на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте

Дидактические игры в старшем дошкольном возрасте

на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Картинка про на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте Галина Вандышева
Дидактические игры в старшем дошкольном возрасте

Дидактическая игра – игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи. Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Старший дошкольный возраст — отличный период для развития речи, памяти, мышления, воображения и других психических процессов ребенка, расширения его кругозора. Активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка можно с помощью дидактических игр, которых существует огромное количество. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

В зависимости от возрастных особенностей детей можно дидактические игрырешают следующие задачи:

1. Способствовать развитию познавательных действий

2. Способствовать освоению представлений о счете, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве в дидактических играх

3. Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, мышления, речи,сенсорных способностей по освоению содержания программы:

а). Способствовать освоению умений в счете

б). Формировать понятие величины

в). Развивать представления о форме

г).Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве

д). Способствовать освоению ориентировки во времени

4. Побуждать применять математические представления в самостоятельной деятельности

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.

на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Картинка про на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрастеРппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» «Мы играем в детском саду» (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Картинка про на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрастеФотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Смотреть картинку на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Картинка про на что направлена игра в старшем дошкольном возрасте. Фото на что направлена игра в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Источник

Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте

Елена Бадина

Статья «Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте«

статья на педагогическую тематику

Статья «Значение игры в развитии навыков общения в старшем дошкольном возрасте«

Автор: Бадина Елена, воспитатель МДОУ детский сад «Солнышко»

Описание: Данная статья будет полезна педагогам, воспитателям.

Цель: развитие навыков общения.

Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребенка, поскольку именно в дошкольном возрастеформируются основные качества личности: ключевые социальные навыки, социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на усвоение традиций общества, культуры, среды в которой ребенок растет.

Одним из важнейших моментов в характеристике социального развития ребенка, реализуемого в его усложняющейся деятельности, выступает развертывание явления социализации-индивидуализации, поступательно осуществляемого — от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности.

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре.

Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Решение задач, обеспечивающих социальное развитие детей на ступенях дошкольного образования, является продуктивным при условии применения современных эффективных средств направленных на формирование социально-коммуникативных качеств в старшем дошкольном возрасте. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, поскольку ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются необходимые социальные качества ребенка, его умения взаимодействовать с другими членами общества и лучше их понимать. Для старшего дошкольника характерны приоритеты коллективного общения, дети в этом возрасте стремятся как можно лучше узнать друг друга, они беседуют на личные и познавательные темы и стремятся к общению с теми сверстниками, которые отвечают их интересам и социальным запросам

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни и выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

На протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

В игру вовлекаются все стороны личности. Ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игрыактивно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливается эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно- ролевую игру ребенка, окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В сюжетно- ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли).

В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей.

Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете – разное содержание игры). Для осуществления замысла в сюжетно- ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Показывая детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Также поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему, необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых, любовь к труду, дружбе, взаимопомощи. Создавая условия для творческого самовыражения детей и для возникновения новых игр и их развития.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений один из важнейших условий развития полноценной игры.

Именно в игре происходит качественное изменение психологических особенностей дошкольника (его мышления, памяти, произвольности) и его личностных качеств (самостоятельности, инициативности, но только при условии, что сама игра постоянно развивается.

Самореализацию – полная внутренняя свобода,возможность реализации любых желаний: могу действовать с любым предметом и так, как я хочу, могу стать кем угодно и отправиться куда угодно – реализация любых потребностей.

Здоровьесбережение – эмоциональный комфорт, позитивное мироощущение (чувство подвластности всего мира, удовольствие, развитие личности (осознание своего места в обществе) ит. д.

Комментарий: Главные профессиональные умения педагога-дошкольника – это умение общаться и играть с маленьким ребенком.

Американский психолог и психотерапевт Берн: «Весь процесс дошкольного воспитания мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Главное. что может сделать педагог для того, чтобы ребенку было хорошо в д/с – это научить его играть с другими детьми.

В. Т.Кудрявцев:«Играя, дети активно экспериментируют с образами социальных отношений взрослых – через варьирование и достраивание сюжета, интерпретацию содержания игровой роли, субъективное переживание игровых событий…Благодаря этому общие смыслы и мотивы деятельности взрослых перестают быть для ребенка чем-то готовым, что предстоит лишь вычитать из «текста» игровой роли. Д. Б. Эльконин отмечал, что для ребенка образ взрослого как носителя социальных отношений – это не образ другого, а образ себя через другого. Дети пытаются получить ответы не только о бытии взрослых, но и о собственном бытии. Детская игра – не просто переосмысление уже осмысленного (взрослыми, а способ определения ребенком своего самобытного места в мире людей, специфически человеческая форма его развития».

Л. А.Венгер: Главное не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами / «играет – значит, знает» (то, что разыгрывает)/.

Значение игровых моделей не исчерпывается только этим. Еще более важно овладение в игре самим процессом моделирования. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные и ролевые замещения. А это начало усвоения и использования всей человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и др.

Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, и это перестраивает все психические процессы ребенка. Поиск подходящих заместителей, использование одного и того же заместителя для обозначения разных предметов – это уже элементы творчества, воображения. (Венгер Л. А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Васильевой М. А. –М: Просвещение, 1986. Стр. 13-15.)

Цитата-гипотеза: Н. Н. Поддьяков, профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования, по результатам современных исследований детского экспериментирования (в конце 90х г. г.) выдвинул гипотезу о том, что у современных дошкольников ведущим видом деятельности является не сюжетно-ролевая игра, а экспериментирование,и привел в пользу этой гипотезы следующие доводы:

• Некоторые дети предпочитают в свободное время игре другие виды деятельности, однако их психическое развитие протекает нормально. В то время как без экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

• Экспериментирование возникает раньше игры. Игре надо специально учить, а экспериментирование развивается естественно и имеет четкие признаки саморазвивающей ребенка деятельности – исследуя предмет и все больше о нем узнавая, ребенок ставит и все более сложные цели его исследования.

Наконец, экспериментирование присутствует во всех видах детской деятельности, и в игре тоже. / Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

Учёные Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Авторы выделяют следующие способы построения игры:

-последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

-ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

-сюжетосложение, посредством которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его.

Методика формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Воспитатель старшей группы Савкина.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте» Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте Босикашвили И. П. Воспитатель ГБОУ 236 В настоящее время, когда внимание общества.

Презентация «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО. Выполнила: Королева Людмила Германовна Воспитатель первой.

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

Источник

Игровая деятельность и ее влияние на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В условиях стремительных изменений, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, усиливаются требования к личности ребенка-дошкольника. Становление нового образовательного пространства требует не усвоения человеком большего количества информации и знаний, а готовности и открытости к общению, взаимодействию и партнерству, способности слушать, слышать и вести диалог, свободно обмениваться мнениями, искать нужную информацию, работать со знаниями и уметь их применять по назначению. Образовательный процесс должен быть построен по деятельному принципу. Поскольку игра в дошкольном детстве является основным видом деятельности, то именно этот вид деятельности должен приобретать все большую значимость и занять весомое место в жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Цель статьи – исследовать влияние игровой деятельности на всестороннее развитие ребенка-дошкольника.

Игра как вид деятельности занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Заметим, что игра ребенка – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Важность и значение игры в жизни ребенка-дошкольника невозможно недооценить и переоценить. Игра – это не прихоть, это необходимость, в которой ребенокудовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном развитии, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом.

Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольников говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимания этому процессу. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является творческая игра. Она является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных “ ребенок – ребенок” или “ ребенок – группа детей”, что обеспечивает условия для сохранения физического и психического здоровья ребенка дошкольного возраста.

Еще в V веке Жан-Жак Руссо справедливо заметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в выявлении активности.

В детском возрасте игра является нормой. Весомые аргументы в подтверждение значения игры для развития ребенка содержат труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций малыша, но и важным фактором развития всего организма маленького ребенка, а именно нервной и сердечно-сосудистой систем, функций головного мозга. С удовлетворением потребностей в активности, в новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.

Еще в младшем дошкольном возрасте, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, у ребенка проявляется интерес к совместным играм со сверстниками, которые являются коллективными по своей природе. Постепенно, когда малыш взрослеет, происходит переход от игр “рядом” к играм “вместе”, в которых ребенок начинает самостоятельно общаться с другими детьми во время совместных игр, взаимодействовать, проявлять активность. Но чтобы научиться налаживать взаимодействие со сверстниками в игре, передавать и получать информацию об окружающей среде, согласовывать свои действия с действиями других детей, ребенку обязательно необходима помощь взрослого. Так, благодаря игровой деятельности ребенок усваивает общественный опыт, который способствует обогащению его знаниями, формированию практичных умений, навыков и духовных потребностей. В процессе игр у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды и убеждения, эстетические чувства, закладывается характер.

По словам выдающегося педагога К. Ушинского, “игра – это мощное воспитательное средство, в котором реализуется потребность человеческой природы”. Каждый ребенок должен иметь право на детство, то есть, прежде всего, иметь право на развитие собственной игровой деятельности.

Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно действуют на его чувства. Если взрослому не удается пробудить в детях интерес к окружению, то и детские игры будут неинтересными и кратковременными..Макаренко говорил: “Если ребенок будет заниматься только играми, в которых он остается пассивным, то из него вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, не привыкший преодолевать трудности”.. Макаренко подчеркивал, что “игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.

Влияние игры на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста многогранно,поскольку делает весомый вклад: в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, в становление самооценки и самосознания, в формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.

То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и тому подобное.

Еще одним достоянием в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мнение второго человека, смотреть на вещи его глазами.

Во время игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника – наиболее интересная деятельность. Игра дает детям возможность проявить собственную активность и самостоятельность.

В игре все “понарошку” – и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту,чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, где я стою, – наш дом”. Ребенок может открыть дверной замок воображаемым ключом или палочкой, которая его заменяет.

Именно в игре, а не в других каких-то видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играя, он познает цвет, форму, свойства материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Еще К. Ушинский подчеркивал, что “ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают играться. Дети страдают от навязывания чужих образов, от попытки сдержать их фантазию”. И очень жаль, что взрослые не всегда понимают место и роль игры в жизни ребенка. Дошкольное детство – это полноценный этап жизни человека. И то, что заложено в нас природой, мы должны сполна использовать. Чтобы в будущем взрослый человек не имел проблем, младенчество должно быть прожито полноценно. Давно замечено, что человек, который в детстве в достаточной степени не привлекался к игре, во взрослой жизни выявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений. В свое время русский психлг Алексей Лентьев отметил, щ причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников лежит в расширении осознанного им предметного мира. К нему принадлежат не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам мжет действовать (псуда, дежда, телефн, телевизр, мбильний телефн, кмпьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недстяжимы (автмбиль и т. п.) В сюжетн-рлевой игре мжна делать все,что недступно в реальнй жизни: самостоятельно управлять автмбилем, самолетом, пездм, делать пкупки, грести веслами.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. игра не требует от него в этом плане особых усилий, потому что не связана с получением какого-то практического результата. Поэтому в игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Для развития ребенка на этапе дошкольного детства необходим взрослый человек, который является советчиком, помощником, другом, наставником, опорой и защитой, источником развития, сокровищницей информации.

Чтобы поддержать ребенка, взрослый должен ощущать в себе детство, развивать способность к пониманию детей и всего, что с ними происходит; мудро относиться к их поступкам, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает правила умышленно, защищать его, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое главное, не ломать индивидуальность ребенка, а исправлять и направлять его развитие, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Если взрослый без причины вмешивается в игры детей, нарушает их замысел, то дети привыкают действовать по указаниям, у них развивается неуверенность в собственных силах. Поэтому необходимо определить особенности методики управления творческим играм дошкольников.

Возникает вопрос: абсолютно свободен или самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность обусловлены способами деятельности, которыми он обладает, знаниями, которые он имеет.

Неправильно думать, что развитие игры в дошкольном возрасте может проходить стихийно, что ребенок постоянно, без всякого руководства со стороны взрослых, может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Ведь новый смысл должен быть внесен в игру взрослыми.

Подражая взрослому, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдала в окружающей его жизни. Взрослые должны быть неравнодушными к тому, как и во что играют их дети. Сначала привычки, плохие или хорошие, а потом черты характера малыша формируются также в игре. Жестокое обращение со своей куклой, нежелание уступить второму ребенку игрушку, неряшливость в обращении со своими игрушками формируют такие негативные черты характера, как эгоизм, неряшливость, жестокость, упрямство и тому подобное. Но если ребенок заботливо относится к своим игрушкам, заботится и бережет их, в игре умеет выполнять возложенные на нее обязанности, подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка обязательно сформируются такие ценные черты характера, как дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к предметам, чуткость к окружающим, дружелюбие.

Взрослый специально должен выражать восторги по поводу удачных действий малоактивных детей, поддерживать их и поощрять к самостоятельной творческой деятельности. Замечено, что дошкольник тогда чувствует себя хорошо, когда даже его неправильные действия поддерживаются взрослым. Нельзя лишать ребенка права на ошибку. Это помогает малышу лучше осознать свою деятельность, выразить эмоциональное отношение к различным жизненным ситуациям, которые моделируются в самостоятельной игре. Ребенок учится сознательно контролировать течение игры, налаживать взаимодействие между игрушками-персонажами.

Положительные результаты дает использование опережающей положительной оценки деятельности детей. В ней нуждаются не только малоактивные дети. Отдельные дошкольники, достаточно активные в совместных играх с ровесниками, когда выполняют там второстепенные роли, чувствуют беспомощность во время самостоятельной индивидуальной игры. В этом случае педагогическая оценка играет роль стимула, способствует формированию у детей положительного отношения к индивидуальной игровой деятельности, уверенности в собственных действиях. На мой взгляд, основными средствами развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников являются игры,возникающие по инициативе взрослого: строительные, двигательные, дидактические. В процессе таких игр воспитатель может развивать интерес к игровому взаимодействию, помогать детям усваивать новые игровые средства общения, учить устанавливать партнерские отношения со сверстниками, доводить начатую игру до конца, оценивать результаты собственной деятельности.

Игра является интерактивной, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с различными предметами и другими лицами, влиять на это лицо или предмет, реагировать на изменения, которые он вызывает. Эта деятельность является взаимной, даже предметы преображаются, когда с ними играют. Игра является открытой, образной, выразительной, творческой, разнообразной. игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не наносит ущерба им и тем, кто их окружает, является приемлемым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Дказано, щ овладение деятельностьюхватывает такие взаимосвязанные между собой базисные особенности личности: инициативность, активность, свбда выбра и ответственность. акие особенности игры пмогают дшкольнику почувствовать себя в нерзрывном единстве с другими детьми, сохранить свю индивидуальность и непвтримость.

Выводы. Всестороннее развитие дошкольника в игре достигается прежде всего разнообразной направленностью содержания игр. Одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики – действенное использование в образовательном процессе различных видов игр. Имеющееся разнообразие игр направляет их на всестороннее развитие детей-дошкольников, обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые определяют интересы ребенка и его отношение к действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми. В процессе игры, под правильным руководством взрослого, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества психики, которые необходимы в будущем для содействия обучению в течение всей жизни.

3. Менджерицкая Д. Воспитателю детской игре / Д. Менджерицкая ; под. ред.. Марковой. –Москва : Просвещение, 1982. – 128 с.

4. Эльконин Д. Психология игры / Д. Эльконин. –Москва : Просвещение, 1976. – 228 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *