на основе чего составляется учебная программа по предметам
На основе чего составляется учебная программа по предметам
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.
Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.
Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.
Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.
До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.
Требования к составлению рабочей программы по учебному предмету
Автор: Полякова Наталья Петровна
Полякова Наталья Петровна,
МБОУ Комсомольская СОШ
При подготовке рабочей программы вы должны руководствоваться требованиями стандарта к ее структуре.
· Структура рабочей программы по учебному предмету включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. Педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями обучения.
· Что необходимо учесть при составлении рабочей программы:
— концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
— образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
— особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
— уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
— состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в т.ч. и учебно-методического.
· Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
— требования к уровню подготовки учащихся;
— у чебно-тематический план;
· В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
— перечень методической литературы;
— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
· Оформление данного раздела должно иметь следующую структуру:
— список литературы (в алфавитном порядке):
— перечень учебно-методических средств обучения;
— образовательные электронные ресурсы;
· В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
— на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;
— цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
— особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации
работы в данном классе;
— используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой
учреждения);
— информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
— количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
· Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе.
В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.
На основе чего составляется учебная программа по предметам
Нормативно-правовые основы создания рабочей программы учебного курса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373). С 01 сентября 2011 года стандарт начал действовать во все общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Этот документ зафиксировал новую систему требований для общеобразовательных учреждений. В числе этих норм – разработка и утверждение основной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных курсов, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед учителями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.
Рабочая программа учебного курса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.
С другой стороны, рабочая программа учебного курса должна стать тем «настольным» документом для учителя, который конкретизирует предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса и зафиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых данный учитель в данных условиях сможет их достичь.
В соответствии с ФГОС НОО и действующим Законом РФ «Об образовании» рабочая программа учебного курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для подробной характеристики средств и путей достижения этих результатов.
Создание рабочей программы учебного курса регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:
Таким образом, требование к разработке рабочих программ учебных курсов является обязанностью и компетенцией образовательного учреждения.
При создании рабочей программы учитель должен опираться на
· основную образовательную программу образовательного учреждения (учебный план начального общего образования; планируемые результаты освоения ООП НОО, программу формирования универсальных учебных действий у учащихся);
· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (разделы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», «Требования к структуре ООП»);
· Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· Закон РФ «Об образовании» (ст атья 9 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ «Образовательные программы» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»).
Историческая справка. Виды программ. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса. Титульный лист рабочей программы. Структура рабочей программы.
1. Историческая справка
Предыдущая версия образовательного стандарта называлась Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и была утверждена приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 108. В этом документе был зафиксирован обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки ученика по учебным курсам. Стандарт 2004 года являлся основой для разработки примерных программ учебных курсов и фиксировал федеральный базисный учебный план.
Понятие «Рабочая программа учебного курса» в прежнем нормативном поле не существовало. Это понятие не было закреплено ни в стандарте 2004 года, ни в действующей тогда редакции Закона РФ «Об образовании». Таким образом, учитель опирался в своей работе на примерную (типовую) программу, как на документ регламентирующий содержание программы учебного курса и не разрабатывал никаких отдельных документов.
В нормативно-правовом поле, действующем сегодня, закреплены понятия примерной программы, и рабочей программы, закреплены компетенция и ответственность образовательного учреждения в части создания и утверждения рабочих программ учебных курсов.
Изменения, произошедшие в законодательстве, напрямую затрагивают функциональные обязанности учителя. Созданиерабочих программ учебных курсов – это новая задача для учителя, которая вызывает большие затруднения и вопросы.
Эта лекция поможет учителям осознать новое понятие «рабочая программа учебного курса» и соотнести его с уже устоявшимися понятиями учебных программ.
Учебная программа курса
В настоящее время среди учебных программ в общеобразовательных учреждениях принято выделять следующие программы.
· Примерные программы учебных курсов,
· Авторские программы учебных курсов,
· Рабочие программы учебных курсов
Примерная программа учебного курса.
По действующему в настоящий момент законодательству разработка примерной учебной программы курса относится к компетенции органов государственной власти в сфере образования (ст. 28 п. 19. закона РФ «Об образовании»).
Исторически, основной функцией примерных учебных программ является сохранение целостности образовательного пространства, соблюдение принципов преемственности между ступенями образования. В настоящем нормативном поле примерная программа фиксирует и раскрывает требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и структуре учебной программы.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться учителем при составлении рабочей программы учебного курса. Федеральный государственный образовательный стандарт оставляет за учителем право самостоятельно определять продолжительность изучения каждой из тем курса, последовательность изучаемых тем, используемые методики и технологии в процессе изучения курса.
Авторская программа учебного курса
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.
Рабочая программа учебного курса.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для конкретной школы и класса на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.
Важным замечанием о рабочей программе нам представляется то, что составляться она должна на весь период изучения курса (если курс рассчитан на 4 года обучения, значит, и рабочая программа должна быть составлена на 4 года обучения). Это положение объясняется тем, что важнейшим разделом рабочей программы является раздел «результаты освоения учебного курса». Очевидно, что этот раздел может быть разработан только с учетом всего периода изучения курса.
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
3. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса.
Основной целью рабочей программы учебного курса является максимальная реализация специфики образовательного учреждения через:
а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов на изучение курса, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения);
г) изменения логики освоения содержания материала;
д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету;
е) конкретизацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для условий данного образовательного учреждения.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
· Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
· Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала курса, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
· Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.
Рабочая программа разрабатывается на основе локального акта образовательного учреждения, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.
Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» на данный момент не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
4. Структура рабочей программы
Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (так же и к другим ступеням обучения).
Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:
Федеральным государственным образовательным стандартом определена структура программы учебного курса. Таким образом, структура рабочих программ должна исходить из этого раздела ФГОС НОО.
Согласно ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:
· пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
· общую характеристику учебного предмета, курса;
· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
· описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
· личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
· содержание учебного предмета, курса;
· тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
· описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Предлагаем структуру рабочей программы, которая создана с опорой на требования ФГОС НОО. Обращаем ваше внимание, что эта структура носит рекомендательный характер. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру, закрепив ее во внутришкольном положении о рабочей программа учебного курса.
· планируемые результаты изучения курса;
· содержание учебного предмета по годам обучения;
· планируемые результаты обучения учащихся в рамках учебного курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; универсальные учебные действия, формируемые в рамках изучения курса);
· критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
· список литературы (основной и дополнительной);
· учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Титульный лист (приложение 1) должен содержать:
· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;
· где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
· наименование учебного предмета (курса);
· указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
· срок реализации данной программы;
· Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;
· год составления программы.
5. Порядок утверждения рабочей программы
Структура рабочей программы, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения (положением о рабочей программе). В соответствии с этим локальным актом, порядок рассмотрения рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического совета школы). Школьное методическое объединение учителей или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) по заявке руководителя образовательного учреждения, после чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения. Также положение о рабочей программе может содержать регламент изменений, вносимых в рабочую программу.
Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала реализации учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
6. Этапы составления рабочей программы
Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.
Шаг 1. Выбрать авторскую программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.
Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской программе с целями и задачами основной образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Шаг 4. Оформить требования к результатам освоения учебного курса.
Шаг 5. Выделить и конкретизировать ожидаемые результаты обучения из прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.
Шаг 6. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Шаг 8. Определить и структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.
Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.
Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.
Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа, которая позволит достичь всех запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС
Практическая работа: на основе материалов лекции и презентации разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС по преподаваемому предмету. Программу загрузить прикрепленным файлом на данной странице.