на что влияют герцы в мониторе в играх
Мониторы с частотой 144, 240, 360 Гц: дают ли они реальные преимущества?
Тема не новая, но мы решили детально рассказать обо всех нюансах.
В технических характеристиках любого дисплея можно найти такой параметр, как частота обновления. Она измеряется в герцах и отображает максимальное количество кадров в секунду которое способен отобразить монитор. Большинство моделей работают на 60 Гц, но сейчас в продаже можно найти устройства с герцовкой равной 144, 240 и даже больше. Подобные девайсы стоят ощутимо дороже свои низкочастотных собратьев. Стоит ли за это переплачивать? Или это всё маркетинг?
С чего всё начиналось?
Наш мозг устроен таким образом, что набор из определенного количества последовательных картинок, которые очень похожи друг на друга, воспринимается, как анимация. Чем больше в наборе изображений, тем более плавной выглядит анимация. А недостающие фрагменты достраиваются с помощью воображения. Таким образом, в эпоху зарождения кинематографа режиссеры взяли за стандарт цифру 24. Именно 24 кадра, по их мнению, являлись необходимым минимум для комфортного восприятия плавной анимации, без ощутимых разрывов между изображениями.
Но в основу пленочной записи легли не только физиологические особенности человеческого организма. Не стоит забывать про экономические затраты при производстве. Зачем диапроектору за секунду пропускать через себя больше 24 кадров, если и этого значения достаточно для комфортного восприятия? Ведь в таком случае расходы, связанные с хранением, транспортировкой и печатью самой пленки увеличиваются. А это невыгодно.
С этого всё только началось, но благо технологии не стоят на месте и технические характеристики всех гаджетов улучшаются. В дальнейшем разработчики перешли на стандарт 60 кадров. Сейчас мы видим 144 и 240. Что будет дальше? 500? А, может быть, 1000?
Сколько кадров способен уловить человеческий глаз?
Объективно ответить на вопрос, лежащий в подзаголовке практически невозможно, поскольку это индивидуальный параметр. Вы же не можете сказать, насколько быстрая реакция у человека. Кто-то реагирует на раздражитель в течение десятой доли секунды, а кому-то не хватит и нескольких секунд. Нет, конечно, можно привести в пример индивида с молниеносной реакцией. Но, вероятнее всего, это будет человек, который регулярно практикуется в этом. Так и с восприятием изменения визуального окружения.
Люди, чья деятельность требует максимальной концентрации и внимания, как правило, способны улавливать малейшие изменения в окружении. Например, летчики, каскадеры, полицейские и так далее. Согласно исследованиям их глаза способны воспринимать вплоть до 1000 кадров в секунду. Но не у всех людей такое чувствительное зрительное восприятие. Понять, насколько сильно отличается высокочастотный монитор от низкочастотного, можно, только если попробовать дисплеи из первой категории. Кто-то сразу ощутит колоссальную разницу, а кого-то результат не впечатлит. Тем не менее, профит от 144 и 240 герц есть. Но не стоит забывать, что вам потребуется и соответствующее железо.
А если у меня слабое железо?
Как вы поняли, частота опроса монитора — это максимальное количество кадров, которое может отобразить экран. Но как быть, если железо выдает меньше кадров в секунду, чем герцовка монитора? Ответ очень прост: никак! Чтобы ощутить преимущество плавной картинки ваш фреймрейт должен быть не ниже, чем герцовка монитора.
То есть, если монитор на 144 Гц, а в игре у вас 60 FPS, полученный результат будет эквивалентен работе 60-герцового дисплея. То же самое работает в обратную сторону. Если значение FPS выше, чем герцовка монитора, то это не даст дополнительной плавности. Безусловно, в повышенной частоте кадров есть преимущества. Например, вы получите более отзывчивое управление и будете иметь некий запас для особо динамичных и тяжелых сцен в играх, в результате которых фреймрейт сильно проседает. Но если говорить исключительно о плавности, помните: частота кадров должна быть выше частоты опроса монитора.
Дает ли частота 144 и более герц преимущество в играх?
В теории — да. Чем выше герцовка, тем более актуальные кадры относительно происходящего в игре вы видите. При использовании 60-герцового монитора отставание текущего кадра от актуальных игровых обстоятельств составляет 16 миллисекунд. Кажется, что это ничтожно малое значение. Но давайте вспомним, что время отклика игровых мониторов составляет всего 1 миллисекунду. Время отклика хороших игровых мышей и клавиатур такое же. А при использовании 144-герцового экрана, вы видите кадр, который отстает всего на 7 миллисекунд. У 240-герцовых моделей показатель ещё ниже. Кроме того, вы видите более плавное изображение, за счет меньшего времени, выделенного под каждый кадр.
Описанные преимущества подойдут лишь для профессиональных киберспортсменов и любителей соревновательных онлайн-игр. Для игроков, предпочитающих одиночные проекты смысла в этом мало. В таком случае, на наш взгляд, качество картинки стоит выше, чем плавность изображения. Также для просмотра фильмов высокогерцовый монитор не нужен, поскольку 60 кадров в секунду является стандартом для многих цифровых видео-форматов.
Монитор для геймера. Что выбрать, 144 Гц или 240 Гц?
При выборе игрового монитора не всегда модель с самыми высокими параметрами, включая частоту обновления 240 Гц, будет оптимальным вариантом.
Опытные геймеры, скорее всего, посоветуют остановиться на среднем значении 144 Гц. Почему так? Дело в том, что большинство моделей с частотой 144 Гц намного доступнее по цене, чем устройства с максимальными на данный момент 240 герцами.
Более того, для вывода изображения на такой монитор потребуется более слабый и дешевый ПК. А достичь максимума FPS в современных играх не так просто. Да и сами ощущения перехода разные: 144 Гц по сравнению с 60 Гц – это сильный «вау-эффект» для любого геймера, а 240 Гц по сравнению с 144 Гц – не всякий заметит разницу.
Что подразумевают под частотой обновления экрана?
Изображение, которое выводится на монитор, постоянно обновляется. Не имеет значения, что это: текст, видео или игра, монитор каждое мгновение показывает пользователю новую информацию. Дисплей с 60-герцовой матрицей обновляется 60 раз за 1 секунду.
Монитор всегда выдает одинаковое количество кадров независимо от работы видеокарты. Последняя может как подготавливать большее количество кадров для вывода, так и не успевать выдавать даже нормальное значение. Такое часто случается в современных видеоиграх. Мониторы с более высокой частотой дают возможность пользователю получать больше информации. 1/144 или 1/240 часть секунды кажется слишком незначительной, тем не менее, мозг человека успевает среагировать и обработать полученную информацию. Любой геймер заметит разницу, если перед ним расположить два монитора с разной частотой. Конечно же, смена кадров становится менее очевидной, чем быстрее обновление.
Сможет ли компьютер справиться с выводом такого количества кадров?
Это стоит учитывать, даже принимая решение купить монитор 144 Гц. Еще выше частота обновления – это еще больше проблем для пользователя ПК. Чтобы заметить разницу после покупки нового монитора, нужно обладать соответствующим по мощности ПК. Средний по характеристикам компьютер вряд ли сможет вывести больше 120 кадров в секунду в современных реалистичных играх.
Ускорить процесс можно, но за счет ухудшения графики. В таких случаях покупка 240-герцового монитора не имеет смысла, разве что в планах полная модернизация ПК. Обычно в каждого геймера есть одна любимая игра, для которой и покупается новый монитор. Стоит первым делом провести тест ПК именно в этой игре. Многие современные видеоигры позволяют протестировать «железо» прямо в меню. Если видеокарта хорошо справляется с выводом кадров, то можно приобрести для нее более современный и быстрый монитор.
Действительно ли можно заметить разницу?
Чтобы заметить какие-либо улучшения, необходимо смотреть непосредственно на сам монитор 144 Гц и 240 Гц. На YouTube есть множество видео, посвященных детальному описанию работы игровых мониторов даже с замедленной съемкой смены кадров специальной видеокамерой. Но с их помощью можно только приблизительно представить себе, каким будет игровой процесс с большей частотой обновления.
Лучше всего проверить все лично – пойти, например, в торговый центр и оценить плавность картинки на разных матрицах. После этого уже можно купить игровой монитор с нужными характеристикам в интернете. Стоит сказать, что повышенная частота обновления заметна не только в видеоиграх, а и при просмотре видео или даже во время работы с окнами в Windows.
Заключение
Гнаться за высокой частотой рекомендуется тем геймерам, кто в первую очередь хочет получить максимум производительности, а не наслаждаться качеством картинки. Overwatch, Apex Legends, Quake Champions и другие FPS – это игры, в которых не обойтись без монитора с 120-240 Гц, если не для получения преимущества в бою, то хотя бы для более комфортного процесса без разрывов изображения. Наиболее совершенные с точки зрения натуральной передачи оттенков IPS-матрицы отстают по частоте обновления от TN-матриц, которые в свою очередь уже считаются прошлым поколением. Но не для хардкорных любителей игр, не обращающих внимание на качество графики. VA-матрицы являются промежуточным вариантов между двумя верхними: высокая скорость обновления и улучшенное по сравнению с TN изображение. Монитор VA – это идеальный и не слишком дорогой вариант для геймера-любителя, который помимо скорости хочет получить и качественное изображение.
Если смотреть на проблему с точки зрения обычного геймера, то оптимальным решением является покупка дисплея с 144-герцовой матрицей. Это и более доступная цена, и меньшие расходы (или полное их отсутствие) на модернизацию ПК. Чтобы получить максимум отдачи от 240 Гц, потребуется выделить много средств на новые комплектующие для компьютера.
Кадры в секунду и частота монитора: как они связаны?
Кирилл «gr1nder» Русаков
Разговоры о реальной необходимости больших значений FPS в играх и мониторах с повышенной частотой обновления ведутся уже давно. Многие считают, что гонка за герцами и кадрами в секунду не имеет смысла, особенно когда частота монитора не превышает 60 Гц. Cybersport.ru объяснит, почему больше — это в любом случае лучше и кому это поможет.
На что способен человек
С самого начала развития кинематографа и анимации появился миф о том, что 24 кадра в секунду — максимум, что может распознать человек. Якобы делать больше нет абсолютно никакого смысла, и визуально плавность анимации никак не изменится.
Для человека слайдшоу превращается в анимацию уже на частоте примерно 15 кадров в секунду. Но чем выше частота кадров, тем лучше воспринимается картинка. А 24 кадра никак не связаны с физиологией. В основе такого формата больше лежит экономические и технические моменты — киноплёнка тех времён и оборудование для воспроизведения были наилучшими по соотношению цена-качество.
С развитием технологий люди создали новые носители, аналоговые передачи сменились цифровыми: мы смогли перейти на 30 кадров в секунду и больше. Например, система IMAX воспроизводит 48 кадров в секунду, а трансляции игр на Twitch — до 60 FPS. И только скажите, что не замечаете, как картинка на 60 кадров в секунду становится плавнее, чем на 30!
После 60 FPS разницу на большей частоте при просмотре видео уловить сложнее. Тут больше зависит от индивидуального восприятия каждого человека. Например, в американских ВВС проходил тест среди пилотов истребителей. И те умудрялись не просто заметить самолёт, который отображался за один кадр в видеоряде с частотой 220 кадров в секунду, но и назвать его модель. Так что точного ответа на вопрос, сколько кадров распознаёт человек, не существует.
На что способен монитор
Сейчас у большей части мониторов частота обновления равна 60 Гц. Но технологии ушли вперёд, и мы уже можем делать матрицы, которые будут выдавать и 120 Гц, и 144, и даже 240. Но зачем? Мониторы с большой частотой стоят значительно дороже, а пользу ощущают далеко не все. У современного видео частота не превышает 60 кадров в секунду, а значит, и спрос на мониторы с большей частотой обновления невелик.
Но если мы говорим об играх, то они выдают гораздо большие значения FPS, чем видеоконтент. В Counter-Strike: Global Offensive, например, частота и вовсе не ограничена. А самые искушённые игроки ощущают лаги меньше чем при 300 FPS. Чтобы эти кадры в секунду использовались с максимальной эффективностью, нужен монитор с большей частотой обновления.
Приведём простой пример. В первом случае вы сидите и смотрите со стороны, как кто-то играет в CS:GO на мониторе с частотой обновления 144 Гц и с 300 FPS, а рядом сидит человек с монитором на 60 Гц и 60 FPS в игре. Очевидной разницы в изображении для вас не будет никакой. Но если вы сядете на места игроков, то вы сразу почувствуете, что всё происходит чётче, плавнее и точнее.
Это можно доказать и на цифрах. При частоте 60 Гц кадр меняется каждые 16 мс, а при 144 Гц — каждые 6 мс. Несмотря на то что почти трёхкратная разница вообще не будет заметна глазу, мелкая моторика человека после нескольких лет оттачивания мастерства игры использует эти 10 мс для более точного наведения прицела на голову. Это невозможно объяснить словами, только прочувствовать. Все киберспортсмены, кстати, требуют от организаторов использовать мониторы со 144 Гц.
Во-первых, разница между любым профессиональным игроком и его оппонентом настолько мизерна, что даже такие мелочи могут решить исход сражения. Во-вторых, они играют на такой частоте везде — дома, на буткемпе и на других турнирах. За долгое время они привыкли к 144 Гц. На меньшей частоте они не просто не смогут реализовать свой потенциал и будут чувствовать сильный дискомфорт. Им будет казаться, что всё тормозит и лагает.
Кадры лишними не бывают
Может ли монитор с 60 Гц отобразить больше 60 кадров в секунду? Нет, не может. Другой вопрос, что именно он отобразит. Вывод изображения на экран и рендер кадров на компьютере не происходят одновременно. Существует небольшая задержка, которая называется Input Lag. Когда вы двигаете мышкой или нажимаете клавишу, на экране это применится только в следующем кадре.
Если вы играете на 60 FPS, то минимальная разница между движением и отображением составит примерно 16 мс. Если же частота в два раза больше, то перед показом следующего кадра система успевает зарендерить два, а на экран будет выведен более актуальный. Итого, задержка сокращается вдвое. Исходя из этого напрашивается вывод: больше FPS — это всегда хорошо, вне зависимости от того, какая у монитора частота обновления.
Техника не чит, а инструмент
Что будет, если дать обычному человеку самую крутую кисть, краски, холст и попросить его написать шедевр прямо здесь и сейчас? Очевидно, ничего у него не выйдет. Для того чтобы достичь результата, нужна практика, тренировка и сноровка. Если за тысячу часов в CS:GO на мониторе 60 Гц и с 60 FPS вы так и остались сильвером, то никакие мониторы и показатели FPS не сделают из вас чемпиона мейджора. На результат слишком сильно влияет человеческий фактор — форма, настроение, состояние, реакция и масса других особенностей. Ни в коем случае нельзя сводить всё к техническим аспектам.
Всё зависит от потребностей и возможностей. Некоторых устраивает даже 30 FPS и они не видят смысла тратить несколько тысяч долларов на мощный компьютер с самым новым железом и тем более на монитор с частотой 120 Гц и больше. Другие же чувствуют плохую отзывчивость управления даже на 60 Гц, хотя ни разу не пробовали большую частоту. А на топовом уровне всё должно быть самое лучшее — скилл игроков и условия, в которых они выступают. Для того чтобы они могли реализовать свой потенциал на максимум, им нужны инструменты с максимально возможными характеристиками. Профессионалы в курсе, как реализовывать эти собранные по крупицам миллисекунды, а у равных по скиллу соперников именно они решают исход сражения.
Как выбрать игровой монитор
Содержание
Содержание
Чем игровой монитор отличается от офисного?
У обоих типов мониторов главная цель одна — вывод изображения, создаваемого графическим чипом. Разница же кроется в скорости вывода кадров, а также в их качестве и количестве. Офисные мониторы имеют частоту обновления кадра от 60 до 75 Гц. Это означает, что геймер будет видеть лишь до 75 кадров в секунду, что для динамических игр слишком мало — изображение будет недостаточно плавным для качественного и комфортного гейминга.
Также немаловажную роль играет и время отклика. Офисные мониторы имеют задержку от 5 до 14 мс — столько времени нужно пикселю для смены цвета. Для динамичных игр это слишком медленно, а потому игрок может испытывать трудности в управлении.
Для решения всех этих проблем были созданы игровые мониторы. Они имеют частоту обновления кадра от 60 до 240 Гц, а время отклика — до 1 миллисекунды.
Диагональ, разрешение и соотношение сторон
Большие и маленькие, почти квадратные или вытянутые, изогнутые и прямые — какой монитор лучше?
Начинать стоит с 24 дюймов. Можно меньше, но тогда все детали распрекрасной картинки в игре будут уже мелкими и не такими эпичными. Монитор на 24 дюйма в меру компактен, места занимает немного, но, самое главное — вы полностью охватите экран прямым взглядом. Вам не придется поворачивать голову, чтобы посмотреть в определенный угол экрана. Это пригодится в особо динамичных играх, где кадр меняется мгновенно, и от вашей реакции напрямую зависит исход. Разрешение экрана при такой диагонали должно быть не ниже 1920х1080р (Full HD) — это минимальное значение, при котором вам не будут бросаться пиксели в глаза.
Если хотите максимального погружения в игру, обратите внимание на модели побольше. В настоящее время игровые мониторы доступны с диагональю вплоть до 49 дюймов — зависит от того, сколько свободного места у вас есть и сколько денег вы готовы потратить на крутой экран. Выбрав большой монитор, вы можете получить целый домашний кинотеатр, где движения головой для обзора будут лишь добавлять реалистичности. Такое решение отлично подойдет для одиночных или казуальных сетевых игр. А вот если сидеть перед таким монитором на расстоянии стола и играть в шутер, может и голова закружиться. Для большой диагонали потребуется и разрешение получше — от 2К или выше. Учтите, что с ростом разрешения повышаются и требования к железу компьютера.
Что по пропорциям? Тут все просто. Самое распространенное соотношение сторон — 16:9. Этот формат наиболее часто используется в играх и фильмах. С таким соотношением сторон не будет никак проблем с оптимизацией картинки.
А вот Ultrawide мониторы с соотношением сторон от 21:9 — это, конечно, смотрится эпично, но подойдет не всем. С одной стороны, на ультрашироком мониторе в играх значительно шире угол обзора. Еще он может быть весьма удобен для работы в режиме нескольких окон, в аудио- и видео- редакторах. Но, в то же время не все игры и фильмы оптимизированы под ультраширокое разрешение.
Изогнутый экран — это супер погружение в виртуальную реальность. Но это фишка в основном только для одного пользователя. Чтобы воспринимать всю картинку без искажений, нужно сидеть строго по центру экрана. Соответственно, фанатам мультиплееров или просмотра киношек в компании будет довольно неудобно.
Частота обновления кадров и количество кадров в секунду
Количество кадров в секунду (далее FPS) отображает общую производительность компьютера в играх. Ни для кого не секрет, что для геймеров этот показатель должен быть стабильным и высоким, но почему? Как вы уже знаете, некоторые игровые механики привязаны к показателю FPS, и, если для комфортной игры в одиночные или мультиплеерные проекты достаточно 60 кадров в секунду, то в динамичных соревновательных дисциплинах достаточного количества кадров не существует — чем больше, тем лучше. А чтобы изображение было максимально плавным и без каких-ибо артефактов, профессиональные игроки используют мониторы с повышенной частотой обновления кадров. Этот показатель отображает количество изображений, которое матрица способна вывести за одну секунду. Современные игровые мониторы способны работать на частотах до 240 Гц, благодаря чему вы имеете преимущество в скорости и плавности.
Если вы мечтаете порвать всех в киберспорте, то лучше монитор с частотой обновления от 120 Гц и выше. Стоит учитывать, что преимущества игрового монитора раскрываются только в том случае, если ваш компьютер способен выдавать стабильно высокое количество кадров. А чтобы изображение не влекло за собой разрывов кадров или задержек в управлении, рекомендуется использовать G-Sync от Nvidia или FreeSync от AMD. Данные технологии призваны избавить вас от вышеупомянутых проблем, принудительно синхронизируя частоты выводимых видеокартой кадров с частотой обновления монитора без каких-либо задержек.
Время отклика
Время отклика — время, необходимое пикселю для смены цвета, и этот параметр также очень важен в выборе монитора. Большинству обычных мониторов требуется от 5 до 14 миллисекунд для перехода к новому цвету. Данный показатель является приемлемым в работе, но в играх вы можете заметить размытость изображения.
Для одиночных игр может быть и 5–7 мс вполне достаточно, а вот 1 мс сводит к минимуму любые задержки в прорисовке динамических объектов. Но стремясь к молниеносной скорости, придется пойти на компромисс — время отклика напрямую зависит от используемого типа матрицы.
Как выбрать тип матрицы и покрытия
В мониторах используются три типа матриц: TN, MVA/VA или IPS.
Если вы большой фанат соревновательных проектов, и монитор требуется только для эффективного гейминга — предпочтительна TN-матрица. Только она гарантирует фактическое время отклика до 1 мс. При этом мониторы с частотой обновления кадров 240 Гц и TN-матрицей являются доступнее по цене, чем на IPS. Но есть и нюансы: посредственная цветопередача и несколько уступающие другим матрицам углы обзора
MVA или VA — промежуточное решением между TN и IPS. В сравнение с TN, у VA отличные углы обзора, контрастность, равномерность подсветки и качественная цветопередача. Но вот время отклика повышается — от 4 мс. К тому же очень мало моделей на VA-матрице с частотой обновления свыше 144 Гц.
IPS-матрицы обладают идеальными углами обзора и цветопередачей, за ней комфортно работать, просматривать и обрабатывать фотографии, смотреть фильмы. Но жертвовать придется повышенным временем отклика и низкой частотой обновления в сравнении с другими типами матриц — в основном до 144 Гц.
Матовое и глянцевое покрытие экрана? Матовый экран отлично поглощает попадающий свет, не бликует на солнце или под лампой. Но незначительно проигрывает глянцу в яркости и контрастности. Глянец выглядит сочно, в яркости не теряет, но бликует на свету.