на что направлена научно техническая направленность доу
Портал педагога
Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96 г.Томска
Населённый пункт: г.Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: «Применение научно-технической направленности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.»
Раздел: дошкольное образование
Применение научно-технической направленности в воспитательно-образовательном
Русина Валентина Геннадьевна, старший воспитатель МАДОУ № 96 г.Томска
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
Выполнение плана Стратегии в первую очередь касается учреждений дополнительного
образования, но поскольку в детских садах имеется лицензия на оказание дополнительных
образовательных услуг, они могут участвовать в реализации Стратегии по всем
направлениям, в том числе и научно-техническом.
изучение и применение микрокалькуляторов; изучение и конструирование техники
(автолюбители, мотолюбители, картинг, багги, конструирования малогабаритной техники,
юных комбайнеров, трактористов); электротехника, радиотехника, электронная техника;
юные рационализаторы и изобретатели; информатика и вычислительная техника и др.;-
— учебно-исследовательская деятельность и изучение за
страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика,
информатика, геология, география, природоведение, медицина и др.;
Направлена на формирование научного мировоззрения,
освоение методов научного познания мира, развитие
исследовательских, прикладных, конструкторских способностей
детей, с наклонностями в области точных наук и технического
творчества (сфера деятельности «человек-машина») с упором на
подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами
собственного творчества на соревнования.
Направлена на формирование научного мировоззрения,
научного мышления, освоение методов научного познания мира
и развитие исследовательских способностей детей, с
наклонностями в области естественных наук (сфера
деятельности «человек-природа» или окружающий мир),
реализует потребность человека в классификации и
упорядочивании объектов окружающего мира через логические
В детском саду научно-техническая направленность может развиваться через лего-
конструирование, робототехнику, шахматы и шашки, конструирование из строительного
материала с усложнением: применением зарисовок, схем построек, оригами,
экспериментальную деятельность, занятия по информатике. Развивающая предметно-
пространственная среда групп оснащена центрами конструирования, экспериментирова-
ния, художественного творчества, мини-лабораторией, центром «умных» книг серии
энциклопедий «Всем обо всем» и др. Педагоги ДОУ владеют методикой разных видов
конструирования, оригами, экспериментирования, робототехники, песочной анимации,
шахмат. Данные виды деятельности проводятся педагогами в непосредственно
образовательной деятельности и как дополнительное образование дошкольников.
Развитие дополнительного образования технической направленности
В некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в США, в странах Евросоюза техническое творчество, является общеобразовательным изучаемым предметом в школе. Сегодня многие ведущие фирмы, производственные и научные организации в сфере высоких технологий занимаются разработкой и продвижением образовательных проектов в области IT-технологий и применения цифровой техники уже с дошкольного возраста.
В России же техническое творчество является пока лишь инновационным, не массовым направлением в развитии детей – ознакомление детей с основами робототехники сводится преимущественно к рамкам дополнительного образования в виде кружков, клубов, секций, факультативных и элективных курсов.
Однако, в последние годы в России, в связи с продвижением Общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» организовано более 40 ресурсных центров во многих регионах страны, в которых ежегодно проводятся для школьников робототехнические фестивали, соревнования и олимпиады всех уровней, организуются летние образовательные площадки и т. д.
Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старших дошкольников и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
На современном этапе развития образования дошкольным образовательным учреждениям предоставлена возможность и возможность самостоятельно решать вопрос о том, каким образом они будут способствовать формированию высокообразованного «человеческого капитала», в том числе и включая базовые знания из робототехники в образовательную деятельность
Одним из перспективных направлений развития детей дошкольного возраста мы видим направление по начальному техническому творчеству дошкольников, поскольку данное направление позволяет реализовывать компетентностный подход, познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.
Формирование специальных знаний у детей дошкольного возраста в данных направлениях способствуют развитию системности мышления, учат комплексно подходить к решению реальных практических задач.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев 8 февраля 2017 года провел встречу с представителями научного сообщества Подмосковья, приуроченную ко Дню российской науки, на которой было отмечено что на данный момент особое внимание уделяется развитию центров молодежного инновационного творчества, которые рассчитаны на детей старшего дошкольного, школьного возраста, студентов и молодых специалистов.
Дополнительные образовательные программы технической направленности, реализуемые на территории г. о. Балашиха и в других муниципалитетах Московской области направлены на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Данные программы способствуют развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают, в дальнейшем, на этапе школьного обучения, возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.
Отличительными особенностями обучения детей в объединениях научно-технической направленности является то, что при разработке таких программ делается акцент на:
— комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
— повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;
— формирование у воспитанников базовых специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов;
— пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
Развитие воспитанников по программам технической направленности – один из шагов в профессиональное будущее, что позволит Московской области подняться на более достойный уровень рейтингах социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества используются недостаточно. С помощью конструкторов различных модификаций и роботехники можно реализовать в образовательной среде более целенаправленное обучение и развитие в дошкольной образовательной организации. Данные инновационные формы организации детской деятельности являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативных областей. Объединяя игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, ребенку представляется возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Инженерное образование в ДОО
Поэтому без хорошей интеллектуальной, технической подготовки приходится трудно. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать и творческим мышлением. Быть изобретателем непросто. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности.
Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели.
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического творчества имеет большое значение. Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Во всех групповых помещениях нашего детского сада были организованы центры «Конструирования», «Логики и математики», «Природы и Экспериментирования».
2017-2018 учебном году стартовал муниципальный целевой проект «Инженерное образование в дошкольной образовательной организации». Управлением образования ГО «город Якутск», в нашем саду, предоставлены инженерно-технические оборудования. Здесь входят различные конструкторы. Математические пособия. Исследовательская лаборатория «Наураша».
В этой лаборатории с детьми проводили исследования по различным направлениям физики, химии, биологии. Например, пульс, кислотность, сила, магнитное поле, электричество, температура, свет. Детям очень нравилось, с большим удовольствием занимались.
Набор «Техноград» является 1 ступенью робототехники. В этом наборе имеется пошаговая инструкция, карточки схемы по конструированию модели, что очень важно и удобно. Дети сами самостоятельно могут работать. В детском саду создан центр инженерии и развивающих игр. Центр располагается в отдельном кабинете,который поделен тоже на зоны: конструирования, робототехники, экспериментирования, развивающих игр и пособий, рабочая и выставочная зоны.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством педагога дети овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.В нашем детском саду для развития и поддержания у детей интереса к конструктивной деятельности педагоги используют разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов конструктора. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.Основы технического моделирования и конструирования ребята осваивают с помощью различных видов конструкторов:
Конструктор LEGO является универсальным и многофункциональным, поэтому он используется в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные и творческие способности. Имеется в каждой группе. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы. Проводили различные конкурсы, выставки,проектную деятельность по теме: «Строительство». Некоторые дети делали макеты домов из картона и бумаги, некоторые дети построили свои здания из конструкторов и кубиков, были и рисунки-чертежи. Свои проекты дети рассказывали с большим увлечением и интересом. Узнали много интересного об инженерии и строительстве.
Так приобщаем детей к техническому творчеству. О чем говорят наши результаты группы «Сир симэхтэрэ» за 2017-18 уч год.
— Всероссийский конкурс по математике1 место- Андреев Петя.
— 1й открытый городской конкурс «Легодрайвер». Номинация «Идеи от Пети». Грамота. Андреев Петя
— Городской проект: «Инженерное образование».Участники: Охлопков Алик, Павлова Алина, Попова Ника, Кутугутов Дима, Жирков Саян. (сертификаты участия)
-Городской конкурс по «Робототехнике» среди ДОУ 2е место- Игнатьев Андрей, Горохов Дамир.
— Городской турнир по ДИП Сонор 2 место- Стручкова Милена. Внутри ДОУ 3 место.
— Внутри ДОУ- Игнатьев Андрей 2 место.
— Турнир по русским шашкам 2 место Павлова Алина.
(можете смотреть на сайте детского сада за 2018 год гр. «Сир симэхтэрэ»).
Развитие инженерно-технических способностей как средство, направленное на раннюю профориентацию дошкольников
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как конструирование.
Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.
На протяжении нескольких лет приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников.
Придерживаясь содержания основной общеобразовательной программы, мы разработали свои подходы к техническому образованию дошкольников, которые предполагают, что дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия.
Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Во всех групповых помещениях были организованы центры «Технического творчества», «Логики и математики», «Природы и Экспериментирования». Приобретено оборудование для опытов и экспериментов, разнообразные виды конструкторов. Оформлены картотеки опытов и экспериментов. Подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформлены карточки-схемы.
В детском саду, был создан центр «Юный инженер». Центр располагается в отдельном помещении,которое условно поделено на центры: конструирования, экспериментирования, развивающих авторских игр и пособий, рабочая и выставочные центры. Собрана детская научная библиотека.
Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх направлениях:
— развитие логико-математического мышления.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
В процессе, строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений.
Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
В нашем детском саду для развитияи поддержания у детей интереса к конструктивной деятельности педагоги используют разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов конструктора. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Основы технического моделирования и конструирования ребята осваивают с помощью различных видов конструкторов: LEGO, «Дары Фрёбеля», «Полидроны», робототехника, и т. д.
Конструктор LEGO является универсальным и многофункциональным, поэтому он используется в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные и творческие способности.
Работа с конструкторами «Полидрон», робототехника, позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество.
Познавательно-исследовательская деятельность позволяет ребенку напрямую удовлетворить присущую ему любознательность и смоделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольники наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников педагоги используют комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.
Основным содержанием деятельности стали опыты и эксперименты естественнонаучной направленности. Мы взяли некоторые,самые простые разделы физики: механику, магнетизм, электродинамику. В совместной и непрерывной образовательной деятельности знакомились и проводили эксперименты естественнонаучной направленности.
После совместной деятельности дети, полученные знания вносили в самостоятельную деятельность и обыгрывали в разных игровых ситуациях. Так, например, познакомив детей с понятием инерции и гравитации дети уже сами во время прогулки проводили эксперименты с различными предметами, объясняя результаты на своем уровне.
Несомненно, познавательно-исследовательская деятельность способствует освоению детьми, научно-познавательных знаний, становлению опытно- экспериментальных действий формирует основы технического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Немаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют авторские развивающие игры и пособия. На сегодняшний день существует множество разнообразных авторских развивающих игр и пособий: игры Никитина, Воскобовича, Даниловой, блоки Дьенеша, математический планшет, головоломки. Авторские развивающие игры важны и интересны для детей, они предоставляют возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
В нашем детском саду педагоги активно используют авторские развивающие игры и пособия в образовательном процессе. Во всех группах созданы развивающие центры с авторскими развивающими играми. Игры доступны для совместной и самостоятельной деятельности детей.
В совместной игровой деятельности взрослый выступает в роли партнера по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы. Дети во время игры незаметно для себя приобретают новые знания, учатся считать, ориентироваться в пространстве, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, память, внимание, воображение. В итоге совместная игровая деятельность плавно перетекает в самостоятельную игровую деятельность. По мере освоения игра выносится в самостоятельную игровую деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность важна для развития ребенка дошкольного возраста. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста в ДОО.
Исходя из всего выше сказанного, раннее профессиональное определение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Поэтому к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.
Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.
Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.
Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.