на что настраивает начало рассказа легкое дыхание

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Смотреть фото на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Смотреть картинку на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Картинка про на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Фото на что настраивает начало рассказа легкое дыхание

Всего получено оценок: 528.

Всего получено оценок: 528.

Иван Алексеевич Бунин вошёл в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять сущность этого чувства. Он будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Смотреть фото на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Смотреть картинку на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Картинка про на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Фото на что настраивает начало рассказа легкое дыхание

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу острова Капри, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и чёткой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, в рассказ включены эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Символизм, реализм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Композиция

Главная особенность композиции новеллы – это контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы. После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной лёгкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Проводя анализ на жанровую принадлежность произведения «Легкое дыхание», следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи сторонником реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, всё более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что новелла «Легкое дыхание» ближе к модернизму, но в ней присутствуют и основные тенденции реализма.

Источник

Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Смотреть фото на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Смотреть картинку на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Картинка про на что настраивает начало рассказа легкое дыхание. Фото на что настраивает начало рассказа легкое дыхание

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти. » Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина. Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне. Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская. Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход. После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство.

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание // «Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.

Источник

Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.12.2019 · Обновлено 04.01.2021

В русской литературе яркими красками выделяются произведения Ивана Бунина. Его рассказы о любви и стихи о природе вызывают всеобщее признание. Рассказ «Лёгкое дыхание» причисляют к списку самых знаменитых произведений писателя. Многомудрый Литрекон помогает читателям разобраться в творчестве Бунина и представляет анализ «Легкого дыхания» по плану.

История создания

Произведение «Лёгкое дыхание» было впервые опубликовано в пасхальном номере 1916 года газеты «Русское слово». Автор написал его в сельской глуши имения Васильевского в Орловской губернии. Поводом для написания стало коммерчески выгодное предложение от авторитетного издательства.

По словам писателя, замысел рассказа родился из воспоминания о маленьком кладбище в итальянском городе. Внимание писателя привлек крест с медальоном, где была изображена жизнерадостная девушка с веселыми глазами. Он представил девушку русской и начал сочинять её историю. Так родился рассказ, который десятилетиями трактовали критики, каждый по-своему.

Направление и жанр

По направлению рассказ можно отнести к модернистским течениям, в особенности, к символизму. Легкое дыхание, например, стало символом женственности, которую так просто растоптать.

Смысл названия

Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина.

Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни:

Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.

Оля ко всему относилась легко и весело.

Композиция и конфликт

События рассказа хронологически перемешаны. Иван Бунин рассказывает о судьбе гимназистки Оли Мещерской, начиная и заканчивая повествование с описания её могилы на кладбище. После вступления, следует описание детства и взросления Оли. Запись из дневника Мещерской приводится после убийства и расследования, хотя события, описываемые в дневнике, происходят раньше. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая. Ее особенность состоит в нелинейности: события расположены не в хронологической последовательности.

В рассказе имеют место несколько конфликтов. Один из них – конфликт начальницы и Мещерской, противоречие строгости и беззаботности, другой – конфликт Мещерской и казачьего офицера, связанный с неразделенной любовью.

Суть: о чем рассказ?

Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.

В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.

Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.

На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Лёгкое дыхание» объединены в таблице.

Тематика в рассказе «Легкое дыхание» может быть описана подробнее, если Вы напишите Многомудрому Литрекону весточку о необходимости этих изменений:

Проблемы

Проблематика новеллы «Легкое дыхание» тоже может быть расширена, если Вы напишите о важности правок в комментариях.

Основная идея

В последнем предложении рассказа Бунин пишет: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — создавая аналогию жизни и смерти Оли Мещерской. Она жила легко как дыхание, но развеялась при столкновении с жестокой действительностью. Главная мысль рассказа «Легкое дыхание» заключается в том, что настоящая красота очень слаба и призрачна, поэтому ее так просто растоптать и развеять по ветру. Счастливая, беззаботная и изящная Оля стала неким идеалом, которому не нашлось места в пошлой и усредненной действительности.

Смысл рассказа Бунина «Легкое дыхание» перекликается с содержательными особенностями всего сборника «Темные аллеи». Бунин раскрывает все грани любви, которые не умещаются в тесные рамки мещанского благоразумия.

Чему учит?

Размышляя о смысле произведения, мы понимаем, что не в каждой литературе можно заметить моральный вклад. Есть особые повести и рассказы, которые не стараются донести нравственную мысль. Такая литература ненавязчивая, она будто шепчет на ухо читателю свою историю, позволяя толковать её каждому человеку по-своему. Такова история Оли Мещерской. И все же, чему учит «Легкое дыхание»? О чем заставляет задуматься? У героини Бунина можно поучиться оптимизму, умению пребывать в счастье и силе стоять на своем мнении. Такие качества ценятся во все времена.

Оля Мещерская жила легко, восхищая читателей сто лет назад. Но даже сегодня, читая «Лёгкое дыхание», каждый находит в рассказе что-то своё. Какая-нибудь юная девушка прочтет рассказ и решит стать «женщиной с легким дыханием», другой человек прочитает и восхитится красочным слогом Бунина, а кто-то увидит лишь описание безнравственного поведения и «падения» героини. Каждый понимает рассказ по-своему, но именно в этом и состоит главная ценность «Лёгкого дыхания».

Критика

Рассказ был написан более ста лет назад, но до сих пор критики и обычные читатели задаются вопросами, поднятыми Буниным. Кого-то привлекают герои, кого-то композиция повествования или слог Бунина. «Лёгкое дыхание» интересен не только как художественное произведение, десятилетиями не умолкали исследования рассказа с точки зрения этики и психологии.

Источник

Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение

История создания

Эту новеллу Бунин начал придумывать, гуляя по кладбищу. И гуляя, он увидел крест с молодой девушкой, он удивился, когда увидел, как ее жизнерадостность контрастировала с печальной обстановкой. Ему стало любопытно, почему столь молодая девушка покинула этот мир, будучи настолько жизнерадостной и счастливой какая у нее была жизнь. И благодаря воображению Бунина эта девушка стала главной героиней этой новеллы.

Темы

Самой главной темой этой новеллы стала ценность красоты, жизни, простоты. Автор трактовал свой рассказ как высшая степень простоты женщины. Оля главная героиня жила, не ограничивая себя ни в чем, ей нравилась ее привлекательность и то, что мужчины обращают на нее внимание. Она насмехалась над ухаживаниями мужчин и не воспринимала их в серьез.

Бунин так же затронул тему серости в образе учительницы Оли. Эта так сказать пожилая девушка полное противопоставление своей ученицы единственным наслаждением для нее является ее иллюзорная жизнь.

Проблематика

Писатель явно симпатизировал Оле, она была очаровательна, и в ней было достаточно много естественности. Но в противовес этому она была наказана смертью за то, что была легкомысленной. Именно здесь мы видим проблему свобод, Оля была наказана за свои поступки, хотя она лишь показывала себя настоящую.

Так же можно выделить проблему самой новеллы из-за ее серых оттенков и достаточно скучной атмосферой. Людям просто нечем заняться и они начинают обсуждать других и наговаривать на них всякий бред.

Характеристика героев

Композиция и жанр

«Легкое дыхание» это короткий рассказ с сюжетом, который называется новелла. В этом рассказе отразилось много тем и картин жизни некоторой части общества.

Большее внимание стоит обратить на композицию, так как она расположена фрагментно. С самого начала мы видели картину могилы Оли, а потом сразу тема перешла на ее судьбу и далее все вновь становится на свои места и мы видим, как к ней на могилу пришла классная дама. Бунин изобразил новеллу красочную, мягкую, воздушную она будто была написана акварелью.

Смысл названия

Каждый может по своему оценивать творчество Бунина, но его компоненты полны красоты честности и смелости. Он может говорить абсолютно обо всем и при этом не выйти за рамки неразумного, и достаточно пошлого.

2 вариант

Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету. Все внимание сосредоточено на стремительном беге времени, обрывающемся вечным покоем. Знакомство с героиней начинается с описания ее могилы на кладбище.

Бунин то и дело смешивает прошлое с настоящим, вводит в текст фрагменты дневниковых записей. Повествование построено на разнице между прошлым и настоящим, веселым и грустным, живым и мертвым. Читатель получает возможность понаблюдать за обрывочными картинами безрадостной уездной жизни, где возникают и растворяются редкие персонажи. Постепенно приходит осознание того, что существующий мир враждебен красоте. Рассказанная в новелле история Оли Мещерской убеждает в том, что жизнелюбие и молодость обречены на гибель.

В названии рассказа воплощен компонент женского совершенства, который героиня находит у себя и гордится им. Понятно, что такая трактовка красоты указывает на душевную ущербность. Однако автор не подвергает Олю Мещерскую нравственному суду, наоборот он поклоняется ее страстному жизнелюбию. Ему нравится, что душа героини полна гармонии, она чувствует себя частью мира, природы. Основная особенность легкого дыхания – освобождение, отрешенность, прозрачность жизни.

Трагедия гимназистки Мещерской переворачивает сознание одинокой классной дамы. Оказалось, что сюжет не так прост: в нем затронута бессмысленность и серость бытия еще одной женщины — Олиной учительницы, которая ищет наслаждение в иллюзорных идеях. Теперь она пленилась Ольгой и неотступно о ней думает, навещая могилу и вглядываясь в фотографию.

Повествование об учительнице приоткрывает окно в вечность. Последние строки говорят о том, что легкому дыханию пришла пора раствориться в холодном ветре и остаться в бесконечности.

Анализ 3

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Легкое дыхание». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Тема любви всегда занимала одну из ведущих позиций в творчестве этого автора. В поздних произведениях четко прослеживаются рассуждения на насущные темы, а именно вопросы жизни и смерти, ощущения счастья, окружающего мира. Временами он описывает миги любви, которым характерны рок, предрешенность, трагизм. Огромное внимание уделяется женским образам. Описания героинь у Ивана Алексеевича Бунина всегда какие-то необыкновенные и таинственные.

Начало произведения ознаменуется ощущением легкой грусти и светлой печали. Таким образом Бунин садит читателя на подушку безопасности, говоря, что скоро перед ним развернутся все трагические аспекты человеческой жизни.

Главной героиней рассказа является девушка по имени Ольга Мещерская. Она является учащейся гимназии и весьма отличительна среди остальных своих сверстниц большой любовью к жизни и веселостью характера. Девушку совсем не пугают осуждения окружающих и смело кидает вызов и протест общественности.

Последняя зима принесла в жизнь Оли много изменений. В это время она цвела и становилась краше изо дня в день. Про девушку ходили слухи, что она не может жить без ухажеров, но при этом грубо относится к ним. Именно в это время Мещерская кинулась испытывать все жизненные радости: она посещала балы и каток.

Часто на могилу Мещерской приходит классная руководительница девушки. Для нее Оля – это идеальный символ женственности и привлекательности.

Под словосочетанием «легкое дыхание» Иван Алексеевич подразумевает простое отношение к бытию, умение чувствовать каждый момент, живость – все эти качества были присущи к главной героине.

Анализ по рассказу Бунина Легкое дыхание

В своих рассказах Бунин часто пишет о любви, причем часто о любви трагической, о неразделенных чувствах и драматических ситуациях. Таким является и рассказ Легкое дыхание, которое предлагает историю юной гимназистки Ольги Мещерской.

Ольга представляет собой очаровательное юное создание, абсолютную максималистку и открыто бросает вызов обществу. Она не слушается директрису своей гимназии, она наслаждается развлечениями и одевается как взрослая женщина. Легкое дыхание – тот способ, которым она существует, Мещерская легка как легкий вздох и вдох, она трепетна и нежна.

Основой сюжета является не столько противопоставление Ольги Мещерской обществу, сколько история между девушкой и пожилым офицером Алексеем Малютиным. Этот офицер пользуется популярностью у женщин и часто сам отвергает женское внимание. Он также является другом семьи Мещерской.

Когда родителей Ольги не было дома, на дачу к ней приехал Малютин. Он был после дождя и решил остаться, чтобы обсохнуть, хотя в действительности его целью, вероятнее всего, была юная гимназистка. Он соблазняет девушку, частично пользуется ее беспомощностью и лишает невинности.

Для самой Ольги становление женщиной не было в полной степени принудительным, но она испытывала по большей части только интерес и не более того. Также в определенной степени этот поступок был продолжением юношеского бунта для девушки. Как она потом написала в собственном дневнике, ухаживания Малютина и близость с ним была ей отвратительна.

Трагедия истории заключается в том, как Алексей Михайлович узнает об этой записи в дневнике и затаивает злобу на свою избранницу. На самом деле, на мой взгляд, Малютина также гложет стыд и страх, которые охватывают его после неблаговидного поступка. Он только оправдывает себя аффектом и в этом факт.

Читателям может казаться основным фактором самолюбие офицера, который разозлился просто по причине отвергнутости, но в этом только часть причины. На мой взгляд, Малютин понимает, как был прельщен этим легким дыханием молодости и как нелепо выглядела его страсть, которую он проявлял к юной девушке, как он смешно смотрелся с собственными примитивными и пошлыми ухищрениями. Конечно, Малютину не хватает смелости и честности во всем признаться себе и он не стреляет в себя, он ищет причину во вне, поэтому и стреляет в Мещерскую, пытаясь заглушить внутренние противоречия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *