на что снимают известные фотографы
Полнокадровые зеркальные камеры доминируют у победителей World Press Photo Awards 2020
Главный конкурс фотожурналистики World Press Photo объявил победителей 2020 года. По традиции уже несколько лет подряд помимо непосредственно фотографов-победителей достоянием публики становится и список моделей камер, которыми пользовались победители. Причем, исторически такую аналитику почему-то делают испанские фоторесурсы. В приводимой аналитике радует информативность: бренды, системы, модели. Хотя, отметим, число победителей все-таки конечно, а для более репрезентативной статистики используемой фоторепортерами техники было бы интересно проанализировать весь или бОльший круг участников World Press Photo.
Первые три в списке – полнокадровые зеркальные камеры от Canon и Nikon, которыми пользовалась почти половина (40%) победителей престижного конкурса.
В целом почти 2/3 используемых камер – это модели Canon и Nikon, где 38% и 26% соответственно. Остальные же цифры рекомендуем рассмотреть на картинках-схемах:
Однако, если вы подумали, что подобные выводы говорят о том, что какие-то из представленных (не представленных) камер плохие, а какие-то хорошие, то не торопитесь расстраиваться. Подобные цифры говорят о том, что снимают и побеждают даже в таких престижных конкурсах с тем, что есть, включая простые и «старенькие» модели.
Кстати, можно сравнить нынешние данные с аналогичной статистикой пятилетней давности по итогам World Press Photo Awards 2015 или с прошлым, 2019 годом.
В публикации использован иллюстративный материал фоторесурса Photolari.
Саша Мадемуазель, Гоша Бергал и еще 10 фотографов — о любимых пленочных камерах
Пленочная фотография не перестает быть популярным направлением: ей интересуются профессиональные фотографы, в городе открываются новые фотолаборатории. «Афиша Daily» попросила 12 фотографов, которые давно работают с пленкой, выбрать любимые пленочные фотоаппараты и рассказать о трендах направления.
Гоша Бергал
О любимой пленочной камере
В моем арсенале Leica M5, Contax 167MT и Pentax 645. Что важно для меня: все эти камеры почти не имеют автоматики — на них можно делать полноценные творческие проекты. Leica M5 — последняя модель М, которая собиралась вручную. Поскольку мне нужна надежная камера, любимой можно назвать ее.
О пленочной фотографии в 2021 году
Я точно знаю, что пленка никуда не уходила из профессионального сегмента и в ближайшее время не уйдет. Ни для кого не секрет, что раньше вещи делали лучше, качественнее, надежнее. Оптико-механические приборы не исключение — вряд ли сейчас можно купить новый объектив такого же качества, как в 1970-х.
Я выбрал для себя пленку по ряду причин: подбор материала, ручная обработка пленки, оптическая печать. По моему мнению, это больше похоже на творческий процесс и заставляет автора работать усерднее в лаборатории, а не за компьютером.
Тренд в пленочной фотографии — кинопленка, к которой фотографы начали прибегать из‑за дефицита профессиональной пленки. Она продается в бобинах по 120 метров: если для кино это 10 минут видео, то для фото — несколько десятков катушек качественной пленки.
Саша Мадемуазель
О любимых пленочных камерах
Есть две рабочие лошадки: Yashica T5D, которая всегда лежит у меня в сумке, а также Contax G2, рабочая камера, на которую чаще снимаю мероприятия, отчеты с вечеринок и прочее.
Но любимая, наверное, Yashica T5D — легкая компактная 35-миллиметровая пластиковая камера. Минусов всего два: регулярные поломки и стоимость. Чаще всего ломается вспышка, иногда — перемотка. Это не чинится, поэтому нужно лезть на Avito или eBay и покупать новую. У меня уже четыре неработающие тушки просто стоят на шкафу, напоминая о бренности бытия.
Я снимаю на Yashica с 2011 года. Самая первая «Яшка» появилась от отчима, который в то время увлекался фотографией. Он купил себе какую‑то классную пленочную камеру и к ней за бесценок приобрел T4 — это старший братик моей нынешней камеры. Он подарил ее мне, и я с ней весело бегала. Это была такая dreamy камера — на нее снимает Терри Ричардсон, и все такое.
О пленочной фотографии в 2021 году
Десять лет назад пленочная фотография была более андеграундной — это была история про небольшое комьюнити во Flickr, где каждый друг о друге знал и похоже друг на друга снимал. Сейчас она превратилась больше в фешен-историю: большие модные журналы делают пленочные съемки, фотографы «переобулись» с цифры и учатся снимать на пленку. Иногда открываешь инстаграм фотографа, а это просто фотосайт из 2005 года, будто ничего не изменилось: ч/б, контраст.
Это новый дух времени, почему нет. Даже юные дарования из «Перспективы» зачастую просто накопили на «мьюшку» (Olympus MJU II. — Прим. ред.) и снимают своих друзей на тусовке — у этого нет особенной художественной ценности, просто другой носитель, помимо айфона. Если пять лет назад было модно снимать на [камеры моментальной печати] Fuji и Instax, то теперь все перешли на пленку.
Павел Голик
О любимой пленочной камере
Камер у меня несколько, но я хочу рассказать про Yashica T5. Нашел ее в Италии на местном Avito за 280 евро, купил в двух часах езды от Милана. Сейчас она стоит намного дороже.
Я выбрал эту камеру, потому что с ней не нужно долго думать о настройках, а еще у нее хорошая вспышка. Это такой point-in-shoot, но с качественным объективом, линзой и цветопередачей. Много кто из известных фотографов на нее снимал. Легкая, компактная, в отличие от других камер, например, зеркальных с большими и тяжелыми объективами, не говоря уже о среднем формате.
За два года я успел снять на нее много всего, но самая яркая съемка была для португальского Vogue — я делал ее в Берлине незадолго до пандемических ограничений. Мы снимали в отеле, где были единственными гостями — после он закрылся на карантин. Было странное ощущение: не знаешь, что ждет в будущем, все закрывается, люди испуганы, а ты делаешь фешен-съемку, которая, возможно, будет никому не нужна.
О пленочной фотографии в 2021 году
На западном рынке распространена лондонская школа ручной печати в темной комнате. Сначала без каких‑либо технических приспособлений на бумаге печатается снимок, потом он сканируется, и получается цифровое изображение. В последнее время свои работы таким способом делают крупные фотографы вроде Тайлера Митчелла и Эмми Америки.
Мария Войнич
О любимой пленочной камере
Это Nikon F70 с объективом 28–80 миллиметров. Я покупала ее в магазинчике рядом с домом, где продается б/у техника для любителей пленочной фотографии. Тогда у меня сломалась предыдущая камера, а снимать было нужно и безумно хотелось. Работавший там дедушка разговорился со мной и посоветовал брать именно «Никон», так как с ним удобно и комфортно начинающим фотографам.
Я снимаю на нее уже два года и могу сказать, что дедушка был прав. Надежная конструкция, быстрый автофокус, точная ручная фокусировка и абсолютно несложный дисплей для выбора выдержки и диафрагмы. Эта легкая камера, с которой можно экспериментировать, правда, без мультиэкспозиции.
О пленочной фотографии в 2021 году
Мне всегда странно было слышать, что пленочная фотография умирает или перестает быть модной, поскольку я вижу огромные толпы людей в магазинах и фотолабораториях, с мыльницами — на праздниках, а в модных журналах и специальных проектах — с «Мамией» или «Лейкой». Почти все мои друзья-фотографы ходят в Archive.lab, Lighthouse Film Lab и «Перспективу».
Полина Вашингтон
О любимой пленочной камере
Моя последняя камера — Nikon FM3a. Есть модель чуть попроще, но тоже классная — Nikon FM2, она была у меня много лет и не даже не один раз. FM2 купила на Avito по рекомендации своего мастера операторского мастерства во время учебы в университете. До нее пробовала множество других камер, но именно с этой работать стало максимально комфортно.
Мне всегда говорили, что ее невозможно угробить. Она считается надежной, а затвор продолжает срабатывать, даже если сели батарейки. Но я смогла испытать ее аж два раза (но даже после этого тушка продолжала работать): один раз поскользнулась на льду и вдребезги разбила встроенный экспонометр, второй раз задела пальцем затвор, заряжая пленку на ходу. Вообще, если работа камеры минимально связана с электроникой, она может прослужить намного дольше.
Я не любитель экономить на технике, потому что потом это может сыграть в минус. Когда‑то давно я работала на фотобарахолке, и люди толпами приносили «Зениты», в которых рвалась пленка. А ведь в эти кадры ты вкладываешь силы, время — обидно терять их из‑за попытки сэкономить.
О пленочной фотографии в 2021 году
Пленочная фотография, сама пленка и техника становятся дороже. Раньше было намного проще купить катушку, недорогую камеру и снимать в свое удовольствие. Теперь люди более осознанно подходят к этому, ибо дорого. Отщелкать катушку за 300 рублей или, как теперь уже, за 1000 рублей — для многих ощутимая разница. А ведь еще проявка и скан, для кого‑то — печать. С другой стороны это даже хорошо, ведь приходится погружаться в тему, изучать ее лучше.
Алексей Абанин
О любимых пленочных камерах
Мне бы хотелось выделить Pentax MZ-7 и Mamiya C220 — я снимаю на них одновременно, каждая служит для определенной задачи.
Фотоаппараты с узкой пленкой, особенно «Пентакс», у которого безумно дешевые, но качественные объективы, это отличный способ начать снимать, если денег на хорошую цифровую камеру нет. MZ-7 мне на Новый год подарил друг-фотограф Герман Моисеев. Это было очень давно, в 2008 году, и тогда я не понимал, что с ней делать. Но первая пленка, кажется, это была Ilford Pan 400, заставила меня по-другому посмотреть на съемочный процесс и дала новые ощущения при съемке репортажей и стрита. Снимаю на нее до сих пор.
MZ-7 незаметный и выглядит, как какая‑то непрофессиональная игрушка, поэтому снимать с ним стрит одно удовольствие: никто не обращает на тебя внимание, даже не замечает. Тем более я нацепил на него самый тонкий объектив-«блинчик» 40 мм f/2.8, и получилась такая «игрушечная» малютка, которую легко держать в кармане. Главный минус — достаточно медленный автофокус даже при хорошем свете.
Эта камера появилась более осознанно. Я безумно хотел средний формат. Долго пытался привыкнуть к камере Pentax 645, но в итоге понял, что соотношение сторон 6:4,5 не очень нравится. Пришел к тому, что хочется поэкспериментировать с квадратом размером 6 на 6 (хотя тогда в инстаграме еще особо никто не сидел). Купил б/у «Мамию» и влюбился в нее сразу же: безумная детализация, четкость, красивейшая глубина изображения. Из минусов все банально — она тяжелая и неудобная для переноски.
Фотография для журнала Craft Depot Life
О пленочной фотографии в 2021 году
Кажется, движение давно стало массовым. Разговоры о том, что лучше — пленка или цифра, где лучше зерно, как в Lightroom или VSCO сделать правильный закос под пленку, как будто постепенно растворяются. Эти споры постепенно стали неинтересными, потому что сами пленочные фотоаппараты превратились в обыденность и даже в рутину. В съемке на пленку уже нет моды, как несколько лет назад, нет хипстерства, нет элитарности — это просто инструмент, просто язык.
Все уже попробовали разные камеры, поэкспериментировали с просроченными пленками, тысячу раз поспорили о том, где зерно богаче — пора выходить на принципиально новые обсуждения. В 2021 году трендом может стать печать фотографий с пленки. Для этого сейчас самое время.
Во-первых, пандемия заставила пересмотреть отношение к своему дому, мы стали больше проводить время в квартирах и в одиночестве. Конечно, хочется обустраивать этот дом, сделать его более уютным, а фотографии, рисунки, картины в рамках для этого идеальны. Во-вторых, сама печать стала более доступной — сервисов и лабораторий много и не только в больших городах. В-третьих, люди, которые занимаются пленочной фотографией, постепенно приходят к тому, что их кадры должны выйти за пределы инстаграма. Тем более, что в напечатанном виде они дают совершенно иные эмоции.
Есть вопрос. Какую технику выбирают профессиональные фотографы?
Какую технику используют фотографы, сколько она стоит, как выбирают камеру и что в итоге влияет на качество съёмки? О базовом наборе техники и профессиональных секретах мы узнали у трёх фотографов.
Вам пригодится
Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 5D Mark IV Body
Компактный фотоаппарат Sony A6600 Body
Системный фотоаппарат Sony Alpha7 III
Объектив Sony премиум, 35mm f/1.8
Микрофон петличный Saramonic SR-LMX1+
Сумка для фотокамеры TENBA Tools BYOB 10 Camera Insert Black
Карандаш Lenspen LP-1
Объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM
Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 80D Body
Дарья Фомичёва, фотограф и ретушёр для маркетплейсов
Выбор техники зависит от того, где снимаем — на улице, в помещении или на природе, а также что — людей, предметы, здания, животных. Есть минимальный набор для любой съёмки — фотоаппарат, фотосумка для удобной переноски, 1-2 объектива (в идеале стандартный и портретка — зависит от вашего направления), аксессуары для чистки оптики (выдувания пыли), карты памяти, запасной аккумулятор, компьютер с фоторедактором. Для обучения достаточно компьютера с низкими или средними характеристиками — для старых версий Photoshop и Lightroom не нужно много оперативной памяти. Для комфортной профессиональной работы с последними версиями программ берите компьютер или ноутбук с хорошей цветопередачей. Или учитесь настраивать калибровку экрана, чтобы упростить себе работу. Оперативка должна быть минимум 2 ГБ, а процессор с частотой от 2 ГГц. Я пользуюсь ноутбуком ASUS VivoBook M433IA. У него крутой дисплей с охватом sRGB больше 100%.
Для более серьёзной съёмки или студийной нужен дополнительный свет (количество и виды ламп зависят от профиля фотографа), штатив, различные отражатели света, фильтры на объектив. Для предметной съёмки мне достаточно 2 ламп Hensel с софт-боксами, чтобы убрать всю тень и полностью осветить вещь на столе или полу. Для художественной съёмки беру минимум 3 такие лампы с различными насадками (софтбоксы, октобоксы, соты, зонт, софтбоксы стрипы, рефлекторы, тубус).
Какой фотоаппарат выбрать фотографу? У меня и знакомых фотографов техника Canon — от модели 600D до Canon EOS 5D Mark IV Body. Сейчас ещё популярны полнокадровые фотоаппараты Fujifilm.
Для предметной съёмки подойдёт полупрофессиональная камера с обычным китовым объективом (объектив, который идёт в комплекте с фотоаппаратом — прим.ред.). Какой фотоаппарат лучше купить фотографу для бьюти и фэшн-съёмки? Например, беззеркальный профессиональный фотоаппарат Canon EOS R Kit или Nikon D5 Body (стоит от 380 000 рублей без объектива), или мой любимчик — зеркальный фотоаппарат Canon EOS 6D Mark II.
Все камеры делятся на любительские, полупрофессиональные и профессиональные. Камера состоит из объектива и body (основание устройства, «тело» или «тушка» — прим. ред.). Лучшие камеры для начинающих фотографов выбирают по «тушке» — она должна удобно сидеть в руке. Также обращайте внимание на автофокус и его систему, скорость съёмки (это важно для репортажной съёмки), матрицу (чем она выше — тем качественнее картинка). Однако у многих профессиональных камер уменьшают матрицу и снижают её стоимость. Но это расчёт на то, что фотограф всегда работает со светом.
Мой первый фотоаппарат был пленочным. Помню, как радовалась «мыльнице» и тратила плёнку буквально за день на самые обычны фото природы. После этого получала выговор от родителей, ведь проявка была недешёвой. В более зрелом возрасте купила зеркальный фотоаппарат — Canon 650D. С тех самых пор любовь к Canon осталось навечно — это очень удобная и понятная техника.
Чтобы решить какой фотоаппарат выбрать для начинающего фотографа, определитесь с целью — фото для себя, коммерция или хобби. Затем смотрим на бюджет — необязательно покупать лучшие фотоаппараты для начинающих фотографов, гнаться за крутыми и раскрученными моделями. Можно постепенно развивать и себя, и технику. Даже любительский китовый фотоаппарат можно апгрейдить более мощным объективом. Например, Canon EOS 1000D, EOS 2000D Kit, Canon EOS 600D Kit или 650D, с которого я начинала. После покупки аппарата и объектива не забудьте про сумку, флешку, аккумулятор (они часто садятся), UV-фильтр от пыли на оптику и чистящие предметы для оптики (карандаш, салфетка, груша). Остальное — вспышка, штатив, софт-боксы, лампы — можно всегда докупить.
Мой набор для предметной и модельной съёмки на маркетплейсах:
Общую сумму затрат посчитать сложно. Моя рабочая техника стоила более 100 000 рублей, но она была б/у. Фотоаппарат стоил 50 000, весь комплект света со всеми креплениями — 80 000, батарейки, штатив, стол — около 5000, на 10 000 — дополнительный материал для фона. Это без компьютера.
Анна Кожемякина, свадебный и портретный фотограф
Первая камера появилась у меня более 10 лет назад. Это была камера Canon 500d со стандартным объективом. Сейчас я бы не стала советовать такую камеру новичку — она уже устарела, а на рынке полно аналогов из серии «лучшие камеры для фотографа» меньше размером и лучше качеством. Сегодня я снимаю на Canon 5D mark 4 и объективы Canon 50mm f1.2 и 24mm f1.4.
Сейчас многие переходят на беззеркальные системы — они быстрее фокусируются и гораздо легче зеркальных камер. Я пока осталась на зеркальной системе Canon — мне нравится картинка со светосильных объективов. Стартовый набор фотографа зависит от целей съёмки. Как выбрать фотоаппарат для начинающего фотографа? Новичкам всегда советую брать камеру с ручными настройками выдержки и диафрагмы. Вы сможете разобраться, как работает эта система, а потом покупать более серьёзные и дорогие камеры. Из аксессуаров с собой всегда беру два аккумулятора и две или три флешки.
Красивый кадр делает не камера, а вы — ваши навыки, насмотренность, опыт. Инвестируйте в образование, чтобы понимать основы композиции, разбираться в работе со светом и подобных базовых вещах. Советую выбирать курсы с практикой и разбором технической части (настроек камеры, работы со светом и композиции кадра). Онлайн-курсов довольно много. Например, программы в Whitephotoschool, отдельные уроки у Саши Масловой и целый «Город Фотографии» Игоря Новикова, где люди с минимальным опытом делают невероятные кадры даже на телефон и прокачивают творческое мышление. Но главное — практиковаться, поэтому обязательно выполняйте домашние задания и формируйте свой опыт.
Если бы сейчас была новичком, не стала думать, какую камеру выбрать начинающему фотографу, а взяла бы Sony 6600 и объектив 35мм 1.8. Этот набор обойдётся в 140 000 рублей. Зато Sony 6600 — максимально удобная. Это важно для новичков, ведь им хочется снимать как можно больше, и они ищут красивые кадры в том, что их окружает, чтобы запечатлеть. Плюс у камеры высокое качество картинки и есть возможность передать кадры на телефон по Wi-Fi.
При выборе камеры обращайте внимание на параметры.
Роман Кондратьев, фотограф и оператор YouTube-канала «Эльдорадо»
Мой набор техники выглядит так: камера, стабилизатор, специальные чехлы и рюкзаки. Если пишем звук — беру петлю или радиосистему с подключением петличного микрофона, внешний звук. Обязательно — свет — это наше всё. Говорят, можно обойтись и без него на улице. Но я рекомендую всегда брать свет плюс рассеиватели, отражатели и источники света.
При выборе камеры ориентируемся на:
Для постобработки и монтажа нужен хороший компьютер. Я сам собирал свой ПК из разных деталей: корпус, видеокарта, материнская плата. Можно покупать и сразу мощный компьютер от Apple, но это всегда дороже. Монитор — 8-битный с имитацией 10 бит. Чем дороже монитор, тем лучше. У меня BENQ 7800Q. Желательно брать ips-матрицу — она лучше по цвету и подходит для цветокоррекции, но хуже для геймеров или просмотра кино.
Моя первая камера — Panasonic GH5. Это отличная камера по соотношению «цена-качество» со светочувствительностью для обработки. Её периодически использую и для съёмок сегодня. Как выбрать фотоаппарат для фотографа? При покупке камеры обращайте внимание на «тушку» — она должна быть максимально крутой и дорогой — разрешение, количество кадров в секунду, режимы съёмки. Далеко не во всех «тушках» это есть, если они дешевле 100 000 рублей. Покупая Canon или Nikon, вы автоматически подписываетесь на их систему объективов. Можно попробовать совместить их через переходники, но это будет дороже новых объективов. И даже в таком случае может что-то не работать, например, авторежим. Поэтому выбирайте камеру, в том числе, и по оптике — она делает изображение, на ней нельзя экономить. Если планируете запись со звуком, покупайте микрофон (внешний, петличку или отдельную систему для записи звука). Лично у меня есть все три. И, конечно, свет. На старте купите 2 источника света — компактный и полноценный, а для съёмки динамичного видео (спорта или репортажа) — электронный стабилизатор.
Повторюсь: не скупитесь на классном рюкзаке. Многие в начале думают, это необязательно. Но если купить лучший фотоаппарат для фотографа за 200 000 и таскать в рюкзаке за 2000 рублей, можно его просто разбить.
Моя основная камера сейчас — Sony α7 III. На весь комплект техники я потратил около 250 000 рублей. В этот бюджет входит камера (около 100 000), объектив (40-50 тысяч), рюкзак (10-20 тысяч), флешки (2-4 тысячи), радиопетличка (15 000), внешний звуковой рекордер (40 000), свет (от 10 000). Если думаете, какой фотоаппарат лучше для фотографа, который снимает для себя, тогда можно начать и с недорогой камеры и объектива за 50-80 тысяч рублей.