на что обратить внимание в резюме кандидата
Как составить резюме, которое заинтересует работодателя
Расскажите об опыте правильно
Опыт — первое, на что смотрят работодатели при поиске сотрудника. Чтобы произвести положительное впечатление, следуйте простым рекомендациям.
Опыт должен выглядеть цельным
Частая смена работы или длительные пробелы в стаже — тревожный сигнал для руководителя. Если перерывы были, объясните их причины: взяли декретный отпуск, перешли на фриланс, открыли свое дело. Представьте пробел в стаже ценным этапом, который помог вам двигаться дальше.
Важны последние три года работы
Начало карьеры мало рассказывает о вашем профессиональном уровне сейчас. Требования к профессиям меняются, нормативы и документы — тоже. Укажите в резюме последние места работы и свои обязанности. Выделите 4-5 основных задач и опишите их понятным менеджеру языком. Начальные этапы карьеры можно упомянуть совсем кратко или соединить несколько записей в одну, если вы часто меняли работу, оставаясь в одной должности.
Подчеркните достижения и результаты
Говорите о своем опыте в конкретных и измеримых показателях. Что изменилось в компании благодаря вашей работе?
«Занимался оптимизацией бизнес-процессов» — «Разработал корпоративные стандарты контроля качества обслуживания»
«Осуществлял холодные звонки и активные продажи» — «За полгода увеличил базу первичных клиентов компании на 20%»
Определите уровень ожиданий
Пометка о желаемой зарплате отсеет неподходящие вакансии и сориентирует работодателей. Боитесь отпугнуть рекрутера или упустить возможную выгоду? Посмотрите похожие вакансии, сверьте свои пожелания со средней зарплатой по рынку в вашем регионе. Подробнее об этом читайте в одной из наших статей.
Подчеркните ключевые навыки
Ключевые навыки — специальные знания и умения, которые применяются в конкретной сфере. Для маркетолога подойдут «SWOT-анализ» и «Разработка стратегии продвижения», для финансиста — «Бюджетирование» и «Оценка рисков», и так далее.
Система hh.ru подскажет наиболее короткий и употребимый вариант того или иного навыка — по возможности выбирайте именно его. Избегайте очевидного: знание Windows и Chrome можно не упоминать, а вот навыки «1С: Битрикс» или «b2b-продажи» — ваше преимущество перед другими кандидатами.
Раздел «Обо мне»
Грамотно оформленный раздел «Обо мне» выделяет кандидата и повышает шансы получить приглашение. Пишите только о том, что будет интересно потенциальному работодателю и поможет получить желаемую должность.
Личные качества
Отойдите от клише: коммуникабельность, исполнительность, стрессоустойчивость встречаются в каждом втором резюме. Вспомните свои отличительные черты и методы работы либо опишите привычные качества более развернуто.
Плохо: Меня отличает ответственность и пунктуальность.
Лучше: Добросовестно отношусь к выполнению задач. Умею работать в условиях неопределенности и самостоятельно принимать решения.
Достижения
Выиграли чемпионат города по шахматам или олимпиаду по программированию? Напишите об этом, а общие интересы опустите.
Плохо: Увлекаюсь чтением и спортом.
Лучше: КМС по плаванию и скалолазанию. В свободное время читаю литературу по бизнесу и саморазвитию.
Ключевые слова
Чтобы обрабатывать резюме быстрее, менеджеры ищут по ключевым словам. Для разработчика это названия языков программирования, для бухгалтера — версии конфигураций. Используйте правильные ключи, чтобы вас было легче найти.
Оставьте удобные контакты
Указывайте простой электронный адрес: в идеале — первая буква имени и фамилия. Это правило делового этикета и признак профессионального подхода к работе. Если нужно, оставьте телефон для связи — одного номера будет достаточно. В строке домашнего адреса укажите город и при желании — ближайшее метро.
Выберите подходящую фотографию
Фотография в резюме — это плюс, независимо от сферы деятельности и должности. Подойдет портрет, где вы спокойно смотрите в камеру и хорошо видно лицо. В резюме используйте деловое или нейтральное фото, а снимки с отпуска и праздников сохраните для домашнего архива.
Как писать
Итоговый текст резюме должен представлять собой выжимку, в которой содержится только самая необходимая информация. Большинство резюме однотипны, поэтому лучше писать о себе просто и по делу. Избегайте сложных оборотов и казенных формулировок.
Плохо: Эффективно исполняемые мною обязанности высоко ценились на предыдущем месте работы.
Лучше: Я соблюдаю сроки и аккуратно веду отчетность.
Проверка резюме
Грамотно написанный текст производит хорошее впечатление, а резюме с ошибками выдает спешку или невнимательность. После заполнения анкеты пройдитесь по тексту, исправьте недочеты и уберите лишнее. Помните: у каждой профессии есть свои особенности. Если от юриста ждут резюме без единой ошибки, то бухгалтерам важнее указать конкретные счета и версии 1С, с которыми они работали.
Эксперты сервиса «Готовое резюме» составляют резюме без ошибок и учитывают особенности профессий. Час собеседования — и новый документ окажется у вас на почте и в личном кабинете, готовый к поиску идеальной работы.
Узнать за 8 секунд: как рекрутеры смотрят резюме
Резюме — это первое знакомство с соискателем. И от впечатления, которое оно произведет, может зависеть решение о собеседовании. Грамотный текст с четкой структурой и понятными формулировками повышает шансы получить приглашение, объясняет Наталия Мальцева, директор по персоналу ООО «ЭГИС-РУС»: «Фактически резюме — это ваш пропуск (или допуск) к личной встрече с будущим работодателем. Поэтому очень важно грамотно составить резюме и описать свой опыт и навыки так, чтобы вызвать заинтересованность рекрутера».
Чем четче запрос, тем быстрее оценка
Когда рекрутер ищет специалиста с конкретными навыками и по четким критериям, то просмотр резюме действительно может быть очень быстрым. Например, эксперт по продаже вакуумных насосов с опытом более пяти лет, свободно владеющий английским, — достаточно посмотреть нужные графы стандартного резюме, чтобы принять решение по кандидату. Для такой оценки хватит 10 секунд.
При более сложных запросах рекрутеру потребуется больше времени. Бывает, что компания ищет человека с определенным опытом или готова принять сотрудника из смежной сферы. Также более глубокий поиск характерен для случаев, когда открывается новое направление или планируется запуск проекта, для которого на рынке просто нет достаточного количества специалистов. Здесь потребуется внимательно изучить резюме и сопроводительное письмо.
Иногда глубокое изучение резюме необходимо, потому что этого требует позиция, на которую подбирают человека, объясняет Любовь Воскобойник, консультант группы профессионального подбора ManpowerGroup Russia & CIS: «Если мы говорим о позициях с большим количеством критериев или с критериями, которые не лежат на поверхности, то здесь иногда требуется до 5–7 минут. В таких случаях релевантность опыта кандидата можно оценить, только ознакомившись более детально с его функциями, его положением в структуре, зоной ответственности».
Грамотный текст и ключевые слова
Ключевые слова в тексте помогают рекрутеру принять решение по кандидату. Поэтому стоит включить их в резюме, если вы хотите заинтересовать нанимателя, говорит Дарья Рудник, директор по персоналу компании АТОЛ: «На первом этапе резюме просматривается довольно быстро. Главное — уловить в нем ключевые слова. Если таковые есть, резюме изучается внимательнее; если нет, то откладывается в сторону».
Грамотность и общее оформление резюме тоже влияют на скорость оценки. Если в резюме есть ошибки, непредсказуемо меняются шрифты и межстрочные расстояния, рекрутер быстро отложит его и перейдет к следующему кандидату. Лучше заранее проверить орфографию и пунктуацию с помощью онлайн-сервисов или попросить кого-то из знакомых просмотреть ваш текст.
Структура и шифры
Если вы заполняете резюме с помощью специального сервиса, то нужное оформление будет настроено автоматически. При самостоятельном создании документа все придется делать вам. В таком случае важно помнить, что сплошной текст читать сложно. Выделяйте ключевые слова другим начертанием, добавляйте нумерацию и подзаголовки для разных блоков своего резюме.
Хорошо структурированный рассказ про свой опыт создает благоприятное впечатление о кандидате, считает Наталия Мальцева: «Резюме лучше воспринимается, если в нем присутствует структура — используется оглавление отдельных информационных блоков, перечисления выполнены в виде абзацев и буллитов, хронология опыта идет от настоящего к прошлому. Важно лаконично сформулировать информацию о своем опыте и достижениях, чтобы избежать многостраничного резюме. Выбирайте именно те периоды работы и достижения, которые соответствуют вакансии. Остальные заслуги тоже можно перечислить,однако не стоит посвящать им много места».
Используйте общепринятые названия отделов и должностей. Описание опыта должно быть понятным и кратким, рассказывает Наталия Мальцева: «В разных компаниях бизнес-процессы обозначаются разными аббревиатурами — расшифровывайте их. В противном случае рекрутеру попадет закодированное письмо, на которое он не будет тратить время».
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо может дополнить рассказ об опыте. Для отклика на стандартную вакансию достаточно 3–4 абзацев, говорит Наталия Мальцева: «Сопроводительное письмо уместно, когда вы хотите и можете сформулировать, почему именно ваши опыт и знания могут быть полезными для конкретной вакансии в конкретной компании. Оно должно демонстрировать ваши мотивацию и ценность для компании».
Слишком длинные сопроводительные письма не всегда играют на руку соискателю. Биографические данные или обширный список хобби обычно не влияют на оценку кандидата как профессионала, объясняет Дарья Рудник: «В письме нужно отразить несколько важных вещей. Во-первых, опыт, соответствующий описанию вакансии по ключевым словам. Если ищут финансиста, работавшего в западном банке, не упоминайте про отечественный, пишите только про свой международный опыт. Еще важно обозначить пользу, которую вы можете принести данному бизнесу. В вакансии передается «боль», которую компания хочет снять благодаря новому человеку. Опишите, как вы можете решить этот вопрос».
Всю важную информацию о вашем опыте лучше отразить в резюме. Сопроводительное письмо выполняет вспомогательную функцию. Например, можно заострить внимание на схожих задачах, говорит Любовь Воскобойник: «Сопроводительное письмо должно помогать рекрутеру качественнее оценить опыт кандидата, а не увеличить время поиска необходимой информации. Сюда можно включить схожие задачи и навыки, которые отражены в требованиях к вакансии, показать релевантность своего бэкграунда».
Иногда неформальное сопроводительное письмо бывает уместным. Например, наниматель указывает в вакансии, что миссия компании — защита окружающей среды. Здесь можно упомянуть, что вы предпочитаете холщовую сумку полиэтиленовым пакетам и правильно утилизируете старые батарейки, поддерживаете ЗОЖ и здоровое питание. Часто по тексту вакансии ясно, что в команду ищут единомышленников, в том числе по образу жизни. В таких случаях стоит рассказать о своих увлечениях, если вам действительно близки идеи нанимателя.
Как составить резюме: наши советы соискателям
В этой статье мы собрали советы по составлению идеального резюме. Для простоты мы расположили материал по разделам, которые ждут вас при заполнении формы резюме на hh.ru.
Фото, контакты, место проживания
Фотография в резюме всегда будет плюсом, даже если должность не предполагает общения с людьми. Фото сделает резюме персонализированным: его будет легче заметить, а отклик сложнее пропустить или удалить. Но выбирать портрет для резюме нужно критически: неудачное фото может все испортить. Лучше всего подойдет профессиональное портретное фото, деловое и нейтральное.
В разделе контакты обратите внимание на почтовый ящик — он должен соответствовать профессиональному статусу. Адрес kisulya1987@mail.ru подчеркнет неделовой подход к работе. А вот angelina.vavilonova@gmail.com — уже лучше.
Некоторые соискатели указывают в резюме свой домашний адрес вплоть до конкретной квартиры. Достаточно указать город или ближайшее метро, например, «Мытищи» или «село Мансурово в Курской области».
Желаемая должность и зарплата
Указывать желаемую зарплату в резюме необязательно, но любой работодатель будет рад, если вы это сделаете. Универсальный совет в такой ситуации: написать сумму на 15–20% большую, чем та, которую вы зарабатываете сейчас. Это даст возможность торговаться без ущерба для собственных интересов. Подробнее о том, как определить желаемый доход, мы рассказывали в одной из статей.
Сверяйте свои ожидания со средней зарплатой по рынку: посмотрите на вакансии, на статистику по региону и профессиональной области. Завышенный на 40% и более оклад однозначно отпугнет рекрутера. Узнать среднюю зарплату по рынку для своего города и свой профобласти можно в Индексе HeadHunter.
Исключение — резюме топ-менеджеров. Зарплаты руководителей рассчитываются в разных компаниях по-разному, и конкретные ожидания могут помешать получить выгодное предложение.
Опыт работы
Если вы не начинающий специалист, то именно опыт — главная часть резюме. Поэтому к этому разделу стоит подойти с особой тщательностью.
Избегайте общих фраз вроде «был самым трудолюбивым работником отдела» — это мнение, которое невозможно проверить, поэтому оно не интересно работодателю.
Иногда соискатели описывают работу в той или иной компании, будто пишут главу из собственной биографии: «Здесь я начинал карьеру с низших должностей, усердно добиваясь повышения» или «При беглом знакомстве можно подумать, что работа давалась мне легко, но на самом деле было ровно наоборот». Эти примеры — эталон того, как не надо описывать опыт. Резюме сработало, если работодатель за несколько секунд разобрался в опыте и понял, что этот кандидат стоит более внимательного изучения. А продемонстрировать энтузиазм можно в сопроводительном письме.
Образование
Все указанные в резюме образовательные курсы должны относиться к профессиональной деятельности. Лучше упустить что-то, чем добавлять сомнительные сертификаты — например, о курсах по массажу, — если в работе эти знания не нужны.
О тернистом пути наверх всегда лучше рассказать на собеседовании. Поэтому можно опустить учебу в техникуме или ПТУ, если есть диплом о высшем образовании в той же сфере.
Ключевые навыки
Многие соискатели полностью игнорируют этот раздел, а зря: часто именно сюда смотрит рекрутер после знакомства с опытом и образованием кандидата. Ключевые навыки — это специфические знания и умения, относящиеся непосредственно к рабочим процессам. Для юристов это могут быть «Арбитражные суды» и «Корпоративное право», для менеджера по логистике «Работа с таможенными органами» и «Инкотермс», для финансиста — «Статистический анализ» и «Бюджетирование», и так далее.
При заполнении этого раздела система hh.ru подскажет название того или иного навыка, предлагая наиболее короткий и унифицированный вариант — по возможности выбирайте именно его.
Избегайте очевидных вещей: не нужно писать, что вы знаете Windows, Internet Explorer и пользуетесь электронной почтой.
Обо мне
Очень часто соискатели путают навыки с личностными качествами и указывают в разделе ключевых навыков что-то вроде «Ответственность» или «Пунктуальность». Советуем написать об этих качествах в разделе «Обо мне» и избегать банальностей. Вместо «Ответственности» и «Пунктуальности» напишите «Добросовестно отношусь к выполнению задач» и «Всегда укладываюсь в обещанные сроки». Суть от этого не поменяется, но формулировка привлечет больше внимания.
В некоторых случаях можно указать личностные качества, которые не относятся напрямую к профессии — это может быть хорошая физическая форма или спортивные достижения («КМС по лыжным гонкам»). Это касается и представителей не самых очевидных профессий: скажем, физическая форма часто важна для менеджеров по продажам, так как им приходится часто ездить на встречи и в командировки.
Все то же самое относится и к достижениям в интеллектуальной сфере. Если вы чемпион города по шахматам или выиграли олимпиаду по программированию — это интересно. Если просто увлекаетесь чтением, то нет. Добавляйте только то, что можно доказать и что поможет получить желаемую должность.
А вот хобби в большинстве случаев лучше совсем не указывать. Рекрутеру оно не интересно, а экзотические занятия (вроде эзотерики и даже йоги) и вовсе могут отпугнуть.
Как писать
Теперь коснемся вопроса языка резюме. Хороший язык не только расскажет о вашем уровне развития, но и заметно облегчит работу рекрутера — ему не придется пробираться сквозь набор штампов и сложных оборотов, чтобы добраться до сути.
Итоговый текст резюме должен представлять собой выжимку, из которой убрано все, что в принципе можно убрать без потери смысла: вводные слова, эпитеты, причастные и деепричастные обороты, лишние отглагольные прилагательные и существительные.
Неправильно: Занимался организацией проведения инвентаризаций в принадлежащих компании подразделениях. Осуществлял деятельность по организации тендеров, в частности, подготовку обширного пакета документов по этому вопросу.
Правильно: Проведение инвентаризаций в подразделениях компании. Подготовка пакета документов для проведения тендеров.
Следуйте нехитрому принципу: чем короче и проще предложения, тем лучше.
Ключевые слова
Вставляйте в свое резюме слова-маркеры, по которым рекрутер сможет его отыскать через поиск. Например, если вы аудитор и работаете с оффшорными компаниями, то в вашем резюме обязательно должно встречаться слово «оффшоры».
Подумайте над тем, какие ключевые слова относятся к вашей профессии, представив, какие термины рекрутер будет использовать при поиске резюме. Используйте информацию из интересных вам вакансий.
Сопроводительное письмо
В системе hh.ru знакомство рекрутера с вами всегда начинается с сопроводительного письма. Обычно оно начинается с приветственной фразы: «Здравствуйте! Меня зовут Кондратий Степанов и меня заинтересовала ваша вакансия городского посадника».
В новом абзаце кратко опишите свои достижения и основные навыки («руководил отделом», «участвовал в проектах» и так далее). Этот абзац не должен быть длиннее трех-четырех предложений.
Третий абзац — ключ к сердцу рекрутера. Напишите в нем, почему вы хотите работать в компании и почему вы считаете свою кандидатуру подходящей. Старайтесь избегать банальных фраз вроде «работу в вашей компании считаю возможностью для дальнейшего развития» — такие фразы заставят рекрутера подозревать, что вы копируете одно и то же сопроводительное письмо для разных вакансий.
Постарайтесь разыскать в интернете информацию о компании и указать факт знакомства с ней уже в сопроводительном письме. Хороший пример: «Меня особенно заинтересовали ваши проекты в телекоме: я 4 года работаю в b2b продажах и постоянно пересекаюсь с такими клиентами».
Заканчивать резюме принято фразой, подтверждающей вашу готовность подъехать на собеседование: «Благодарю за внимание и буду рад встретится, чтобы ответить на ваши вопросы!».
Проверка резюме
Когда работа закончена, советуем два-три раза внимательно пройтись по тексту, исправляя ошибки и редактируя не слишком удачные фразы. Имейте в виду, что опечатки в заголовках, названиях компаний и должностей особенно насторожат работодателя.
Перечитывать текст больше трех раз подряд бессмысленно. Лучше вернуться к нему через некоторое время и тогда проверить еще раз. Если хотите показать резюме кому-нибудь еще, выбирайте человека с опытом работы рекрутером — в ином случае гарантированно получите ворох ненужных советов.
Если рассматриваете несколько разных должностей — например, «менеджер по продажам» и «руководитель отдела продаж», — составьте два разных резюме. Но имейте в виду, что на hh.ru работодатель может увидеть названия других резюме в профиле соискателя, поэтому должности должны быть из одной профессиональной области. Или хотя бы одного уровня — инвестиционный аналитик, который одновременно курьер, для работодателя не самый интересный кандидат.
Помните: у каждой профессии есть свои особенности. Если от юристов ждут идеального резюме без единой ошибки, то, например, бухгалтерам важнее указывать конкретные счета и версии 1С, с которыми они работали. Различия между «субкультурами» разных профессий не позволяют сделать единственно верную инструкцию для всех. Мы собрали только общие советы, которые относятся ко всем соискателям.
Чтобы резюме учитывало индивидуальные особенности, лучше воспользоваться услугами опытных HR-менеджеров — например, нашим сервисом «Готовое резюме».
Профессиональный анализ резюме
Чтобы найти действительно подходящую кандидатуру, работодателям зачастую приходится пересмотреть от нескольких десятков до нескольких тысяч резюме. Именно поэтому важно уметь за минимальное время извлечь из резюме максимум информации.
Структура резюме позволяет ознакомиться с ним наискосок. Обычно внимание сразу привлекают такие моменты как наличие высшего образования, последнее место работы, владение иностранными языками и возраст. Если резюме проходит этот первичный этап отбора, то уже можно говорить о более детальном его разборе.
1.Образование
В первую очередь, здесь нужно определить общее направление. Ведь критерии зависят от того, в какой сфере получено образование. Например, юристу важен диплом университета, а для менеджера по продажам название ВУЗа не столь существенно.
Вызывает интерес также наличие дополнительного образования. Список прослушанных тренингов и пройденных курсов может быть бесконечным. Очень важно не заблудиться в нем и найти то, что действительно стоит вашего внимания.
Важно! Отдельным пунктом стоит выделить диплом МВА. Польза популярной в последнее время программы «мастер делового администрирования» зависит от заведения, которое ее организовало. Здесь учитывается язык преподавания, форма обучения, профессионализм преподавателей. Если диплом был получен вследствие заочного обучения в каком-то филиале, то вряд-ли он несет какую-то ценность.
2. Опыт и рабочий стаж
Прежде всего, работодатель обращает внимание на последнее место работы. Если это была известная крупная компания, этого может быть достаточно для приглашения соискателя на собеседование. Если компания малоизвестна, то на изучение резюме кандидата придется потратить больше времени.
Очень сложно оценивать резюме соискателя, который работал и искал себя в разных сферах. Здесь на помощь придет заявленная желаемая должность. Она должна соответствовать возможностям и способностям кандидата.
Важно! Такой момент, как частая смена работы обычно выглядит подозрительным. Но, если соискатель объяснил это действительно уважительными формулировками, например, прекращением деятельности компании, то оценивать его только по данной строчке в резюме не стоит.
3. Достижения
В этом пункте работодателю стоит оценивать только те достижения, которые относятся к карьерным. Кстати, успехи в учебе, относятся сюда же, особенно если у кандидата еще недостаточно опыта работы. Но вот, ознакомиться стоит со всеми достижениями, которые указывает соискатель. Это поможет лучше его узнать и понять, подходит вашей компании такой человек или нет.
4. Другие навыки и дополнительная информация
Именно этот пункт в резюме дает ответы на многие вопросы. Например, есть ли автомобиль у кандидата на должность торгового представителя или насколько хороший уровень владения английским претендента на должность личного ассистента?
5. Персональные данные
Это очень индивидуальный пункт, оценка которого зависит от политики компании. Помимо содержащейся информации, резюме часто оценивают также на оформление и целостность. Ведь умение правильно составить резюме уже свидетельствует об интеллекте кандидата и его аналитических способностях.
Что в резюме выглядит подозрительным?
1.Резюме без четкой структуры изложения информации. Это может указывать на недостаточно развитое мышление. Настолько, что тратить время на резюме данного кандидата — бессмысленно.
2. Название резюме вроде «Только руководящая должность», «Любая работа», «Ищу работу» и так далее. Название должно отражать цель резюме.
3. Размытая профессиональная цель. Когда соискатель указывает слишком много должностей, из абсолютно разных сфер деятельности это приводит к обратному эффекту. Ведь эффективность работы людей с недостаточной профессиональной мотивацией вряд-ли будет высокой.
4. Чрезмерные амбиции не соответствующие опыту и способностям соискателя.
5. Отсутствие в резюме опыта работы и образования или даже информации о специфики компании, в которой кандидат работал. Либо такому человеку есть что скрывать, либо рассказывать просто нечего.
6. Слишком детализированные и полностью шаблонные резюме.
7. Грамматические ошибки и неудобное визуальное оформление.
8. Фотографии, не соответствующие деловому стилю.