на что направлена государственная политика в сфере электроэнергетики
Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики
Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ в пункт 1 статьи 6 внесены изменения
1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;
технологическое единство электроэнергетики;
обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;
свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;
обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;
содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;
обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.
2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
На что направлена государственная политика в сфере электроэнергетики
Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики
1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;
технологическое единство электроэнергетики;
обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;
свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;
обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;
содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.
На что направлена государственная политика в сфере электроэнергетики
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года. (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1472-р, от 24.10.2020 № 2749-р)
2. Определить Минэнерго России ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Основных направлений, утвержденных настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции при формировании региональных и муниципальных программ развития предусматривать меры по реализации положений Основных направлений, утвержденных настоящим распоряжением.
Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 8 января 2009 г. № 1-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 861-р, от 28.07.2015 № 1472-р, от 10.11.2015 № 2279-р, от 05.05.2016 № 850-р, от 28.02.2017 № 354-р, от 31.03.2018 № 568-р, от 15.05.2018 № 901-р, от 19.07.2019 № 1601-р, от 24.10.2020 № 2749-р, от 01.06.2021 № 1446-р)
I. Цели реализации государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии
Государственная политика в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии является составной частью энергетической политики Российской Федерации и определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.
Повышение энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, необходимое для надежного, устойчивого и долгосрочного энергообеспечения экономического развития Российской Федерации, способствует вовлечению инновационных наукоемких технологий и оборудования в энергетическую сферу и развитию локального производства высокотехнологичного генерирующего и вспомогательного оборудования на этой основе и является одним из значимых мероприятий, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 861-р)
Целевой показатель объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии определяется как доля производства электрической энергии на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и ее потребления в совокупном объеме производства и потребления электрической энергии в Российской Федерации.
На период до 2035 года устанавливаются следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт): (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1472-р, от 01.06.2021 № 1446-р)
Минэнерго России осуществляет дифференцирование указанных значений целевых показателей по каждому из видов возобновляемых источников энергии, а также введение дополнительных индикативных целевых показателей (установленная мощность, производство электрической энергии и иные), характеризующих достижение установленных целей. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 861-р)
Для достижения значений целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, а также для реализации механизма торговли мощностью на оптовом рынке квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии (за исключением генерирующих объектов, функционирующих на основе энергии вод установленной мощностью более или равной 50 МВт) для ценовых зон оптового рынка на период до 2035 года устанавливаются: (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 861-р, от 28.07.2015 № 1472-р, от 01.06.2021 № 1446-р)
,
Для конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, проводимых после 1 января 2021 г., предельная величина показателя эффективности генерирующего объекта для каждого из видов генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, рассчитывается как произведение следующих величин:
установленная в отношении указанного года базовая предельная величина показателя эффективности (в ценах 2021 года) генерирующего объекта соответствующего вида;
произведение значений индексов потребительских цен, определяемых и публикуемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отношении периода с 1 января 2021 г. до 1 января года, в котором проводится указанный конкурсный отбор проектов;
коэффициент, отражающий изменения курсов валют после 1 января 2021 г.;
коэффициент, обеспечивающий снижение до прогнозируемого уровня средневзвешенной нерегулируемой цены электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Коэффициент, отражающий изменения курсов валют после 1 января 2021 г. (Квал2), определяется по ф
На что направлена государственная политика в сфере электроэнергетики
Статья 29. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике
1. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике направлена на обеспечение ее устойчивого развития, на развитие энергосбережения, а также предусматривает привлечение инвестиций во все сферы электроэнергетики и усиление государственного контроля за эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
2. Основой инвестиционной политики государства в электроэнергетике является содействие привлечению в электроэнергетику инвестиций посредством формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), обеспечения защиты и поддержки развития российских производителей, использования инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий в электроэнергетике, в том числе в целях развития малой и нетрадиционной энергетики.
3. Целями инвестиционной политики государства в сфере развития единой национальной (общероссийской) электрической сети являются повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона.
4. Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет прогнозирование возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах оптового рынка и формирование благоприятных условий для капиталовложений или при необходимости для государственных инвестиций в строительство объектов электроэнергетики в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности.
5. Целью инвестиционной политики государства в атомной энергетике является развитие атомных электростанций путем создания экономических условий и условий государственного регулирования цен (тарифов), благоприятных для формирования собственных и привлеченных инвестиционных средств, в соответствии с государственными программами развития атомной энергетики.
6. Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 74-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 30.03.2016 N 74-ФЗ)
Утверждение инвестиционных программ сетевых организаций осуществляется с применением показателей надежности и качества услуг по передаче электрической энергии, утвержденных в установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти порядке.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
На что направлена государственная политика в сфере электроэнергетики
Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
1. Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:
обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение устойчивого развития электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
приоритет обеспечения жизни и здоровья физических лиц, в том числе работников организаций в сфере электроэнергетики, при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:
государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
управление государственной собственностью в электроэнергетике;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
федеральный государственный энергетический надзор;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственный экологический надзор в электроэнергетике;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики;
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)