на что направлена психологическая подготовка
Виды и назначение психологической подготовки
В психологии отдельное место занимают методики, способствующие подготовке психики к различным нестандартным ситуациям. Изучая, что такое психологическая подготовка, человек без специального образования часто ожидает найти некий магический рецепт, который поможет ему легко угадывать истинные мотивы поведения людей и манипулировать ими.
Но это представление о методах укрепления психики ошибочно и может сильно навредить. Поэтому важно выбирать правильные действующие методики, направленные на развитие конкретных качеств.
Кому нужно укреплять психику: направления тренировок
Определение «психологическая подготовка» включает комплекс мероприятий. Для полноценного освоения выбранной методики нужно методично выполнять упражнения, не смешивая отдельные направления. Укрепление психики полезно всем людям, но в некоторых ситуациях оно жизненно необходимо. Среди специальных разделов психологической подготовки выделяют:
Для подготовки личности в психологии могут применяться разные методы воздействия: индивидуальные, групповые, самостоятельные, под руководством. Внешняя форма над личностью подразумевает внушение, убеждение, тренировки. Внутренняя использует аутотренинг, самовнушение, создание когнитивных карт. Для получения лучшего эффекта тренеры личностного роста рекомендуют использовать и самостоятельные и групповые методы развития.
Какие методы развития психики используют психологи?
Психологу, как и любому другому специалисту, необходимо повышать свою квалификацию, чтобы успешно справляться с профессиональными обязанностями. Комплекс подготовки психолога включает:
Сообщество психологов предоставляет специалистам обширный банк методик для самостоятельной и групповой регуляции. Каждый практический психолог обязан регулярно заниматься развитием профессиональных и личностных качеств, повышать базовый уровень развития.
Психологические тренировки на каждый день
В повседневной жизни человек может использовать приемы отдельных методик развития, направленных на общее укрепление психики. К ним относятся:
Ежедневные тренировки по психологической подготовке развивают общий уровень личности, помогают достигать личностных и профессиональных успехов.
Психика в стрессовой ситуации: можно ли к ней подготовиться?
Стресс для человека, живущего в ритме большого города, стал привычным явлением. Но психика не способна развиваться так же быстро, как современные технологии, поэтому она не успевает за свалившимися на нее нагрузками.
Сложные рабочие задачи, нестабильная экономика, постоянные конфликты морально утомляют, истощают организм. И хотя в некоторых ситуациях стресс может быть полезен, стимулируя мозговую деятельность, в повседневной жизни он вредит.
Самым сильным стрессовым фактором по результатам опросов признали необходимость пользоваться общественным транспортом. Замкнутое пространство, в котором одновременно находятся несколько десятков людей, духота и давка портят настроение даже очень спокойным людям. Чтобы избежать морального давления, желательно занимать место у окна или двери, не рассматривать людей, а постараться уйти в себя. Дышать глубоко и ровно, руки держать ближе к телу. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации людей, любящих заводить конфликты с попутчиками. На их попытки лучше вообще не реагировать, представив себя в другом месте.
Поддавшись влиянию стресса, человек может потерять чувство реальности. Психическое давление действует медленно, но его влияние обязательно проявится сразу несколькими симптомами:
Стресс может стать причиной серьезных психических заболеваний: параноидального расстройства личности, депрессии, биполярного расстройства. Поэтому лучше не позволять стрессу накапливаться и избавлять от его влияния каждый день. В этом поможет специальное упражнение. Нужно снять обувь и встать босыми ногами на мягкий теплый ковер. Выпрямить спину, ноги поставить на ширину плеч. Руки поднять на уровень груди, повернуть ладони вверх. Закрыть глаза, и на выдохе крепко сжать ладони в кулаки. Открыть глаза, расслабиться. Повторить 5–6 раз.
Психологическая подготовка личности к поведению в сложной ситуации
Виды психологической подготовки.
1. Общая психологическая подготовка.
Этот вид подготовки ориентирован на общую подготовку психики личности к действиям в сложных ситуациях. Ее составными элементами выступают:
а) интеллектуально-аналитический (анализ единиц информации, сравнение, сопоставление, поиск взаимосвязи структурных элементов, принятие решений, умозаключения и др.);
б) развитие психических процессов (мышление, восприятие, воле, эмоций, воображения, представление, моделирование предвиденного поведения и деятельности), усовершенствование познавательных (когнитивных), сенсомоторних, эмоционально-волевых процессов;
в) формирование и развитие регуляторных способностей, главным образом навыков и умений волевой саморегуляции, развития образного воображения, навыков и умений самовнушения, самоприказов, концентрации и переключение внимания;
г) реализация эмоционально-волевой составляющей через сдерживание эмоций, нервов, использование скрытых резервов психики, которая выступает главным компонентом реализации решений;
д) стрессоустойчивость личности (шумоустойчивость, уравновешенность и др.);
є) направленность личности, формирование определенных морально-волевых качеств, необходимых для реализации индивидуального потенциала (физического, эмоционального, умственного);
е) мотивационная составляющая (формирование мотива действия, мотивации, мотивационного обоснования необходимых действий);
ж) физическая составляющая (привлечение и развитие физических возможностей организма, которые способствуют эффективному преодолению препятствий без особых затрат).
Программа проведения общей психологической подготовки.
Цель проведения: достижение определенного уровня развития личности, который реализуется в поведенческой деятельности и проявляется через: мотивационную направленность личности; эмоционально-волевую устойчивость; развитие и усовершенствования процессов мышления, воображения, представления, внимания, восприятия, формирования интеллектуально-аналитического мышления и усовершенствование системы регуляторных способностей человека.
Задачи: 1. Определить уровень развития индивидуально-психологических особенностей человека.
2. Разработать ступенчатую программу подготовки личности с учетом конкретной конечной цели, состояния развития индивидуально-психологических особенностей человека, его потенциальных возможностей, срока и условий проведения подготовки.
3. Реализовать и скорректировать программу подготовки относительно изменений индивидуально-психологических показателей человека.
Критерии подготовки: способность человека к интеллектуально-аналитическому моделированию будущих собственных действий; степень саморегуляции состояний активности человека (готовности к действиям); предполагаемая мотивация человека к действиям; физическое развитие; степень стрессоустойчивость и эмоционально-волевой регуляции поведения человека.
2. Специальная (профессиональная) психологическая подготовка.
Она направлена на психологическую подготовку по роду (специальности) деятельности личности, основой которой является функциональная психологическая подготовка. Этот вид подготовки включает в себя такие составные элементы:
а) функциональная подготовка, содержание которой заключается в том, чтобы подготовить личность к психологическому восприятию и осознанию необходимости выполнения своих функциональных обязанностей и действий;
б) нормативный элемент, то есть восприятие норм поведения, соответствие поступков, соблюдение их в таком состоянии психики, который не вызывает определенного дискомфорта (определенного психического несогласования, несоответствия, диссонанса);
г) формирование специализированного восприятия, навыков и умений тактического (позиционного) мышления, надежности, мобилизированности психики и организма (их потенциальных резервов), эмоционально-волевой устойчивости;
д) усовершенствование приемов самонастроя, умений формирования положительных эмоциональных состояний;
є) формирование и развитие возможностей общения (как вербального так и невербального) личности на уровнях: коммуникативном (передача информации, ее средства ит.п.); перцептивном, как восприятие партнеров по общению; интерактивном, как процесса взаимодействия индивидов во время общения.
Программа проведения специальной (профессиональной) психологической подготовки.
Цель проведения: Достичь развития определенных функциональных действий, которые требуются от человека профессиональной деятельностью.
Задачи: 1. Определить способность личности к овладению и дальнейшему развитию профессиональных навыков и умений согласно функционально-ролевому ожиданию действий специалиста.
2. Разработать программу и особенности реализации функциональной подготовки разного уровня сложности (при выполнении структурированных (стандартных) и неструктурированных (нестандартных, новых) задач).
3. Аналитический контроль уровня подготовленности и готовности специалистов разных уровней и рангов.
Критерии подготовки: степень развития функциональных умений личности; степень сформированности умений тактического мышления и эмоционально-волевой устойчивости; степень развития способности личности к самонастрою и общение при действиях в команде.
3. Целевая психологическая подготовка
Эта подготовка направлена на психологическую подготовку человека к выполнению определенной задачи, преимущественно одноактной (одномоментной). Она включает такие составные элементы:
а) мотивацию, которая определяет, формирует и закрепляет определенную мотивационную направленность на эффективность достижения поставленной цели;
б) задание определенной установки, которая содействует верным действиям и способностям человека к самосовершенствованию при реализации поставленной цели;
в) анализ событий, направленный на развитие и усовершенствование умственных способностей и возможностей человека;
г) психологическую коррекцию, направленную на коррекцию действий личности согласно динамичным условиям ситуации и ее неожиданностей, при неизменности поставленных задач.
Программа проведения целевой психологической подготовки.
Цель проведения: Психологическая подготовка личности к выполнению поставленной цели, то есть определенной задачи, преимущественно одноактной.
Задачи: 1) Определение начального уровня готовности человека к выполнению конкретного задачи (функциональная, мотивационная, психологическая и психическая готовность);
2) Разработка плана действий, который составляется с учетом готовности к действиям, условиям выполнения задачи, и динамики изменений ситуации;
3) Аналитико-корректционная проверка готовности личности к выполнению поставленной задачи.
Критерии подготовки: уровень координации функциональной готовности личности при выполнении поставленной задачи; уровень психологической готовности человека к эффективным действиям в сложных ситуациях.
4. Программирующая психологическая подготовка.
Эта психологическая подготовка направлена на внушение или задание неизменной программы действий (или последовательности, алгоритма этих действий), которая не зависит от динамичных условий ситуации, способных вносить определенные коррективы в действия человека (менять их полностью или частично), что может существенно препятствовать выполнению поставленной задачи. Она включает: а) мотивационно- установочную направленность к заданным действиям личности; б) программу (или функции) действий (поведения); в) эмоционально-волевую подготовку.
Программа проведения программируемой психологической подготовки.
Цель проведения: задание определенной (неизменной) программы действий, вне зависимости от условий выполнения поставленных задач. Подготовка направлена как на реализацию как тактических (ситуационных) так и стратегических (потенциальных) задач деятельности человека.
Задачи: 1) Определение способности личности к восприятию определенной программы действий и способности ее реализации.
2) Разработка программы действий для конкретного исполнителя.
3) Реализация разработанной программы действий с ее фиксацией на сознательном и подсознательном уровне.
4) Контроль усвоения стратегических действий личности при определенных (заданных) условиях. В случае не предвиденных условий человек выполняет именно заданную программу действий.
Критерий подготовки: стабильность усвоения неизменной программы действий выполнение конкретно-поставленной задачи.
5. Личностная психологическая подготовка.
Подготовка направлена на:
а) стимулирование развития тех индивидуально-психологических качеств личности, которые содействуют эффективному выполнению поставленных задач, снижению общего фона негативных качеств (или нежелательных), присущих этому человеку, которые становятся помехой достижения поставленных целей;
б) преодоление фобий (страхов) детского возраста, которые имеют место (проявляются) и сейчас, и отрицательно влияют на оптимизацию функциональной деятельности человека;
в) преодоление застрявания личности на бывших неудачах, которые возникают каждый раз в подобных ситуациях (случаях), актуализируя в сознании негативный потенциал, который препятствует достижению поставленной цели. Рассматривая сущность и содержание подготовки, следует обратить внимание на саму личность, а вернее на то, что она собой представляет.
Программа проведения личностной психологической подготовки.
Цель проведения: определение функциональной направленности личности и развитие ее собственных индивидуально-психологических качеств необходимых для реализации многоцелевых (разноплановых) задач.
Задача подготовки: 1) Диагностика индивидуально-психологических качеств личности, условий и их потенциального развития.
2) Определение самых оптимальных направлений индивидуального развития психологических качеств личности необходимых для выполнения задач разной степени сложности.
3) Разработка программно-творческого развития личности, согласно возникающим условиям выполнения задач.
6. природная (инстинктивная) психологическая подготовка.
Она направлена на создание условий, которые содействуют развитию тех или других инстинктов человека, которые заложенны естественной (биологической) сущностью и предоставляют возможность эффективнее решать поставленные задачи.
Задачи: 1) Определить потенциальную направленность личности к активным действиям при определенных условиях ситуации.
2) Разработать и практически реализовать мероприятия программы подготовки.
3) Учет и контроль состояния (уровня) развития активности личности в любых ситуациях.
Критерии подготовки: активность человека (скорость, точность, своевременность, предубежденность); способность к достижению и развитию знаний, навыков и умений творческого решения поставленных задач.
7. Коррекционная психологическая подготовка.
Программа проведения коррекционной психологической подготовки.
Цель проведения: психологическая коррекция поведения личности.
2) Осуществлять идеомоторную тренировку при коррекции неправильных действий и практической тренировки при функционировании человека.
3) Проверка эффективности коррекционного влияния в практической деятельности специалистов.
Критерии подготовки: способность к корректированию: мотивации; интеллекта; эмоций и воли; интегрирование командных действий.
8. Рекреационная (восстановительная) психологическая подготовка.
Направлена на восстановление функционирования организма (психических процессов) в условиях, не связанных с пребыванием личности в сложных ситуациях, и включает: а) постстресовую психологическую подготовку; б) постдепресивную психологическую подготовку; в) посттравматическую психологическую подготовку.
Программа проведения рекреационной (восстановительной) психологической подготовки.
Задачи: 1) Определить степень психических (невротических) заболеваний при стрессах, депрессивных и психотравмирующх состояниях личности.
2) Определить и реализовать направления лечения психических травм. (В эту категорию не входят люди, которые имеют врожденные недостатки психического здоровья).
3) Определить способности функционального использования личности при решении задач разной степени сложности.
4) Контроль текущего состояния психического здоровья личности.
Критерии подготовки: уровень стресоустойчивости личности; уровень и срок длительности депрессивного состояния личности; уровень психо-невротического поражения личности.
9. Адаптационная психологическая подготовка.
Может выступать составной частью общей психологической подготовки, а как самостоятельный вид подготовки выступает способом сокращения адаптационного периода приспособления психики (и значительным его улучшением) личности к окружающим (существующим) условиям, и для приспособления условий внешнего среды к психическому состоянию человека.
Программа проведения адаптационной психологической подготовки.
Цель проведения: Адаптация личности к экстремальным условиям и условиям повседневного функционирования.
Задачи: 1) Адаптировать личность, которая будет выполнять задачу, разной степени сложности, к сложным условиям деятельности.
2) Адаптировать личность к нормальному функционированию в повседневных условиях и подготовить ее к выполнению разных задач.
3) Определить направления дальнейшего использования личности относительно ее функциональных данных и условий выполнения задач.
Критерии подготовки: скорость и эффективность действий в экстремальных условиях (или готовности к ним); эффективность адаптации к динамичным условиям профессиональной деятельности; способность к улучшению собственных функциональных возможностей, которые интегрируются в профессиональное мастерство личности.
10. Регуляционная психологическая подготовка.
Она направлена на оптимизацию развития функционирования регулятивных способностей и собственной способности их эффективного применения с учетом возможностей психики человека для создания потенциальных резервов организма.
Программа проведения регуляционной психологической подготовки.
Цель проведения: Сформировать устойчивое умение личности к регуляции индивидуальных психических состояний (настраивание, готовность, активность) необходимых для определенного эмоционально-интеллектуально-деятельностного возбуждения, которое обеспечивает соответствующие эффективные действия личности при выполнении поставленных задач.
2) Сформировать умения к регуляции (на предложенных выше уровнях) и интеграции умений саморегулирующейся психической системы личности.
Критерии подготовки: потенциальная возможность человека к развитию умений саморегуляции; эффективная возможность саморегулирования собственного поведения.
11. Интеллектуально-аналитическая психологическая подготовка.
Направлена на развитие и оптимизацию интеллектуальных способностей и возможностей личности, которые создают необходимые условия, которые способствуют существенному решению поставленных задач. Ее составными элементами есть процессы анализа, синтеза, сравнения определенной информации и наработка (или создание) оптимального образа решения задач.
Программа проведения интеллектуально-аналитической психологической подготовки.
Цель проведения: Оптимизировать интеллектуально-аналитический потенциал личности на творческом уровне и направить его на поиск реализации эффективного решения поставленных задач.
Задачи: 1) Определить уровень прикладного интеллекта личности и его способности к развитию.
2) Сформировать умение к аналитико-синтетическому и творческому (эвристическому) мышлению.
3) Проверить гибкость интеллектуального решения задач разной степени сложности.
4) Координация интеллектуально-аналитических действий в команде.
Каждый из предложенных критериев имеет свою специфику и определенные особенности, поэтому нужно рассматривать именно композиционное их объединение, а не усредненный показатель, который не может учитывать все нюансы подготовки личности.
Формами проведения психологической подготовки могут выступать те, которые предлагаются ниже. Групповая. Проводится в составе группы для применения группового влияния на личность. Индивидуальная. Проводится индивидуально с каждым человеком, с учетом ее индивидуально-психологических особенностей. Внешняя. Проводится с применением внушения, убеждение, тренировка, семинаров, обучений, тренингов и др. Внутренняя. Проводится с помощью аутогенной тренировки, самоубеждения, внушения, идеомоторной тренировки, создание когнитивных карт и др. Активная. Личность принимает активное участие в подготовке. Пассивная. Личность или выступает пассивным наблюдателем действий, или воспринимает информацию от руководителя. Непосредственная. Личность есть непосредственным, активным участником подготовки. Опосредствованная. Большей частью человек воспринимает внешнее влияние, но ситуативно, заранее не подготовлен к восприятию этого влияния и действует спонтанно. Самостоятельная. Когда человек овладевает определенными знаниями самостоятельно, без посторонней помощи, или делает собственные умозаключения. Под руководством. Эта форма подготовки имеет целью осуществления не только контроля руководителя, а и его помощь или коррекцию неверных действиях человека. Ситуативная. Проводится случайно, когда этого требует ситуация. Системная. Проводится постоянно при необходимости формирования динамического стереотипа определенного поведения личности.
Рассмотревши сущность и содержание предложенных видов и форм психологической подготовки, следует рассмотреть уровни психологической подготовленности личности к действиям в сложных ситуациях.
Критерием психологической подготовленности есть возможность личности использовать имеющийся потенциал знаний, навыков и умений приобретенных при прохождении системы психологической подготовки.
Уровни психологической подготовленности личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
* * *
целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих оператору сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях. Формы и методы П. п. весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам оператора. Одним из способов П. п. является моделирование в процессе тренировки необычных (в том числе и экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. Такое моделирование может проводиться с помощью специальных стендов и макетов (см. Ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспроизведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования навыки в будущем могут снизить экстремальность и неожиданность ситуации, повышают степень сознательного контроля за протеканием психических процессов. В целом все это повышает психологическую готовность оператора. Другое направление П. п. связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными в структуре профессиональной пригодности и наиболее легко тренируемы. Для тренировки используются как специальные методические приемы (напр., правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, напр., тренажеры памяти, внимания, реакций и др. Хорошие результаты в плане П. п. дают также специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение (аутогенная тренировка). Рассмотренные методы П. п. являются составной частью более общей системы психологической поддержки оператора:
Полезное
Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» в других словарях:
Психологическая подготовка в области гражданской защиты — совокупность мероприятий по формированию у индивида и коллектива психологической устойчивости и способности к адекватным действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая подготовка населения — формирование психологической готовности человека к жизнедеятельности в экстремальной ситуации. Особое внимание должно уделяться формированию таких компонентов психологической готовности, как: наличие необходимого и достаточного уровня… … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая подготовка спасателей — мероприятия, направленные на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях; создание у них еще до… … Словарь черезвычайных ситуаций
Психологическая подготовка осужденных к освобождению — Ее определяют как средство мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний, отвечающих условиям труда, жизни, быта после освобождения (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин,1975.). Необходимость ее обусловлена более или… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психологическая подготовка личного состава вооружённых сил — система мероприятий по формированию у военнослужащих н воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач. П. п. воинов социалистических государств способствует формированию таких черт характера, как мужество,… … Словарь военных терминов
Психологическая подготовка спасателей — комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в ЧС; создание у них еще до начала … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Психологическая подготовка к бою — система мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологических качеств, обеспечивающих их высокую боевую готовность и устойчивость к воздействию… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Непосредственная морально-психологическая подготовка — Подготовка сотрудников и групп, проводимая непосредственно перед началом решения сложных и ответственных задач. Профессионально и психологически важно, чтобы сотрудник приступил к действиям в состоянии мобилизованности и готовности проявить в… … Энциклопедия современной юридической психологии
Профессионально-психологическая подготовка сотрудников — Особый, важный вид профессиональной практической подготовки персонала ПОО, отличающийся психологически обоснованной педагогической системой занятий и мер и основанный на применении специальных современных интенсивных психолого педагогических… … Энциклопедия современной юридической психологии
Морально-психологическая подготовка сотрудников — Особый, важный вид профессиональной подготовки персонала ПОО, основанный на применении современных интенсивных психолого педагогических технологий. Его цель – подготовка сотрудников к высокоморальному выполнению профессионального долга при… … Энциклопедия современной юридической психологии