на что наматывают швартовый канат
Состав швартовного устройства
Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
В состав швартовного устройства входят:
швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них);вьюшки и банкеты;
швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);
вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).
Швартовные тросы. В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна.
Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов,обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.
Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.
Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.
Крепление швартовного троса на кнехте
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова,поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.
Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.
Киповые планки. В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов
Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют такженаправляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.
Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.
Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.
Подготовленное для швартовки рабочее место:
Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса.
Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.
Швартовые механизмы. В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми).
Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми.
Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.
Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля.
Использование турачки брашпиля
Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.
Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор.
Переносные стопоры: а) – цепной; б) – растительный
Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна. При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.
Крепление переносного стопора к кнехту
Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос,чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.
На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками.
Удержание швартовного троса стопором
Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в последнее время.
Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.
6.3. Швартовное устройство
Рис.6.32. Швартовное устройство
Рис. 6.33. Названия швартовных концов
Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.
Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тормозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупнотоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с приводом.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.
Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».
На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров ниже 60°С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
Рис. 6.35. Креп швартовых на береговой тумбе
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Рис. 6.37. Крепление швартовного троса на кнехте
Для проводки швартовов с автоматических лебедок обычно устанавливают универсальные поворотные клюзы (рис. 6.39). Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие больший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособленные для работы со швартовами большого диаметра.
Рис. 6.39. Клюз универсальный
Киповые планки. Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.
Рис. 6.40. Киповые планки:
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов
Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке) (рис. 6.41).
Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки (рис. 6.42, 6.43). Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.
Рис. 6.43. Трос на банкете
Рис. 6.44. Бросательный конец
Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз (рис. 6.45). Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.
Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.
Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор. Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна.
При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце (рис. 6.46). Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.
Рис. 6.46. Удержание швартовного троса стопором
Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения (рис. 6.47). Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно по-травить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт. На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками. Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом.
Рис 6.47. Переносные стопоры:
а) – цепной; б) – растительный
Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами. Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.
Швартовые механизмы. Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.
Рис. 6.48. Использование турачки брашпиля
Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля (рис. 6.48). Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой (рис. 6.49).
Рис. 6.49. Швартовный шпиль
Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис.6.50). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают судно, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.
Рис. 6.50. Автоматические лебедки
Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.
При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворотных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно смазывать трущиеся части.
Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.
Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, значительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более числа нитей в канате.
17 Тросы и такелажные работы
Александр Сергеевич Суворов
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
16. Тросы, такелажные работы и узлы. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 21 мая 1971 года.
В пятницу 21 мая 1971 года в аудиторию Севастопольской Морской школы ДОСААФ вошёл неприметный небольшого роста пожилой человек и молча стал наблюдать, как постепенно затихал наш утренний гвалт перед началом занятий. Когда все ребята, наконец-то, заметили и увидели этого «старичка», он спокойно подошёл к столу преподавателя и без лишних слов начал урок.
Всё это «Старичок» выпалил одним духом, без задержки и без трудностей в произношении. Даже мысленно всё это воспроизвести было невозможно, а тем более запомнить или записать. Сходу, с самого первого появления «Старичок» поразил нас и покорил, свивая нас своими тросами и узлами. Вскоре мы узнали, что троса бывают: одинарной свивки (одинарные или однопрядные), когда проволоки одинакового диаметра свиты по спирали в один или несколько (до четырёх) слоёв вокруг одной из проволок; двойной свивки (трос тросовой работы), изготовленные свиванием нескольких прядей в один или два слоя вокруг одного металлического, органического или минерального сердечника; тройной свивки (тросы кабельной работы), когда тросы свивают из нескольких тросов тросовой работы, которые в этом случае называются «стрендями».
Стальные тросы имеют правое (по ходу часовой стрелке) и левое (против хода часовой стрелки) направление свивки прядей. По виду свивки тросы бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. Трос, у которого направление свивки наружного слоя проволок в прядях и прядей в трос одинаковое, называется тросом односторонней свивки. Трос, у которого направление свивки наружного слоя проволок в прядях и прядей в трос различно, называется тросом крестовой свивки. Трос, свитый из прядей, половина которых имеет правую свивку проволок, а вторая половина — левую, называется тросом комбинированной свивки.
С этого момента мы уже окончательно «свихнулись» в этих свивках…
Это самое «ёлочно» нас окончательно доконало. Теперь, отныне и навсегда нашим групповым кодовым выражением ощущения полного отупения, безразличия, опустошения, короче, полного недоумения, стало выражение: «Мне не до свивки, мне это всё ёлочно».
Далее мы узнали, что тросы – это очень сложное и ответственное производство, хранение и использование, что все тросы имеют свои характеристики, свойства и паспорта.
Вся наша группа курсантов-слушателей Севастопольской Морской школы ДОСААФ в восхищении не удержалась и зааплодировала. «Старичок» вежливо поклонился нам и невозмутимо продолжил лекцию, которая превратилась из скучного материала в настоящий живой спектакль. Далее мы узнали, что трос крестовой правой свивки (обыкновенный, раскручивающийся) специального буквенного обозначения не имеет.
Правда и мы узнали для себя что-то полезное из лекции «Старичка». Например, мы узнали, что нельзя допускать образование петель на тросе, так как при натяжении из петли образуется залом (калышка) и трос становится непригодным. Образовавшуюся петлю нужно аккуратно развернуть, причём закручивая трос, а не раскручивая его свивку. При сматывании троса, барабан или бухту нужно вращать, а не снимать с них петли троса. Точно также надо сворачивать трос в бухту, а не накладывать на бухту петли троса, иначе свивка нарушится…
При стоянках на швартовах и при самой швартовке не допускается свивка или навивка двух тросов друг на друга, их перехлёст или зажим. Перед подачей троса на другой корабль, его сначала раскладывают по всей длине на палубе и расправляют петли, всё время подворачивая трос для его свивки, а не для развивки. Если нужно временно хранить свёрнутый трос, то его «кружат» в бухту нужного диаметра и укладывают шлаги (витки) с подворачиванием, то есть со свивкой.
Стальные тросы соединяют друг с другом особым способом, технологию которого из-за большого количества специальных терминов и определений я не запомнил. Я только запомнил одно – сплеснивать тросы, предназначенные для подъёма и спуска людей, не разрешается.
Все тросы должны регулярно смазываться канатной мазью, техническим вазелином, пушечной смазкой или жировым солидолом. Все эти вещества не содержат солей, кислот или щелочей. Вот почему стальные тросы не смазывают мазутом, соляром, отработанным машинным маслом или другими моющими веществами. Тросы смазывают три раза в год или каждый раз после пребывания их в морской воде. Иногда мастера такелажных работ смазывают тросы горячей смазкой из древесной смолы и извести. Вот почему морские тросы имеют специфический портовый или морской запах.
После использования в работе тросы должно вымыть пресной водой, высушить, смазать и намотать на вьюшку или в смотать в бухту. Тросы по правилам ухода за устройствами и системами корабля должны проверяться и осматриваться регулярно (не реже одного раза в месяц). Недостатки в тросах устраняются немедленно, негодные заменяются новыми тросами. Тросы бегучего такелажа, как правило, используются 2-4 года, после чего заменяются новыми. Троса стоячего такелажа используются с неограниченным сроком.
Морские тросы из растительных волокон подразделяются на пеньковые, манильские и сизальские тросы. Растительные тросы слабее стальных в несколько раз (до 6 раз). По способу изготовления различают тросы тросовой работы (обыкновенные) и тросы кабельной работы (отворотные). Обыкновенные тросы для тросовой работы изготовляются путём свивки (скручивания) волокон в каболки (пряжу). Несколько каболок, свитых в обратную сторону, чем сами каболки, образуют прядь. Три или четыре пряди, скрученные в ту же сторону, что и волокна каболок, образуют трос.
4-х прядные растительные обыкновенные тросы имеют центральный сердечник. Он предотвращает западание прядей и обеспечивает тросу особую гибкость и нераскручиваемость троса. 4-х прядные растительные обыкновенные тросы слабее 3-прядных той же толщины примерно на 20%. Растительные обыкновенные тросы тросовой работы, как правило, правой крутки или свивки (прямого спуска). Тросы левой крутки (левой свивки, обратного спуска) изготовляются только по особому заказу.
Растительные тросы кабельной работы получаются путём скрутки (свивки) в левую сторону трёх или четырёх обыкновенных тросов тросовой работы правой крутки — стрендей. В 4-стрендном тросе имеется центральный сердечник того же назначения, что и в 4-прядном тросе. Если все стальные тросы называются тросами, то растительные тросы в зависимости от способа изготовления и длины окружности имеют собственные наименования:
— Манильские тросы делают из манильской пеньки – волокон дикорастущего банана – абака. Манильский трос не смолённый, золотисто-коричневого цвета, не тонет в воде, быстро сохнет, почти не подвержен гниению. Прочность манильского троса выше прочности несмолёного пенькового троса. Длина бухты з-х прядного манильского троса – 250 (плюс-минус) 10 м.
— Сизальские тросы изготавливаются из сезальской пеньки – волокон листьев тропического растения агавы. Несмолённые сизальские тросы светло-жёлтого цвета. Они обладают меньшей упругостью и прочностью и большей хрупкостью и способны впитывать влагу. Во всём остальном сизальские тросы почти такие же, как пеньковые и манильские.
Мы невольно поёжились и подумали все вместе и одновременно: «Старичок-то не простой свитый трос, а кручённый»…
— Растительный трос, находившийся в воде, тщательно просушивают, подвешивают его или растягивают во всю длину над палубой. Очень плохо, если намокший трос ещё и замерзает, его прочность сильно уменьшается. Вот почему растительные тросы тщательно смолят древесной смолой, берегут, чистят, моют и сушат.
— Растительные тросы «боятся» высоких температур, дыма, копоти, сажи, воздействия масел и кислот, а также солнечной радиации. При навивке троса на вьюшку коренной конец его прихватывают к барабану вьюшки, шлаги (витки) троса накладывают на вьюшку ровно и плотно, для чего их обивают деревянным мушкелем. Тросы укладывают в бухты взакрут, то есть тросы тросовой работы прямого спуска укладывают по часовой стрелке, тросы обратного спуска и кабельной работы — против часовой стрелки. Вьюшку с растительным тросом закрывают чехлом. Чехол в хорошую погоду с вьюшек снимают и трос проветривают.
— Один раз в три месяца растительные тросы поднимают на верхнюю палубу для осмотра, просушки и проветривания. При этом хорошо упакованные тросы распускают, проверяют и снова упаковывают на хранение. Примерный срок службы растительных тросов кабельной работы — 3 года, перлиней — 2 года, прочих тросов — 1 год.
— Синтетические тросы изготовляются из волокон химических веществ, например, из капрона, нейлона, дакрона, лавсана, полипропилена, полиэтилена. По водостойкости, упругости, гибкости, лёгкости, прочности, долговечности и экономичности синтетические тросы значительно превосходят растительные. Капроновый трос примерно в 2,5 раза прочнее и эластичнее растительного троса, в воде в 4 раза легче пенькового несмолёного троса. Срок службы капронового троса в 1,5-2 раза больше, чем пенькового. Полиэтиленовый и полипропиленовый тросы не тонут в воде.
— Синтетические тросы не гниют, не обрастают плесенью, стойко переносят кратковременное воздействие высоких температур, влияние масел, нефти, копоти, многих щелочей и кислот. Синтетические тросы конкурируют со стальными тросами, особенно капроновые тросы. Капроновые тросы применяют для буксиров, швартовов, якорных тросов, из них изготовляют амортизаторы для стальных швартовов.
Синтетические тросы выпускаются только трёхпрядные тросовой работы.
— В зависимости от прочности капроновые тросы делятся на повышенные и нормальные. Капроновые тросы изготовляются окружностью от 25 до 200 мм и длиной целого конца до 1000 м и более (но не менее 100 м). Относительное удлинение капроновых тросов без нарушения прочности достигает 40%. Капроновые тросы поступают на корабли в бухтах или на деревянных барабанах. В одной бухте троса толщиной от 25 до 75 мм может быть до пяти отдельных концов по 250 м каждый.
— Крепят капроновый трос за кнехты, берут его непосредственно соединительными скобами, накладывают стопоры и пропускают через клюзы и киповые планки, так как травить капроновый трос через металлические части под нагрузкой нельзя. От этого он сильно вытягивается и в местах соприкосновения перетирается.
Старичок перевёл дух и замолчал.
Мы проснулись, очнулись и заёрзали на своих жёстких сиденьях, на которых уже второй час сидели не шевелясь. «Старичок» немного подумал, взглянул на часы и не спеша, возобновил свою очень интересную лекцию.
Мы тоже подумали, что «спаривать» два разнокалиберных капроновых троса – это уже чересчур…
Для нас это уже давно было «ёлочно», поэтому вся наша группа, не сговариваясь, дружно и нервно захохотала. Мы уже давным-давно потеряли нить, каболку и даже свивку рассуждений «Старичка». В наших мозгах все эти свивки-навивки накрутились петлями и заломами, а все эти троса протёрли нам мозги до самых косточек…
Старичок очнулся, всё понял, не обиделся, но всё же упрямо успел сказать нам напоследок:
Мы осмелели и дружно вслух ответили «Старичку»: «Мы не будем!».
Мы немедленно возликовали.
Мы ничего не поняли и уже не хотели ничего понимать. Мы хотели только одного, свободно раскрутиться от этой свивки всеми тросами вместе взятыми. Мы даже не догадывались, в какой тугой узел совьёт нас стрендями этот «Старичок»…
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Источники данных: А.О. ШАБАЛИН, Н.П. ЕПИХИН, Н.И. КАБАНОВ, Е.Б. СИЛЬНОВ, М.С. ПУСЬКОВ, В.А. ЗИМИН, Ю.А. ПАВЛИКОВ, Г.М. КУЗНЕЦОВ, Ю.Е. ТИТОВ, А.Б. ОРЛОВ, Справочник по морской технике, Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР, МОСКВА — 1969.