на что влияет сенсор в фотоаппарате
ПЕРИФЕРИЯ
Сенсоры и цифровые камеры: так ли важны мегапиксели?
В цифровой камере по сравнению с её предшественником, плёночным фотоаппаратом, изменилось немногое, по крайней мере, если рассматривать процесс получения изображения. Все фотоаппараты используют объектив (систему линз), затвор (он регулирует выдержку) и диафрагму (она регулирует свет, проходящий через объектив).
Различие появляется только тогда, когда мы будем рассматривать процессы, происходящие за объективом. Цветная негативная плёнка состоит из трёх слоёв, позволяющих вывести различные оттенки. Чтобы сенсор тоже смог воспроизводить оттенки цвета, ему приходится полагаться на различные решения.
Наиболее часто в камерах используется фильтр Байера (Bayer filter). Он состоит из мозаики прозрачных микролинз. Эти миниатюрные элементы имеют зелёную, красную или голубую окраску. В результате сенсор может выдавать многоцветное изображение.
Одновременно были разработаны и другие технологии. К примеру, американская компания Foveon разработала новый тип сенсора, который работает аналогично фотоплёнке, поскольку он тоже состоит из трёх слоёв, каждый из который чувствителен к своему цвету.
Камера Sygma SD9 использует именно такое решение Foveon, состоящее из трёх КМОП-сенсоров, с тремя миллионами наложенных друг на друга пикселей. Эта комбинация даёт хороший эффект при некоторых распространённых дефектах цифровых камер, таких, например, как расплывание изображения (blooming).
Но мы всё же будем называть крошечные светочувствительные элементы фотосайтами (photosites или microcells). Они предназначены для накопления определённого электрического заряда, зависящего от количества полученного света. Затем эти электрические заряды передаются, используя различные методы в зависимости от типа сенсора, на электрическую схему, которая усиливает их и преобразует в цифровые данные. Наконец, информация воссоздаётся в виде изображения и записывается на карточку памяти (Compact Flash, Memory stick, xD Card и т.д.). Обратите внимание, что определённое количество фотосайтов остаётся неактивным. Это количество зависит от числа фотосайтов на сенсоре. Возьмём, к примеру, сенсор, состоящий из 1,3 миллиона фотосайтов. Он выдаст изображение, состоящее из 1,2 миллиона пикселей. По сути, 100 000 фотосайтов остаются за чёрной маской и служат эталоном для других. Такова разница между реальным числом «пикселей» и эффективным их количеством.
После того, как нажат затвор фотоаппарата, фотосайты сенсора передают информацию на электрическую схему. Данные в той или иной степени усиливаются, в зависимости от реальной чувствительности сенсора и чувствительности, выбранной пользователем (100, 200, 400 ISO или больше). Чем большую чувствительность выбирает пользователь, тем сильнее усиливается сигнал. В свою очередь, это усиление негативно сказывается на изображении. Оно создаёт помехи, которые часто называют «шумом». Помехи проявляются в виде наличия пикселей ошибочных цветов в тёмных областях изображения.
Затем информация от усилителя преобразуется в цифровой вид. Именно на этом этапе производители пытаются компенсировать дефекты, связанные с усилением сигнала, с помощью программных решений.
Различные типы сенсоров: ПЗС, КМОП и т.д.
Сенсоры типа ПЗС (прибор с зарядовой связью) встречаются в большинстве цифровых камер. Информация в таких сенсорах передаётся с помощью последовательного перехода заряда от одного фотосайта к другому. Для корректной работы подобного сенсора должен использоваться внешний электронный таймер. Сенсоры ПЗС дают великолепное качество, однако производить их очень дорого.
Сенсоры КМОП (комплементарный металло-оксидный полупроводник) работают по-иному, хотя базовый принцип не изменился. Фотосайты, как и на ПЗС-сенсоре, чувствительны к свету и получают определённый электрический заряд в зависимости от количества полученного света. Здесь отличий нет. Однако внутри каждого фотосайта заряд, образующийся при попадании света, преобразуется напрямую в ток. Более того, сенсоры КМОП производить дешевле, чем ПЗС. В начале цифровой эры КМОП-сенсоры использовались в цифровых камерах первых поколений или даже web-камерах. Однако сегодня, когда в этом направлении были проведены масштабные исследования, существуют коммерчески-доступные камеры, легко обходящие конкурентов с ПЗС-сенсорами. В качестве примера можно привести камеры Canon 10D или 300D, которые дают изображение ничуть не хуже, чем Nikon D100 или D70.
Влияет ли число фотосайтов на качество сенсора?
Производители постоянно привлекают внимание к своим цифровым камерам, подчёркивая число фотосайтов на сенсоре. Но является ли этот фактор самым важным при оценке качества сенсора?
Если перейти к сенсорам полупрофессиональных цифровых камер, занимающих промежуточное положение между SLR-камерами и компактными моделями, то от камеры Minolta Dimage 7 (2001) до Konica Minolta Dimage A2 (2004) размер сенсора не изменился (2/3″). В то же время число фотосайтов на поверхности увеличилось с 5,24 миллиона до 8 миллионов. То же самое относится и к другим производителям, поскольку они используют сенсоры, по большей части, производства Sony. Инфляция числа фотосайтов позволяет получать фотографии большего размера, однако фотосайты становятся всё меньше и меньше, поэтому и их светочувствительность тоже снижается. Как мы уже говорили, сигнал, полученный светочувствительным элементом, усиливается. По мере уменьшения светочувствительности фотосайтов это усиление начинает играть всё большую роль. Но чем больше усиление, тем больше «шума» появляется в тёмных областях. Поэтому вы должны понимать, что сенсор с большим числом фотосайтов необязательно даёт изображение лучшего качества, чем сенсор того же размера, но с меньшим числом фотосайтов.
Ниже мы, в качестве примера, привели размеры всех распространённых сенсоров, рядом с которыми мы указали некоторые модели, использующие их.
Эти сенсоры действительно крошечные, они используются в 3-мегапиксельных камерах типа Ricoh Caplio RX, Fuji Finepix F420 и Nikon Coolpix 3200. Камера Nikon Coolpix 4100, к примеру, имеет 4 миллиона пикселей. Данные сенсоры предназначены для камер начального уровня.
Эти сенсоры используются в большинстве качественных компактных цифровых камер. В диапазоне четырёх мегапикселей здесь можно отметить модели Canon Digital Ixus S430 и Nikon Coolpix 4200. Сенсоры на 5 миллионов используются в камерах типа Nikon Coolpix 5200 и Casio QVR51. Что касается 6,1 миллиона, то здесь можно привести Olympus C60 и Kodak DX7630.
Эти сенсоры давно использовались в полупрофессиональных моделях, и сегодня они могут похвастаться 8 миллионами пикселей против 5 миллионов почти три года тому назад. Подобные сенсоры можно встретить в камерах Sony DSC-F828, Olympus C-8080, Canon PowerShot Pro 1 и Konica Minolta Dimage A2.
Именно такие сенсоры применяются в SLR-камерах типа Nikon D70 и Canon 300D на шесть миллионов пикселей.
Эти сенсоры являются синонимами высочайшего качества в цифровой фотографии перед переходом на формат 6 x 6. Камера Kodak DCS slr/n или c использует именно такой сенсор с 14 миллионами пикселей. Модель Contax N Digital имеет скромные шесть миллионов. Камера Canon EOS 1D оснащёна сенсором 24×36 с 8,5 миллионов пикселей. Всё это оборудование является профессиональным, поэтому стоит очень дорого.
Учитывая всё сказанное, вы наверняка зададитесь вопросом: почему производители не используют в своих камерах сенсоры большого размера. С одной стороны, основным препятствием на этом пути является цена. Сенсор большого размера (как и процессор) производить намного дороже. Кроме того, обратите внимание, что корпус первой Dimage практически идентичен последней модели A2. Так что ответ прост. Крупный производитель может использовать тот же корпус, что и для 6-мегапиксельного сенсора, заменив сенсор на более новый с семью или восемью миллионами фотосайтов. После чего производитель выпускает новую модель, которая кажется лучше, поскольку она использует сенсор с большим числом фотосайтов, однако умещается он в том же корпусе, что и у предшественницы.
Также отметим, что технологии обработки сигналов, особенно по критерию скорости, претерпели значительные улучшения. Иначе было бы просто невозможно обработать информацию от сенсора с восемью миллионами фотосайтов с помощью чипа, разработанного для обработки сигналов с сенсора на пять миллионов фотосайтов. Как уже было сказано, каждый производитель разрабатывает своё собственное программное решение, чтобы нивелировать вредные последствия усиления. Поскольку сенсоры у камер одинаковы, каждый производитель пытается выделиться именно разработкой лучшего программного решения. И при таких условиях некоторые производители справляются лучше других. Canon, к примеру, выпустила несколько великолепных моделей компактных камер в линейке «G».
Совершенствование программного обеспечения, которое преобразует данные сенсора, позволило использовать сенсоры меньшего размера с прежним числом фотосайтов. В зависимости от размера сенсора камеры можно разбить на несколько основных категорий, однако следует помнить, что это не абсолютное разделение. Сенсор с размером 1/2,7″ и 3 миллионами фотосайтов используется в компактных моделях начального уровня. В большинстве качественных компактных камер можно встретить сенсор 1/1,8″ с числом фотосайтов от 4 до 6 миллионов. 2/3″ сенсор является уделом полупрофессиональных моделей, чаще всего с 8 миллионами фотосайтов. Наконец, сенсор формата APS на 6 миллионов фотосайтов используется в недорогих SLR-моделях.
Дефекты изображения, вызванные сенсором
За этим странным словом скрывается дефект, который хорошо известен всем тем, кто практикуется в области цифровой фотографии. Он появляется, когда изображение имеет сильную локальную контрастность. Что такое локальная контрастность? Эта область, где светлый объект находится по соседству с тёмной областью. Если вы посмотрите на эти области изображения под увеличительным стеклом, то обнаружите, что пиксели на границе двух областей имеют не тот цвет, который нужно. Фотосайты на границе просто не могут разобраться в подобной ситуации. Они «переходят» на соседнюю область, что даёт неправильную яркость и распределение, в результате чего появляется эффект расплывания соседних фотосайтов.
Для решения этой проблемы производители выработали различные аппаратные и программные решения. К примеру, Foveon со своим сенсором 3x, решила наложить друг на друга три КМОП-сенсора, каждый из которых чувствителен к своему цвету. Это решение позволило нейтрализовать эффект расплывания, хотя привело к появлению некоторых проблем в других областях.
Другие компании предпочли программные решения. Данные, посылаемые сенсором на схему, обрабатываются таким образом, чтобы свести к минимуму эффект расплывания.
Слово «шум» обычно связывают не с изображениями, а со звуком, однако с появлением цифровых камер оно стало ассоциироваться и с этой областью. Под «шумом» понимают пиксели светлых оттенков, наблюдаемые в тёмных областях, хотя там их не должно быть. Результат напоминает частицы пыли. Как было сказано выше, эти дефекты являются следствием усиления сигнала, выходящего из сенсора. Чем меньше светочувствительность сенсора, тем сильнее необходимо усиливать сигнал, и тем больше будет «шум». Поэтому производителям приходится оснащать свои модели различными программными или аппаратными решениями, снижающими эффект «шума» после усиления.
Чему отдать преимущество?
По итогам нашего обсуждения можно сказать, что КМОП-сенсор Canon эквивалентен по качеству ПЗС-сенсору. Технология Fuji Super CCD является интересной альтернативой для камер, обеспечивающих (хоть и хитростью) высокое разрешение по приемлемой цене. Технология сегодня вполне отработана, так что её качество не вызывает нареканий.
Что касается размера сенсора, то он приближается к пределам. Преимущество от увеличения числа фотосайтов сегодня уже не так очевидно, особенно если учесть высокую цену и немалый уровень «шума». Что касается компактных моделей с сенсором 1/1,8″, то шесть миллионов пикселей здесь вряд ли следует считать технологическим достижением. Учитывая способ использования подобных камер (чаще всего, это распечатка фотографий 10×15), сенсор на 4 миллиона фотосайтов справится с работой не хуже (а, может, и лучше) за меньшую цену. То же самое относится и к печати с полупрофессиональных камер, оснащённых 2/3″ сенсором. Прирост качества от восьми миллионов фотосайтов, по сравнению с пятью миллионами, не очевиден, особенно если учесть проблемы с повышением уровня «шума».
Сенсоры цифровых фотоаппаратов
Чем больше физический размер сенсора, тем он работает точней и эффективней. Сенсор размером в 1/1,8 дюйма лучше, чем сенсор размером 1/3,2 дюйма, поскольку на большей площади кристалла умещается большее количество светочувствительных ячеек (значит, выше и разрешение). Более того, при одинаковых значениях разрешения сенсор большего размера лучше, чем сенсор меньшего размера. В этом случае ячейки сенсора имеют большие размеры, значит и такие параметры оцифровки изображения, как динамический диапазон и устойчивость к шумам, выше.
Шумят сенсоры и у более серьезных камер. Технология цифровой фотографии очень молода, а потому производство сенсоров бурно совершенствуется. Поколения матриц сменяют друг друга быстрей, чем морально устаревают конкретные модели фотоаппаратов (а они устаревают достаточно быстро, в течение примерно двух лет). Сенсоры разрешением в 4 мегапикселя, которые устанавливались в камеры средней и даже старшей группы два-три года назад сегодня применяются в недорогих любительских фотоаппаратах. Их место занимают матрицы с повышенными характеристиками, в том числе и по устойчивости к шумам. Следовательно, выбирать следует ту модель, которая выпускается не слишком долго, не более года. Тогда у фотографа будут основания предполагать, что сенсор его камеры склонен к шумам в минимальной степени.
И еще одно правило, заключающееся в том, что не следует предъявлять к цифровому фотоаппарату завышенных требований. То, что по силам высококачественной фотопленке, цифровому фотоаппарату не по силам в принципе. Цифровой фотоаппарат не способен снимать в условиях слишком низкой освещенности без применения источников искусственного света, импульсных фотовспышек или ламп накаливания. А профессиональная пленка светочувствительностью в 3200 единиц ISO (в современных камерах ISO доведен до 6400) вытянет снимок даже при свете одной свечи (причем, в буквальном смысле).
Матрица светочувствительных элементов не только самая сложная и самая дорогая деталь цифрового фотоаппарата, но и самая уязвимая. Она подвержена старению (электрохимическому износу) и, как следствие, изменениям светочувствительности, а также, по всей видимости, выходу из строя отдельных ячеек. Если на естественное старение матрицы владелец фотоаппарата не может повлиять никак, то возможность уберечь сенсор от нежелательных воздействий окружающей среды и, тем самым продлить срок службы фотоаппарата в целом, у него есть.
Как любое сложное электронное устройство, состоящее из множества микроскопических элементов, сенсор цифровой камеры боится резких температурных перепадов, при которых в материале подложки и пленочных слоях оптических фильтров возникают внутренние деформации, а на поверхности сенсора образуется конденсат. Если пленочная камера, особенно механическая, способна работать при очень низких температурах, то цифровой фотоаппарат при отрицательных температурах работать не будет. Во-первых, даже на легком морозе сенсор цифровой камеры может изменить светочувствительность в сторону уменьшения. Во-вторых, изображение на встроенном контрольном дисплее станет слишком светлым и малоконтрастным, чтобы пользоваться дисплеем в качестве видоискателя. В-третьих, пострадают элементы питания (литиевые аккумуляторы при температуре минус 10 градусов могут попросту взорваться).
Если возникает необходимость снимать цифровой камерой при низких температурах, следует позаботиться о надежной защите фотоаппарата. Камеру следует держать в тепле, под верхней одеждой, вынимая фотоаппарат для съемки и тут же пряча его под шубу или пальто. Работа со штативом или неторопливое кадрирование исключаются. В крайнем случае следует воспользоваться утепленным меховым или тканевым чехлом. Но при этом надо помнить, что остывшая камера при перемещении в тепло (даже под шубу) тут же покроется капельками влаги. Из замерзшей камеры надо немедленно удалить элементы питания или аккумулятор и убрать фотоаппарат в чехол до того момента, пока температура не выровняется. В противном случае на поверхности сенсора и линзах объектива могут образоваться капли влаги, которые приведут к короткому замыканию электрических цепей камеры и иным неприятностям.
Главное о сенсорах
Свет проходит через объектив, затвор открывается, и момент зафиксирован на сенсоре камеры. Этот чип жизненно важен в процессе создания цифровых изображений. Однако вы, возможно, имеете довольно слабое представление о том, как это все работает. Если вы хотите рассеять магию работы вашей цифровой SLR, можете остановить свои поиски на сегодняшней статье о сенсорах фотоаппаратов.
Мегапиксели и разрешение
Если существует вещь, которую среднестатистический пользователь камеры знает о сенсоре, это количество мегапикселей. Так любимое начинающими, число мегапикселей на сенсоре камеры определяет объем данных, которые могут быть ею зафиксированы.
Мегапиксели – значимый показатель возможностей сенсора камеры, но больше мегапикселей – не всегда лучше. Одна из причин того, что компании имеют некоторое ограничение в числе мегапикселей, которые они могут поместить в сенсор, это то, что большее количество мегапикселей обычно приводит к более высокому уровню шума.
Существует также закон убывающей отдачи. Цифровые фотоаппараты были в состоянии производить отпечатки большого размера в течение многих лет с 6 или меньшим количеством мегапикселей. Эта ситуация не собирается меняться – любая камера, которую вы собираетесь приобрести сегодня, дает возможность получать большие отпечатки.
Однако перед тем как переходить на 18-мегапиксельную камеру, спросите себя, зачем вам нужно такое большое разрешение. В то время как профессионалы могут нуждаться в огромном разрешении для своих целей, если вы только начинаете свой путь в фотографии, не покупайтесь на миф о мегапикселях.
Не поймите меня неправильно, дополнительное разрешение замечательно для дальнейшей выкадровки. Просто не покупайте одну камеру за другой только лишь из-за мегапикселей. И наконец, мегапиксели отображают лишь одну из возможностей камеры.
Шум и чувствительность сенсора
Пункт «ISO» в меню камеры служит для настройки чувствительности сенсора к свету. В дни пленочных камер, понятие ISO было связано с пленкой, которую вы заправляете в камеру, и значение это не может быть изменено, пока вы не доснимаете катушку пленки. Цифровые сенсоры имеют преимущество в плане возможности настройки от кадра к кадру.
Вы, вероятно, знаете, что когда вы фотографируете в условиях слабого освещения, вам стоит увеличить ISO, чтобы иметь возможность снимать на приемлемой выдержке. Друг однажды спросил меня, почему, если высокие ISO позволяют фиксировать больше света, мы не снимаем всегда на самом высоком из возможных значений ISO? Не даст ли это тот же эффект, что и супер-быстрый объектив и длинная выдержка?
Он был прав, задав этот вопрос – по факту, увеличение ISO действительно увеличивает гибкость выбора выдержки и диафрагмы. Однако за все надо платить. Сенсор камеры работает лучше всего на самом низком значении ISO. Именно на нем вы сможете получить самые лучшие цвета, самый низкий уровень шума и самое лучшее качество всего изображения.
Шум, в целом, это эквивалент пленочного зерна в цифровую эру. Это те маленькие забавные точечки, которые вы видите, в особенности на темных снимках. Я провел тест на моем Nikon D300, чтобы вы могли увидеть разницу между значениями ISO.
Когда значение ISO увеличивается, может вырасти также уровень шума и ухудшиться общее качество изображения.
Характеристики ISO варьируются от сенсора к сенсору. Одно из самых серьезных достижений современных фото-технологий состоит в обеспечении прекрасных показателей высоких ISO в новых камерах. Вчерашние ISO 400 совпадают по качеству с сегодняшними ISO 800. Границы работы в условиях слабого света продолжают подниматься до уровней, которые ранее были недостижимы.
Размер сенсора
Не все сенсоры камер устроены одинаково. Каждая компания использует свои собственные технологии и спецификации в разработке новейших сенсоров для новейших камер. Используемые спецификации оказывают огромное влияние на общее качество сенсора и, в итоге, на изображения, которые можно получить с его помощью.
Один из главных факторов, определяющих качество изображения, это физический размер сенсора. Именно поэтому цифровые зеркальные камеры позволяют получать, в общем случае, лучшие изображения, чем большинство «мыльниц». Размер сенсора в карманной камере – просто часть размера его коллеги в SLR-камере. Обычно большие сенсоры выдают лучшие показатели в ситуациях, требующих высоких ISO – эффект, который может быть подтвержден при сравнении «мыльниц» с DSLR даже начального уровня.
Вы также могли уже слышать об эффекте под названием «кроп-фактор». Этот термин помогает нам описать размер сенсора камеры относительно «стандартного» размера. Что такое стандартный размер? Точкой отсчета принято считать полнокадровый («full frame») сенсор, который имеет тот же размер, что и кадр в 35мм пленке. Любой сенсор меньше полнокадрового – с кроп-фактором.
Хотите верьте, хотите нет, но существуют сенсоры, по размеру большие, чем 35мм «полный кадр». Цифровой средний формат – развивающаяся область, востребованная предметными и студийными фотографами за огромное разрешение, которое такие сенсоры могут обеспечить. Phase One сейчас предлагает среднеформатную 80-мегапиксельную камеру, и ее конкуренты, такие как Mamiya и Hasselblad, очевидно, не собираются отставать.
Как работает сенсор?
Сегодня сенсоры цифровые. Раньше роль сенсора выполняла пленка. И то, и другое – носители, на которые записываются изображения. Объектив плюс некий тип сенсора – это базовое условие для создания изображения. В камере есть еще множество частей, но два этих элемента – ключевые для создания картинки.
CCD-матрицы работают путем передачи электрического заряда и конвертирования его в цифровой сигнал. CMOS-матрицы используют красный, зеленый и синий фильтры и пропускают данные через металлическую проводку на фотодиоды. Большинство современных сенсоров – CMOS. CCD-матрицы, похоже, достигли своих технологических пределов, и в новых камерах встречаются реже.
В довесок к распространенным CCD и CMOS сенсорам, Sigma разработала собственный тип матрицы, названный «Foveon», что вызвало определенный ажиотаж. Используя запатентованную технологию, Sigma утверждает, что их новая камера SD1 будет способна создавать 46-мегапиксельные изображения на сенсоре размерности APS-C. Это достигается при помощи трехслойной матрицы, в которой каждый слой отвечает за 15.3 мегапикселя.
Некоторые оспаривают справедливость такого амбициозного утверждения, и пока камера не выпущена, судьи ждут. Но сенсор «Foveon» существует уже несколько лет, и другие камеры (с меньшим разрешением) его используют. Вы можете провести исследование и посмотреть, насколько вам понравятся результаты с этого сенсора.
Сенсор «Foveon» от компании Sigma претендует на ультра-высокие показатели разрешения за счет своей уникальной «слоистой» технологии.
Уход за сенсором
Вы заметили черные точки на своих фотографиях? Возможно, во время съемки пейзажей вы отметили небольшие темные области на ясном небе. Вы, конечно, можете легко убрать их при помощи штампа в Photoshop, но то, что вы видите, это пылинки на сенсоре. Точнее, частицы пыли на фильтре на поверхности сенсора.
Это, конечно, не большая проблема, но они раздражают, так что вы можете захотеть что-нибудь с ними сделать. Есть пара шагов, которые можно предпринять, чтобы очистить ваш сенсор от пыльных «зайчиков». Первая вещь, которую я бы рекомендовал, это использование воздушной груши типа «Rocket Blower», ей можно просто сдуть пыль с сенсора. Это вообще отличный инструмент, который стоит держать под рукой для очистки любого фотооборудования.
Чтобы использовать Rocket Blower, для начала переведите вашу камеру в режим ручной выдержки (bulb, B). В этом режиме нажатие кнопки спуска открывает затвор для проведения экспонирования и оставляет его в таком положении до повторного нажатия. Это позволяет получить доступ к обычно защищенному сенсору. После того, как зеркало поднято, используйте воздушную грушу, нажав на нее несколько раз и направляя поток воздуха на область сенсора. Если вы при этом будете держать камеру «вверх ногами», это гарантирует вам то, что сила притяжения сыграет свою роль в удалении пылинок.
Воздушная груша Rocket Blower – отличный инструмент для очистки сенсора.
Альтернативный метод состоит в «контактной» очистке, иначе говоря, это метод чистки, при котором вы касаетесь сенсора, чтобы удалить пыль и частички грязи. Этот тип очистки обычно используется, когда загрязнение более серьезное. Есть ряд методик, от работы с кисточками для сенсора до применения жидких растворов.
Помните, что серьезные профессионалы могут наругаться на вас за очистку этим способом. Использование ручной выдержки означает, что сенсор работает, а заряженные сенсоры (особенно CCD сенсор) действительно притягивают пыль. Чтобы «правильно» очистить вашу камеру, обратитесь к руководству по эксплуатации. Обычно существует некий режим очистки, который позволяет получить доступ к сенсору, когда он выключен, хотя, возможно, вам понадобится купить специальное устройство. Помня обо всем этом, я очищал мои сенсоры, пользуясь вышеуказанным методом, годами, без заметных негативных эффектов.
Когда моя камера нуждается в более серьезной чистке, я просто отправляю ее в сервис. Не стоит рисковать вашей камерой, пытаясь разобрать ее в домашних условиях.
Заключение
Сенсор в цифровых камерах совершил революцию в фотографии. Технология, кажется, улучшается каждый день, и кто знает, что станет возможным в следующие несколько лет? В последние 10 лет, как мы видим, цифровой сенсор стал частью повседневной жизни, а в следующие несколько лет могут быть произведены поразительные улучшения в характеристиках ISO и повышении качества изображения.
Автор статьи: Andrew Childress