на что обречена изергиль в конце жизни
Урок по литературе для 10 класса «Романтические бунтари М.Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)
Тема: Романтические бунтари М.Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)
Цели и задачи занятия:
обогатить представление обучающихся о романтизме и выявить основны е особенности романтизма М.Горького;
обосновать необходимость использования М.Горьким метода романтизма в период рубежа веков;
помочь овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических произведений;
выяснить при анализе характеров героев, какие нравственные начала утверждает автор в легенде о Данко и как развенчивает психологию индивидуализма в легенде о Ларре.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
домашнее задание: 1. Прочитать рассказ «Старуха Изергиль».
2. Индивидуальное задание: подготовить биографию
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о
Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.
1.Орг. момент 2.Актуализация пройденного материала
Тема, цели и задачи занятия
3. Формирование новых знаний, умений и навыков
Вступительное слово преподавателя:
Чтение отрывков из воспоминаний о Горьком (Е.Замятина и К. Чуковского)
3.1. Биография писателя
Индивидуальное задание: (Запись в тетрадях) М.Горький (1868- 1936 гг).
«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться»
Слово преподавателя: Свой творческий путь М.Горький начал с написания романтических произведений, которые появились на рубеже 19-20 вв. Романтические рассказы писателя звали активно вмешиваться в жизнь, пробуждали стремление к борьбе, вселяли веру в свои силы, прославляли «безумство храбрых».
3.2. Индивидуальное задание:
Романтизм как литературный метод: история возникновения, основные признаки литературного течения.
Романтизм- это художественное направление, особый вид мировоззрения.
Историческая почва: Великая Французская революция.
Время возникновения романтизма – начало Х1Х века.
— противопоставление реальному миру идеального (стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность);
— выдвижение на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).
Основная формула романтизма: «Исключительный герой в исключительных обстоятельствах»
Романтизм в русской классической литературе
Кто из русских поэтов первой половины 19 века создавал произведения в данном художественном направлении? Назовите романтические произведения.
Какие характерные черты русского романтизма первой половины 19 века?
Особенности: доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы;
придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам;
синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.);
активнейшее развитие лирики
Слово преподавателя: Горький понимал, что появился новый читатель, ждущий от литературы ответа на мучившие его вопросы, также он остро ощутил необходимость создания героических произведений, полных жизнеутверждающего пафоса.
Но не только общественная атмосфера 9х годов 19 века так повлияла на писателя. Огромную роль сыграло увлечение М.Горьким философией Ницше.
Ницше в своей работе «Антихристианин» писал: «Христианство – религия слабых, униженных и рабов. Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Социальная база христианской религии- как раз люди внутренне несвободные, более того, превратившие свою несвободу в идеал, смирение- в добродетель. Но человек- свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Поэтому необходимо возрождение идеала сильной и свободной личности – идеала античности и Возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяния, жертвы и самопожертвования, навязанного религией лицемерия».
Что подвиг – это форма сопротивления общему течению жизни;
Что сила есть добродетель, красота в силе и подвиге;
Что человек имеет право находиться по ту сторону добра и зла;
Что миссия писателя – быть «предвестником грозы»
Прочитайте эпиграф к уроку.
Есть ли что- либо созвучное идеям Ницше в данном высказывании М.Горького? Что именно?
Общие выводы по теме «романтизм»:
Основная формула романтизма: Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Главный герой- легендарная, исключительная личность, бесстрашный и мужественный; бунтарь, действует в исключительных ситуациях, одиночка.
Резкое противопоставление героя окружающим его персонажам.
Жизнь изображается в нереальных связях человека с окружающей его действительностью.
Легендарно- фантастические сюжеты и ситуации.
Красочность в изображении внешности действующих лиц, в описании природы.
Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты.
Пейзажи в романтических произведениях величественны и прекрасны, необычны.
4. Работа с текстом рассказа «Старуха Изергиль» (1894г)
М.Горький в письме А.П.Чехову писал: «Настало время нужды в героическом»
4.1. Роль вступления к рассказу
Задание. Отметьте в первой части рассказа описание картин природы.
Каково их идейно- художественное назначение?
4.2. Работа в группах:
Легенда о Ларре (1 группа)
Легенда о Данко (2 группа)
Образ Изергиль (3 группа)
Композиция рассказа (4группа)
4.2.А) Легенда о Ларре (1 группа)
— Подробный пересказ легенды с комментариями
Как изображает М.Горький Ларру? (Портрет, речь.)
Важно ли, что Лара – сын женщины и орла?
Каковы люди, к которым привела его мать?
По каким законам они живут?
В чем суть конфликта людей и Ларры?
В данном случае «сила –это добродетель»?
Возвеличивает или развенчивает здесь Горький сильную личность?
«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать Бог с человеком за гордость!»Прокомментируйте с точки зрения смысл легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства.
В чем трагедия бессмертия Ларры?
Отрицание общества, нежелание считаться с его законами и моралью, противопоставление себя всем – вот сущность поведения Ларры.
Люди, окружающие Ларру, верят в необходимость и возможность отдавать себя ради других. «Ему сказали, что за все человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда- жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым.»
Он, желая иметь все, не хотел отдавать ничего. За это люди придумали ему страшное наказание: «Пустите его, пусть он будет свободен». Но и теперь Ларра, отверженный, не осознал всей глубины своей трагедии: «Юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его». Такую силу нельзя назвать добродетелью.
4.3. Б) Легенда о Данко (2 группа)
Пересказ, близкий к тексту
— Портретная характеристика, детали и их функции.
— Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
— Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?
Данко – романтический характер, в котором автор воплотил свою мечту о гордой и свободной личности, о Человеке с большой буквы.
Гордость Ларры – это убеждение в своем превосходстве над другими людьми, чувство высокомерия. Гордость Данко – сознание человеческого достоинства, нежелание покориться обстоятельствам. И если бессмертие обернулось для Ларры трагедией, явилось карой за содеянное, то бессмертие Данко- награда за подвиг во имя людей
4.4. В) Образ Изергиль (3 группа)
Вопросы для беседы:
— Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему?
— Можно ли Изергиль, как и ее любовников, назвать сильной личностью?
— Что же было в основе ее жизни: желание любви или желние свободы?
— Есть ли сходство в нравственном облике Изергиль и Ларры?
В чем различие этих героев?
— На что обречена Изергиль в конце жизни?
Ларра живет вне людей и для себя, Изергиль – среди людей, но тоже для себя. Ее восхищает в людях стремление совершать подвиги, поэтому она с удовольствием вспоминает поляка с изрубленным лицом, с гордостью вспоминает о смельчаке Данко, который « сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».Но на смену молодости пришла старость, ушли из жизни смелые, гордые, которых когда-то выбирала Изергиль. И теперь она одиноко доживает дни свои.
4.5. Г) Композиция рассказа ( 4 группа)
Что означает термин «композиция»?
Как начинается рассказ? А как заканчивается? Как называется этот композиционный прием?
Что такое тема и идея произведения?
Можем ли мы сказать, что все произведение связано одной идеей?
Но как построен рассказ? Не разрушают ли наличие трех частей единства идеи?
Какую роль играет повествование Изергиль о своей жизни в контексте рассказа?
Сколько рассказчиков в произведении?
Особенности композиции произведения:
Внутреннее единство идеи всего рассказа (стремление автора выявить истинную ценность человеческой жизни ), но 3 самостоятельные части: легенда о Ларре, повествование старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко;
Антитеза двух легенд: первая и вторая части противопоставлены друг другу.
Антитеза двух образов: Ларры и Данко
— автор рассказа – М. Горький ведет повествование, выступает со своими раздумьями;
— внутри произведения еще один рассказчик – старуха Изергиль, в памяти которой предания о сильных и смелых людях
Рассказ в рассказе
Кольцевое обрамление – одинаковые начало и конец рассказа
5. Рефлексия темы занятия
К какому выводу подводит автор таким композиционным расположением частей? (Выражает свой идеал)
Почему рассказ называется Изергиль?
Главная героиня- старуха Изергиль, много повидавшая, испытавшая и познавшая мудрость жизни. Эта мудрость передается ею молодым. Отсюда объяснима афористичность высказываний героини. Именно ее устами Горький утверждает жизненные ценности.
Найдите их в тексте рассказа и запишите в дневник двойной записи.
5.1. Составление дневника двойной записи на тему:
Жизненные ценности, утверждаемые М.Горьким ( мудрости жизни, переданные Изергиль молодым):
— Чтобы жить, надо уметь что- нибудь делать.
Не своротить камня с пути думою.
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
5.2. Написать синквейн по теме занятия.
В первой строке тема называется одним словом (существительное)
Вторая строка – описание темы двумя прилагательными или причастиями
Третья строка- описание действий в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, характеризующая отношение автора к теме (чувства, возникающие по ее поводу)
Пятая строка – синоним или, точнее, одно слово, выражающее самую суть темы
6. Подведение итогов занятия и выставление оценок
Каковы же особенности романтизма М.Горького?
— на исторической арене ведущая сила – пролетариат;
— в эти годы активизации народных масс;
— появление нового читателя, ждущего от литературы ответа на мучившие его вопросы;
— необходимость создания героических произведений, полных жизнеутверждающего пафоса.
2. Романтизм Горького – проповедь активного отношения к жизни. Впервые романтический герой задуман как спаситель людей от слабости, их сонного прозябания.
7. Домашнее задание:
Прочитать пьесу М.Горького «На дне».
Вспомнить основные признаки одного из трех родов литературы «драма» и жанра «драма, т.е. значения слова «драма» в широком и узком смысле.».
Система героев пьесы. История и время создания произведения.
Анализ рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль»
Подготовка к 5 направлению итогового сочинения.
Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль»»
Романтизм в творчестве М.Горького.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль»
5 направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
«Если только для себя, то зачем ты?»
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Максим Горький. «Старуха Изергиль» 1895год.
Романтизм – направление в искусстве конца XVIII-XIXвв., возникшее в противовес классицизму.
Романтикам свойственны неприятие действительности, стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора, крайний индивидуализм.
Основные черты романтизма
обращение к народному творчеству;
использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу;
обилие метафор, эпитетов, символов;
создание лирического пейзажа.
Принцип романтического двоемирия
разлад идеального и реального мира,
Коренная черта романтизма
и окружающего мира
Произведение М.Горького «Старуха Изергиль» относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Первая часть – легенда о Ларре
Вторая часть – Жизнь Изергиль
Третья часть – Легенда о Данко
Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
«Он был ловок, хищен, силен, жесток, и не встречался с людьми лицом к лицу»;
« у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого»
Сын женщины и орла
превращаться в тень
Вся сила только для него самого. У него нет высокой цели, ради которой бы стоило жить, поэтому он отчаянно пытается покончить с собой. Человек, который удовлетворяет свои эгоистические потребности, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования – чуждый другим, он просто становится ненужным и себе. Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания – вот финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.
один из тех молодых людей, молодой красавец»
Кто ничего не делает,
Сравнение двух главных героев.
Параметры для сравнения
«красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
-он не похож на других людей- не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, т.е. делать, что хочет, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;
«лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»;
— «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,- люди наказывают его за гордыню из своего племени- «наказание ему в нем самом»
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
Тема рассказа – о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье.
Данко – воплощающий романтический идеал (любовь к людям и самопожертвование)
Старуха – молдаванка по имени Изергиль
Ларра с его презрением ко всем и крайним индивидуализмом, антиидеал.
для себя для людей
Люди не прощают превосходства над собой
Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре?
Расскажите о жизни старухи Изергиль.
характеристики старухи Изергиль
Чему она посвятила свою жизнь?
в молодости и старости.
На кого из героев она похожа? Подтвердите
своё мнение, обращаясь к тексту.
Жить с людьми, но для себя
Её жизнь, так же как и жизнь Данко,
Но любила она только для себя.
Она с лёгкостью забывала старую
оставляла любимых людей.
и сближает с Ларрой.
Старуха Изергиль и Ларра оба красивы
но от обоих осталась только тень.
Они прошли по жизни,
не оставив после себя ничего.
Индивидуализм древней старухи
роднит её с героем легенды.
«…никогда не встречалась после с теми, кого когда-то любила…»
Основная идея рассказа
Проблема сильной личности
Проблема смысла жизни
Краткое содержание рассказа Старуха Изергиль
Алексей Максимович Пешков — классик русской литературы, одна из ключевых фигур литературного процесса конца XIX – первой трети XX века. Прославился под псевдонимом Максим Горький, которым подписывал свои произведения. В этом литературном имени отразилась непростая судьба автора. Многим он известен как пролетарский писатель, однако есть в его творчестве и произведения иного рода, пропитанные духом романтизма. К таким относится его рассказ «Старуха Изергиль», написанный в начале сложного творческого пути, в середине 90-х гг. XIX века.
Название: | Старуха Изергиль |
Автор: | А. М. Горький (Пешков) (1878 – 1933) |
Год написания: | 1894 год |
Год издания: | Самарская газета 1895 год |
Жанр: | Рассказ в рассказе |
Направление: | Романтизм |
Горький отмечал «Старуху» как лучшее своё творение. Рассказ повествует о проблемах жизни, судьбы, долга. Он весьма необычен. Это одно из тех произведений школьной программы, читать которое будет действительно интересно и полезно молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни.
Место и время действия
Действие рассказа начинается в Бессарабии, так зовутся южные земли между Черным морем и Дунаем. Сегодня эта культурно-историческая область разделена между тремя государствами. По ней проходит граница нынешних Молдавии и Румынии, а южная часть относится к Украине. Как раз на нынешних украинских землях и состоялась встреча рассказчика со старухой Изергиль. В тексте есть четкое указание: «Эти истории мне рассказали под Аккерманом». В наши дни город называется Белгород-Днестровский.
Горький писал свой рассказ, когда Бессарабия была частью Российской империи, славилась живописностью, тёплым морским климатом, что привлекало путешественников. Место действия играет важную роль в пространстве рассказа, природа и население этого края создают особый колорит, превосходно переданный автором.
Встреча автора с главной героиней, старухой Изергиль, происходит примерно в 1991 году, в так называемый «золотой сезон года», в конце лета – начале осени, во время сбора винограда. Большую часть повествования занимают рассказы старухи. Первая и третья её истории — старинные легенды, и время в них неопределённое: когда-то очень давно (много тысяч лет назад, стародавние времена). Второй рассказ Изергиль — о её молодости.
Таким образом, в рассказе присутствует несколько временных пластов. Для писателя не имеет особого значения, когда именно происходит действие, так как люди во все времена проявляют жестокость, эгоизм и совершают подвиги.
Пересказ содержания очень кратко
Теплым осенним вечером автор знакомится со старухой Изергиль. Она рассказывает ему три разных истории.
Краткое содержание по главам
Глава 1. Легенда о Ларре
Рассказчик трудится на виноградниках в компании молдаван. Начало рассказа снабжено краткими, но красочными описаниями работников, мужчин и женщин, атмосферы южного вечера, в котором и происходит встреча со старухой Изергиль. Молдаване поют, пляшут, играют на скрипке. Герой не хочет идти с ними и остается беседовать со старушкой. Поднимается луна. Вдруг старуха замечает, что идет Ларра и указывает на него собеседнику, но он ничего не видит, кроме тени. Он спрашивает у старухи, почему та зовет тень именем Ларра. «Так это он и есть», — отвечает старуха, говоря, что Ларра давно превратился в тень. А дальше она рассказывает легенду.
Облик у сына орла был вполне человеческий, обращали на себя внимание лишь его холодные глаза, не понравилось соплеменником поведения парня, его манера обращаться со старейшинами. «Ему нет место среди нас, пусть идет куда хочет», — говорили люди.
Глава 2. Жизнь старухи Изергиль
Услышав пение, Старуха говорит собеседнику, что так петь после тяжелого рабочего дня могут только люди, которые искренне любят жизнь. Она погружается в воспоминания и рассказывает историю своей жизни. В юные годы, не покладая рук, она трудилась ткачихой, но в то же время её жизнь оказалась яркой, полной чувств, любовных приключений, путешествий.
Она росла с матерью на хуторе вблизи небольшого городка. В 15 лет встретила первого возлюбленного. Он был рыбаком с Прута, встречалась с ним по ночам, каталась на лодке. Мать, когда узнала о её связи, избила дочь. Любимый был готов бежать с ней, но юной особе он уже разонравился. Подруга знакомит её с одним из гуцулов, которые шайками ходили по окрестностям. Рыбак, горюя по любимой, прибивается к гуцулам, но вскоре встречает другую. Оба любовника за совершенные преступления были повешены. Изергиль присутствовала на казни.
Непродолжительное время она живет в качестве одной из жен в гареме турка, сбегает оттуда с его 16-летним сыном, юноша по непонятным причинам умирает. Изергиль винит в его гибели себя. Вступает в отношения с женатым мужчиной, за что чуть было не лишается жизни. Ревнивая супруга пырнула её ножом. Исцеляется Изергиль в польском монастыре, завязывает отношения с маленьким поляком, братом спасшей её монашки. Он был подлым и нередко наносил ей обиды. Однажды, не стерпев оскорбление, она его сбросила в реку.
Последним возлюбленным Изергиль стал шляхтич Аркадек. Она спасла его из плена, ради чего пошла на убийство. Но их отношения всё равно прекратились. Решив остепениться, героиня селится в Бессарабии, выходит замуж. О муже старухи Изергиль в тексте ничего не сообщается. Известно лишь, что он умер, и теперь старая женщина осталась одинокой, она знает много легенд и охотно рассказывает их.
Сквозь свой рассказ, вспоминая грехи прошлого, старуха доносит до читателя важную мысль: в жизни всегда есть место подвигу, «кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».
Вторая глава плавно переходит в третью. Когда Изергиль закончила рассказ, вдалеке стали видны голубые искры. Старуха рассказала своему собеседнику, что это искры от горящего сердца Данко.
Глава 3. Легенда о Данко
Путь оказался долгим, силы были на исходе, вера в Данко иссякала. Грянула гроза. Не способные признать собственную слабость люди набросились на Данко. Зачем он пообещал им сделать то, на что оказался не способен? Они чуть было не растерзали героя, а тот воспылал лишь жалостью к своим спутникам. Он искренне желал спасти их. У парня было пламенное сердце, и Данко вырвал его из груди, поднял над головой и осветил путь, словно фонарем. Сердце этого благородного юноши пылало любовью, оно горело ярче солнца. Ведомые светом люди вышли из леса, а герой упал на землю и умер. Вырванное сердце продолжало гореть рядом с ним.
Получив, что хотели, люди даже не подумали о Данко. До его смерти никому не было никакого дела. Нашелся один человек, испугавшийся яркого света, излучаемого сердцем, и не придумал ничего лучше, как раздавить его ногой. Сердце Данко угасло, но от него полетели искры и с тех пор на небе появляются голубые огоньки.
Герои рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика
Главные герои
Повествователь — образ, за которым скрывается фигура автора. Описания личности и подробных сведений об этом человеке в тексте нет. Многое о нём читатель может почерпнуть из контекста. Рассказчик молод, но для своих лет уже достаточно мудр. В Бессарабию он приезжает на работы по сбору винограда.
Читательское воображение рисует его хорошо сложенным, физически сильным и довольно симпатичным юношей. Он демонстрирует черты увлекающейся, творческой личности.
Молодой человек обособляется от своей компании, предпочитая общество старухи Изергиль, которая вызывает у него большой интерес, в беседах с ней рассказчик проявляет себя как внимательный, чуткий слушатель.
Старуха Изергиль — центральный персонаж рассказа, раскрывается в двух разных образах и ипостасях. Во-первых, она выступает одновременно и как главное действующее лицо, и как рассказчица. Во-вторых, в ней объединены две героини разных возрастов — старая и молодая, умудренная опытом старуха, из уст которой звучат истории, и молодая ветреная девушка, фигурирующая во второй главе.
Она была статная, гордая, с чувством собственного достоинства, но не гнушалась тяжелой работы. Страсть двигала ею, вспыхивая и угасая, она жила чувствами, меняя возлюбленных и не размениваясь на встречи с теми, с кем отношения закончились. Изергиль любила для себя, эгоистично, ничем не жертвуя. Однажды она спасла из плена любимого, но ждала от него благодарности. Она была из тех, кто брал от жизни всё, не задумываясь от будущем, и судьба привела её к одинокой старости. Её потрепала жизнь.
В тексте присутствует красочное описание внешности. По нему сложно предположить, что в прошлом она была огненной красавицей. Перед читателем предстает древняя, невесть сколько лет живущая на свете бабка с крючковатым носом, изъеденным морщинами лицом и беззубым ртом.
Образ глубокой старухи — это иллюстрация безвозвратно ушедшего, потерянного времени. Великолепная рассказчица, многое знающая и понимающая в жизни, сохранившая ясный ум, она говорит скрипучим голосом, как будто не языком, а костями вещает из вечности. «Живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень», — так характеризуется в тексте старуха Изергиль.
Ларра — красивый и невероятно сильный юноша, физически превосходящих всех людей. Но за внешней привлекательностью и мощью скрывается нелицеприятное нутро. Произошедший от орла и женщины герой демонстрирует «орлиные повадки» в своём поведении, его взгляд по-птичьи холоден.
Он безжалостен и высокомерен, понятия об уважении к другим, о почитании старших ему чужды. Гордость, осознание собственного превосходства, вседозволенности и стремление к безграничной свободе — вот что им движет. Свобода и стала его наказанием. Ларра — это не родовое имя, а прозвище, со значеннием отверженности. Так молодого человек назвали, изгоняя из общества.
Второстепенные персонажи
Мать Ларры — девушка, похищенная из племени орлом и спустя 20 лет вернувшаяся вместе с сыном. До похищения автор характеризует её как «черноволосую и нежную», сравнивая с ночью, а после уже зрелая женщина описывается «измученной» и «иссохшей». Нрав сын добавил ей горя, но, каким бы он ни был, она любила его и молча, на коленях взывала к милости соплеменников.
Любовники Изергиль – целая вереница разноплановых мужских образов, в тексте характеризуются короткими эпитетами, многое о героях в рассказе Горького говорят их поступки. Все мужчины главной героини имели какую-то изюминку.
Первый — черноусый веселый рыбак, любивший петь, — раскрывается как натура нежная и романтическая. Будучи приговоренным к казни, он заплакал, стоя на эшафоте.
Другие: ласковый и злобный рыжий гуцул, немолодой богатый и важный турок, его 16-летний сын, маленький поляк, о котором старуха вспоминает как о «галантном и жестоком». Последним был шляхтич Аркадек, которого Изергиль полюбила в сорок лет.
Общество, или «образ толпы». Коллективным действующим лицом в рассказе Горького является толпа, писатель называет её «народ», то есть нация, общность людей с историческими, культурными и практическими связями. Но, как сказал один поэт, «без Бога нация — толпа, объединённая пороком». С одной стороны, Горький указывает на некоторые устои, которые общество стремится сохранить, а, с другой стороны, показывает равнодушие и жестокость толпы — немилосердное отношение к Ларре, который пришёл к людям со страшной тоской в глазах.
Люди с радостью сбрасывают решение своих проблем на чьи-то плечи, принимая чужую жертву и инициативу как «само собой разумеющееся». Но при этом они неблагодарны и неблагородны. В злобе люди хотели растерзать Данко за своё же безволие и бессилие. Когда он вывел их в свободное благодатное место, его смерти никто не зметил, а пылающее рядом с трупом сердце один осторожный человек притушил ногой.
В людях и по сей день сохраняется жестокость, эгоизм, неблагодарность, но, когда они сталкиваются с этими пороками в ком-то другом, — яростно осуждают.
Анализ произведения
История создания
В 1891 году 23-летний Горький путешествует по Бессарабии. В воздухе этого края юноша почувствовал «романтический дух», который был ему близок. Под впечатлением от поездки у молодого литератора появился замысел будущего рассказа «Старуха Изергиль». В 1894 рассказ был написан. Эта дата обоснована письмами Горького писателю В. Г. Короленко.Первая публикация в «Самарской газете» относится к следующему 1895 году.
Ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — отзывался автор о своём творении.
В рассказе три сюжета объединяет сквозная тема:
Для чего стоит жить
Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия
Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,
Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.
Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.
Человек должен жить для чего-то большего, чем он сам, тогда его жизнь не будет напрасной.
Проблематика
Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.
Изложенная Горьким история показывает, что факт жизни как существования и свобода как абсолют сами по себе ничего не стоят. Для жизни в полном смысле этого слова человеку нужен человек, поддержка общества, взаимопонимание. Данко же с легкостью отдает свою жизнь, которая не была бы ценностью в дремучем лесу, где он и его соплеменники вынуждены выживать. Лучше достойная гибель во спасение, чем такая жизнь.
Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.
Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.
Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.
Композиция
Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.
Жанр и направление
«Старуха Изергиль» — это рассказ, то есть эпическое произведение малой формы, один из основных жанров прозаической литературы. Произведение имеет ряд особенностей. Помимо рассмотренной выше композиции, к ним относится манера повествования. Читателя порадует образный, поэтичный язык произведения. Текст преисполнен эпитетами, краткими, но меткими описаниями. Горький буквально «живописует» картины словом.
Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».