на что похож исаакиевский собор
«У каждого свой Исаакиевский собор»
Всякая великая держава, достигнув определённого уровня, строит свой «Исаакиевский собор».
Сравнивая архитектуру наиболее значительных держав, нельзя не отметить некоторое сходство. Если пользоваться аналогиями компьютерных игр, то это что-то вроде «Чуда света» из Age of Empires, только в данном случае стандартизированное — высокий купол, опирающийся на барабан с колоннадой. Образцом, судя по всему, послужил собор св. Петра в Риме (1626 г., группа архитекторов)
Так собор выглядит изнутри.
В 1670 г. король Франции Людовик XIV задумал построить богадельню для пострадавших солдат. В период 1676-1706 гг. было возведено здание, ставшее одной из самых известных построек Парижа — Дом инвалидов. Функцию пансионата для ветеранов и инвалидов оно несёт до сих пор. Под куполом с крестом находится церковь Дома.
Так Дом инвалидов выглядит изнутри:
В Англии такой постройкой стал собор св. Павла, 1708 г., архитектор Кристофер Рен. С запада фасад собора украшен портиком с двумя колокольнями, но ключевой деталью постройки является большой купол. История рассказывает, что купол, как декоративные изменения, был внесён в проект лично королем Карлом II. Определённо, его величество знал толк в декоративности 🙂
Внутренний вид собора св. Павла:
В 1758 г., в период правления короля Людовика XV, в Париже началось строительство новой церкви св. Женевьевы. Оно продолжалось до самой революции 1789 г., после чего церковь была переделана в Пантеон, в котором хоронили революционеров. Здание меняло свои функции, то становясь обратно церковью, то Пантеоном, в качестве которого оно используется и сегодня. Архитектором изначального проекта был Жак-Жермен Суффло.
Сегодня Пантеон изнутри выглядит так:
Одним из главных украшений и символов Санкт-Петербурга, бесспорно, является Исаакиевский собор, освящённый в честь св. пр. Исаакия Далматского, в день памяти которого родился будущий император Пётр Великий. Монументальная постройка в стиле позднего классицизма возводилась в 1818—1858 гг., архитектором проекта стал Огюст Монферран, строительство курировал лично император Николай I.
Изнутри Исаакий выглядит так:
В 1793 г. в США был заложен первый камень здания Капитолия. Впоследствии его сожгли англичане, восстановительные работы заняли пять лет. Впоследствии к зданию пристроили купол, на который в 1863 г. была установлена 6-метровая аллегорическая статуя Свободы. Официально считается, что образцом для купола Капитолия послужил купол собора св. Павла в Лондоне.
Изнутри купол Капитолия украшен первой в США фреской, изображающей «Апофеоз Вашингтона» в окружении олимпийских богов, автор фрески — греко-итальянец Константин Брумиди, 1865 год.
Вообще в Америке многие капитолии штатов построены в подобном стиле. Возведены они были в XX веке. Прикладывать сюда все было бы затруднительно, поэтому ограничусь несколькими:
Капитолий штата Западная Виргиния, 1925 г., арх. Кэсс Гильберт:
Так изнутри выглядит Капитолий штата Пенсильвания, 1902-1906 гг., арх. Джозеф Миллер Хьюстон:
Сити-холл Сан-Франциско, 1913-1915 гг., арх. Артур Браун мл.:
Капитолий штата Оклахома: 1914-1919 гг., арх. Соломон Эндрю Лэйтон:
Монументальный классический стиль одинаково хорошо смотрится и в церковных постройках, и в гражданских. Интересно, что первые чисто светские сооружения в подобном стиле были возведены в Новом Свете (купол Дома инвалидов — церковь). А Исаакиевский собор я упомянул в заголовке потому, что идея сделать такой пост началась с него.
На этом всё, любите красивую архитектуру, берегите себя, до новых встреч.
Странно, что нет собора Петра в Ватикане
Интересно, а есть фото строительства хотя бы американских зданий?
А где Казанский собор в Петербурге?
Это же прям уменьшенная копия собора св. Петра
тут приведены только западные или во многом европизированные страны.
На востоке такое не встречается
Собор, набросок
Собор Нотр-Дам де Реймс (Notre-Dame de Reims)
Кафедральный собор Notre-Dame de Reims, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор был построен в XIII веке. Это один из самых известных памятников готической архитектуры во Франции. Со Средневековья до XIX века в соборе короновались практически все французские монархи.
Одними из самых высоких строений Франции и по сей день считается пара башен на западном фасаде Нотр-Дама – их высота 80 метров. Башни могли «вырасти» и выше за счёт шатров, увенчанных шпилями, но идея провалилась. Помимо этого, в плане было строительство пяти дополнительных башен, но план тоже канул в Лету.
Всего в соборе насчитывается 2303 статуи разных форм и размеров — это самая большая коллекция каменных изваяний в одном соборе в Европе.
На месте Notre-Dame de Reims когда-то стояла древняя базилика, выстроенная до нашей эры. В I столетии нашей эры в Реймс пришло христианство. В 498 году король франков Хлодвиг с приближенными и 3000 дружинниками приняли в этом храме крещение из рук реймсского епископа Ремигия.
История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил городской собор в честь Пресвятой Богородицы. В 1210 году великий пожар, уничтоживший половину города, разрушил собор. Через год на том же месте по велению архиепископа Обри де Умбера начали строить новое здание.
Высота нефа составляет 38 метров, протяженность собора достигает 139 метров, а ширина — 30 метров. Это самый высокий собор Франции.
Витражи в виде готической розы – это большие круглые окна, похожие на звезду или распустившийся цветок-розу, лепестки которой расположены симметрично. Роза – символ божественной красоты, сочетание цветов виража – красный, синий и желтый, для контраста – черные и белые оттенки.
На витраже большого окна-розы главного портала собора – «Успение Богородицы». В центре – Дева Мария, вокруг нее на 12 лепестках – ангелы, апостолы и святые. На внешнем круге розы – пророки и цари – предшественники Христа, встречающие богородицу в Раю.
Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн.
В 1574 году в собор попало так называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментный документ, считавшийся «таинственной восточной рукописью». Ее первая часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке. И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские монархи во время коронации.
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи собора.
Нотр-Дам де Реймс ежегодно посещают около полумиллиона туристов со всего мира.
Окна-витражи, выросшие ввысь и облегчившие тяжеловесные стены, полностью заменили стенные росписи в интерьере Реймского собора.
Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн.
План Реймсского собора отличается от соборов в Шартре, Суассоне и Амьене: он длиннее, но не с таким высоким нефом и более коротким трансептом. Вдоль полукруглого завершения хора находится деамбулаторий, переходящий в венец из пяти капелл. Самой глубокой из них является центральная часовня, находящаяся на главной оси собора. Для того чтобы сохранить главный алтарь на прежнем месте, которое он занимал в прежнем романском соборе, хор был продлен, заняв в результате несколько пролетов нефа.
По преданию, в 1027 году во время венчания на царство французского короля Генриха I с небес спустился голубь, который принес в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля.
Во времена столетней войны собор был под осадой англичан в 1359-60 гг. После падения города, англичане владели Реймсом и собором вплоть до 1429 года, когда город был освобожден Жанной д’Арк, что позволило 17 июля 1429 года провести коронацию дофина Карла. Статуя Жанны д`Арк установлена рядом с Собором.
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца, перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Я уверен, что когда горел Нотр Дам де Пари, французы не сильно расстраивались, потому, что Реймский собор на много внушительнее) На днях еще фото самого Реймса выложу, очень типично французский и весьма уютный городок.
Что общего между Капитолием и Исаакиевским собором.
Исаакиевский собор в Петербурге и Капитолий в Вашингтоне. До последнего времени их сходство ошибочно считали совпадением. Создатели российско-американской выставки «Два великих купола» наконец восстановили историческую справедливость.
Вскоре американские эксперты обнаружили в библиотеке Конгресса документы, которые однозначно подтверждают: проектируя знаменитый купол, архитектор Капитолия Томас Уолтер пользовался чертежами Моферрана.
Исаакиевский собор Монферран строил 40 лет, потому что до него таких храмов не строил никто. Впервые в истории архитектуры основой купола стала легкая стальная конструкция, а не кирпичная кладка, как в похожем Лондонском соборе Петра и Павла. Эту идею и заимствовал Томас Уолтер.
К тому же Монферран еще и подарил американцам своеобразный архитектурный эталон: в Вашингтоне ведь и сегодня специальным законом запрещено строить дома выше Капитолия.
для исторической справедливости, следует заметить что Монферран это французский архитектор)
Капитолий никогда не обкладывали мешками с песком. А зря, наверное. Это очень сильный воспитательный момент и неплохая бы получилась прививка от жандармских замашек.
Фанаты «Любэ» обвинили Бейонсе в плагиате
Российские критики уже устали подсчитывать количество заимствований, которые использует рэпер Моргенштерн в своем творчестве. У кого он только не воровал: и у американских музыкантов, и у актера Джонни Деппа позаимствовал культовую идею для фотосессии, даже российский коллег по типу Сергея Жукова или DJ Smash без внимания не оставил.
Казалось бы, титул главного плагиатора закрепился за ним так же прочно, как и титул «Женщины года». И его уже не обойти повороте. Однако и в заморских краях, похоже, есть знатные плагиаторы. Так поклонники Игоря Матвиенко заподозрили, что мелодию музыканта и продюсера увела западная дива Бейонсе.
Сама певица, конечно, факта копирования не признала, мол, все делает и придумывает исключительно сама. А вот представители лейбла, с которым Бейонсе подписала контракт, факта заимствований не отрицают.
Питер
Эх, а помните, семь лет назад.
Правый берег реки
Метеоры на окраине Санкт-Петербурга
Место, где стоят метеоры называется «Уткина заводь»
Лайфхак из Питера
Торжественная церемония подъема Андреевского флага на дизель-электрической подводной лодке Б-602 «Магадан» проекта 636.3
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Наверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь?
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год.
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».
Кирпич кирпичу рознь
Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев».
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук.
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.