на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

Что нужно знать об итоговом сочинении: советы экспертов

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

Как итоговое сочинение влияет на поступление в вуз?

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

Это сочинение по литературе?

Ответ: Оно носит надпредметный характер. Проведение литературоведческого анализа произведений не предполагается. При этом нужно строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала.

В каком жанре нужно писать?

Ответ: Выпускник должен написать сочинение-рассуждение.

На какие произведения опираться?

Ответ: Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

На скольких произведениях нужно строить рассуждение?

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

Ответ: С одной стороны, достаточно опоры на один текст. Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

Можно ли пользоваться текстами литературного произведения?

Ответ: Нет. Разрешаются только орфографические словари, выданные комиссией по проведению итогового сочинения.

Что нужно, чтобы получить «зачет»?

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?

Ответ: Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).

Кстати

Источник

6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно

При поступлении в вуз учитываются не только баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах. Последние три года ещё и результаты перепроверки так называемого итогового сочинения. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец рассказывает, что это такое, есть ли от итогового сочинения хоть какая-то польза и кому оно вообще нужно.

1. Итоговое сочинение нужно абитуриенту

Выпускник, который хорошо владеет письменной речью, может написать отличное сочинение ­– в своей школе и под надзором своих учителей. А не в лихорадочной атмосфере ЕГЭ. Он может получить за сочинение в вузе дополнительные баллы (вместе с другими баллами за индивидуальные достижения). И именно эти баллы могут помочь ему поступить.

Как на самом деле. Сайт «Поступление.ру» не очень обнадёживает: «Написали итоговое сочинение? Окей. Теперь расслабьтесь и успокойтесь — абсолютное большинство российских вузов не будет учитывать при приёме результаты итоговых сочинений и присуждать дополнительные баллы».

Другой сайт для абитуриентов в 2015–2016 году публиковал таблицы вузов, которые учитывают результаты итогового сочинения. Но в 2017 году такой информации на сайте уже не оказалось. Я нашёл только пять московских вузов, которые перепроверяют итоговые сочинения и дают за них дополнительные баллы: НИУ ВШЭ (до 10 баллов), ГАУГН (до 10 баллов), МГУ (до 4 баллов), МИФИ (до 2 баллов), МГПУ (до 10 баллов на некоторые направления). В регионах таких вузов вообще нет (если это, конечно, не филиалы упомянутых столичных). К сожалению, сайт «Поступление.ру» прав.

2. Итоговое сочинение нужно университетам

После введения ЕГЭ в университетах уменьшился уровень коррупции (о вузах, где есть внутренние экзамены, говорить не будем). И теперь вузы лишились возможности хоть как-то влиять на отбор абитуриентов. Очевидно, что образ идеального студента в РУДН и, скажем, в Свято-Тихоновском православном университете отличается. Перепроверка итогового сочинения и начисление дополнительных баллов могли бы немного компенсировать эту потерю. У вузов появилось право разрабатывать свои требования к сочинениям и проверять их по своим критериям. Абитуриенты, которые нацелены на конкретный вуз, могут заранее узнать эти требования и постараться написать сочинение в соответствии с ними.

Как на самом деле. Вузы отказываются от этого. Почему? Одна из причин — материальная. Организация перепроверки сочинений стоит сотни тысяч и даже миллионы рублей. Если у вуза нет своих экспертов, которым он мог бы доверить проверку, — он должен нанимать их со стороны. Но это со своими преподавателям можно расплачиваться не деньгами, а часами нагрузки — или вовсе ничего не платить. Государство денег на сочинения не даёт ни учителям — за их проверку, ни вузам — за перепроверку. Качество проверки там, где людям почти ничего не платят и перегружают работой посреди отпускного сезона, вряд ли будет хорошим. Один коллега из московского вуза рассказал, что за три недели проверил 800 (!) сочинений. Его комментарии об этом не пропустит ни одна цензура.

3. Итоговое сочинение нужно творческим школьникам

Старшеклассники часто жалуются, что сочинения на ЕГЭ по русскому языку или по литературе нужно писать по жестко заданному шаблону. Ретивым ученикам просто заявляют: «Тебе надо поступить или самовыражательством заниматься? Выпендриваться будешь, когда поступишь в вуз!». Итоговое сочинение в этом смысле свободнее. Нужно просто размышлять, как правило, на морально-этическую тему (о чести и бесчестии, победе и поражении, семье и любви и так далее)

Как на самом деле. Когда сочинение только ввели и все были в растерянности, попадались действительно яркие работы. Но уже через год их стало гораздо меньше, а в этом году окончательно восторжествовал Его Величество Шаблон. Сотни работ на одну и ту же тему, которые отличить можно разве только по почерку! Издательства стали выпускать сборники готовых текстов, которые быстро перекочевали в интернет. Плохих работ стало заметно меньше. Ещё меньше — работ, которые хоть чем-то отличаются от остальных. Об этом красноречиво говорят цифры проверки сочинений в Высшей школе экономики: если в 2015 году работ на 4-7 баллов (на «удовлетворительно» и «хорошо») было 75,3%, то в 2016 году — уже 87,7%, причём количество «отличных» работ (8-10 баллов) упало в два с половиной раза — с 15,6% до 6,2%.

С какой стати вузы должны давать абитуриентам дополнительные баллы за такие сомнительные умения, как списывать из интернета или заучивать готовые сочинения как топики по иностранному языку? Отдельная проблема — плагиат. Его и так сложно распознать в рукописных работах, а тут ещё сочинения из интернета стали такого низкого качества, что даже самый опытный эксперт не обнаружит подмены! Ну кому в голову придёт, что можно списать такую дрянь? Что касается сильных и мотивированных учеников, у них есть способы проявить иначе свою креативность, нежели писать на спущенную сверху тему, чтобы получить зачёт или незачёт.

4. Итоговое сочинение нужно старшеклассникам (чтобы получить допуск к ЕГЭ)

Без зачёта за итоговое сочинение сдавать ЕГЭ никто не даст. Да, это дополнительное препятствие, но такие правила игры. Слишком высока цена, чтобы легкомысленно к нему отнестись, особенно для мальчиков, которые не хотят сразу после школы оказаться под ружьем.

Как на самом деле. В 2015 году после всех сдач и пересдач всего 0,37% учеников не справились с сочинением. В 2016 году — 0,36%. Рособрнадзор пока не дал цифр 2017 года, но в первую волну в декабре 98% зачёт получили.

Итоговое сочинение не стоит того, чтобы тратить на него много сил. Да и учителя если что всегда помогут: во время перепроверки попадается немало списанных работ (а значит, кто-то закрывал на это глаза или помогал).

5. Итоговое сочинение нужно учителям-словесникам

Нередко можно услышать, что итоговое сочинение помогло учителям литературы заставить старшеклассников хоть что-то прочитать и ещё раз что-то написать перед ЕГЭ. Главное, появился ещё один аргумент, почему надо читать русскую классику: она пригодится при написании итогового сочинения!

Как на самом деле. Итоговое сочинение стало дополнительным бременем для учителей. Теперь словесники вынуждены готовить выпускников сразу к двум ЕГЭ — по русскому языку и литературе, готовить к итоговому сочинению, а потом ещё и его проверять! Причем объективным быть невыгодно: могут наказать или сделать выговор за слишком низкую оценку. В итоге работы проверяются вполглаза и наспех. Да и попытка с помощью сочинения увлечь учеников классикой не удалась. Учителя жалуются, что после сочинения школьники вообще теряют интерес к предмету.

6. Итоговое сочинение нужно государству

Итоговое сочинение вводили под разговоры о том, что современные дети мало читают и мало пишут. Сочинение должно было помочь решить эту проблему. Государство решило, что воспитывать подрастающее поколение нужно на лучших образцах русской классики XIX и ХХ века. По закону об образовании, не может быть два итоговых экзамена по одному предмету. Пришлось пойти на лукавство: сочинение объявили «метапредметным» — мол, все предметы, не только литература, учат писать и рассуждать. Но словесники умеют это лучше других. А чтобы им было легче при проверке — пусть школьники в своих рассуждениях опираются не на жизненный опыт и знания, а на произведения литературы. Даже появилось понятие «литературоцентричное метапредметное сочинение».

Как на самом деле. Стали ли школьники больше читать, можно понять по произведениям, по которым они пишут сочинения. Педагоги из Тольятти поделились своей статистикой. Они исследовали 2482 работы, в этих работах были так или иначе упомянуто 224 произведения. Причём первая дюжина — в 1669 работах, то есть в 67,3% или 2/3 от общего числа сочинений! Иначе говоря, сочинения пишут по одним книгам. Из этой дюжины — три произведения, которые проходят в 10-11 классе, два — в 9 классе, остальные — 6-8 классы. Причём это те же произведения, что были и в прошлом и позапрошлом году: «Капитанская дочка» (323), «Преступление и наказание» (301), «Война и мир» (242), «Евгений Онегин» (198), «Сотников» (107), «Отцы и дети» (102), «Тарас Бульба» (78) «Гранатовый браслет» (78), «Герой нашего времени» (69), «Дубровский» (60), «Судьба человека» (60) и «Бедная Лиза» (50).

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

​6 сомнительных аргументов, почему нам нужен обязательный список по литературе

Возможно, детей так и готовят: берём уже прочитанное и подверстываем под тему, как бы она ни была конкретизирована. Странное приобщение к чтению. Не менее странно и «требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал». Художественное произведение строится на основе художественной образности. Художественным образом можно проиллюстрировать свою мысль, но не аргументировать её. Как можно авторские фантазии выдавать за реальность? Такое требование отбрасывает школьников назад, в начальную школу, когда наивный реализм был способом восприятия любого художественного вымысла.

Вряд ли итоговое сочинение действительно нужно государству: зачем ему люди, которые не читают, пишут только по шаблону, не отличают факта от вымысла, да ещё к тому же лицемерят? Вопрос риторический.

Думаю, итоговое сочинение могло бы быть интересно вузам, если бы абитуриент мог рассуждать на тему, близкую к его специальности. Скажем, будущий экономист мог бы поразмыслить о роли денег в нашей жизни, физик — о перспективах всеобщей роботизации, филолог — о значении «Войны и мира» для нашего времени. И примеры можно брать не только из литературы, но и из истории, науки, даже из собственного опыта — только пусть сам автор это сделает! Это было бы куда интереснее и самому абитуриенту — писать о том, что тебе интересно. Да и учителям в итоге было бы лучше: к проверке сочинений подключились бы остальные предметники (в конце концов, не количество пропущенных запятых главное в таких работах) и работы было бы гораздо интереснее читать и проверять. Конечно, придётся скорректировать подготовку по предметам. Но, с другой стороны, уже есть сочинения по истории, обществознанию, почему бы не быть им и по биологии или иностранному языку? Ну а что в результате выиграет и общество, и государство — вопрос тоже риторический.

Источник

Итоговое сочинение: 4 малоизвестных факта об экзамене

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

1 декабря школьники будут писать итоговое сочинение. С основными темами и критериями все уже знакомы, но наш блогер Михаил Ланцман нашел ещё 4 факта об этом экзамене, которые важны для поступающих в вузы и не только.

Сперва давайте вместе пройдёмся по всем важным аспектам экзамена:

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School впервые в этом году включили в договор на обучение пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги за весь курс подготовки к ЕГЭ.

В столице наши филиалы есть на каждой ветке метро. Если вы живёте не в Москве, но хотите заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, регистрируйтесь на наши онлайн-курсы. Любой вопрос смело пишите сюда.

А теперь я перечислю 4 факта, о которых не всегда рассказывают в школе. Уверен, что какую-то информацию об итоговом сочинении вы узнаете от меня впервые.

1. Итоговое сочинение — это экзамен не по литературе (и не по русскому)

В официальных документах чётко сказано, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не вашу грамотность и начитанность, вернее, не только вашу грамотность и начитанность, но и другие навыки.

В методических материалах сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Экзамен проводится, чтобы убедиться в первую очередь, что вы умеете грамотно и логично формулировать свои мысли, рассуждать на любую предложенную тему, научились аргументировать свою позицию, а также владеете нормами русского языка. Согласитесь, такие навыки нужны не только на уроках русского и литературы.

Вы можете спросить, а зачем в конечном итоге выпускнику так подробно останавливаться на статусе надпредметности экзамена? Ответ на этот вопрос помогает понять, какие произведения можно использовать на итоговом сочинении в качестве примеров-аргументов. Вот цитата из свежей «Инструкции для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в городе Москве» с сайта столичного РЦОИ:

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

Вывод: поскольку итоговое сочинение не является экзаменом по литературе, в качестве примеров-аргументов помимо художественных тестов (причём не только из отечественной литературы, но и зарубежной) можно использовать, фольклорный материал (например, народные сказки, былины и баллады), а также публицистику, дневники и мемуары.

2. Зачёт ежегодно получают 99% участников

Критерии оценивания итогового сочинения даже в методических справках называют «мягкими», именно поэтому «зачёт» с первого раза не получают ежегодно всего лишь 1-2% участников. Со второй и третьей попытки «зачёт» получают почти все. Для сравнения, ЕГЭ по обществознанию и биологии в 2021 году не сдали 18% участников.

Кстати! Итоговое сочинение дают переписать в резервные дни даже тем, кто был удалён за списывание. Если педагогическим советом школы будет принято решение дать второй шанс, то нарушитель может писать итоговое сочинение повторно. На ЕГЭ такой «номер» не пройдёт: все нарушители могут сдать единый госэкзамен только через год.

Вывод: бояться итогового сочинения (или изложения) не стоит, поскольку критерии оценивания очень лояльные, а за шпаргалки наказывают не так жёстко, как на ЕГЭ.

3. Итоговое сочинение не обязаны писать все, кто планирует поступать в вузы

Многие думают, что итоговое сочинение обязаны сдать все, кто планирует участвовать в ЕГЭ или ГВЭ, но это не так. Итоговое сочинение действительно является допуском к государственной итоговой аттестации, но есть несколько категорий выпускников, имеющих право не сдавать этот экзамен:

При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут! Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться также и в устной форме.

Участники выпускного изложения с ОВЗ должны оформить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), инвалиды или деты-инвалиды — копию индивидуальной программы реабилитации, а также заверенную справку, подтверждающую факт инвалидности.

Выводы: Сдать ЕГЭ досрочно в 10-м классе можно, но вот итоговое сочинение — нет. Выпускники прошлых лет, а также учащиеся, окончившие СПО, могут зарегистрироваться на итоговое сочинение по желанию. Некоторые категории выпускников могут сдавать итоговое изложение вместо сочинения, но для этого надо иметь подтверждённые документально основания.

4. Дополнительные баллы при поступлении в вуз

Вот список вузов, где в 2021 году начислялись баллы за итоговое сочинение (индивидуальные достижения):

До 1 ноября 2021 года каждый вуз разместит обновлённые правила набора студентов, где будет информация и о начислении баллов за итоговое сочинение. Советую после 1 ноября внимательно ознакомиться на сайте выбранных вузов со списком предусмотренных в 2022 году дополнительных достижений, за которые можно получить бонусные баллы. В разных вузах эти таблицы могут сильно различаться, поскольку университеты имеют право самостоятельно решать, за что добавлять баллы, а за что нет.

Будут ли в вузе перепроверять итоговое сочинение перед начислением дополнительных баллов? В МГУ, например, итоговое сочинение перепроверяют по своим внутренним критериям. Если вы собираетесь поступать в МГУ, обязательно посмотрите, что это за критерии. Какие-то вузы дают дополнительные баллы без проверки работы.

Скан итогового сочинения в вуз присылать или привозить не надо, поскольку у каждого вуза есть доступ ко всем экзаменационным работам в специальной базе ФИС ГИА и Приёма.

Вывод: если хотите получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, ознакомьтесь заранее (до 1 декабря) с подробной информацией об условиях получения баллов за итоговое сочинение в 2022 году. Эта информация на сайтах всех университетов скоро обновится. Если вуз планирует в 2022 году перепроверять сочинение по своим критериям (отличающимся от классических), учитывайте эти требования во время написания экзамена, чтобы набрать максимум бонусных баллов и по вузовским критериям тоже.

Обложка поста: shutterstock / GoodStudio

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Итоговое сочинение 2020

Преподаватель «Фоксфорда» рассказывает, как получить доступ к сдаче ЕГЭ и выжить

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Смотреть картинку на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Картинка про на что влияет итоговое сочинение в 11 классе. Фото на что влияет итоговое сочинение в 11 классе

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

В школе сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт», то есть оценок за него не ставят. Школьники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче ЕГЭ. Чтобы сочинение засчитали, оно должно соответствовать определённым требованиям и критериям оценивания.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Требование № 2 — самостоятельность. Сочинение нужно писать полностью самостоятельно: запрещено списывать, цитировать чужой текст нужно в меру и с указанием источника. Если при проверке сочинения у эксперта возникнут подозрения, он «прогонит» текст через программу антиплагиата. Работы с более 40% чужого текста дальше не проверяются.

Критерии оценивания в школе

Сочинение, отвечающее требованиям № 1 и 2, проверяют дальше по пяти критериям. В сумме нужно получить «зачёт» минимум по трём из них: обязательно по первым двум и одному из оставшихся.

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги;

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

На выбор выпускнику даётся по теме из одного направления, то есть всего пять тем. Выпускник самостоятельно выбирает тему. Сочинение должно чётко ей соответствовать. Если школьник в ходе рассуждений уходит от темы или не понимает в ней значение слов, то его работа получает «незачёт» по первому критерию, что равняется «незачёту» за всё сочинение.

Критерий № 2 — аргументация и опора на литературный материал. Свои рассуждения в тексте нужно подкреплять аргументами, основанными на литературном произведении. Если в сочинении есть рассуждение, но о литературе речь не заходит, такое сочинение тоже получает «незачёт».

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 4 — качество письменной речи, или речевое оформление. Здесь играет роль количество речевых ошибок: если они есть, но не мешают понимать текст, эксперт их простит. «Незачёт» по этому критерию ставят, если из-за низкого качества речи непонятен смысл текста.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством». Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе. Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна. У выпускника не должно быть никаких сомнений, что имел в виду составитель задания.

Отсутствие рассуждения

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав. При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Логические ошибки

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Часто в сочинениях искажают факты из сюжета произведения, путают название произведения, его автора или имена персонажей. Такие серьёзные фактические ошибки могут воспринять как незнание литературного материала — а это «незачёт» по второму критерию.

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Проблемы с речевой грамотностью решаются двумя способами. Первый вариант — читать больше хороших, образцовых сочинений, чтобы привыкнуть к грамотной речи. Здесь нужно быть осторожным: на многих сайтах и в социальных сетях выкладывают совершенно безграмотные тексты, которые пишут сами участники сообществ. Поэтому важно выбирать только надёжные сборники, составленные экспертами. Например, учебно-методическое пособие А. Нарушевича и И. Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение. 11 класс».

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия. Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него. Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение». Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

2. Для получения «зачёта» текст должен отвечать трём из пяти критериев оценки. Обязательные два — соответствие теме и опора на литературный материал.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *