на что опираются социолого ориентированные модели социальной работы
Социолого-ориентированные модели
Среди них наиболее отчетливо обнаруживают себя, во-первых, те модели, которые формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, которые опираются на радикально-марксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.
Особенности модели теоретического обоснования социальной работы, опирающейся на системные представления о строении и развитии общества, также полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальных систем Берталан-фи (1971 г.). В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь есть часть сверхсистем. Так, человек представлялся как часть общества, состоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток, которые, в свою очередь, состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.
В 70-е годы за рубежом все более активно и широко системные идеи стали применяться в анализе проблем социальной работы, прежде всего в социолого-ориентированных подходах ее осмысления и регулирования. При этом главным аргументом в
пользу такого подхода выдвигалась мысль о том, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. А из этого следует, что решение проблем социальной защиты жизнестойкости человека должно опираться на совершенствование и регулирование систем.
В рамках такого рода представлений сформировалась широко распространенная точка зрения о том, что людям могут помочь три типа систем. Во-первых, неформальные или естественные системы, такие как семья, группа друзей, объединение по интересам и др. Во-вторых, речь идет о формальных системах, таких как общинные группы, профсоюзы, общественно-политические организации и т.п. В-третьих, это системы, существующие в обществе в виде учреждений, ведомств, функционально ориентированных организаций (больницы, библиотеки, школы и др.).
В данном контексте задачи социального работника дифференцируются на две группы: с одной стороны, они связаны с оптимизацией деятельности учреждений, организаций и ведомств, способных оказать помощь людям в решении их проблем, с другой стороны, речь идет о содействии нуждающимся в использовании ими учреждений социальной работы для удовлетворения своих потребностей, об активизации самозащитных потенций человека как саморегулирующейся системы.
Сегодня традиционно различают две формы использования теории систем в социальной работе: а) использование положений общей теории систем, о чем было сказано выше; б) разработка и использование экологической теории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория «модели жизни». Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.
Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация и пр.) осложняют условия бытия человека, сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.
Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на их окружение так, чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания более адаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания.
В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он ориентирован как на группы населения, пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзьям, соседям, членам семьи, которые в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная, либо общественная. Личная использует по преимуществу психологические возможности социономов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание и обратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.
В целом же формулировка теоретических оснований социальной работы в контексте общих и экологических систем существенно отличается от абсолютного большинства традиционных подходов, существующих в современной теории социальной работы. Это отличие в главном сводится к тому, что системный подход акцент делает не на индивидуализацию и психическую проблематику клиента, а на социальный подход к оценке проблем его жизни, их типизацию, обобщение.
Типы теорий и модели социальной работы.
Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Психологи и социологи исследуют часто одни и те же явления, но с разных сторон и с разной степенью проникновения в сущность этих феноменов. Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению Зимней И.
А., отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.
Анализ литературы дает возможность свести все эти модели к трем группам:
К психолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: психодинамическую теорию; ролево-коммуникативную теорию; гуманистическую теорию; кризис-интервентную.
К социолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: функционализм; социально-экологическую; социально-радикальную; марксистскую.
К комплексным можно отнести следующие: когнитивную (познавательную); социально-педагогическую; витально-ориентированную; социально-психологическую.
Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе.
Функционализм предполагает выявление структур, элементов, фрагментов социального взаимодействия, подлежащих изучению, их функций. Социальная работа рассматривается как функция, выполняющая обязательства перед обществом, обеспечивает его стабильность, а также перед отдельным человеком, «слабыми» группами населения.
Психологоориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.
Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении. Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейс уорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. Отсюда, по мнению Хорни, перед пациентом стоят три задачи:
1. Выразить себя как можно полнее и откровеннее. 2. Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь. 3. Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.
Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.
Кризис-интервентная модель или модель кризисного вмешательства. Модель индивидуальной психосоциальной работы предполагает длительное взаимодействие специалиста с клиентом. Часто оказывается необходима экстренная помощь человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии. Это модель с выраженным, акцентированным прагматическим характером.
Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.
Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.
В основе витально-ориентированной теории лежит понятие «жизненные силы» человека.
Жизненные силы человека понимаются в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества. Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность, содействие формированию, реабилитации жизненных сил.
Практическая деятельность социального работника в рамках данной концепции связана с решением следующих задач: *
Преодоление обостренной реакции клиента на негативные оценки своих возможностей по снятию трудностей, обеспечение способности клиента к видению себя готовым к практическому решению своих проблем; *
Усиление поддержки успешного решения проблем клиента; *
Необходимость повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем; *
Поддержание убежденности в клиенте о способностях социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь; *
Оценка умений клиента удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определять свою соответствующую стратегию деятельности.
Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид).
Социальный работник в этой связи должен отчетливо знать и различать: установку и практику всех стилей общения; особенности коммуникации людей в соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни; методы освоения известных образцов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Главным для социального работника, использующего данный подход, является анализ хода следования клиента определенным ролям и отклонениям от него в различных ситуациях, выявление коммуникативного потенциала личности.
Дискуссия в начале 90-х годов в России о соотношении социальной работы и социальной педагогики, их сходства и различий, воплотились в социально-педагогической модели, главным положением которой являются социализация и ресоциализация личности; педагогизация окружающей среды; необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов; оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья человека.
В аспекте педагогизации социальной работы интересен эвохомологический подход или рационализированная теория оздоровления жизнедеятельности личности, подразумевающая комплекс инструментария, комплекс средств и приемов организации личности для творческой, здоровой, научно-обоснованной жизнедеятельности, т.е. воспитание человека, а точнее самовоспитание его, опирающееся на самоответственность, самоконтроль, самоуправление, предполагающее его саморазвитие и самосовершенствование без внешнего воздействия или принуждения. Социальный работник, имеющий в своем арсенале знания и умения, положения, постулаты, приемы вышеназванной социальной педагогико-эвохомологической модели, естественно, способен оказать клиенту эффективную помощь, быть более действенным как на уровне личности, так и на уровне социума в осуществлении социального порядка.
Каждая из теоретических моделей, взятая в отдельности для осмысления социальных явлений, оказывается ограниченной и несовершенной. Поэтому важно в области теории и практики социальной работы не рассматривать отдельные концепции как изолированные, полярные, индифферентные друг другу, а наоборот, ориентироваться на их взаимодополняемость, взаимосоприкасаемость.
Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.
Электронная библиотека
К ним относятся модели теории социальной работы, которые формируются на базе теории социальных систем, и те, что опираются на радикально-марксистские подходы в практической социальной работе.
В первоначальном варианте системные идеи в науке были разработаны на биологическом материале и базировались на том, что все организмы являются системами, состоящими из подсистем. В свою очередь, сама система представляется частью сверхсистемы. Так, человек рассматривался как часть общества и как совокупность подсистем (кровообращения, пищеварения и т.д.).
Применяя эту теорию для анализа социальных систем, можно выделить подсистемы: социальные группы, социальные институты, малые сообщества и т.д.
В анализе социальной работы системный подход позволяет понять, что люди в стремлении решить свои проблемы и улучшить свое положение зависят от различных окружающих их систем. Так, людям могут помочь неформальные системы (семья, круг друзей и т.д.) и формальные системы (профсоюзы, общественно-политические организации и др.), а также система социальных организаций и учреждений (соцслужбы, ведомства, больницы и др.).
Значит, суть системной модели применительно к теории социальной работы состоит в следующем:
· использование положений общей теории систем;
· оптимизация деятельности учреждений, способных разрешить проблемы клиентов;
· активизация способностей человека и его самозащитных потенций как саморегулирующейся системы.
В основу этой модели положена идея защиты и «наделения полномочиями» «социальной адвокатуры» представителей различных социальных групп. Ответственность за социальные изменения перекладывается на самого клиента, который восстанавливает свой жизненный потенциал с помощью социального работника.
При этом как бы ни активизировались способности клиента, они не соответствуют широте свободы человека распоряжаться собственной жизнью.
Социально-радикальная модель делает основной акцент на учет влияния властных структур на такое общественное явление, как угнетение. Модель не предлагает пути изменения социальных структур, которые угнетают. В соответствии с этой моделью социальные работники должны «наделить полномочиями» одних, не задев интересы других. В противном случае неизбежно возникает конфликт.
На этой основе сторонники социально-радикальной модели критиковали традиционные формы социальной работы.
В ее основе лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей подъему самосознания и осуществлению перемен в обществе. В одном случае социальный работник осуществляет социальный контроль, в другом исполняет роль социального стабилизатора, социального врача, социального адвоката.
По отношению к социальному работнику у сторонников этой модели обнаружилось три позиции:
1) прогрессивная, в соответствии с которой социальная работа признается положительным фактором, так как она акцентирует внимание на эксплуатации трудящихся слоев населения в буржуазном обществе и является силой, способствующей подъему самосознания людей и коллективным действиям;
2) репродуктивная, в соответствии с которой социальные работники рассматриваются как агенты, которые осуществляют классовый контроль в эксплуататорском обществе и способствуют угнетению трудящихся;
3) противоречивая, сторонники которой, с одной стороны, отмечают полезность социальной работы в деле помощи нуждающимся и ослабления капиталистического общества. С другой стороны, социальные работники обеспечивают стабильность капитализма, поскольку сглаживают напряженность в обществе.
Таким образом, в марксистской модели социальная работа в основном рассматривается и развивается на структурном уровне.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Лекция 5. Социальная работа в разных моделях ее
Теоретического обоснования
3.Комплексно –ориентированные теории и модели социальной работы
1. Многообразие моделей теоретического обоснования практики
социальной работы отражает результаты научных поисков ученых разных школ, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая из этих школ искала свои подходы теоретического осмысления, понимания сущности и назначения социальной работы, определения ее содержания и методов. На теоретическое осмысление социальной работы влияла также связь социальной работы со смежными науками, прежде всего, психологией, социологией, педагогикой.
Все эти научные поиски и нашли отражение в трех основных группах моделей теоретического обоснования социальной работы:
Часть современных теорий социальной работы наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социологическую основу имеют те теории социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различных групп населения и повышение эффективности социальной политики в обществе. Решать эти задачи должны и могут социальные работники, которые трудятся в социальной сфере.
Социолого-ориентированные подходы теоретического осмысления социальной работы сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов. На формирование социолого-ориентированных моделей теории социальной работы оказала влияние философия классического позитивизма (О.Кант, Дж. Милль, Т. Спенсер). Огромное значение в социолого-ориентированном подходе отводится непосредственно социальной помощи.
Социолого-ориентированные модели социальной работы базируются на системной социологии ( теории социальных систем Р. Берталанфи). Согласно первоначальному варианту эта теория доказывала, что все организмы являются системами, состоящими из подсистем. В соответствии с основными положениями теории систем социальная система представляет собой не конкретное целое, а определенный набор устойчивых сочетаний конкретных форм взаимосвязи и поведения людей, их объединений. Теория систем и системные идеи стали применяться в социальной работе в 70-80-ые годы ХХ в. Главная идея теории- жизнь человека зависит от включенности в окружающие его системы. При этом человек представляется и исследуется как часть общества, большой системы, в свою очередь состоящей из подсистем. В этой связи социальная работа рассматривается как:
· часть более широкой социальной системы, где она выполняет определенные функции, роли, а, следовательно, влияет на целостность и социальную безопасность общества;
· как самостоятельная система деятельности ряда учреждений, социальных институтов;
· деятельность социального работника это также система, состоящая из ряда структурных компонентов: объект, субъект, содержание, цели, средства, контроль и управление;
· клиент, нуждающийся в помощи также представляет собой целостную систему: психобиосоциальное существо; для человека характерны системы тех или иных взглядов, умений и навыков. Клиент объект социального воздействия и субъект социального действия.
На основе теории систем социальный работник выявляет:
· окружения клиента; фиксирует наличие воздействия на клиента других людей и различных социальных факторов.
· Вместе с клиентом ищет возможности и пути решения проблемы
Здесь могут использоваться технологии сопоставления нормы и патологии социального поведения. Эта технология эффективна при работе с группами социального риска. Социальные работники, участвуя в осуществлении социального контроля за поведением представителей группы риска, рассматривают отклоняющееся поведение клиента как проблему личной социальной и эмоциональной незрелости.
Теория систем наиболее активно используется в организации социального обслуживания; для разработки концепций социальной защиты населения в виде реализации различных социальных проектов и программ.
Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека. Эта модель проявляется как модель «защиты» и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных групп населения; развития социальной активности клиентов. Технология защиты и наделения полномочиями направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых. Вместе с тем упор делается в этой модели на учет влияния властных структур, классовой принадлежности ( хотя не предполагает изменение самих угнетающих структур).Согласно данной модели ответственность за социальные изменения перекладывается на самого клиента, который свой жизненный потенциал восстанавливает с помощью социального работника.
Недостатком данной модели является то, что она : не рассматривает технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их не активизировали и не «освобождали» не соответствуют широте свободы и власти распоряжаться собственной жизнью, которые может получить клиент ( например, ребенок; душевнобольной человек и т.д.); не ищет путей изменения социальных структур, которые угнетают клиента; не предполагает путей изменения системы социальной работы и устранения факторов, создающих трудную жизненную ситуацию.
Марксистская модель. В середине ХХ века в большинстве развитых стран, и особенно в Швеции, в социальной работе нарастает влияние марксистской теории. Ее ключевая идея – преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. В обществе устроенном на принципах социальной справедливости, это можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.
Марксистская модель понимает деятельность социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществление перемен в обществе. Она предполагает сочетание таких функций социального работника как «социальный контролер», «социальный стабилизатор», «социальный адвокат», «социальный врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.
Социальный работник, принимая во внимание фактор не равных возможностей должен:
* учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия;
* выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к среде обитания;
* воздействовать не только на клиента, но на среду его обитания;
* обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки.
Цель деятельности специалиста по социальной работе – усиление адаптивных способностей человека.
Недостатком «модели жизни» экологической теории является недостаточная технологическая и методическая разработанность.
Разрешающая модель социальной работы.Данная модель имеет специфически-прикладной характер. Ее основу составляет упразднение или хотя бы снижение отрицательного воздействия общества, социума на отдельного человека.
Разрешающая модель ориентирована на оказание помощи в одинаковой степени всем, кто за ней обращается, а также на преодоление негативного отношения к определенной категории нуждающихся. Но так как существуют определенные бюрократические барьеры, ограничивающие либо характер оказываемых социальных услуг, либо круг клиентов, многие потенциальные клиенты могут потерять желание обращаться в социальные службы за помощью, получив хотя бы раз негативный ответ на какую-либо просьбу. Человек становится клиентом, когда понимает, что у него есть проблема., но не знает пока как ее решить.
Поэтому целью социального работника, опирающегося на данную модель, является осуществление обучения клиентов тому, как эффективно решать их проблемы, как преодолевать негативную реакцию микросоциума. В этом случае используется технология «партнерских отношений». Важно при первых контактах с клиентом преодолеть существующую у него негативную реакцию и усилить поддержку клиента, стремящегося решить проблему.
Особенно действенно разрешающая модель социальной работы реализуется при работе с маргинальными группами. При этом социальный работник выполняет роль консультанта (консультация по ресурсам, привязка клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способности решать свои проблемы), учителя (помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды, обучает клиента навыкам решения проблем и определенной практической деятельности), воспитателя.
Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиента их числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям.
2.Психолого-ориентированные подход основан на приоритете познания закономерностей психологического развития человека в обществе и соотносится с психодинамической теорией (Фрейд З., А. Адлер, К.Хорни, Э. Берн и др.). Современные стратегии психосоциальной работы ориентируют социального работника на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации и решить собственные проблемы, возникшие на личностном и социальном уровнях. Специалист в области социальной работы, опирается на те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помочь клиенту сформировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы.
Доминирующей является психодинамическая модель,в основе которой лежит психодинамическая теория. В социальной работе она используется более 70 лет, начиная с 20-х гг. ХХ в.
Основные понятия этой теории связаны с психоанализом и вошли в число важнейших категорий социальной работы. Психодинамическая теория:
* заложила принципы индивидуальной социальной работы: индивидуализация клиента; оценка возникшей проблемы; ее диагностика; использование терапевтических технологий помощи.
* используется в образовательных программах при подготовке социальных работников
* выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы.
В центре психодинамической, основанной на психоаналитической теории, находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами влечения, побуждения, внутренними конфликтами и противоречиями, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».
Данная модель предъявляет и определенные требования к позиции социального работника: партнерство, принятие клиента, сочетание позиций учителя и эксперта.
Экзистенциальные модели социальной работы.Формировалась под влиянием философии экзистенциализма (А.Камю, Ф. Сартра), а также связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии.
Согласно данной модели, при анализе поведения клиента важно учитывать как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус.
В рамках данной модели, социальными работками уделяется большое внимание рассмотрению специфики поведения клиента в системе первичных по отношению к нему группах (семье, профессиональных группах и др.) и непосредственном социальном окружении. Считается, что причины возникшего кризиса, проблемы лежат именно в первичных отношениях. При выборе технологий и методик предоставления помощи клиенту, социальный работник должен учитывать одно из базовых положений экзистенциальной модели – люди действуют в соответствии с определенными мотивами, обозначающими явления внешнего мира, которые они удерживают в своей памяти. На основе этого создается символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, между человеком и внешним миром в целом. Но чтобы взаимодействие возникло человек должен иметь представление об окружающем мире. Но представление о внешнем мире может возникнуть тогда, когда человек имеет представление о самом себе. Тогда задача социального работника помочь клиенту понять причины поведения, которые привели к конфликту или личностному дискомфорту.
Важно учитывать и то обстоятельство, что проблемы клиента могут быть детерминированы прошлым опытом.
Данная модель оправдала себя в работе с беженцами, этническими группами и категориями социального риска, при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением.
Гуманистическая модельсоциальной работы основывается на принципах гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) и гештальт-терапии ( Ф. Перл).
Основные понятия которые лежат в основе разработки данной модели – это диалог, ценность, бытие, жизненный мир человека, событие. Социальный работни стремиться помочь клиенту на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять себя и понять характер влияния на себя окружающего мира.
Основная цель при использовании гуманистической модели в социальной работе – помочь клиенту стать всецело действующей личностью и в полной мере реализовать свой потенциал.
Эффективность модели во многом зависит и от личностных качеств специалиста по социальной работе, от того насколько он искренне заинтересован в проблеме клиента, насколько положительно относится к нему; насколько стремится сопереживать его эмоциональному восприятию возникшей ситуации.
Данные модели основаны на системе психологических и философских знаний о человеке, и во многом определяют мировоззрение социального работника.
Практически все модели социальной работы по оказанию социальной помощи, основанные на психолого – ориентированном подходе, используют воздействие прошлого опыта на формирование человека и его стиля поведения, степени его адаптации к окружающей среде. Данный подход огромную роль отводит именно опыту детства и юности, воздействие которых не вполне осознается людьми.
3.Междисциплинарный и интегративный характер практики и теории социальной работы актуализируют идею поиска комплексных моделей социальной работы, которые позволяют к решению проблем клиента подходить комплексно.
Комплексно-ориентированные подходы к теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека. Они включают в себя элементы социологического знания, но в основе обоснования целесообразности той или иной деятельности социального работника лежат психологические знания.
Одной из таких теорий является ролевая теория, возникновение и развитие которой связывают с именем Якоба Леви Морено (1892-1974), основателя не только социометрии, но и групповой психотерапии.
На развитие ролевой теории оказали влияние и идеи Дж. Мида, который считал, что взаимное приспособление значительно упрощается, если у человека есть способность формировать представление о самих себе как объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек может представить как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, а, следовательно, может проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать.
Суть теории заключается в том, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями и схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента связанные с вопросами о том, как себя вести в той или иной ситуации; как развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, что каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. Наличие ролей позволяет индивидам предвидеть действия других и соответственно реагировать на эти действия. Через предсказуемость социальных ролей обеспечивается устойчивость социального порядка. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные) человек может попасть в конфликтную ситуацию между ними. Противоречивая ситуация может возникнуть также, если понимание роли человеком и обществом разное (плохие родители, плохой сын или дочь). В этих случаях необходима помощь социального работника.
Ролевая модель социальной работы предполагает:
· доскональное изучение проблемы клиента с учетом прошлого опыта;
· является формой социального объяснения, средством социального обучения, коррекции поведения и повышения адаптивности клиента;
· предполагает использование таких технологий как: перемена ролей, психодрама, групповая дискуссия, групповая поведенческая терапия, методика «запрограммированных ролей».
Социально-педагогическая модель.Актуальна в силу рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Основу данной модели составляет положение, что воспитание – это условие успешной социализации человека и его социального становления.
На процесс социального становления влияют как целенаправленные, так и стихийные факторы. В силу этого у человека могут быть сформированы социальные качества, которые не соответствуют требованиям данного социального общества и социокультурной ситуации. Следовательно, социализацию, особенно ее относительно социально-контролируемую составляющую (институционализированная социализация), можно рассматривать как процесс способный корректировать формирование социальных качеств у личности в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Социально-педагогическая модель может рассматриваться как на уровне структурной социальной работы, так и на уровне психосоциальной.
На структурном уровне данная модель может быть охарактеризована на примере взаимодействия школы и общества. Система образования и воспитания призвана удовлетворять потребности личности, общества в целом. Сегодня школа – это механизм дифференциации общества, так как берет на себя задачу профессиональной подготовки. Школа начинает формировать социальный статус человека, решает задачи его социальной адаптации на самых разных уровнях. Таким образом, школа реализует такие функции социальной работы как профилактическая, прогностическая, социального контроля.
Когнитивная модель.Приобрела популярность в 80-е годы. Основной принцип социальной работы, опирающейся на данную модель – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации модели – консультирование. Для повышения результативности консультирования социальному работнику важно знать особенности мышления клиента, его установки и убеждения, которые и будут определять его социальные действия по отношению к себе и к окружающим людям.
В основе когнитивной модели теоретического обоснования социальной работы лежит целый ряд когнитивных теории, которые особенно активно стали развиваться в последние десятилетия благодаря работам Х.Гольдштейна. Когнитивная теория занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека; решением социальных и индивидуальных проблем человека.
Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем клиента.
Особенность данной модели в том, что в ней выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем научения его отрабатывать механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям той социальной ситуации в которой он оказался.
На основании коммуникативной модели выявляются все связи клиента, определяется их эффективность, особенно в тех группах и ситуациях, которые является ценностно-значимыми для клиента ( группа первичных отношений – семья, непосредственное окружение клиента).
Используя данную модель, социальный работник должен учитывать такие характеристики коммуникативного процесса как: избирательность восприятия; должен убедить клиента, что проблемы часто возникают из-за того, что информация была неадекватно воспринята, оценена другим лицом ; найти причины блокировки информации и устранить их неверно оцененную информацию; должен владеть различными методиками выявления характера коммуникативных отношений, имеющихся у клиента.
Содержание коммуникации реализуется через различные коммуникативные модели: вербальные и невербальные, в которых раскрываются основы взаимодействия между социальным работником и клиентом, врачом и больным.
К группе комплексно – ориентированных теорий социальной работ относят и виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил человека. Виталистски-ориентированные модели теории социальной работы учитывают характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства и совершенствования его деятельности как психобиосоциального существа.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие концепции объединяют социолого- ориентированные теории социальной работы.
2.Охарактеризуйте психолого- ориентированные модели социальной работы.
3. В чем особенности комплексно-ориентированных теорий социальной работы?
Рекомендуемая литература
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
3. Теория социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с.