на что обращать внимание при составлении договора
На что стоит обратить внимание при заключении договора подряда?
Практически каждый предприниматель при осуществлении своей деятельности сталкивается с договором подряда. В зависимости от специфики бизнеса договор и условия, на которые стоит обратить внимание, могут отличаться. Однако, существует перечень моментов, которые следует более тщательно проверить при согласовании и заключении договора подряда. Давайте разберемся, какие пункты нельзя игнорировать?
Предмет договора
Стоит отметить, что разработка задания может быть поручена подрядчику в качестве отдельного вида подрядных работ.
К предмету относят работу и ее результат.
В работу включают содержание и объем.
Содержание определяется на основании вида работы: изготовление из собственных материалов, переработка, обработка и др. В связи с этим, для конкретизации содержания работы следует отразить:
Срок выполнения работ
При этом, срок окончания должен быть четко определен и не может быть обусловлен такими обстоятельствами как утверждение заказчиком акта сдачи работ.
Срок действия договора также не признается в качестве согласования сроков выполнения работ.
Нарушение сроков выполнения и сдачи работ является распространенным нарушением, которое приводит к предъявлению исков о взыскании штрафных санкций за их несоблюдение.
В случае возникновения спора по указанному основанию помощь могут оказать иные условия договора.
В случае, если Вы являетесь подрядчиком, то спасением в такой ситуации может оказаться ссылка на просрочку кредитора, которая выражается в следующем:
Положения договора, подтвержденные документами, позволят доказать факт просрочки по вине заказчика, что является основанием для освобождения от ответственности.
Цена работ
Качество работ и порядок приемки выполненных работ
В связи с этим, четкое указание качественных характеристик, свойств и целевого назначения работ позволяют минимизировать споры.
При их отсутствии применению подлежат требования, обычно предъявляемые к аналогичной работе, либо обязательные требования. В такой ситуации заказчик не вправе требовать соблюдения добровольных требований, не предусмотренных соглашением.
При приемке работ заказчик должен проверить передаваемые работы. Установление порядка приемки позволит значительно упростить возможность доказывания факта наличия или отсутствия недостатков на момент приемки.
Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.
А) При приеме выполненных работ заказчик не всегда проверяет работы, однако подписывает передаточные документы.
Спустя определенное время обнаруживается, что работы выполнены не в полном объеме или ненадлежащего качества.
Заказчик отказывается от оплаты в полном объеме работ, что приводит к рассмотрению дела в суде.
В таком случае при грамотно составленном договоре заказчик вправе ссылаться на следующие обстоятельства:
Б) Однако встречаются и иные случаи. Когда при приемке работы были проверены, акт подписан, но спустя какое-то время появились недостатки и заказчик обращается с претензиями к подрядчику, ссылаясь на ненадлежащее выполнение работ.
Подрядчик пытается доказать следующие обстоятельства:
Гарантийные обязательства
В судебной практике возникают споры относительного того, является ли тот или иной недостаток, выявленный заказчиком, ненадлежащим выполнением работ или должен рассматриваться в рамках гарантийных обязательств.
По этой причине рекомендуем определить гарантийный срок и условия его продления, порядок его исчисления, на что распространяется гарантия, действие гарантии при расторжении договора, порядок сообщения о наступлении гарантийного случая, а также срок, порядок и процедура передачи результатов гарантийного обслуживания.
При определении гарантийных условий в договоре, применению подлежит законный гарантийный срок, который по общему правилу составляет 2 года.
Ответственность сторон за нарушения
Остановимся более подробно на пени и штрафе.
Как правило, пени начисляются за нарушение сроков (оплаты, передачи работ и др.), штраф уплачивается в виде согласованной фиксированной суммы.
При этом, применение двойной меры ответственности за одно нарушение недопустимо. В связи с этим, штраф чаще всего устанавливают за нарушение обязательств за исключением тех, за которые предусмотрено взыскание пени.
Такая формулировка ставит подрядчика в невыгодное положение, так как на него возложено большое количество обязательств, некоторые из которых на практике соблюдаются крайне редко и носят формальный характер.
Именно поэтому, необходимо минимизировать ответственность за нарушения и определить условия, неисполнение которых влечет привлечение к ответственности для более внимательного отношения к их исполнению.
Нами были рассмотрены лишь некоторые условия договора подряда, которые чаще всего ложатся в основу споров между сторонами. Учет особенностей составления договора позволит обезопасить сторону договора и в дальнейшем избежать дополнительных расходов.
[1] «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997).
[2] «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997).
На что обратить внимание при заключении договора поставки?
Вы не знаете, почему не стоит включать в договор поставки понятие «банковский день»? Вам неизвестно, чем неустойка отличается от штрафа? У вас в штате нет юриста и как правило работу с договорами осуществляет менеджер или главный бухгалтер, т.е. специалист который не обладает практическими знаниями в области юриспруденции? В статье мы рассмотрим некоторые тонкости договора поставкам и научим вас составлять его таким образом, чтобы минимизировать риски.
Цена договора
В этом же пункте важно обратить внимание на порядок оплаты. Для покупателей удобней будет оплата после поставки товара и подписания товарной накладной. Обратите внимание, какие дни будут указаны для оплаты — рабочие или календарные. Рекомендуем избежать включение в договор понятия «банковский» день, так как в действующем законодательстве отсутствует толкование такого понятия. Если определение сроков в «банковских» днях используется в договорных отношениях, то стороны могут вложить в это понятие собственный смысл, который следует выяснять при толковании условий договора, если описание данного понятия не указано в договоре буквальною.
Поставщикам товара советуем добавить в условия оплаты авансовый платеж. Его возможно указывать как в твердой денежной сумме, так и в процентном соотношении от общей цены поставки.
Порядок приемки товара
Или же данный товар является необходимой деталью для оборудования и из-за отсутствия договоренности между сторонами покупатель может понести убытки. В данном случае сторонам договора следует определить: объем обязательств покупателя при приемке товара, проверку товара на условия договора (по качеству, количество, ассортименту), срок для выявления недостатков, порядок составления акта об обнаружении недостатков, порядок уведомления поставщика о выявленных недостатках и иные условия. Соответственно, стороны для согласования порядка приемки должны определить, какие способы и процедуры они будут применять.
Штрафные санкции
Штрафные санкции делятся на два вида: неустойка и штраф. Неустойка выплачивается за каждый день просрочки поставки товара/оплаты/замены товара и т.д. Если, договором предусмотрен авансовый платеж и окончательный, то можно предусмотреть ответственность в виде неустойки за просрочку как каждого платежа, так и по отдельности.
Кроме того, стороны могут предусмотреть условие об удержании покупателем неустойки за нарушение поставщиком условий договора из суммы, подлежащей уплате за товар, либо условие о прекращении обязательства по уплате неустойки зачетом встречного требования.
При отсутствии в договоре соглашения о неустойке за просрочку исполнения денежного обязательства пострадавшая сторона может требовать уплаты ей процентов по ст. 395 ГК РФ, а также взыскания причиненных убытков, предварительно доказав их.
Штраф указывается в договоре в фиксированной сумме или в процентном соотношении от цены договора. Штраф может быть указан, например, за неудовлетворение в срок требования покупателя о замене дефектного товара. Ответственность в виде штрафа можно оценить сразу при заключении договора.
Однако, если все же получилось так, что контрагент предъявил штрафные санкции, не спишите их оплачивать. Ознакомитесь с условиями заключенного договора. Для примера приведу случай из своей практики. Покупатель предъявил требование об оплате штрафа за непроизведенную замену товара с дефектом. Штраф был очень высокий, порядка 2 миллионов рублей. Однако, после анализа всей документации, со стороны поставщика был направлен ответ на претензию об отказе в выплате штрафа по причине нарушения покупателем условий о возврате дефектного товара. А именно: «. по условиям договора скрытые недостатки должны быть выявлены покупателем не позднее 14 календарных дней с момента поставки. При этом, в случае выявления такого недостатка, покупатель обязан оповестить поставщика телеграммой и вызвать его представителя для составления сторонами акта о выявленных недостатках». Однако, в данной ситуации покупатель не только направил претензию спустя 2 месяца после поставки товара, но и не вызывал поставщика, и не представил акт о недостатках. В связи с нарушенным Покупателем условий договора, поставщик не обязан был нести ответственность в виде штрафа.
Таких примеров в судебной практике достаточно много, поэтому не торопитесь с выплатой неустойки и штрафа если имеются сомнения. Лучше в данной ситуации довериться практикующему юристу и на этапе консультации принять правильное решение по удовлетворению требований контрагента, содержавшихся в претензии.
Предъявление претензий и подсудность
В случае невозможности урегулировать спор в досудебном порядке, спор передается на рассмотрение в арбитражный суд (если сторонами договора являются юридические лица). Если контрагенты находятся в разных субъектах РФ, рекомендуем указать Арбитражный суд субъекта, в котором зарегистрирована ваша компания. Например, покупатель зарегистрирован в г. Москве, поставщик зарегистрирован г. Екатеринбурге. Покупатель, выступая истцом в процессе, обязан подать исковое заявление по месту нахождения ответчика, т.е. в Арбитражный суд Свердловской области. В данном случае, у покупателя при рассмотрении спора появятся дополнительные расход связанные с представлением его интересов в другом субъекте РФ.
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента
Также рекомендуем организовать подписание документа непосредственно в офисе у одной из сторон, это позволит лично познакомится с подписантом договора. Также чтобы обезопасить себя можно заключить договор поручения. В данном случае поставщик вправе будет обратиться непосредственно к поручителю, если покупатель не производит оплату поставленного товара. Поручителем может выступить как иное юридическое лицо, так и физическое лицо.
Вышеуказанные пять аспектов, на которые я рекомендую обращать внимание при заключении договора, как раз и являются поводом для разногласий сторон. Однако, немаловажное значение имеют и разделы договора об условиях поставки (транспорт, расходы, оповещение о поставке), порядок расторжения договора, переуступки прав требования третьим лицам, интеллектуальные права на товар, условия об экспертизы товара и иные. Как мы видим, все нюансы учесть очень сложно, поэтому рекомендую для минимизации рисков на этапе начала правоотношений между заказчиком и подрядчиком обратиться за квалифицированной помощью практикующего юриста.
Работа с договорами. На что обратить внимание
Ведение договорного документооборота является одной из ключевых задач в работе любой организации, а такой процесс, как заключение договора, требует повышенного внимания. Стоит отметить, что этот процесс включает в себя каждый шаг работы с договором, от создания и утверждения до внесения корректировок и контроля соблюдения обязательств сторон.
Полный цикл работы с договором — это сложный процесс, в который обычно вовлечены сразу несколько подразделений компании, что влечет за собой большие риски возникновения ошибок и весьма размытые сроки введения документа в силу.
Зачастую работа строится по принципу — кто свободен, тот и ответственный. Но это в корне не верно.
Правильно организованная и регламентированная работа с договорами заметно снижает эти риски, в то время как автоматизация согласования договоров полностью исключает их и делает этот процесс абсолютно прозрачным.
Зачем создавать регламент?
Но, прежде чем внедрять электронный документооборот, необходимо разработать регламент о договорной деятельности компании с такими разделами как: порядок согласования договора и сроки исполнения, ответственные лица, учет договоров, контроль соблюдения сроков. После создания подобного положения, можно приступать к выбору СЭД и автоматизации документооборота.
Регламент структурирует и четко расписывает все этапы работы с договорами, определяет ответственных лиц, регламентирует процесс согласования.
Если все сделано правильно, то в организации:
При этом можно поручить подготовку договоров специальному отделу, группе специалистов или по каждой сделке ответственными будут разные лица, например, менеджеры по продажам будут работать каждый со своим кругом клиентов.
Второй вариант более гибкий, т.к. можно дать менеджерам определенные права менять условия доставки, размер скидки и другие параметры, чтобы привлечь клиента.
Какой бы подход вы не выбрали, но в итоге все равно все контракты будут собираться в одном месте, к примеру, в бухгалтерии, или у руководителя подразделения. Их хранение — это тоже часть бизнес-процесса.
Независимо от организационных особенностей, необходимы единые для всех сотрудников правила и инструкции по работе с договорами. Ограничение прав и обязанностей отдельных работников — юрист будет рассматривать договор с точки зрения права, главбух — с финансовой точки зрения и налогообложения и т.д.
Стоит также определить, кто принимает окончательное решение и подписывает договор. Причем можно разделить разные виды сделок — с поставщиками, покупателями, на услуги связи, по командировкам и т.д.
Проще всего собрать все правила в едином документе, например. в Положении по договорной работе.
С чего начать?
В Положении предусмотрите несколько разделов:
По каждому этапу должен быть назначен ответственный, который будет вести учет, координировать работу и следить за исполнением.
Когда вы подготовили регламент, можно переходить к составлению стандартных форм, которые будут универсальны и могут использоваться без специального согласования.
В таком договоре можно сразу установить обычные условия для клиентов, например — срок поставки товара 10 рабочих дней, транспортные расходы за счет покупателя, 100% предоплата. Если какие-то условия будут меняться, их необходимо согласовать по регламенту.
Не забудьте о деталях
Определите формат проекта договора. Изначально ведь не обязательно иметь бумажный оригинал или электронный договор, достаточно обычного файла, составленного в Word или pdf.
Обговорить алгоритм действий на случай, если не получается прийти к единому мнению по тексту договора.
Если у вас есть юридический отдел или юрист, то, скорее всего он и сам знает, что делать. Если нет — постарайтесь обратить внимание на некоторые важные особенности:
Чем вы рискуете, заключая договор: ТОП рисков и способы, как их избежать
Если ваш контрагент ненадежен, то вам грозит в лучшем случае запрос на целую кучу документов, в худшем — серьезные финансовые потери и доплата налогов.
Пример преамбулы договора: ООО «Спутник», в дальнейшем именуемое Поставщик, в лице коммерческого директора Иванова И.И., действующего на основании доверенности № 456 от 01 февраля 2021 года, и ООО «Петров и Ко», именуемое в дальнейшем Покупатель, в лице менеджера Сидорова С.С., действующего на основании Приказа № 6 от 31 декабря 2020 года.
У предоставленных полномочий есть границы и сроки. Допустим менеджер может подписывать договор, но не имеет право вносить в него изменения, а его доверенность действует только 1 месяц.
Доверенность должна содержать данные о доверителе и доверенном лице, иметь номер и дату, срок действия.
В чем же плюсы СЭД?
Согласование договора является ключевым этапом при автоматизации электронного документооборота. В первую очередь, этот процесс должен быть основан на положении о договорной деятельности, включающем в себя список уполномоченных лиц, последовательность в движении договора и сроки его согласования.
На этом этапе система автоматически рассчитывает маршрут движения договора. Для этой работы СЭД использует матрицу согласования и визирования, с помощью которой система определяет документ по таким признакам как вид договора, ответственные лица, тип контрагента и т.д.
При ручном ведении договора время на его конечное утверждение равняется тому времени, которое требуется для утверждения каждым из ответственных лиц или отделов. Согласование договоров при помощи СЭД автоматизирует этот процесс и рассылает требующий утверждения договор по всем согласующим сотрудникам одновременно или в той последовательности, которая необходима. Это значительно упрощает процесс согласования.
После учета и внесения всех предложенных исправлений, договор снова выходит на тот же цикл согласования. Как только документ согласован, он отправляется на утверждение руководителю организации.
Поддержка работы с электронной подписью и интеграция с Диадок позволяет максимально ускорить подписание договора вашим контрагентом.
Подводя итоги, можно сказать, что автоматизация договорного документооборота делает работу с договорами максимально удобной и эффективной, значительно сокращает время работы с каждым из них и повышает уровень безопасности работы с документами.
С документами могут работать сразу несколько сотрудников, даже если они находятся на удаленке.
На что обращать внимание в договоре, чтобы вас не обманули
Обычные мошенники не заключают договоры. Более опытные и коварные заключат с вами такой договор, что вы будете виноваты и еще останетесь должны.
Даже если вы увидите эти признаки при подписании договора в серьезной инвестиционной конторе или в офисе застройщика, лучше возьмите паузу и скажите, что отнесете договор на проверку юристу. Мошенники будут вас переубеждать, а в нормальной компании отнесутся с пониманием.
🛎️ Исполнитель договора
👀 Заказчик
🗳️ Предмет договора
⏱️ Срок исполнения
🏷️ Цена
📋 Дополнительное соглашение
⚠️ Штрафы и расторжение договора
👺 Мошенники не любят договоры
да, пытались.
Пикантность ситуации в том, что это был договор с юристами на проверку договора купли-продажи, и он был намного подозрительнее самого проверяемого договора.
Ещё хорошо бы проверять полномочия лица подписавшего договор, но мне кажется это малореально. Если так на каждый договор просить доверенность/устав (оригиналы или копии с ЭЦП конечно же) можно вообще ничего никогда не подписать.
И ещё у условного «ООО Кусь» должен быть указан ИНН/ГРН. А то как-то раз я заметил в договоре один ИНН, на печати второй и название отличается на 1 букву, а на счёте для оплаты через банк вообще третий. Кажется, это был договор на покупку дивана, а правильное юрлицо в счёте(остальные два ликвидированы прнудительно)
Когда указал на это, сказали что-то типа » два года тут работаю, никто до вас не замечал» ¯\_(ツ)_/¯
Alexander, а я как-то попросила оригинал доверенности на подписание договоров. Оказалось, что данная доверенность (которая была вписана в проверяемый договор) выписана на основании другой доверенности, в которой не было прописано право передоверять + она давно закончилась 😸
Alexander, а мне говорили » 10 лет работаем, только вы потребовали договор»! Было в сервисе по ремонту коробок автоматов. Но договор дали.
Виталий, не, «мебель России» на Водном. Работает как выставочный зал с кучей частников.
Если договор предполагает регулярное внесение платежей (например, ежемесячно), важно, чтобы он не подписывался задним числом. Иначе может получиться, что вы внезапно должны за несколько месяцев в прошлом, хотя услугами фактически не пользовались.
Т–Ж так и не рассказал своим юристам о несоразмерных штрафах.
Открываем оферту Т–Ж для авторов, ищем пункт конфиденциальность, узнаём, что за разглашение конфиденциальных данных надо заплатить 10к долларов.
Ребята, так у вас подозрительный договор 🤣
Также опасной является строка в ответственности сторон о предоставлении коммерческого кредита в случае просрочки обязательства. Суммы процентов могут быть заоблачными и превышать размер основного обязательства в десятки раз.
Nilkoff, альтерантиву укажите пожалуйста. Пока что комментарий в стиле «не делайте неправильно»
Дамир, да вроде просто всё: урегулируйте споры в арбитражном суде, считайте суммы процентов и договаривайтесь на условиях попроще.
Покупал мотоцикл у знакомого, он почему-то захотел не нормальный прямой договор купли-продажи, а который составит «специально обученный человек». Расходы брал на себя, так что я согласился. В итоге при постановке мотоцикла на учет ИНН специально обученного человека не оказалось в базе и на основании этого мне пытались отказать в постановке на учет (. ). Так что будьте внимательны, да.
Иван, а специально обученный человек какой стороной договора выступал?
У нас мошенники наоборот договоры любят. При наличии договора полиция заявление заказчика будет отпинывать в ГПО. Взыскивается сумма через гражданское дело, а у ответчика вошь на аркане. В этом случае судебник только может приостановить действие спецправ, поставить запрет на выезд и на совершение нотариальных действий. Вот и будет исполнение тянуться годами.
Зауре, не всегда, проще вообще мошеннику на заключать договор. Нет договора, полиция даже не возьмётся.
«Исполнитель может включить в раздел об ответственности сторон условия, несоразмерные со стоимостью договора»
ГК РФ прямо запрещает ответственность, несоразмерную с суммой сделки, поэтому вы можете обратиться в суд, и он уменьшит штрафы до адекватных размеров
Yi, речь идет о ч.1 статьи 333 ГК РФ:
«Если подлежащая уплате неустойка явно «несоразмерна» последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии «заявления» должника о таком уменьшении.»
Да и я его подписала.Это страховая компания «Открытие». Всё верно и про мелкий шрифт и мудрёно составленный текст договора.Особенно пункт о расторжении договора,себя они не обидели,а я осталась в дураках.
Как сказал мой знакомый обманутый дольшик: «Я договор не читал, т. к. я там все равно ничего не понимаю». )
Да, было дело. Когда продавала квартиру, надо было подписать договор с банком о форме и оплате сделки, получении денег и ключей. Составляли этот договор в банке, дали на подпись. Я прочитала текст договора и он мне очень не понравился, не было никаких гарантий, что я получу деньги за свою квартиру и прочее. Я отказалась его подписывать, на что риелтор сказал, что это типичный договор, такой все подписывают. Я сказала, какие точно пункты мне в договоре не нравятся. Риелтор стал убеждать, что там все в порядке. В общем, я взяла текст договора и обратилась к начальнику банковского отдела. Та прочитала договор и согласилась, что в нем есть ошибки и она разберётся с сотрудницей, которая его составляла. Потом я посоветовалась с другими грамотными людьми и они сказали, что меня просто кинуть хотели с этим договором. Представляете! Я бы осталась и без квартиры, и без денег. А риелтор при этом таким симпатичным и честным казался.