на что направлена обратная связь учащемуся в сберкассе
Статья «Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся»
Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся.
Выборгского района Санкт-Петербурга
В прошлом учебном году ученики оказались в ситуации дистанционного обучения, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше. А учителя столкнулись с тем, что учащиеся не всегда включаются в работу. В ситуации дистанционного обучения без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые учителя и ученики обычно опираются в аудитории. Учителю труднее устанавливать контакт с учениками, ученикам сложнее оценить результат своей работы без повседневного контакта с одноклассниками и учителями. И, главное, такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетенции. На помощь пришли различные цифровые платформы: Сберкласс, Учи.ру, Я- класс и другие.
Одним из важнейших факторов успешного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционной школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение.
На мотивацию учеников и их отношение к учебе влияют:
· познавательная активность ребёнка;
· стремление к достижениям и саморазвитию;
· уверенность в себе;
Исходя из этого, учитель может оказать существенное влияние на мотивацию ученика с помощью:
· предметного содержания (например, структурированного или хаотичного);
· разнообразных активных методов и форм обучения;
· характера отношений с ребёнком;
К сожалению, единая формула мотивации ученика отсутствует, поскольку каждый детский коллектив индивидуален. Что же традиционно мотивирует ребенка в учебе?
· Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.
· Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.
Виды мотивации учебной деятельности
Педагогические психологи выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Наиболее продуктивная стратегия преподавания состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес и энтузиазм ученика.
Итак, давайте приведем стратегии, которые смогут помочь учителю поддерживать продуктивные формы мотивации:
· поощряйте вовлеченность и активное участие;
· поддерживайте потребность в автономии и свободе;
· поддерживайте сегодняшние потребности учеников, их состояния и настроения;
· обеспечьте своевременную обратную связь;
· давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания;
· старайтесь, по возможности, тщательно спланировать и организовать занятие;
· обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам;
· поддерживайте у детей ощущение « Я смогу»;
Факторы повышения учебной мотивации
Давайте теперь рассмотрим факторы, которые влияют на вовлечение ученика в учебную работу.
1. Право не понимать и ошибаться.
Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают ученика от включения в учебную работу. Американский писатель Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Это относится и к обучению. Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. И если ученик это понимает, то к ошибкам он относится как к части развития. Если работа ученика заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями. Важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть учитель и одноклассники.
2. Чувство, что ты не справишься.
Мотивация к работе появляется тогда, когда ученик понимает, что справится с заданием. Когда ученик не понимает, с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно останется невыполненным. Для вовлечения ученика продумываем систему поддержки. Возможно, это будут краткие инструкции, подсказки, самопроверки, чат для вопросов, объяснения при помощи видео или аудиосвязи и так далее.
3. Понимание смысла работы, которую выполняешь.
Если ученик выполняет работу, потому что так надо учителю, он будет искать способ ее не сделать или сделать так, чтобы на это меньше затратить времени. Французский психолог и автор принципиально нового подхода к школьному образованию Селестен Френе говорил: «Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны, поэтому, старайтесь доносить до учащихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случае вы не услышите «…да зачем мне это надо?» и вовлечение в работу повысите.
4. Наличие выбора. Выбор – свобода.
Когда ученик делает свой выбор, то он берет и ответственность за него. Отсюда следует, что вероятность того, что работа будет проделана, возрастает. Можно предложить выбор в заданиях по уровню сложности, способам выполнения работы, в количестве заданий и так далее. Главное, чтобы ученик понимал, что у него есть выбор.
5. Подача учебного материала.
Современных учеников не влечет сухой текст учебника. Для вовлечения нужен интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот). Стоит продумывать подачу материала. Это могут быть короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы и множество других вариантов, которые добавят динамики и интерактива.
С нашей точки зрения, цифровая платформа – инструмент, позволяющий обеспечить процесс персонализации в обучении и повысить мотивацию к обучению в целом, так как при разработке всех заданий на Платформе учтены все факторы повышения мотивации учеников и использованы все стратегии к поддержанию продуктивной мотивации.
Образовательный процесс на платформе строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующие факторы ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.
Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль. Каждый модуль начинается с мотивурующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Проблемный вопрос – еще один основополагающий элемент урока. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно, но пройдя свой путь, свою траекторию, каждый ученик сможет ответить на этот вопрос.
Задания в модуле формируем по целям (уровням):
— я могу воспроизвести решение,
— я понимаю и могу применить решение в усложненной ситуации,
— я могу проанализировать ситуацию и применить решение в незнакомой ситуации.
Это позволяет обучающемуся увидеть траекторию своего движения, оценить реальный уровень.
Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.
Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.
Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область и применять знания в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.
Большой плюс в данной модели в том, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий:
· самопроверка учащимся по ключам,
· проверка работы одноклассником.
В завершении модуля обучающиеся выполняют проверочную работу в формате ВПР и ОГЭ.
На платформе предусмотрена обратная связь с учителем. При работе на данной платформе могут быть привлечены и любимые обучающимися гаджеты. Модульные задания собраны по темам. Каждая тема заканчивается тестовой проверкой. Тестовые задания проверяются автоматически. Тренировочные задания задаются учителем с помощью матрицы заданий. После выполнения заданий обучающимся учитель проверяет результат и дает подробный адресный комментарий.
Минус платформы в том, что на учителя ложится очень большая нагрузка в плане проверки тех заданий, которые не предусматривают автопроверку или не дают детям выйти на этап проверки.
Надо понять, что учебный процесс – это командная игра. Когда ученик понимает, что учитель заинтересован в развитии ученика, что в школьном пространстве мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, он начинает проявлять активность. Ученики могут работать над заданиями совместно, учась друг у друга. Работая таким образом, ученики учатся использовать помощь своих одноклассников, как ресурс для развития, а не как возможность списать, чтобы только сдать работу учителю. Для того, чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Ученикам важно понимать, что учитель не для контроля, а для помощи. И эти правила должны стать приоритетными.
Подводя итог, следует отметить, что все учебные платформы повышают мотивацию учащихся к самообразованию, развивают культуру учения и дают возможность почувствовать свою ответственность за результат работы. Использование платформы Сберкласса, как инструмента персонализированного образования, комбинированного обучения, позволяет повысить мотивацию ученика и сделать весь процесс обучения более эффективным.
На что направлена обратная связь учащемуся в сберкассе
С 2020 г. МБОУ «Гимназия № 50» реализует проект «Сберкласс», разработчиком которого является команда «Сбера». Его цель – создание персонализированной модели образования для школьников. Инструментом реализации данной модели является Цифровая платформа.
Что такое персонализированная модель образования?
ПМО (персонализированная модель образования) — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором школьник выступает субъектом учебной деятельности. В ПМО учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других.
Где проходит обучение?
Инструментом реализации персонализированного подхода является Цифровая платформа. Это удобное и эффективное средство планирования и организации учебного процесса, при котором каждый ученик может максимально результативно использовать свое учебное время и оперативно получать обратную связь по результатам достижения учебных целей. Обучение проходит в школе, возможно выполнение домашнего задания на платформе и дома. Она является незаменимым инструментом в реализации персонализированной модели образования. Данная модель предполагает фокус внимания в образовании на развитии у детей навыков XXI века: умения ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, быть креативными и критически мыслить. В центре обучения находится ученик. При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не только на усвоение определенного объема знаний.
Для кого внедряется ПМО?
Для учащихся, желающих быть успешными и востребованными на рынке труда. Для родителей, желающих видеть своих детей способными к обучению, к изменениям в происходящих процессах, готовыми работать в команде и индивидуально.
Какова роль учителя?
Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой. Учитель на уроке определяет время для мотивационно-ориентационного блока, презентации результатов групповых работ, самооценки; остальное время ученики планируют самостоятельно. В ходе самостоятельной работы учащихся учитель оказывает помощь, консультирует, дает советы, предоставляет учащимся оперативную обратную связь.
Как производится оценивание?
Оценивание — значимый элемент Персонализированной модели образования, позволяющий обеспечить обратную связь. В ПМО используется накопительная система оценивания. Применение такой системы обеспечивает ученику возможность успешно продвигаться от уровня к уровню без страха быть наказанным за неудачные попытки. Уровень «засчитывается», как только учащийся продемонстрировал основания его достижения, выполнив соответствующие задания и задачи. Предыдущие попытки в итоговой оценке не усредняются. Таким образом, ребенку дается право на ошибку, а установка делается на личностный рост и развитие.
Как в ПМО реализуется ФГОС?
Персонализированная модель образования соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего общего образования в отношении положенного в основу ФГОС системно-деятельностного подхода, а также в части требований к структуре, к условиям реализации и к результатам освоения основной образовательной программы.
Как ПМО готовит учащихся к государственной итоговой аттестации?
Шкалы учебных целей предусматривают уровень 3.0 как целевой, минимальный для освоения учеником. На этом же уровне находятся основные требования к государственной итоговой аттестации.
СберКласс Германа Грефа экспериментирует с детским недообразованием
Оцифровать деток
В настоящее время становится всё более актуальной проблема, связанная с получением детьми качественного образования. На фоне пандемии начали появляться различные электронные сервисы, которые претендуют на то, чтобы заменить собой полноценное обучение в школах.
На сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемой, которая заключается в образовательном «обнулении» населения, превращающем людей в мягкую глину, из которой можно лепить всё что угодно. Цель его – превращение человека в одну из безличных единиц в стаде двуногих баранов, послушно следующих за пастухом, под различными благопристойными лозунгами, с заменой образования и культуры примитивными подделками, не позволяющими ему ничего, кроме элементарных действий по заложенным в него простейшим исполнительским программам. Замена у человека культурных, духовных и образовательных качеств на придуманные для его оболванивания суррогаты превращает людей чуть ли не в зомби.
Знание мешает манипулированию
В 2012 году на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге руководитель «Сбербанка» Герман Греф заявил: «Господа, я вам хочу сказать, что вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки и населения. Как только все люди поймут основу своего «я», манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания. Что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными? Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как в таком случае управлять обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую и получать не препарируемую, через обученных правительствами аналитиков и политологов, информацию. Мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря, мне кажется, вы не совсем понимаете, что вы говорите».
С 1 сентября 2020 года школы в 65 регионах подключились к школьной цифровой платформе. Мало того, «Сбер» провел обучение для 45 тыс. педагогов и наставников, которые будут её использовать. Но, позвольте, хотя и прописано, что «проект реализуется при поддержке глав субъектов Российской Федерации», это всё-таки эксперимент. Результаты любого эксперимента должны быть изучены, после чего должно быть принято решение, удался он или нет, вводить его элементы в образовательный процесс или не стоит. То есть, по сути, по всей стране, без какого-либо научного обоснования, начался эксперимент над детьми. Вообще-то закон запрещает проводить на детях эксперименты, не обоснованные наукой. Но ведь законы пишутся для обычных граждан и «сильных мира сего» они не касаются, не так ли?
Такова программа сегрегации российского общества по Грефу. Но он не только говорит. Он действует! «Сбер» постепенно захватывает все сферы деятельности, ведь он объявил, что перестал быть просто банком, теперь и образование, и медицина, да и все сферы нашей жизни, очевидно, станут частными.
Например, в школах «Сбер» и лидеры цифровой трансформации через цифровую платформу СберКласс предлагают «накапливать виртуальное портфолио» ребенка в цифровой образовательной среде, создавая, так сказать, для пользы самого ребенка, его «аватар». Чтобы потом по этому «аватару» строить его будущее. Например, будет хороший «аватар» – поступит выпускник в ВУЗ, не будет «аватара» – не поступит.
Человек, накопивший в «мозгах» этого цифрового Левиафана образ о себе как о «благонадежном» гражданине, будет иметь, так сказать, определённые преференции. А «неудачник» никогда не станет тем, кем он хочет стать, даже если вдруг очень сильно этого пожелает и имеет к этому все способности. Поскольку искусственный интеллект пропишет ему совсем другую стезю. Такие картины антиутопии вдохновенно и радужно рисуют проповедники цифрового мира. И ладно бы они просто их рисовали. Они планомерно двигаются к этому.
Как относятся к этому безобразию Министерство просвещения и Рособрнадзор, можно понять, изучив ответ министерства, где чёрным по белому написано: «Минпросвещения России не уполномочено проводить апробацию и экспертизу контента платформ, разработанных самостоятельно частной компанией, производящей цифровые и программные продукты». Занавес! СберКласс подкрался незаметно!
В СберКлассе по инициативе «Сбера» дети уже окунаются с головой в цифровизацию и начинают общаться с искусственным интеллектом. С 1 сентября 2020 года школы в 65 регионах, по информации ТАСС, подключились к школьной цифровой платформе. Мало того, «Сбер» провел обучение для 45 тыс. педагогов и наставников, которые будут её использовать.
Но, позвольте, хотя и прописано, что «проект реализуется при поддержке глав субъектов Российской Федерации», это всё-таки эксперимент. Результаты любого эксперимента должны быть изучены, и только после этого должно быть принято решение, удался он или нет, вводить его элементы в образовательный процесс или не стоит. То есть, по сути, по всей стране, без какого-либо научного обоснования, начался эксперимент над детьми. Вообще-то закон запрещает проводить на детях эксперименты, не обоснованные наукой. Но ведь у нас законы пишутся для обычных граждан, а «сильных мира сего» они не касаются, не так ли?
Как относятся к этому безобразию Министерство просвещения и Рособрнадзор, можно понять, изучив ответ министерства представительнице родительской общественности Анне Боровицкой, где чёрным по белому написано: «Минпросвещения России не уполномочено проводить апробацию и экспертизу контента платформ, разработанных самостоятельно частной компанией, производящей цифровые и программные продукты». Занавес! СберКласс подкрался незаметно!
А вот что пишется далее в упомянутом документе Минпросвещения за подписью директора Департамента цифровой трансформации и больших данных (одно только название чего стоит) Павла Кузьмина: «Действующими нормативными правовыми актами в сфере образования не установлены случаи, а также правила проверки и экспертизы электронных образовательных ресурсов, применяемых для организации образовательной деятельности, на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам». Точнее сказать, в переводе с чиновничьего на русский язык: «А не пойти ли Вам, уважаемая Анна Евгеньевна, вместе с Вашим СберКлассом далеко и надолго! Мы в этом ничего не понимаем и к происходящему не имеем никакого отношения».
На наших глазах происходят совершенно немыслимые вещи, как сказала директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МГУ Ольга Четверикова: «… По сути дела, мы… реально присутствуем при какой-то зачистке. Вы посмотрите, с какой ненавистью цифровики говорят о книгах, с какой радостью они говорят о том, что тексты будут уничтожены… Но, зато они лезут в мозги нашим детям, лезут в организм. Ломают всё».
Игра в «очко» краплёными картами
Наши постоянные читатели наверняка помнят, что о деятельности Рособрнадзора «Версия» писала 3.5 года назад в публикации «Надзиратель против президента». Там было подробно рассказано о том, что «в сферу деятельности этой замечательной организации входит лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности… Рособрнадзор победно рапортует о сотнях закрытых вузов и филиалов, которые вели некачественную образовательную деятельность. Были проведены масштабные проверки, в результате которых были отозваны лицензии, вузы и филиалы лишены государственной аккредитации». Вот уж ему-то, по идее, в первую очередь надо бы заняться тем, что вбивают в голову ученикам корифеи от СберКласса. Бывший руководитель Рособрнадзова Сергей Кравцов ныне стал министром просвещения и, казалось бы, кому иному, как не ему вмешаться в оболванивание подрастающего поколения. Ан нет!
Оказывается, ни одно из подразделений «Сбера», занимающихся продвижением цифровых учебных программ, не имеет не только лицензий на образовательную деятельность, но и в уставных видах деятельности она тоже не указана. Например, у оператора СберКласса АНО «Платформа Новой Школы» или Благотворительного фонда «Вклад в Будущее», упомянутого в приведённом документе Минпроса, образовательная деятельность никоим образом не указана.
Всё сразу становится на свои места. Поскольку образовательная деятельность в уставе отсутствует, поэтому, видимо, для Рособрнадзора они как бы и не существуют.
Как и одиозная «Школа 21» (в простонародье именуемая «Очко» по названию карточной игры, популярной в блатном мире) в Москве, Казани и Новосибирске, которая тоже не имеет необходимой для любого образовательного учреждения лицензии. Впрочем, не имеет лицензии на образовательную деятельность и т.н. «Корпоративный Университет Сбербанка».
Оказывается, ни одно из подразделений «Сбера», занимающихся продвижением цифровых образовательных программ, не имеет не только лицензий на образовательную деятельность, но и в уставных видах деятельности она тоже не указана. Например, у оператора СберКласса АНО «Платформа Новой Школы» или Благотворительного фонда «Вклад в Будущее», упомянутого в приведённом документе Минпроса, образовательная деятельность никоим образом не указана. Всё сразу становится на свои места. Поскольку образовательная деятельность в уставе отсутствует, поэтому, видимо, для Рособрнадзора они как бы и не существуют.
Мы сознательно не стали разбирать по полочкам и СберКласс, и «Школу 21», и французскую «Школу 42», с которой было «слизано» сберовское детище, и нравы, царящие в этих, так сказать, «учебных заведениях». Как не стали писать и о проекте «Образование 2030» с докладом «Универсальные компетентности и новая грамотность», при желании читатели могут найти и прочитать много здравых суждений по этому поводу.
Тем временем 16 марта сего года «Сбер» учредил компанию «СберОбразование» во главе с Мариной Раковой (бывший заместитель министра просвещения и создатель по всей стране т.н. «Кванториумов») и ведет переговоры о покупке крупнейшего издателя учебников в России – группы «Просвещение».
Как сказал в своём выступлении в Государственной думе 9 апреля учитель из Санкт-Петербурга Михаил Богданов: «Осталось немногое: привязать ход уроков и портфолио учеников к цифровой образовательной среде и все – процесс закабаления населения будет завершен. А учителя, кстати, будут не нужны. Их заменят «тьюторы», умеющие правильно нажимать кнопки в интерфейсе цифровой образовательной среды. Формально все останется как сейчас – этот «тьютор» будет называться учителем. Но учить он не будет и ребенку будет не интересен. Ведь он не человек, а дополнение к компьютерной системе. Какое уж там воспитание, роботы будут воспитывать биороботов. Современные технологии очень скоро обеспечат возможность вместо учителя держать в классе его виртуального двойника, неотличимого от человека. Ученику достаточно будет, войдя в класс, надеть очки виртуальной реальности. И они с удовольствием это сделают. А родители современные в массе своей скажут – как это СберКлассно!»