на что ставить полочную акустику
СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА
Звук не по размеру
Перевод с HI-FI World.co.uk
Колонки небольшого размера как правило стоят недорого, но способны звучать очень хорошо. Компактные размеры корпуса при правильном расчете позволяет им сформировать великолепную стереосцену. За счет меньших размеров конструкция таких колонок более жесткая, чем у напольных АС, а значит, то есть окраска звука будет минимальной. Басовики небольшого диаметра лучше приспособлены для воспроизведения вокала, чем крупные НЧ-динамики напольников. Разумеется, у полочных колонок есть свои недостатки, и сейчас мы научимся их минимизировать.
Компания B&W поставляет двухсекционную заглушку для фазоинвертора своей 686-модели: установите ее при размещении колонок близко к стене, и уберите при их свободном размещении на подставках. Если вы хотите подключить АС по схеме bi-wiring, то снимите показанные на фото перемычки с блока разъемов. Если для подсоединения колонок вы планируете использовать 4-мм разъемы «банан», то пластиковые вставки в гнездах необходимо вытащить.
Мощность и чувствительность
Поэтому решение использовать для полочной акустики мощный усилитель выглядит вполне логичным. К сожалению, здесь вы столкнетесь с фундаментальными законами физики, которые будут не на вашей стороне. Если перестараться с громкостью на такой композиции, как, например, Merry Christmas Everybody группы Slade, то компактные колонки зазвучат напряженно. Все дело в том, что басовый динамик должен перемещать воздух для создания звукового давления, и вы увидите, что его диффузор пытается это делать, двигаясь с большой амплитудой. Однако из-за ограниченного размера получается это у такого басовика плохо.
Размер имеет значение
Тестирование нами различных АС показало, что существует значительная разница в характере звучания миниатюрных полочных колонок и более крупных моделей, предназначенных для размещения на специальных стойках (под последними я понимаю колонки высотой около 30 см и объемом примерно 25 литров). Они будут более заметны в комнате, но зато обладают существенно более глубокими басами, высокой чувствительностью и разрешенной подводимой мощностью. Поэтому при возможности выбирайте именно такие модели, и не обольщайтесь насчет звуковых возможностей миниатюрной акустики.
Также можно использовать специальные стойки для размещения АС. Установите их сначала вплотную к стене, а потом постепенно отодвигайте от нее, пока не получите наилучший баланс между уровнем низких частот и качеством стереокартины.
Размещение у стены
Миниатюрная акустика обычно рассчитана на установку на книжной полке, или подобной опоре вблизи стены, так как близость последней позволяет повысить уровень ее басов. Это не идеальное размещение с остальных точек зрения, так как отраженные звуковые волны от стены накладываются на излучаемые колонкой. Такое взаимодействие вызывает понижения уровня сигнала на частотах около 300 Гц если, например, расстояние от стены составляет около 30 см.
И это еще не все. Стереокартина также ухудшается и звук не такой гладкий, каким мог бы быть, но бас действительно будет наилучшим. Если комната имеет в длину около 4 метров, то нижнее значение резонансной частоты составит 45 Гц, то есть басы получатся вполне глубокими.
Нередко производители ограничивают уровень басов колонок, рассчитанных на установку вблизи стены или на настенный монтаж, чтобы снизить опасность возникновения перегрузки по НЧ. Тогда установка АС у стены будет одной из опций для получения хороших басов, наряду все с той же регулировкой тембра.
Размещение АС
Колонки обычно устанавливают на расстоянии примерно 2,5 метра друг от друга, так, что бы ВЧ-динамики находились на уровне ушей сидящего слушателя, и немного разворачивают на него. Подобное размещение принято считать идеальным. Однако наши измерения показывают, что некоторые колонки звучат слишком ярко, будучи направленными непосредственно на слушателя. Стереокартина становится хуже, если АС установлены параллельно, зато она воспринимается в гораздо более широкой зоне чем при небольшом развороте колонок друг на друга. Поэтому определить оптимальное размещение АС в комнате прослушивания можно только экспериментальным путем. В частности, колонки с коаксиальными излучателями, Tannoy Dual Concentric и KEF Uni-Q, лучше слушать вне их акустической оси.
Кабели
Всегда используйте специализированные акустические кабели. Даже недорогие провода таких компаний как Chord или аналогичных дадут серьезный прирост в качестве звука по сравнению с но-нейм продукцией. И чем больше будет длина кабеля, тем разница в звуке будет заметнее.
Еще одной полезной опцией, которую можно использовать при двухкабельном подключении АС, является возможность установки резистора последовательно с ВЧ-секцией в случае, если колонки звучат слишком ярко. Сопротивление этого резистора надо подбирать на слух, начиная со значения в 1 Ом, и далее выстраивая последовательную цепочку из таких резисторов до достижения наилучшего звучания. Следует брать углеродно-пленочные резисторы мощностью 1 Вт.
Согласование с усилителем
Компактные колонки немного отличаются от больших напольных АС и с точки зрения согласования с усилителем.
Сейчас усилия разработчиков Hi-Fi-акустики сосредоточены в частности на том, чтобы сделать импеданс колонок стабильным, то есть максимально «легким» для усилителей. Транзисторный усилитель производит больше искажений при работе на 4-омную акустику, чем на 8-омную, хотя эта разница не столь существенна (типичное значение 0,018% искажений против 0,022%) что бы считать 4-омные колонки неподходящей нагрузкой.
Во многих моделях современной акустики используются 4-омные НЧ-динамики для повышения чувствительности. Хотя усилителю, конечно, легче работать на 8-омную нагрузку, наличие мощного блока питания и эффективных теполоотводов выходных транзисторов обеспечивают его стабильную работу и на 4-омные колонки. Исходя из этого, выбирая компактные колонки, стоит отдавать предпочтение именно 4 или 6-омным моделям, как обладающим более высокой чувствительностью, а уж современный усилитель с ними справится.
Как правильно установить акустические системы в комнате. Часть 1
Если о том, что АС должны стоять справа и слева относительно многие знают, то с высотой заморачиваются не так часто. А, между прочим, высота установки напрямую влияет на звук. Как? Сейчас расскажу.
Куда ставит колонки начинающий меломан или аудиофил?
Правильно, на шкаф. «Чтоб не мешались».
Ну а если, скажем, квартира съёмная или мебель ещё не куплена, то те же личности ставят «колонки» куда? Правильно, на пол 🙂
Чем же всё это грозит по звуку?
Специально для всех моих подписчиков в инстаграм, фейсбук и здесь, я провёл эксперимент.
В качестве испытуемых компонентов выступили акустическая система Infinity Alpha 5 и AV-ресивер Sony STR-DE425 (нажмите, чтоб почитать) (откровенно говоря, были под рукой и это всё несложно перемещать как угодно и куда угодно). Infinity в своё время были одними из лучших компактных полочников в бюджетном сегменте. Надо понимать, что благодаря компактному размеру количество выдаваемого баса невелико. Вместо розового шума я запустил шум с эфира (тюнер ресивера имеет частотный диапазон 30-15000 Гц, что для данного эксперимента достаточно).
Итак, первое положение — АС на полу
Как видим, бас заметен даже с 60 Гц, пусть и тише, чем СЧ-диапазон. На слух всё находится где-то там внизу и не совсем разборчиво, с превалированием низких частот по сравнению с правильным вариантом. «Балкон» одним словом. Если поставить ещё и в углы, то останется один бас.
Перемещаем АС на высоту примерно в 1 м по верхней стенке и оставляем на тех же 30 см от задней стены. Это примерно соответствует, будто бы Infinity получили подходящие стойки, которые поднимают их на рекомендованную для сидящего слушателя высоту
Внезапно выясняется, что уровень звукового давления вырастает на 3 дБ (т.е. в два раза)
Баса меньше, но обратите внимание, что неравномерность в СЧ и ВЧ-диапазонах уменьшилась, рисунок стал более ровным и слитным, уменьшились разницы между пиками и провалами. На слух воспринимается как слитная и сбалансированная стереокартина с нормальным положением кажущихся источников звука.
Поднимаем на высоту 2 м. Это конечно не совсем «шкаф» или «антресоли», но некая имитация получается.
Звуковое давление упало на 6 (!) дБ! Это уже существенно!
В АЧХ стало меньше самых низких частот и снова увеличилась неравномерность в остальном диапазоне (разумеется, замер был сделан при 85 дБ)
На звучании это сказывается тоже не лучшим образом — появляется некое подобие бубнения, всё «уехало» вверх (что ожидаемо). Если поместить АС «под потолок» на шкаф, то уровень звукового давления повысится за счёт отражающих поверхностей (потолок, верхняя часть шкафа, а то и стены, если системы раздвинуть по краям и ближе к стенам), а также за счёт резонансов мебели, на которую установлены АС. Однако усилится и бубнение, которое может быть ошибочно признанным за бас.
Важно заметить и насчёт разной высоты установки двух фронтальных АС. Не забывайте, что на итоговое восприятие влияет всё, поэтому условия для работы левой и правой АС должны быть максимально идентичны. Так что высота обеих фронтальных АС ДОЛЖНА БЫТЬ ОДИНАКОВОЙ!
Как правильно ставить акустику на стойки?
Всех с праздником Великой Победы, удачи и хорошего дня.
Специально для полочников Yamaha NS-6490 заказывал стойки, вот какие, правда симпатичные?
У меня вопрос, кто, как на них устанавливает акустику: на фетр, на шипы или еще как-то?
Ответы
Стойки на резиновых ножках от Хеко
У вас есть 24 часа на правку вопроса
Павел приветствую. Взаимно. Да, выглядит вполне себе хорошо. Вы знаете я вырезал из 3мм резины кругляшки и ставил на них, как саму стойку, так и ас. Даже если здесь начнётся баталия, что нужно ставить на жёсткие шипы и подпятники, а не на что-то мягкое мне всё равно. Для меня так было проще и легче и сравнительный результат прослушивания оказался в пользу мягкого нежели жёсткого. Наверняка у всех по разному. Несколько лет назад тут такие баталии были по этому вопросу, что лучше шипы или демпферы, что только искры летели от оппонентов при обсуждении. Да по моему, так и разошлись все во свояси каждый при своём мнении. Условия-то у всех разные. Склоняюсь в пользу чего-то мягкого. Мне кажется сама высота шипа и в следствии этого повышение или понижение акустики оказывает большее влияние нежели материал.
Я помню все эти баталии, но разговор был о напольниках и как их ставить. А мне интересно как ставят акустику на стойки, как связывают между собой акустику и стойки
Если дешево и сердито, то защитные накладки для мебели можно использовать (лучше не фетровые), или можно взять противоскользящие регулируемые опоры, если в АС есть резьба. Ну а дальше специальные средства акустической развязки на вкус и кошелек.
Никита, что такое защитные накладки? И если использовать шипы и опоры, то стойки лучше намертво прикрепить к полу, да?
Более тяжелые я бы скрепил вместе 3-4 винтами М6 со стойками.
Вадим есть такие штуки, может их использовать вместо винтов
Для соединения стойка акустика нет ничего лучше, проще и дешевле этого
А что лучше, развязать от стойки или связать, вот в чем вопрос
у меня в итоге лучше сцена и детальность, если развязать. При жесткой установке стойка как-будто кашу давала.
В моих стойках Bell’o SP-300 в комплекте шли наклейки велкро, на них и поставил. А поскольку акустика тоже лёгкая, на одной лежат пара пластин из мрамора(были под рукой), а на второй стоит соляная лампа (пару кило точно весит).
Шайбы-подпятники брал на али типа таких
Но у меня АС тяжелые, 12 кг каждая. Легкие возможно будут стоять неустойчиво, лучше просто приклеить тем же толстым двусторонним скотчем.
Стойки у вас афигеть, боюсь подумать что на них
простите за наглость) я вам писал на почту письмо сегодня, личных сообщений просто тут не нашел! Не могли бы вы поделиться размерами точными или чертежами этих стоек на 6490? Очень дизайн понравился. Если не затруднит, буду очень благодарен Вам!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Как правильно выбрать стойки для акустических систем: советы от Atacama Audio
Компания Atacama Audio занялась производством высококачественных стоек для акустики в 1986 году. Звучание акустических систем значительно улучшается, если их приподнять над полом и установить на опоры, заполненные песком. Вскоре выяснилось ещё одно важное обстоятельство: изоляция Hi-Fi аппаратуры от механической вибрации способствует более полному раскрытию акустического потенциала системы.
Чтобы определить, какие стойки лучше всего подойдут для вашей акустики, вам необходимо знать следующее:
Вес акустической системы, которая будет установлена на стойке.
Глубину корпуса колонки (без гриля и выступающих клемм).
Ширину корпуса (ширина и глубина корпуса составляют «площадь основания»).
Общую высоту колонки, а также высоту твитера от основания акустической системы.
Выбор подходящей верхней площадки стойки
Большинство акустических систем имеет основание квадратной или прямоугольной формы. Если верхняя плита стойки меньше основания колонки, но при этом обеспечивает достаточную площадь опоры (не менее 75%), это нормально.
Если основание акустической системы имеет изогнутую, каплевидную или иную необычную форму, вы должны убедиться в том, что прямоугольная или квадратная плита стойки способна служить надёжной опорой для вашей колонки.
Например, если форма основания АС выглядит так:
верхняя плита стойки не должна выступать за границы этого основания.
Вместе это может выглядеть так:
Если вы считаете, что площадь контакта недостаточна, то вместо гелевых прокладок, которые поставляются в комплекте со стойкой для изоляции корпуса колонки от поверхности плиты, используйте небольшое количество специальной фиксирующей массы (например, Blutak или аналогичной).
Обратите внимание: если у колонки есть опорные ножки, они должны опираться на плиту стойки.
Правильные размеры основания стойки
Площадь нижней грани корпуса акустической системы должна быть меньше площади основания стойки. Если основание колонки на 10-20 мм выступает за плиту стойки, засыпьте в трубы стоек чистый песок или специальный наполнитель (например, производства Atacama), чтобы увеличить массу стоек и придать им дополнительную устойчивость. Достаточно заполнить трубы наполовину или на две трети объёма. Используя большее количество заполнителя, вы рискуете сделать стойки неустойчивыми.
Правильная высота стойки
Проконсультируйтесь с производителем ваших акустических систем, чтобы уточнить оптимальную высоту стойки, рекомендуемую для вашей модели. Если это невозможно, руководствуйтесь общепринятыми правилами. Они предполагают установку колонок таким образом, чтобы их ВЧ-динамики располагались на уровне ушей слушателя. Измерьте расстояние от центра твитера до нижней кромки корпуса. Вычитанием полученного значения из высоты, на которой находятся ваши уши, когда вы сидите, слушая музыку, можно определить оптимальную высоту стойки.
Четыре секрета расстановки акустических систем [перевод]
Важнейшими факторами качественного звучания вашей системы являются правильная расстановка колонок и точка прослушивания. Просто переставляя колонки, можно изменить тональный баланс, количество баса и его качество, ширину и глубину звуковой сцены, выраженность средних частот, а также образность звука. По мере перестановки акустики и дальнейшем точном подгоне ее местоположения, можно уловить ранее недоступное качество звука и музыкальную гармонию. Когда вы правильно расставите колонки, ваша система «оживет». Предлагаем четыре простых совета, которые заставят систему звучать лучше, чем вы могли бы подумать. И все это абсолютно бесплатно.
Местоположение слушателя по отношению к колонкам критически важно
Базовый принцип, без которого невозможно добиться хорошей сцены и образности, таков: точка прослушивания и колонки должны располагаться по схеме равностороннего треугольника. Слушатель должен сидеть точно между двумя акустическими системами (эта точка называется «зоной комфортного прослушивания»). Расстояние до каждой колонки должно быть лишь немного большим, чем расстояние между самой акустикой. Если этот основной принцип не соблюден, то о хорошей звуковой сцене не может быть и речи.
Дистанция между колонками напрямую влияет на ширину звуковой сцены, образность и ощущение сосредоточенного центра. Чем дальше друг от друга находятся колонки (точка прослушивания при этом остается неизменной), тем шире становится звуковая сцена. Однако большое расстояние негативно влияет на образность — в конечном итоге слушатель может полностью потерять этот нужный эффект. Чем ближе стоят колонки, тем, соответственно, уже сцена.
При правильной, оптимальной расстановке громкоговорителей появляется эффект достаточно широкой сцены и сфокусированной образности. Для поиска лучшего местоположения акустики идеально подходит музыкальный материал, где основная роль отдана вокалисту с ненавязчивым аккомпанементом. Поставьте колонки поближе друг к другу, чтобы услышать максимально собранный в центре вокал. Постепенно отодвигая системы в разные стороны, слушайте музыку и анализируйте слышимое. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не поймете, что центральный звуковой образ стал шире, рассеяннее. Исчезающая сфокусированность станет индикатором того, что максимально возможная дистанция между колонками была превышена.
Расстояние между стеной и акустической системой влияет на уровень баса
Чем ближе к стене и углу стоит АС, тем громче басы. Если отодвинуть колонку от стены, то низкие станут мягче. Расстояние до стен также влияет на ясность баса. В некоторых точках колонки вызывают меньше резонансов, в других — больше. Можно постараться снизить эти резонансы, если руководствоваться «правилом третей»: оптимальный уровень баса достигается тогда, когда дистанция между колонкой и стеной равна одной трети длины комнаты. Это не всегда практично, поэтому в качестве второго запасного варианта можно использовать схему расстановки, при которой колонки отодвинуты от стены на расстояние равное одной пятой длины помещения.
Чем дальше от стены, тем глубже и правильнее звуковая сцена
Установленная впритык к углам или стене акустика портит впечатление от звуковой сцены — исчезает глубина. Также на качество сцены могут повлиять отражающие звук объекты, включая телевизоры и камины. Если поставить колонки близко к стене, то вряд ли получится услышать качественную выраженную звуковую сцену. При этом буквально полметра могут сделать из плохой звуковой сцены замечательную.
Разворот громкоговорителей напрямую влияет на тональный баланс, ширину звуковой сцены и образность
Под разворотом мы имеем в виду развернутые по отношению к слушателю вовнутрь (или наружу) колонки. Эта техника очень полезна, если есть задача улучшить звуковую сцену и добиться сбалансированных высоких частот. Строгих правил здесь нет — оптимальный угол разворота зависит от самой акустики и помещения.
Чем больше колонки развернуты по отношению к слушателю, тем выразительнее становятся ВЧ. Чтобы получить желаемое звучание, следует постепенно менять угол разворота и оценивать результат после каждого небольшого изменения.
Помимо прочего, развернутые вовнутрь громкоговорители добавляют звучанию сфокусированности. Как правило, большой угол разворота дает очень выраженную, буквально оконтуренную звуковую сцену. Музыкальные образы становятся более независимыми, собранными и четкими, а размытость и пространственная неопределенность уходят.
Оптимальный разворот — это то положение, при котором высокие не слишком превалируют, но сосредоточенность в центре сцены явно ощущается. Если разворот вовнутрь сделать слишком большим, то звук станет чересчур ярким. Полное отсутствие разворота колонок сделает высокие частоты более плавными, однако это негативно повлияет на образность. Как и всегда, нужно шаг за шагом искать лучшее положение.
Стоит также отметить, что разворот акустики сказывается на объемности звуковой картины. Если колонки стоят прямо, то звуковая сцена становится больше, обширнее и при этом неразборчивее. Звук покажется «большим», но отследить положение инструментов станет сложнее. Направив акустические системы на точку прослушивания, звучание можно сделать гораздо яснее. Наконец, разворот двух колонок должен быть абсолютно идентичным. От этого зависит уровень реализма звуковой сцены.
Помните, процесс «слушай, подстраивай, слушай» невозможно обойти — только таким методом вы найдете идеальное местоположение для колонок.