на что способна ракета булава
Ослепляет ПРО, пугает Запад: на что способна ракета «Булава»
В ее успех не верили
Удивительно, но ещё несколько лет назад в успех «Булавы» почти никто не верил. Российскую ракету называли сырой, ненадёжной и неточной, а её создателей ругали за неудачные старты.
Необходимое оружие
В 1986 году на базе Р-39 начали разрабатывать новую баллистическую ракету «Барк», которая весила больше ста тонн, но когда распался Советский Союз, проект перестали финансировать. А после трёх неудачных запусков от «Барка» и вовсе отказались.
Принципиально новая
Такое решение предложил генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Инженер пообещал разработать принципиально новую баллистическую ракету, которая сможет стартовать как с подводного крейсера, так и с наземного ракетного комплекса. Проект получил название Р-30 «Булава». Теперь Юрий Соломонов признаётся – для него это был профессиональный вызов. До этого его конструкторское бюро проектировало исключительно ракеты сухопутного базирования.
Ослепительная
Неуловимая
Но главный козырь Булавы в другом. У неё очень короткий активный участок траектории. Так называют время, когда ракета разгоняется с помощью маршевых двигателей.
Тернистый путь «Булавы»
Сам конструктор объясняет неудачи проблемами с техническими узлами и сборкой. Дело в том, что «Булаву» пришлось создавать с нуля – многие оборонные заводы, которые раньше производили детали для ракет, после развала СССР оказались за границей.
Заслуги конструктора признали – Юрию Соломонову присвоили звание Героя Труда, а его детище официально приняли на вооружение. Ракетами «Булава» оснастили четыре подлодки проекта «Борей».
На Западе заявлено, что ракета «Булава» недостаточно точна и надежна
Американское издание The National Interest в своем материале признало ракету Р-30 «Булава-30» недостаточно точной по сравнению с американскими аналогами. NI считает, что разница может оказаться четырехкратной.
Издание The National Interest, публикующее материалы на военную тематику, опубликовало статью военного эксперта Себастьяна Роблина. В своей статье Роблин дает оценку российским стратегическим подводным крейсерам класса «Борей» и, в частности, затрагивает тему ракеты «Булава».
Американский эксперт отмечает, что характеристики ракеты, с одной стороны, затрудняют ее перехват. В частности, «Булава» имеет необычно низкую траекторию полета, что затрудняет ее перехват. Также она может быть запущена во время движения подводной лодки. 40-тонные ракеты могут выбросить до сорока приманок в попытке обмануть системы противоракетной обороны.
Достоинства нивелируются недостатками
Однако, с другой стороны, все достоинства ракеты нивелируются целым рядом объективных недостатков. В частности, «Булава» потерпела неудачу в десяти из 27 тестовых запусков. Проблемы были вызваны преимущественно производственными дефектами. Отмечается, что два отказа произошли уже после оперативного развертывания «Булавы» на «Борее» в 2013 году.
По словам Роблина, «Булава» может оказаться в четыре раза менее точной, чем баллистическая ракета UGM-133A Трайдент II (D5), стоящая на вооружении Соединенных Штатов. Отклонение от цели могло достигать 350 метров – причем такое происходило не менее чем в половине случаев применения ракеты.
В мае 2018 года министерство обороны Российской Федерации опубликовало видео испытательного пуска четырех ракет Р-30 «Булава» с ракетного подводного атомного крейсера К-535 «Юрий Долгорукий». Пуск был проведен из акватории Белого моря по целям, расположенным на территории полигона Кура на Камчатке.
«Трезубец» против «Булавы». Разные, но равные?
Россия и США имеют развитые стратегические ядерные силы (СЯС) с полноценной морской компонентой. Ключевым элементом последней являются баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Новейшими образцами этого рода являются российское изделие Р-30 «Булава» и американское UGM-133A Trident II (D5). Эти ракеты серьезно отличаются друг от друга, но имеют одинаковую ценность для национальной обороны двух стран.
Старая американская ракета
Разработка будущей UGM-133A стартовала в начале семидесятых годов и серьезно затянулась. Завершить испытания готового изделия удалось только в конце восьмидесятых, и в 1990 г. ракета официально поступила на вооружение. Основным заказчиком БРПЛ Trident II («Трезубец-2») стали ВМС США. Также ракеты поступили на вооружение Великобритании. Развертывание ракет осуществлялось на ПЛАРБ двух типов американской и британской постройки.
UGM-133A представляет собой межконтинентальную баллистическую ракету трехступенчатой схемы с твердотопливными двигателями. Изделие имеет длину 13,5 м при диаметре 2,1 м и стартовую массу более 59 т. Наведение осуществляется за счет инерциальной и спутниковой навигацией с астрокоррекцией.
Забрасываемый вес Trident II достигает 2800 кг. Разделяющаяся головная часть (РГЧ) может нести боевые блоки (ББ) индивидуального наведения типа W88 (475 кт) или W76 (100 кт) – 8 и 14 единиц соответственно. Впрочем, ракеты не несут полный боекомплект для улучшения других характеристик. В прошлом году начато производство блока W76-2 с мощностью не более 5-7 кт для решения особых задач.
Новое российское изделие
Работы по российскому ракетному комплексу на основе БРПЛ Р-30 «Булава» стартовали в конце девяностых годов, и уже в 2004-м состоялись первые испытания. В сентябре 2005 г. выполнили первую стрельбу натурным изделием. К началу десятых годов было подготовлено производство, и начался выпуск серийных ракет. Однако приказ о принятии на вооружение вышел только в июне 2018 г.
«Булава» – трехступенчатая твердотопливная БРПЛ с возможностью несения РГЧ ИН и средств преодоления противоракетной обороны. Длина ракеты – 12,1 м при диаметре 2 м. Стартовая масса – 36,8 т. Забрасываемый вес оценивается в 1100-1200 кг. Системы управления включают средства инерциальной навигации, выполненные на основе современных компонентов.
По разным данным, Р-30 несет от 6 до 10 ББ индивидуального наведения. Мощность этих изделий оценивается в 100-150 кт. Имеются сведения о разработке боевых блоков с возможностью маневрирования на траектории. Вместе с боезарядами ракета несет ложные цели и другие средства преодоления ПРО. Максимальная дальность стрельбы достигает 9300 км. Показатели точности неизвестны, но в неофициальных источниках утверждается, что КВО не превышает 90-100 м.
Вопрос носителей
Морская компонента СЯС США включает 14 ПЛАРБ типа Ohio. В прошлом их было 18, но 4 корабля перестроили в носители крылатых ракет. Самая старая из строевых лодок пр. «Огайо» вступила в состав ВМС в 1984 г. Последняя несет службу с 1997 г.
Ракетный отсек ПЛАРБ типа Ohio вмещает 24 шахтные пусковые установки для ракет UGM-133A. Таким образом, ВМС США может одновременно вывести в море до 336 БРПЛ типа Trident II. Максимальная численность боевых блоков – от 2688 до 4704. Впрочем, условия существующих договоров позволяют развернуть не более 1500 ББ. Также необходимо учесть, что «Огайо» не выходят на патрулирование одновременно всей группировкой.
Главный союзник США, Великобритания в 1993-1999 гг. ввела в строй четыре ПЛАРБ типа Vanguard. Такие корабли несут по 16 ракет – в общей сложности до 64. При этом имеются достаточно жесткие ограничения по количеству боевых блоков.
Подлодки «Борей» всех типов имеют по 16 шахт под ракеты «Булава». Таким образом, в настоящее время они могут доставить в районы патрулирования всего 48 ракет с 288-480 боевыми блоками. В ближайшие месяцы подобные возможности флота вырастут, однако и после этого количественные показатели «Бореев» и «Булав» останутся ограниченными.
Однако не стоит переживать за потенциал морской компоненты российских СЯС. Пока не построено достаточное количество «Бореев», основная работа в этой сфере ложится на более старые РПКСН пр. 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин». Сейчас в строю имеется шесть подобных кораблей, каждый из которых несет по 16 БРПЛ семейства Р-29РМ. В течение нескольких следующих лет «Дельфины» будут сохранять статус основы морской компоненты СЯС, но затем уступят это место «Бореям».
«Трезубец» против «Булавы»
Большой интерес представляет сравнение двух современных БРПЛ ведущих ядерных держав. Простое сопоставление табличных данных может привести к однозначным выводам, но не все так просто.
С точки зрения основных показателей – максимальной дальности и забрасываемого веса – явным лидером выглядит американская ракета. Однако она не может отправлять все 2,8 т полезной нагрузки на предельную дальность 11,3 тыс. км. Российская «Булава» имеет более скромные показатели, однако пока не ясно, как сочетаются максимальные значения ее характеристик. Точность стрельбы сопоставима, что позволяет получать близкие результаты ударов.
Интересным образом выглядит ситуация с боевым оснащением – к тому же она осложняется отсутствием точных данных. Номенклатура ББ для Trident II, вероятно, чуть шире, а кроме того, она включает более мощные изделия. Также разработан заряд W76-2 сниженной мощности для решения особых задач.
Российская ракета несет до 10 блоков мощностью до 100-150 кт. С учетом современных тенденций и в сочетании с достигаемой точностью это достаточно для поражения типовых целей БРПЛ. Важной особенностью «Булавы» является современный комплекс противодействия ПРО противника, повышающий вероятность успешного прохождения боезарядов к целям. При этом имеется возможность оснащать Р-30 полным набором ББ без риска выхода за установленные ограничения.
По известным данным, «Булава» имеет преимущество в виде повышенной устойчивости к ПРО и на начальном этапе полета. Как и другие современные российские МБР, Р-30 отличается улучшенной энергетикой двигателей и сокращенной продолжительностью активного участка – до 3-4 раз в сравнении с предшественниками. Соответственно, сокращается время для реакции вражеской ПРО, работающей по взлетающим МБР. Насколько известно, более старый «Трезубец» имеет «обычный» профиль полета.
Важнейшее преимущество БРПЛ UGM-133A – их потенциальная и фактическая численность, обеспечиваемые носителями. ВМС США имеют 14 подлодок типа «Огайо» и могут развернуть большое число БРПЛ и ББ. Этой возможностью активно пользуются, и в последние годы на морскую компоненту СЯС приходится не менее половины от всех развернутых боевых блоков.
Российские показатели такого рода куда скромнее, даже с учетом более старых ракет Р-29РМ. Однако это связано с другим подходом к формированию СЯС. Наши ядерные силы полагаются в основном на ракеты наземного базирования. Именно на них приходится основная доля развернутых ББ.
Требования заказчика
Рассматривая современные БРПЛ ведущих стран, необходимо учитывать один из важнейших факторов – взгляды заказчика при формировании тактико-технических требований (ТТТ) к будущему оружию.
ТТТ к перспективной UGM-133A формировались более 40 лет назад, а готовая ракета поступила на вооружение в 1990 г. С тех пор военно-политическая ситуация изменилась, исчезли некоторые старые угрозы, но появились новые. Для соответствия новым требованиям и пожеланиям военных приходится осуществлять модернизацию имеющихся БРПЛ – с известными ограничениями таких процессов.
Р-30 «Булава» создавалась позже, и заказчик учитывал все современные и перспективные угрозы, потребности, ограничения договоров и т.д. Таким образом, эта БРПЛ более полно соответствует актуальным требованиям и учитывает современные взгляды на оборону в целом и роль морской компоненты СЯС в частности. Именно этим можно объяснить значительную разницу в характеристиках «Булавы» и предыдущих отечественных ракет, а также отличие от американского «Трезубца».
Впрочем, нельзя исключать, что на характеристиках готовой Р-30 сказались те или иные технологические ограничения. Разработке и производству этой ракеты предшествовал не самый простой период, серьезно ударивший по науке и промышленности. При отсутствии таких проблем ТТТ на перспективную БРПЛ могли бы выглядеть иначе.
Разные, но равные?
С точки зрения тактико-технических характеристик современные БРПЛ России и США серьезно отличаются. В ряде параметров преимущества имеет UGM-133A Trident II, но в других лучше себя показывает Р-30 «Булава». При всем этом, оба образца состоят на вооружении и обеспечивают стратегическую безопасность своих государств.
Тот факт, что «Булава» и «Трезубец» состоят на вооружении и не идут под замену, хотя и осуществляется модернизация, прямо указывает на соответствие требованиям эксплуатантов и существующим стратегиям. Соответственно, две рассматриваемые БРПЛ равноценно хороши в рамках оборонных доктрин своих стран и пригодны для решения поставленных задач. А эти факторы куда важнее общих километров и килограммов.
К особенностям «Булавы» можно отнести значительное сокращение активного участка полёта (до 4 раз по сравнению с ракетами предыдущего поколения) и применение маневрирующих боевых блоков. По этому признаку «Булаву» можно отнести к новому классу «квазибаллистических» ракет. Особенность траектории полёта «Булавы» делает малоэффективной развёртываемую США систему противоракетной обороны, а за счёт повышения живучести и точности попадания снижает требования как к мощности зарядов, так и к их количеству, что компенсирует заметное снижение забрасываемого веса, по сравнению со стоящими на вооружении ракетами морского базирования. Вместе с тем, следует отметить, что по таким параметрам как дальность, забрасываемый вес, габариты и вес «Булава» заметно проигрывает стоящим на вооружении американским аналогам.
Характеристики МБР Р-30 «Булава»
В качестве полезной нагрузки ракета несёт шесть (возможно до 10) гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общим весом 1,15 т мощностью по 150 кт каждая, на дальность не менее 8000 км.
Старт ракет осуществляется под наклоном, что позволяет ракетоносцу вести стрельбу «на ходу».
ТТХ МБР Р-30 «Булава-М»
Число ступеней, шт 3
Длина ракеты без головной части, м 11,5
Максимальный диаметр, м 2
Вес ракеты, т 36,8
Длина ракеты в пусковом контейнере, м 12,1
Диаметр пускового контейнера, м 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Масса первой ступени, т 18,6
Число боевых блоков, шт 6(10)
Мощность заряда, кт 150
Забрасываемый вес, кг 1150
Максимальная дальность, км 8000 (93001)
Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
• Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.
• В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.
• В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование — в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.
Двигатели:
1 ступень — РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива — ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса — 18,6 т
2 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень — РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.
Длина ТПК – 12,1 м
Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) — 2 м
Масса – 36,8 т
Масса забрасываемая — 1150 кг
Масса одного боевого блока — 95 кг
Дальность действия:
— 5500 км (в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка)
— 8000 км (по проекту, «Булава-30″)
Время полёта — 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море — Кура, Камчатка),
КВО:
— 350 м (по западным данным)
— 250 м (по данным отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний — 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску — до 25 штук в год (оценочно).
Модификации ракеты «Булава»• Типы БЧ:
Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками — газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.
— «Булава-30» (в ходе испытаний) — 3 х РГЧ ИН;
— «Булава-30» (стандартная комплектация) — 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;
— «Булава-30» / «Булава-47» — 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;
• Модификации:
— ракета «Булава-30» — базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.
— ракета «Булава-45» / «Булава-47» — тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса — 45 или 47 тонн.
— ракета «Булава-М» — модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М.
• Носители:
— ПЛАРБ проекта 941УМ TYPHOONE ТК-208 «Дмитрий Донской» — 1 пусковая шахта БРПЛ «Булава».
— ПЛАРБ проекта 955 «Борей» — 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии проекта 955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами «Булава-М».
Критика
• Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.
• Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».
• По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
• Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими — в 1,5…2 раза.
• Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.
• Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.
• Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.
Вместо тысячи боеголовок: спасет ли Россию «Булава»?
Напомним, что в основе ядерной триады США лежат твердотопливные баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) UGM-133A Трайдент II (D5). Они базируются на четырнадцати стратегических субмаринах типа «Огайо». Еще четыре лодки американцы переоборудовали под носители крылатых ракет. Каждая из стратегических лодок «Огайо» несет по 24 баллистические ракеты: ни одна другая субмарина в мире не может похвастаться столь внушительным арсеналом, и ни одна другая БРПЛ не имеет столько возможностей, как Трайдент II (D5). Впрочем, свои трудности есть и у американцев. Сама «Огайо» — далеко не новая субмарина третьего поколения (сейчас, напомним, и США, и Россия уже вовсю эксплуатируют четвертое). В идеале эти лодки нужно менять, но пока что банально нечем. Проект «Колумбии» буксует.
Старые лодки, старые трудности
Проблема для России заключается в том, что имеющиеся субмарины второго-третьего поколений проекта 667БДРМ «Дельфин» морально устарели. То, что Китай строил свои лодки проекта 094 «Цзинь» с оглядкой на советскую школу кораблестроения ни о чем не говорит. Вернее, говорит, но лишь о том, что других технологий (скажем, американских) у Поднебесной не было. «Дельфин» — далеко не самая малошумная субмарина. Считается, что старая американская лодка типа «Лос-Анджелес» обнаруживает подлодку проекта 667БДРМ в Баренцевом море на дистанции до 30 километров. Нужно полагать, у «Вирждинии» и «Сивулфа» данный показатель будет еще лучше.
Это не единственная проблема. Каждая субмарина проекта 667БДРМ несет по шестнадцать ракет Р-29РМУ2 «Синева». При всех их достоинствах, применение жидкостных ракет чревато рядом рисков, в сравнении с ракетами твердотопливными, такими как уже упомянутый Трайдент II (D5). Для обслуживания жидкотопливных ракет нужно множество оборудования, повышающего шумность субмарины. А работа с токсичными компонентами топлива повышает риск аварии, которая может обернуться трагедией почти что глобального масштаба. Напомним, что именно разгерметизация баков ракеты привела к гибели подводной лодки К-219.
Спасение — в «Булаве».
В этом смысле твердотопливная «Булава», которая, как мы знаем, уступает по забрасываемой массе американскому «Трайденту» и имеет ряд технических проблем, все же видится гораздо лучшим вариантом, чем старые ракеты, пусть даже и прошедшие модернизацию. «Булава» имеет дальность до 11 тысяч километров, стартовую массу 36,8 тонн, и забрасываемую массу до 1,15 тонн. Ракета способна нести шесть боевых блоков индивидуального наведения. Для сравнения, у «Трайдент II (D5)» забрасываемая масса составляет 2800 кг.
Почему такая большая разница в характеристиках? Как заявлял в свое время генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с повышением ее живучести, в том числе с низким активным участком полета, когда работает маршевый двигатель ракеты и ее можно хорошо наблюдать и уничтожить на раннем этапе. «У „Тополь-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3 — 4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза», — отметил Соломонов.
Есть, впрочем, более тривиальная причина — банальное отсутствие средств на более мощную ракету. Не зря ведь в советские годы «Борей» хотели вооружить специальной версией твердотопливной Р-39, имевшей сравнимую с «Трайдентом» забрасываемую массу и совокупную мощность боевых блоков, значительно превосходящую показатели «Булавы».
Напомним, кстати, что каждая новая субмарина «Борей» должна нести по шестнадцать ракет Р-30 «Булава». Всего лодок в строю сейчас три, и при сохранении темпов строительства они станут вполне равнозначной заменой для «Дельфинов», а также тяжелых «Акул» проекта 941, которые де-факто уже канули в Лету (сейчас в эксплуатации находится лишь одна такая лодка, ее переоборудовали под «Булаву»).
Главной же проблемой «Булавы» считают не малую забрасываемую массу или относительно небольшой разрушительный эффект, а высокий процент неудачных пусков. Всего с 2005 года осуществили свыше 30 испытательных пусков, из которых семь были признаны неудачными, хотя многие специалисты делали акцент на множестве частично-удачных запусков. Однако даже с учетом новизны высокий процент неудач нельзя назвать чем-то уникальным. Так, вышеупомянутая Р-39 из первых 17 пусков провалила больше половины, однако это не помещало ни ее принятию на вооружение, ни, в целом, нормальной эксплуатации. Если бы не развал СССР, ракета теоретически смогла бы прослужить не одно десятилетие. А «Булава», скорее всего, так бы и не появилась.
Если попытаться подытожить сказанное, то планы срочно искать замену для Р-30 выглядят чересчур резкими и ненужными. Напомним, что в июне 2018 года сообщалось, что ракету все же приняли на вооружение. А в мае этого года Минобороны РФ показало уникальные кадры подготовки к запуску и одновременного старта четырех баллистических ракет Р-30 «Булава». Едва ли одно или другое было бы возможно, будь ракета «сырой», небоеспособной или настолько неудачной чисто концептуально, что про ее применение не могла бы идти и речь.
Очевидно, «Булава» станет основой морской составляющей российской ядерной триады, по меньшее мере, на ближайшие десятилетия. При этом будут постепенно устраняться разного рода «детские болезни», свойственные, в принципе, любой новой технике, особенно, настолько сложной. При этом наземный компонент ядерной триады РФ останется в обозримой перспективе ее основой. Чего только стоят усилия, направленные на проекты «Буревестник» и «Авангард».