на основании чего создаются отчеты
Какую отчетность сдает ООО
И как сдать все вовремя и ничего не забыть
Часть отчетов ООО одинакова для всех, например отчеты за сотрудников. А часть зависит от особенностей компании. Точный список налоговых отчетов можно назвать, только зная систему налогообложения и специфику работы компании.
Какие виды отчетности сдает ООО. Для простоты я условно делю все отчеты на четыре типа: налоговые, бухгалтерские, отчеты за сотрудников и статистические.
Начнем с общих моментов, а затем рассмотрим частные, но тоже довольно распространенные случаи.
Отчетность ООО по сотрудникам
Если в компании есть сотрудники и они оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, то компания-работодатель обязана выплачивать взносы. На каждый тип взносов — свой отчет.
Компании нужно платить за сотрудников несколько видов страховых взносов — отсюда возникает расчет по страховым взносам, расчет по форме 4-ФСС по взносам на травматизм и несколько отчетов в пенсионный фонд.
Сам сотрудник обязан платить со своего дохода налог на доход — НДФЛ, в большинстве случаев это 13%. Платит налог как бы сотрудник, но на деле его рассчитывает, удерживает и перечисляет в налоговую компания-работодатель. Отчеты за эти выплаты — тоже на ней.
Сроки сдачи отчетности. Некоторые отчеты по сотрудникам ООО сдает каждый месяц, другие — каждый квартал или год. Сроки зависят от формы отчета.
Отчеты ООО, каждый месяц, а иногда и чаще
Отчет СЗВ-ТД | |
---|---|
Срок | При приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня |
При постоянном переводе работника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой книжки — до 15 числа следующего месяца. В 2021 году надо не забыть до 15 февраля отправить отчет на всех работников, которые работали на 1 января 2020 года и на которых форма не была отправлена в 2020 году | |
Куда | В пенсионный фонд |
Отчет СЗВ-М | |
---|---|
Срок | Не позднее 15 числа следующего месяца |
Куда | В пенсионный фонд |
Отчеты ООО, каждый квартал
Расчет по страховым взносам | |
---|---|
Срок | Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
Куда | В налоговую |
Расчет по форме 4-ФСС | |
---|---|
Срок | В месяц, следующий за кварталом: |
до 20 числа — если на бумаге, | |
до 25 числа — если электронный | |
Куда | В фонд социального страхования |
6-НДФЛ | |
---|---|
Срок | Не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. За год — не позднее 1 марта следующего года |
Куда | В налоговую |
Реестр ДСВ-3 | |
---|---|
Срок | В течение 20 дней по окончании квартала |
Куда | В пенсионный фонд |
ООО сдает этот отчет, если перечисляет дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию
Отчеты ООО, каждый год
СЗВ-СТАЖ | |
---|---|
Срок | Не позднее 1 марта следующего года |
Куда | В пенсионный фонд |
Справки 2-НДФЛ | |
---|---|
Срок | Не позднее 1 марта следующего года. С 2021 года справки о доходах физических лиц включены в годовой отчет 6-НДФЛ |
Куда | В налоговую |
Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, копия пояснительной записки к бухгалтерской отчетности | |
---|---|
Срок | До 15 апреля следующего года |
Куда | В ФСС |
Справка 2-НДФЛ бывает двух видов: признак 1 и признак 2. Справка с признаком 2 подается, если компания не смогла удержать и перечислить НДФЛ за физлицо. Например, когда фирма провела розыгрыш в соцсетях и вручила победителю смартфон.
Если нет сотрудников кроме директора, а деятельность компании или еще не началась — и выплат сотрудникам нет, — или приостановлена, нужно сдавать нулевые отчеты.
Нулевые отчеты ООО, каждый месяц
СЗВ-М | |
---|---|
Срок | Не позднее 15 числа следующего месяца |
Куда | В пенсионный фонд |
Нулевые отчеты ООО, каждый квартал
Расчет по страховым взносам | |
---|---|
Срок | Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
Куда | В налоговую |
Расчет по форме 4-ФСС | |
---|---|
Срок | В месяц, следующий за кварталом: |
до 20 числа — если на бумаге, | |
до 25 числа — если электронный | |
Куда | В фонд социального страхования |
Подробно мы разбирали все отчеты ООО по сотрудникам в статье «Налоги, взносы и отчеты за сотрудника».
Бухгалтерская отчетность ООО
Бухгалтерский учет ведут и отчетность по нему сдают все компании. Даже если деятельности нет, раз в год ООО нужно представить как минимум баланс и отчет о финансовых результатах.
В бухотчетности рассказывают, что есть у компании на балансе, как она поработала. Налоговые инспекторы сравнивают бухгалтерскую отчетность с налоговой, например с годовой декларацией по налогу на прибыль, с декларацией по НДС. Анализируют доходы и расходы компании: туда ли все потрачено.
Сроки сдачи отчетности. ООО сдает бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию каждый год — до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 бухотчетность на бумаге могут сдать только субъекты малого бизнеса из реестра ФНС, а с 2021 года вся бухотчетность сдается только в электронном виде.
Малые и средние предприятия из реестра ФНС подают бухгалтерский баланс и ОФР — отчет о финансовых результатах упрощенного образца. Крупные компании сдают развернутые баланс и ОФР, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств плюс пояснения к отчетности.
Статистическая отчетность
Форм статистической отчетности очень много.
До 2020 года один экземпляр бухгалтерской отчетности нужно было сдавать и в статистику. Но сейчас такой обязанности нет — отчет представляют только в налоговую.
Формы, которые ООО должно сдать в Росстат, зависят от видов экономической деятельности, от наличия статуса малого предприятия и других критериев отбора, которые выбирает Росстат.
Кроме того, формы и количество отчетов достаточно часто меняются. Проверить список отчетов по организации можно на сайте статистики — нужен только ИНН.
Отчет о проделанной работе
Отчет о проделанной работе позволяет работодателю оценить, насколько эффективно трудится его персонал. Это обычная практика в современном мире. Разберемся, как правильно составить такой отчет, что в нем написать и чем дополнить.
Функции отчета о проделанной работе
Руководители компаний просят предоставить отчеты руководителей подразделений, а те, в свою очередь, для составления собственных требуют их от своих подчиненных. Иногда эту обязанность прописывают в трудовом договоре или должностной инструкции.
Отчет о проделанной работе позволяет решить следующие задачи:
Таким образом, налицо польза как для работодателя, так и для работников. Первый видит, насколько эффективно работает штат, вторые — повышают самодисциплину, профессиональные качества, учатся анализировать, насколько эффективна их деятельность, выгодно представлять результаты своего труда.
Отчеты бывают нескольких видов: еженедельные, ежеквартальные, ежемесячные, внезапные (если вдруг имеет место какое-либо разбирательство), финансовые (о расходе денежных средств), статистические, текстовые (рассказывают, как прошла презентация, как удалось провести собрание, например). Для каждого вида — свои цели и особенности составления и оформления.
В каких случаях обязательно нужно составлять отчет?
Обязанность отчитываться о своей работе законодательно закреплена только относительно отчетов о командировках. Остальные работники должны это делать, если эта обязанность прописана в их трудовом договоре, должностной инструкции, локальных нормативных актах компании.
Сдавать отчет работник должен своему непосредственному начальнику — руководителю структурного подразделения. Кому подчиняется сотрудник, указано в его трудовом договоре или должностной инструкции.
Ответственность за несдачу отчета
Работодатель может применить дисциплинарное взыскание по ст. 192 ТК РФ, если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности или не исполняет их. Если написание отчетов входит в обязанности работника, то наниматель вправе наказать работника (замечание или выговор).
Однако за само отсутствие отчета, может быть, наказания не последует. Но раз нет отчета, значит, работа не выполнена, поэтому работодатель может наказать именно за невыполнение каких-либо задач, а не за то, что сотрудник не отчитался. Это, конечно, не касается тех случаев, когда работа выполнена, а отчета нет.
Как составить отчет о проделанной работе?
Законодательно утвержденной формы отчета о проделанной работе нет. Компании могут разработать ее самостоятельно и утвердить в локальных нормативных актах.
К сведению! Что касается отчета о работе в командировке, то для него разработана унифицированная форма Т-10а.
Если такая форма не утверждена, то работник составляет отчет сам. Можно использовать предложенную нами структуру:
Если нужно, то вставляют в текст таблицы, диаграммы или графики. Если это уже не первый отчет, то целесообразно составить графики динамики изменения показателей в течение какого-либо периода (года, полугодия).
Отчет может потребоваться руководству в бумажном виде или электронном, в том числе в виде презентации. При необходимости можно приложить различные документы: счета-фактуры, благодарственные письма, сертификаты и т.п. Отчет, если требуется бумажный вариант, печатают на бумаге формата А4, сшивают в папку.
Рекомендации к тексту отчета
Чтобы отчет был легко читаемым, нужно соответствующим образом составлять текст:
Таким образом, работник при составлении документа должен следить за тем, чтобы его легко можно было прочитать и все понять без лишних дополнений.
К сведению! Не для всех профессий будет целесообразным вводить обязанность готовить отчеты о проделанной работы. Для рабочих должностей, где нужно выполнять однотипные повторяющиеся действия, лучше ввести норму на количество задач.
Какую бухгалтерскую отчетность сдают вновь созданные организации?
На кого возложена обязанность по составлению бухотчетности?
Составление бухгалтерской отчетности и представление ее в контролирующие органы — непременное условие для тех экономических субъектов, которые в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ) должны вести бухучет.
Подробнее о нормах и положениях, прописанных в указанном выше законе, можно прочитать в этой рубрике.
А вести его обязаны практически все организации независимо от масштабов деятельности, организационно-правовой формы собственности и выбранного режима налогообложения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Индивидуальные предприниматели и структурные подразделения зарубежных компаний освобождены от обязанности по сдаче бухотчетности в том случае, если они ведут корректный налоговый учет доходов, расходов и прочих объектов налогообложения.
Несдача и несвоевременная сдача любых отчетов чревата печальными последствиями. Так, если предприятие забудет сдать формы бухгалтерской отчетности в инспекцию, то на саму организацию будет наложен штраф в размере 200 руб. за каждую форму, а на должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Какая еще ответственность возможна за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности и нарушение правил ведения бухучета, узнайте в Путеводителе от КонсультантПлюс. Смотреть материалы К+ можно бесплатно, оформив пробный доступ к правовой системе.
Как дата регистрации влияет на обязанность представить бухотчетность в контролирующие органы?
В общем случае отчетным периодом для бухгалтерской отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря. Данный период будет несколько отличаться у компаний, зарегистрировавшихся или реорганизующихся/ликвидирующихся в течение года.
О том, как составить ликвидационный баланс, можно узнать из статьи «Ликвидационный баланс — пример нулевого баланса по новой форме».
Важной датой для вновь созданных юридических лиц является 30 сентября:
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! Ч. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ не запрещает вновь зарегистрированным экономическим субъектам отчитаться и за текущий год, если они были созданы после 30 сентября. То есть у таких предприятий существует выбор, каким будет их первый отчетный период.
Из чего состоит бухотчетность вновь зарегистрированных юрлиц?
Состав бухотчетности вновь созданных экономических субъектов мало чем отличается от отчетности прочих лиц. Так, сюда входят:
* Исключительно для некоммерческих организаций.
Все указанные формы утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н и применяются в редакции от 19.04.2019.
У тех организаций, к которым применимо понятие субъекта малого предпринимательства (по численности персонала, выручке, видам осуществляемой деятельности и пр.), есть небольшие послабления: они вправе сдавать лишь баланс и отчет о финрезультатах. Причем оформлять эти отчеты можно по упрощенным формам, утвержденным вышеупомянутым приказом Минфина. Такое право предоставлено п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Подробнее о том, какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.
ВАЖНО! Организациям, которые подпадают под критерии субъектов малого бизнеса, но при этом подлежат обязательному аудиту, законодательство запрещает отчитываться по упрощенным формам (п. 1 ч. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
Всю необходимую информацию об обязательном аудите можно найти в статье «Обязательный аудит — основные критерии».
Итоги
Сдавать бухгалтерскую отчетность обязаны практически все юридические лица. Несдача форм в контролирующие органы грозит немаленькими штрафами. Сдавать или не сдавать баланс и другие бухотчеты за текущий год у новичков будет зависеть от того, в какой момент было зарегистрировано предприятие — до 30 сентября или после этой даты. Состав бухгалтерской отчетности по большей части зависит от того, является ли юрлицо субъектом малого бизнеса или нет.
Ваша первая отчетность должна сдаваться начиная со 2 квартала. Так как дата создания ООО менее, чем 10 дней до окончания квартала!
Цитата (Статья 55. Налоговый период):
3.1. Если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом и пунктом 3.2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 173-ФЗ)
Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 173-ФЗ)
Если организация создана (государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени со дня создания организации (государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 173-ФЗ)
Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами
Какими документами оформляется выдача денег под отчет
Взаиморасчеты с подотчетными лицами законодательно регламентированы.
Кто относится к данной категории работников, какие определяющие документы по учету расчетов с подотчетными лицами существуют — об этом см. статью «Расчет с подотчетными лицами — нормативные документы».
Средства под отчет могут быть выданы наличными деньгами из кассы предприятия, перечислены на корпоративную карту или зарплатную карту работника. Перечислять средства под отчет на зарплатную карту можно для осуществления командировочных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов — итог, подведенный Минфином РФ в письме от 25.08.2014 № 03-11-11/42288.
Выдача денег под отчет должна происходить на основании заявления работника или распоряжения руководителя. Унифицированной формы нет, но есть обязательные реквизиты: дата составления заявления, сумма, которая должна быть выдана, срок выдачи.
ВНИМАНИЕ! Срок, в течение которого подотчетное лицо должно сдать авансовый отчет, с 30.11.2020 утверждается руководителем фирмы. Требование о 3-х дневном сроке отменено указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У.
Какие еще нововведения в порядке учета кассовых операций вступили в действие, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в обзорный материал.
Документ обязательно должен быть завизирован руководителем.
В зависимости от цели подотчетных средств их выдача должна сопровождаться оформлением соответствующих документов. Для приобретения ТМЦ сотруднику должна быть выписана доверенность от организации, подтверждающая право представлять ее интересы. В случае выдачи подотчетных средств на командировочные расходы на сотрудника должен быть оформлен соответствующий приказ, а также иные документы, предусмотренные внутренним регламентом организации для этих целей.
Какими документами оформляются командировки работников и как компенсируются расходы работников в этих командировках, см. в материале «Оформляем и оплачиваем командировки».
При выдаче денежных средств под отчет из кассы организации оформляется расходно-кассовый ордер. Его форма КО-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. РКО создается в единственном экземпляре на подотчетное лицо, подписывается главным бухгалтером и руководителем или лицом, на то уполномоченным. В строке «Основание» указывается цель выдачи денежных средств под отчет.
Посмотреть правила заполнения РКО и скачать его бланк можно в статье «Как заполняется расходный кассовый ордер (РКО)».
У организации может быть корпоративная карта, используемая подотчетными лицами для покупки ТМЦ и осуществления прочих расходов. В этом случае заявления от работника на выдачу подотчетных средств не требуется. Но чтобы получить такую карту, сотрудник должен написать заявление в свободной форме с обязательным указанием целей расходования средств. На основании заявления создается приказ руководителя. Для работы с корпоративной картой необходимо утвердить порядок. Дата выдачи под отчет денежных средств — дата списания денег, которую можно увидеть в банковской выписке.
Для перечисления подотчетных средств на карту сотрудника необходимо эту возможность прописать в учетной политике организации, а также в локальных актах по работе с подотчетными лицами (если такие имеются). Перечисление подотчетных средств происходит, как и в случае выдачи из кассы, на основании заявления работника. В нем должно быть отмечено, что средства будут перечислены на его карту. В платежном поручении на перечисление этих средств следует отметить, что это именно подотчетные суммы.
Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили порядок выдачи средств в подотчет и алгоритм бухгалтерского учета взаиморасчетов с подотчетными лицами. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Для расчетов с подотчетными лицами должен быть составлен и утвержден руководителем приказ.
Как составить подобного рода приказ, см. в материале «Составляем приказ о подотчетных лицах — образец 2020-2021».
В учетной политике организации, в локальных нормативных актах по расчетам с подотчетными лицами должны быть отмечены все способы выдачи под отчет, применяемые в организации. На каждую выданную в подотчет сумму должно быть получено заявление от работника или письменное распоряжение руководителя. В документе обязательно должен быть указан срок, на который выданы данные суммы. Если отчетные сроки нарушаются подотчетным лицом, начисляется НДФЛ и страхвзносы.
Узнать, какие сроки по подотчетным средствам установлены законодательно, чем грозит несоблюдение этих сроков, можно в статье «Существует ли максимальный срок выдачи денег в подотчет?».
В зависимости от того, выданы эти средства из кассы или перечислены на карту, должен быть оформлен РКО или отправлена в банк платежка, что подтверждено банковской выпиской.
Для отчета по подотчетным суммам используется унифицированная форма АО-1.
В авансовом отчете указываются все расходы, понесенные работником. Они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Если денежные средства были выданы на командировку, то к отчету прикладываются первичные документы, подтверждающие расходы: билеты, чеки или квитанции, подтверждающие проживание, с указанием конкретных сумм. При приобретении ТМЦ в качестве подтверждающих документов могут быть кассовый и товарный чек, товарная накладная и счет-фактура. Эти документы должны быть правильно заполнены. На кассовом чеке должны присутствовать: наименование продавца, ИНН, заводской номер контрольно-кассовой техники, дата, время и стоимость покупки. Товарный чек должен содержать следующую информацию: порядковый номер, дату покупки, а также наименование организации, которая выдала документ.
Реквизиты, на которые надо обратить внимание, принимая счет-фактуру, см. в статье «Какие обязательные реквизиты у счета-фактуры».
Все документы должны быть подписаны уполномоченными должностными лицами с расшифровкой подписи.
Не потраченные работником суммы возвращаются в кассу организации по приходно-кассовому ордеру. Если возврат денег происходит безналичным расчетом, сотруднику следует отметить в платежном документе, что это именно возврат подотчетных сумм. Если это не было указано, следует попросить работника написать пояснительную записку.
В документальном оформлении расчетов с подотчетными лицами можно выделить ряд основных ошибок:
Итоги
В учетной политике организации, в локальных нормативных актах (если такие используются) должен быть утвержден порядок взаиморасчетов с подотчетными лицами. Это порядок сопровождается оформлением ряда документов, к которым надо внимательно относиться, чтобы: