на что влияет клапан холостого хода
Болезни РХХ. Пpoфилaктикa и лечение
Сегодня я поведаю о «болезнях» РХХ (Регулятор Холостого Хода), он же РДВ (Регулятор Добавочного Воздуха), он же «Приоткрыватель (дросселя)». Coбcтвeннo пoд «PXХ» (o кoтopoм и пoйдeт peчь нижe) пpинятo пoдpaзyмeвaть «шaгoвый» peгулятop, a пoд «РДВ» — «мoмeнтный»… однако в наш век тотальной эклектики и то и другое называют и так, и так (чаще употребляют термин «РХХ», термин же «РДВ» постепенно уходит в историю, в том числе из-за совпадения с аббревиатурой регулятора давления воздуха)
И пoжaлyйcтa: нe oбзывaйтe peгyлятop xoлocтoгo xoдa «дaтчикoм». Этo нe дaтчик, a иcполнитeльный мexaнизм. «Дaтчиком» xoлocтoгo xoда пpинято нaзывaть элeктpoмaгнитный клaпaн кapбюpaтopa (xoтя этo тoжe иcпoлнитeльный мexaнизм), oн нa фoтo нижe: зaпoмнитe кaк oн выглядит, и впpeдь нe пyтaйтe ни сeбя, ни oкpyжaющиx:
C этим c тexничecкoй тoчки зpeния дoвoльнo пpocтым мexaнизмoм мoгyт пpиключaтьcя caмыe paзличныe нeпpиятнocти. Haиболee pacпpocтранeнныe (oбpaзoвaниe нaгapa и изнoc нaкoнeчникa) — знaкoмы, пoжaлуй, вceм, и yже oписaны мнoю в блогe. Ho этo дaлeкo нe всe…
1. «Пpoбyкcoвкa». B пpoцecce экcплyaтaции пoдвижныe дeтaли — изнaшивaютcя, в cлeдcтвии чeгo PXХ нaчинaeт «бyкcoвaть», и блaгoпoлyчнo «пpocкaльзывaть» зaдaнныe блoкoм yпpaвлeния «шaги». Haпpимep, шaг PXХ нa xoлocтoм xoдy paвeн 35. Cмeщeниe в движeнии cocтaвляeт 15 шaгoв, нo вмеcтo paccтoяния, cooтвeтcтвyющeгo 15 шaгaм, штoк peгyлятopa двaжды пpoбyкcoвывaeт, и «выползaeт» лишь нa рaccтoяниe, cooтвeтcтвyющee 13 шaгaм. Пpи пepexoдe нa xoлocтoй xoд PXХ в пpoцecce «зaпoлзaния» пpoбyкcoвaл oдин шaг, и oбщaя ycтaнoвкa ужe cмecтилacь тaким oбpaзoм нa шaг (блoк «дyмаeт», чтo пoлoжeниe PXХ = 35 шaгoв, a фaктичecкoe пoлoжeниe штoкa и пpoпуcкнaя cпocoбнocть cooтвeтcтвyют 34). И тaк, пpoбyкcoвывaя кaждый paз paзноoe кoличecтвo шaгoв, взaимocвязь мeждy yчтeнными блoкoм yпpaвлeния шaгaми и пpoпycкнoй cпocoбнocтью PXХ — yтpaчивaeтcя.
Ha диaгнocтикe этo бyдeт виднo пo измeнeнию шaгa нa xoлocтoм xoдy пpи oднoй и тoй жe тeмпepaтyрe в пpoцecce нecкoлькиx «пpoгaзoвoк» и пocлeдyющих пepexoдoв в peжим xoлоcтогo xoда.
Пpи этoм, eсли зaглyшить мoтop и зaнoвo зaпycтить eгo чepeз 30 ceкyнд — вce бyдeт paбoтать кaк нaдo (вoпpoc в тoм, нaдoлгo ли). Eщe интepecнaя дeтaль: ecли «пpoбyкcoвывающий» PXХ cнять c «Ceнсa», и ycтaнoвить, нaпpимep, в «Caмapy» — oн бyдeт впoлнe aдeквaтнo paбoтaть eщe дoвoльнo дoлгo. Cвязaнo этo c тeм, чтo блoк yпpaвлeния «Caмapы» имeeт абcoлютнo инoй мeхaнизм peгyлирoвки XХ.
2. «Клин». Штoк peгyлятopa мoжет зaклинить «нaмepтвo»…
! He cтoит пyтaть этoт дeфeкт c нeиcпpaвнocтью шaгoвогo двигaтeля: пpи зaклинивaнии мexaничecкoй чacти шaгoвый мoтop пpoдoлжaeт paбoтaть (PXХ «шypшит»), нo штoк oстaeтся нeпoдвижным; пpи нeиcпpaвнocти шaгoвoгo двигaтeля штoк пpи мexаничecкoм вoздeйcтвии нa нeго — пepeмeщaeтся
…a мoжeт «пoдклинивaть» в кaкoм-тo oднoм пoлoжeнии (кaк пpaвилo, в кpaйнeм), пpи этoм ecли вpyчную чyть cмecтить штoк — PXХ eщe пpoдoлжит кaкoe-тo вpeмя paбoтaть.
! Пpoфилaктикa и «клинa», и «пpoбyкcoвки» зaключaeтcя в пepeoдичecкoй oчиcткe и cмaзкe PXХ: нaкoнeчник и шток пpoмывaютcя aэpoзoлью «Oчиcтитeль кapбюpaтopa» (пpи этoм peгyлятop дepжим нaкoнeчникoм вниз), а шток («чeрвяк») — oбpaбaтывaeтcя жидкoй cиликoнoвoй cмaзкoй (пpи этoм peгyлятop дepжим нaкoнeчникoм ввеpx). Peкoмeндую пpoизвoдить пoдoбнoго poдa «пpoфилaктикy» пpи кaждoй cмeне мoтоpнoго мacла
3. Oткaз шaгoвoгo двигaтeля. Kaк yжe былo oписанo вышe, пpи oткaзe мoтopчика PXХ штoк (вpyчнyю) бyдeт пepeмeщaтьcя, нo пpи пoдключeнии paзъeмa никaкиx «пpизнaкoв жизни» PXХ пoдaвaть нe бyдeт… и этo пoкaзaниe к зaмeнe peгyлятopa. Убeдитьcя в oткaзe мoтopчикa мoжнo, «пpoзвoнив» PXХ мyльтимeтpoм: Пepeключитe тecтep в peжим oммeтpa и измepьтe coпpoтивлeниe мeждy вывoдaми «A» и «B» peгyлятopa, a зaтeм мeждy вывoдaми «C» и «D». Coпpoтивлeниe дoлжнo быть в пpeдeлaх 0,040–0,080 кОм.
4. «Пoдcoc». Явлeниe дoвoльнo peдкoe, нo «мeткoe». Инoгдa внeштaтный пoдcoc вoздyxa вo впycк имeeт мeстo быть чepeз кopпyc PXХ. Oбычнo этo coпpoвoждaeтcя xapaктepным «шипeниeм», нo cпocoб диaгнocтики PXХ «пo шипeнию» пoдxoдит тoлькo «ayдиaлaм» с мyзыкaльным cлyxoм. Для «визyaлoв» ecть нaглядный cпocoб для oбнapyжeния пoдcoca вoздyxa чepeз кopпyc РХХ: пpoлив eгo вoдoй нa хoлocтoм xoдy:
— Haбиpaeм в 0.35 — 0.5л ПЭT бyтылкy вoды и пpoдeлывaeм в кpышкe бyтылки дыpoчку шилoм
— Зaпycкaeм мoтop и нaчинaeм пpoливaть PXХ, ocoбeннo в мecтax cтыка «бoчки» и зaдней чaсти
— Пpи oтcyтcтвии пoдcoca вoздyxa чepeз кopпyc PXХ никaкиx измeнeний в paбoтe двигaтeля быть нe дoлжнo. Ecли чepeз кopпyc-тaки пoпaдaeт вoздyx в cиcтeмy — oбopoты нaчнyт снижaтьcя, и вoзмoжнo мoтop дaжe нaчнeт «тpoить» — в этoм cлyчae PXХ пoдлeжит зaмeнe (дaжe ecли Bы тoлькo чтo кyпили eгo в мaгeзинe)
5. Pacпaд PXХ. Heиcпpaвнocть чpeзвычайнo pacпpocтpaнeннaя. Pacпaд мoжeт быть пoлным (кoгдa peгyлятop paздeляeтcя нa нecкoлькo чacтeй) или чacтичным (кoгдa вылeтаeт oднa или двe зaклeпки). Пoлный pacпaд PXХ — 100% пoкaзaниe к eгo зaмeнe, ибo зaчacтyю нe yдaeтcя дaжe oбнapyжить всce eго чacти пoд кaпoтoм…
Чacтичный pacпaд PXХ — «бeдa» кyдa мeньшeгo мacштaбa.
Ecли Bы oбнapyжили пoтepю зaклeпки(oк) ДO пoлнoгo pacпада PXХ — Baм пoвезлo: тaкoй peгyлятop впoлнe мoжнo «peaнимиpoвaть». Для этoгo пoнaдoбитcя «cyпep-клeй» и двe (xoтя мoжнo oбoйтиcь и oднoй) зyбoчиcтки…
1. Boccтaнaвливaeм изнaчaльнyю гeoмeтpию peгyлятopa, coвмeщaя oтвepcтия для зaклeпoк в «бoчке» и в зaглушкe peгyлятopa
2. Bcтaвляeм (a ecли быть тoчнee, тo кaк бы вкpyчивaeм) зyбoчиcтки в oтвepcтия для зaклeпoк
3. Oблaмывaeм\oбрeзaeм лишнюю (выxoдящyю зa пpeдeлы кopпycа peгyлятopa) чacть зyбoчиcтoк
4. Зaкaпывaeм в oтвepcтиe для зaклeпoк c ycтaнoвлeнными в них и.o зaклeпoк cyпep-клeй и ждeм, пoкa клeй впитaeтcя и выcoxнeт
Oт пoдoбнoгo poдa нeпpиятнocти (pacпaдa PXХ) пpи ycтaнoвкe нoвoгo peгyлятopa ceбя можно «зacтpaxoвaть» пpи пoмoщи oбычнoй изoлeнты:
Для нaгляднocти я иcпoльзoвcл зeлeнyю, нy a Baм цeлecooбpaзнo бyдeт иcпoльзoвaть чepную…
6. Оплавление наконечника имеет место быть в случаях, если используется РХХ с наконечником на полимерной основе при установленном ГБО. Температура впускного тракта при использовании пропана в качестве топлива повышается. Особо существенное повышение температуры имеет место быть при использовании редуктора низкого давления с подачей газа в дроссельный патрубок (системы 1-3 поколений).
P.S.: Дopoгиe Ceнcoводы и Taвpoвoды! Зaпoмнитe oднy пpocтyю нo гopькyю для Baшeго вocпpиятия иcтинy: «opигинaльнoгo» peгyлятopa xoлocтoго xoда для SENS в пpиpoде нe cyщecтвyeт! He пoпaдaйтecь нa yлoвки cпeкyлянтoв! Ha Cлaвyтy и SENS c впpыcкoвым («инжeктopным») мoтopoм МeМЗ пoкyпaeм PXХ 2112, личнo я peкoмeндyю «Автотрейд».
C Лaнoсoм cлoжнee — для нeгo opигинaльный peгyлятop xoлocтoго xoда-тaки cyщecтвyeт, нo oтличaeтся oн oт peгyлятopa впpыcкoвoй «Нивы» лишь pacпoлoжeниeм (opиeнтaциeй) кoннeктopa. Иными cлoвaми, PXХ 21203-1148300 мoжeт быть пpимeнeн нa Лaнoce и Нeкcии бeз кaкиx либо пepeделoк. Между собой регуляторы 2112 и 21203 НЕ взаимозаменяемы!
Регулятор холостого хода (РХХ) — как работает, неисправности, симптомы, проверка
Во всех современных автомобилях есть регулятор, поддерживающий обороты холостого хода. Если ХХ теряет стабильность, возможно причина в датчике. Чтобы узнать это, нужно проверить регулятор холостого хода (РХХ).
Виды и конструкции РХХ
Внешний вид датчика напоминает электрический двигатель, имеющий коническую иглу. Прибор ответственен за подачу нужного количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу.
Существуют несколько разновидностей подобных датчиков:
Как работает регулятор
Когда двигатель работает на холостом ходу, через дополнительный канал подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает воздух, необходимый для его стабильной работы. Сечение этого канала регулируется РХХ. Количество воздуха учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). В соответствии с его количеством, контроллер подаёт топливо в двигатель через топливные форсунки.
На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора увеличивает обороты, обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах.
Признаки неисправности
Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена. Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода часто лампа «CHECK ENGINE» не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа «CHECK ENGINE».
Симптомы проблем с РХХ:
Приведённые признаки могут проявляться все сразу, либо по отдельности.
Диагностика датчика
Проверить клапан холостого хода можно самостоятельно. Его неисправности можно разделить на две части: механические и электрические. Есть несколько методов проверки.
Визуальный осмотр
Для начала необходимо провести визуальный осмотр. Таким образом можно обнаружить дефекты корпуса, износ иглы, образование нагара. В случае образования отложений, почистить можно средством очистки карбюратора. Также рекомендуется почистить весь дроссельный узел, т. к. он в похожем состоянии.
Использование диагностических программ
Работу РХХ можно проверить с помощью диагностического адаптера и специальных программ. Например, можно использовать самый простой адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. В меню программы нужно выбрать желаемое положение регулятора ХХ и посмотреть за работой клапана. Лучше выставлять минимум на 20 шагов больше, чем текущее положение.
Проверка проводки
Для этого нам понадобится мультиметр. На заглушенном двигателе снимаем разъём с датчика. Выставляем на измерительном приборе предел измерения 0-20 В постоянного напряжения. Измеряем напряжение на разъеме. В обычном случае должно быть 12 В.
Проверка сопротивления регулятора
Для этого нам понадобится измерить сопротивление между выводами A, B, а также C и D после отсоединения клеммы датчика. Мультиметр переводим в положение измерения сопротивления на пределе 0-200 Ом (Ω).
Нормальным значением является показатель в пределах 50-55 Ом. Сопротивление между A и C, B и D должно быть равно бесконечности.
Проверка с дроссельным узлом
Есть ещё один способ диагностики РХХ. Для этого понадобится снять дроссельный узел со шпилек вместе с датчиком.
При подключении разъема клапана и включении/отключении зажигания можно вживую наблюдать за работой РХХ. Посмотреть как работает игла, не затирает ли где-нибудь, проверить равномерность хода, услышать подозрительные звуки.
Калибровка нового РХХ
Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик подлежит замене? Нужно откалибровать его.
Теперь вы знаете как работает регулятор холостого хода, как его проверить и в случае необходимости заменить. Как вы поняли в этом нет ничего сложного и все операции доступны даже начинающему автолюбителю.
Напоследок, видео о диагностике РХХ:
Регулятор Холостого Хода. Принцип работы и признаки неисправности.
Нарыл информацию по РХХ. Признаки в точности как у меня!
Регулятор холостого хода является устройством, которое необходимо в системе для стабилизации оборотов холостого хода двигателя.
Во время работы двигателя на холостом ходу, за счет изменения проходного сечения дополнительного канала подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает, необходимое для его стабильной работы, количество воздуха. Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки.
На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора холостого хода увеличивает обороты и, таким образом, обеспечивает прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала.
Данный режим работы позволяет начинать движение автомобиля сразу, не прогревая двигатель. Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена.
Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода лампа «CHECK ENGINE» не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа «CHECK ENGINE».
К неисправностям регулятора холостого хода можно отнести следующие симптомы:
неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу,
самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя,
остановка работы двигателя при выключении передачи,
отсутствие повышенных оборотов при запуске холодного двигателя,
снижение оборотов холостого хода двигателя при включении нагрузки (фары, печка и т.д.).
Процедура калибровки РХХ?
1. Перед установкой РХХ необходимо отсоединить клемму (обесточить ЭБУ)
2. При установке РХХ расстояние между концом иглы РХХ и монтажным фланцем должно быть не более 23мм.
3. После установки одеть клемму аккумулятора.
4. Включить зажигание (не заводя двигатель) на 5-10 сек. (В этот момент ЭБУ делает калибровку РХХ)
5. Выключить зажигание. (Калибровка завершена).
6. Завести двигатель, проверить работу РХХ.
Если клемму не отсоединять, то ЭБУ никакой калибровки не делает!
Что такое электромагнитный клапан холостого хода
Все современные автомобили с двигателями внутреннего сгорания любого типа (карбюраторный, инжекторный, дизельный) имеют систему холостого хода.
Данная система обеспечивает стабильную работу двигателя на холостом ходу (ХХ), когда полностью закрыта дроссельная заслонка акселератора.
Одним из основных элементов этой системы является электромагнитный клапан холостого хода, называемый также «электропневмоклапан», «электромагнитный клапан», «регулятор холостого хода».
Назначение клапана
Клапан холостого хода обеспечивает поступление топливо-воздушной смеси во входной коллектор двигателя по отдельному дополнительному каналу ХХ в обход дроссельной заслонки, управляемой педалью акселератора.
В зависимости от типа двигателя клапан холостого хода регулирует подачу либо топлива, либо воздуха.
В карбюраторных и дизельных двигателях он управляет подачей во входной коллектор топлива, необходимого для стабильных холостых оборотов двигателя.
В бензиновых инжекторных двигателях обеспечивает подачу нужного количества воздуха.
Принцип работы
По своей сути клапан холостого хода является электромеханическим исполнительным устройством, работающем под управлением электронного блока, подающего электрические сигналы на его открытие или закрытие.
При этом происходит изменение диаметра проходного сечения канала ХХ, подающего во впускной коллектор двигателя необходимое количество топлива или воздуха.
В бензиновых карбюраторных двигателях электромагнитный клапан ХХ установлен непосредственно в корпусе карбюратора и входит в систему экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) топливной системы.
Управление работой клапана ХХ осуществляет блок управления ЭПХХ, установленный в моторном отсеке автомобиля.
При включении зажигания с блока управления подается питание на электромагнитный клапан, который открывается и обеспечивает подачу бензина по каналу ХХ во впускной коллектор двигателя.
При выключении зажигания клапан холостого хода обесточивается и перекрывает подачу топлива.
Для регулировки объема топлива, подаваемого по каналу холостого хода, в нем установлен регулировочный винт, называемый «винт холостого хода».
В бензиновых инжекторных двигателях клапан холостого хода, чаще называемый «регулятор ХХ», монтируется в корпусе дроссельной заслонки и входит в систему электронного управления двигателя (ЭСУД).
Его работой управляет электронный блок ЭБУ (контроллер), расположенный, как правило, в салоне автомобиля под передней панелью.
Блок управления фиксирует сигналы от датчиков, контролирующих отдельные параметры работы двигателя, обрабатывает полученную информацию и выдает управляющий сигнал на регулятор холостого хода.
По команде от блока ЭБУ регулятор ХХ увеличивает или уменьшает объем подаваемого через него воздуха во входной коллектор двигателя, обеспечивая заданные обороты ХХ.
В дизельных двигателях клапан холостого хода устанавливается в корпусе топливного насоса высокого давления (ТНВД) и также как в инжекторе подключен к блоку управления ЭБУ двигателем, расположенном в моторном отсеке.
Но при этом он регулирует подачу в цилиндры топлива, а не воздуха, обеспечивая необходимые обороты на холостом ходу.
Основные виды и устройство клапанов ХХ
В зависимости от типа двигателя применяются три основных вида электромагнитных клапанов:
Соленоидный вариант представляет собой электромагнит в виде втягивающей катушки с сердечником, установленным на входе в канал холостого хода.
При подаче питания на катушку сердечник втягивается, открывая проходное отверстие канала.
При обесточивании катушки сердечник возвращается в начальное положение, запирая канал.
Роторный тип клапана работает по такому же принципу, как и соленоидный. Но вместо сердечника используется ротор, который вращается в разных направлениях, плавно изменяя сечение проходного канала холостого хода.
При этом применяется широтно-импульсная модуляция (ШИМ), предусматривающая высокую частоту подачи управляющих сигналов на открытие или закрытие клапана.
Шаговый клапан холостого хода, по сути, это электродвигатель, выполненный в виде кольцевого магнита и четырех обмоток.
Управляющие сигналы от блока ЭБУ подаются поочередно на одну из обмоток, в результате чего вращается ротор, плавно изменяющий сечение проходного канала от его полного открытия до полного закрытия.
Признаки неисправности клапана ХХ и его устранение
Неисправный клапан холостого хода может вызывать:
Работоспособность электромагнитного клапана холостого хода карбюраторных двигателей можно проверить самостоятельно по легкому щелчку электромагнита в момент включения зажигания.
Для инжекторных и дизельных двигателей, работающих под управлением блока ЭБУ, его неисправность может быть выявлена с помощью диагностического оборудования.
Вывод
Таким образом, клапан холостого хода составляет важный элемент системы питания двигателя, от которого во многом зависит стабильная работа любого современного автомобиля.
Надеемся, что полученные знания помогут Вам в дальнейшем правильно эксплуатировать свой автомобиль.
Развеиваем мифы о КХХ на Toyota.
Доброго времени суток.
Недавно понял, что народ практически ничего не знает о такой штуке как КХХ (ISC, IDLE, IACV, ACV — много у него названий…), на форумах практически каждую неделю всплывает очередная тема про КХХ, его чистку, настройку, неисправность, «обучение» и прочее. В основном у владельцев двигателей серии A и E вообще полная неразбериха начинается в комментариях.
Самым большим удивлением стало то, что даже многие прожженные АСЫ и корчестроители не знают как оно работает…
Сегодня я поставлю наконец жирнющую точку в вопросе о всем, что касается КХХ на Двигателях серии E (и возможно A в некоторых случаях, там все практически так же). И владельцам других двигателей и даже марок машин полезно будет почитать, в те времена у всех практически были идентичные технологии касаемо ХХ.
Если где то кто то спрашивает про КХХ, можете смело тыкать его в эту статью, здесь будет расписано все. От корки до корки. И так, приятного чтения=)
Начнем мы с того что развеем один очень популярный миф: клапан отвечающий за прогревочные обороты и клапан отвечающий за ХХ — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ В TOYOTA. Иногда они работают в паре в одном корпусе (будет рассмотрено далее), иногда нет, НО ЗА ЭТО ОТВЕЧАЮТ ДВА РАЗНЫХ УСТРОЙСТВА С РАЗНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ.
Теперь только после того как мы осознали вышесказанное, начнем с Видов КХХ которые устанавливались на инжекторные E-двигатели, их 3 типа:
Первый тип: Ставился на 4e-fe, 5e-fe, 5e-fhe двигатели примерно 1989-1996 года (сильно зависит от комплектации, и на 4e-fte на всем протяжении производства этого двигателя.
Встречайте ACV клапан холостого хода:
Находится на торце впускного коллектора по другую сторону от дроссельной заслонки, имеет фишку с двумя контактами.
Принцип работы — после прогрева двигателя до рабочей температуры (о прогреве чуть позже), На контакт мозга ELS приходят сигналы от потребителей электроэнергии, на NSW контакт мозга приходит сигнал о включении D и R передачи (АКПП), IGT сигнал об текущих оборотах двигателя и другие, и мозг автомобиля через контакт DISC, отправляет ШИМ (прерывистый) сигнал на этот клапан, и он открывается и закрывается с частотой примерно 100 — 180герц (в зависимости от нагрузки. И скорость открытия и закрытия клапана (сважность импульсов) и задает правильный ХХ на УЖЕ ПРОГРЕТОМ МОТОРЕ.
За прогревочные же обороты, отвечает механический пружинный клапан под дроссельной заслонкой к которому приходят трубки антифриза, на холодную он приоткрыт, по мере прогревая антифризом дросселя, он начинает медленно закрываться уменьшая проток воздуха через него (по сути это термостат с обратной функцией, и выглядит кстати так же, можете расковырять посмотреть кому интересно=)) На фото ниже дроссель с такой системой справа.
Так же следует отметить важную особенность этой старой системы — повышение ХХ при включении Кондиционера вынесена как функция на отдельные два клапана на моторном щите. (один из которых кстати даже регулируется шлицевой отверткой, так что можно задать повышение ХХ при включении кондея комфортные для себя=)) Из этого вытекает другая особенность дроссельных заслонок с этой системой, в них есть одна дополнительная трубка для патрубка от этих клапанов, в отличии от более новых:
Регулировка НАЧАЛЬНОГО ХХ от которого будет отталкиваться КХХ при включении нагрузки, настраивается здесь банально болтом сверху дросселя.
На фото выше он слева, ставился на инжекторные e двигатели с 1996-1999 года (В зависимости от моделей автомобилей). Эта штука поинтереснее. Про нее очень многое сказано на англоязычных ресурсах, но в Рунете практически нет информации. Сейчас мы это исправим:
Как вы уже наверное догадались, ACV клапан на торце коллектора исчез в этих двигателях, даже отверстия под него нет в коллекторах этих годов, личный пруф:
Но без регулировки КХХ нельзя? Куда же его перенесли? Ответ очевиден, его совместили с клапаном прогревочных оборотов под дросселем=) И сильно переосмыслили всю конструкцию:
Во первых: Клапан стал шторочного типа, то есть шторка висит на штоке и в зависимости от команды мозгов приоткрывает или призакрывает клапан, что непременно надежнее часто выходящих из строя ШИМ клапанов (первый тип) с тонкой резиновой мембраной которая открывается и закрывается по 150 раз в минуту.
Во вторых: Клапан прогревочных оборотов теперь сделан из биметаллической спиральной пластины которая тоже сидит на этом же штоке, и при нагреве проворачивает начальное положение шторки на закрытие. То бишь работают они в паре и друг другу абсолютно не мешают, у каждого своя функция.
Как это все работает:
Теперь контактов не два а три: Постоянный плюс, и два минуса один на закрытие, другой на открытие клапана. ISC (Closed) и ISO (Opened) соответственно.
Сам клапан работает от двух электромагнитов-катушек на которое подается напряжение в зависимости от того хочет ли мозг приоткрыть или прикрыть клапан:
Ниже на картинке вы можете видеть список того что влияет на ХХ в этом более умном клапане, впечатляет не правда ли=) В скобочках по сути пины мозга которые вам все до боли знакомы на распиновке мозгов e и a серий двигателей. Все это при выходе из строя может повлиять на честность показаний мозгу и в конечном счете на холостой ход.
На всякий случай расшифрую:
NE — текущие показания оборотов двигателя
IDL — ключ холостого хода, находится ли сейчас двс в режиме ХХ, определяется ДПДЗ.
THW — температура антифриза (прогрелся двигатель или нет)
SPD — скорость по датчику скорости (находится в коробке или при тргоссовом спидометре — датчик холла в приборке)
AC — включен ли кондиционер или нет (О да, теперь эта функция лежит на КХХ, а не на отдельных клапанах, поэтому на дросселе слева и исчезла трубка для клапана)
STA — сигнал стартера при прокрутке (КХХ всегда открывается на полную при заводке двигателя, что бы двигателю было легче завестись)
T — есть ли ошибки по двигателю, находится ли двигатель в аварийном режиме.
NSW — включена ли передача (АКПП, принудительно поднимает обороты, что бы не было просадки)
А так же того чего нет на диаграмме — ELS1 ELS2 и прочие — энерго-потребители — при включении Вентилятора радиатора, ближнего света и прочих, тоже поднимает обороты.
Кстати будет неожиданностью не увидеть регулировочного винта начального (базового) ХХ на этих дросселях. За все теперь отвечает мозги, но небольшую возможность регулировки все же оставили, сама пластиковая бобышка с электромагнитами и разъемом под фишку крепится на двух винтах, если их ослабить то можно крутя по часовой или против, выставить немного начальные ХХ от которого потом будут базироваться ХХ выставляемые мозгом, но делать этого крайне не рекомендуется так как там все настроено заранее на заводе.
Третий тип: Года примерно 1998 — 2002) Вживую никогда не видел, буду весьма признателен если владалец машины с такой системой пришлет фото, прикреплю к статье. Работает аналогично второму типу, но один из магнитов намертво заземлен, а регулирует только второй, то есть в разъёме только два пина, постоянный плюс и сигнал с мозга на вторую катушку, назваться кстати стал RSD.
Одно из очень важных изменений по сравнениюю с вторым типом — сам КХХ теперь имеет в корпусе свой собственный микроконтроллер! Как он работает — одному богу известно, инфы нет вообще нигде.
Но из за этого появился полноценный режим сомодиагностики КХХ!
Если в первом типе диагностика заключалась в том что бы подать питание на оба контакта — клапан открывается.
Во втором типе на средний контакт подается плюс, на верхний минус — шторка открывается, на нижний минус — шторка закрывается.
То если на этот тип подать питание на два контакта, шторка методично полностью откроется, полностью закроется и вернется в прежнее положение (ага как стрелки приборки на некоторых машинах при включении зажигания!=)). Круто правда? Лан, кого я обманываю. Круто только мне повернутому на «этой непонятной электронике»=D
Четвертый тип: Этот тип не используется на двигателях E серии, но про него надо немножко знать так как именно он теперь используется на большинстве современных машин, и по праву считается самой надежной реализацией проблемы ХХ из существующих.
КХХ основанная на принципе шагового двигателя. Работает как так же как шторка под дросселем, но в отличии от электромагнитов — не находится в постоянно подвешенном состоянии, и не трясется от малейшего перепада напряжения. Открывает шторку на заранее прописанные фиксированные углы и не тратит электро-энергию на ее поддержание (плюс в безопасность, проводов под постоянным напряжением стало меньше!)
Об чистке. — Чистка всех видов КХХ осуществляется карбклинером — бензином и прочим — не на долго поможет, карбклинер имеет в составе вещество которое образует тонкую пленку на поверхности не давая дольше загрязняться элементам.
Два — Перед чисткой снять все электроэлементы — С Дросселя — ДПДЗ, с КХХ — пластиковый блок с катушкой (не забудьте пометить положение). Причина та же — пленка, она негативно влияет на элекроэлементы, ни в коем случае не допускать попадания клинера на элекроэлементы!
После чистки в первом типе воздух должен свободно проходить при включении клапана, во втором и третьем типе — шторка при снятой катушке должна вращать от закрытого до открытого плолжения буквально от дуновения ветра! Четвертый тип не буду подробно — не наш случай.
Регулировка НАЧАЛЬНОГО КХХ — в первом типе, ставим перемычку в диагностической колодке на TE1-E1 и винтом сверху дросселя подкручиваем обороты до книжных данных, примерно 800 на автомате, 700 на механике (данные отличаются в зависимости от типа двигателя!).
Во втором и третьем — лучше вообще не трогать, но если умудрились сбить — снимаете фишку с соленоида, ждете полного прогрева машины, крутите соленоид на штоке по часовой и против пока не найдете 1000 оборотов по тахометру. Фиксируете. Надеваете фишку, обороты должны упасть до книжных. Иногда требуется дообучение. особенно для третьего типа с микроконтроллером! Снимаем минусовую аккум клемму, ждем 5 минут идем включать зажигание не надевая клемму: включаем зажигание, ждем 30 секунд до разрядки конденсаторов до нуля в мозге. Выключаем зажигание, одеваем клемму, заводим. Дальнейшее дообучение идет постоянно в режиме езды, КХХ должно выровняться за 40-50 км. ПОМНИТЕ у нас простые аналоговые непрошиваемые мозги, не цифровые! Большинство сложных манипуляций обучения описанных в интернете — в нашем случае НЕ ТРЕБУЮТСЯ!
Всем спасибо за прочтение=) Надеюсь сделал этот мир немножечко компетентнее в данном вопросе=)
Если понравилось, не стесняемся, пишем комментарии, задаем свои вопросы и ставим «палец вверх» — это лучшие мотиваторы для меня писать такие статьи для Вас!
В след статье расскажу о видах ДПДЗ на E двигателях, их кстати аж 4 вида тоже! Чем отличаются, какие лучше, и взаимозаменяемость.