на что способно человеческое сознание

Сознание человека и его взаимосвязь с мозгом

Сознание человека – это великое поле для исследований. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что такое сознание. Однако в определениях разных исследователей есть общие моменты. Существуют научные и псевдонаучные подходы к трактовке этого понятия. Есть религиозные и духовные определения того, что лежит в основе сознания. В этой статье рассмотрим, как определяют, что означает такое понятие, с использованием точных естественно-научных методов, а не философских взглядов и абстрактных суждений.

История изучения сознания

Первые серьезные работы, пытающиеся объяснить, в чем суть сознания, откуда оно появляется, на чем основывается, приходятся на конец XIX века. В 1872 году немецкий физиолог Дюбуа-Реймон представил миру теорию биопотенциалов, согласно которой исключительно физико-химические законы движут организмом человека. Физиолог пессимистично полагал, что человек никогда не узнает, что является сознанием. И судя по тому, что до сих пор точного ответа на этот вопрос нет, его взгляд можно считать оправданным. Коллега же Дюбуа, Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, утверждал, что если бы не было сознания, у человека не было бы чувств и ощущений.

на что способно человеческое сознание. Смотреть фото на что способно человеческое сознание. Смотреть картинку на что способно человеческое сознание. Картинка про на что способно человеческое сознание. Фото на что способно человеческое сознание

Некоторые ученые считают, что сознание рождается в процессе поиска мозгом информации. Другие предполагают, что на основе имеющейся в головном мозге информации происходит формирование сознания. В любом случае мысль о том, что именно мозг порождает и определяет сознание человека, на сегодняшний день является общей. Хранящаяся в мозге информация получает своеобразные коды. Так и появляется сознание, которое можно охарактеризовать как процесс, при котором человек понимает, что происходит с ним в данный момент.

Сознание в современном понимании

Сегодня, как и раньше, человеческое сознание изучают медики, психологи, физики и другие научные деятели. Можно сказать, что это одно из главных направлений в современной науке. И сейчас ученые сходятся во мнении, что мозг моделирует внешний мир. К примеру, если закрыть глаза, то мы можем представить окружающий мир, причем гораздо ярче и интереснее, чем он есть на самом деле. То есть, мозг создает модели реальности.

Психологи утверждают, что реальность носит субъективный характер. Каждый воспринимает мир по-своему. На восприятие влияет богатство ощущений. Благодаря рецепторам мы определяем запах и вкус. Краски мы видим благодаря восприятию электромагнитных волн разной длины. Таким образом, индивидуальные особенности человека делают его сознание.

В свою очередь за восприятие, ощущения, эмоции и мысли отвечают нейроны, из которых состоит мозг. Сознание включает в себя образы, которые создают нейроны. Совокупность этих образов называют внутренним миром. С биологической точки зрения к проявлениям сознания относятся многомиллиардные физико-химические реакции, которые происходят из-за связи нейронов. Любая мысль рождается, когда нейроны активируются и образуют нейронные сети. С ходом мысли взаимодействие нейронов меняется. Таким образом, ученые пришли к выводу, что мозг – инструмент познания. При этом до сих пор невозможно определить, насколько точно и полно мозг отражает реальность. Этот орган изучен не до конца, и никто не знает, возможно ли это в принципе. Но мыслители полагают, что если это когда-либо удастся, человек сможет силой собственного разума изменить мир.

Меняя мышление, меняем сознание

То, как человек воспринимает окружающий мир, зависит от его индивидуальных особенностей, ощущений и эмоций. Если у человека много негативных эмоций, его сознание формируется не в самых радужных красках. В свою очередь это ведет к эмоциональной нестабильности и даже серьезным расстройствам психики. Чтобы это изменить, необходимо начать с мышления. Меняя свое мышление, учась понимать, контролировать и управлять собственными эмоциями, человек постепенно начинает по-другому относиться в реальности. А чем ярче в его сознании представлен окружающий мир, тем легче ему выполнять повседневные задачи, достигать цели, добиваться успехов.

Работайте над сознанием вместе с Викиум. Для начала можно пройти курс «Детоксикация мозга», чтобы научиться понимать свои эмоции и избавиться от негатива. А затем можно переходить к более глобальной работе над мышлением, пробуя другие онлайн-курсы, выбор которых достаточно большой.

Источник

Сознание человека

на что способно человеческое сознание. Смотреть фото на что способно человеческое сознание. Смотреть картинку на что способно человеческое сознание. Картинка про на что способно человеческое сознание. Фото на что способно человеческое сознание

Самих форм сознания личности существует несколько: прежде всего, это формирование сознания самого себя (самоосознание), человеческий рассудок (формирование сознания, которое мыслит), разум (рассудок, который себя осознает), а также дух (форма сознания, которая является высшим уровнем развития личности, включающая в себя остальные формы развития сознания и не только).

Даже теперь, в современном мире, феномен сознания изучают как ученые, так и эзотерики. Причем последние знают, что формирование и развитие сознания – основополагающая сила, за счет которой и существует окружающий мир у каждого конкретного человека.

Развитие сознания сейчас стало модной индустрией, которая на каждом шагу предлагает различные инструменты по развитию. Говорят, что большинство людей сейчас живет с низким уровнем сознания, а другие имеют высокий уровень сознания личности – но как же определить этот самый уровень?

Определение уровня сознания личности

Процесс развития сознания можно рассмотреть под разными углами зрения. Первый – это взгляд на формирование и развитие сознания по теории Ч. Дарвина. Так называемый эволюционный процесс развития.

Уровень сознания 1.

Уровень сознания простейших. Сознание рефлекторно, реагирует на раздражитель: удовлетворение той или иной потребности (воздух, вода, еда).

Уровень сознания 2.

Уровень сознания рыб. Процесс развития сознания допускает чувствительность – способность чувствовать нечто от соприкосновения с материальным миром.

Уровень сознания 3.

Уровень сознания некоторых животных. Процесс развития сознания, при котором наблюдаются поведенческие реакции (когда субъекту присущи навыки и инстинкта, и рассудка, для того чтобы видеть те или иные взаимосвязи между объектами). Более сложный процесс сознания.

Уровень сознания 4.

на что способно человеческое сознание. Смотреть фото на что способно человеческое сознание. Смотреть картинку на что способно человеческое сознание. Картинка про на что способно человеческое сознание. Фото на что способно человеческое сознаниеУровень настоящего проявления сознания. Это уже относится к развитию личности человека. Умение пассивно и активно взаимодействовать с миром, умение быть мотивированным, видеть цели. Здесь наконец проявляется процесс самоосознания. Процесс выделения себя из общей массы себе подобных. Появляется способность оценивать себя и определять свое место в мире.

По теории Дарвина, «обезьяна» училась создавать орудия труда, развивать навыки взаимодействия с социумом и постепенно, в процессе самоосознания, стала человеком, а потом еще и достигла уровня личности. На самом деле этот же процесс развития сознания человека мы наблюдаем при взрослении человека. Особенно что касается периода с рождения до трех лет. Когда младенец сначала реагирует только на раздражители и живет инстинктами, потом уже в процессе взросления начинает чувствовать, а уж далее развивается сознание личности.

Второй взгляд на формирование развития сознания человека – путь развития сознания личности как рост человека над самим собой, становясь раз за разом лучшей версией самого себя. Именно этот путь уважают и практикуют эзотерики как путь развития человека, на котором только и возможно развить в человеке сверхспособности. Все закрытые учения, практики по развитию сознания, древние культы и закрытые ордена – это творение тех, кто идет путем развития сознания личности.

Есть несколько систем по определению ступени развития сознания человека.

Но есть несколько основополагающих, помогающих понять уровень сознания личности, по которым можно определить для себя лично на каком уровне находится твое сознание.

Первый – это система каст, которая (в видоизмененном виде) существует еще на территориях Индии.

Система каст

У эзотериков есть так называемая «система четырех каст», которая относит каждого человека к одной из каст, по уровню развития души или уровню сознания. Теория, лежащая в основе системы: мы проживаем множество жизней и в процессе жизни каждой проходим уроки, в процессе которых происходит изменение уровня сознания человека, соответственно и уровень духовного развития.

1 каста – каста работников. Сознание личности на уровне «молодой души». Работник – это человек простого физического труда, поскольку навыков для сложных интеллектуальных процессов еще нет. Такой человек прилежен, трудолюбив, но разговаривать не любит, так как еще толком не научился. Такого человека радуют простые вещи: сон, еда, вещи. Его сознание одномерно: в его мире нет выбора, поскольку и критериев нет. В его сознании есть слово «судьба» и понятие «выживания». У такого человека сознания своего толком нет и он ощущает себя через группу: «я как все».

2 каста – каста купцов. Сознания, отработавшие касту работников, переходят на уровень касты купцов. Болтовня – их всё, причем пустая болтовня. Сознание человека-купца нарабатывает качества общения, через которое и получает прибыль. Зато уровень сознания купца уже умеет выбирать. Оно у купцов двухмерно. Проявление и удовлетворение желаний – вот такой дуальный принцип сознания лежит в основе их мировоззрения.

3 каста – каста воинов. Сознание человека-воина – сознание личности. Им присущи порядок, иерархия, система мира, в котором они живут. У человека-воина есть друзья и враги, он вечно тренируется. Основа его деятельности: воля, достижения, дисциплина. Человеку третьей касты присуща трехмерность сознания. И сознание такого человека о «могу/не могу». Человек-воин вечно сражается, с собой или другими; его отличают понятия чести, долга и совести.

Еще одна система о развитии человеческого сознания – это определение сознания личности по чакрам. Чакры – энергетические центры в теле человека, которых насчитывается целых семь. В зависимости от расположения точки развития сознания (точки сборки или ТС), сознание человека опирается на принцип одной из чакр. И развитие человека определяется нахождением этой самой ТС. При должном уровне развития сознания ТС смещается по направлению сахасрары чакры, т.е. вверх по телу.

1 чакра. Муладхара. Уровень развития тела человека. Развития физики. Муладхара отвечает за выживание человека и ее принцип созвучен с 4-й кастой. Самый низкий уровень развития сознания.

2 чакра. Свадхистана. Созвучен уровень с уровнем развития человека-купца из 2-й касты. Здесь у человека играют эмоции и ему свойственно, прежде всего, удовлетворение своих потребностей и пожеланий. Также это уровень развития связей.

3 чакра. Манипура. Созвучна с кастой воинов. Развитие идет путем стремления продвижения в обществе, желания власти и контроля. Сознание развивается в конкурентной среде, с чувством долга, с подавлением своей и чужой воли.

4 чакра. Анахата. Тот самый уровень магов. Уровень высочайшего развития психики, чувствования, понимания, сопереживания, сочувствия и других высоких эмоций. Здесь идет развитие глубокого взгляда на мир, доверие к миру, уничтожение оценочного видения всего что происходит. Аджна – это тотальная любовь к миру. Желание не только знать, но и понимать мир – вот качества людей 4-й чакры.

5 чакра. Вишудха. Это уровень высокой духовной энергии. Это возможность человека охватить разумом абстрактные, трансцендентные идеи, здесь запрятана возможность творить, созидать. Это художники, архитекторы, поэты. Это те, что умеют видеть красивое.

6 чакра. Аджна. Это уровень учителей. Развитие мудрости и лидерства. Здесь человек уже много знает и много умеет. Такой человек спокоен и многогранен. И он может учить и вести за собой.

7 чакра. Сахасрара. Это сознания высочайшего уровня развития. Это святые. Сознания, которые существуют, знают и принимают. Они служат абсолюту, Богу и являются высочайшей точкой развития человека.

Это лишь некоторые из систем, которые раскрывают вопрос о формировании нашего сознания. Очевидно одно: мы не можем не развиваться. Даже если мы уходим от развития, от самоосознания, мир так или иначе будет давать нам уроки, чтобы мы росли и развивались. Иногда одни и те же, те самые «грабли», иногда будет их усложнять, но хотим мы или нет – развитие будет продолжаться и идти вперед.

Мир живой, он не статичен, поэтому и наше сознание не может существовать в статике.на что способно человеческое сознание. Смотреть фото на что способно человеческое сознание. Смотреть картинку на что способно человеческое сознание. Картинка про на что способно человеческое сознание. Фото на что способно человеческое сознание

Самое важное, что прослеживается во всех системах классификации уровней нашего сознания, так это то что от нашего сознания зависят наши мысли; а от мыслей – мировоззрение; от мировоззрения – качество жизни.

Не воспринимайте системы буквально – они условны и помогают человеку понять себя и то, как ему действовать в тех или иных ситуациях. Гораздо важнее понять то, что не мир ответственен за наше развитие, а мы ответственны за себя и за мир вокруг себя.

Чтобы перескочить с уровня «мир виноват в моих бедах», на «я все могу» надо, прежде всего, повернуться к себе самому лицом и понять «кто я?».

Эзотерики не изучают мир вокруг, они изучают себя и уже из внутренней глубины смотрят на все что происходит во внешнем мире.

Предыдущая статья на что способно человеческое сознание. Смотреть фото на что способно человеческое сознание. Смотреть картинку на что способно человеческое сознание. Картинка про на что способно человеческое сознание. Фото на что способно человеческое сознание

Источник

Обществознание

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.

Что такое сознание

Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.

Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.

Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.

Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:

Индивидуальное и общественное сознание

Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.

Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.

Самосознание

Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.

Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.

Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.

Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.

Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.

Самооценка

Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.

Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:

Сфера бессознательного: подсознание и его уровни

Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.

Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.

Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.

Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.

Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.

Источник

Человеческое сознание

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Место человеческого сознания в структуре бытия не может быть преуменьшено. Его следует понимать как нечто работающее, соучастное бытию, существенное для жизни, а не как нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности. Оно есть и отношение в действительности, то есть оно есть и реальное дело. Очевидно, что между этими двумя ведущими типами отношений к миру имеются не только существенные различия, но и реальные противоречия, преодоление которых отнюдь не просто, как не просто преодоление противоречий между сознанием и деятельностью, мыслью и словом, словом и делом. Единство сознания и деятельности, о котором говорят психологи, не дано, а задано. Оно должно быть построено. Точнее, оно должно строиться постоянно.

Важно отметить, что сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, то есть человека и его место в мире. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.

Если перейти от познавательного плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, что обществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, целесообразная, произвольная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий — поступков, словом, обладающая сознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то есть так называемая сознательность или «умозрение жизни» частного индивида.

Поэтому-то человеческое «сознание» — не просто эпитет, используемый применительно к понятиям «деятельность» и «личность», оно должно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальные воспитательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер определяется тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триада как предмет специально построенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Сейчас, в период перестройки, как никогда, нужно действенное и действующее сознание, которое должно стать положительным фактором развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.

Имеется целый ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Что означает расширение сознания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно-практической деятельности. Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате такой деятельности, в том числе орудий и средств новейшей информационной технологии.

Сознание не только рождается и присутствует в этих мирах. Оно может метаться между ними, погружаться в какой-либо из них; подниматься или витать над всеми ними; сравнивать, оценивать, судить их. Оно может судить и самое себя. Вот почему так важно, чтобы все эти миры, включая и мир сознания, были открыты ему. Именно в этом случае сознание будет обладать не только рефлексивными, но и бытийными чертами. Оно сможет осторожно и вместе с тем решительно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые или, как говорил В. И. Вернадский, бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно сравнимое с мощью технократического мышления планетарное, вселенское, оно же подлинно культурное сознание. Исследование и формирование такого сознания — это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возможно, утраченного) сознания философия и наука должны обратиться к культуре, к мифу, к религии, к политике и, конечно, к своей собственной истории, где возникали представления о ноосфере, о власти Разума, О новом мышлении и сознании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *