на что следует обращать внимание при употреблении предлогов
Употребление предлогов. Правила, исключения и особенности.
Употребление предлогов может вызывать целый ряд проблем, так как существуют случаи, когда другие слова с предлогами звучат так же, как предлоги, а пишутся по-разному. Написание предлогов может вызвать затруднения только в том случае, если не знать несколько простых правил, которые помогут понять, что именно перед вами: существительное с предлогом или отдельный предлог.
Итак, существует три способа написания предлогов: слитно, через дефис и раздельно.
Слитное написание предлогов.
Слитное написание будет правильным в случае со следующими производными предлогами: внутри, позади, посредством, несмотря, наперекор, навстречу, вслед, вроде, наподобие и другие. Наибольшие затруднения возникают при непонимании того, какая часть речи перед нами – предлог или существительное с предлогом? Давайте рассмотрим предлоги и примеры.
Ввиду или в виду?
Насчёт или на счёт?
Несмотря или не смотря?
Раздельное написание предлогов.
Раздельно пишутся следующие производные предлоги: в течение, в отношении, в продолжение, в отличие, по причине, за исключением, за счёт, по поводу, в меру, в области, в виду и другие.
В течение или в течении? В продолжение или в продолжении?
Словосочетания в течение и в продолжение также провоцируют много ошибок при написании. Ошибки эти допускаются из-за незнания всего одного правила: если это предлог – то на конце пишется –е, если существительное с предлогом – то –и.
Рассмотрим конкретные примеры:
В течение двух лет у него не получалось найти высокооплачиваемую работу. В течение недели лил дождь. Он подождал ещё в течение получаса, и только после этого ушёл домой. В этом случае предлог имеет временное значение.
В течении реки наблюдались изменения. В течении подводных рек всегда можно наблюдать некоторую закономерность. В этом случае имеется в виду конкретное течение – реки, океана, ручья и т.д.
Внимание. Слово впоследствии всегда пишется с буквой –и на конце, но является наречием, и не может выступать в роли предлога ни при каких условиях.
Написание предлогов через дефис.
Через дефис пишутся непроизводные предлоги-сращения: из-за, из-под и другие, в том числе и просторечные: Из-за болезни я не смогла вовремя выйти из отпуска. Из-под пола смешно торчал блестящий нос щенка.
Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»
Наталия Мальникова
Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»
Уважаемые родители! Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.
Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).
Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА,взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).
То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.
После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления»картинок:
* Чайка летит над водой.
* Белка сидит в дупле.
* Птица сидит на ветке.
* Мяч лежит под книгой.
* Дети играют около дома.
Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагаетсямолча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.
В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги.Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).
Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д.» Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).
Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.
Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:
* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.
* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.
* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.
* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.
В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)
Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла?» и др.
Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются»следующим образом:
* Чай можно пить с конфетами
Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?» (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.). «Из чего делают игрушки?» (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)
Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.
1. Игра «Что мы делали, не скажем…»
Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.
• Мама вышла за дверь.
• Папа положил газету на стол.
• Бабушка налила чай в чашку. И т. д.
2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)
• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?
• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?
• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?
• Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?
3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).
Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.
• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»
(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ).
Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.
Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:
Желаем Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!
Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи Уважаемые коллеги и родители я работаю в логопедической группе. Хочу поделиться опытом изготовления игры и пособия, цель которых: обучить.
Пособие. «Живая» картина (практическое употребление предлогов в речи) У детей с речевыми нарушениями часто возникают проблемы с пониманием и употреблением предлогов. Они могут пропускать предлоги, или употреблять.
Употребление предлогов в русском языке
Нередко употребление предлогов в речи вызывает некоторые затруднения. Рассмотрим, как следует правильно строить свою речь с предлогами. Укажем наиболее типичные ошибки в употреблении предлогов русского языка.
Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»
Чаще всего предлоги «в», «на», «из», «с» используются для выражения пространственных отношений.
Понаблюдаем:
Как выбрать предлог «в» или «на»?
Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, местонахождение внутри чего-либо или расположение в ограниченном пространстве:
Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность:
Предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует:
Традиционно в речи употребляется предлог «на» в выражениях, в которых изначально у существительного отсутствовало понятие об ограниченном помещении или участке:
В названиях средств передвижения употребляется предлог «на»:
Если же имеется в виду нахождение внутри транспортного средства, то востребован предлог «в»:
С названиями горных местностей, где идет речь о поверхности гор без резко очерченных границ, используем предлог «на»:
С названием «Крым» употребим предлог «в» — в Крыму. В этом сочетании предлога с именем собственным обозначается степное пространство, ограниченное горами.
Употребление предлогов «из» и «с»
Нередко затруднения вызывает употребление предлогов «из» и «с». Как правильно говорить:
В правильном выборе следует ориентироваться на антонимию предлогов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» образуют антонимичные пары, то есть обладают значением противоположности.
Сравним:
Если при ответе на вопрос куда? используется предлог «в», то в ответе на вопрос откуда? употребляется предлог «из»:
Если при ответе на вопрос куда? имеется предлог «на» у существительного, то при ответе на вопрос откуда? воспользуемся сочетанием слова с предлогом «с»:
Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»
Иногда допускают ошибки, употребляя предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно», «наперекор» с существительными или местоимениями в форме родительного падежа.
Как правильно:
Нормой русского литературного языка является употребление перечисленных предлогов только с существительными (местоимениями) в форме дательного падежа.
Правильно скажем и напишем:
В производном предлоге «благодаря» еще чувствуется семантическая связь с исходным глаголом «благодарить». Этот предлог употребляем в конструкциях с положительным смыслом:
Неправильно:
В этих конструкциях можно употребить предлог «из-за» со значением причинности.
Пойти по воду или за водой?
Часто сомневаются, как правильно сказать:
Предлог «за» выражает целевые отношения:
пойти (за чем?) за водой, за грибами, за ягодами, за хлебом.
Предлог «по» выражает пространственное отношение. Он используется в передаче движения по поверхности чего-либо:
Следуя нормам современной литературной речи, правомерно употребить предлог «за» в словосочетании «пойти за водой».
Выражение «пойти по воду» характерно для разговорной и народно-поэтической речи.
Употребление предлогов в русском языке
Нередко употребление предлогов в речи вызывает некоторые затруднения. Рассмотрим, как следует правильно строить свою речь с предлогами. Укажем наиболее типичные ошибки в употреблении предлогов русского языка.
Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»
Чаще всего предлоги «в», «на», «из», «с» используются для выражения пространственных отношений.
Понаблюдаем:
Как выбрать предлог «в» или «на»?
Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, местонахождение внутри чего-либо или расположение в ограниченном пространстве:
Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность:
Предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует:
Традиционно в речи употребляется предлог «на» в выражениях, в которых изначально у существительного отсутствовало понятие об ограниченном помещении или участке:
В названиях средств передвижения употребляется предлог «на»:
Если же имеется в виду нахождение внутри транспортного средства, то востребован предлог «в»:
С названиями горных местностей, где идет речь о поверхности гор без резко очерченных границ, используем предлог «на»:
С названием «Крым» употребим предлог «в» — в Крыму. В этом сочетании предлога с именем собственным обозначается степное пространство, ограниченное горами.
Употребление предлогов «из» и «с»
Нередко затруднения вызывает употребление предлогов «из» и «с». Как правильно говорить:
В правильном выборе следует ориентироваться на антонимию предлогов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» образуют антонимичные пары, то есть обладают значением противоположности.
Сравним:
Если при ответе на вопрос куда? используется предлог «в», то в ответе на вопрос откуда? употребляется предлог «из»:
Если при ответе на вопрос куда? имеется предлог «на» у существительного, то при ответе на вопрос откуда? воспользуемся сочетанием слова с предлогом «с»:
Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»
Иногда допускают ошибки, употребляя предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно», «наперекор» с существительными или местоимениями в форме родительного падежа.
Как правильно:
Нормой русского литературного языка является употребление перечисленных предлогов только с существительными (местоимениями) в форме дательного падежа.
Правильно скажем и напишем:
В производном предлоге «благодаря» еще чувствуется семантическая связь с исходным глаголом «благодарить». Этот предлог употребляем в конструкциях с положительным смыслом:
Неправильно:
В этих конструкциях можно употребить предлог «из-за» со значением причинности.
Пойти по воду или за водой?
Часто сомневаются, как правильно сказать:
Предлог «за» выражает целевые отношения:
пойти (за чем?) за водой, за грибами, за ягодами, за хлебом.
Предлог «по» выражает пространственное отношение. Он используется в передаче движения по поверхности чего-либо:
Следуя нормам современной литературной речи, правомерно употребить предлог «за» в словосочетании «пойти за водой».
Выражение «пойти по воду» характерно для разговорной и народно-поэтической речи.
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения