мобильном приложении интерфейса для использования FacePay текста согласия на обработку биометрических персональных данных (а оно должно быть дано в письменной форме и соответствовать по содержанию требованиям законодательства). Текст согласия есть на сайте метрополитена, но закону он совсем не соответствует».
«Отсутствие сведений о том, что должен делать пользователь, биометрические данные которого скомпрометированы, и как ему жить дальше, а также процедур разрешения конфликтов при оспаривании трансакций делают риски использования таких систем вообще неприемлемыми. Использование данной системы для оплаты проезда в метрополитене я считаю крайне рискованным для граждан и ни в коем случае не рекомендую ею пользоваться», — резюмирует Емельянников.
«Как бывший сотрудник могу сказать, что работе органов это сильно поможет. Сливы информации налево также обязательно случатся, поэтому ни сам никогда таким не стану пользоваться, ни другим не посоветую», — описал автору свои впечатления бывший сотрудник одной из российских силовых структур.
Лучше не надо
В конце концов, дело тут даже не в неконтролируемой передаче данных государственным органам — законопослушные граждане всегда могут возразить, что им от государства скрывать нечего. «Cтрашнее всего не государство, а то, что доступ к этим системам и/или данным окажется в руках людей, на масштабе деятельности которых ты уже вполне себе хорошая добыча — например, они смогут отследить, что ты уехал из дома, причем не на машине», — предупреждает Артамонов.
Однако те, кто еще в начале 2000-х застал на радиорынках диски с достоверными копиями государственных баз данных, тут лишь усмехнутся. До сих пор работающие сайты и телеграм-каналы с платной «пробивкой» — живое свидетельство тому, что в России барьер между критически важными персональными данными и мошенниками всех мастей пока достаточно условен.