на что влияет кислотное число в масле

Химические свойства и характеристики масел!

на что влияет кислотное число в масле. Смотреть фото на что влияет кислотное число в масле. Смотреть картинку на что влияет кислотное число в масле. Картинка про на что влияет кислотное число в масле. Фото на что влияет кислотное число в масле

Химические свойства и характеристики масел:

Щёлочность и кислотность масел (alkalinity, acidity). Очищенное минеральное масло, как правило, является химически нейтральным. Для нейтрализации кислот, образующихся во время работы при сгорании сернистого дизельного топлива или окисления углеводородных молекул масла, в моторные и трансмиссионные масла добавляют щелочные присадки. Обычно эту задачу выполняют моющие и диспергирующие присадки – детергенты (поверхностно-активные вещества). Чем больше щелочность масла, тем больше его рабочий ресурс. Поэтому для моторных и трансмиссионных масел в качестве эксплуатационного показателя указывается общее щелочное число TBN. В некоторые индустриальные масла (охлаждающие смазочные жидкости и др.) добавляют активные сернистые присадки, которые имеют слабую кислотную реакцию. В связи с этим, в качестве показателя химических свойств, указывается общее кислотное число TAN. Этот показатель иногда определяется и при анализе работающего или отработанного масла как показатель степени окисления масла и накопления кислых продуктов сгорания топлива.

Щелочность и кислотность масел выражаются через количество (в мг) гидроокиси калия (KOH), эквивалентное содержанию всех видов щелочей в 1 г масла или необходимое для нейтрализации всех кислот в 1 г масла – и для щёлочности, и для кислотности дименсия та же самая (мг KOH/1г масла).

Для определения кислотности проводится титрование гидроокисью калия, а для определения щёлочности – соляной кислотой. В настоящее, время для этих целей чаще используют метод потенциометрического титрования.
В документах, сопровождающих товарные продукты смазочных материалов, щёлочность и кислотность выражаются через:

— Общее щелочное число (TBN)
— Число нейтрализации
— Общее кислотное число (TAN)
— Число сильных кислот (SAN)

Общее щелочное число TBN (total base number) показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Общее щелочное число выражается через количество гидроокиси калия в мг, эквивалентное количеству всех щелочных компонентов, находящихся в 1 г масла (мг КОН/г).

Моторное масло должно обладать определённой щёлочностью для сохранения моющих свойств, способности к нейтрализации кислот и подавления процессов коррозии. Чем больше щелочное число, тем большее количество кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива, может быть переведено в нейтральные соединения. В противном случае эти кислоты вызывают коррозионный износ деталей двигателя и усиливают процессы образования отложений. При работе масла в двигателе щелочное число неизбежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются. Такое снижение имеет допустимые пределы, по достижении которых масло считается утратившим работоспособность. Считают, что при уменьшении щелочности масла примерно на 50% от начальной величины, масло следует заменить.

Число нейтрализации (neutralization number, neut number). Показывает щелочность или кислотность масла и выражается через количество соляной кислоты или гидроокиси калия в мг, необходимое для нейтрализации оснований и кислот, находящихся в 1г масла. Число нейтрализации определяется потенциометрическим титрованием (по ASTM D 664) или колориметрическим титрованием.

Общее кислотное число ТAN (total acid number). Как моторное, так и трансмиссионное масло может содержать и кислотные, и щелочные компоненты, содержание которых может быть определено раздельно. Кислотные компоненты нового масла могут иметь слабую кислотность, которая не оказывает заметного влияния на коррозию металлов и называется общим кислотным числом масла TAN. TAN масла выражается через количество гидроокиси калия в мг, необходимое для нейтрализации слабых кислот, находящихся в 1 г масла и определяется по стандартным методикам ASTM D 664 и ГОСТ 11362-96. При анализе работающих жидкостей автоматической коробки передач (ATF), а также трансмиссионных и моторных масел, иногда определяется TAN, как один из показателей, характеризующих образование кислот при окислении масел.

Число сильных кислот (strong acid number). В автомобильных маслах сильные кислоты должны отсутствовать, но они могут образовываться при продолжительной работе моторного масла. Появление в масле сильных кислот означает необходимость замены масла, так как такие кислоты вызывают интенсивный коррозионный износ и образование шлама. SAN как и TAN, выражается через количество КОН, необходимое для нейтрализации соответствующих (сильных) кислот.

Содержание серы (sulfur content) – это показатель для оценки сернистости масла. Соединения серы попадают в масло из нефти или с серосодержащими присадками. По содержанию серы в масле без присадок делаются выводы об антикоррозионных свойствах базового масла. При наличии серосодержащих присадок, содержание серы указывает на их наличие (не сработанность).

Коксуемость, склонность к коксованию (coceability, coking tendency, carbonization). При достаточно высокой температуре масло разлагается и образуются твёрдые углеродистые продукты. Термостойкость масла определяется его склонностью к коксованию. Коксование- склонность масла при нагревании образовывать остаток (после испарения всех летучих фракций) с последующим термическим разложением остатка масла в отсутствие воздуха. Это показатель чистого масла, так как присадки могут оказывать значительное влияние на коксуемость. Поэтому коксуемость определяется только для базовых масел.

Зольность (ash content) — это количество золы, образующееся при сгорании масла. Чистое свежее масло без присадок должно сгорать без остатка. Образование золы из масла без присадок является показателем его засоренности. Присадки в товарном масле значительно увеличивают зольность. Зольность определяется путем сжигания установленного количества масла в открытом тигле с последующим прокаливанием остатка и выражается в процентах от начальной массы масла (ISO 6245, EN 7, DIN EN 7, ASTM D 482, ГОСТ 1461-75).

Сульфатная зольность (sulfated ash) — это показатель содержания присадок, в основном органических соединений металлов. Золу составляют продукты окисления органических соединений металлов — окиси (например BaO, CaO, MgO) и сульфаты металлов (например BaSO4, CaSO4, MgS04). Для сравнения зольности разных масел, все окиси металлов переводятся в сульфаты. Масло нагревается до образования твердого углеродистого остатка, который обрабатывается серной кислотой для превращения окисей металлов в сульфаты. Затем сульфаты прокаливаются при температуре 775°С до образования сульфатной золы. Сульфатная зольность для автомобильных масел определяется по стандартам ASTM D 874, ГОСТ 12417-73 или DIN 51 575 и выражается в процентах от начальной массы масла.

Сульфатная зольность является прямым показателем количества присадок в масле, поэтому присутствие присадок проверяется именно по сульфатной зольности. Довольно высокая сульфатная зольность моторных масел (по сравнению с другими маслами) в основном обусловлена наличием в их составе моющих присадок, содержащих металлы. Эти присадки необходимы для предотвращения отложений на поршнях и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты. Излишне зольное масло может приводить к преждевременному воспламенению рабочей смеси из-за образования отложений в камере сгорания, неблагоприятно влиять на работоспособность свечей зажигания, способствовать по-вышенному износу деталей вследствие абразивного воздействия на поверхности трения.

Химический состав масла (chemical constitution of oil). Качество масла, в значительной степени, зависит от его группового химического состава, т.е. от соотношения парафинов, ароматических соединений и нафтенов. При оценке качества масла и присвоении категории качества, химический состав масла не определяется, так как многие свойства масла существенно улучшаются введением соответствующих присадок. Иногда, в описаниях масла производители указывают основной класс соединений, так как они характеризуют некоторые общие эксплуатационные свойства. Например, парафиновые масла отличаются высоким индексом вязкости, хорошей стойкостью к окислению, а нафтеновые масла — высокой липкостью, хорошими смазывающими свойствами и т.д.

При разработке новых сортов масел, соотношение соединений нефти и другие химические показатели определяются при помощи инфракрасной (ИК) спектроскопии, хроматографии и других методов анализа.

Химические методы анализа более широко применяются при анализе работающего масла для идентификации и определения количества продуктов окисления и загрязнения. Например, по результатам определения количества металлов делаются выводы о процессах износа деталей двигателя, по содержанию карбонильных групп (ИК спектроскопия) — о степени окисления масла и ресурсе работы.

Летучесть, испаряемость, потери от испарения (volatility, oil loss by evaporation). Во время работы двигателя, вследствие высокой температуры, наиболее легкие фракции масла улетучиваются. Склонность масла к испарению, согласно требованиям АСЕА, оценивается метолом Нок (Noack volatility test, CEC-L-40-A-93, DIN 51 581). По этому методу испарение определяется при температуре масла 250°С в течении 1 часа. В Америке для определения испарения масел бензиновых двигателей используют метод Нок или аналогичный метод воздушной струи (air jet test, ASTM D 972), а также метод вакуумной дистилляции (ASTM D 1160) или хроматографии при температуре 371 °С (ASTM D 2887). Для масел дизельных двигателей (в Америке) обычно определяют общие потери масла в моторных испытаниях (IK, IN, Т8) в г/кВт ч. Согласно ГОСТ 10306-75 потери от испарения определяются пропусканием воздуха через нагретое масло. Испаряемость в чашечке определяется по ГОСТ 20354-74.

Здесь много полезной информации по маслу Лучшие из лучших!

Источник

Как правильно читать и понимать анализы свежих масел, с примерами от Лукойла

на что влияет кислотное число в масле. Смотреть фото на что влияет кислотное число в масле. Смотреть картинку на что влияет кислотное число в масле. Картинка про на что влияет кислотное число в масле. Фото на что влияет кислотное число в масле

Базовая основа
База на основе которой сделано масло, обычно минеральная, полусинтетическая (без указания конкретного состава — часто он попросту недоступен), гидрокрекинг и ПАО\эстеры. Чем дальше по списку, тем «круче» стабильность базовой основы…но не присадочного пакета, разумеется…

Вязкость при 40С, сСт
Измеренная вязкость при температуре 40С, чем ниже эта вязкость, тем более экономично масло при прогреве и езде с недогретым двигателем, например зимой. Для каждой вязкости масел этот параметр сильно отличается даже в пределах одной группы. Но как правило выше вязкость — тем меньше легкокипящих фракций и тем меньше полимерных загустителей…и тем больше расход топлива. Хотя 1-3% вы врядли заметите.

Вязкость при 100С, сСт
Измеренная вязкость при 100С, которая позволяет отнести его в нужный ряд по SAE, ACEA, ILSAC и т.д. Чем ниже вязкость — тем больше экономия топлива, но тем менее крепкая масляная пленка и защита от износа. В целом лучше ориентироваться на соответствие SAE в данной вязкости, чем на абсолютное значение параметра. Но помните — зимой должен быть хороший запас на разжижение (читай — выбирать в верхней границе диапазона), при холодном запуске и прогреве в масло попадает очень много топлива. Вплоть до 25% в системах с непосредственным впрыском…

Щелочное число, мгКОН/г
Начальное щелочное число. Определяет способность маслу противостоять кислотам, образующимся как при сгорании топлива, так и собственно масла. Чем выше, тем лучше, минимум ограничивается допуском, максимум золой. Для бензиновых атмо- и дизельных турбодвигателей на интервал 200-300моточасов достаточно 7-10. Масла с щелочным ниже 7 брать не стоит, не имея на то веских оснований. Например короткий интервал или специфический допуск автопроизводителя (спорно). На самом деле важна динамика срабатывания (падения) щелочного числа и момент сравнения его с кислотным (браковочный показатель), а не его начальное значение.

Кислотное число, мгКОН/г
Начальное кислотное число масла, чем ниже — тем лучше, но большое содержание ZDDP увеличивает его. Обычное значение в диапазоне 2-3, для дизельных масел может быть значительно выше. У особо крутых, либо малозольных масел в диапазоне 1,5-2. Само по себе число мало что значит, но чем меньше тем больше запас по приближению щелочного числа к кислотному.

Зола сульфатная, %
Сульфатная зола, которая остается от масла при его сгорании. Для двигателей без катализатора зола не имеет значения, но чтобы избежать быстрого забивания камеры сгорания лучше не превышать 2%. Для двигателей с обычным катализатором лучше выбирать с золой не более 1,5% (лучше до 1,3%). Для двигателей с непосредственным впрыском не более 1,15% (лучше 1%), в противном случае впускные клапана быстро обрастают нагаром, т.к. не омываются бензином. Для двигатель с сложными системами очистки выхлопных газов — сажевыми фильтрами, системой AdBlue, многоступенчатыми катализаторами — зола должна быть СТРОГО не выше 0,8%. Для двигателей без катализаторов и систем очистки выхлопа, зола до 1,6% не является проблемой. В случае, если двигатель не ест масло вообще (большинство нормальных японских и отечественных двигателей) зола не имеет для них никакого значения.

Температура застывания, С
Температура потери текучести. Масло либо желируется (большинство 0W масел) либо обрастает кристаллами парафинов так, что превращается в очень вязкий мед. В случае чистой минералки — состояние полностью твердое, как парафин. Фактически эта температура поможет лишь определить удачность базы+депрессанта, а не качество масла. Определяющим параметром при выборе являться может только в районах крайнего севера. Если масло заваливает CCS, то посмотрев эту цифру, вы поймете ее бессмысленность.

Температура вспышки, С
Температура образования на поверхности масла фракций, которые воспламеняются от открытого пламени. Может определяться в закрытом тигле (температура ниже), так и в открытом тигле (как правило выше). Параметр, важный для перевозчиков масла, но совершенно бесполезный в реальной эксплуатации. Обычное значение выше 200-225С. В особо вязких маслах или особо стабильной базой — температура вспышки выше 250С. Параметр не влияет на угар масла. Масло с вспышкой в 250С спокойно может вылетать в трубу, а с вспышкой в 200С не расходоваться вообще. Все зависит от удачности сочетания базы и пакета присадок.

Вязкость CCS, мПа*с
Вязкость имитации холодной прокрутки — Cold Cranking Simulator, определяется на вискозиметре роторного типа, эмулирует холодный старт двигателя. В реальности все будет зависеть от топлива, топливной системы, стартера, аккумулятора, оборотов которые разовьет стартер…ну и удачного сочетания всех этих факторов. Позволяет сравнить несколько масел из одной вязкостной группы, насколько легко можно будет прокрутить замороженный двигатель, но не дает 100% гарантии старта при попадании CCS в допуск. Важно лишь зимой.

Испаряемость по Ноаку, %
Показывает сколько разогретого масла испарилось при температуре 250С в течении 1часа. Позволяет сравнить несколько масел на испаряемость, а также понять сколько в них содержится легкокипящих фракций. Но не является критерием объективной оценки. Масло с высоким Ноаком может не угорать в двигателе, а с низким — напротив, неплохо выгорать и улетать в трубу. Хотя под этот тест уже давно натянули ужа на ежа очень много допусков…почему 1час, почему именно 250С — не разъяснил никто.

Молибден, ppm
Показывает содержание молибдена в масле в виде тримеров и димеров молибдена — MoDTC. Это антифрикцион. Обеспечивает тишину работы двигателя, сглаживая назойливые металлические звуки и звон, например от гидрокомпенсаторов. На самом деле соединений молибдена настолько много, что сложно сказать какое содержание оптимально. Бывает и 40-50ppm и даже 900ppm. Если молибден есть — масло обычно тихое. Трибологические эффекты и снижение износа не особо доказаны на ДВС, потому что трения как такового обычно нет. Теоретически пленка из соединений молибдена может снизить износ при «сухом» старте. Но это спорно, в любом масле есть ZDDP — куда более «крутой» антифрикцион. Есть — хорошо. Нету — не страшно.

Фосфор, ppm
Цинк, ppm
Показывает содержание соединений фосфора, а последний — цинка. В основном показывают содержание в масле крайне важного для двигателя противоизносного и противозадирного компонента ZDDP — цинка диалкилдитиофосфата. При высоких температурах (порядка 200-250С и выше) реагирует с металлами образуя устойчивые антифрикционные металлорганические соединения, предотвращающие сваривание и задирание металлов, когда маслянная пленка уже не работает, а в следствии исключая износ. В настоящее время постоянно ограничивается содержание (в связи с якобы некоторой опасностью соединений фосфора для катализаторов, хотя это до сих пор нигде не доказано, но норму то ввели…), с постоянным добавлением и замещением соединениями бора, молибдена…и даже титана, вольфрама (последние экзотика, но встречаются), а также добавление 1-5-10% эстеров… Но снижение ZDDP всегда приводит к росту износа. Пока полной замены не придумано. Суммарное содержания цинка-фосфора в обычных маслах SN около 1600-1800ppm, есть уникумы с всего 1100-1500ppm. В ILSAC обычно в сумме 1800-2000ppm, в дизельных маслах 2200-3000ppm и более. Если у вас двигатели с склонностью задирать поверхности гильз, вкладышей (G4KD, G4KE и прочие корейцы), а также крошить распредвалы (4G13, 4G15, 4G18, K20, K24) вам СТРОГО нельзя использовать масла с содержанием ZDDP ниже пороговых 2000ppm. Либо брать масла с молибденом в космические 600-900ppm, хотя судя по статистике это не панацея. Т.е. вам нужно масло с полноценным дизельным допуском, как бы вам смешно это не казалось. В дизеля ZDDP ниже 2000ppm категорически НЕЛЬЗЯ лить, чтобы вам там не придумывали производители. Угробите ЦПГ и вкладыши достаточно быстро. Исключение SkyActive-D с СЖ 14:1, там хватит обычных бензиновых 1800-2000ppm.

Бор, ppm
В основном дает сукцинимид бора, который немного повышает щелочное число, но в основном используется как беззольный дисперсант и детергент, удерживает частички сажи и загрязнений во взвеси, не давая им собирать в крупные комочки и выпадать в осадок в разных местах. В маслах, содержащих минералку редко встречается и практически бесполезен — минеральная основа сама удерживает грязь в объеме. В бензиновых двигателях, не продуцирующих сажу тоже бесполезен (если конечно двигатель не загрязнен), их продукты сгорания и загрязнения обычно легко растворимы в масле. В дизельных маслах на гидрокрекинговой и синтетической основе — крайне важный компонент, не даст сажи вывалиться из масла. Опять же, в дизелях, не склонных выбрасывать сажу в масло, не особо важный компонент. Обычное содержание 100-200ppm, но бывает как меньше, так и больше. Если у вас бензиновый двигатель — смысла смотреть на эту цифру нет вообще. Если у вас дизельный двигатель — смотрите на полусинтетические и минеральные масла, они лучше выдерживают такие нагрузки и количество загрязнений, чем чисто синтетические и гидрокрекинговые масла.

Магний, ppm
Моющие щелочные соединения магния. Встречается в основном в дизельных маслах (где ZDDP набуцкали столько, что кальцием щелочное поднять высоко без роста золы не получается) в виде сульфонатов (дающих рост содержания серы) либо салицилатов магния. В последнее время в связи с экологическими ограничениями по золе и возникновении проблемы LSPI (пока идет обсуждение, а есть ли на самом деле эта проблема) вновь обрели популярность в малозольных и среднезольных пакетах. Считается что соединения магния медленнее снижают щелочное число, однако способны нейтрализовывать не все кислоты, образующиеся при сгорании бензина, поэтому всегда входят в пакет вместе с соединениями кальция. Чисто магниевые пакеты — огромная редкость.

Кальций, ppm
Моющие щелочные соединения кальция — дают большое содержание содержание кальция, до 3000ppm и выше, но не без вреда для золы — она взлетает достаточно высоко. Чтобы не завышать золу, вписаться в стандарты, постепенно замещают на салицилаты кальция, которые дают содержание кальция в районе 2000ppm. В общем и целом — чем выше, тем выше щелочное, но в пределах группы конечно. В текущее время постоянно ограничивают на уровне 2000ppm и меньше, в связи с появлением болезни LSPI на некоторых турбодвигателях с распределенным впрыском (преждевременное воспламенение — детонация, ломающая кольца, свечи и поршни, которое вызвано якобы соединениями кальция, но до сих пор проблема не решена, проблемы нет на прямовпрысковых двигателях), что ограничивает щелочное число. Чтобы щелочно число поднять без подъема содержания кальция и золы — вводят беззольный сукцинимид бора вместе с малозольными сульфонатами и салицилатами магния (а в некоторых случаях и натрия), дающие значительно меньше золы, чем металлорганические соединения кальция, пусть и дающие меньший прирост щелочного числа.

Индекс вязкости
Безразмерная величина, показывающая стабильность масла в широком диапазоне температур. Чем меньше разница в вязкости при 100С и 40С, тем выше это число. По факту означает насколько много набуцкали в пакет полимерного загустителя, в довольно маловязкую базу. В результате чем выше индекс, тем выше Noack испаряемость, тем ниже вспышка, выше угар, тем меньше стойкость масла к нагрузкам и тем из менее вязких баз состоит масло, в пределах одной группы и одной базы. В летний период лучше выбирать масло с маленьким индексом, в зимний — наоборот, с высоким.

Дельта щелочное-кислотное
Показывает запас падения щелочного и роста кислотного. Чем больше дельта — тем больший интервал выдержит масло, без вываливания из себя загрязнений в виде шлама и противодействия коррозии металлов.

Отн.щелочное число/зола
Показывает удачность пакета и чистоту базовой основы от примесей. Означает какое щелочное число содержало бы гипотетическое масло на этой базе с этим пакетом при золе в 1%. Значение 9-10 для отличных, более 10 для выдающихся масел с самыми крутыми пакетами присадок, с соответственно крутой ценой. Косвенно можно определить что перед нами — минералка, полусинтетика или масло высокой очистки — гидрокрекинг, либо же синтезированное масло — пао\эстеры\GTL. Для минералки это число ниже 6,7, для полусинтетики (с минералкой 1й группы) в диапазоне 6,7-7,5, для гидрокрекинга и синтетики от 7,5 и выше. Если масло грузовое, либо дизельное — золу задирает так, что данный параметр для них не показателен. Некоторые полусинтетические дизельные масла с магниево-кальциевым пакетом скроют минералку в базе, которую тем не менее можно определить (а можно и не определить) по Ноаку и содержанию серы.

Температурный диапазон
Суммарное число температура вспышки минус температура застывания, показывает крутость базы, присадочного пакета, продукта и производителя в замесе диапазон стабильности масла. Можно косвенно определить удачность базы масла в широком диапазоне температур. Ни на что не влияет.

Специально опустил соединения бария, вольфрама, титана, алюминия, железа, меди, калия, натрия и т.д. — для свежих масел это огромная редкость и экзотика. Кремний есть всегда — антипенные присадки, на них смотреть в свежем масле тоже бессмысленно. В отработке напротив, достаточно важные параметры, Также таблицы сделаны без учета содержания топлива, окисления, нитрирования, воды…не особо они важны.

Все любят Лукойл, рассмотрим анализ на основе нескольких его масел, имеющих анализ.

на что влияет кислотное число в масле. Смотреть фото на что влияет кислотное число в масле. Смотреть картинку на что влияет кислотное число в масле. Картинка про на что влияет кислотное число в масле. Фото на что влияет кислотное число в масле

Масло можно лить во все, кому предписано W40 (в легковые дизеля тоже можно, ZDDP достаочно), кроме ДВС с непосредственным впрыском, превышение по золе в 1% небольшое, но есть.

Рекомендуется лить во все без сложных систем очистки выхлопных газов, для дизеля (высокооборотистые и сильнонагруженные, с топливом с большим содержанием серы) вообще идеально.

Отлично масло на ПАО с нормальным пакетом и высоким щелочным по приемлемой цене. Подойдет даже в некоторые легковые дизеля. Масло вязкое, в зиму — запас на разжижение топливом и соответственно хорошая защита от износа.

Лить можно во все бензиновое без непосредственного впрыска, даже туда где предписан ILSAC, зола в 1,17% им явно не навредит. Кому понравилось — лейте дальше и ничего не выдумывайте. Кому нужна дешевая «почти нулевка» на зиму заливайте смело.

Интересное масло с крепкой базой, высоким щелочным, при малой золе, но урезанным ZDDP. Лить можно в любую зажигалку даже с непосредственным впрыском. Только для ДВС требующим ILSAC!

Источник

На что влияет кислотное число в масле

Если это входной контроль, то значение кислотного числа не должно превышать норму по ГОСТ или ТУ в пределах погрешности (воспроизводимости) метода испытаний, в противном случае вызывайте представителей поставщика ГСМ и оформляйте его возврат или замену.

Если же это исследования масла в процессе эксплуатации, по которым нужно принимать решение о его замене, то ровняться на нормы по ГОСТ для свежего масла – недопустимо. В данном случае необходимо руководствоваться нормами прописанными для эксплуатации ГСМ в конкретном оборудовании. Потому что, для одного оборудования значения к примеру 0,16 мгКОН/г (от изначального 0,02 мгКОН/г ) будет приемлемо, а для другого – нет. Можно также руководствоваться нормами браковочных показателей в процессе эксплуатации от производителей ГСМ – если есть таковы. Но значение К/ч не панацея по которой можно судить что масло пригодно к эксплуатации, поскольку как Вам ранее указали есть еще много факторов и норм старения для разных масел (содержание воды, мех. примесей, изменение вязкости, ВКЩ и т.п.), результат которых и есть маяк, по которому принимают решения о дальнейшей эксплуатации масла или его замены.

Тем более что при оценке работоспособности масел по К/ч, могут быть подводные камни, к примеру:

Тем не мене масло применяют, кислотное число в процессе эксплуатации проверяют, но поначалу данным значением пренебрегают. А работоспособность масла оценивают по значениям содержания влаги, мех. примесей, изменения вязкости кинематической (как правило не более 25-30%) и ВКЩ (и то не всегда, поскольку некоторые масла на импортных присадках могут давать слабокислотную вытяжку при норме «нейтральная среда»)

Почему?, спросите Вы – а потому что один из компонентов этого масла – это присадка «дитиофосфат цинка», которая улучшает антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные свойства масла, и по кислотному числу (как и по цинку, фосфору и зольности) в свежем масле ИГП-38 судят не старое или свежее масло, а сколько данной присадки находится в масле. Кстати, данная присадка применяется и в моторных маслах для дизелей, и помимо кислотного числа, эта присадка показывает и щелочное число.

Поэтому Вы сами правильно написали, что К/ч это своеобразный критерий «старения масла», его «возраст» или «трудовой стаж», тем более его можно поправить при необходимости и в «свежем масле» без особого улучшения его эксплуатационных свойств. Так как К/ч – это количество мг КОН на 1 г масла необходимого для достижения рН = 9,4-14,0 (переход окраски индикатора щелочной голубой 6Б), или рН = 6,2-7,6 (переход окраски индикатора нитразиновый желтый), или при потенцеометрическом титровании до скачка потенциала в диапазоне рН = 10-12. Кстати при потенцеометрическом титровании, по графику титрования можно определять кислотное число сильных и слабых кислот. Для эксплуатации масел более не допустимо наличие сильных кислот, наличие слабых кислот – это еще не показатель не пригодности масел.

Если же Вы желаете оценить «трудовой стаж» масла до его эксплуатации, то необходимо проверять стабильность масла после окисления, хотя и этот показатель может не отразить в полной мере качество масла, поскольку существуют и иные критерии оценки как фильтруемость, гидролитическая и механическая стабильность и т.п., которые к тому же могут и не нормироваться в НД, но отражать истинные эксплуатационные свойства.

В общем, тем для исследований можно нарыть на голом месте.

Хочу добавить, что когда определяют К/ч и Щ/ч, полученные данные анализируют вместе с изменением рН. Из Вашего примера, это наглядно видно, Щ/ч почти не меняется, кислотное число растет, рН падает. Т.е. ниже рН, нужно больше КОН до изменения окраски раствора или скачка потенциала. Но поскольку скачка потенциала в отработанных моторных маслах практически почти не бывает, то в основном все титрую до определенного значения рН.

Также не стоит забывать что собой представляют присадки которые дают Щ/ч и К/ч, поскольку растворы щелочи и кислоты по методикам Щ/ч и К/ч, сильнее них. Как следствие может происходить обмен при титровании. Поэтому не факт, что при высоком Щ/ч и низком К/ч масло еще пригодно к эксплуатации. Да и «слабые» продукты окисления масла, к тому же также могут участвовать в реакции при определении К/ч.

По зольности, как я думаю Вы уже поняли, что ориентироваться на нее тоже не панацея, поскольку продукты износа и загрязнения в отработанном масле, искажают результат.

Зольные и беззольные моющие присадки нейтрализую кислые продукты, образующиеся в процессе окисления масла вследствие повышенной щелочности. Они обладают детергентным действием, содержат в молекуле полярные группы, которые адсорбируются на поверхностях нерастворимых в маслах частиц и препятствуют таким образом образование лаков и отложений.

Также они являются и диспергирующими присадками, поддерживая адсорбировавшиеся продукты загрязнения во взвешенном состоянии.

В связи с чем по содержанию элементов (Zn, Ca, Mg, P) тоже трудно отследить (тем более, обычными методами по ГОСТ нормально их в отработке не определишь) – они ведь ни куда не деваются пока крупные мицеллы не выпадут в осадок или их словят фильтра, или же начнется образование лаков и пригаров.

В этом случае можно увидеть, и падение элементов, и увеличение кислотного числа (но тоже не всегда), и уменьшение щелочного числа – но это уже поздно, масло нужно было менять еще до этого. А так придется двигатель колоть

Отсюда вывод – не страдайте ерундой, и меняйте масло согласно рекомендаций, а с нашим топливом даже и раньше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *