на что указывает прозвище героя а фамилия

Тема: Объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» (глава «Органчик»)

Занятие № 15.

Тема: Объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» (глава «Органчик»)

Мотивация изучения темы: Глубокое знание и понимание произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» может обеспечить основу формирования грамотного, чуткого читателя. Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам, необходимо пополнять свои знания в области литературы.

Актуальность занятия:

Сатира – это литературная критика определенных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей. По словарю Даля – «сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока». Несмотря на то, что свои произведения автор писал в девятнадцатом веке, многое из того, что он описывает в дореволюционной России актуально до сих пор и будет актуально еще долго, поскольку в них затрагиваются “вечные проблемы”, которые всегда будут на злобе дня из-за людских недостатков и слабостей.

Цели занятия:

1. Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.

2. Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);

3. Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Ход урока

I. Беседа

Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)

II. Запись в тетради: сатирические приемы:

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.) Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Сарказм — один из видов сатирического обличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном обнажении подразумеваемого.

III. Работа с сюжетом главы

Читаем текст главы «Органчик» http://literatura5.narod.ru/s-shedrin_history_o1.html или смотрим мультфильм по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9Z4DN_Nq2vM

Что мы знаем об этом градоначальнике? Какую характеристику дает ему Салтыков-Щедрин?
— “Молчалив и угрюм”, “сверкнул глазами”, “фыркнул — и затылок показал”. “Имел в голове некоторое особливое устройство”. “На плечах вместо головы была пустая посудина”. “Градоначальниково тело, облечённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова”.

Какой сатирический прием лежит в основе образа?

В основе образа — гротеск и реализация метафоры “пустая голова”. Значение приёма иронически комментируется автором: в истории бывали примеры, когда власть имущие имели “на плечах хотя и не порожний, но всё равно как бы порожний сосуд”.

Как преимущественно автор называет своего героя?

Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

На что указывает прозвище героя? А фамилия?

Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

Что сделал этот градоначальник для глуповцев?

— “Едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересёк уйму ямщиков”. “. Не ел, не пил и всё что-то скрёб пером. Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали. ” Сатирик подчёркивает, что при Органчике особенно активизировалась полицейская машина как основное и единственное средство управления, в городе воцарился полицейский произвол: Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают. А градоначальник всё сидит и выскребает всё новые и новые понуждения. ” Действия героя полностью вытекают из содержания двух “пьес”, лишний раз подтверждая его жестокую механистичность.

Когда возникает особенная острота и напряженность?

Особенная острота и напряжённость возникают в тот момент, когда Органчик приказывает наказать глуповцев, выступивших в его защиту. Понятно, что такой Органчик ни перед чем не остановится в своём градоначальническом рвении.

А как сами глуповцы относились к органичику?

— Глуповцы сначала ликовали по одной только причине, “что он новый”, потом “ужаснулись”. “Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнурённые лица, тотчас же хоронились”; “Чувствовали только страх, зловещий и безотчётный страх”.

Опять же, какой прием использует автор?

Снова автор использует гиперболу, перерастающую в гротеск. Чувство жалости к глуповцам сочетается с негодованием, вызванным их тупой покорностью и “начальстволюбием”. При всём происходящем в городе они пытались объяснить необходимость жестокого произвола Брудастого: “А что, если это так именно и надо? что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?” Оставшись без градоначальника, “из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. ““Куда ты девал нашего батюшку?” — завопило разозлённое до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним”. Рабское сознание глуповцев вызывает горечь у читателей, как того, вероятно, и хотел автор.

Прочитать по учебнику Ю.В.Лебедева Литература 10 класс (2 часть), базовый уровень. М., Просвещение, 2016 статью, посвященную «Истории одного города».

Выполнить тест.

Занятие № 15.

Тема: Объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» (глава «Органчик»)

Мотивация изучения темы: Глубокое знание и понимание произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» может обеспечить основу формирования грамотного, чуткого читателя. Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам, необходимо пополнять свои знания в области литературы.

Актуальность занятия:

Сатира – это литературная критика определенных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей. По словарю Даля – «сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока». Несмотря на то, что свои произведения автор писал в девятнадцатом веке, многое из того, что он описывает в дореволюционной России актуально до сих пор и будет актуально еще долго, поскольку в них затрагиваются “вечные проблемы”, которые всегда будут на злобе дня из-за людских недостатков и слабостей.

Цели занятия:

1. Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.

2. Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);

3. Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Ход урока

I. Беседа

Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)

II. Запись в тетради: сатирические приемы:

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.) Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Сарказм — один из видов сатирического обличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном обнажении подразумеваемого.

III. Работа с сюжетом главы

Читаем текст главы «Органчик» http://literatura5.narod.ru/s-shedrin_history_o1.html или смотрим мультфильм по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9Z4DN_Nq2vM

Что мы знаем об этом градоначальнике? Какую характеристику дает ему Салтыков-Щедрин?
— “Молчалив и угрюм”, “сверкнул глазами”, “фыркнул — и затылок показал”. “Имел в голове некоторое особливое устройство”. “На плечах вместо головы была пустая посудина”. “Градоначальниково тело, облечённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова”.

Какой сатирический прием лежит в основе образа?

В основе образа — гротеск и реализация метафоры “пустая голова”. Значение приёма иронически комментируется автором: в истории бывали примеры, когда власть имущие имели “на плечах хотя и не порожний, но всё равно как бы порожний сосуд”.

Как преимущественно автор называет своего героя?

Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

На что указывает прозвище героя? А фамилия?

Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

Что сделал этот градоначальник для глуповцев?

— “Едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересёк уйму ямщиков”. “. Не ел, не пил и всё что-то скрёб пером. Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали. ” Сатирик подчёркивает, что при Органчике особенно активизировалась полицейская машина как основное и единственное средство управления, в городе воцарился полицейский произвол: Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают. А градоначальник всё сидит и выскребает всё новые и новые понуждения. ” Действия героя полностью вытекают из содержания двух “пьес”, лишний раз подтверждая его жестокую механистичность.

Когда возникает особенная острота и напряженность?

Особенная острота и напряжённость возникают в тот момент, когда Органчик приказывает наказать глуповцев, выступивших в его защиту. Понятно, что такой Органчик ни перед чем не остановится в своём градоначальническом рвении.

А как сами глуповцы относились к органичику?

— Глуповцы сначала ликовали по одной только причине, “что он новый”, потом “ужаснулись”. “Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнурённые лица, тотчас же хоронились”; “Чувствовали только страх, зловещий и безотчётный страх”.

Опять же, какой прием использует автор?

Снова автор использует гиперболу, перерастающую в гротеск. Чувство жалости к глуповцам сочетается с негодованием, вызванным их тупой покорностью и “начальстволюбием”. При всём происходящем в городе они пытались объяснить необходимость жестокого произвола Брудастого: “А что, если это так именно и надо? что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?” Оставшись без градоначальника, “из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. ““Куда ты девал нашего батюшку?” — завопило разозлённое до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним”. Рабское сознание глуповцев вызывает горечь у читателей, как того, вероятно, и хотел автор.

Прочитать по учебнику Ю.В.Лебедева Литература 10 класс (2 часть), базовый уровень. М., Просвещение, 2016 статью, посвященную «Истории одного города».

Источник

Образы градоначальников в романе –хронике «История одного города»

22.02.20г Литература 10 класс

Тема : Образы градоначальников в романе –хронике «История одного города»

Цель: Углубить восприятие романа; выявить типичное и индивидуальное в образах градоначальников; определить художественные приёмы сатирической обрисовки персонажей; совершенствовать умения учащихся анализировать текст, участвовать в дискуссии, сравнивать, строить собственные высказывания; расширить знания учащихся о разных видах искусства; познакомить с офортами-рисунками тульского художника Ю.В.Ворогушина, с иллюстрациями других художников.

Проверка домашнего задания.

Работа над новой темой урока

1.Вступительное слово учителя.

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в «Отечественных записках».

1. Город Глупов – город-гротеск

Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

«. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым. «1 ( Глава «О корени происхождения глуповцев».)

«. родной наш город Глупов, произведя обширную торговлю квасом, печёнкой и варёными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен. » (Глава «Обращение к читателю». С. 297.)

Каковы границы города Глупова?

Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов «из Губернии», новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский

Кто населял город Глупов?

Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города. пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

Как же понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.

Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном» призвании славянами варяжских князей.

Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

«Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. » (Глава «О корени происхождения глуповцев». С. 298.)

Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность. А тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальникам» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилия есть, и имя-отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом
Итак, теперь мы знаем, что города Глупова нет на карте, такого города вообще нет. Это город-гротеск, собирательный образ. Раз это обобщенный образ, можно сказать, что и в наше время есть такие города? да

Но прежде давайте вспомним, сколько градоначальников было в городе Глупове?

Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком». Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником. Во время сего правления произошло пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.

Д в о е к у р о в, Семен Константиныч, штатский советник и кавалер. Вымостил Большую и Дворянскую улицы, завел пивоварение и медоварение, ввел в употребление горчицу и лавровый лист, собрал недоимки, покровительствовал наукам и ходатайствовал о заведении в Глупове академии. Написал сочинение: «Жизнеописания замечательнейших обезьян». Будучи крепкого телосложения, имел последовательно восемь амант. Супруга его Лукерья Терентьевна, тоже была весьма снисходительна, и тем много способствовала блеску сего правления. Умер в 1770 году своею смертью.

Ф ер д ы щ е н к о, Петр Петрович, бригадир. Бывший денщик князяПотемкина. При не весьма обширном уме был косноязычен. Недоимки запустил; любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году отобъедения.

Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

П р ы щ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.

Г р у с т и л о в, Эраст Андреевич, статский советник. Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

У г р ю м-Б у р ч е е в, бывый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

Вопросы к главе «Опись градоначальникам»

Где мы впервые знакомимся с образами градоначальников? В описи

Что обозначает слово «опись»?

Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.

Как преимущественно автор называет своего героя?

Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

На что указывает прозвище героя? А фамилия?

Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость ( брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы ). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

Сатира касалась не истории, а современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, то есть созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.

В наши дни особенно острым вопросом являются взаимоотношения власти и народа) Есть ли среди современных правителей градоначальники, подобные героям Салтыкова-Щедрина?

Домашнее задание анализ произведения

Источник

Образы градоначальников в романе –хронике «История одного города»

на что указывает прозвище героя а фамилия. Смотреть фото на что указывает прозвище героя а фамилия. Смотреть картинку на что указывает прозвище героя а фамилия. Картинка про на что указывает прозвище героя а фамилия. Фото на что указывает прозвище героя а фамилия

на что указывает прозвище героя а фамилия. Смотреть фото на что указывает прозвище героя а фамилия. Смотреть картинку на что указывает прозвище героя а фамилия. Картинка про на что указывает прозвище героя а фамилия. Фото на что указывает прозвище героя а фамилия

22.02.20г Литература 10 класс

Тема : Образы градоначальников в романе –хронике «История одного города»

Цель: Углубить восприятие романа; выявить типичное и индивидуальное в образах градоначальников; определить художественные приёмы сатирической обрисовки персонажей; совершенствовать умения учащихся анализировать текст, участвовать в дискуссии, сравнивать, строить собственные высказывания; расширить знания учащихся о разных видах искусства; познакомить с офортами-рисунками тульского художника Ю.В.Ворогушина, с иллюстрациями других художников.

Проверка домашнего задания.

Работа над новой темой урока

1.Вступительное слово учителя.

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в «Отечественных записках».

1. Город Глупов – город-гротеск

– Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

«. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым. «1 (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

«. родной наш город Глупов, произведя обширную торговлю квасом, печёнкой и варёными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен. » (Глава «Обращение к читателю». С. 297.)

– Каковы границы города Глупова?

Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов «из Губернии», новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский

– Кто населял город Глупов?

Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города. пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

– Как же понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.

– Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном» призвании славянами варяжских князей.

– Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

«Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. » (Глава «О корени происхождения глуповцев». С. 298.)

Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность. А тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальникам» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилия есть, и имя-отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом
Итак, теперь мы знаем, что города Глупова нет на карте, такого города вообще нет. Это город-гротеск, собирательный образ. Раз это обобщенный образ, можно сказать, что и в наше время есть такие города? да

Но прежде давайте вспомним, сколько градоначальников было в городе Глупове?

1. Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком». Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником. Во время сего правления произошло пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.

2. Д в о е к у р о в, Семен Константиныч, штатский советник и кавалер. Вымостил Большую и Дворянскую улицы, завел пивоварение и медоварение, ввел в употребление горчицу и лавровый лист, собрал недоимки, покровительствовал наукам и ходатайствовал о заведении в Глупове академии. Написал сочинение: «Жизнеописания замечательнейших обезьян». Будучи крепкого телосложения, имел последовательно восемь амант. Супруга его Лукерья Терентьевна, тоже была весьма снисходительна, и тем много способствовала блеску сего правления. Умер в 1770 году своею смертью.

3. Ф ер д ы щ е н к о, Петр Петрович, бригадир. Бывший денщик князяПотемкина. При не весьма обширном уме был косноязычен. Недоимки запустил; любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году отобъедения.

4. Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

5. П р ы щ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.

6. Г р у с т и л о в, Эраст Андреевич, статский советник. Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

7. У г р ю м-Б у р ч е е в, бывый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

Вопросы к главе «Опись градоначальникам»

1. Где мы впервые знакомимся с образами градоначальников? В описи

2. Что обозначает слово «опись»?

3. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.

Как преимущественно автор называет своего героя?

Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

На что указывает прозвище героя? А фамилия?

Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

Сатира касалась не истории, а современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, то есть созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.

В наши дни особенно острым вопросом являются взаимоотношения власти и народа) Есть ли среди современных правителей градоначальники, подобные героям Салтыкова-Щедрина?

Домашнее задание анализ произведения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *