на что ставят камеру для съемки
Выбираем устройство для съёмки видео: советы ZOOM
Прежде, чем приступить к анализу каждого вида устройств, стоит отметить, что помимо качества получаемого видео есть и другие факторы, которые нужно иметь ввиду.
Длительность видео
Далеко не все устройства умеют снимать неограниченное по длине видео. Во многих случаях имеется ограничение на 29 минут 59 секунд, однако иногда бывает и меньше — 2-10 минут. Перед выбором гаджета задумайтесь, видео какой длины вам понадобится. Точнее даже так — какая длина съёмки вам нужна. В видеоредакторе можно сделать длинный фильм и из 10–30-секундных нарезок (возьмите для примера голливудские блокбастеры и посмотрите, как часто там сменяется план). Однако если вы планируете снимать длительные мероприятия или игровые летсплеи — вам нужна возможность неограниченной записи. Также, некоторые камеры сильно нагреваются при съёмке и спустя 20-30 минут их нужно выключить на какое-то время — но к видеокамерам, изначально рассчитанным на такой режим работы, это не относится.
Ширина угла обзора, геометрические искажения и оптический зум
Большинство видов камер не оборудованы оптическим зумом вообще (смартфоны, экшн-камеры, веб-камеры), а некоторые (экшн-камеры) ещё и имеют сильные геометрические искажения — «рыбий глаз».
Съёмка видео на фотоаппарат
Эти искажения можно убрать, но тогда потеряется часть информации, да и качество видео, скорее всего, получится хуже.
Цветопередача
Не все камеры точно передают цвета — собственно, перед некоторыми видами камер такой задачи и не стоит (веб-камеры, видеорегистраторы). Однако есть устройства, способные выдавать даже несжатое и необработанное RAW-видео — с ними нужно работать в профессиональных видеоредакторах, зато цвет можно сделать любой без потери качества.
Стабилизатор
Довольно часто видео приходится снимать с рук и здесь стоит подумать о хорошем стабилизаторе. К примеру, всю рекламу смартфонов про отличную оптическую стабилизацию для видео нужно делить пополам, если не на четыре. Чтобы действительно исключить тряску, нужны другие инструменты — и для тех же смартфонов есть специальные держатели, например, DJI Osmo. Но это дополнительные расходы — такие держатели стоят подчас дороже самих смартфонов.
Аккумулятор и работа от зарядки
Почти все виды камер обладают аккумуляторами, однако не все при этом способны снимать прямо во время их зарядки. К примеру, беззеркальные фотоаппараты Sony A6xxx хорошо снимают видео, однако во время зарядки пользоваться ими нельзя, а батарея при непрерывной съёмке садится очень быстро. А если фотоаппарат не оборудован функцией зарядки от USB, то вам, скорее всего, придётся вынимать аккумулятор для зарядки.
Удалённое управление съёмкой и поворотные экраны
Иногда бывает полезно иметь возможность управлять съёмкой с расстояния или хотя бы видеть себя в кадре. Первое возможно с помощью фирменного пульта управления или приложения для смартфонов (если камера оборудована Wi-Fi). Второе есть лишь у некоторых камер, хотя таких нынче всё больше (поворотные экраны).
Также стоит отметить, что само наличие управления со смартфона ещё не означает, что можно управлять и видеосъёмкой со смартфона. К примеру, беззеркальные и зеркальные камеры Sony и Canon позволяют управлять лишь фотосъёмкой из приложения. При этом, на компактных камерах Sony из приложения доступны все функции — в том числе, и видеосъёмка.
Микрофон
Мало какая камера может похвастаться хорошим встроенным микрофоном. К тому же, работа микрофона может быть адаптирована для конкретных ситуаций и не подходить для всех остальных. К примеру, во некоторых любительских видеокамерах встроенный микрофон прекрасно умеет выделять человеческую речь на любом расстоянии. Это неплохо, если вы снимаете детский утренник, но не подойдёт, если вы попробуете говорить на камеру в толпе — голоса даже далёких от вас людей будут сливаться с вашим. Поэтому в любом случае стоит подумать о покупке внешнего микрофона — и тут надо учитывать, что не все устройства позволяют это сделать. А у некоторых микрофон должен быть только определённым, не подходящим к остальным моделям (какой-нибудь фирменный разъём, как было у беззеркалок Sony NEX).
Теперь перейдём к самим устройствам.
Смартфоны
Подручные устройства, которые есть у каждого. Топовые смартфоны (например, iPhone 8/8 Plus и iPhone X) научились снимать снимать видео в 4К с частотой 60 кадров в секунду. Также, что иногда бывает полезно, в смартфонах доступна и ускоренная съёмка, позволяющая при воспроизведении замедлить движения. Те же последние айфоны умеют снимать Full-HD видео хорошего качества со скоростью 240 к/с.
Недостатки смартфонов — относительно высокая цена за действительно хорошую камеру, отсутствие оптического зума (есть в паре моделей фиксированный 2х зум, но толку от него мало).
Смартфоны Apple iPhone 8 и iPhone 8 Plus
Плюсы смартфонов при съёмке видео: умеют работать при подключении к зарядке, могут снимать видео дольше 30 минут и при этом не сильно нагреваться, хорошо подходят для проведения прямых трансляций любительского качества в любом месте, можно подключать внешний микрофон (но специального формата — не каждый микрофон с разъёмом 3,5 мм работает со смартфоном).
Минусы смартфонов: отсутствие оптического зума, относительно невысокое качество, сложно контролировать съёмку себя на тыльную камеру (а селфи-камеры, как правило, снимают видео очень плохо).
Фотоаппараты
Фотоаппараты иногда заменяют видеокамеры, в том числе, при производстве контента профессионального уровня. Фотоаппарат Canon EOS 5D давно стал чуть ли не главным инструментом клипмейкеров, и даже в производстве полнометражных фильмов он иногда используется как вторая камера для съёмки трюков.
Фотоаппараты попроще — компактные, беззеркальные — также способны на многое, но есть несколько нюансов. Помимо тех, что мы перечислили в начале статьи, многие фотоаппараты страдают от эффекта rolling shutter — он проявляется при панорамировании, особенно быстром панорамировании. Суть эффекта в том, что прямые вертикальные линии выглядят как наклонные.
Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 5D Mark III — по сути, самая доступная профессиональная видеокамера
На самом деле, большая матрица — это не всегда хорошо для видео, хотя безусловно хорошо для фото. Вдобавок к большей светосиле (это хорошо) вы получаете меньшую глубину резкости, что само по себе можно выгодно использовать в художественных целях, однако автофокусу будет сложнее. Те же клипы чаще снимают с ручной фокусировкий, чтобы исключить «подёргивание» фокуса.
С компактными фотоаппаратами таких проблем меньше — благодаря небольшой матрице. В этом смысле наилучшим соотношением размера матрицы и удобства съёмки видео являются такие камеры, как Sony RX100 или Canon G9 X (матрица 1»), беззеркальные фотоаппараты Panasonic (матрица с кроп-фактором 2). Последние, кстати, помимо хорошего качества обладают также быстрой и точной фокусировкой, возможностью управления съёмкой со смартфона и поддержкой разрешения 4K.
Компактная камера Sony RX100 Mark V — дорогая, но удобная
Минусы фотоаппаратов: ограничение на съёмку 30 минут (без одной секунды), высокий уровень нагрева (особенно у некоторых моделей — если фотоаппарат перегревается, он отключается пока не остынет), не везде можно управлять съёмкой со смартфона и лишь единицы моделей могут продолжать снимать видео при зарядке.
Плюсы: хорошее качество (можно получить видео профессионального качества с устройств во много раз дешевле профессиональных видеокамер), многие модели позволяют подключать внешний микрофон, универсальность.
Экшн-камеры
Довольно популярный формат камер, который, впрочем, переживает не лучшие времена. Для видео они подходят, но с весьма значимыми оговорками. Первое — они все работают не очень-то долго от аккумулятора (последние модели GoPro), правда, уже показывают хорошую автономность, но раньше приходилось ограничиваться 20-30 минутами). Второе — они не особо стремятся к идеальной цветопередаче. Третье — у них искажённая геометрия объектива и отсутствует оптический зум.
Экшн-камера GoPro Hero 6 Black
В общем, экшн-камеры предназначены в первую очередь для решения специфической задачи — съёмка в экстремальных условиях. Однако некоторые блогеры умудряются использовать экшн-камеры для съёмки своих роликов — правда, редко как основную камеру.
Минусы: искажённая геометрия, слабая автономность (за исключением топовых моделей), отсутствие универсальности.
Плюсы: защищённость, возможность длительной работы без перегрева, возможность съёмки неограниченного по времени видео, возможность съёмки во время зарядки.
Веб-камеры
На самом деле, топовые веб-камеры вполне подходят для съёмки блогов и ведения прямых трансляций. Более того — и это единственная причина, по которой мы включили их в этот текст — они единственные могут работать с прямым управлением от компьютера по USB. Некоторые другие камеры тоже так умеют, но очень редкие модели и им всё равно требуются «пляски с бубном» — не каждый пользователь справится с настройкой. Короче говоря, веб-камера позволит без особых проблем провести прямую трансляцию без необходимости покупать дорогостоящее оборудование.
Профессиональная веб-камера Logitech Brio Stream — поддерживает съёмку и трансляцию в формате 4K
Минусы: нельзя использовать без ПК, не лучшая цветопередача, не подходят для съёмки крупных планов.
Плюсы: идеальное бюджетное решение для трансляций и ведения блогов.
Видеокамеры
Уточним, что здесь мы будем рассматривать только любительские видеокамеры, так как профессиональные — это вообще отдельный класс устройств и человек, которому нужна такая камера и который готов за неё заплатить (а стоят они очень много), вряд ли вообще станет читать эту статью.
Так вот, многим кажется, что фотоаппараты уже полностью вытеснили любительские камеры, однако это далеко от истины. У видеокамер есть несколько преимуществ, которые характерны только для них.
Первое — невероятно большой оптический зум. Полезно для съёмки в поездках, да и на том же детском утреннике пригодится. Второе — лучший за такие деньги стабилизатор. Вы можете что-то делать одной рукой, а другой снимать, как вы это делаете — и видео получится более-менее плавным. Также и с большим зумом стабилизатор помогает.
Третье — удобство. Даже при наличии отдельной кнопки для видеосъёмки, фотоаппарат часто требует больше действий для запуска и остановки видео, особенно из выключенного состояния.
Любительская видеокамера Panasonic HC-VX981
Четвёртое — большинство известных нам моделей из разных ценовых категорий позволяют подключать внешний микрофон. А часто ещё и наушники, чтобы сразу слышать результат (банально — проверить, как работает микрофон). Также видеокамеры нередко оборудованы подсветкой, которая работает постоянно — у фотоаппаратов такого просто нет (у смартфонов есть подсветка тыльной камеры).
Пятое — опять же, даже бюджетные модели оборудованы поворотным экраном, который можно просматривать практически под любым углом.
Шестое — они снимают видео любой длительности (при наличии свободного места на карте памяти), не перегреваются, могут снимать во время зарядки и если уж производитель выпустил приложение для смартфона — в нём точно можно управлять видеосъёмкой. При этом, качество съёмки на большинство Full-HD и 4K-видеокамер лучше, чем у топовых смартфонов (а стоят они дешевле).
Минусы видеокамер: при сравнимом качестве видеосъёмки, они более громоздки, чем фотоаппараты. Также видеокамеры плохо фотографируют, хотя и умеют это. Плохо подходят для прямых трансляций (требуется специальное оборудование для захвата видео).
Оборудование для видеоблогера: выбери свой уровень
Выбор оборудования — сложная задача для любого видеоблогера. Необходимо уложиться в бюджет, но при этом купить все необходимое. Что можно и нужно приобретать для съемки качественного видео? Отвечаем на этот вопрос.
Снять хорошее видео для блога можно, если придумать интересную тему и ее подачу, правильно вести себя перед камерой, а также грамотно использовать имеющееся оборудование. Тогда и «картинка» будет хорошая, и сюжет зрителей заинтересует. Об этом мы уже говорили ранее. Но особое внимание нужно уделить дополнительному оборудованию. Без стабилизатора дрожания кадра или правильного освещения трудно создать хороший ролик, который захотят смотреть.
Мы подготовили несколько рекомендаций по выбору оборудования начального, среднего и продвинутого уровня. Теперь вам будет проще ориентироваться в устройствах и материалах, необходимых для съемки качественного и увлекательного видео.
Бэкстейдж влогерши Zoella
Начальный уровень. Самое простое — сделать освещение своими руками. Например, можно купить пару обычных светильников со светодиодными лампами или другим источником белого холодного света с цветовой температурой 5500К. Дополнить эти светильники фотозонтом или самодельными отражателями из фольги и картона. Получившаяся конструкция способна обеспечить четкий и яркий свет, необходимый для съемки.
Заметим, что люминесцентные и галогеновые лампы покупать не стоит. Из-за особенностей спектра первых ламп готовое видео будет иметь зеленоватый оттенок. А вторые очень сильно греют. Блогер будет потеть, и даже грим не спасет.
Итого:
Средний уровень. Самоделки заменяются более качественными материалами. В частности, приобретаются софтбоксы и фотозонты.
Софтбокс с рассеивателем и фотозонт
Дополнительно к ним необходимо взять профессиональные галогеновые осветители мощностью 250-500Вт. Например, GreenBean Fresnel 300. По возможности задействуются стойки для освещения, позволяющие оптимальным образом расставить источники света. Если яркость слишком велика, задействуют рассеивающий фильтр, который «смягчает» свет, а также рефлекторы. Обычно свет ставится таким образом, чтобы один мощный светильник выступал в роли основного источника, а другие выполняли функции заливающего и обратного света. Такая расстановка называется «трехточечным освещением». Она позволяет добиться равномерного и приятного для глаза освещения главной сцены, устраняет раздражающие тени и неравномерно освещенные участки, добавляет объем предметам в кадре.
Итого:
Продвинутый уровень. Опытные блогеры используют разные источники и модификаторы света. Одним из критериев отбора выступает индекс цветопередачи (CRI). У качественного оборудования он должен быть не ниже 90, а максимум — 100. Чем выше цифра, тем более естественным получается цвет объекта, словно он был освещен солнцем, а не лампой. В качестве источников рассеянного света задействуются LED-панели, которые способны подсветить фон и позволяют моделировать освещение. Они мощные, но регулируемые. Поэтому удобно настраивать нужный уровень яркости. У дорогих моделей есть собственные фильтры и отражатели. При включении панели свет многократно отражается от рассеивающего материала, за счет чего получается мягким и рассеянным. Накамерный свет тоже весьма интересен, поскольку дает возможность снимать вне студии. Он устанавливается прямо на камеру, обеспечивая насыщенное освещение и стабильную цветовую температуру. Подобное оборудование стоит дорого, зато после него практически не требуется цветокоррекция.
Итого:
Начальный уровень. Многие блогеры-стримеры обходятся стандартной гарнитурой, то есть наушниками с микрофоном. Они дешевые, и при этом попадаются экземпляры с хорошей чувствительностью. Когда важнее изображение, а не звук, этот вариант вполне подходит. Также можно использовать внешний микрофон-прищепку. При цене в 150-300 рублей он обладает хорошим уровнем шумоподавления и чувствительности. А еще незаметен в кадре и прост в управлении. Микрофон, который встроен в камеру/фотоаппарат/смартфон, лучше не использовать. Будет слишком много посторонних шумов.
Итого:
Средний уровень. Накопив опыт работы с видео и звуком, можно задуматься о том, как добиться большей четкости и чистоты звучания. В этом могут помочь проводные системы аудиозаписи. Среди них можно выделить конденсаторные микрофоны. Они делают голос более живым, наполняя его красками и сохраняя все оттенки разговорной речи. Есть более дешевый вариант, микрофоны-пушки. Такие устройства записывают звук от источника, находящегося в пределах видимости. Куда микрофон направлен, то он и записывает.
Итого:
Продвинутый уровень. Специалисты охотно используют конденсаторные микрофоны или беспроводные устройства вроде радиосистем Sennheiser EW 345-G3-A.
Профессиональная аудиосистема Sennheiser
Они чувствительные, охватывают больший диапазон частот и передают более достоверный звук. Дополнительно устанавливаются различные аксессуары вроде поп-фильтра, отсеивающего посторонние шумы и «цокания», возникающие при записи звука. Если используется проводной микрофон, то его можно подвесить на стойку при помощи держателя-паука таким образом, чтобы звук писался, но в кадр микрофон не попадал. В некоторых случаях используется накамерный микрофон. Он работает по схожему с микрофоном-пушкой принципу, оснащен фильтром низких частот и способен регулировать уровень входящего сигнала. Чтобы добиться лучшего звучания, помещение, в котором идет съемка, обшивают звукоизолирующими материалами.
Итого:
Стабилизация изображения
Начальный уровень. Чтобы избежать тряски камеры, лучше всего установить ее на штатив. Если штатива нет, можно использовать любую ровную поверхность. Гладильная доска отлично подойдет. Звучит смешно, но ее используют даже журналисты, которым нужно быстро снять репортаж, а видеооператора рядом нет. Если же дрожания видео избежать не удалось, можно воспользоваться программными стабилизаторами. Среди них весьма популярны Warp Stabilizer, Deshaker и proDAD Mercalli.
Итого:
Средний уровень. Опытные видеоблогеры используют штативы и моноподы, а также ручные стабилизаторы для механического уменьшения колебаний во время съемки.
Стабилизатор для видеосъемки
Причем штативы могут быть с плавающими головками, обеспечивающими плавное скольжение камеры. Также неплохо зарекомендовали себя оптические и цифровые стабилизаторы, которые имеются в дополнительных объективах для фотоаппаратов. Но здесь важно помнить, что цифровые нуждаются в хорошем освещении, иначе на выходе получится видео низкого качества.
Итого:
Продвинутый уровень. Для съемки видео высокого качества задействуется более сложная аппаратура. В частности, двух- и трехосевые стабилизаторы, стедикамы, операторские краны, плечевые упоры и обвесы. Также можно задействовать рельсовые и моторизованные слайдеры, которые позволяют камере плавно подъезжать или удаляться от объекта съемки. Особый интерес вызывают модульные системы типа Manfrotto 595B. Они дают возможность плавно стабилизировать камеру типа DV и служат базой для крепления аксессуаров, включая пульты ДУ, микрофоны, микшеры, светильники, мониторы, джойстики.
Итого:
Съемка
Начальный уровень. Для пилотных роликов вполне достаточно смартфона, web-камеры или обычной мыльницы, умеющей снимать в HD-разрешении. Гораздо важнее в данной ситуации правильно установить камеру, чтобы она располагалась на достаточном удалении от объекта съемки, не заваливалась набок и не дрожала. О том, как избежать дрожания, мы уже говорили чуть выше. Если съемка будет вестись с использованием разных устройств, учитывайте разницу в передаче цвета у разных моделей. Тогда во время монтажа можно будет склеить картинку без раздражающих артефактов и резких цветовых изменений.
Итого:
Средний уровень. Считается, что съемка камерой GoPro — это уровень опытных и раскрученных блогеров. Наглядный пример — «Дневник Хача», который ведет на YouTube Амиран Сардаров. Большинство роликов снимается именно на экшн-камеру. Но этот вариант подходит не всем. Иногда нужно организовать съемку в спокойных условиях. И для этого используются зеркальные фотоаппараты с хорошей оптикой вроде Canon 50mm 1.4 или Canon 70-300mm 4.0-5.6 IS USM, или недорогие камкордеры. Еще раз подчеркнем важность дополнительной оптики. У нее, как правило, имеется широкий и светосильный объектив, а также оптический стабилизатор. Это позволяет добиться высокого качества изображения.
Итого:
Продвинутый уровень. Популярные блогеры пользуются топовыми моделями фотоаппаратов вроде Canon EOS 5D Mark IV и Sony Alpha a7S, а также камкордерами, способными снимать в разрешении 4K
Профессиональный камкордер Sony PXW-FS7M2
Они дают четкую и насыщенную картинку, обладают широким функционалом и могут дополняться различными аксессуарами вроде микшера, подсветки и рассеивателя. При выборе аппаратуры огромную роль играет техника и место съемки. А еще — требования самого блогера, которые он предъявляет к используемым устройствам.
Итого:
Начальный уровень. В качестве фона подойдет простая белая простыня, светлая стена, красивые фотообои. Нет необходимости что-то придумывать с фоном, пока нет ясности, насколько интересным будет сам блог.
Итого:
Средний уровень. В качестве фона используется тканевый зеленый хромакей, который висит на сделанном вручную или купленном держателе. Существуют мобильные и раскладные держатели разного размера, что позволяет подобрать нужную высоту и длину в зависимости от размеров помещения, в котором ведется съемка. Важно избегать одежды с оттенками, близкими к цвету фона. В противном случае она может быть случайно удалена в видеоредакторе вместе с фоном.
Итого:
Продвинутый уровень. Используются два вида хромакея: голубой и зеленый.
Голубой хромакей в профессиональной киносъемке. До
Голубой хромакей в профессиональной киносъемке. После
Фон выбирается в зависимости от одежды ведущего, используемых им материалов и освещения, а также камеры, на которую ведется съемка. Кроме того, дополнительно может использоваться и краска или одежда-хромакей. Для чего она нужна, можно посмотреть в этом видео. Объективно говоря, цвет хромакея может быть разным. Просто зеленый и голубой наиболее распространены.
Итого:
Софт для работы с видео
Начальный уровень. XMedia Recode, VirtualDub. Программы бесплатные и довольно функциональные. Поддерживают пакетную обработку видео, подключаемые модули, интегрированные фильтры, одновременную работу с несколькими аудиодорожками, конвертируют аудио и видео в любые форматы и способны обрабатывать файлы размером более 2Гб.
Итого:
Средний уровень. Shotcut, Lightworks, Movavi Video Editor. Первые две программы бесплатные, третья — имеет бесплатный тестовый период. Очень богатый функционал. Поддерживают стабилизацию видео, формат «картинка в картинке», распознают битрейт, обладают собственными аудиоинструментами, работают с видео до формата 4K.
Итого:
Продвинутый уровень. Apple Final Cut Pro, Adobe Premiere Pro CC, Sony Vegas Pro, Pinnacle Studio.
Видеоредактор Sony Vegas Pro
Дорогостоящее ПО, в котором есть все необходимое для создания высококачественной видеопродукции. Полная совместимость с видеозаписями разных форматов в разрешении 4K и 3D. В библиотеках программ есть более 2000 различных 2D- и 3D-эффектов, интегрированный аудиоредактор позволяет быстро обрабатывать звуковые дорожки.
Итого:
Компьютеры
Единственный раздел, в котором не будет градации по уровню. От устройства, на котором будет монтироваться видео, требуется хорошая производительность и способность работать с тяжелыми программами. Соответственно, необходимо позаботиться о достаточном количестве оперативной памяти, производительном процессоре и мощной видеокарте.
Еще раз подчеркнем, что оборудование для видеоблогера выбирается, исходя из его опыта, а также поставленных целей и задач. Не стоит сразу выбирать дорогую и продвинутую технику. Хотя, в случае с осветительными приборами или стабилизаторами есть смысл выбрать устройство подороже и получше. Точный перечень используемого оборудования, необходимый для съемки видео, определяете вы сами. Пробуйте, экспериментируйте, и все получится!