на что ориентирована деятельность психолога в системе образования

Лекция » Организация деятельности психолога в образовательном учреждении»

на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Смотреть фото на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Смотреть картинку на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Картинка про на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Фото на что ориентирована деятельность психолога в системе образования

Организация деятельности психолога в образовательном учреждении

Деятельность педагога-психолога в системе образования регламентируется следующей документацией. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

• Конвенция ООН о правах ребенка.

• Международная классификация болезней (МКБ 10).

• Закон РФ «Об образовании»;

• Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

• Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

• Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

• Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;

• Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

• Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

• Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;

• Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

• Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

• Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.

• Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

• Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;

• Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

• Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);

• Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

• Закон «О защите прав ребенка в Вашем регионе» (районе, области, крае);

• Положение о службе практической психологи образования в Вашем регионе» (районе, области, крае);

• Положение о Центре службы практической психологии образования в Вашем регионе» (районе, области, крае);

• Статус практического психолога образования в Вашем регионе» (районе, области, крае);

• Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;

• Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

Цель работы педагога-психолога:

Обеспечение условий для полноценного психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

1.Систематическое отслеживание актуального уровня развития детей и динамики развития.

2.Оказание психологической поддержки детям, испытывающим трудности в школьной жизни.

3.Организация профилактической работы по предупреждению возникновения дезадаптации у детей и подростков.

4.Организация взаимодействия педагога – психолога со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями.

5.Оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении.

6.Создание развивающих программ для детей «группы риска».

7.Организация консультативной помощи родителям из неблагополучных семей.

8.Психологическое сопровождение учащихся в подготовке к ЕГЭ.

9.Повышение психологической культуры педагогов, учащихся и родителей.

Объектом деятельности педагога-психолога являются участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети, их родители.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

развивающая и психокоррекционная работа,

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ И УЧЕНИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Задачи

1. Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов.
2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
4. Развитие психологической компетентности учащихся.
5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.

Виды деятельности

1. Психолого-педагогическая диагностика (в определенные периоды обучения; в связи с общешкольными мониторингами образовательной среды; регулярно, в процессе взаимодействия с учащимися курируемых классов, по запросам родителей, классного руководителя и т.п.).

Основные следствия проведения данных мероприятий:

Консультирование родителей учащихся.

Выступление на консилиуме или педсовете по итогам диагностики.

Организация коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.

2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом. Осуществляется по плану развивающей работы, по результатам психологической диагностики, по запросу классного руководителя или в рамках совместного психолого-педагогического проекта.

Как следствие данной работы выступают: Мониторинг успешности реализованной программы, обсуждение результатов и дальнейших шагов с классным руководителем, обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы, выступление на педсовете.

3. Психологическое обучение и просвещение школьников (по плану или запросу классного руководителя или администрации).

Далее происходит либо обсуждение итогов с классным руководителем, либо обсуждение программы с коллегами (на методическом объединении психологов) и доработка программы.

4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися (по результатам диагностики, по запросу педагога, родителей или самого учащегося). В последствии проводятся консультации с классным руководителем, повторная психологическая диагностика (мониторинг результатов работы), консультирование родителей по итогам проведенной с ребенком работы, даются рекомендации педагогам-предметникам.

5. Диспетчерская работа проводится по результатам диагностики либо другой работы, проведенной с ребенком, в следствие которой следует информирование администрации школы, консультации с классным руководителем и педагогами-предметниками, консультирование родителей, работа с детским коллективом, сопровождение ребенка и поддержка семьи во время работы со специалистами, а также организация коррекционно-развивающей работы с ребенком по рекомендациям специалиста.

РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи

1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей.
2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.

Виды деятельности и их краткая характеристика

1. Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
Организуется по запросу самих родителей или педагогов, итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций.
2. Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое).
Носит плановый характер, проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях или разовых консультаций с родителями.
3. Психологическое просвещение родителей.
Организуется по запросу педагогов, родителей, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГАМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ
И КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

Задачи

1. Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся.
2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.

Виды деятельности и их краткая характеристика

1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников.
Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.
2. Психологическое просвещение педагогов.
Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений.

РАБОТА ПСИХОЛОГА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМАНДЕ

Задачи

1. Психологическая экспертиза проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития школьников.
2. Участие в конструировании образовательных ситуаций.
3. Психологическое проектирование и экспертиза конкретных учебно-воспитательных мероприятий с учетом задач возрастного и индивидуального развития школьников.

Виды деятельности

1. Участие в проектировании образовательной среды школы. Предполагает изменение образовательных условий, контингента детей или педагогов, внедрение экспериментальных образовательных программ, запрос вышестоящих организаций. Как следствие: подготовка рекомендаций, написание психологического блока модели.

2. Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы).

3. Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы.

4. Совместная разработка сценариев значимых мероприятий.

И в заключении своего выступления я хотела бы обратить ваше внимание на ту организационно-методическую документацию, которую необходимо вести педагогу-психологу:

1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.

3. Годовой план работы

4. Дифференцированный план работы на месяц.

5. Бланки психологических запросов.

6. Журналы учета видов работы:

развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

7. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

8. Альбом диагностических методик.

9. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

10. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

11. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

рабочего времени педагога-психолога

Вид профессиональной деятельности

Индивидуальная и групповая работа с участниками образовательного процесса, всего

Психодиагностика индивидуальная и групповая (в том числе в процессе консультирования).

Психопрофилактические, психокоррекционные, развивающие занятия (индивидуальные и групповые).

Индивидуальное психологическое консультирование детей, родителей, педагогических и управленческих работников.

Взаимодействие с педагогическим коллективом: участие в педсоветах, методсоветах, заседаниях ПМПк, рабочих группах, семинарах, собраниях, совещаниях, посещение уроков, работа по запросам и т.д.

Оформление организационно-методической и специальной документации и кабинета.

Методическая и организационная работа, всего

Участие в семинарах, инструктивно-методических совещаниях и консультациях, консультации с внешними экспертами по профессиональным вопросам.

Изучение специальных периодических изданий, написание экспертных заключений, характеристик и др.

Работа как в образовательном учреждении, так и вне образовательного учреждения, всего

Самостоятельное изучение специальной литературы, освоение новых технологий работы, разработка программ, работа со смежными специалистами из других учреждений.

Подготовка к индивидуальной и групповой работе по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому просвещению, психологическому консультированию, развитию участников образовательного процесса, подготовка к оформлению кабинета, сопровождение детей при посещении специальных учреждений и т.п.

Обработка, анализ и обобщение результатов психодиагностических обследований, анализ продуктов деятельности участников коррекционно-раз­вивающих занятий, дополнительная учебная нагрузка в пределах 240 учебных часов в год.

Участие в районных, городских и республиканских мероприятиях.

Циклограмма работы
педагога-психолога образовательного учреждения

Коррекционно-развивающие занятия
(индивидуальные, групповые)

Консультирование учащихся (индивидуальное)

Консультирование педагогов (индивидуальное)

Консультирование родителей
(индивидуальное, групповое).
Психологическое просвещение родителей (лекторий)

Источник

Реферат «Педагог-психолог в системе образования»

на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Смотреть фото на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Смотреть картинку на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Картинка про на что ориентирована деятельность психолога в системе образования. Фото на что ориентирована деятельность психолога в системе образования

Психолог-педагог в системе образования

1.1. Психолог в системе образования

Обычно психологу приходится осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: психодиагностическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности учащихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса.

Задачи, стратегии и направления работы психолога конкретизируются с учетом специфики образовательного учреждения, научных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов. Для каждой специальности в системе образования разработаны нормативные, юридически действенные должностные обязанности и полномочия, предусмотрены варианты оформления служебной документации, сформированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда. Молодому специалисту важно помнить, что высокий уровень профессионализма предполагает как собственно профессиональную компетентность, так и соблюдение установленных нормативных требований.

Работа психолога в системе образования предъявляет некоторые требования к личности специалиста. Важнейшими личностными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Адаптация в педагогическом коллективе зачастую связана с необходимостью особой социальной компетентности и чуткости специалиста.[, 154]

1.2. Психолог в детском саду

Значимость работы психолога с детьми дошкольного и младшего возраста определяется необходимостью своевременного обеспечения их полноценного психического развития за счет максимального использования возможностей каждого возрастного этапа. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реализованы следующие задачи:

— выявление и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— создание и поддержание в детском учреждении благоприятного развития его воспитанников психологического климата;

— оказание своевременной психологической помощи как детям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам.

В сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях.

Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду является наблюдение.

Развивающая и коррекционная формы работы реализуются на индивидуальных и групповых занятиях и предполагают стимуляцию развития способностей детей. Одно из важнейших направлений – формирование психологической готовности к школе.

Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитателями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой – повышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка.

Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации к применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития.

Действия психолога детского сада по психологической профилактике сосредоточены на задаче своевременного выявления и коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружении и устранении факторов риска для обеспечения нормального личностного становления дошкольников.

Методическая работа психолога предполагает выполнение нормативных требований по ведению документации, по квалифицированному оформлению и анализу данных проводимых наблюдений и исследований, предусматривает его самообразование и профессиональное совершенствование.

Для психолога, работающего в детском саду, важными профессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно – доброжелательность.

1.3. Школьный психолог

Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. В нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба.

Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развитием учащихся, своевременное выявление и коррекция их психологических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации каждым учащимся интеллектуального и личностного потенциала. Эта цель включает следующие задачи:

— участие в совместной работе администрации и педагогического коллектива школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса;

— содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в жизни;

— оказание помощи учащимся в определении своих возможностей исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

— совместная с педагогами деятельность по воспитанию учащихся, формированию у них жизненно важных нравственных принципов – ответственности и уверенности в себе, стремления к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других личностей, чувства взаимопомощи, толерантности, милосердия.

Обозначение работы реализуется через различные формы и направления деятельности, соответствующие основным обязанностям школьного психолога.

1. Психологическая диагностика предусматривает проведение групповых и индивидуальных обследований, направленных на изучение особенностей личности участников образовательного процесса, своеобразия взаимоотношений и взаимодействия внутри школьных коллективов.

Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, родителей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся «групп риска», учитываются при построении планов работы самого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы.

2. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная работа всегда индивидуализирована, т.е. предполагает личностно ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом.

3. Психологическое консультирование участников представляет собой очень важный вид деятельности психолога, благодаря которому в индивидуальном взаимодействии достигается активизация внутренних ресурсов личности клиента для самостоятельного преодоления им сложившихся у него психологических трудностей.

Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учитывая его психологические особенности и ситуацию его социального развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь мобилизует его индивидуальные способности для осознанного преодоления возникающих проблем и зрелого саморазвития личности.

4. Психологическое просвещение участников образовательного процесса пронизывает все формы работы школьного психолога. Освещая основные психологические закономерности развития отдельных личностей и коллектива, психолог демонстрирует и раскрывает информацию таким образом, чтобы формировать у слушателей мотивацию на сознательное ее применение в реальной деятельности, во взаимодействии с людьми и, главное, в интересах саморазвития.

5. Методическая работа составляет важную сторону деятельности психолога в школе. Это прежде всего предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для образования и конкретного учебного заведения вопросам, аналитическую работу с материалами психологического анализа событийной жизни образовательного учреждения и постоянное углубление профессиональных знаний. Важной стороной этой работы является грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации.

Деятельность школьного психолога требует высокой профессиональной мотивации и мастерства обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответственности, дисциплинированности, личностной зрелости.

Наиболее часто визит к психологу инициируют родители и учителя с определёнными проблемами в поведении ребёнка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.д.).

Получив консультацию квалифицированного психолога-практика, педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребёнком, корректируя его развитие.

1.4. Начало работы практического психолога

в образовательном учреждении

Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.

Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность.

Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен.

Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

1.5. Основные этические требования

к работе психологов

Существует ряд положений, являющихся универсальными для всех видов и сфер деятельности психолога, которые отражены в этических кодексах психологов разных стран. Главный этический принцип в работе психологов состоит в том, что их действия не должны наносить вред человеку.

1. Важным условием соблюдения принципа «не навреди» служит компетентность психолога. Психолог отвечает за результаты своих действий – правильное применение методов исследования и обработки данных, достоверность выводов и полезность рекомендаций.

Этические кодексы требуют от психолога, чтобы он был в курсе современных достижений в своей области, но в работе пользовался только хорошо зарекомендовавшими себя и освоенными им самим методами и не брался за решение проблем, в которых он не чувствует себя компетентным.

2. Непременным условием соблюдения принципа «не навреди» в работе психолога является конфиденциальность – соблюдение профессиональной тайны.

Не должна разглашаться не только информация, полученная в ходе психологического обследования, но и сам факт обращения к психологу. Если психолог хочет навести справки о клиенте, посоветоваться о нем с кем-то другим или сделать магнитофонную запись либо видеозапись беседы, он обязан получить на это его согласие. Запрещается публиковать данные, по которым личность испытуемого может быть опознана, установлена.

Администрация организации, в которой работает психолог, имеет право знать, чем он занимается. Но информация, предоставляемая руководству, должна иметь самый общий характер.

3. Еще одно условие не нанесения вреда человеку в процессе психологической работы – правильная осведомленность клиента о ее

целях и особенностях.

1.6. Задачи и функции дошкольного

Психолог в детском саду – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку.

Основные функции психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Работа психолога в детском саду включает, во-первых, участие в педагогическом процессе в целом, его анализ и психологизацию, организацию взаимодействия взрослых и детей; и, во-вторых, индивидуальную работу с детьми, направленную на профилактику отклонений в развитии.

К первому пункту относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т.п.

Второй пункт значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определения особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуальных психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференцированного подхода при обучении и воспитании, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.[,3]

Кроме того, выделяется коррекционная работа психолога по предотвращению интеллектуальных и эмоциональных отклонений в развитии детей, а если необходимо – их устранении.

Однако психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Начиная работу в детском учреждении, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому необходимо объяснить, что детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих взрослых с ребенком.[,4]

Список используемой литературы

1. Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[В.А.Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.]; под ред. Е.А. Климова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.

2. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМиД», 2002

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *