на что обращает внимание мцыри в окружающей природе

Описание природы в поэме Лермонтова «Мцыри»

Поэма «Мцыри» — одна из самых известных в творчестве Михаила Юрьевича. Всего два героя фигурирует в произведении. Однако этого достаточно, чтобы полностью раскрыть идею автора. Также играет большую роль в «Мцыри» описание природы. В поэме Лермонтов при помощи нее позволяет читателю понять внутренний мир главного героя. Сочинение на тему: «Роль природы в „Мцыри“» задается школьникам в 8 классе.

Начало произведения

С самых первых строк поэма повествует о монастыре. В них описывается, что он находится в живописном месте, где соединяются две реки. Начальные строки как будто дышат миром. Даже неспокойные реки Кавказа обнимаются здесь, как сестры. Это контрастирует с событиями, которые будут развиваться в дальнейшем.

Молодой послушник покидает монастырь в одну из осенних ночей. Такое время года автором было выбрано не просто так. Поэма написана в романтическом ключе, а символизм осени — покинутость, потеря. Оставшись без родных, главный герой чувствует себя одиноким. Лермонтов, изображая осень как время побега, предрекает дальнейшую судьбу юноши. Все находятся в его поиске, и пейзаж сразу резко меняется: по горам протягивается темный лес.

Возникают нотки тревожности, с одной стороны, но, с другой, сразу появляется чувство независимости, воли, которого так боятся монахи, но для героя все выглядит иначе: «От келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы». Его состояние души описано именно такой цитатой. Так, в «Мцыри» природа противопоставляется монастырю. Она по-разному воспринимается послушниками и главным героем, и поэтому из-за простого изображения пейзажа возникает конфликт.

Три дня на воле

Все, увиденное героем, по факту и есть его жизнь, самые волнующие эмоции в ней. Для постижения характера юноши очень важно обратить внимание на то, как в своем покаянии он описывает картину природы.

На первый взгляд образ мира, вставший перед героем, великолепен и безоблачен:

Глазами парня Лермонтов описывает природу Кавказа, в которую невозможно не влюбиться, увидев ее хотя бы один раз. «Мцыри» — романтическое произведение, и поскольку для такого жанра свойственно, что сюжет будет развиваться на фоне невероятного пейзажа, выбор Михаила Юрьевича оправдан. Однако не только для изображения окружающей обстановки используется здесь природа. Роль ее в поэме «Мцыри» — продемонстрировать все изменения, происходящие во внутреннем мире персонажа.

Кавказ недаром относят к краю вольности. Ведь вид на его горы и бесконечные леса дает удивительное чувство свободы. Если взять Мцыри, то он тоже все это ощущает. Чарующая красота вокруг дает ему драгоценные воспоминания о его семье, которые он утерял, пребывая в заточении.

Природная стихия

Однако Кавказ обладает не только красотой, это дикое и уникальное место. Происходит смена пейзажа: бушует гроза. Она, конечно, напугает послушных монахов, которые боятся гнева Божьего, но Мцыри хочет быть родственной душой для ветра и сверкающих молний: «…О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Здесь Лермонтов пытается соотнести героя с дитём природы, у которого нет страха перед ночными горами, ползучими тварями, дикими животными.

Да, все это является не безопасным для юноши, однако только в людской среде Мцыри чувствует, что он изгой. И в этой части видно, какова роль природы в поэме. Она имеет особое значение, потому что способствует передаче романтического конфликта произведения. Через воссоединение героя с окружающей обстановкой становится видно, насколько ему чужда жизнь среди людей.

Взгляд Мцыри на внешний мир

Из рассказа героя можно понять, что к природе он не относится восторженно. Юноша принимает ее целиком такой, какая она есть. Все для него естественно:

Герой представляет природу как единый гармоничный организм, ничего не добавляя и не удаляя из нее, и это доказательство широты души Мцыри.

И все же молодой человек — романтик. Поэтому в поэме присутствуют образные описания, которые идут от лица самого героя. Все, на что бы ни устремил свой взгляд юноша, превращается в нечто живое и образное. «Разговор» между собой каждого элемента природы: камней, цветов и потока — это то, что, опираясь на его слова, кажется ему понятным, то, о чем его вспоминания.

Окружающий мир как будто начинает общаться с юношей: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Стоит отметить, что олицетворение в литературе — очень частое явление, оно оживляет природу, позволяет ей принимать участие в поэме наряду с другими персонажами. Развязка событий происходит в эпизоде битвы с барсом. Герой, до этого являвшийся только зрителем, сталкивается тет-а-тет с природой.

Схватка с барсом

Эта сцена, определенно, самая красочная во всем произведении. Для придания нужной атмосферы автор применяет разнообразные средства выразительности, такие как эпитеты, противопоставления, аллегории. Здесь также используется олицетворение, однако не только животное наделяется антропоморфными характеристиками, но и все вокруг: лес, ночная тень и месяц, выступающий в качестве наблюдателя. Природа оживает и нападает на героя, но он побеждает своего «врага» в сражении.

В этой части произведения роль описания природы обретает особенную ценность, потому что через противостояние с ней персонаж раскрывается как отважный и храбрый юноша. Любопытен прием смены ролей сражающихся: животное вопит «как человек», а Мцыри «визжит» как барс. Это еще раз говорит о единении персонажа и природы.

Смерть героя

Большую роль в произведении играют образы природной стихии в виде грозы, животного, вступившего в схватку с героем, горного потока. Они прибавляют новые детали к портрету Мцыри. Наблюдая за бурным ручьем, герой видит, как поток бессмысленно спорит с руслом. Это он применяет и к своей судьбе: лишившись всех сил, возвращается в монастырь. Тут он с досадой утверждает: хоть и относил себя к настоящему дитя природы, затворничество изменило его, отрезало связь с внешним миром.

Юноша умирает, а пейзаж над ним опять становится спокойным: расцветает акация, солнце резвится в саду, день сияет голубым небом. С одной стороны, такое состояние природы оттеняет бурю, возникшую в душе Мцыри, а с другой, приводит поэму к логическому завершению. Герой уходит из жизни, оставшись в ладах с этим миром, и последний его взгляд задерживается на Кавказе, таком далеком и недосягаемом.

Описывая природу, Михаил Юрьевич раскрывает всю ценность своего поэтического языка. Почти всегда он прибегает к привычным для романтической литературы приемам, используя эпитеты и сравнения. Однако наряду с этим Лермонтов создает собственные высокохудожественные описания, прочитав которые можно без доли сомнения ответить на вопрос Мцыри, что земля прекрасна, потому что это произведение автора служит ей гимном.

Источник

на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть картинку на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Картинка про на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе

Идея и тематика произведения

В основу поэмы Мцыри положен сюжет о юноше, бежавшем из храма. Его подростковый бунт во всех подробностях описывается Лермонтовым. Скучная жизнь в заточении стала для мальчика настоящим разочарованием, он устал играть роль послушника и решил бежать.

Хоть природа кажется лишь второстепенным персонажем, она постоянно говорит с читателем, демонстрируя свои живописные пейзажи, реки и леса. В её восприятии слушатель постоянно солидаризируется с Мцыри и не понимает монахов, для которых ее удивительные красоты становятся пустым звуком.

Встретившись со всеми опасностями Кавказа, юноша в итоге возвращается к своей темнице. Но происходит это не по его воле. Мцыри несколько дней плутал в лесу и совершенно не знал, в каком направлении ему двигаться.

Так это выглядит на первый взгляд, однако в его трагическое возвращение заложен куда более глубокий философский подтекст.

Роль природы

Работая над поэмой, Лермонтов романтизировал не только личность лирического героя, но и родственную ему природу. На протяжении всего произведения соотносятся два мира:

на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть картинку на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Картинка про на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе

Человек и природа в поэме «Мцыри» взаимодействуют и влияют друг на друга, автору удаётся в красочных эпитетах соотнести и описать сразу две тесно связанные реальности.

Однако на этом роль описания природы в поэме Мцыри не заканчивается.

Чтобы понять, какова ее истинная задача, необходимо структурировать имеющиеся в поэме образы и знания об эпохе, в которой жил Лермонтов:

Лермонтов проводит некую параллель, сравнивая красоты местной природы со скучной жизнью в храме. Такой контраст лишь усиливает впечатления от рисуемой картины, он заставляет лишний раз сопереживать главному герою и его борьбе со стихией.

Человек в поэме

Первое описание природы в «Мцыри» — это бескрайнее небо, пышные поля и величественные горные хребты, то есть то, что видит главный герой, покинув храм. При чтении произведения читатель не задумывается, прекрасна ли земля Мцыри, ведь в чарующие картины Кавказа тяжело не влюбиться. Лирический герой, как и читатель, опьянён красотой и ещё не замечает нависшей угрозы.

на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть картинку на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Картинка про на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе

Кавказ — дикий и непокорный край, но для Мцыри он не враг. Герой стремится подружиться с бурей, стать частью огромного мира, у которого не существует границ. Прожив в храме долгое время, юноша устал от заточения. Ни ночные горы, ни юркие змеи и голодные шакалы не способны напугать его так сильно, как сон с закрытой дверью.

Произведение Лермонтова обычно читают в 8 классе. В сочинении школьникам предлагают высказать своё отношение к поэме. Цитаты Мцыри о природе прекрасно описывают состояние подростка во время взросления. Рискованный и беспощадный мир кажется ему другом. Он не стремится к покою, ведь в тишине рождаются страхи.

Главный герой больше всего боялся остаться один на один с собой, ему было слишком тесно в своём внутреннем мире, поэтому он пожелал обратить свой взор на то, что находится за стенами храма.

Смерть Мцыри

Стремясь познать и охватить необъятный мир, Мцыри тем самым погубил себя. Он почувствовал себя бойцом, хищником, но в момент встречи получил смертельные раны.

Несмотря на множественные повреждения, мальчик одержал героическую победу в схватке со зверем и продолжил путь, будучи уже полностью измождённым.

на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Смотреть картинку на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Картинка про на что обращает внимание мцыри в окружающей природе. Фото на что обращает внимание мцыри в окружающей природе

Его разочарование не знало границ, когда после нескольких дней дороги он вернулся к своей темнице. Это очень сильная сцена, в которой Лермонтов демонстрирует ограниченность человеческой сущности. Сколько бы юноша ни взял от природы, он не способен вернуться к дикости.

Поэма Лермонтова — это не просто история побега, а рассказ о тесных взаимоотношениях человека и природы, их родственной близости и в то же время полной недосягаемости из-за давно утерянной связи.

Источник

Описание природы «Мцыри» – роль природы в поэме, материалы к сочинению по теме

Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и этого хватает для полного раскрытия идеи. Но, говоря о героях в «Мцыри», не стоит забывать о еще одном важном действующем лице: природе. Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.

Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Юный послушник, убежавший из монастыря, исчезает осенней ночью. Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом».

Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вот как говорит об этом сам Мцыри, совершивший желанный побег «от келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы»…

Так при помощи картины природы в поэме «Мцыри» с первых же строк задается оппозиция «природа – монастырь». Она по-разному понимается монахами и главным героем, и поэтому благодаря простому описанию пейзажа создается конфликт.

Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.

Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»… Красота окружающего его мира дарит ему бесценные воспоминания о его семье, которых он бы лишен в монастыре.

Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.

И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.

Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.

В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. Барс стонет «как человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.

Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. Это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе Мцыри, а с другой придает поэме завершенность. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе.

Отвечая на вопрос, какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:
а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;
б) изображение экзотической природы Кавказа для соблюдения законов романтического жанра;
в) формирование конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).

В описаниях природы Лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. Часто он использует уже привычные для романтической литературы эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). Но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. Прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос Мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма Лермонтова служит гимном этой земле.

Материалы, представленные в данной статье, будут полезны учащимся 8 классов при подготовке сочинений на темы «Природа в понимании Мцыри» или «Человек и природа в поэме Лермонтова «Мцыри»».

Источник

Природа в понимании Мцыри

Романтическая поэма “Мцыри”, написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.

Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: “как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”. Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с “грозой оторванным листком”.

От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.

Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной

О, я как брат
обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес – сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:

помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной.

Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба – быть покорным и смиренным монахом, ведь он

быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:

Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я.

Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой.

В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную “тюрьмой”. Он прекрасно понимает причину своей гибели:

Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!

Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в “милую страну”, и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.

Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком.

Related posts:

Источник

Природа и ее роль в поэме Мцыри сочинение

Мцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году – одна из последних произведении лирика. Возможно, поэтому он вложил в эту поэму всего себя, все свои переживания и одиночество. Он изобразил это во всем: на главном герое, на природе и природных явлениях. Именно поэтому, природа в этой поэме играет большую роль. Мы видим мцыри как потерявшего себя и смысл жизни. Который не может выйти за рамки не только монастыря, но и своих душевных рамок. В то время природа выглядит как олицетворение свободы и автор ищет в нем утешение. А Кавказ, в котором проходит весь сюжет, имеют важное место в жизни писателя.

С самого начала сюжета, все действия тесно связаны с природой. С самых первых строчек автор описывает ее не так реалистично, какая она есть на самом деле. Он показывает природу через линзы романтизма. Мы видим нечто прекрасное в каждом его сравнении. Изначально, пейзаж описывается как мрачный и тяжелый – жизнь вдалеке от солнечного света, в монастыре. Нигде точно не написано что герою было плохо в заточении, но сама атмосфера сжатости и тревоги доказывала обратное.

По сюжету поэмы, Мцыри исчезает темной осенней ночью. Эта картина олицетворяет мрак и пробуждает чувство тревоги. Вся тревога уходит вместе с появлением солнца. Все эти сцены сильно играют на эмоциях, и читатель очень резко все воспринимает. Здесь природа стоит не только на фоне событии, но и дополняет их. С помощью осенней ночи мы чувствуем холод и волнение, то самое чувство которое испытывал главный герой.

Главному герою все-таки удается сбежать. Как только он понял это, все вокруг перестало быть таким мрачным, каким оно казалось до побега. В песнях ручей он услышал все тайны земли и неба, о которых он не знал раньше. Вырвавшись на свободу, Мцыри почувствовал себя частью этого мира, а не мальчиком, потерявшимся на чужой земле.

Он наконец смог почувствовать свободу, смог увидеть мир с другой стороны. Ему все кажется таким добрым и невинным. Он настолько сильно очаруется красотой природы, что просто перестает принимать реальность. И однажды на него нападает дикий зверь. Но на глазах у главного персонажа он кажется лишь котенком. Это обьясняется тем, в его глазах природа за пределами монастыря настолько прекрасна и идеальна. Ведь на свободе все казалось намного лучше. Но все было наоборот – мир был опаснее чем он думал.

Через некоторое время автор передумывает позволить своему герою достичь своей главной мечты – вернуться на Родину, к которой он так сильно стремился. И уже умирая, он описывает природу такой, какая она есть, какой он ее видит. Автор этого произведения всячески старается отобразить в картине то, как связан человек с природой, ведь они не могут жить и существовать друг без друга. Этим он хотел сказать, что для человека природа – это и есть его душа, его отражение, а все природные стихии и явления – отражение внутреннего состояния и всех поступков по этому поводу.

Вариант 2

В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.

Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.

Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.

Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос. Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.

Просыпается мцыри уже ночью и решает отправиться в дорогу. Путь его лежит через лес, окутанный тьмой, но преодолеть это препятствие ему не удается, и он теряет верную дорогу. Тьма, окутавшая лес, отражает внутренние метания героя. Он задумывается о правильности своего решения. Вновь взвешивает все «за» и «против», думая не повернуть ли ему назад.

После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.

Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.

Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.

Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.

Сочинение Природа в поэме Мцыри

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова. Описанный автором пейзаж является самостоятельным художественным образом.

Маленький мальчик, житель горного аула, попадает в плен. Его из дома увозит русский офицер. Волею судьбы он оказывается в монастыре. Мальчик живёт там и, год за годом, привыкает к чужой для себя речи. Он даже выучил русский язык. Фактически принял православную веру, так как был окрещён. Ничего не предвещало беды или каких-либо радикальных перемен в жизни Мцыри.

Но вот в душе юноши происходит какой-то надлом. Он вспомнил свой дом. Он даже вспомнил родную речь. Он знает, что у него дома остались родные ему люди. Но понимает так же, что он обязан монахам своим спасением. Совесть молодого человека не позволяет совершить предательство и вероотступничество. Но душа его уже не знает покоя. Ему снится родной дом, отец и братья. Ему слышатся звонкие голоса сестёр. Его как будто бы кто-то зовёт в дорогу и подталкивает к побегу.

И Мцыри убежал из монастыря. Он шёл вперёд и взору его открывались прекрасные картины богатой кавказской природы. Он видел горные вершины, покрытые снегом и зелёные луга, залитые ярким солнцем. Горные расщелины, изрезанные стекающими с гор ручьями и диковинные цветы, завораживающие взгляд путника. Быстрые горные реки, мутные и холодные, стекающие с заснеженных гор. Всё это великолепие открылось взору юноши.

Совсем недолго Мцыри был на свободе. Три дня он дышал воздухом свободы. Но этого было вполне достаточно, что герой понял, что он ни за что не вернётся туда, откуда сбежал. Ему в монастыре темно и душно. Он теперь наверняка знает, что монастырь не может заменить ему родной дом. Ему тяжело смириться с жизнью в неволе. А именно так он рассматривает свою жизнь в монастыре.

Заблудившись, молодой человек не нашёл дороги к родному очагу. Обессиленный, он падает в степи без сил и сознания. Там его нашли монахи и снова вернули в монастырь. Поставленный перед выбором, Мцыри не борется за свою жизнь. Его не прельщает жизнь затворника. Свобода – вот чем грезил он, решившись на побег.

Описывая дни, проведённые героем вдали от стен монастыря, Лермонтов красочно описывает кавказскую природу. Используя литературный приём, автор хочет на примере противопоставления показать разницу между жизнью в неволе и жизнью на свободе. Восхищение, которое у Мцыри вызывает мир за пределами монастыря, относится к его стремлению жить свободной жизнью.

Роль пейзажа в поэме Мцыри

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» рассказывает историю жизни Мцыри и его неудавшейся попытки бегства из монастыря.

Герой рассказывает о том, что за три дня, которые он провел за стенами монастыря, он получил столько эмоций и впечатлений, сколько не получал за всю свою жизнь в монастыре. Он впитал в себя все, что видел кругом и нельзя не узнать в его описаниях природу Кавказа: скалы, ущелья, хребты, реки и поля, а так же богатые виноградники Грузии, ее долины и густые леса. Естественно, все это природное великолепие поразило его, потому что резко контрастировало с мрачным монастырем, в котором он привык находиться.

Природа как бы разговаривает с Мцыри: вот шелестит листва на деревьях, а вот шумит бурная горная река, издалека раздается пение птиц или кричит шакал. Природа описывается Лермонтовым, как фон для рассказа, но, тем не менее, она помогает раскрыть внутренний мир героя и показать его романтический образ. Ведь Мцыри воспринимает природу именно такой, какой она и предстает в действительности: с одной стороны она кажется ему безмятежной и спокойной, а с другой – грозной и даже суровой, когда он видит скалы, непроходимые леса или бурные потоки рек. Его не пугает дневное палящее солнце в горах Грузии или темные ночи, когда мир затихает. Он восторгается красотой летнего утра, когда видит голубое небо. И всё это заставляет думать о гармонии, которая присуща природе. А то, что герой так к этому восприимчив, доказывает его многогранность и душевную красоту.

Мцыри очень ярко и эмоционально описывает в рассказе увиденную им природу, хотя представленные картины очень даже реальны. Но его восприятие добавляет романтичности в повествование: бездна становится горящей, услышанные голоса волшебными, вал выглядит сердитым, а зелень листвы – прозрачной.

И не зря встреча главного героя с природой произвела на него неизгладимое впечатление, ведь он увидел ее во всем великолепии и ощутил радость от общения с ней. Лермонтов специально использует в описании фольклорные сравнения: стройна, как тополь, горят, как алмаз, юность вольная и другие. Мцыри понял, что мир на самом деле прекрасен и в этом смысл рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа и ее роль в поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора

Как и в любом виде литературного ( в том числе и устного) творчества, сказки тоже имеют свои жанры: бытовые, докучные, небылицы, сказки о животных.

Наступает осень, и герои рассказа жалеют об уходящем лете. Рассказ идет от лица автора, который вспоминает необычный осенний подарок, принятый от внука лесника Вани. Молодая березка, по словам Вани

Известный русский поэт Николай Васильевич Гоголь в 1835 году написал поэму «Мертвые души», ставшую настоящей классикой отечественной литературы. В 1842 году произведение вышло в свет под другим названием

Фраза из заголовка отображает столкновение личности со своими душевными убеждениями. Внутренние противоречия могут быть опасными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *