на что влияет правовая система любого общества
Виды и понятие правовой системы. Структура правовой системы
В любой современной стране существуют санкционированные государственные рамки поведения. В пределах их осуществляется весь процесс жизнедеятельности государства. Этот универсальный регулятор отношений внутри общества называется известным всем словом – право. Данный термин был известен еще в далёкие времена. В процессе эволюции общества право приобрело несколько значений: субъективное и объективное. Субъективная трактовка термина права означает определённую норму поведения, меру дозволенного. Если говорить о праве с объективной точки зрения, то нужно представить себе огромный механизм, благодаря которому осуществляется регулирование деятельности людей и государства в целом.
Интересной особенностью права является тот факт, что оно перенимает моральные устои того общества, в котором развивается. Проще говоря, национальные особенности прямо влияют на этот сложный регуляторный механизм. Однако право нельзя рассматривать как единичный элемент, потому что оно входит в большую структуру, которая называется правовой системой.
Понятие правовой системы
Самое понятие «правовая система» вызывает множество споров в научном мире, о чём пойдёт речь далее. Главная проблема состоит в том, что учёные к понятию правовой системы относят различные элементы.
Таким образом, нельзя выделить основу этой структуры. Тем не менее существует стандартное понятие правовой системы. Его можно встретить во многих современных учебниках и научных работах учёных.
В классическом варианте правовая система – это совокупность нескольких социально-правовых механизмов государства. Другими словами, совокупная связь между правореализацией, национальным правом и законодательством, а также правовой культурой. В данном случае рассматриваемое понятие основано на национальной системе права, которая регулирует общественные отношения путём его реализации. А субъективное осознание правового климата проявляется на уровне соответствующей культуры населения государства.
Проблема понимания термина
Помимо классической теории правовой системы, существуют определённые взгляды, основанные на убеждениях различных учёных. Выделяют всего три основных подхода к расшифровке правовой системы:
Даже с учётом различия взглядов учёные пришли к согласию в вопросе о том, что правовая система имеет круг признаков, по которым её можно отделить от других механизмов.
Признаки правовой системы
Выделяют следующие признаки правовой системы:
Таким образом, понятие правовой системы включает в себя не только название её основных элементов, но ещё и основные признаки, которые характеризуют эту сложную структуру.
Элементы правовой системы
Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:
Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.
Понятие правовой семьи
Во многих учебных пособиях принято выделять понятие и виды правовой системы. Что является в корне неправильным. Все правовые системы имеют одинаковую структуру, но не имеют видов. Конечно, национальные особенности могут проявляться. Но их принято выделять лишь при теоретическом осмыслении той или иной правовой семьи. Очень часто два термина («правовая семья» и «правовая система») объединяют как тождественные. Но это попросту некорректно, исходя из самого определения. Правовая семья – это совокупность нескольких правовых систем, которые сформированы под давлением культурных особенностей, государственного строя, исторического развития. Учение о правовых семьях позволяет выяснить сходства и различия, осуществить типологическое разделение. А также более тонко определить понятие правовой системы. Семьи также можно классифицировать, основываясь на определённых признаках.
Классификация правовых семей
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные типы правовых семей. Проблема лежала в поиске тех сходств и различий, благодаря которым можно объединить или же, наоборот, различить несколько таковых. Наиболее корректная классификация была предложена Рене Давидом. Она основывается на деологическом факторе и юридической технике. Согласно данной классификации выделяют следующие типы правовых семей:
Данная классификация позволяет определить теоретические моменты, а также выделить понятие правовой системы общества.
Правовая система общества
Ранее было указано, что в самом понятии права заключён мощнейший регулятор общественных отношений. Поэтому правовая система общества подразумевает под собой совокупность тех элементов данной сферы, которые максимально взаимодействуют с обществом, людьми. По сути, это позитивное право: нормативно-правовые акты государства, юридическая практика, правовая идеология и т.п. В той или иной правовой семье взаимодействие общества и права происходит по-разному. В таких семьях англосаксонского вида ключевая роль отводится судебной власти и административной, в религиозной семье основой всего является правовая идеология. Таким образом, правовая система общества развивается под давлением правовой системы в целом, а основой является субъективное понимание права социумом.
Правовая система и её роль в государстве
Понятие и элементы правовой системы являются неизменными практически во всех государствах. Но в каждой стране эти элементы функционируют по-разному. Отсюда следует, что в каждом государстве есть своя определённая модель функционирования упомянутой системы. Само по себе правовое государство осуществляет свою деятельность на основе юридических норм. Таким образом, правовые семьи, по сути, показывают развитость в данной сфере определённого ряда государств. А также деятельность общества внутри них, основанную на принципах права.
Вывод
Итак, в статье мы представили понятие и признаки правовой системы. А также попытались показать системность этого сложного феномена. В заключение нужно добавить, что проблематика правовой системы актуальна на сегодняшний день, а масса вопросов по ней все ещё не раскрыты.
Структура правовой системы общества. Национальная правовая система
Теория государства и права включает в себя такую обширную категорию, как правовая система. Для данного раздела этой дисциплины характерно сочетание исторических, правовых и социальных явлений, образующих его.
Интерес изучения темы представляет анализ составов, форм и закономерностей взаимодействия отдельных правообразующих элементов, исторических предпосылок их образования, а также социальных факторов.
Любая система, содержащая совокупность правовых аспектов жизни общества, базируется на исторических предпосылках, а поэтому рассмотрение данной темы включает в себя два больших раздела: правовой и историко-социальный.
Понятие правовой структуры общества
Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе.
Понятие функций правовой структуры
В наиболее общем значении их можно разделить на 2 группы: социально-экономические и политические. Важным является то, что структура правовой системы организована в соответствии с рядом однородных целей и задач, соответственно, функции и структура зависят друг от друга.
Социально-экономические функции
Социальная и экономическая жизнь общества тесно связана с властвующей в нем правовой идеологией, которую содержит правовая система. Правовые институты создаются и существуют в рамках той же системы, а их применение обосновано ее устойчивостью во времени и пространстве. Именно правообразующая и идеологическая функции являются наиболее значимыми.
При этом, помимо идеологического соотнесения и правообразования, социально-экономические функции конкретизируются:
Политические функции
Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:
Структура правовой системы общества
Использование права невозможно без соотнесения конкретных категорий общественных отношений к соответствующим правовым семьям, институтам и отраслям. При конкретизации общественных отношений возникает и усиливается правовая дифференциация. Действует правило: чем более объемна та или иная категория общественной жизни, тем шире область права, затрагивающая ее.
На основе этого факта строится структура правовой системы, схема которой формируется на основе категоризации и релевантности соответствующих областей общественной жизни. Следующая схема раскрывает структуру правовой системы.
Правовая идеология
Неотъемлемым элементом существования правовой системы любого общества является правовая идеология, которая вкладывается в нее в ходе историко-социального развития. В правовой идеологии содержатся основы, которые характеризуют правовые взаимоотношения в обществе, а также отличают ее от иных идеологий.
Историческая конкретизация позволяет выявить наиболее существенные на сегодняшний день правовые семьи:
Правовая культура
Существование права в обществе еще не делает его полностью правовым. Для нормального содействия общества и права необходимо наличие правовой культуры. Носителем ее является общество, именно оно выражает отношение к праву и является главным стимулом к его развитию.
Принято считать, что правовая культура выражается в правосознании людей, то есть их осведомленности по поводу действующих норм и правил поведения в форме законов. Структура правовой системы любого общества включает в себя этот элемент как дополнительный фактор, влияющий на ее существование.
Опыт взаимодействия права и общества возможен только в тех правовых системах, которые базируются на демократических постулатах, так как именно в этом случае возникает рефлексия общественного сознания и обратная связь с законом. Общество, которое отвечает этим требованиям, называется гражданским.
Уровень правовой культуры также принято относить к одному из значимых параметров, определяющих развитость того или иного общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем больше законы актуализируются согласно реальным общественным требованиям, а значит, увеличивается и формальный объем свободы граждан.
Связь государства и правовой системы
Государство объединяет людей, тем самым делая их гражданами. При этом определяется специфика общества, которая заключается в его исторических, культурных, социальных и других устоявшихся правилах жизни. Справедливо положение о том, что государство выступает гарантом того, что на его территории действует правовая система. Понятие, структура, функции и другие особенности складываются на основе исторического опыта того или иного государства и образуют национальную правовую систему.
Национальные правовые системы
Как установлено выше, велика связь государств и правовых систем. Последние выступают в качестве исторического формализованного опыта, то есть являются перечнем норм и правил поведения, приемлемых обществом на территории данной страны.
Структура правовой системы современных государств образует также систему функций и целей. Дело в том, что в результате генезиса национальных правовых систем выделяются некоторые приоритеты, которые, кстати, являются специфическими атрибутами той или иной национальной правовой системы. К числу выделившихся приоритетов можно отнести следующие примеры:
Российская национальная правовая система
Российская система права является относительно новой, возраст ее не превышает 30 лет. И хотя новизна правовой системы России позволяет говорить о незавершенности процесса формирования окончательной системы права, она может быть названа выделяющейся и самодостаточной.
Структура правовой системы России основана на 3 фундаментальных основах:
Исходя из приведенных положений, можно судить о том, что российская система права является полноценной и всеохватывающей. С одной стороны, она соответствует принятым во всем мире нормам права, в том числе Конвенциям ООН, а также межгосударственным соглашениям, выступающим источниками права. С другой же стороны, структура правовой системы реагирует на общественные изменения, происходящие в РФ, и изменяется под действием законодательной власти.
Структура правовой системы РФ состоит из множества нормативно-правовых документов, в их число входят: Конституция РФ, Федеральные и Конституционно-федеральные законы, указы и постановления Правительства, приказы Президента, 19 кодексов, локальные законы областей и муниципалитетов, внутренние уставы и правила государственных и муниципальных учреждений.
Характеристика современных правовых систем
Современная картина мира в отношении правовых систем достаточно разнообразна. В современности выделяется 4 правовых семьи, каждая из которых включает до 50 национальных правовых систем, образующихся из-за более узкой специфики по сравнению с правовыми семьями.
Из-за разделения на столь большое количество правовых систем остается актуальной проблема градации юридических систем разных государств, и, как следствие, проблемы социального и экономического содействия. Хотя для устранения юридических барьеров, препятствующих сотрудничеству, реализуется идея международного законодательства, включающего положения, действующие во всех государствах.
Однако с другой стороны, как показывает структура правовой системы современных государств, в современных национальных системах права сочетаются исторические особенности и актуальные проблемы общества. Это позволяет сформировать наиболее эффективную систему права.
На что влияет правовая система любого общества
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — ЭТО КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРАВА, ЮР ПРАКТИКИ И ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ ОТДЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.
В СТРУКТУРУ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
1) ПРАВО (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО);
2) ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА;
3) ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
ПОНЯТИЯ «ПРАВО» И «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА» СООТНОСЯТСЯ КАК ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ. ЕСЛИ ПОД ПРАВОМ ПОНИМАЕТСЯ СИСТЕМА ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ, ТО ПОД ПРАВОВОЙ СИСТЕМОЙ — ЯВЛЕНИЕ, ОТРАЖАЮЩЕЕ СОБОЙ ВСЮ ПРАВОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА, ЦЕЛОСТНУЮ ПРАВОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМУ ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ОКАЗЫВАЕТ ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
ПРАВО — ЯДРО И НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВЯЗУЮЩЕЕ И ЦЕМЕНТИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО. ПО ХАРАКТЕРУ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ МОЖНО СУДИТЬ И О СУЩНОСТИ ВСЕЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДАННОГО ОБЩЕСТВА.
ПОМИМО ПРАВА, ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ (КАК ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ) В НЕЕ ВХОДЯТ И ДРУГИЕ СЛАГАЕМЫЕ: ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРАВОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗАКОННОСТЬ И Т.П.
ПОНЯТИЕ «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА» ВЫРАЖАЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ОЦЕНКУ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕСТВА.
Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…
К ее основным элементам относятся:
1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);
2) право и выражающее его законодательство;
3) правовые отношения;
4) юридическая практика;
5) юридическая техника.
Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни
Тема 1. Государство и право
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие государства и права, их признаки и роль в жизни общества
Государство представляет собой сложное явление. Считается, что сам термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (Х в.).
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Необходимо определить основные признаки, отличающие государство от государственной организации общества и негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и пр.).
Публичная власть — один из главных признаков государства. В первобытном обществе власть не носила политического характера, потому что родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность (автономность) по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, — они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, на которые возложено выполнение публичных функций.
Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, для которого характерны:
Власть государства распространяется на всех людей, населяющих территорию данной страны. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и защищает свои границы от вторжений.
В состав государственной территории входят:
Кроме того, признаком государства является наличие постоянного населения, проживающего на данной территории. В качестве основных признаков государства называют единый язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики и др. Также важным признаком государства, отличающим его от иных политических образований общества, является суверенитет.
Государственный суверенитет — это самостоятельность, верховенство, независимость государственной власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население данного государства, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение — один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. У государства нет других источников доходов, кроме налогов, да еще природных богатств, земли и др. Но эти источники относятся к числу иссякаемых. Налоги же существуют всегда. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую специальным аппаратом принуждения и распространяющую свои полномочия на определенную территорию. Наряду с этим существует и другое определение государства. Это — общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающей особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях. 1
Наиболее общие признаки права:
Государство и право функционируют в определенном обществе. Общественная потребность в праве необходима:
для установления единого порядка отношений людей в обществе, государстве и народов в мировом сообществе, а также для поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные группы и ограничения, смягчения силового противостояния социальных групп народов и государств. Кроме того, право воздействует на все сферы жизни общества (экономику, политику, мораль, духовную культуру, религию, экологию).
В политической системе общества государство играет особую роль как собственник основных средств производства, определяет главные направления развития общества, выступает организацией всех граждан, осуществляя правотворчество, располагая специальным аппаратом управления и принуждения, обладает суверенитетом. Является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, характеризуется единством законодательных управленческих и контрольных функций.
1.2. Норма права и нормативно-правовые акты
Нормы права — это властные, письменно закрепленные общеобязательные правила поведения людей в обществе, коллективов и общностей, установленные государством и охраняемые им от нарушений. Право и норма соотносятся между собой, как целое и часть.
Признаки нормы права: связь с государством; общеобязательность; формальная определенность; представительно-обязывающий характер; системность, властность, нормативность. Норма права имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, определенный порядок изложения.
Элементы нормы права
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
Условия, при которых она применяется в конкретных правоотношениях
Содержит правила поведения участников правоотношения, их права и обязанности
Неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы
Нормы права разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.
Например, можно выделить следующие виды правовых норм:
1.3. Основные правовые системы современности
Международное право как особая система права.
Правовая система (семья) – это объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений.
Главные элементы структуры правовой системы:
Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их развития.
Основные правовые системы современности: 3
Романо-германская правовая семья. К ней относятся правовые системы Франции, Австрии, Германии, России (при всех ее особенностях, она более родственна именно романо-германской семье) и др. Среди признаков романо-германской семьи можно выделить следующие:
Англосаксонская правовая семья. К ней относятся национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии и др. Ее признаки:
Международное право как особая система права
Нормы, входящие в международное право, обязывают участников проводить мирную политику и обеспечивать каждому члену общества достойную жизнь. Государства, признавая международно-правовое регулирование общественных отношений, демонстрируют готовность их соблюдать и поэтому закрепляют их в своих законах. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Признание приоритета международного права над внутригосударственным не означает подмену одной правовой системы другой.
1.4. Закон и подзаконные акты
Подзаконные акты – нормативный документ компетентного государственного органа, изданный в соответствии с законом, на его основе, в его исполнение
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу
Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА
Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
По юридической силе:
законы субъектов федерации
По отраслевой принадлежности:
содержат нормы различных отраслей права
лица без гражданства
1.5. Система российского права, его отрасли
Понятие и элементы системы права. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую идеологию (правовую).
Элементы системы права
правовой институт (совокупность норм, регулирующих определенную сторону однородных общественных отношений)
подотрасль (совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений)
отрасль (совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования)
Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос «Что регулирует право?» то метод — «Как регулирует?». Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
Характеристика отраслей права. Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы на две разновидности:
Отрасли материального права
Отрасли процессуального права
экологическое право и т. п.
К ним относятся те отрасли, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права (например, гражданское, уголовное, административное право и др.)
Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридичёских норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, охраны труда и т. п. Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:
а) правоохранительные, которые состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан;
б) функциональные, то есть те, которые охватывают нормы права, регулирующие процедуру, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер;
в) общие (содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения).
Профилирующие, или базовые, отрасли, то есть те которые охватывают главные правовые режимы: конституционное право; затем три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.
Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества – трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право и др. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право; банковское право и другие.
Профилирующие отрасли российского права
Конституционное (государственное) право – это право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что его основным источником является Конституция — Основной Закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.
Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.
Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.
Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, обществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д.
Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.
Специальные отрасли
Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность работника и работодателя, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на участие в управлении производством и т. д.
Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и расторжение брака и т. д.
Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.
Комплексные отрасли
Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д.
Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридически лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг и связана с риском самостоятельной имущественной ответственности предпринимателей.
1.6. Правонарушение и юридическая ответственность
Правонарушение является нарушением права, его норм. Основной признак – противоправность, а также общественная вредность (к преступлениям применяется понятие «общественная опасность»). Количественной характеристикой правонарушения является степень общественной вредности, и она зависит от его характера. Правонарушение может быть мелким или крупным, совершаться различными способами. При этом не всякое общественно вредное деяние может быть правонарушением. А только то, что противоречит воле государства, находится в оппозиции государству, его праву (причинение вреда и т. д.). Следующим признаком правонарушения является вина, которая выражается в осознании общественной вредности противоправного деяния или, наоборот, в ее неосознании, в случаях, когда лицо могло или должно было его осознавать. Правонарушение отсутствует, если не установлена юридическая ответственность за совершение тех или иных действий. Следовательно, правонарушение это противоправное, виновное общественное вредное деяние, за которое установлена юридическая ответственность.
Юридическая ответственность. Понятие, виды
Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством (в лице его специальных органов) и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Признаками юридической ответственности являются: а) государственно-принудительный характер, т. е. за совершенное правонарушение применяется государственное принуждение; б) строгая регламентация законом применения государственного принуждения и осуществление в специальной процессуальной форме; в) совершение правонарушения служит основанием юридической ответственности; г) наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде наказания, мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов; д) главное назначение юридической ответственности – охрана правопорядка, предотвращение в будущем совершения правонарушений.
Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от видов совершенных правонарушений. Выделяют уголовно-правовую, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.
Уголовная ответственность относится к карательному виду ответственности, она предусматривает меры наказания, которые, в свою очередь, назначаются только судом. Уголовная ответственность строго регламентирована законом, в частности предусмотрено применение уголовной ответственности в процессуальной форме. Поскольку уголовная ответственность — наиболее жесткий вид юридической ответственности, предусмотрен ряд принципов ее применения: а) законность, т. е. она применяется только в отношении преступлений (перечень их и понятие определяются только уголовным законодательством); б) вина: уголовная ответственность наступает только за те преступления, в отношении которых доказана вина лица; в) равенство граждан перед законом независимо от пола, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств; г) справедливость, что означает соответствие мер наказания характеру и степени опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; д) гуманизм: меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства; е) презумпция невиновности, т. е. каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Наказания за совершенные преступления разнообразны, например лишение свободы, в том числе пожизненное лишение свободы, штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и др. (вплоть до смертной казни).
Административная ответственность наступает за совершенные административные проступки, предусмотренные КоАП РФ, а также другим законодательством. Совершение административных правонарушений влечет применение мер административных взысканий, которые менее суровы, чем наказания за совершенные преступления. Среди них штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, исправительные работы, административный арест (до 15 суток) и др. Меры административного взыскания не влекут судимости и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности: органами внутренних дел, государственными инспекциями, судами, таможенными органами и др. Существуют сроки наложения административных взысканий и сроки их исполнения.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера. Гражданско-правовая ответственность — это всегда ответственность имущественного характера. Даже компенсация морального вреда, т. е. физических или нравственных страданий, причиненных действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, осуществляется в денежной форме. Гражданско-правовая ответственность носит правовосстановительный, а не карательный характер, она направлена на восстановление имущественных потерь, причиненных правонарушением. Формы этой ответственности: взыскание убытков, признание сделки недействительной или недействительным акта государственного органа, взыскание неустойки, самозащита гражданских прав и др. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (общий суд, арбитражный или третейский) и в процессуальном порядке.
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, т. е. за нарушения трудовой дисциплины, которые могут выражаться в несоблюдении требований, предъявляемых к определенным категориям работников. Например, работники связи обязаны соблюдать тайну переписки, государственные служащие обязаны хранить государственную и служебную тайну и т. д.
Применение юридической ответственности основывается на определенных принципах: законности, справедливости, неотвратимости и индивидуализации наказания (меры воздействия).
1.7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство
Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, состоящее в точной и неукоснительной реализации (исполнении, использовании, соблюдении, применении) правовых норм всеми и повсеместно.