на что согласен в теркин за свои подвиги
Василий Тёркин (герой)
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» посвящена подвигу советских солдат во время Великой Отечественной войны. Главным героем произведения является вымышленный персонаж по имени Василий Тёркин. Образ Тёркина собирательный, поэтому не имеет конкретного прототипа. Автор наделил своего героя лучшими качествами, такими как отвага, честность, смекалка, находчивость, безграничная любовь к Родине.
Описание героя
Биография
Иллюстрация О. Верейского
Василий Тёркин родился и вырос на Смоленщине. До ухода на фронт работал в колхозе. Участник двух войн – Финской и Великой Отечественной. На фронте служил в пехоте, был бойцом стрелкового полка. Получил награду за то, что сбил фашистский самолет. При наступлении взял командование взводом вместо убитого командира и был ранен. После лечения в госпитале снова встал в ряды Красной армии и дошел до Берлина в звании офицера.
Внешность, характер
Внешность у Тёркина неброская, типично славянская. Внутренняя красота этого человека заключена в его широкой душе: «Не красавец, но красив душой, не велик и не мал, зато удал-герой». Этот прием типичности и обыкновенности автор использует с целью показать, что его герой – это обобщенное воплощение характера советского солдата, ценой своей жизни одержавшего победу над врагом. Твардовский присваивает персонажу фамилию Тёркин, словно намекая: «…мой Тёркин жизнью тёртый человек». Тёркин – отважный солдат, не боится смерти, в бою готов стоять до конца.
По характеру Василий очень позитивный и доброжелательный. Благодаря общительности, он легко вливается в любой коллектив и становится душой компании. Зная, как нелегка жизнь солдата на фронте, Тёркин в часы отдыха и в перерывах между боями старается развлечь бойцов, поднять им настроение. Он поёт, играет на гармони, рассказывает забавные истории. Товарищи любят Тёркина за его жизнелюбие, оптимизм, находчивость, умение посмеяться над врагом.
Иллюстрация В. Гальдяева
Многогранность образа Тёркина проявляется не только в умении воевать, но и работать. Василий – умелец на все руки. Так, в эпизоде с дедом он легко выправляет пилу: «Сам пилу берет – А ну-ка… и в руках его пила, точно поднятая щука, острой спинкой повела». Ремонтирует он и часы, которые уже давно стоят у стариков и, благодаря Василию, снова заводятся. К старости Тёркин испытывает глубокое уважение, поэтому и старается, как может помочь деду с бабкой.
За внешним образом балагура и весельчака скрывается истинный патриот, готовый не раздумывая отдать жизнь за Родину. Его отвага и мужество проявляются в битве с врагом, а природная скромность – в отсутствии жажды славы и орденов. Он честно выполняет свой долг по очистке русской земли от коричневой чумы фашизма. У Василия не осталось родных, и провожать на фронт его было некому. Но он с ностальгией вспоминает свою малую родину, дорогие сердцу места. От этих воспоминаний у него еще сильнее обостряется чувство патриотизма, он убежден, что на нем лежит ответственность «за Россию, за народ и за всё на свете».
Иллюстрация В. Гальдяева
Молва о Тёркине быстро распространяется по всему фронту. Он становится героем, которым восхищаются все, от рядового до генерала. Но сам Василий далек от тщеславия и гордости. Он воюет не ради орденов и славы, а «ради жизни на земле», самой главной ценностью для него является свобода его любимой Родины.
Тёркин, как и остальные персонажи поэмы, представлены самыми обычными людьми. Все они действуют в будничных, не приукрашенных героизмом условиях. Символично, что и заканчивают они свой доблестный путь не на ступенях Рейхстага, и не на Красной площади, а в жарко натопленной бане, там, где испокон веков заканчивали тяжелую работу все русские люди.
Роль героя в произведении
Герой поэмы А.Т. Твардовского стал самым настоящим символом Великой Отечественной войны. Бойцам, особо отличившимся на фронте, в качестве поощрения выдавали брошюру со стихами о Василии Тёркине. Этот герой придавал солдатам мужество, силы и огромное желание победить в этой кровопролитной войне.
Редакции газет были переполнены письмами Тёркину, которые бойцы отправляли ему со всех фронтов. В них они, как брату, рассказывали Василию о себе, о фронтовой жизни, спрашивали совета. Для них Тёркин существовал в реальной жизни и помогал выживать в неимоверно тяжелых фронтовых условиях. Многие бойцы на груди, вместе с письмами из дома носили вырезки из газет со стихами о Тёркине.
Василий Теркин – не просто литературный герой, он – олицетворение целой эпохи, образ, который воплотил в себе лучшие качества советских людей. Поэтому значение его трудно переоценить. Несмотря на свое литературное долголетие, он до сих пор является одним из самых любимых в народе.
Развитие героя по мере сюжета
По мере развития сюжета образ Тёркина претерпевает определенные изменения. В самом начале повествования, когда автор описывает тяжелые бои 1942 года, Василий предстает, как источник неиссякаемого оптимизма. Солдат демонстрирует ту твердость духа, в которой так нуждаются бойцы, оказавшиеся в нелегкой ситуации. Вместе с тем, он не беспечен, трезво оценивает обстановку и принимает верные решения.
В тех главах, в которых описываются переломные сражения, когда советская армия идет в активное наступление, настроение Тёркина меняется. Наряду с радостью от успехов на наших фронтах, его все чаще преследует горькая мысль о той невосполнимой цене, которую пришлось заплатить солдатам за эти победы.
Ближе к концу повествования героя все больше одолевают тревожные думы. Конец главы «На Днепре» хорошо иллюстрирует настроение Теркина. На фоне всеобщего ликования он молча стоит в стороне с папиросой. О его состоянии можно судить по вопросу, обращенному к нему: «Что ж ты, брат, Василий Теркин, плачешь вроде. – Виноват…»
Отношение автора к герою
Автор с любовью относится к своему герою. Он называет его русским чудо-мужиком. По аналогии с народным любимцем Швейком у русских также появляется свой национальный герой. Отношение Твардовского к Тёркину прослеживается на всем протяжении поэмы. Он словно оберегает героя и помогает ему найти выход из самых тяжелых ситуаций. Его образом автор демонстрирует доблесть и бесстрашие простого солдата. Именно благодаря таким людям, как Тёркин, наша страна смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.
Экранизации героя
В 1973 году режиссер театра Моссовета Борис Щедрин поставил фильм-спектакль «Василий Теркин». На роль главного героя он пригласил семерых актеров, которые один за другим выступают в образе Тёркина. Актерами, воплотившими образ солдата-балагура стали: Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Юрий Кузьменков, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов.
В 1979 году состоялась премьера фильма-концерта «Василий Теркин». По сути это можно назвать моно-спектаклем, так как на сцене присутствует только один актер – Олег Павлович Табаков. Мастеру удалось передать всю многогранность образа Тёркина. Кроме того, он выступил и в роли остальных персонажей поэмы.
В 2003 году свет увидел мультфильм «Василий Тёркин». Режиссером и автором сценария выступил Роберт Лабидас. Интересное решение его работы состоит в том, что мультипликационные рисованные кадры сменяет документальная хроника военного времени и фронтовые фотографии тех лет.
Василий Теркин: 7. О награде
— Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? — Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое —
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий —
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
— Как, мол, что? — Бывало всяко.
— Трудно все же? — Как когда.
— Много раз ходил в атаку?
— Да, случалось иногда.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна…
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ждет девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего…
— Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка — самый цвет.
— Нет, — сказал Василий Теркин
И вздохнул. И снова: — Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
Были листья, стали почки,
Почки стали вновь листвой.
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Читать полное произведение
На что согласен в теркин за свои подвиги
Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («А за грохотом и громом…»)?
Стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке, называется аллитерацией. Аллитерация — разновидность звукописи.
Ответ: аллитерация или звукопись.
Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в «Василии Тёркине».
Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Именно в духе реализма написан «Василий Тёркин».
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема солдатского подвига. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в приведённом фрагменте «Василия Тёркина»?
Тема солдатского подвига показана в романе-эпопее Михаила Афанасьевича Шолохова «Тихий Дон». Главный герой — Григорий Мелехов — во время одного из сражений получает тяжелое ранение. Несмотря на невыносимую боль, он решает помочь раненому солдату. Григорий тащит на себе человека несколько километров и спасает ему жизнь. Твардовский и Шолохов стремятся показать истинную силу человеческого духа и стойкости. Оба героя, несмотря на серьезные ранения, не теряют храбрости и надежды и продолжают бороться. Именно это и называется подвигом.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?
5.1. Настоящая дружба проверяется в трудностях. Если смог ты перенести испытания, лишения ради другого, то вполне можешь называться другом. Война — тяжелейшее испытание человеческого характера, воли, духа. Вот почему плечо друга на войне ценится больше всех других ценностей на земле. Вынести раненого с поля боя, рискуя собственной жизнью, может только настоящий друг. О такой дружбе и говорит Твардовский в поэме «Василий Тёркин».
5.2. Поэма «Василий Тёркин» стала поистине народным произведением, её ждали на фронте, Тёркина считали своим бойцы, в редкие минуты затишья читали очередную главу вслух. Это во многом благодаря тому, что поэма написана живым, понятным языком. Твардовский широко использован прибаутки, яркие метафоры, эпитеты. Образ Тёркина близок фольклорному типу персонажей, своей неуязвимостью и «всеприсутствием» в самых разнообразных ситуациях он напоминает находчивого героя бытовой солдатской сказки. Так и в приведённом фрагменте поэмы Тёркин совершает подвиг: сутки удерживает «точку», не давая приблизиться врагу, но рассказ об этом ведётся без пафоса, без высокопарных слов, с юмором, живо, весело. На читателя поэма производит впечатление, схожее с тем, которое описал И. А. Бунин.
«Василий Теркин»: за что наградили Василия Тёркина?
Это строки из знаменитой поэмы Твардовского помнят все, кто учился в Советском Союзе. Василий Теркин из простой винтовки умудрился сбить фашистский самолет, за что и был отмечен наградой. Кстати этот эпизод был написан по реальным событиям, правда не помню имени настоящего бойца, совершившего этот подвиг.
За сбитый вражеский самолет Василию Теркину положен орден. Хотя он и говорит своим ребятам:»Нет ребята, я не гордый, я согласен на медаль.»
Хотя более ценным подарком нежели ордена и медали Теркин считал отпуск домой.
Герой поэмы Александра Твардовского — Василий Теркин. Он бывалый солдат, участник Русско-финской войны. Фамилия, созвучная выражению «тертый калач», уже дает нам некоторые представления о жизненном пути героя. Вместе с тем Твардовский, знакомя нас с Теркиным в начале поэмы, представляет его как совершенно заурядную личность, простого и скромного парня:
Как и тысячи таких же обыкновенных молодых людей, Теркин в первые дни Великой Отечественной войны уходит на фронт:
Однако уже давно замечено, что простота человека часто является одной из сторон его истинного величия. Твардовский в лице Теркина изображает нам подлинный героизм и патриотизм русского солдата, который без красивых поз и демонстраций сражается за Родину, не думая о своей жизни и не сомневаясь в победе над врагом:
В главе «Два солдата» на вопрос старика, удастся ли побить фашистов, Василий отвечает: «Побьем, отец». В этом нет сомнений, ведь настоящий защитник Отечества за ценой не постоит, презирая даже собственную смерть:
При этом герой не приписывает себе каких-либо особых военных заслуг, будучи убежден, что на его месте каждый русский солдат поступил бы так же.
В герое поэмы мы видим не только доблестного воина. В этом человеке воплощены и все те качества, которыми всегда славился русский народ и благодаря которым «любое море по колено, любое дело по плечу».
Справиться с трудностями помогают Теркину его жизнерадостность и природный юмор, способные в шутку обернуть любую смертельную опасность. Например, когда замерзшему в ледяной воде Теркину оказывают медицинскую помощь, он острит:
Василий — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и часы починить, и старую пилу наточить. Он хорошо играет на гармонике, развлекает товарищей по оружию, дарит им минуты радости.
Итак, кто же он — Василий Теркин?
В герое поэмы Александра Твардовского перед нами прошел весь сражающийся русский народ. Мысль о типичности этого образа подчеркивается авторами Большого энциклопедического словаря, в котором Теркин представлен как «яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны».
Подвиг человека на войне (по поэме Александра Твардовского «Василий Теркин»)
Твардовский показывает в своей поэме простого человека на фронте. Человек этот весельчак и балагур, какие часто попадаются в любых коллективах. Его привлекательность в том, что любые трудности он переносит с юмором, подбадривая и занимая других.
Это свидетельства очень стойкой души, сильной воли и мужественности. Шутки Василия немудреные, главное в них это постоянное присутствие духа. Он начисто лишен позы. Солдат все воспринимает просто – вот идет война, и много горя, но нужно воевать, защищать Родину. Василий Теркин лишен эгоизма: « На войне себя забудь, помни честь, однако». Он не упивается свое бедой, ведь война коснулась каждого человека без исключения. Боец знает свой долг и честно выполняет его. Василий Теркин хочет стать героем, но не из честолюбия. Он хочет прославить родной край, Смоленщину, чтоб не было ей сиротливо. Ощущая себя сыном своей земли, Теркин считает своим долгом быть сыном отважным, героическим.
Василий не гоняется за славой, за наградами, хотя в шутку говорит, что неплохо было бы прийти в сельсовет на гулянку с медалью. Героизм Теркина в его твердости, надежности, чувстве долга, любви к Родине.
Василий Теркин жалеет людей, ему хочется всем оказать помощь.
Эта любовь к людям, к сослуживцам делает его образ прекрасным. Ведь от любви к людям Теркин делается чище и возвышенней, чем любой высокодуховный человек искусства.
Твардовский в лице такого вот неказистого, обычного парня показывает все неожиданное величие нашей земли. Страна, в которой родятся и вырастают такие прекраснодушные люди, воистину велика. Враг жестоко разочаровался: за невзрачной внешностью скрывалась огромная духовная мощь, запас неистощимых сил.
Василий Теркин, простой и необразованный человек – свет нашей Родины, все лучшее, что есть в ней. Доброта, любовь, мужество, терпение, стойкость, все это делает нас и нашу землю могущественными. Завет поэта будущим поколениям, его пожелание – подражайте Василию Теркину, будьте такими как он!
Вариант 2
Поэма о Тёркине оказалась очень важна для Победы, для народа, ведь люди (особенно на фронте) ждали каждой новой главы. Темы глав разные, поэт рисует сцены фронтовой жизни, хотя иногда вспоминает довоенное.
Поэма эта читается очень легко – она временами по своему легкому стилю, музыкальности, злободневности даже напоминает частушки. Мне немного напомнило это ещё песни Высоцкого. В этих стихах такой бодрый ритм, но ими поэт передаёт и веселое, и грустное. И слова не заумные, а простые – жизненные, звучащие. Думаю, что такие стихи очень подходят самому образу Тёркина.
Такой уж парень этот Вася: весёлый, неунывающий, находчивый… Когда все грустят, он легко подбодрит. Но грустят-то не от скуки, а от ужасных условий, войны, голода, болезней, безнадёги… Но Вася умеет рассмешить товарищей даже в холодном болоте: то ли анекдот рассказал, то ли историю из жизни… И рассказчик он отличный! Слово подберёт верное, и заметит всякую мелочь, и расскажет так – с жестом, нужным тоном. Например, когда он говорил о шапке, которую ему отдала санитарка, он так показал свою встречу с той девушкой, что все вокруг упали от смеха. Или когда он вспоминает, как его чуть не обнаружили в сене, Василий классно пародирует, как немцы пели. Понятно, что для всех он друг, его просят пошутить, рассказать что-то. Но он не клоун! Часто и вежливо отказывает (например, спать пора), у него свои мысли и печали.
Вот он вспоминает, как его ранили в блиндаже, а танкисты чудом спасли. Помнит госпиталь, каждую хату, куда заходили. Часто поэт и Тёркин рассуждают о Родине, о смелости, о верности. Важное находит и в бытовом: сон солдата, походная шинель, кисет, посещение бани.
Важно, что Тёркин не только весельчак, он и философ иногда, и настоящий боец. Он чувствует и злость, и усталость. И полежать в госпитале ему приятно… денёк. Но после стыдно – как так тут на казенных харчах, а там война, твои друзья погибают? И он снова возвращается на фронт.
Все знают, как Василий сбил из винтовки немецкий самолет, стал героем. Известна и сцена рукопашного боя с немцем или глава «Переправа». Но, кроме того, что «на слуху», в поэме столько сильных сцен, столько тонких наблюдений! Меня больше всего впечатлила сцена про старушку («солдатская мать»), которой пришлось бы пешком из Берлина возвращаться, если б Тёркин не помог.
Поэт смеётся над вступлениями и выводами, так как на войне не до этого – времени нет, некогда рассказывать истории о героях. Нужно просто рассказывать хорошие истории. Часто в поэме главы перекликаются. Например, поэт вспоминает населенный пункт (тот самый!) Борки.
В общем, отличная, живая, трогательная, говорящая голосами разных людей, яркая поэма меня очень впечатлила.
Сочинение 3
Теркин Василий – герой своего военного времени. Я знаю, что это произведение очень любили, ждали с нетерпением каждой новой главы, читали все вместе прямо на фронте и в тылу. Не каждое произведение исполняет такую важную роль! Многие романы тоже любят, читают массово, обсуждают, но не на фронте ведь. Чтобы текст заставил отвлечься от фронтового быта, улыбнуться… это настолько важно!
Свою важную миссию этот герой выполнил, также и поэт. Но хорошо, что сейчас этот герой почти так же любим, как и раньше. Сейчас тоже актуально жизнелюбие, хотя нет глобальных, к счастью, страшных событий… Но жизнелюбие, кстати, всегда и везде ведь хорошо! А то в самых благополучных странах люди иногда чувствуют себя несчастными, бьют рекорды по самоубийствам… Дело не в качестве жизни, хотя и оно важно, а во внутреннем состоянии человека. Вот в сказках принцесса (и даже принц) сбегает из дворца от комфортной жизни.
Сейчас бы Теркин работал в офисе, но не залипал в Интернете, не покупал фаст-фуд вечером, не слушал попсу, а помогал бы людям, как раньше. Он мог бы заниматься и налаживанием переработки отходов – важная тема. И быть за здоровое питание, за спорт. Главное, чтобы не уныло. На этого героя и сейчас хочется ровняться! Особенно, когда грустно становится.
Но я знаю, что Твардовского уже тогда после войны просили продолжения этой истории. И поэт даже написал про Васю, который попал на тот свет!
И кино, я смотрел, есть по этому произведению – так сам Табаков сыграл. Задорно получилось! Не думаю, что сейчас будут переснимать этот фильм, но как ретро его приятно посмотреть.
Вообще, я таких весельчаков в жизни реальной не очень люблю. С Теркиным проще – отложил книгу и отдыхаешь, радуешься. А такие люди веселые и шумные обычно работаю водителями, они позитивные и бодрые, но от них устаёшь. Такая у них энергия, в руках всё горит (в хорошем смысле). Я сам не такой, простите. Люблю порассуждать, в телевизор смотреть и ничего не видеть, гулять один. Наверное, мне не хватает вот такой бодрости, но мне проще ее принимать из книги, а не от реальных людей.
Сочинения
Первую славу Твардовскому принесло его знаменитое произведение Страна Муравия. Однако по истине народным писателем его признали после выхода в свет поэмы Василий Теркин. Изучив знаменитую работу писателя, давайте напишем сочинение-рассуждение по поэме по плану.
Василий Теркин сочинение
С Твардовским и его поэмой Василий Теркин мы познакомились в 8 классе на уроке литературы. Прочитав произведение, можно сказать, что это не просто народная поэма, а настоящий эпос Великой Отечественной войны. При этом Твардовский о войне знал не понаслышке. Он и сам был участником военных действий, поэтому мог видеть все изнутри, передавая свои эмоции в поэме о Василии Теркине.
Писатель ставил перед собой цель рассказать о людях, которые в борьбе за мир, шли на фронт ради жизни будущих поколений. Вот так, изображая героя, и описывая будни солдат, Твардовскому удается создать книгу о бойце, у которой не было ни начала ни конца, а отдельные завершенные рассказы поднимали дух бойцов советской армии, став настоящей поддержкой для наших воинов.
Как и многие, Василий Теркин мечтает стать героем, но не потому, что он честолюбив, а оттого, что хочет прославить свою Малую Родину — Смоленщину. Ему важна не слава, хотя вернувшись с фронта, он против одеть медали и прийти на гулянку в сельсовет.
В итоге, каждый солдат мог с уверенностью сказать, что Василий Теркин имеется и у них. А все потому, что герой поэмы Твардовского — это собирательный образ, образ нашего народа, образ солдата с его достоинствами и недостатками.
Поэма Твардовского очень яркая, живая, трогательная, показывающая силу народного характера и духа.
1. Твардовский и его произведения 2. Василий Теркин — эпос Великой отечественной войны 3. Василий Теркин — главный персонаж 4. Характеристика бойца 5. Василий — собирательный образ русского народа 6. Заключение
По произведению Василий Теркин
В поэме под названием «Василий Теркин» описывается военное время, произведение показывает о том, как люди борются ради своей жизни.
Основным персонажем является храбрый солдат, который готов защищать свою родину. У Теркина имеются и плюсы и минусы. Он очень щедрый, веселый, бесстрашный. Он является настоящим защитником и патриотом. Также герой трудолюбив и скромный. Он очень мужественный, до последнего борется со смертью, даже будучи раненным. Воинский долг для него был самым важным в жизни.
Василий Теркин представлял целый народный образ, а не конкретно одного человека. Теркин никогда не отчаивался и всегда помнил о том, что должен защищать свою родину с честью и достоинством. Он считает, что нужно бороться до самого конца, несмотря на то, что война приносит много горя и слез. Герой абсолютно бескорыстен, он не преследует цель добиться какого-либо высокого звания. Он очень любит людей и ради них же и рискует своей жизнью. Он сочувствует каждому человеку, всегда старается хоть чем-то помочь.
Автор хотел показать читателям насколько сильным может оказаться человек, он показал мощь характера главного героя. Теркин описывается нам как настоящего героя, которому не страшны никакие опасности и трудности. Например, в некоторых сюжетах, описываются такие моменты, как он самостоятельно сбивает самолет врага или как о борется с фашистами.
На таких мужчинах-героях держится наша страна, и даже целый мир. Каждому нужно равняться на настоящего героя Василия Теркина. Ведь общество стало бы намного лучше, если бы таких людей было больше.
Автор произведения показала в главном герое настоящее воплощение всего народа в годы войны. Теркина он показал как бывалого солдата, работника, а также хозяина и защитником дома, который остался от его отца. Теркин сильный, стойкий человек, который умел подниматься после каждого даже тяжелого удара и смягчал все это своими шутками.
Василий Теркин» (1941-1945)– произведение народно-героического эпоса.
В истории России за последние столетия были две войны, которые наш народ назвал Отечественными. Первую из них — Отечественную войну 1812 года, — мы вспоминали, говоря о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вторая, и самая страшная, Великая Отечественная война обрушилась на Россию в 1941-1945 годах. Имя русского поэта Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) неотделимо в нашей памяти от этого громадного события в судьбе Родины. Твардовский написал за свою жизнь немало замечательных стихотворений и поэм. Но великим, всенародно любимым поэтом его сделала книга в стихах «Василий Теркин», созданная за годы войны. Может быть, это и есть главная книга в нашей литературе тех лет.
Тогда в России многие простые люди не знали грамоты. Но родители Твардовского не просто умели читать и писать, а еще и отличались большой любовью к русской литературе. Вечерами в доме кузнеца Трифона Гордеевича читали вслух для всей семьи Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. И конечно, будущий поэт, как любой крестьянский мальчик того времени, прикоснулся к народной культуре: песням, частушкам, поговоркам.
Это была сложная пора в истории русской деревни, да и всей России. После революции жизнь резко переменилась, многие судьбы оказались искалечены. Когда на селе полностью отменили частную собственность и согнали крестьян в коллективные хозяйства, отца Твардовского, подобно миллионам других крестьян, объявили кулаком — врагом новой жизни. Он вместе с братьями поэта оказался в ссылке. И одновременно советская эпоха принесла с собой большие надежды, открыла людям из народа почти недоступные до этого жизненные пути. Твардовский закончил институт в Москве, стал известным поэтом. Его искусство принадлежало новому времени, но сохранило глубокое родство с культурой минувших веков. И такой поэт оказался особенно необходим в годы великой войны.
Вот уже сколько лет прошло с того времени, а Великая Отечественная все не укладывается в нашем сознании! И не уложится — настолько она огромна, непостижима, священна.
Страшен был враг, напавший на Советский Союз, как называлась тогда историческая Россия. Фашистская Германия не только хотела завладеть нашими просторами и богатствами, лишить нас собственного государства. Фашисты презирали и ненавидели наш народ, его культуру. Что с того, если встречались и в немецкой армии солдаты, подневольно призванные на службу! Дело от этого не менялось. Упорная, безжалостная, хорошо вооруженная и обученная сила пришла растоптать, уничтожить нашу Родину.
Такого испытания, какое досталось нашим с вами отцам, дедам и прадедам, не знает история последних столетий, а может быть, и вся человеческая история. Это был действительно смертный бой. И прежде, чем мы одержали верх над нашим неприятелем, мы потеряли — подумайте! — несколько десятков не тысяч — миллионов наших соотечественников. Уму непостижимо. Какая огромная беда! И какая великая слава.
Нет ничего удивительного в том, что большинство людей, уцелевших в этой невиданной борьбе, запомнили годы Великой Отечественной как самое важное, что было в их жизни. Ведь в такие моменты человек и народ испытывают подъем всех своих сил, показывают все, на что они способны, живут не для сегодняшнего дня, а для вечности. В битве за своих родных, свою землю открывались лучшие черты народного характера, оживала память поколений. И битва шла не только за Россию, а за ту правду, справедливость, любовь, что несет Россия всему миру. Они так ярко светили тогда в каждом живом русском сердце! Просто нельзя было этого не почувствовать. И вместе с русскими на полях Великой Отечественной за те же ценности сражались представители других народов. Они все были братьями — сыновьями одной страны.
Многие писатели, поэты испытали в то время огромный творческий подъем, создали незабываемые произведения. Но особенно полно и широко всенародное чувство великой, священной войны сумел передать Твардовский в «Василии Теркине».
Свою книгу про бойца, как назвал «Василия Теркина» сам автор, Твардовский писал всю войну. Подобно многим другим советским литераторам, он был призван в армию и служил корреспондентом фронтовой газеты. В газете Западного фронта и начал с 1942 года публиковаться отдельными главами, по мере их появления, «Василий Теркин». Скоро главы из книги получили широкую известность, хоть закончил ее поэт только в 1945 году незадолго до победы.
У произведения Твардовского нет единого, сквозного сюжета. Главы «Василия Теркина» — это почти не связанные между собой поэтические картины военной жизни. Вот наступление, тяжелый бой за далекую лесную деревушку, рукопашная схватка русского с немцем, переправа под огнем неприятеля… А вот короткая остановка на заснеженной фронтовой дороге, отдых на привале, встреча в крестьянской избе двух солдат: минувшей и нынешней войны… Единственное, что связывает эти картины между собой — присутствие в каждой из них солдата Василия Теркина, продолжающего свой путь по военным дорогам.
Фамилия центрального героя произведения, если книга читателю еще не знакома, поначалу может настроить на веселый лад. И действительно боец Василий Теркин у Твардовского — человек озорной, неунывающий. Он и шутник, и выдумщик, и гармонист. Но какую бы главу «Василия Теркина» мы ни открыли, очень скоро мы замечаем, что перед нами необыкновенно богатая и просветленная книга. Она и веселая, и горькая, и страшная, и печальная, и торжествующая… Все, что может испытывать человек на великой освободительной войне, есть в «Василии Теркине». И герой Твардовского — парень сам собой обыкновенный — просто соединил в себе эти разнообразные, сложные переживания целого народа.
А разве можно было на войне жить иначе? Твардовский не знал, успеет ли он закончить своего «Теркина», даже не знал, останется ли жить его герой: что было, то прошло, а каким будет конец — не нам судить. Как всякий человек того времени, поэт видел вокруг столько смертей, столько горя, был свидетелем такого мужества, такого душевного величия! И чувство человека, который сам в любую минуту может умереть за правое дело, окрыляло его, делало его книгу обжигающе искренней и светлой. В ней действительно горел чистый огонь народной правды. Вот почему, читая «Василия Теркина», нам так легко бывает не только смеяться, но и плакать. И это слезы, которых никому стыдиться не надо.
Доподлинно известно, что книгу Твардовского читали не только в тылу, но и на фронте. Солдаты самой страшной войны приняли ее как свою и полюбили. И представьте себе: сколько людей, не вернувшихся с войны, за год, за неделю, за день до своей праведной смерти успели прочесть или услышать хотя бы главу из «Василия Теркина»! Автор книги в душе не отделял себя от них, жил одной с ними судьбой.
Конечно, для того, чтобы создать такое произведение, недостаточно было только жить вместе со своим народом. Для этого нужен был подлинный талант. Язык «Василия Теркина» — ясный, красочный, народный, музыкальный. Ни одно слово не звучит у Твардовского фальшиво, неискренне. Все на своих местах. А такое дается только большим поэтам. Наследник Пушкина и Некрасова, мастер, усвоивший уроки русского фольклора, Твардовский однажды выразил заветное свое желание:
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке…
Именно такого языка требовал рассказ о простом и высоком подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. И по-своему тут продолжались традиции русского героического эпоса.
«Василий Теркин»О главах «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»
Три выбранные для прочтения главы из книги «Василий Теркин» — очень разные. Общее в них одно: чувство несгибаемой народной силы, способной одолеть любое препятствие, любую беду. И множество самых простых, обыкновенных на первый взгляд людей — каждый со своими чувствами, надеждами, своей болью и радостью, предстают здесь как один могучий богатырь-народ. Если мы прочитаем «Василия Теркина» полностью, это впечатление народного единства только усилится. Все люди, о которых заходит речь у Твардовского, слиты в одну силу, в одну душу.
Что же вызвало в годы войны невиданное сплочение русских людей? Мы уже знаем: великая правда борьбы за свою землю, за весь мир. Вот тут и вспомнишь невольно пахаря Микулу Селяниновича, идущего в поле за сохой. Только нет на нем теперь ни кафтанчика бархатного, ни шляпы пуховой. Его оскорбили, оторвали от мирного труда. Надел он серую солдатскую шинель и вышел, не желая для себя ни почестей, ни славы, в крови и в огне потрудиться на поле брани, защитить ту самую землю, от которой получил он свои силы. Ведь она ему тем милее, чем страшнее опасность, которая над ней нависла. Никому он не даст ее в обиду. А закончится война — Микула расчистит землю от следов страшной битвы и снова возьмется за свой мирный труд.
Но это только самое общее, хотя и верное впечатление. Книга же Твардовского — вся в живых военных картинах, разнообразных лицах поднявшегося на войну русского народа. И, конечно, здесь очень важен сам Василий Теркин с его чуткой, открытой миру душой. А еще автор — его обостренные войной переживания, воспоминания, размышления. Голос Твардовского-рассказчика — предельно естественный, доверительный, доходящий до самого сердца. И в этом голосе слышны такие разные, такие искренние, такие сильные чувства! Каждая глава книги про бойца образует словно целый мир — богатый, неповторимый.
Казалось бы, чего проще — рассказ о короткой остановке на зимней фронтовой дороге — в пробке, как сказали бы мы сегодня. В колонне нашлась гармонь, нашелся и гармонист. Началась пляска. Ну что же, отвели душу, да еще и согрелись. А Твардовский наполнил эту сценку, подобную тем, что не раз происходили на дорогах войны, таким русским духом, увидел в ней столько сложных, невысказанных переживаний, что и до сих она повергает нас в дрожь. Ведь это пляска посреди великой битвы, и для кого-то она может стать последней. Сколько тут силы, отчаяния, горя, упорства, нежности, веселья и жизни всему вопреки! Необыкновенно гибким, словно передающим все оттенки звучащей музыки, каждое движение начавшейся пляски становится язык поэта. И как решительно сменяются тут настроения буквально в соседних строках!
А вы заметили, до чего деликатно, бережно относятся один к другому все участники этого мимолетного веселья на фронтовой дороге? Посмотрите, как они благородны, отзывчивы на чужую беду и чужую радость. Достаточно проследить за отношениями Теркина и двух танкистов, потерявших в бою своего командира — хозяина гармони, за тем, как решается потом судьба «осиротевшей» трехрядки. Как сдержанно, оберегая чувства окружающих, говорят танкисты о своем горе, как Теркин словно боится оскорбить память погибшего, взяв поиграть чужую гармонь. И наконец, как рождается у танкистов самое правильное решение отдать инструмент гармонисту-Теркину: «Весели свою пехоту».
Нет в этой главе ни атак, ни окопной жизни в обороне. А самое главное о войне сказано. Да кто же способен победить народ, наделенный таким внутренним богатством, таким душевным величием! И это тот народ, который фашисты объявили неполноценным! Все то, что хотели они уничтожить, то и погубит в бою их самих.
И в этой главе тоже находится место веселью. Даже в нечеловеческих условиях — «в трясине, в ржавой каше» — Теркин, как и везде, способен приободрить своих измученных товарищей. Но все же «Бой в болоте» — очень трагическая, горестная глава. Твардовский тут еще и спорит с теми своими современниками, кто, сами не понюхав пороху, пытались легкомысленно представить войну делом легким и простым, принизить великий труд наших воинов. Голос поэта, всегда отзывчивый, взволнованный, начинал теперь звучать светло и скорбно. Твардовский хотел, чтобы все услышали, какие муки, какие испытания умеет перенести ради своей Отчизны русский солдат. И еще он хотел, чтобы ни один из бойцов Великой Отечественной, где бы ни выпало ему сражаться, не был забыт.
Ну а третья из прочитанных нами глав «Смерть и воин» может показаться совсем уже мрачной, безысходной. Вот и пришел конец неунывающему Теркину: он лежит, истекая кровью, на мертвом поле. Сколько таких вот «неподобранных» бойцов лежали на полях войны, не зная, придет ли к ним помощь! Что испытывали, что видели и думали они, находясь между жизнью и смертью? Многие ли из них остались жить? Да и разве тут речь только о Великой Отечественной войне? Есть такая старая народная песня, вы наверняка ее слышали:
Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не добьешься,
Черный ворон, я не твой!
Песня эта родилась задолго до войны с фашистской Германией. А помните картину В.М. Васнецова «Поле битвы Игоря Святославича с половцами»? Все почти так же: мертвое поле далекой-далекой войны. Над ним дерутся за свою добычу две хищные птицы. Солнце садится за горизонт. Скоро наступит ночь.
Но глава о том, как Теркин умирал, да не умер, тоже оказалась необходимой в книге про бойца. Сколько раз за время Великой Отечественной стояла наша страна на краю смерти? А ведь выстояла. Так много воли к жизни, душевного света, упорного желания не сдаваться было в нашем народе.