на что спорили в фильме девчата
Прилипшая к языку ложка, война за Анфису и победы Тоськи: пять удивительных фактов о комедии «Девчата»
Новый год — это не только «Ирония судьбы», но и, конечно, «Девчата» — лента, которая никогда не теряет своей актуальности. Снимали фильм в лютый мороз, но страсти и перед камерой, и за ней кипели самые жаркие. Пять интересных фактов о любимом фильме Юрия Чулюкина, которые вы, возможно, не знали.
Читайте на Еве
Веселая и добрая комедия «Девчата» была снята в 1961 году во времена перемен. Пятилетки за четыре года, стройотряды, комсомол со своими путевками и готовая на любую авантюру молодежь. Никому и в голову тогда не приходило спорить, получив направление от государства на край света. Весело ехали строить новый мир при полном отсутствии элементарных бытовых условий, на холодный север, а там еще и свадьбы играли. Вот она, романтика…
Фильм «Девчата» как нельзя лучше показал именно эту сторону жизни советской молодежи, а заодно продемонстрировал, как могут выглядеть зазнавшиеся передовики производства. Их-то и надлежало «исправить» ленте Юрия Чулюкина. Однако съемки проходили в довольно сложных условиях.
БОРЬБА ЗА ГЛАВНУЮ РОЛЬ
Тосю Кислицыну подбирали очень долго и отсмотрели многих актрис. Режиссер обещал отдать роль своей супруге актрисе Наталье Кустинской, но в те времена у него было не так много власти, чтобы решать подобные вопросы. Всем заведовал и заправлял худсовет, во главе которого сидел Иван Пырьев, посчитавший талант Кустинской слабоватым, да и типаж не подходящим.
Надежда Румянцева шла на пробы просто так. Она не рассчитывала получить роль 18-летней девчонки, когда ей самой был уже 31 год. Но миниатюрность, талант и актерский опыт свое дело сделали. Немаловажным стало то, что Чулюкин уже работал с актрисой в фильме «Неподдающиеся», и тандем получился отличный.
Начались съемки, а несчастный режиссер так и не сказал жене о том, что она в ленте не снимается. О том, что роль отдали Румянцевой, Наталья узнала случайно и закатила грандиозный скандал мужу. Все попытки Чулюкина наладить отношения с женой так и не привели к успеху, она не простила ему это предательство.
ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ РЫБНИКОВА
Не только в Голливуде звезды кино были идолами для миллионов людей. Примерно так же дело обстояло и в Советском Союзе. Николай Рыбников был настоящей звездой.
Неоспоримый герой своего времени, прославившийся и полюбившийся народу после картин «Высота» и «Весна на Заречной улице». И вот именно его приглашают на главную роль зазнайки Ильи Ковригина. Да, он был просто идеален для своей роли. Его выбрало руководство «Мосфильма». Рыбникова обожали зрители, а картине был нужен успех.
По задумке худсовета, «Девчата» должны были исправить поведение зазнавшихся передовиков производства. И потрясающий талант режиссера, умеющего заставить зрителей смеяться, является главным сокровищем ленты.
Оба главных героя картины отчаянно ссорились не только в кадре, но и за ним. Николай просто не мог заставить себя играть любовь с Румянцевой. Он был звездой, мечтой всех советских женщин, а она не давала ему забыть, что главная роль в фильме у нее.
В итоге, отсмотрев первый снятый материал, Рыбников признал, что играл катастрофически плохо. Поверхностное отношение к работе буквально бросалось в глаза, и он попросил переснять некоторые сцены, чтобы не падать в грязь лицом перед зрителями. В конце концов, такие партнерши рядом, а он на их фоне явно проигрывал. Этого актер никак не мог допустить.
Найти подходящую актрису было даже сложнее, чем главную героиню. На роль Анфисы пробовались такие звезды как Клара Лучко и Валентина Лаковая, однако Дружинина всех обошла талантом и красотой.
Впрочем, красота и талант были настолько очевидны, что после просмотра материала руководство стало настаивать на замене актрисы, ведь не мог же человек в здравом уме променять такую женщину на какую-то Тосю. Светлану отстояли ее коллеги — «девчата». Актрисы сработались, подружились и уже не хотели иной Анфисы.
Тогда художественный руководитель фильма посоветовал режиссеру убрать все крупные планы Дружининой и показывать ее общими кадрами, чтобы немного смягчить сражающую наповал эффектную внешность актрисы.
Здесь надо отдать должное Чулюкину, который сумел вывести на первый план ленты не суровые условия труда героев и актеров, а личные отношения и переживания всех участников процесса. И, что важно, в центре сюжета стоят не суровые северные работяги, а хрупкие девушки, которые оказались в равных с ними условиях.
НЕМНОГО О СУРОВОМ КЛИМАТЕ
В «Девчатах» поселок лесорубов располагался на севере, а в реальности его возвели в овраге рядом с «Мосфильмом». Но все уличные или производственные сцены снимали, разумеется, на натуре. А именно — в Пермском крае, в леспромхозе. Местные жители и работники учили артистов валить деревья и водить тяжелую технику. Голливуду такое и не снилось! Рыбников так вошел во вкус, что в свободное от съемок время помогал лесорубам выполнять план работ.
А вот финальную сцену уже снимали в Ялте. Теплый сентябрь, бархатный сезон и искусственный снег. Красота!
Задача была сделать финал счастливым, причем для всех героев. Так как снимали по книге, то пришлось немного переписать концовку, в которой Надя бросает пожилого и нелюбимого ухажера Ксан Ксаныча.
Актриса Инна Макарова строила всю свою игру так, чтобы подвести героиню к моменту расставания. В итоге сцена разрыва была снята и получилась очень сильной. Актриса гордилась ею и была разочарована решением Чулюкина вырезать ее из ленты. Макарова сильно обиделась на режиссера и потом признавалась, что не любит ни ленту «Девчата», ни свою в ней роль.
Критики разнесли фильм в пух и прах, но стоило лишь выпустить «Девчат» в широкий прокат, как зрители его полюбили. На фильм ходили по несколько раз, а Юрий Чулюкин, несмотря на другие свои работы, так и остался в истории кино создателем удивительно теплого и такого доброго фильма «Девчата». Фильма, где нет ни плохих, ни несчастных людей. Здесь царит любовь и счастье.
Фильм «Девчата». На какую вещь поспорили Илья и его друзья (см)?
Какой будет правильный ответ?
Замечательный советскийый коммедийный художественный фильм,вошел в историю советского кино и стал воистину шедевром. Всегда с удовольствием смотрю этот фильм и получаю огромное удовольствие от просмотра, хоть и знаю его почти наизусть. Илья Кавригин,местная знаменитость и передовик Леспромхоза и повариха Тося Кислицина,приехавшая по распределению после учебы в кулинарном училище знакомятся на танцах в местном клубе. Тося добрая девченка из детского дома,наивная и старающаяся все везде успеть и всем помочь. Она не терпит к себе фамильярного отношения и резко осаживает никогда не знавшего отказа Илью.
В отместку оскорбленный Илья спорит с Филькой Егоровым на пыжиковую шапку,что Тоська будет бегать за ним как собаченка через неделю и влюбится в него. Замечательный фильм и все актеры которые в нем снялись.
Конечно же,часы. Всей бригадой собирали деньги, так как часики были золотыми и дорогими. Тосе они очень понравились, но чтобы показать свой характер, она их раздавила. А потом ревела как белуга и созналась подругам, что очень любит Илью.
В фильме «Девчата» роман между Тосей Кислициной И Ильей Ковригиным начался после того, как Тося отказалась танцевать с первым красавцем Ильей, над ним стали смеяться и он поспорил с Филей Егоровым, что Тося влюбится в него и «как собачонка, бегать будет», предметом спора была пыжиковая шапка. Подружки Тоси рассказали ей о споре и пришлось Илье Ковригину долго ухаживать, дарить подарки, чтобы Тося Кислицина простила его, потому что сам Илья красавец, передовик производства влюбился в Тосю.
Без преувеличения, эту прекрасную комедию смотрел надцать раз и посмотрю еще если подвернется. В глубине советской действительности было много чего хорошего, что исчезло сегодня. Это прежде всего доброта между людьми. Сегодня все это кажется наивным, но вот показательная сценка близка к реальности того времени : Тося впервые заселилась в вагончик и выгребла все сладкое из всех тумбочек.
Илья с друзьями спорили на шапку. Эпизод где Тося узнала,она сама лично передала выигравшему эту шапку.
Все о «Девчатах».
Этот фильм, знаком много им из нас с детства, фильм о честности и духовности юной Тоси Кислицыной,о дружбе,о первой любви и обиде…
Режиссером данного фильма стал Юрий Чулюкин. По его задумке фильм «Девчата» должен бы быть многосерийной картиной, в продолжении фильма режиссер хотел рассказать о судьбе каждой из девчат, но продолжения так и не последовало. Юрий Степанович занял достойное место в советском кинематографе.
Сначала, когда Чулюкин прочитал сценарий, он ему показался скучным, обыкновенной комедией, а он хотел сделать живую и остроумною картину. Обратите внимание, что в фильме очень подробно прописаны именно женские образы. Поэтому достаточно сложным был и выбор актеров и актрис,но о них чуть позже..
СЪЕМКИ В ЛЕСПРОМХОЗЕ.
Мало кто знает, что часть фильма снимали не зимой в таежной глубинке, а в маленьком поселке Оленино Тверской области в августовскую жару.
В шестидесятые годы прошлого века был один знаменитый на всю страну леспромхоз. Испытывали новую лесоперерабатывающую технику, сюда на работу приезжали столичные специалисты,сюда приехала и съемочная группа.
На время съемок работу в леспромхозе решили не останавливать. Выделили нижний склад, где художники с «Мосфильма» готовили декорации: бревна ватой укладывали да нафталином посыпали, кран для перевозки бревен обрызгали известкой.
Румянцева вместе со всей съемочной группой поселилась в деревянной одноэтажной гостинице леспромхоза. Оленинские парни по вечерам все по окнам лазили. Пытались Надю на свидание пригласить. Выведывали у киношников, замужем ли она.
Сейчас в Оленине очевидцев этих легендарных съемок почти не осталось. Более сорока лет прошло. Впрочем, в одной семье хранится уникальная реликвия – фотографии со съемочной площадки «Девчат».
— Жара, а Румянцева с Пуговкиным в тулупах да в шапках зимних. Жалко их, – рассказывал он вечерами жене Галине. – Солнце пропадет, у них простой, сидят, ждут, когда можно продолжить.
Когда съемки эпизодов в леспромхозе были завершены, съемочная группа засобиралась в Сибирь, оставшуюся часть картины планировали доснять там. На прощание в местном клубе леспромхоза артисты выступили перед жителями поселка.
— Надежда, такая лучезарная, такая неунывающая, в жизни, как в кино, пела и плясала в тот вечер перед нами, – вспоминает Галина Соловьева.
Знаменитый леспромхоз в 90-х годах обанкротился и развалился. А старый клуб леспромхоза до сих пор жив и работает. Уцелел и склад, где шли съемки. Здесь все, как в прежние времена. Сохранились даже деревянные пазы – держатели бревен, через которые лихо перепрыгивала повариха Тося.
ВЫБОР АРТИСТОВ.
Тося – Малявина, Румянцева?
На главную роль – веселую повариху Тосю – пробовались десятки молодых актрис. Некоторые из них были протеже руководителей Госкино, однако режиссер Юрий Чулюкин упрямо браковал их пробы, а девушки в ответ писали на него жалобы в высшие инстанции.
По рекомендации «Мосфильма» на роль Тоси пробовали штатную актрису Валентину Малявину. Однако режиссер отстаивал другую претендентку.
Готовясь к картине, Чулюкин пообещал своей жене Наталье Кустинской роль Тоси. Но одного его решения было мало. Кустинская серьёзно готовилась к пробам: чтобы соответствовать образу смешной девчонки, разрисовала лицо веснушками и изменила походку. После проб она с нетерпением ждала решенияхудсовета.Через некоторое время от знакомого она узнала, что картина уже снимается и в главной роли Румянцева. Дома был скандал. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. И в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась.
Выбранная режиссером Надежда Румянцева на пробах была такой заводной, непосредственной и очаровательной, что ее удалось утвердить без особых споров. Руководитель проекта Михаил Ромм принял решение: «Играть будет эта «пичуга». Хотя «пичуге» было уже тридцать один.
Илья – Саранцев, Рыбников?
Актера на главную мужскую роль искали уже под Румянцеву. Актера Юрия Саранцева забраковали именно из-за того, что он «не смотрелся» рядом с Надеждой.
Проба Виктора Борцова не понравилась худсовету.
Режиссер хотел снимать в главной роли Вячеслава Шалевича и, не дожидаясь проб, отбил ему об этом телеграмму. Но потом по-дружески попросил у актера прощения: «Слава, понимаешь, Коля Рыбников умудрился за две недели похудеть аж на двадцать килограммов и теперь выглядит для этой роли идеально!» Шалевич не обиделся и сказал, что считает похудание Рыбникова верхом героизма.И в фильме Илью сыграл любимец женщин, красавчик Николай Рыбников.
В «Девчатах» Рыбникову и Румянцевой нужно было играть любовь, но в жизни они не выносили друг друга.
Дело в том, что Николай хотел сниматься в фильме со своей любимой женой, актрисой Аллой Ларионовой, но ей роли не нашлось. И актер заочно невзлюбил «выскочку» Румянцеву. Актриса вспоминает, что сначала на съемочную площадку приехал не «просто Коля, а суперзвезда». И смотрел на актрису свысока.
Николая сердило, что режиссер так «носится» с еще не столь популярной Румянцевой, принимает ее трактовку мизансцен. Но Надежда, ничуть не смущаясь, возражала, мол, фильм называется «Девчата», значит, главная роль у нее и мужское лидерство не пройдет… Режиссеру действительно нравился ее задиристый нрав, он ее поддерживал, и это еще больше злило Рыбникова. На съемках «влюбленные» постоянно препирались. Дошло до того, что из-за ссор Рыбникову никак не удавалось изобразить в кадре пылкие чувства, несколько сцен по требованию режиссера пришлось переснять – и тогда Рыбников заволновался, опомнился, быстренько расстался со своей звездностью и перестал скандалить.
Надя – Талызина, Макарова?
Пробу Валентины Талызиной на роль Нади забраковали сразу – она не попала в типаж. Режиссер вообще хотел снимать только Маргариту Криницыну, с которой был знаком еще со ВГИКа. Но против ее кандидатуры восстало Госкино. «Юра мне тогда позвонил и сказал: «Риточка, я очень бился за тебя. Но ничего не получилось», – вспоминает актриса.
Роль Нади в фильме досталась Инне Макаровой. Макарова вспоминает, что сначала режиссер видел Надю такой тихоней, но она показала более сложный образ. В финале фильма должен был быть эпизод, когда Надя отвергает Ксан Ксаныча, которого не любит, отказывается от предложенной им устроенной жизни. Но режиссер вырезал этот сюжет, что, на взгляд Макаровой, обеднило образ Нади. Она так обиделась, что перестала разговаривать с Чулюкиным и не пришла на премьерный показ фильма.
Анфиса – Лучко, Дружинина?
Роль разбитной красавицы Анфисы могла достаться Кларе Лучко. «Я хорошо помню эту пробу, – рассказала нам Лучко. – Я играла отрывок, когда девчата рассуждают о жизни в общежитии; очень хотелось сыграть, не знаю, почему меня не взяли. Я тогда расстроилась – и роль была интересной, и фильм получился замечательным».
Анфиску в фильме сыграла Светлана Дружинина. Дружинина говорит, что это одна из ее любимых ролей, потому что до «Девчат» ей предлагали в основном одноплановые роли сельских тружениц: «Я от всего отказывалась, мне это было неинтересно. Анфиса была полной противоположностью тому, что я прежде играла. И я получила большую радость от работы…»
ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ:
По сценарию герой Рыбникова старше героини Румянцевой. Гримерам пришлось постараться, чтобы зрителю была видна разница в возрасте, хотя актеры были ровесниками.
Румянцева сама придумала себе наряд: сшила легкое пальтишко, а шапку-ушанку взяла у родного племянника.
Лесоповал для фильма «Девчата» устроили в павильонах «Мосфильма», где выстроили леспромхозовский поселок и на площадке посадили более трехсот больших деревьев.
Часть натурных съемок проходила на Северном Урале в настоящем леспромхозе, в 50-градусный мороз. И вот повариха Тося (Румянцева) принесла рабочим еду. Раздала ложки и вилки, а они – металлические. Рыбников взял да и облизал ложку, она вмиг прилипла к губе. Съемку остановили, попытались отцепить ложку – никак. Рыбников, чтобы времени не терять, рванул ложку и оторвал ее с кожей, с кровью. Румянцева была потрясена: «Какой мужественный актер!»
Весной и летом съемки перенесли в Ялту, где изображали сибирскую зиму с помощью искусственного снега и поваренной соли. Актеры паились в тулупах и валенках при 30-градусной жаре. Когда герой входил в помещение с «мороза», в виде пара пускали клубы очень вонючего белого газа (газ без запаха, был изобретен позже).
Михаил Кокшенов снялся в «Девчатах» в эпизодической роли, но запомнил съемки на всю жизнь. Юрий Чулюкин заставил его выпить залпом из графина всю воду. Остановил съемку, только когда актер начал давиться. Киногруппа потом долго не могла отыскать Кокшенова, который с тех пор не может смотреть на графины с водой без ненависти.
А у Михаила Пуговкина, сыгравшего коменданта, никак не получался эпизод, когда ему надо было бросить подушку на кровать так, чтобы она легла углом. Снимали полдня.
Наконец Пуговкин психанул, швырнул ее не глядя – и точно попал!
Фильм был отмечен множеством наград: приз кинофестиваля в Эдинбурге в 1961 году, Каннского кинофестиваля и фестиваля в Мар-дель-Плата в 1962 году.
Надежде Румянцевой вручили даже специальный приз «Чаплин в юбке».
Фильм получился на все времена. Легкий и понятный всем, не взирая на временные и социокультурные рамки. Несмотря на начинку из коммунистической пропаганды светлого будущего, комедия была удостоена наград зарубежных кинофестивалей. «Девчат» с блеском приняли в Каннах, Эдинбурге, Мар-дель-Плата, но никакие премии и дипломы не сравнятся с признанием среди нескольких поколений своих зрителей.
Девчата: Что осталось за кадром или секреты фильма
Оказывается, фильм «Девчата», снятый в 1961 году по книге Бориса Бедного, стоит на первом месте в списке картин, которые россияне хотели бы видеть в цвете.
Уже достаточно большое количество фильмов было подвергнуто колоризации, как, например, пестрящая весьма самобытными героями сказка «Золушка». Но, к большому сожалению, великолепная советская комедия о любви до сих пор ожидает своего часа.
Возможно, это даже единственный советский фильм, в котором полностью отсутствуют отрицательные герои. Ну как можно бригадира Илью Ковригина, роль которого исполнил Николай Рыбников, назвать плохим? Он передовик, его портрет висит на доске почета в местном клубе.
Или может быть «плешивый» жених Ксан Ксаныч (Виктор Байков) отрицательный? Ни в коем случае. Он стремится создать ячейку общества, ухаживает и подкармливает соседку главной героини Тоси Кислицыной (Надежда Румянцева) – Надю (Инна Макарова). Очень даже положительный, не будем же мы его судить за возраст?
Или кто-то скажет, что телефонистка Анфиса Павловна (Светлана Дружинина) отрицательная героиня? Вы только представьте: Анфиса работала телефонисткой на почте поселка и встречалась с Ильей, а тут приезжает 18-летняя «молодка» из Симферопольского кулинарного техникума и отбивает у нее жениха. Ну не обидно ли?
Визитной карточкой фильма «Девчата» является кадр, где Тося сидит за столом в общежитии, пьет из блюдца чай и пытается откусить половинку батона с толстым слоем варенья. И именно во время этой «скромной» трапезы Кислицыну застают ее новые соседки – Надя, Катя, Анфиса и Вера. Первый конфликт не заставил себя долго ждать. Анфисе сильно не понравилось то, что Тося без спроса достала и начала есть дефицитные продукты.
Тося – круглая сирота, отец погиб на фронте, мать попала под бомбежку фашисткой авиации. С 5 лет девочка живет в детском доме. И поэтому на вопрос Анфисы о том, кто научил ее лазить по чужим тумбочкам, Тося без длительных колебаний выворачивает свой небольшой рюкзак и кричит: «Вот, пользуйтесь!»
Как могут отметить некоторые читатели, такое поведение было совершенно неприемлемым в детском доме или в интернате. У многих воспитанников были какие-то вкусности в тумбочках, но никто без спроса не смел это брать. Все и так знали, что хозяин откроет заветный кулек на день рождения или на иной праздник и обязательно поделится.
У некоторых внимательных зрителей, которые не знакомы с произведением Бориса Бедного, может возникнуть некоторое недопонимание касательно образования Тоси. Когда Кислицына приезжает и рассказывает о себе, она с гордостью говорит, что закончила кулинарное училище с отличием. То есть у нее уже есть среднее техническое образование. Но по ходу фильма она записывается в вечернюю школу, чтобы получить среднее образование. Мы часто видим Тосю с учебниками старших классов. Разве это не парадокс? Зачем человеку еще раз получать уже полученное среднее образование?
Все очень просто. По книге Тося не окончила школу, она работала в колхозе, затем домработницей, а потом решила поехать работать на Север. Никакое училище она не заканчивала. Так и должно было быть в фильме, но члены приемной комиссии фильма заявили, что не может какая-то необразованная девушка просто так приехать на север и начать кормить передовой поселок лесозаготовителей. Поэтому пришлось Тосе в фильме «Девчата» быстро окончить кулинарное училище. А то, что потом она получала среднее образование в вечерней школе по ходу фильма худсовет пропустил без лишних вопросов.
Фильм «Девчата» мог бы стать одним из сотен картин, которые снимали в то время в духе соцреализма, когда целью всех героев было выполнение производственного плана. Часто герои этих картин работали совсем не так, как происходило в реальной жизни. Даже рабочие процессы в фильмах были далеки от действительности.
В «Девчатах» показана настоящая жизнь советских лесорубов, хоть и с небольшими прикрасами, но очень натурально. А все потому, что автор книги Борис Бедный после немецкого плена попал на лесозаготовку и был в курсе, как организован рабочий процесс лесозаготовки, лесосплава, питания и проживания.
Книга вышла немного «суховатой», однако начинающий режиссер Юрий Чулюкин встретился с Борисом и предложил написать сценарий для будущего фильма. Причем он попросил добавить «движения и жизни» в действия всех героев.
Вскоре был написан сценарий, и никто даже не мог подумать, что получится настоящая комедия. Приемная комиссия утвердила сценарий, поскольку по тексту – это очередной комсомольско-производственный фильм про то, как ленивых молодых людей совместными усилиями направляют на правильный рабочий путь. Примером этому может служить фильм «Неподдающиеся» 1959 года, где до этого сыграла Надежда Румянцева.
А режиссёру даже на основе утвержденного сценария удалось вывести мелодраматичные отношения главных героев на первый план. И вроде бы плановые показатели, усердная работа и коллективный труд показаны в кадре, но они являются второстепенными. Именно поэтому не дали снять продолжение фильма, а ведь у Юрия Чулюкина была идея снять еще несколько фильмов, в каждом из которых была бы рассказана судьба всех соседок Тоси Кислицыной. Жаль, что бюрократия встала на пути продолжения кинохита.
У многих зрителей часто возникает вопрос, почему молодой режиссер снимает фильм на основе простого сюжета, и получается шедевр, который хочется смотреть вновь и вновь, а какой-нибудь современный «маститый» режиссер на огромные выделенные Министерством культуры деньги снимает именитых артистов, использует современные спецэффекты, проводит съемки за границей, но получается «пшик»? Наверно нужно вкладывать душу, заражать энтузиазмом всю съемочную площадку, жить этим фильмом и снимать до тех пор, пока не получится действительно качественное кино.
В фильме «Девчата» каждая сцена переснималась по несколько раз, практически ничего не было снято с первого дубля. Многие, например, помнят короткий эпизод, когда герой Михаила Пуговкина кидает из прихожей холодную подушку через все помещение со словами «Живи!», и она красиво падает на кровать Тоси Кислицыной. Так вот, этот эпизод снимали в течение нескольких часов до тех пор, пока завхоз не разозлился и не кинул подушку без прицеливания. И съемочную группу настигла удача – подушка четко разместилась в изголовье кровати.
Сначала фильм «Девчата» решили снимать в павильоне, и даже были отсняты несколько сцен, но режиссер видел, что в Москве нельзя передать атмосферу северного поселка и принял решение ехать всей группой на Урал в поселок лесозаготовителей.
Николай Рыбников (Илья), Станислав Хитров (Филя), Роман Филиппов (Василий), Алексей Крыченков (Алеша), Николай Погодин (Саша – гармонист) взяли в руки бензопилу с романтическим названием «Дружба» и дружно под присмотром опытных специалистов учились валить лес. Учеба проходила далеко не в тепличных условиях, температура часто понижалась до минус сорока градусов! Дошло до того, что Николай Рыбников в свободное от съемок время помогал своим учителям делать план по заготовке леса. Вы можете представить такое с современными артистами?
Некоторые актеры получили обморожения, носы и щеки героев часто были такого красного цвета, что гримеры не могли ничего с этим поделать. Пришлось даже свернуть незаконченные съёмки и переехать в Тверскую область, где сняли основную часть картины. А вот заключительные сцены вообще снимали в Крыму на фоне «снежной» ваты. Тут, наоборот, приходилось изображать «морозное» настроение.
Фильм был не музыкальным, однако, он дал старт рождению застольного хита для советских людей. Катя и гармонист Сашка исполнили впервые в этом фильме песню «Старый клен». Песня была написана так, что ее смогли исполнить артисты, не имеющие музыкальной подготовки – Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. Возможно, задушевное и простое исполнение сделало эту песню популярной на многие года.
Еще хочется отметить то, что 31-летняя Надежда Румянцева могла бы и не попасть в фильм и не сыграть 18-летнюю Тосю. Все дело в том, что Наталья Кустинская, жена режиссера Юрия Чулюкина, прочитала сценарий и заявила, что Тосей должна быть она. И звезда фильма «Три плюс два» скорее всего получила бы эту роль, но художественный совет вынес вердикт, что не может быть Тося такой красивой и отверг кандидатуру Натальи. Кустинская узнала о том, что в фильме снимается Надежда Румянцева совершенно случайно и устроила мужу грандиозный скандал.
Но Наталья Кустинская была не единственной, кто хотел бы сыграть в фильме за счет именитого супруга. Николай Рыбников, как звезда СССР, настаивал, что красавицу Анфису должна обаятельно сыграть его жена – Алла Ларионова. И вновь художественный совет отверг родственницу и утвердил Светлану Дружинину, которая замечательно справилась с ролью роковой красавицы-телефонистки. Однако ее назначение на эту роль плохо отразилось на ее взаимоотношении с Николаем Рыбниковым, с которым у нее было несколько сложных сцен в фильме.
С главной мужской ролью тоже было не все гладко. Все кандидатуры режиссера были отвергнуты, и был рекомендован любимец советских женщин – Николай Рыбников. Чулюкин сначала был против, но 30-летний Николай, чтобы выглядеть 20-летним бригадиром, сбросил перед съемками двадцать килограммов веса. После этого актер был утверждён режиссером.
В жизни и на съемках между Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым был постоянный конфликт. Каждый из исполнителей главной роли считал, что фильм «держится» на нем. Нелегко было снимать мелодраматичные сцены Ильи и Тоси, но вот конфликты выходили на ура!
В фильме «Девчата» было несколько второстепенных любовных линий. И некоторые вызывают вопросы. Например, отношения Ксан Ксаныча и Нади. По ходу повествования фильма их отношения становятся все прохладней и прохладней. Инна Макарова, исполнительница роли Нади, выстраивала свою роль так, что в конце они с Ксан Ксанычем выясняют отношения, понимают, что нет у них ничего общего и расстаются. А в фильме они получают новую «жилплощадь» и на этом все…
Оказывается сцену расставания вырезали под давлением приемной комиссии, киношные критики не хотели, чтобы в фильме был плохой конец у отношений двух советских людей. Инна Макарова очень сильно обиделась на то, что из ее роли сделали какой-то «перевертыш», поэтому она была единственной, кто проигнорировал премьерный показ фильма в Международный женский день 1962 года в Москве.
Готовый фильм, как это часто бывало во времена СССР, не совсем устроил приемную комиссию, но зрители были в полном восторге. Фразы из фильма быстро вошли в повседневный обиход. «Девчата» получили несколько престижных премий в Великобритании, Франции и в Аргентине.