на что направлено патриотическое воспитание осужденных
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ-ОСУЖДЕННЫХ
«Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания у учащихся-осужденных через урочную и внеклассную деятельность»
«Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. »
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся-осужденных в школе при ИК должно быть системным и структурированным, только систематические внеклассные мероприятия, классные часы и открытые уроки помогают донести позицию учителя к обучающимся. Необходимо стремиться привлечь обучающихся участвовать в различных международных и всероссийских патриотических акциях, приуроченных ко Дню народного единства (4 ноября), Дню Победы (9 мая), предметным олимпиадам и др.
Занятия с учениками, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, анализ рассуждений учащихся, на разные актуальные вопросы также должны быть планомерными и систематическими.
Успешность осуществления решения задач гражданского образования и патриотического воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности.
Очень важно вести активную просветительскую работу среди осужденных по каждой значимой дате и традициям нашего многонационального народа, приглашать на мероприятия морально-нравственного и патриотического воспитания ученых, творческих людей, писателей, способных внести свою лепту в процесс воспитания.
Учащиеся школы при ИК должны понимать значение Родины для человека. Школа дает необходимый базис для дальнейшего развития личности и формирование патриотического мировоззрения. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся-осужденных и характер изучаемого материала.
Воспитание патриотизма и гражданской позиции в школе достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Слова и объяснения учителей должны быть подкрепляются наглядными изображением, примерами, видеозаписями, для более благоприятного воздействия на сознание учащихся-осужденных, вызывают эстетическое наслаждение, а следовательно, остаются в памяти и в сердце учащихся на долго.
На уроках приводить примеры, которые вызывают чувство гордости за свою страну и соотечественников. В целях интеграции процесса патриотического воспитания используется технология комбинированных (интегрированных) уроков.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы (устное изложение и обсуждение патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.).
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся-осужденных важно в первую очередь тем, что после освобождения они будут лучше социализироваться в современном обществе, снизится риск рецидива преступления и человек будет чувствовать себя частью страны и общества.
Система патриотического воспитания в школе при исправительном учреждении
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
«Система патриотического воспитания в школе при исправительном учреждении»
Пермякова Светлана Семеновна
учитель истории и обществознания
филиал №3 ГКВОУ ЦО СО
Система патриотического воспитания в школе при исправительном учреждении
Пермякова Светлана Семеновна
учитель истории и обществознания
филиал №3 ГКВОУ ЦО СО
Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет
она решительно все и останется по сути
своей такой же прежней святой нашей
Прошло 30 лет с начала перестройки. Что изменилось в нашем обществе? В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Работа в школе при исправительном учреждении имеет свои особенности. Наши ученики – взрослые люди 20-29 лет с уже сформировавшимися характерами, со сложной судьбой и слабой мотивацией к учению. У большинства из них преобладает отрицание активной жизненной позиции, индивидуализм и равнодушие друг к другу, нередки проявления агрессии. Нахождение в местах лишения свободы сопровождается эмоциональным выгоранием и устойчивым пессимизмом.
Именно поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучаемых.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важнейшей задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [5]
Понятие патриотизм включает в себя:
1. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
2. Уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины;
3. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
4. Проявление гражданских чувств и сохранение верности своей Родине;
5. Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
6. Гордость за свое Отечество, за государственные символы, за свой народ;
7. Уважительное отношение к историческому прошлому России, своего народа, его обычаям и традициям;
8. Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе учитываются внутренние психолого-педагогические компоненты патриотизма: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.[8]
Основными направлениями в системе патриотического воспитания были определены следующие:
1. Духовно-нравственное с целью осознания учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, формирования способности руководствоваться ими в жизни на свободе.
2. Историко-краеведческое, направленное на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы и неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Воспитательная работа проводится на уроках, во внеклассной работе и классных часах. В этом году мы будем отмечать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией и празднование пройдет в условиях происходящей истерии по поводу пересмотра итогов Второй мировой войны.
В ревизии итогов Второй мировой войны есть отчетливое стремление отнять у нашего народа победу. Более того, «…от русских требуют абсолютного покаяния. Эта логика была воспринята и западными державами, и прибалтийскими странами, и незалежными украинцами, и даже горными грузинами. Их кредо: «Русские должны платить и каяться».
Большой интерес у обучаемых вызывает дискуссия на актуальную тему «Мог ли СССР проиграть в войне?»[4] Не секрет, что некоторые молодые люди, считают, что высокий уровень жизни в современной Германии был бы обеспечен и русскому народу в случае победы в войне. Мнение меняется после знакомства судьбой русского, цыганского и еврейского народов, уготованной в соответствии с планом «ОСТ», разработанным Гимлером.
Не было равнодушных на уроке, посвященном проблемам Нюрнбергского процесса над виновниками войны. [1] Это особенно актуально в связи с героизацией пособников нацистов в Украине и приравнивании их к героям войны. Моему отцу, прошедшему войну в составе армии генерала М.С.Шумилова, награжденному боевыми орденами: Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, Александра Невского, освобождавшего после Курской битвы Украину и окончившего войну под Прагой, в самом страшном сне не могло присниться то, к чему скатились сегодняшние лидеры Украины.
Большую помощь в раскрытии событий войны помогают документальные фильмы Леонида Млечина: «Пивной путч Адольфа Гитлера», «Нобелевская медаль министра Геббельса», «Женщина с ледяными глазами. Магда Геббельс», «Генерал Власов и атаман Краснов», «Вторая мировая война – случайная война», «Третий рейх: последние дни», «Степан Бандера: рассекреченная жизнь», «Вожди Третьего рейха», «Советская разведка в годы войны». На уроках возможно только просматривание фрагментов, посмотреть фильм полностью учащиеся могут во внеурочное время.
При изучении событий Великой Отечественной войны на уроках я стараюсь включать краеведческий материал. Учащимися оформлены папки-раскладушки по темам: «Самара – Вторая столица, «Бункер Сталина», «ИЛ-2», «Герои Самары», «Достопримечательности Самарского края».
Наши воспитанники лишены возможности посещать музеи. Поэтому экскурсии по городам-героям, музеям совершаем виртуально с помощью компьютера: «Москва – столица нашей Родины», «Город-герой Ленинград», «Кремль и Красная площадь», «Музей имени П.В.Алабина», «Сталинград», «Севастополь», «Монументы и памятники» и др.
Ежегодно в мае проводится декада истории, во время которой учащиеся принимают участие в олимпиадах. В 2012 г. олимпиада была посвящена 200-летию победы над Наполеоном, в 2013 г. – 400-летию династии Романовых, в 2014 г. – 100-летию начала Первой мировой войны. Учащиеся составили биографические словари: «Династия Романовых», «Полководцы Первой мировой войны», «Герои 1812 года», «Пионеры-герои». Они находятся в доступном пользовании для чтения. К 70-летию Великой Победы планируем составить словарь «Полководцы Великой Отечественной войны». Выяснивв ходе анкетирования, что мало, кому известны имена: Николай Кузнецов, Лиза Чайкина, Константин Заслонов и др., в кабинете истории мы оформили стенд о героях Великой Отечественной войны.
События в Украине обусловили рост интереса учащихся к истории Древней Руси, времени образования Древнерусского государства. В 13 веке, когда Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, Александр Невский смог сделать исторически правильный выбор, сохраняя православие, являющееся основой духовности русского народа, отверг помощь римского папы в борьбе с завоевателями. Особенный интерес вызвал вопрос об истории включения Крыма в состав России в 1783 и 1954 гг.
Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Оно невозможно без обращения к православной культуре – основе духовности. Духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Традиционно проводятся классные часы: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Георгий Победоносец», «Сергий Радонежский и Серафим Саровский», «Святые места России», «Дорога к храму». И светлеют взгляды обучаемых, в задумчивом и более спокойном состоянии души уходят обучаемые с таких мероприятий.
Все мы родом из детства и все начинается с дома, семьи. Многие наши обучаемые выросли в неблагополучных семьях, без должного внимания и заботы родителей. И свою задачу я вижу в воспитании духовных традиций семьи. И, может быть, на свободе кому-то удастся создать нормальную семью, дать своим детям то, чего они были лишены в детстве. На уроках истории мы изучаем «Слово о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Домостроя», в которых констатируются ценности, лежащие в основе русской семьи. И учащиеся видят, что тысячу, пятьсот, двести лет назад семейные ценности актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Часть обучаемых имеют семьи, детей. Для них оформлен стенд «Я – родитель», на котором разместили статьи по психологии о воспитании детей. К классному часу «Отчий дом» из сообщений учащихся составили альбом «Моя Малая Родина». Во время мероприятия «Мама, милая мама» состоялся серьезный разговор о тех бедах, которые причинили родителям, своим детям, приняли «Обращение к детям». Некоторые из обучаемых написали родителям письма о прощении.
Гражданско-правовое воспитание проходит в основном на уроках обществознания. В декабре проводится декада правовых знаний, в ходе которой учащиеся принимают участие в олимпиаде, правовых турнирах о Конституции, правах взрослых и детей, об истории государственных символов России. Следует отметить, что за последние годы в положительную сторону изменилось отношение к государственным символам страны. На открытом классном часе «Я – гражданин России» обучаемые единогласно осудили проявления фашизма в Украине и одобрили политику президента России В.В.Путина по поводу присоединения Крыма и пожелали ему здоровья. Это говорит о росте самосознания и сопереживании за судьбу страны, о гордости за нашего президента, о единстве с народом, о неравнодушном отношении к политическим событиям в мире.
По традиции я провожу литературно-музыкальные композиции к 9 мая, 23 февраля, «Береза – символ России», викторины и интеллектуальные игры «Дни воинской славы России», «Богатыри земли русской», «Поля ратной славы», «Песни военных лет», «История военной техники» и др.
Я верю, что моя работа настойчиво ведет обучающихся к свету, истине. Ложь развращает душу, без истины человек запутывается, не понимая, где правда, справедливость, идеал, к которому нужно стремиться. Только духовного человека нельзя развести на пустяки, цветные фантики красивых манипуляций. Наш щит – это вера, вера в Россию, которая оградит нас от некритического отношения к тому, что предлагается СМИ, Интернетом.
И хочется, Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и войн
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Результаты диагностики личностного роста учащихся 10-12 классов
(по методике И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева )
Патриотическое воспитание, как составляющая воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы
Павлова Елена Вячеславовна |
старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России
125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а
Pavlova Elena Vyacheslavovna
Senior Research Associate at the Research Institute of the Federal Penitentiary System of the Russian Federation
125130, Russia, Moscow, ul. Narvskaya, 15a
научный сотрудник НИЦ-3, Научно-исследовательский институт ФСИН России
125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 а
Aksenova Anna Vladimirovna
Researcher NIC-3 at the Scientific Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation
125130, Russia, g. Moscow, ul. Narvskaya, 15 a
Просмотров статьи: 14816 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: В данной статье авторы рассматривают вопросы патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы. Особое внимание в статье уделяется воспитанию у сотрудников уголовно-исполнительной системы таких профессионально значимых качеств, таких как верность Присяге, служебному долгу, личная ответственность за судьбу Отечества, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, справедливость, неподкупность, честность, долг. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы, как одной из составляющей воспитательной работы. Совершенствование патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы включает в себя комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных мероприятий. Патриотическое воспитание является приоритетным направлением в воспитательной работе с личным составом. Новизна исследования заключается в новом видении таких направлений патриотического воспитания в уголовно-исполнительной системе как: духовно-нравственное; историко-культурное; гражданско-патриотическое; военно-патриотическое; спортивно-патриотическое, которые построены на формировании профессионально-компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: воспитательная работа, сотрудник, уголовно-исполнительная система, патриотизм, этика, Родина, мероприятия, служба, ценности, общество
Abstract: The authors consider the issues of patriotic education of the employees of the correctional system. Special attention is paid to the building of such traits of character as fidelity to the oath and the call of duty, personal responsibility for the fate of the Fatherland, selflessness, readiness to self-sacrifice, fairness, incorruptibility, honesty, and a sense of duty. The research subject is the range of social relations in the sphere of patriotic education of the employees of the correctional system as an element of awareness-raising work. The improvement of patriotic education, awareness-raising work, and psychological support of the employees of the correctional system includes the set of legal, normative, organizational, methodological, research, and information measures. Patriotic education is the priority direction in the awareness-raising work with the personnel. The novelty of the study lies in the new vision of such directions of patriotic education in the correctional system as moral, historical and cultural, civic and patriotic, military and patriotic, sport and patriotic, which are based on educating the professional, competent, active employees of high moral standards.
ethics, patriotism, correctional system, employee, awareness-raising work, Motherland, measures, service, values, society
Экономико-политические события, происходящие в последние годы на государственной и международной арене значительно повлияли на систему духовных ценностей и ориентиров в обществе. Сознание большинства россиян оказалось не в состоянии адекватно воспринимать эти события, что привело к кризису патриотического сознания, а в некоторых случаях, его перерождению в национализм, и как следствие, распространение равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, агрессивности и неуважительного отношения к социальным институтам. При этом необходимо отметить, что происходит нивелирование героических страниц российской истории, резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования на сознание российского народа, особенно молодежи. Наблюдается также падение престижа службы в армии и негативное отношение к профессии офицера и людям в форме.
На современном этапе развития России наметился переход к укреплению государственного устройства, большое внимание уделяется возрождению духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, что обуславливает поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны, как социального института общества, наделенного государством полномочиями осуществления деятельности по охране прав человека и гражданина.
Несмотря на то, что начиная с 2001 года, реализуется уже третья государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации, данное направление воспитательной работы остается по-прежнему актуальным.
Патриотическое воспитание в Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), является приоритетным направлением в воспитательной работе с личным составом, обусловленным тем, что УИС прежде всего призвана готовить профессионалов, преданных присяге, Отечеству, способных в любых условиях успешно выполнять свои должностные обязанности.
В контексте патриотизма, воспитательная работа в УИС регламентируется Приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 года № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы». Кроме того, директором ФСИН России 30 декабря 2010 года была утверждена Программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы, направленная на формирование профессионально компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников и включающая в себя комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения личного состава.
Следует отметить, что названная Программа базируется на Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, Концепции воспитания работников УИС, коррелирует с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (письмо ФСИН России от 18 января 2011 года № 7-416-02).
Патриотическое воспитание в УИС проводится в нескольких направлениях: духовно-нравственное; историко-культурное; гражданско-патриотическое; военно-патриотическое; спортивно-патриотическое.
Для этого требуется проведение ряда мероприятий:
1) На этапе предварительного изучения сотрудника при перемещении на вышестоящую должность, а также на основном этапе профессионально-психологического отбора в Центре психолого-физической диагностики при проведении экспертизы профессионально-психологической пригодности сотрудника при перемещении на другую должность включить вопросы патриотизма.
2) Организовать учебно-методические мероприятия по совершенствованию профессионально-патриотической подготовки офицеров-руководителей и сотрудников воспитательных служб, с привлечением профессиональных педагогов специалистов в области патриотического воспитания в силовых структурах. Для использования патриотически-ориентированного потенциала необходимо:
— разработать политико-правовую программу патриотического воспитания личного состава направленную на введение личного состава УИС в политическое пространство страны;
— включать в содержание занятий по общественно-государственной подготовке лекционные темы, имеющие патриотическую направленность (истории России и УИС, традиции народа и УИС и т.д.).
В целях формирования единого позитивного общественного мнения необходимо осуществлять тщательно продуманную и хорошо организованную, информационно-рекламную деятельность:
— пресс-конференции (брифинги) для журналистов и встречи с представителями местных СМИ по вопросу взаимодействия с ними в организации рекламы;
— проведение дней открытых дверей (учебные центры, образовательные организации) для населения, в рамках которых организуется ознакомление с условиями жизни и службы сотрудников;
— показательные занятия с их участием в учебных центрах, их встречи и беседы с местными жителями;
— выступления подготовленных сотрудников на предприятиях и в учебных заведениях;
— изготовление в местных издательствах рекламных плакатов, листовок, буклетов, проспектов и их размещение в местной прессе и распространение через военкоматы.
Информационно-рекламная деятельность должна осуществляться представителями учреждений, в том числе и офицерами воспитательных служб:
— осуществление взаимодействия с местными органами власти, СМИ, администрациями предприятий и учебных заведений, культурными учреждениями по вопросам организации широкого информирования населения региона о службе в УИС;
— подготовка рекламных материалов и материалов для СМИ, информирующих население о службе в УИС;
— выступления в трудовых и учебных коллективах региона с разъяснением порядка поступления и прохождения службы в УИС, ее особенностей и преимуществ;
— организация информационно-тематических мероприятий для населения, которые включали бы в себя комплексную программу (театральное или концертное представление, антракт заполнялся бы информационным материалом о деятельности УИС);
— демонстрация видеосюжетов об истории учреждений и органов ФСИН России и деятельности УИС на региональных телеканалах;
— подготовка и публикация статей об истории учреждений территориальных органов ФСИН России и деятельности УИС, об отдельных сотрудниках в региональных газетах по месту рождения, проживания и работы героев статей, а так же публикация статей ветеранов УИС о значимости и перспективах службы;
— освещение в СМИ различных мероприятий, проводимых в учреждениях и органах ФСИН России;
В целях обеспечения четкого согласования целенаправленной деятельности руководителей всех уровней и координации работы общественных организаций (объединений) в решении вопросов патриотического воспитания в УИС, необходимо подготовить и утвердить нормативный правовой акт, определяющий функции и взаимодействие данных субъектов, а также разработать памятку о сущности и содержании патриотизма, о его истоках и вручать ее молодым сотрудникам.
Агитационно-пропагандистская работа в УИС должна иметь стройную систему с научно-практическим обоснованием форм и методов ее проведения.
Следует организовать постоянно действующую агитационно-пропагандистскую бригаду (со сменным, хорошо подготовленным коллективом), которая будет проводить в территориальных органах ФСИН России и населенных пунктах информационно-тематические мероприятия. Также необходимо организовать широкую пропаганду патриотизма среди сотрудников УИС, особое внимание необходимо уделить героическим подвигам сотрудников УИС, советских людей в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Сделать аудиозаписи и видеоматериалы всех ныне здравствующих участников ВОВ, и свидетелей ратных подвигов советских людей, а по усопшим ветеранам сделать материалы с рассказами их близких родственников, что позволит установить и сохранить для истории события того времени и имя каждого воина, партизана, подпольщика, павшего в боях за Родину. Отработать документальные фотокадры, хранящиеся в Государственных областных и городских архивах.