на что нацелены современные тенденции развития образования
Основные тенденции в развитии системы образования в XXI веке
Современное обучение в широком смысле этого слова претерпевает изменения. Сам процесс направлен на получение учеником качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. Предприятиям и организациям нужны компетентные, предприимчивые, ответственные сотрудники, умеющие оперативно принимать правильные решения и прогнозировать результаты.
Тенденции в развитии современного образования
Существующая образовательная система движется в следующих направлениях:
Прогнозы
Прогнозы относительно развития системы образования в 21 веке неоднозначны. Некоторые специалисты считают, что качество учебного процесса постепенно будет снижаться. С другой стороны, этот процесс управляемый, и чтобы не допустить его развитие, потребуются грамотные менеджеры. Понижение качества связывают с несовершенством экономических и политических рычагов, недостаточным финансированием, излишней бюрократизацией. Все это может привести к тому, что педагоги высокой квалификации будут покидать учебные заведения. Отток кадров неизбежно приведет к деградации образовательной среды. Предполагается, что в течение нескольких последующих лет в России сохранятся несколько элитных образовательных центров, где будет вестись подготовка хороших специалистов. Однако попасть в эти ВУЗы будет не так-то просто.
Разрушению образовательной среды на протяжении 2-3 будущих поколений может помешать семейная атмосфера. Если родители, бабушки и дедушки умны и образованы, то и дети тоже будут тянуться к знаниям.
Современные высшие учебные заведения выполняют, по большому счету, социальную функцию. Во многих из них создается видимость социальной мобильности и бурной научной деятельности. Главная, образовательная функция отступает на задний план. Конечно, это относится не ко всем российским ВУЗам, но в ближайшее время получить качественные знания можно будет не там, а на узко специализированных курсах. Конечно, на них невозможно создать полноценную образовательную среду, но, по крайней мере, учащиеся получат материал, относящийся к их непосредственному профилю деятельности.
Есть мнение, что постепенно массовое образование исчерпает себя. Система перестроится на модель коучинга: если раньше брендом был ВУЗ, то теперь брендом становится вполне конкретный преподаватель. Такой вид обучения, естественно, будет дорогим и недоступным всем желающим.
Особенности современного образования
Выпускники школ XIX века задумываются о своей профессии задолго до того, как получат аттестат. Есть специальности, которые пользуются повышенным спросом, а есть и такие, которые всеми возможными способами пытаются привлечь на себя внимание: существуют рейтинги специальностей, которые наглядно показывают, какие специалисты востребованы на рынке труда. Получить профессию после школы можно разными способами. Многочисленные учебные заведения отличаются друг от друга уровнем аккредитации:
Далеко не все выпускники могут справиться с институтской или университетской нагрузкой, и почти половина из них выбирают путь попроще – поступление в колледж или техникум, причем начать профессиональное обучение можно уже после 9-го класса. В этом есть свои преимущества, к примеру, после успешного окончания колледжа можно поступить в ВУЗ сразу на 2-ой или 3-ий курс.
Также стоит упомянуть о дополнительном профессиональном образовании. Оно предназначено для уже работающих специалистов. Они могут пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В некоторых учебных заведениях занятия проводятся дистанционно, а по окончанию курса выдается диплом или удостоверение установленного образца, действующие на территории Российской Федерации.
Главные тенденции в современном образовании
Тенденции развития современной системы образования
Современное общество нуждается в компетентных, образованных, нравственно развитых, инициативных личностях, способных брать на себя ответственность за принимаемые решения, прогнозировать результаты последствий своего выбора. В связи с развитием научно-технического прогресса, упрощением доступа к информационным ресурсам возникла необходимость модернизации системы образования.
Среди тенденций развития современной системы образования можно выделить
Основные направления, краткое описание
По мере появления и развития новых технологий они начали активно внедряться в образовательные программы. Педагогам приходится переосмысливать учебные стратегии, повышать свою квалификацию, перестраиваться под современные инновационные методы обучения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основной упор делается на целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся. В связи с этим стали возникать совершенно новые, современные тенденции в развитии образования, основанные на развитии научно-технического прогресса.
Электронное обучение
В современном мире невозможно обойтись без умения ориентироваться в гигантском информационном потоке. Электронные устройства стали инструментами, помогающими оперировать информацией, хранящейся в электронном виде. Допустимость использования в системе современного преподавания возможностей глобальной мировой сети Интернет сформировало новый тип образования — электронное обучение. Оно представлено тремя вариантами:
Появление современной технологии обучения с использованием интернета говорит о возникновении новой образовательной системы, ориентированной на учащегося. Применение электронной модели обучения не отменяет живое общение с преподавателем, а лишь является эффективным способом в работе с информацией и инструментом, облегчающим труд учителя.
Онлайн курсы
При разработке обучающих онлайн-курсов учитывается множество моментов, позволяющих сделать их использование интуитивно понятным, а сами курсы максимально эффективными. Разрабатываются курсы при участии преподавателей этих дисциплин и веб-дизайнера, осуществляющего учебный и графический дизайн.
Учебный дизайн зависит от конкретной цели, стоящей перед обучающей программой, от возрастной аудитории, от желаемых результатов. Программист создает техническую архитектуру проекта. Прежде чем запустить курсы в работу, они проходят тщательное тестирование и проверку со стороны технологии и качества обучения.
Нелинейные образовательные технологии
Мы живем в эпоху глобальных перемен в современном обществе, которые формируют принципиально новое мышление и мировоззрение, в первую очередь под воздействием информационных и компьютерных технологий. Вследствие этих изменений основополагающей концепцией современной системы образования становится активное формирование нелинейного мышления.
Образовательная система постепенно уходит от привычной линейной передачи знаний от учителя ученикам, при которой от учащихся требовалось внимательно слушать преподавателя и повторять за ним. При этом они слепо следовали его примеру и выполняли задания по указанному им шаблону.
Нелинейные образовательные технологии позволяют выбрать любой из множества способов получения знаний альтернативными методами, прийти к правильному выводу, следуя различными путями.
Мобильное обучение
Мобильные технологии связи являются фактором, способствующим активному внедрению индивидуальной направленности преподавания. В рамках одного портативного электронного устройства объединены возможности телефона, интернета, компьютера, хранения информации и других функций.
Мобильные устройства позволяют не зависеть от места учебы и тем самым кардинально поменять образовательные методики. Наличие различных приложений, включая обучающие, позволяет не отрываться от учебного процесса, где бы человек ни находился.
Определение и реализация национальных образовательных стандартов
Национальным образовательным стандартом в России является ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который представляет собой совокупность требований к образованию каждого конкретного уровня и направления, специальности, профессии.
Целью образовательных стандартов является обеспечение:
При разработке национальных образовательных стандартов учитываются потребности развития:
Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную общеобразовательную программу, которая включает в себя:
Образовательные стандарты высшего образования являются обязательными для вузов, имеющих государственную аккредитацию. Внутренние стандарты вузов не могут быть ниже требований установленных на законодательном уровне федеральных стандартов.
Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования
Гуманизация базового образования заключается в создании нового образца получения знаний, умений, навыков, взамен устаревшего, который был ориентирован на наиболее полное усвоение знаний по предмету, переданных линейным путем от учителя одновременно большой группе учащихся.
Понятие нового подхода к образованию базируется на признании главной социальной ценностью самого человека. Он ориентирован на личность каждого конкретного ученика, позволяет наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, удовлетворить разнообразные образовательные потребности всех учащихся.
Гуманизация образования способствует воспитанию чувства собственного достоинства, гармонии в отношениях с окружающим миром, свободы личности и самовыражения.
Гуманитаризация образовательного процесса нацелена на формирование у учащихся целостной картины мира, планетарного мышления, гармоничного духовного и культурного развития личности. Она неразрывно связана с усвоением базовой гуманитарной общечеловеческой культуры.
Эта культура является основой, формирующей всесторонне развитую личность с учетом ее субъективных образовательных потребностей и объективных материальных и кадровых условий процесса образования. В связи с этим определяющим фактором гуманитаризации содержания базового образования является самоопределение личности по отношению к мировой культуре.
Основные тенденции и направления развития системы образования России
учитель английского языка,
МБОУ «СШ №8», г. Новый Уренгой
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В статье рассматриваются современные тенденции, происходящие в системе образования, их перспективы и стагнационное воздействие.
Ключевые слова: развитие образования, государственная политика в сфере образования, проблемы, инновации.
Keywords: educational development, educational policy, problems, innovations.
Актуальность. Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей.
В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, значение его реформирования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества.
Нынешнее развитие образования определяется не только тем, какие действия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, но и тем, как будет изменяться социально-экономическая обстановка вне её.
Ключевая идея современной политики образования России – идея развития. В этой идее заключаются следующие задачи:
1. создание необходимых условий для развития личности;
2.запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования;
3. превращение образования в действенный фактор развития общества;
4. преемственность образования.
Определяющее условие реализации этих задач – пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса – в ребенке, в учителе, в управленце, в школе, в родителях, в региональном, в национальном сообществах, в обществе в целом.
Основные тенденции и направления развития системы образования России. Центральной задачей модернизации системы образования было и остается обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования. Обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в РФ, призваны важнейшие элементы современной российской системы образования – процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации.
Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий [13], информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.
2. Вариативность. Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ [11, С.427].
3. Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.
4. Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.
5. Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.
Вместе с тем, существует ряд проблем, которые необходимо обозначить. Во-первых, излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. Главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.
Во-вторых, высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.
В-третьих, недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.
Наконец, в-четвёртых, отсутствие зачастую прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.
Текущая сложная макроэкономическая ситуация в стране и амбициозные стратегические цели диктуют потребность в качественно новых направлениях подготовки начиная с дошкольных учреждений и заканчивая центрами повышения квалификации, которые должны поспособствовать повышению образовательного уровня населения, усилению интеллектуального потенциала, увеличению количества квалифицированных специалистов и улучшению качества образования в РФ [14] с учетом процессов глобализации. Структура российской системы образования и современные направления реализации государственной политики в этой сфере воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. На данный момент отмечается падение качества образования, низкий уровень подготовки кадров для осуществления перехода к экономике знаний, инновационному развитию национальной экономической системы. Кроме того, до сих пор не до конца определена роль высшего образования в ориентации на непрерывность образовательного процесса, обучение не способствует наглядной подготовке человека к его будущей специальности.
Следует обратить внимание, что система образования является одним из ключевых показателей социально-экономического развития государства. При стремлении и желании занять ведущие позиции на мировой арене, государство обязано заботиться о грамотности и образованности населения, формируя тем самым высоко интеллектуальный человеческий потенциал страны. В то же время для России проблема формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики, сегодня уже не гуманитарная задача, а основной вопрос обеспечения национальной безопасности.
В теории, изменения, которые были внесены и продолжают вноситься, действительно могут вывести образование в нашей стране на новый уровень. Однако на практике образовательным учреждениям далеко не всегда удается принимать инновации. На мой взгляд, основная проблема состоит в самих педагогических кадрах: преподаватели, которую большую часть своей профессиональной деятельности пользовались одними методами, технологиями и считали их единственно верными и эффективными, не всегда способны к перестроению своей работы и принятию инноваций. Образовательные организации должны иметь приблизительно равный по количественному показателю контингент молодых специалистов и «стажистов». В таком случае преподаватели с опытом могли передать его молодым, а молодые могли продемонстрировать инновационные технологии в деле.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.05.2017г.).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 17.05.2017г).
Министерство образования и науки Российской Федерации. Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 17.05.2017г).
Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 18.05.2017г).
Аникина Е.А., Иванкина Л.И., Сорокина Ю.С. Кризис высшего образования в России: проявления, причины и последствия // Современные проблемы науки и образования. 2016. – № 3. – С. 344.
Анисимова М.В., Колоколова К.А. Основные проблемы российского образования и пути их решения // Russian Agricultural Science Review. 2015. – Т. 6. – № 6-3. – С. 16-19.
Афанасьев М.М., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. – № 4-3. – С. 13-15.
Каминский А.С. Образование в системе жизненных ценностей современной молодежи // В сборнике: Молодежь в современном обществе Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. 2015. – С. 119-123.
Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2013. – 48 с.
Нургалиева А.А. Экономические положения реформирования системы образования в России // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. – № 3 (4). – C. 426-428.
Пережовская А.Н. Особенности развития систем непрерывного и среднего профессионального образования как важнейшего звена интеграции уровней образования в России // Среднее профессиональное образование. 2015. – № 11. – С. 10-15.
Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.
Морковкин Д.Е. О роли качества современной системы образования в социально-экономическом развитии России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10.
Манюрова Г. Х. Сибирский педагогический журнал. Выпуск № 1 / 2007. УДК: 37.0+159.953 – с.170-176
«Современные тенденции развития образования, плюсы и минусы»
«Современные тенденции развития образования, плюсы и минусы»
Говоря о современных тенденциях развития образования, о его плюсах и минусах, нельзя не коснуться значения образования для современного общества. В своей статье « Актуальные проблемы развития современного образования в России», авторы Барзаева М. А. и Абдулазизова Э. А. высказали свой взгляд на значение образования для страны в целом. Они написали: «В современном мире образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Более того, являясь фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом.» [1; с. 463].
Я полностью поддерживаю их мнение. Смысл их высказывания состоит в том, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. А р оль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Исходя из целей и задач развития страны на современном этапе, реформируется и образование. Эти изменения находят свое отражение во ФГОС-2 и связанных с ним концепциях, программах, учебниках, технологиях, в новом законе «Об образовании РФ», других нормативных документах.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования. В соответствии с Федеральной программой планируется разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса. Эта задача обусловлена наличием проблем в управлении образовательной системой в РФ. К их числу можно отнести:
— разрозненность совместной деятельности общества,
системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, передач и других материалов;
— несовершенство форм и недостаточность активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;
— практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;
— неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Система образования в России со времен распада Советского Союза претерпела много изменений и до сих пор еще находится в стадии реформирования. Сегодня становится модно критиковать слабые стороны учебного процесса в школах и ВУЗах (чего только стоит нашумевшая эпопея с ЕГЭ, о плюсах и минусах которого до сих пор идут споры), но не нужно забывать, что все познается в сравнении. Попробуем выяснить, есть ли достоинства у современной системы образования.
Давайте к ратко охарактеризуем современные тенденции развития образования :
1.Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Несмотря на то, что этот принцип является одним из традиционных принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.
2 . Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.
Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.
Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности, необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).
3.Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.
Если мы исходим из того, что образование – важнейший институт общественного воспроизводства, и должно стать ключевым инструментом демократизации общества. И е сли мы хотим, чтобы наше общество было демократическим, то мы должны с детства учить ребенка в доступных ему пределах управлению собственными делами и прививать элементарные навыки демократических процедур, демократического подхода к принятию решений, общественного диалога и уважения к позициям других. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.
4.Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.
Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.
5.Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.
6.Психологизация современного образовательного процесса интеграции. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.
Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии. Поэтому в образовательные учреждения ввели должность педагога-психолога, который помогает решать поставленные задачи.
7.Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.
Поэтому, на сегодняшний день достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
8.Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.
9.Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.
В своем «Письме к учителю сына» Авраам Линкольн просил: «Если можете, научите его интересоваться книгами. И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма». Поэтому в Российском образовании первостепенным должно оставаться живое общение преподавателя с учениками, студентами, в ходе которого учитель передает свой жизненный опыт, положительные моральные установки, не только поучает, но и вдохновляет на самостоятельное познание мира (конечно, если речь идет об Учителе с большой буквы).
Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. К несомненным минусам современного образования можно отнести то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей. Современную систему образования определённо можно назвать переходной. Образовательные учреждения недостаточно финансируются, особенно школы в небольших городах, посёлках и малочисленные сельские. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕГЭ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям. В образовании возможности индивидуального подхода минимальны. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Сумма и качество знаний, полученных в современной школе, многими людьми подвергаются большому сомнению. Платное обучение в ВУЗах и массовый ЕГЭ делают школьное образование не слишком нужным, по сути. И это не все недочеты в разработках современных образовательных реформ, которые можно перечислить. Но мы, родители и педагоги, должны помнить одно: в любых условиях важно не только образовать ребенка, но и вырастить высокоморальную волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше! Зная недостатки, мы должны обращать на них внимание и стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни ребенка.
Поэтому в конце своей работы, хочу подчеркнуть, что для успешного развития образования в целом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
1.Барзаева М. А., Абдулазизова Э. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 463-465
2. Загвязинский А.Е. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образова-
ния // Народное образование№5. 2012. С. 11–16.