на что похоже очищение нафса ответ
Три способа очищения нафса (эго)
Знайте, нафс окружен завесами (Преграды, мешающие познать Аллаха. – Ред.) из нура (света) и мрака. К избавлению от этих завес и ведет путь мюрида, состоящий из призыва к борьбе с нафсом.
Главной частью этой борьбы является удержание нафса от пристрастий, для чего необходимо постоянно побуждать его противостоять желаниям и страстям.
Не думайте, что очистить нафс – дело легкое, что можно противостоять ему лишь силой разума, как полагают некоторые философы. Напротив, очищение нафса подобно лечению тяжелобольного, который должен находиться под постоянным наблюдением искусного врача, имеющего большой опыт. Так и очищение нафса возможно только под присмотром Пророка (мир ему и благословение) или вали (праведника), у которого есть знание и опыт в этом деле.
Нет надежды на улучшение нафса, пока не очистится духовное сердце, которое является правителем тела человека. Ведь лишь посредством совершенствования морально-нравственных качеств правителя, становятся лучше и его подданные. Поистине, лечение нафса – дело трудное, и требует многократного повторения. Ведь нафс подобен упрямому животному, которое не будет повиноваться хозяину, если тот не будет держать его в узде.
Поистине, покорение нафса возможно тремя способами.
Первый способ – это лишение нафса всех его желаний и страстей. Как упрямое животное становится покладистым, если его меньше кормить, так и нафс становится покорным, если лишить его того, чего он хочет.
Второй способ – нагрузить его бременем ибадата (поклонения). Поистине, при уменьшении корма и увеличении тяжести груза упрямое животное, теряя силы, становится покладистым. Так же ведёт себя и нафс.
Третий способ – просить помощи у Всемогущего и Превеликого Аллаха в борьбе против своего нафса, умоляя Его о поддержке, ибо Он сотворил нафс и Он лучше знает его сущность и состояние.
Знайте, что Всевышний Аллах поведал нам путь борьбы с нафсом и разъяснил методы его очищения. Так, если врач расскажет о вреде любимых человеком явств, объяснив, что их употребление приведет к различным заболеваниям, то человек откажется от них, проявив силу воли и пойдя против своего нафса. Так неужели слова пророков, одаренных муджизатами (чудесами), и речь Всевышнего Аллаха в Писаниях менее значимы, нежели советы врача, знания и разум которого ограничены?!
О, если бы человек мог знать, что страшнее: страдания из-за отказа от пагубных привычек или муки в геенне огненной!
Знайте, в борьбе человека против своего нафса заключено много благ. А в следовании и угождении желаниям нафса кроется источник всех бед. В качестве довода достаточно привести единогласное мнение учёных и мудрецов всех времён: противостояние нафсу – ключ от всех благ, а основа всякого зла – покорное следование желаниям нафса. Помимо этого, учёные-богословы считают противодействие нафсу основой поклонения Аллаху, выделяя заклание нафса мечами противодействия как одну из важнейших задач тариката.
Нафс и его очищение
Нафс и его очищение
بسم الله الرحمن الرحيم
Нафс и его очищение.
(Из книги «Рухи Тарбия» Мухаммада Содика).
В Досточтимом Коране, в зависимости от ситуации, нафс упоминают, как обладателя различных качеств.
1. Существует «обретший спокойствие, умиротворенный нафс»
Аллах Субхана ва Тааля в суре «Фаджр»:
ارْجِعِي إِلَىٰ رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّة
وَادْخُلِي جَنَّتِي فَادْخُلِي فِي عِبَادِي
Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Аль Кийяма»:
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
«И душой, упрекающей самое себя за прегрешения и небрежное исполнение религиозных обязанностей, что вы будете воскрешенны». (аят 2).
Великий праведник, ученный в разделе знаний суфизма, Хасан Басри говорил: «Положительный человек, постоянно требует у своего нафса отчета, грешник равнодушен к своим плохим поступкам».
Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Юсуф»:
وَمَا أُبَرِّئُ نَفْسِي ۚ إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ إِلَّا مَا رَحِمَ رَبِّي ۚ إِنَّ رَبِّي غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный» (Аят 53).
Отсюда можно сделать вывод, нафсы людей имеет различные состояния. У одних может быть умиротворенным, у других упрекающим, и у некоторых упорствующим. Грехи, лицемерие, гордыня, наущения, обман, зависть и другие плохие действия, загрязняют нашу душу и станут причиной бедствия, и конечно сожаления. Нафс нужно постоянно очищать, формировать, воспитывая в нем качества муъминов (верующих), пока у нас имеется на это возможность.
Ранее говорили, что очищение нафса на арабском языке именуется как «тазкиятун нафс».
Слова «тазкия», кроме смысла «очищение», имеет значение «развивать благие качества», Отсюда вывод, что «тазкиятун нафс», означает очистить нафс, формировать его и конечно терпеливо воспитывать.
Для очищения нафса существуют эффективные средства и специальные инструменты.
Из всех значимых деяний, которые Аллах Субхана ва Тааля обязал Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, одним из важных является очищение нафса. У Иброхима аляйхи ва салям, именуемый отцом Пророков, среди многих обращений, просьб (дуо), была очень существенная мольба, с которой он часто взывал к Творцу всего сущего.
Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Аль Бакара»:
رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًا مِنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ ۚ
إِنَّكَ أَنْتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (аят 129).
В «тазкиятун нафс» для Пророка соллаллоху аляйхи ва салям необходимо было делать четыре важных деяния: довести смыслы аятов Корана до своей общины; научить их религии Господа миров; обучить мудрости в вере и показать пути очищения своих душ.
Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Аль Бакара»:
كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولًا مِنْكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ
وَيُعَلِّمُكُمْ مَا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
«Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали» (аят 151).
В этом аяте отмечено немало важных дел, порученных Пророку соллалоху аляйхи ва салям. Говориться о значимом деле – очищении. Все эти деяния огромная милость Аллаха Субхана ва Тааля. Среди всех существенных деяний, также присутствует «тазкия».
Аллах Субхана ва Таала говорит в суре «Аълаа»:
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّىٰ قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّىٰ
«Преуспел тот, кто очистился. Поминал имя своего Господа и совершал намаз» (аяты 14-15).
Стать потерпевшим неудачу в Судном дне, чтобы не страдать в страшнейшем пламени огня Ада, не остаться навечно в муках, каждый здравомыслящий человек, должен в этой жизни уверовать в Господа миров. Не придавать Создателю всего сущего сотоварищей, отстранится от лицемерия, очистить свое сердце и свою жизнь от всяких грехов, восхвалять и прославлять Творца Вселенной, быть благодарным за дарованные блага, а также выполнять ежедневную пятикратную молитву. Очищение своей души, постоянное воздаяние хвалы Всевышнему, и обязательное поклонение – вот эти Истины, которые мы должны осознать в своей жизни.
Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Шамс»:
قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَكَّاهَافَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا سَوَّاهَاوَنَفْسٍ وَمَا
وَقَدْ خَابَ مَنْ دَسَّاهَا
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным). И внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее. И понес урон тот, кто опорочил ее» (аяты 7-10).
Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху Табарока ва Тааля, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы ее подавляли и скрывали в ней добро и благие качества, оскверняли ее пороками и топили в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу. Из этих аятов мы познаем, что очищение своего нафса (эго), считается одним из наиважнейшим деяний, и обязанностью (фардз айн) в нашей религии.
Перевод с узбекского языка
На что похоже очищение нафса ответ
Три способа очищения нафса
Первым шагом при очищении эго от всяческого рода негативных качеств и наклонностей является очищение сердца от безбожия и идолопоклонства.
В нашей великой Священной Книге – Коране есть очень много аятов, связанных с очищением и облагораживанием нафса. В этих аятах очищение нафса рассматривается в трех аспектах:
– облагораживание нафса человека Всевышним Аллахом;
– облагораживание нафса человека Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям);
– облагораживание нафса (очищение от его негативных проявлений и его самосовершенствование) самим человеком.
1. Облагораживание нафса человека Всевышним Аллахом.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَلَا تُزَكُّوا أَنفُسَكُمْ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنِ اتَّقَى
«Не выдавайте себя за чистых [от негативного], ибо Аллах лучше знает, кто богобоязнен» (Ан-Наджм, 53/32)
Покойный Альмалылы Хамди эфенди так комментировал этот аят:
– Не восхваляйте самих себя, вообразив себя чистыми и безгрешными, не имеющими недостатков. Ибо у вас может быть немало недостатков, о существовании которых вы и не подозреваете.
В этой связи толкователь Корана говорит так:
– Говорят, что этот аят был ниспослан для общины, говорившей о себе: «Мы совершаем богослужения, посты, хаджи!». Более приемлемо не говорить громко и во всеуслышание о совершаемых богослужениях и добрых делах, чтобы к ним не примешались высокомерие, эгоизм и лицемерие. Однако при отсутствии подобных качеств эти слова, сказанные с целью мотивации, не содержат в себе никакого вреда!
В другом аяте Всевышний Аллах сказал следующее:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يُزَكُّونَ أَنفُسَهُمْ بَلِ اللّهُ يُزَكِّي مَن يَشَاء
«Разве ты не видел тех, кто считаетсебя пречистыми? Так нет же, это Аллах очищает [от скверны грехов], кого пожелает!» (Ан-Ниса, 4/49)
Облагораживание эго, о котором идет речь в этом аяте, заключается в том, что человек, расхваливая сам себя, пытается снять с себя обвинения. А все дело заключается в том, что облагораживание эго человека связано с его благочестием, набожностью и воздержанностью. Благочестие же – это внутреннее духовное качество, и истина о нем известна лишь Аллаху.
С этой точки зрения приемлемым является очищение эго человека Господом, а не наше очищение самих себя.
Как мы видим, в этом аяте выражена мысль о том, что очищение эго человека относится к Аллаху. Ибо Всевышний Своей мудростью, щедростью и милостью обеспечивает успешность достижения рабом таких качеств, как набожность, послушание и использование самим рабом мер для очищения и облагораживания своего эго. Поэтому мусульманин, остерегаясь своего эгоцентризма, не должен приписывать себе достоинства и совершенства, достигнутые им благодаря Божественному облагораживанию его эго, не должен относиться к успеху как к собственной заслуге, сообразительности, проницательности или способности. Он должен осознавать, что никто, кроме Господа, не способен очистить его от грехов.
Такой образ мыслей является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих достижение вечного спасения. Ибо успех в очищении эго и создание условий для этого, несмотря на решимость и усердие самого человека, наставления на путь истины и воспитание пророками и духовными наставниками – все же это милостивая помощь, которую следует соотносить с именем Господа Бога…
2. Облагораживание нафса (очищение от его негативных проявлений и совершенствование) качествами Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
В Священном Коране так говорится о миссии Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولاً مِّنكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ
«А еще я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от всего негативного], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали» (Аль-Бакара, 2/151)
Из этих аятов вытекает то, что на Гордость Вселенной – нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) – были возложены три основные миссии:
– Читать аяты Священного Корана (доносить знамения Аллаха) людям. Призыв пророками своих общин на путь истины начинался с чтения Божественных Откровений. В деле достижения людьми намеченной цели это первая стадия, образующая почву для достижения намеченного.
– Облагораживать людей, очищая их эго от неверия, многобожия и грехов. Призыв к монотеизму возможен лишь посредством очищения эго от грехов, многобожия, богохульства и безбожия, так называемой духовной грязи. Только после этого можно помочь людям достичь душевного умиротворения.
– Обучать Священному Корану и его сокровенным смыслам. На этой стадии происходит обучение законам и предписаниям, заявленным в Книге, которые необходимо соблюдать, т.е. изучение Священного Корана. Умение углубляться в дух Священного Корана связано с духовным уровнем человека. Вообще, Священный Коран постигается путем чтения его сердцем. Глаза являются вспомогательным средством для постижения Корана сердцем.
А тайны и сокровенные смыслы проявляются в сознании людей благодаря очищению ими своего эго, сердца и благодаря их зрелости.
3. Облагораживание нафса (очищение от его негативных проявлений и его самосовершенствование) самим человеком.
В этой связи Всевышний Аллах повелел:
وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا. فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا. وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا
«Клянусь человеческой душой, и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Успешен (т.е. добьется спасения) тот, кто очистил свое эго (от всякого рода негативных наклонностей). Понес урон тот, кто сокрыл в своем эго (зло, грехи и невежество)» (Аш-Шамс, 7-10)
Согласно этому Священному аяту, только личности, очистившиеся от грехов и воспитанные в духе набожности и благочестия, достигли истинного спасения.
В другом же аяте Всевышний Господь сказал:
قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى. وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
«Добился спасения тот, кто очистился (от грехов), поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву» (Аль-А’ля, 87/14-15)
Как следует из аятов Священного Корана:
– вначале следует основательно очистить сердце, тело и свое внутреннее состояние от всего негативного;
– благодаря этому устранить преграды нерадивости, невнимательности и неосторожности, возникшие между Господом и рабом;
– затем с телом, питаемым чистой дозволенной Шариатом пищей, с сердцем, поминающим Аллаха, в состоянии умиротворения войти в атмосферу искреннего служения Аллаху и украсить душу духовными радостями.
Когда один из приближенных Аллахом рабов – Абу Бакр Каттани (рахматуллахи алейхи) – лежал на смертном одре, его спросили о том, какое деяние он совершил ради Аллаха, и тогда в ответ он сказал прекрасные слова, которые практически носят характер основного закона:
Первым шагом при очищении эго от всяческого рода негативных качеств и наклонностей является очищение сердца от безбожия и идолопоклонства. Формула признания Единобожия – «калима тавхид» – начинается с изгнания отрицания. То есть, когда мы произносим «Ля иляха», тогда все страсти и вожделения эго, безнравственность и дурные черты характера, ставшие прямо-таки идолами, которым служат и поклоняются люди, изгоняются из сердца. Затем происходит утверждение, подкрепление и аргументация. То есть, когда мы произносим «илляллах», тогда сердце наше, являющееся объектом особенного внимания Всевышнего Аллаха, заполняется духовным светом (Нуром), ниспосланным Им.
Один поэт прекрасно выразил эту истину, сказав:
– Из дворца души следует убрать все, предоставив его лишь Аллаху. Ибо до тех пор, пока дворец не будет благоустроен и не будет цвести, падишах не почтит его своим посещением.
На что похоже очищение нафса ответ
“Я не оправдываю себя, ведь нафс повелевает зло”
Как можно контролировать свой нафс?
Самым низменным состоянием нафса считается уровень нафс аммара. В этом состоянии человек идет на поводу своего нафса, а он в свою очередь повелевает совершать запретные действия, являющиеся грехом.
Нафс такого человека испытывает страдание из-за совершенного зла. На этом уровне нафс начинает испытывать отвращение ко злу. Таким образом, в зависимости от духовного состояния и очищения человека, можно описать уровни нафса и этапы его совершенствования.
Самым высшим уровнем нафса считается нафс сафия. Человек, находящийся на этом уровне, достиг совершенства. Это уровень пророков. По сути, то, что мы называем нафсом, — это духовное существо, выполняющее функции шайтана, которое Всемогущий Аллах разместил для бдительности в человеческую сущность.
Нафс является исполнителем предписаний шайтана, находящимся в человеческом теле. Это его представитель и потакатель. Все, что делается человеком под влиянием нафса, получает одобрение шайтана. За каждым движением, которое человек совершает под воздействием низменных и животных инстинктов, стоит его нафс, а за ним повеление шайтана.
Коварство нафса заключается в том, что он все время пытается найти подход к человеку, чтобы плохо на него повлиять. Например, нафс может завлечь человека женщинами, мирскими делами, детьми. Лишь уверовавший человек способен отодвинуть свой нафс, не поддаваясь его влиянию.
Самое опасное — это когда нафс пытается повлиять на человека прикрываясь Исламом. Он может привнести в намаз рия, заставив человека восхищаться собой, тем самым взращивая в человеке гордыню и высокомерие. Или под видом джихада или создания Исламского государства направить человека убивать невинных людей и братьев по вере. Это и есть самые коварные проявления нафса.
Один из великих пророков, пророк Йусуф (мир ему), по поводу нафса в Священном Коране сказал следующее:
ِ ِإِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
“Я не оправдываю себя, ведь нафс повелевает зло ” [Сура Йусуф 12:53].
В данном случает пророк Йусуф (мир ему) говорит о нафсе аммара, которому человек не должен потакать. Таким образом, через пророка Йусуфа (мир ему) Всевышний обращается к нам, чтобы люди опасались своего нафса и всегда его контролировали. По этому поводу Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллах) сказал:
أعدى الأعداء نفسك التي بين جنبيك
“Самый заклятый твой враг находится посередине между правой и левой стороной — это твой нафс” [Канзуль-Уммал, 11263].
Человек не должен подчиняться своему нафсу. Однако есть некоторые желания и действия человека, которые обеспечивают нафсу контроль над человеком. Этими действиями человек превращается в его заложника.
Например, чтобы вылечиться от сложной болезни, согласно строгому предписанию доктора, человек должен принимать лекарства и соблюдать диету. Так и верующий, чтобы не попасть под влияние нафса, должен соблюдать предписания, установленные религией. Иначе, он обречен попасть в расставленные нафсом ловушки.
Кроме того, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мало ел, мало пил и мало спал. Он советовал всем нам вести такой образ жизни. Человек должен есть лишь для того, чтобы организм получал необходимую ему пищу. Таким образом низменные чувства человека будут меньше себя проявлять. Ведь чем больше человек ест и пьет, тем больше он подвержен влиянию своего нафса. Поэтому от всего мы должны брать только полезное и отвергать все, что бесполезно.
Один из способов, которым человек может защитить себя от ловушек нафса, заключается в твердости своих убеждений. Если человек твердо следует предписаниям Всевышнего и верит в то, что Создатель все время рядом и наблюдает за ним, то нафс будет закован в цепи. Такой человек вряд ли сможет оступиться.
Еще один аспект этого вопроса заключается в следующем: перед человеком, столкнувшимся с соблазнами и грехами, возникает дилемма. Или он, поддавшись своему нафсу, совершит этот грех и очернит свое сердце. Или удержит себя от соблазна и почувствует наслаждение от света и вкуса веры.
В данной ситуации важным является совесть верующего человека. Если у человека развились чувства, относящиеся к совести, то нафс уже не сможет оказывать на него особого влияния. Такой человек, в подобной ситуации, слушая свою совесть, и дабы не совершить запретного, закроет свои глаза и вспомнит следующий хадис-кудси:
إن النظرة سهم من سهام إبليس مسموم من تركها مخافتي أبدلته إيمانا يجد حلاوته في قلب
«Взгляд — это одна из отравленных стрел шайтана. Тот, кто из-за страха передо Мной, прекратит это, Я обращу это в иман и он почувствует в своем сердце глубокое наслаждение».
Согласно этому священному хадису, Всевышний, в сердце человека, который отвернул свой взгляд от запретного, помещает такое наслаждение, которое заставляет его забыть обо всех влечениях.
Развитие совести в человеке — влечет за собой уменьшение влияния нафса. По мере развития совести, нафс будет постепенно лишаться своих инструментов давления. Такой человек уже при совершении малейшего греха будет спрашивать с себя и испытывать угрызения совести.
Еще один аспект, который поможет преодолеть козни нафса — это всегда помнить о том, что запретные наслаждения этого мира кратковременны и бренны и лишают нас вечных наслаждений в Загробном мире. Мы всегда должны думать о смерти, и о том, что нас там ожидает.
Однажды мы покинем этот мир оставив здесь все, что связано с нами, останутся лишь наши деяния, за которые придется нести ответ перед Всевышним. Даже сейчас, с каждой секундой мы приближаемся к этому моменту встречи с Творцом.
В этой ситуации, когда человек обязан покинуть это временное обиталище, он не должен полагаться на бренные и кратковременные удовольствия. Наоборот, он должен думать и полагаться на вечные удовольствия, которые можно заслужить лишь при контроле своего нафса.
Сдержанность и лишения в этом мире, могут стать ключом в Рай в Загробном мире. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от различных козней нафса!
Также по этой теме читайте:
10 простых способов избежать совершения грехов
Правда ли, что у каждого человека есть собственный шайтан?
10 аятов, которые помогут вам победить шайтана