на что указывает диалектический закон двойного отрицания
Закон двойного отрицания
Третий закон философии – закон двойного отрицания.
В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития, то закон двойного отрицания показывает, в каком направлении идет развитие.
Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можно образно представить в виде спирали. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.
Меня поразил короткий афоризм Ницше. «Есть два вида дружбы: круг и лестница». Потом понял, что друзья не должны делать одно и то же, а должны подниматься вместе вверх по лестнице. Так и напрашивается образ не просто лестницы, а винтовой лестницы! И не просто винтовой лестницы, а лестницы, где радиус каждого винта становится все больше.
Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания.
Посмотрите, с какой скоростью идет развитие. На моих глазах появились и исчезли электрические пишущие машинки. Кстати, исчезла и профессия машинистки, хотя когда-то квалифицированные машинистки были в большой цене. Появились и исчезли видеомагнитофоны. Почти каждые два года приходится менять компьютеры, и не потому, что прежние испортились, а потому что устарели. Вот и нужно быть готовым сменить и тот компьютер, на котором я сейчас работаю, хотя мне он кажется совершенством: почти нет проводов, процессор и экран совмещены, можно общаться по скайпу и пр. В общем, развитие не остановишь. И если не будешь поспевать, то неизбежно отстанешь, хотя хуже не станешь. А если хочешь быть впереди, то уже сейчас следует заниматься еще и тем, что потребуется делать в будущем. Чернышевский еще в XIX веке писал, что будущее светло и прекрасно, что нужно стремиться к нему, работать ради него, переносить из настоящего самое лучшее. Настолько светла и прекрасна будет ваша жизнь в будущем, насколько вы сможете что-то сделать для неё в настоящем.
Прочтите примеры, а потом еще раз вернемся к формулировке закона.
Когда мы сажаем зерно в землю, то оно прорастает и перестает быть зерном, и становится растением. Растение развивается, происходят количественные накопления, затем опять появляются зерна, но их уже не одно, а 30-40, да и сами зерна могут отличаться от исходного зерна новыми, более лучшими свойствами. Сами посчитайте, сколько может получиться из 30 зерен через несколько лет, если развитие не прервется. Конечно, это зерно можно перемолоть в муку. Тогда развитие этого зерна заканчивается, а мука служит источником для развития чего-то другого.
Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако отрицание, как считает Гегель, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Я хотел бы подчеркнуть второй пункт – преемственность в развитии. Вот этот пункт не учитывали коммунисты-практики. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». А на чем? И зачем все разрушать? Экономические законы, которые описал Карл Маркс, можно запретить к изучению, но невозможно отменить их действие. Ведь это закон. Точно также можно запретить изучение законов психологии, открытых Фрейдом, законы генетики, открытые Менделем, законы эволюции, открытые Дарвином. Можно перечислять до бесконечности. Кто занимался наукой, тот знает, что любая научная работа – от статьи до диссертации и монографии – начинается с обзора литературы, где автор описывает историю научного положения, которое он будет разрабатывать. Укажет, что сделано, а что не сделано. Это и будет задачей его исследования. И только так должно идти развитие. Узнать, что сделано до тебя, преодолеть старое, что уже мешает развитию, оставить то, что полезно (преемственность), а затем внедрить новое.
Когда я стал вести себя, как философ, моя жизнь преобразилась. Я перестал открывать Америку и изобретать колесо. А раньше было. Будучи студентом, я оперировал на собаках вместе со своими друзьями. Мы решили, что мы придумали операцию. Мы ее действительно придумали. Мы провели несколько десятков операций, а потом решили сделать доклад на студенческой конференции. А для этого обратились к научной литературе. Выяснилось, что лет десять до нас уже такие операции делали. Но меня это ничему не научило. Уже врачом я фактически набрал материал на кандидатскую диссертацию по модной тогда теме. Мой друг уже даже защитился по ней. Два года упорного труда по собиранию материала привели к тому, что нужно было его оформлять как диссертационную работу. Две недели работы в библиотеке показали, что тема была модная, но научно необоснованная. Нет, чтобы выбросить все. Я все-таки написал диссертацию, однако защитить не успел. Методика была признана ненаучной. В общем, знать философию и быть философом это разные вещи.
Третья моя работа была на психотерапевтическую тему. Я уже вел себя по-философски. Теперь, прежде чем заняться наукой, я пошел в библиотеку. Надо сказать, что тогда я считал себя хорошим психотерапевтом, ибо владел гипнотерапией, аутогенной тренировкой и, как я тогда думал, рациональной психотерапией. Когда же я погрузился в литературу, то пришел в ужас от своего невежества. Оказывается, только методов краткосрочной психотерапии было около 4 тысяч. Были еще методы психоаналитической психотерапии, поведенческой, гештальт-терапии и пр. Я в них кое-как разобрался. Выяснил, как они друг к другу относятся, что из чего вытекает (преемственность). Нашел неизученное место и стал его заполнять. На этот раз у меня получилось.
Но вернемся в обыденную жизнь, хотя наука это просто продолжение здравого смысла. Так что, хотите или нет, осознаете или нет, но наукой и, следовательно, философией вы занимаетесь. Однако если ваши дела идут плохо, то, значит, философией и наукой вы занимаетесь плохо. Можно, конечно, идти вслед кому-то, но ведь каждый из нас создан в одном экземпляре, и идти нужно своей колеей, как мудро пел Высоцкий. Итак, каким бы делом вы ни занимались (торговля, производство, музыка, спорт и пр.), все-таки нужно вначале идти в библиотеку и посмотреть, что же в этом плане сделано до вас. Взять все ценное (преемственность), избавиться от старого и придумать что-то новое.
На все есть мода. Не только на одежду, но и на научные исследования, на манеры, торговлю. И борьба с модой – это мальчишество, как утверждал Гегель. Но лучше не следовать моде, а быть законодателем моды. А для этого нужно философски осмыслить, как пойдет развитие. Поэтому, дорогой мой читатель, когда вы хотите заняться чем-то новым, все-таки вначале сходите в библиотеку. К сожалению, я знаю банкиров, которые не знают историю развития банков, бизнесменов и политических деятелей, которые не знают закона стоимости и пытаются регулировать цены непонятно каким путем; бухгалтеров, которые не знают, где зародилась их наука. Некоторые психологи не могут дать четкие определения таким понятиям, как личность, характер и темперамент. Я преподавал на факультетах усовершенствования по психологии, знаю не понаслышке. Это касается и юристов, и военных, и многих других специалистов. Два остальных пункта не менее важны (преодоление старого и внедрение нового), но более знакомы нарушения принципа преемственности.
Конечно, может быть, и не стоит читать всю старую литературу, но, если вы что-то цитируете, загляните все-таки в первоисточник. Возможно, придумаете что-то новое. Дорогие мои читатели, я всегда привожу список литературы, которым я пользовался при написании моих книг. Все же прочтите и сами книги.
Один пример. Известна фраза Гераклита: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну реку». На этом цитата обрывается. А вот полная цитата: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну реку. Когда входишь в реку второй раз, на тебя уже катят совсем другие волны». Я продолжил эту цитату: «Нельзя дважды провести ночь с одной женщиной. Если проводишь с ней вторую ночь, ты уже можешь получить совсем другие ласки». Если усвоили этот принцип, вы будете внимательно присматриваться к старым друзьям родственникам, с которыми давно не виделись, да и города и страны при повторном посещении могут предстать совсем в другом виде. В общем, скучно не будет, если вами будет управлять философский принцип развития.
Читайте также:
Книги и аудиозаписи по теме:
Закон отрицания отрицания: определение, суть и примеры
Одним из главных законов диалектики считается закон отрицания отрицания. Он характеризует направление развития, единство прогресса и непрерывность в развитии. Он также подразумевает появление нового и относительное повторение отдельных элементов старого.
История
Формулировка закона отрицания отрицания в философии принадлежит Г. Гегелю. Однако стоит отметить, что о диалектическом характере отрицания, роли непрерывности в развитии и нелинейном характере направления развития было сказано до него — эти понятия были установлены в диалектике немного ранее.
Основоположник закона двойного отрицания
Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.
В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.
Особенности действия закона об отрицании
Однако это не просто возвращение к изначальной точке, а новое, более высокое и богатое понятие, чем предыдущее, поскольку его также обогащает отрицание или его противоположность. В нем помимо старого понятия также содержится и исходная точка, объединенная и с ее противоположностью. Таким образом, закон отрицания отрицания можно назвать универсальной формой расщепления единого целого и перехода противоположностей друг к другу. Другими словами, это универсальное проявления закона единства и борьбы противоположностей. Гегель преувеличивал значение триады как оперативной формы закона отрицания отрицания и пытался объединить под ним все предпосылки перемен и развития.
В определении материалистической диалектики этот закон считается законом природного, общественного и мысленного развития. С помощью закона единства и борьбы противоположностей раскрывается источник развития. Изменения в механизме развития объясняются законом перехода количественных изменений в качественные. А направление, форма и конечный результат развития определяются через закон отрицания отрицания.
Рассмотрим закон подробнее
Раскрыть содержание этого закона помогает концепция диалектического отрицания. В случае, когда старое не поддается отрицанию, рождение и созревание чего-то нового и таким образом процесс развития становятся невозможными. В соответствии с законом, развитие имеет циклический характер. При этом каждый из циклов состоит из трех этапов: исходного состояния объекта, его трансформации в противоположную сторону (то есть его отрицания) и трансформации против своей собственной противоположности.
Философы, которые мыслят в метафизических терминах, видят отрицание как процесс отбрасывания, абсолютного уничтожения старого (например, понятие пролетарской культурной и образовательной организации и идеи некоторых теоретиков Китая о разрушении прошлой и создания новой, пролетарской культуры).
Как видели закон политики и философы
В. И. Ленин ссылался на такое отрицание как на отрицание «голое» и «бесцельное». По его мнению, развитие возможно не только при отсекании существования старого: из него нужно брать все положительные и жизнеспособные элементы. Это «непрерывность в прерывистом» или последовательность в развитии.
Закон двойного отрицания характеризует это как «повторение на более высокой ступени определенных черт низшей ступени и кажущееся возвращение старого».
Блестящим примером анализа такого диалектического отрицания можно считать 24-ю главу первого тома «Капитала» Маркса, в которой он занимается исследованием движения собственности в контексте докапиталистических и социалистических форм.
Как этот закон работает в контексте истории?
С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.
Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.
В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.
Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.
Кратко о законе отрицания отрицания
Сформулируем теперь определение отрицания. Отрицание — это процесс, который, сохраняя сущность существующего, отменяет форму и существование того, что было. Сформулировав это абстрактное определение отрицания, мы должны углубить наше понимание, изучив конкретные или практические примеры. Философия — наука сложная. Третий закон диалектики, который подразумевает отрицание отрицания, выражает понятие развития.
Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Процессы не идентичны, несмотря на то что создается впечатление, словно они одинаковы. Отрицание отрицания вовсе не предполагает возврата к первоначальной идее, а скорее, имеет в виду повторение ранних форм на качественно более высоком уровне.
Отрицание в природе
Природа дает множество примеров закона отрицания отрицания и того, как он действует. Энгельс представляет зерно ячменя как классический пример того, как работает закон в сельском хозяйстве. Когда зерно ячменя высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание — это процесс отрицания. Зерно уже исчезло.
Вместо него появились корни, стебель и листва. Но суть зерна и его генов сохраняется: гены придают растению свою уникальность и отличают его от других растений. Когда растение созревает, происходит второе отрицание. С созреванием ячменя растение высыхает и отмирает. У нас больше нет растения, вместо этого появилось много новых зерен ячменя, суть которых сохранилась в новых зернах.
Отрицание в политическом устройстве
По аналогии мы можем рассматривать социализм как растение, порождающее коммунизм.
Государство отмирает, как листва и корни растения ячменя. Одно зерно привело к порождению множества зерен. Здесь также следует упомянуть форму спирального развития, о которой говорил Ленин. Выращивание зерновых культур является циклическим процессом, который не возвращается к исходной точке, а выходит на более высокий уровень.
Безусловно, на примере зерна сложно раскрыть всю суть этого важнейшего закона диалектики. Фактически по мере того, как объем наших знаний о природе увеличивается, возникают и дальнейшие примеры развития закона отрицания отрицания.
Отрицание в экономике
Схема капитала Маркса деньги-товар-деньги является еще одним примером закона отрицания отрицания. Капиталист вкладывает деньги в покупку сырья и выплачивает зарплату своим работникам за производство товаров. Его денег больше нет. Они используются в производственном процессе, т. е. отрицаются. Но они не потеряны, поскольку у капиталиста есть плоды труда, которыми он владеет. Когда он продает эти товары, происходит второе отрицание. Он, в соответствии с законом отрицания, отрицает эти товары в реализации дополнительных денег. Происходит не просто возврат его первоначальных затрат, капиталист также повышает денежный доход. Таким образом, прибыль извлекается из экспроприированной прибавочной стоимости, производимой рабочими.
Когда работник берет на себя часть своего пакета платежей на сберегательном счете, происходит аналогичный процесс отрицания. При внесении денег в банк работник отрицает право собственности на эти деньги. В то время как деньги больше не существуют для рабочего, сущность собственности, то есть покупательная способность, сохраняется как кредитная запись в банковской книге банкира.
Если вместо этого рабочий потратил свои деньги в магазине, владение этими деньгами также прекратилось для рабочего. Но в этом случае сущность или покупательная способность больше не сохраняются. Таким образом, в этом случае деньги больше не отрицаются. Они полностью ушли или исчезли из владения рабочего.
Для рабочего со сберегательным счетом второе отрицание происходит, когда депозит изымается. Собственность банка на деньги отрицается, а рабочий отрицает первоначальное отрицание. То, что получает рабочий, — это не оригинальные деньги, а новые деньги — депозит плюс проценты.
Вывод
Эффект рассмотренного закона раскрывается в полной мере только в интегральном, относительно полном процессе посредством цепочки взаимосвязанных переходов, когда имеется возможность указать на конечный результат какого-либо процесса. На каждом конкретном этапе закон трех отрицаний обычно раскрывается только как тенденция.
На что указывает диалектический закон двойного отрицания
Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А., Абкин А.И. О формах связи триад в диалектическом законе двойного отрицания («отрицания отрицания») // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12416 (дата обращения: 21.11.2021).
Закону двойного отрицания («отрицания отрицания») посвящена довольно обширная литература с самыми различными точками зрения на него, часто диаметрально противоположными. Однако следует признать, что во многих явлениях и процессах можно в явном виде выделить действие указанного диалектического закона.
Общепринятой стала точка зрения, приводимая в отечественных учебниках философии (А.М. Минасян, 1991; Ю.А. Харин с соавт., 2002; Э.Ф. Звездкина с соавт.; и др.), согласно которой закон двойного отрицания характеризует развитие с позиций его направленности и результата. Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые стали не нужными. При этом сохраняются полезные свойства, а также появляются принципиально новые свойства, что определяет возможность скачкообразного перехода. Согласно этому закону, развитие есть процесс, состоящий из определённых циклов. Значимую роль в принципе диалектического отрицания, как подчеркивает А.М. Минасян, имеет понятие триады (от греч. trias – тройственность), характеризующее динамическую трехступенчатость (или трехфазность) процесса развития.
Обобщая диалектико-материалистические взгляды на триаду, можно констатировать следующие теоретические положения [1, 2, 3]:
1) триада («троичный цикл») объективно имеет место при развитии реальных объектов и явлений;
2) триада развития в общем случае включает следующие звенья: «исходное положение» – «первое отрицание» – «второе отрицание», являющееся «как бы» возвратом к исходному положению на другом (новом, более высоком) уровне;
3) триада характеризует не «механическое» повторение внутри себя или пройденного пути, а поступательное движение. В триаде последнее звено сходно с первым звеном лишь по форме, но по содержанию не совпадает с ним, поскольку оно обогащено новыми приобретениями;
4) триада характеризует цикличность развития и его бесконечность: за первой триадой следует вторая триада, за второй – третья и т.д.; каждый цикл «отрицания отрицания» является, одновременно, результатом предыдущего развития и началом для дальнейшего развития, для новых отрицаний, для разрешения новых противоречий в новых явлениях и в новых условиях.
На указанных теоретических положениях будем основываться при наших дальнейших рассуждениях.
Цель данной работы – показать на различных примерах, что возможны, по крайней мере, две формы связи триад. При этом не ставится задача подробного анализа приведенных примеров в подтверждение закона двойного отрицания: предполагается ясной их (т.е. приводимых примеров) подчиненность этому закону.
Далее для общности все три части триады будем называть звеньями: «исходное положение» – первое, или начальное, звено; «первое отрицание» – второе, или среднее, звено; «второе отрицание» – третье, или конечное, звено.
Первая форма триад известна: назовем ее последовательными триадами.
В последовательных триадах всегда третье звено, т.е. второе отрицание, является первым звеном (исходным положением) – для следующей триады.
Подобный «троичный цикл» в форме последовательных триад характерен, в основном, для развития объектов (или явлений), имеющих два устойчивых полярных состояния, например, два противоположных научных тезиса, две полярных свойства и т.д. В простейших случаях имеет место отрицание как «переход в свою противоположность» уже в соседних звеньях, а в результате их синтеза получаем триаду.
Последовательные триады можно изобразить графически, взяв некую плоскую спираль. Для этого есть достаточные основания. Двойное отрицание («отрицание отрицания») представляет ситуацию «как бы возврата» к старому: объект или явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если бы имело место точное совпадение свойств конечного звена со свойствами начального (что характеризует отсутствие развития), то изменение шли бы по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается «как бы» к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали. По сути, спираль, характеризующая развитие, объединяет в себе свойства круга и прямой линии.
В качестве иллюстрации возьмем наиболее простую спираль Архимеда (рисунок 1).
Заметим, что проведенная на рисунке 1 прямая «линия отрицаний» не имеет никакого преимущества перед бесконечным множеством других возможных прямых «линий отрицания», и рисунок 1 – это только приближенная иллюстрация последовательных триад.
Р.Ф. Абдеев отмечал, что в сложных информационных структурах, характеризующихся самоорганизацией, действие закона двойного отрицания может проявляться иначе, чем в простых объектах, имеющих лишь противоположных состояния. Здесь число переходов может быть более трех, причем объект в ходе диалектического отрицания переходит не сразу в свою противоположность, а прежде попадает на промежуточный, но более высокий уровень организации, характеризующийся качественно новым состоянием [4]. Нам представляется, что в этом случае, когда среднее звено триады усложнено, оно может разворачиваться в виде внутренней (вложенной) триады.
Соответственно, вторую форму связи триад назовем вложенными триадами – здесь отдельные триады как бы вложены одна в другую. Известные примеры из философской классики: 1) смены общественных формаций: «первобытный коммунизм» – «классовое общество» – «коммунистическое общество (научный коммунизм)». Внутри этой триады вложена триада классового общества: «рабовладение» – «феодализм» – «капитализм», которые совместно тоже образуют двойное отрицание. У капитализма есть ряд черт, сближающих его с рабовладельческим обществом. Капитализм, особенно государственно- монополистический, по представлениям классиков марксизма, является чем-то вроде коллективного рабовладельца.
Ф. Энгельс, иллюстрируя в работе «Анти-Дюринг» закон «отрицания-отрицания», пишет о насекомых: «Они развиваются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, спариваются и вновь отрицаются, т.е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения и самка отложила множество яиц» [5, с. 140]. Все эти различные фазы превращения у насекомых с полным циклом развития тоже образуют триаду. В триаде «насекомое – промежуточное звено – насекомое» у высших насекомых промежуточное звено образует (внутреннюю) триаду: «яичко» – «личинка» – «куколка», где «куколка» является своеобразным возвратом к стадии «яичко».
Следующий пример возьмем из математического анализа, где высшие производные (дифференциалы) и кратные интегралы тоже образуют вложенные триады. В триаде «функция» – «производная» – «интеграл» среднее звено может быть усложненным, имея высшие производные. Тогда низшая производная, будучи исходной, отрицается следующей за ней по порядку высшей производной, что влечет за собой появление соответствующего интеграла. В математике в виде вложенных триад могут выступать также логарифмы.
Из приведенных примеров на вложенные триады можно сделать следующий вывод:
Вложенные триады появляются всегда, когда среднее звено данной триады усложняется; оно (это звено) – с необходимостью – разворачивается во внутреннюю (вложенную) триаду.
Среднее звено вложенной триады тоже может усложниться, и тогда оно тоже, – с необходимостью, – развернется уже во вторую вложенную триаду, по отношению к которой первая окажется внешней. Этот процесс может продолжаться и дальше. Трехступенчатостью завершается данный цикл развития, но не само развитие. Развитие, в общем случае, бесконечно, и каждый цикл «отрицания отрицания» является, одновременно, результатом и началом – началом, новой исходной точкой для дальнейшего развития, для новых отрицаний.
Трудно сказать, могут ли разворачиваться в свои особые триады крайние звенья данной триады. Однако пренебрегать такой возможностью нельзя, пока не будет показано обратное.
На рисунке 2 приводится графическая иллюстрация вложенных триад.
Рисунок 2 – Иллюстрация вложенных триад
На рисунке 2 условно показана одна вложенная триада в виде годографа, представляющего некую спиралевидную кривую. Далее в наших рассуждениях для краткости будем называть состояние словом «точка» (с соответствующим индексом), имея в виду точки на рисунке 2, характеризующие определенные состояния рассматриваемого объекта или явления.
Примем за исходное состояние точку А0. Это состояние «отрицается» точкой А1, которое в свою очередь, является исходным состоянием для вложенной триады и «отрицается» точкой А’1. Состояние в точке А1‘ отрицается точкой А”1, являющейся, как бы, «возвратом» к состоянию в точке А1 – и на этом заканчивается вложенная триада. Далее «отрицается» состояние, в точке А”1 или, иначе, «отрицается» в целом вложенная триада новым состоянием, описываемое точкой А2 внешней триады, где точка А1 является, как бы, «возвратом» к исходному состоянию (точке А0), но на новом уровне.
На рисунке 2 вложенная триада имеет свой особый полюс О’1 по отношению к внешней триаде. Если не будет доказано обратное, можно предполагать также возможность совмещения полюсов (точек О и О’1).
Выше уже отмечалось, что при первой форме триад («последовательные триады») их последовательность циклов образует явную спираль (рис. 1). Обратим внимание на то, что и то при второй форме триад («вложенные триады»), последовательность их циклов в совокупности образует спиралевидную кривую, имеющий выраженный немонотонный (с возвратами, колебаниями) характер.
Почему развитие можно представлять происходящим по спирали, или, точнее, спиралевидной кривой? В пользу спиралевидности обобщенной траектории развития Э.Ф. Звездкина с соавторами приводит ряд доводов, с которыми нельзя не согласиться [3]. Кратко сформулируем их:
1) Спираль иллюстрирует развитие в виде сложного нелинейного, в том числе немонотонного процесса, имеющего зигзаги, временные возвраты на более низкую ступень развития, ветки развития с признаками неустойчивости с последующим саморазрушением, – и все это при доминирующей тенденции глобального восходящего процесса;
2) Образ спирали позволяет рассматривать цикл развития как «виток», включающий ряд прошлых фаз, выражающих и деградацию, и созидание. Возврат к старому не означает полного повторения фазы или ступени развития. В целом образ спирали иллюстрирует направленность прогрессивного развития – через смену качества, разрешение противоречий, синтез нового при отрицании старого.
Считаем необходимым привести еще один довод в пользу спиралевидного развития. Развитие по спирали происходит еще и потому, что в спиралях нет симметрии. Но в них скрывается возможность симметрии (зеркальной, центральной). Собственно, сам закон «отрицания отрицания» – несимметричен. И если он и применим для «симметричных» явлений, то только потому, что эти явления представляют собой частный случай асимметрии. Симметрия относительна, а асимметрия абсолютна; симметрия может рассматриваться как «частный случай» асимметрии.
По-видимому, вложенная триада не только позволяет усложнить конечное звено внешней триады, но и создает возможность для объекта (явления) выйти на какой-то еще более высокий уровень развития, к которому она – эта вложенная триада – имеет отношение. А это уже будет скачок, перерыв постепенности, более значительный, чем простая триада.
Можно установить зависимость числа звеньев от числа триад для обеих рассмотренных выше форм связи: последовательных и вложенных триад (таблица 1).
Таблица 1 – Зависимость числа звеньев от числа вложенных триад