на что направлена методика дом дерево человек

Дом, дерево, человек

на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть фото на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть картинку на что направлена методика дом дерево человек. Картинка про на что направлена методика дом дерево человек. Фото на что направлена методика дом дерево человек

Дом, дерево, человек

Этот тест является одним из самых распространённых проективных методов исследования личности индивидуума. Преимущества данной методики заключается в том, что она позволяет провести глубокий анализ и получить наиболее полный результат, а не сведения лишь о некоторых особенностях внутреннего мира испытуемого.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Если под рукой кроме простого другого нет, ничего страшного. Только не используйте фломастеры и ручки, у Вас должна быть возможность корректировать рисунок. Изобразите на листе дом, дерево и человека так, как Вам хочется. Любой формы, размера и вида. Не спешите, как закончите, ответьте на вопросы теста на нашем сайте, и Вы получите полную картину Вашей личности. Возможно, для Вас откроются совершенно новые особенности подсознания, о которых Вы даже не задумывались!

Кому подойдёт эта методика?

Изначально, этот тест применялся для изучения работоспособности трудящихся на производстве. Позднее последователи Дж. Бука, автора методики, смогли адаптировать её для более широкого круга исследуемых.

Не трудно догадаться, что это отличный способ психодиагностики для ребёнка, если он уже достиг трёх или четырёхлетнего возраста. Просто дайте ему необходимые материалы, попросите нарисовать описанные выше объекты и оставьте на некоторое время. Его рисунок позволит оценить личностные качества, уровень умственного развития и социализации в кругу сверстников.

Метод так же очень информативен и для взрослых. Психологи проводят исследования с его помощью не только индивидуально, но и в группах.

Ключи

на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть фото на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть картинку на что направлена методика дом дерево человек. Картинка про на что направлена методика дом дерево человек. Фото на что направлена методика дом дерево человек

Человек

Дерево

Особенности интерпретации результатов

После завершения рисунка, исследователю необходимо выяснить значение необычных или отсутствие «обязательных» деталей на изображении. Что они значат для испытуемого, почему он расположил их именно таким образом. Эти элементы могут быть очень информативны при интерпретации.

К примеру, почему окна дома нарисованы с разбитыми стеклами или дерево с зазубринами или сломанными ветками. А так же, какое значение для тестируемого имеют другие необычные детали, свидетельствующие о разрушениях.

Как правило, сломанные или повреждённые ветви дерева, рубцы на его стволе, говорят о перенесённых психологических травмах в прошлом. Считается, что дерево олицетворяет период жизни респондента. Основание ствола отражает явления в раннем детстве, верхушка – настоящий возраст, соответственно, средняя часть дерева – промежуточные годы. На основании расположения повреждений и возраста индивида, можно примерно определить возраст, в котором произошло травмирующее событие.

Если сорокалетний исследуемый изобразил рубец примерно на середине ствола, то негативная ситуация могла предположительно произойти с ним в двадцатилетнем возрасте.

Земля символизирует реальность, так как тени, обычно, располагаются на земле, то они несут в себе большой объём информации о сознательном уровне личности тестируемого. Они могут символизировать чувство тревоги, свидетельствовать о наличие проблемы в недалеком прошлом или настоящем, которая препятствует нормальной интеллектуальной деятельности. Наличие рассеянности подтвердит ухудшение интеллектуальной работоспособности. Нужно так же обратить внимание, на какую поверхность подает тень.

Если на рисунке предметы отбрасывают тень, значит, должно быть изображено и солнце. Но про него, обычно, забывают, что так же имеет определенное качественное значение.

Необходимо выяснить, почему отсутствуют привычные детали, такие как окна, двери, дымоход, ветви у дерева или какие – то части тела у человека и тому подобное. В случае, если у индивида не предполагается умственная отсталость, то эти особенности его иллюстрации значимы при интерпретации.

Если на изображении наблюдается нестандартное размещение объектов относительно друг друга, то необходимо выяснить, с чем это связано. Например, почему нарисован покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек.

Пройдите тест «Дом, дерево, человек» прямо сейчас!

Прохождение данного теста на нашем сайте не потребует от вас ни регистрации, ни каких-либо других дополнительных действий!

Изображение в шапке — Ivan Knyazev (модель — Aisu)

Источник

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек

Тест «Дом — Дерево — Человек» был предложен Дж.Буком в 1948 году и представляет собой проективную методику исследования личности. Он предназначен как для взрослых, так и для детей, также может быть использован при проведении группового обследования.

на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть фото на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть картинку на что направлена методика дом дерево человек. Картинка про на что направлена методика дом дерево человек. Фото на что направлена методика дом дерево человек

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

При использовании теста «Дом — Дерево — Человек» Р.Бернс всегда просил своих обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одной происходящей сцене, на одном рисунке. Он считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве:
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как Вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как Вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами?
Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево?
Др18. О чем оно Вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме:
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами?
Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он Вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных или отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, соотношение любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви, почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом. Время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола у корней дерева за период раннего детства, верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними — за промежуточные годы.

К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с Вами, когда Вам было около 10 лет?».

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой:
1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;
2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью. Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек» преследует 2 цели:

Интерпретация признаков теста «Дом — Дерево — Человек»:
Дом — Дерево — Человек: Дом
Дом — Дерево — Человек: Дерево
Дом — Дерево — Человек: Человек
на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть фото на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть картинку на что направлена методика дом дерево человек. Картинка про на что направлена методика дом дерево человек. Фото на что направлена методика дом дерево человек

Источник

на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть фото на что направлена методика дом дерево человек. Смотреть картинку на что направлена методика дом дерево человек. Картинка про на что направлена методика дом дерево человек. Фото на что направлена методика дом дерево человек

Предназначена как для взрослых, так и для детей, воз­можно групповое обследование.

Интерпретация признаков в тесте «Дом-Дерево-Человек»

Дом старый, развалившийся иногда,субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.

Разные постройки —агрессия направлена против фак­тического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться­ в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей)- от­ражение конфликтной ситуации, наносящей вред правиль­ной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Контур задней стены значительно толще (ярче)по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытыва­ет трудности, тревогу.

Стена: боковой контур слитком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентировании — со­мнительное стремление сохранить контроль.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, на­сколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домаш­нем кругу).

Двери (одни или несколько) парадные — первый при­знак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступ­ность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуни­кабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нереши­тельности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнитель­ность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой — значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсут­ствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность тнимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Крыша, жирный контур, не свойственный всему ри­сунку, — фиксация на фантазиях как источнике удоволь­ствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабле­ния контроля фантазии.

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Ассоциации могут возникнуть в связи:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или при­писываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или штативную эмоциональную окраску.

Выполняет санитарную функцию. Если манера изобра­жения ванны значима, возможно нарушение этих функ­ций.

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо­логической теплоты дома.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживает­ся у взрослых.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пе­реживание выставления себя всем на обозрение. Его со­провождает желание демонстрировать себя, но ограничи­ваясь лишь визуальным контактом.

Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потреб­ность зависимости при доминировании родителей.

Иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — указывают на незначительную трево­гу в рамках реальности и сознательное стремление конт­ролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной со­циализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающая­ся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта н целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изоб­ражена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зе­леный — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выража­ет чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптирован­ный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух или не более пяти цве­тов. Субъект, раскрашивающий дом семью—восемью цве­тами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность нали­чия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопаснос­ти, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

б)связанная с предназначением комнаты или с посто­янным ее жильцом,

в)указывающая на специфику переживаний: левая сто­рона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мне­нием окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фан­тазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа.

Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акценти­рование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальныхсферах. Контролируемое поведение. Акцентирование бу­дущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабочен­ность свободными откровенными эмоциональными пере­живаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед от­крытыми свободными переживаниями. Стремление сохра­нить жесткий контроль.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем указание на неспособность к четкой позиции.

Заимствование из литературного или сказочного сюжета

Наличие окон и их количество

Наличие людей рядом с домом и в доме

Наличие штор на окнах

Наличие растений (количество)

Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и тд.)

Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3

Толщина линии по шкале интенсивности 1,2,3

«Человек»

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце —межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более Высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким об­ритом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллек­туальном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и Желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, не­достаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп­торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действи­тельностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношени­ями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слитком подчеркнут — потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощуща­емой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к кри­тике.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболь­щать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекват­ные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Ноздри — примитивная агрессия.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее па маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный кон- Июль действий и импульсивность.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные Стремления.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки слитком крупные — сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивном поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоко интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально—ролевой конфликт.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности дос­тигнутого..

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потреб­ность к независимости и стремление к ней.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебреже­ние (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, за­висимость.

Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отно­шению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсут­ствующих частей (актуально или символично изображен­ных).

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособ­ляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Фигура из палочек — может означать увиливание и не­гативизм.

Фигура Бабы—Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам пережи­вание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представля­ет собой необходимую точку отсчета (опоры) для констру­ирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тон­ком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение.

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессив­ность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безо­пасность.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Боль­шая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, зам­кнутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — неза­щищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливость.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисун­ка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуе­мый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) внутренний конфликт или конфликт собственно этой де­талью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависи­мость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скован­ность, чувство собственной малоценности и незначитель­ности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Отсутствие существенных дета­лям в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас Или в недалеком прошлом характеризовался средним или Вол ее высоким интеллектом, часто показывает интеллек­туальную деградацию или серьезное эмоциональное нару­шение.

«Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несуществен­ные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педан­тичность.

Ориентация в здании.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хоро­шее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темн и продуктивность — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентифика­ция с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший про­гноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание про­блем, нежелание раскрыть себя.

Корни — коллективное, бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при обще­нии с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описанный в современной литературе, который можно, по нашему мнению, использовать в повседневной практике психологических консультаций.

Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — большое сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, мо­жет вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отно­шении того, что держится в секрете.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание най­ти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельству­ет о потребности в жесткой и неукоснительной системати­зации с опорой на привычки.

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграж­дающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, кон­тактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поис­ки объективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира дет­ским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессив­ность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприят­ностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья—петельки — предпочитает использовать свое обаяние.

Зигзаги в листве — осторожность и скрытность.

Листва, похожая на узор — женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремле­ние к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в при­нятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, податливость.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.

Ствол линиями с нажимом — решительность, актив­ность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не за­держивается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тре­вогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупот­реблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не­соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с вне­шним миром; жизнь повседневная и духовная мало свя­заны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положе­ния в своем кругу.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кру­гу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремле­ние укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависи­мость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Острая вершина — защищается от опасности, настоя­щей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

желание действовать на других, атакует или защища­ется, трудности в контактах;

хочет компенсировать чувство неполноценности, стрем­ление к власти;

поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на од­ном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *